От родителей к детям передаются тип нервной системы

Очень часто родители, когда поведение своего ребёнка их не устраивает, говорят: "Вот ничего не поделаешь, во всем виноваты гены, весь в отца или мать пошёл". Однако исследования ученых показывают, что хоть и влияние наследственности велико, но обвинять во всем "дурную наследственность" неправильно. Согласно мнению психоаналитиков, влияние генов на формирование характера ребенка нельзя отрицать, однако многие способности могут быть развиты или утрачены во время воспитания и развития детей.

Ни у кого не вызывает сомнений, что у красивых родителей в большинстве случаев рождается красавица дочка и красавец сын. Но как видно из биографии многих гениальных личностей, на их детях природа отдыхает. По данным исследований ученых оказалось, что такие болезни, как шизофрения, маниакальный синдром, умственная отсталость и слабоумие чаще всего передаются по наследственности. Причем не только от родителей, но и предыдущие поколения могут подарить предрасположенность к данным заболеваниям. По наследству передаются также интеллектуальные способности ребенка. У высокоодаренных родителей чаще рождаются талантливые дети, но задатки интеллекта в большей степени определяются материнскими генами, а не отцовскими.

Дети, унаследовав от талантливых родителей гены, не могут сами по себе вырасти гениями. Для этого необходимо создать условия, чтобы они могли реализовать заложенный в них потенциал. В семьях, где родитель признанный гений и талант, одаренный ребенок часто остается в тени. У гениальных родителей постоянно увлеченных работой на ребенка не остается времени, в результате они вырастают людьми, не похожими на своих родителей.

По мнению ученых, утверждение, что на детях гениев природа отдыхает, связана с ошибками в воспитании. А вот родители самих гениев в основном не имели ни титула, ни денег при жизни, зато упорно занимались детьми. Они хоть и были талантливыми от рождения, но были непризнанны народом. Поэтому, они с упорством вкладывали силы в воспитание своих детей, чтобы в них реализовался их талант.


Как показывают данные исследований американских физиологов, развитие личности на две трети зависит от природных способностей, а на треть - от окружения и воспитания. Как когда-то выразился Пифагор: "Не из каждого дерева можно выточить Меркурия". От генов зависит на 50% уровень интеллекта и на 28-49% степень выраженности у ребенка уверенности в себе, его тревожности и дружелюбия, сознательности и интеллектуальной гибкости. Различие характеров братьев и сестер, выросших в одной и той же семьи, объясняется с тем, что они наследуют только половину общих генов родителей.

Сегодня научно доказано, гены оказывают фатальное влияние на то, каким вырастет человек и думать, что новорожденный ребенок является чистой доской, на которой родители могут написать все, путем воспитания является ошибочной. Однако роль среды в воспитании ребенка нельзя полностью исключать. Способности, которые достаются детям по наследству от родителей являются только начальным капиталом, если их грамотно не развивать и не увеличивать, то нельзя рассчитывать на успех в воспитании гармонично развитой личности.

Среда общения и культура являются немаловажным фактором для развития ребенка. Даже ребёнок академиков, унаследовавший от родителей огромный интеллект и умственные способности, угодив в "плохую компанию" за считанные дни может превратиться в наркомана или алкоголика. Так же и усыновленный ребёнок, при правильном воспитании в кругу любящих и добрых приемных родителей, может вырасти прекрасным человеком, несмотря на то, что его биологический отец не отличался хорошими качествами характера.

Многие учёные в последнее время утверждают, что существенное влияние на характер ребёнка оказывает период его развития в утробе матери. Если мама до рождения ребенка окружает его хорошим настроением, разговаривает с ним или поет ему, то и малыш рождается с музыкальным слухом, с соответствующим тоном голоса и настроения.

Данная статья должна заставить родителей задуматься: насколько оправданы их требования к своему ребенку? Любить ребенка необходимо таким, какой он есть. Нельзя из тихони сделать общительного лидера или заставить учиться ребенка на "отлично", если у него нет наследственных способностей. Прибегая к строгим методам воспитания, можно сломать внутренний мир ребенка. Для полноценного развития личности ребенка родители должны учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе воспитания.

- Вернуться в оглавление раздела "Детская психология"


Наш эксперт — кандидат психологических наук Юлия Водяха.

Е1.RU продолжает развенчивать разные околонаучные мифы вместе с екатеринбургскими учёными. Сегодня поговорим о заблуждениях, связанных с характером и темпераментом.

Узнаем, может ли характер быть маминым или папиным, и передаётся ли по наследству депрессивное отношение к жизни. Выясним, правда ли характер формируется до трёх лет, а после изменить его уже невозможно. Порассуждаем о том, правда ли из всех темпераментов холерики больше склонны к истерике, а меланхолики — всегда тихони и мечтатели. А ещё поговорим о том, откуда берутся неуравновешенные люди, и правда ли бывают несовместимые темпераменты.

Ответить на эти вопросы мы попросили кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ Юлию Водяху.

Миф первый: характер может передаться от родителей

Искать ответы мы отправились в Институт психологии УрГПУ.

— Прямой зависимости, что какая-то черта характера вызывает заболевание, конечно, нет. Есть люди, у которых некоторые черты характера сильно заострены, это называется акцентуация характера. Существует целый перечень акцентуаций характера. Гипертимы (очень активный тип) много берут на себя, не умеют делегировать полномочия, им проще всё сделать самим. Для таких людей характерно переутомление, профессиональное выгорание. Для сензитивного (эмоционально чувствительного типа) — склонность принимать всё близко к сердцу, мнительность, нерешительность, ранимость. Для них более характерны переживания сниженного настроения, может быть, даже депрессивные состояния. Вместе с тем при адекватном воспитании родители и учителя могут скорректировать нежелательные черты характера.

— А оптимизм и пессимизм влияют на здоровье?

Миф третий: характер формируется до трёх лет

По словам психолога, из импульсивного ребёнка может вырасти успешный и уверенный человек, а может неуравновешенный и безответственный. Всё зависит от воспитания.

А вот пессимистичное отношение к миру могут заложить родители, которые всем недовольны.

Непоседливый, импульсивный в детстве человек может стать как выдающимся спортсменом, общественным деятелем, лидером (если были созданы условия), а может быть крайне неадаптированной личностью. Импульсивность (преобладание возбуждения) не всегда замечательно сказывается на результатах в учёбе, но способствует высоким спортивным достижениям. Безусловно, должны быть созданы условия для интеллектуального развития и физической подготовки (например, шахматы и спортивная секция). Тогда импульсивность (так мешавшая в детстве) проявится с самой положительной стороны — высокая скорость реакции, быстрая интеллектуальная обработка информации, способность к высоким достижениям, хорошая самодисциплина.

Если ничего с излишней импульсивностью не делать, то во взрослой жизни возникнут серьёзные проблемы с постановкой целей, наличием длительных отношений (брака), постоянства в работе. Такой человек не будет готов нести ответственность ни за других, ни за себя.

Миф четвёртый: холерики — самый истеричный тип темперамента

— Деление на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов — это бытовое понимание, которое, вероятно, порождается желанием человека уметь предсказывать поведение других людей. Увидел в другом холерика, и сразу понятно, что от него ждать. Хотя на самом деле такого явления, как холерик, нет, есть черты темперамента, свойства характера. Вообще, профессиональные психологи рассматривают не традиционную бытовую типологию — 4 типа, а изучают свойства темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (силу эмоциональной реакции), пластичность (изменчивость), ригидность (инертность) и другие.

У холериков заострены такие черты характера, как потребность во внимании, у таких людей хорошие навыки самопрезентации, они умеют преподносить информацию нужным образом, концентрировать на себе внимание аудитории.

Но вообще, переживанию особенно интенсивных эмоций могут быть подвержены все. При этом одна и та же ситуация на разных людей может повлиять по-разному: кто-то перенесёт её спокойно, а у кого-то спровоцирует истерику.

— Есть мнение, что только холерики могут быть лидерами…

Миф пятый: меланхолики — это грустные и аморфные люди

— Здесь речь идёт о людях со слабой эмоциональной реакцией на внешние или внутренние раздражители. Такие люди обладают высокой концентрацией внимания, глубоко погружаются в деятельность, часто испытывают сложности с переключаемостью. Но это очень системные люди, которые шикарно работают с документами, эффективны в ситуациях контроля. Их ригидность (или инертность) позволяет при любых условиях достигать положительного результата. Это идеальные сотрудники для работы с документацией, например, экономисты, инженеры.

Может казаться, что меланхолик ничего не делает, но в это время он может активно думать, просто не показывает своих эмоций.

— Они всегда пассивны?

— Нет, просто у таких людей внутренний план деятельности скрыт от внешнего наблюдения. У других все эмоции на лице, активная жестикуляция, много лишних движений. А у человека с низкой реактивностью другой подход, ему надо больше времени подумать, кажется, что он ничего не делает. На самом деле он активно думает. Его мысль нельзя обрывать и резко переключать с одной задачи на другую. Такие люди могут быть прекрасными аналитиками.

— Но вообще есть убеждение, что меланхолики — это люди творческие: художники, поэты…

Миф шестой: сангвиники — работоспособные и целеустремлённые люди

— Бытовое представление о сангвинике — это человек, который обладает такими свойствами нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность. Такой человек действительно может быть очень работоспособным. Но такие люди часто не доводят начатое дело до конца, когда они понимают, как решить проблему, они теряют интерес.

А вот собственно целеустремленность — это черта характера. Она возникает при определённых воспитательных воздействиях со стороны семьи. В достижении ребёнка (его золотой медали в школе, красного диплома в вузе) всегда есть заслуга родителей.

Миф седьмой: есть несовместимые темпераменты

— Такого нет, есть несовместимые характеры. Но опять же, не сами характеры. Недопонимание возникает, если у людей разные ценности. Есть только одна черта, которая не даст ужиться, — это соперничество, склонность к доминированию. Супругам, у которых выражена склонность к соперничеству, будет достаточно сложно состоять в длительных тёплых отношениях.

— А в работе? Разве руководителя-холерика не будет бесить подчинённый-меланхолик?

— Для хорошего руководителя должен быть важен результат. И если сотрудник действительно обладает нужными компетенциями и качественно продуктивен, то к такому подчинённому руководитель может и должен найти подход вне зависимости от того, какие у него черты характера или темперамента.

Хоть и говорят, что люди не меняются, характер формируется всю жизнь.

По словам психолога, принять в партнёре можно любые черты характера, кроме стремления к соперничеству.

Но есть спортивные команды, коллективы сотрудников МЧС, напарники ГУФСИН и т. д. Такие люди должны быть хорошо совместимы изначально. От их слаженных действий может зависеть даже жизнь человека. В любом случае над психологической совместимостью можно и нужно работать — результат обязательно будет.

На некоторые стороны поведения ребенка накладывают отпечаток врожденные особенности его нервной системы, так называемый тип высшей нервной деятельности. Например, одни дети шустрые, энергичные, другие - менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок, - это зависит от воспитания, но они все же благоприятствуют формированию одних и затрудняют приобретение других. Эффективность тех или иных средств педагогического воздействия также зависит от типа нервной системы ребенка.

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов - возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой или слабостью и тем, уравновешивают они друг друга или преобладает один из них
.
Опираясь на знание характерных особенностей поведения детей каждого типа (они излагаются ниже), родители могут определить к какому из них принадлежит ребенок, и соответственно этому осуществлять индивидуальный подход.

Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения (условно назовем их уравновешенными) отличаются преобладанием спокойного поведения, положительных эмоций. Если такого ребенка воспитывают правильно, он спокоен, весел, плачет редко и только по существенной причине, а при ее устранении быстро успокаивается. Сон у таких детей глубокий, засыпают они быстро, могут спать и при небольшом шуме. Они безболезненно привыкают к режиму дня, к новой пище. Аппетит у них устойчивый. Ребенок не боится новых людей. Подрастая, легко вступает в контакты со сверстниками, что благоприятствует формированию у него общительности.

У детей этого типа в одинаковой мере имеются предпосылки для развития интереса как к подвижным, так и к спокойным играм и занятиям. Например, с 7-8 мес. они могут подолгу и сосредоточенно складывать колечки в ведерко, позднее - надевать их на стержень, а на втором году жизни по нескольку раз, не отвлекаясь, собирают и разбирают башенку и с не меньшим желанием играют в догонялки. Воспитателям, как правило, легко с такими детьми. Но если в группе или дома нарушают основные правила воспитания, режим дня, ребенок, по природе уравновешенный может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.

Иначе ведут себя дети, у которых процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам: то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы проявляют большую нетерпеливость. Нередко они просыпаются раньше времени приема пищи и громко, безутешно плачут. Таких детей особенно важно кормить в спокойной обстановке, так как они легко отвлекаются. Следует учитывать, легковозбудимые дети большие объемы пищи съедают утром и вечером. Сон их неглубокий, чуткий: малейший шум в комнате, где спит малыш, даже негромкий разговор, может разбудить его. Перед тем как заснуть, малыш долго вертится в кровати, а во время сна часто поворачивает с боку на бок.
Характерно проявление чувств у детей этого типа: и радость и недовольство выражают бурно, быстро переходят от одного состояния к другому. Они активны, подвижны, живо реагируют на игрушки. природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения, быстроты. Учитывая это, необходимо с самого начала воспитывать у ребенка умение сосредоточенно, спокойно заниматься игрушками, наблюдать за окружающим. Занятия с различными сборно-разборными игрушками, рассматривание картинок, а в конце года - рисование и лепка помогают воспитыванию у ребенка терпения, желания и умения довести начатое дело до определенного результата.

Однако, не стоит навязывать ребенку занятие вопреки его желанию. Это может привести лишь к обратному результату - отказу от предлагаемого занятия, образованию отрицательного отношения к нему. Своей заинтересованностью, эмоциональностью родитель может вызвать у ребенка желание подражать тем действиям, которые показывает сам. Если специально не заниматься с такими очень подвижными детьми и не заботиться о развитии усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность, отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний, умственному их развитию.

Характерное для этих детей бурное выражение чувств полезно иногда умерять, это приучает к сдержанности. Общаться с ребенком надо спокойно, ровным тоном, избегать шумных забав. Не следует злоупотреблять запретами, чтобы не перенапрягать нервную систему, однако слово "нельзя" дети этой категории, как и другие, должны усвоить уже к концу первого года жизни.
Итак, воспитывая маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Но при этом надо помнить, то бесконечное сдерживание таких детей может привести к перенапряжению их нервной системы.

Противоположность легковозбудимым детям - так называемые медлительные дети, у которых нервные процессы тоже сильные, но преобладает не процесс возбуждения, а процесс торможения. Дети такого типа отличаются спокойным поведением, им несвойственно бурное выражение эмоций. Плачут они редко, радость выражают умеренно, как правило, не смехом, а улыбкой.

На первом году жизни масса тела этих детей нередко превышает средние нормы. У них, как правило, хороший аппетит. Сон спокойный, продолжительный : ребенок спит и при негромких разговорах, неярком освещении. Засыпает хотя и быстро, но перед тем ка заснуть лежит спокойно. Несколько позднее, чем дети описанных выше двух категорий, данные дети овладевают движениями: на 4-6 недель позднее закрепляется у них умение встать, сесть, ходить. Но у научившись тому или иному движению, ребенок мало пользуется этим умение, подолгу лежит или сидит. Родители должны стимулировать таких детей к перемене положения: привлекая игрушкой, побуждать перевернуться на живот, ползти. С ребенком постарше - затеять игру в "догонялки", включить в собирание разбрасываемых шариков и т. п.

Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот, но их медлительность может раздражать взрослых. Надо постараться помочь ребенку преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться. Для того чтобы дети овладели всеми необходимыми для их возраста умениями и навыками, от взрослых требуется изрядное терпение. Но тем не менее не следует нарушать общее правило: не делать за ребенка то, что он должен и может выполнить сам. Чтобы стимулировать ребенка к более быстрому одеванию, собиранию игрушек и т. п. полезны игры-"соревнования".

Медлительные дети обычно отдают предпочтение спокойным играм, любят рассматривать картинки, подолгу занимаются выкладыванием мозаики. Они чаще всего равнодушны к подвижным играм. Поэтому необходимо привлекать их к играм, требующим движения, сноровки, ловкости, где тренируется быстрота реакции, надо догнать, побежать по сигналу и т. п.

Малоподвижным, инертным детям взрослые должны помочь стать более активными, подвижными. Если специально не позаботиться об этом, они могут вырасти не инициативными, необщительными, неуклюжими, односторонне развитыми.

Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым (оба нервных процесса - и возбуждение и торможение - у них слабые). Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг и особенно - к неблагоприятным воздействиям. Они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Выражение чувств у них неяркое. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив, радость выражает улыбкой или тихим смехом. Если недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, нетребовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие, утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, поэтому для полноценного отдыха им необходимо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Перед тем как заснуть, ребенок может поплакать.

У ребенка неустойчивый аппетит: то хорошо ест, то отказывается от пищи.
Дети этого типа овладевают движениями несколько позднее, чем другие. Так, например, у них позднее закрепляется умение поворачиваться на живот, садиться, стоять, ходить. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно, беззащитно в обществе сверстников, переживая обиды (кто-то толкнул, сломал песочный пирожок, взял формочку). Для других детей это может и не иметь значения: толкнули - отошел, сделал другой пирожок, забрал свою формочку, а чувствительный ребенок в силу особенностей его нервной системы огорчается, плачет, старается уединиться. Ему необходимо помочь ему войти в детское общество. Такие дети более остро, чем другие , реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, знакомых взрослых, большого количества детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в детский сад. К этому событию их надо готовить особенно тщательно и проявить максимум внимания в период адаптации.

Дети слабого типа нервной системы особенно чувствительны к ласке, к тону, которым к ним обращаются. Строгий тон, порой просто необходимый по отношению к другим детям, менее эффективен в обращении с робкими детьми. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить у них формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости, боязливости - нежелательных черт характера, которые у детей этого типа могут легко возникнуть, если их предупреждению не уделяется внимание. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, деликатности, отзывчивости.
Такого ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности.

На прогулке можно предложить ребенку перешагнуть через небольшое препятствие, взобраться на возвышение, подзадоривая малыша, чтобы он делал это с желанием, а не по принуждению. Даже самые небольшие успехи окрыляют ребенка, он становится все смелее, решительнее.
Игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию, так как у него будут в первую очередь складываться те черты, формированию которых благоприятствует его тип нервной системы.


Генетика — одна из самых загадочных и интересных наук.

Генетика — одна из самых загадочных и интересных наук. Конечно, ребенок наследует гены обоих родителей, но если у отца есть доминирующие черты, то скорее всего, они достанутся и вашим детям. Оказывается, генетика влияет не только на цвет глаз и телосложение, от нее зависит любовь к риску и даже поза во сне!

Генетические особенности, которые дети наследуют от отцов:

Заболевания сердца – согласно исследованиям, которые проводили ученые Университета Лестера, мужчины-носители определенного типа хромосомы, почти на 50% чаще подвержены заболеваниям, поражающим коронарную артерию. При определенных обстоятельствах, эта особенность передается сыновьям.

Психические расстройства – среди психических расстройств, которые передаются от мужчин к детям – шизофрения и СДВГ. С возрастом отца риск повышается, поскольку с годами ДНК мужчины изменяется. Что касается женщин, то они рождаются с определенным набором яйцеклеток, а их ДНК не меняется на протяжение всей жизни.

Кривые зубы – мужские гены, отвечающие за зубы и форму челюсти, сильнее, чем женские. От отца ребенок может получить не только кривые зубы, но и слабую эмаль.

Проблемы с бесплодием – ученые утверждают, что низкое качество спермы может быть генетической проблемой. Если ребенок родился в результате ЭКО, то, скорее всего, так же будет страдать от бесплодия.

Пол ребенка – мужские гены определяют пол будущего ребенка. Прогноз можно сделать, изучив генеалогическое дерево отца. В случае, если сперма несет Х-хромосому, то соединившись с Х-хромосомой матери – будет девочка. А если в сперме заложена Y-хромосома – мальчик.

Цвет глаз ребенка – поскольку мужские гены доминируют над женскими, черты лица и цвет глаз, скорее всего, будут такими же, как у отца.

Рост ребенка во многом зависит от отцовских генов. У высоких отцов рождаются высокие дети.

Немного об интеллекте:

1. Интеллект не передается от отца к сыну. То есть, если отец гений, то его сын 100% не унаследует этих генов.

2. Идиотизм не передается от отца к сыну. Если отец законченный кретин, то его сын не будет таким же идиотом (тут природа мудро поступила).

3. Интеллект от отца может передаваться только дочери. И только наполовину.

4. Унаследовать интеллект мужчина может только от своей матери, который она, в свою очередь, унаследовала от своего отца.

5. Дочери гениев будут ровно наполовину умны, как их отцы, но их сыновья будут гениями. Если их отец тупица, то дочери будут ровно наполовину тупицами, чем их отцы.

6. Поэтому гениальных женщин почти не существует, как и не существует стопроцентных идиоток-женщин. Зато мужчин-гениев и мужчин-тупиц очень много. Отсюда и поколение неудачников-алкашей, матерей-одиночек, а также нобелевские лауреаты (почти все мужчины).

Выводы для мужчин:

1. Чтобы спрогнозировать умственные способности своего сына, гляди на отца своей жены (если он академик, то твой сын тоже будет умным).

2. Твоя дочь получит половину твоего ума. Но и половину твоей дебильности. По интеллекту она будет ближе к тебе. Ее сын получит все твои умственные способности. Хочешь умное поколение — мечтай о дочери.

3. Твои умственные способности от мамы, а вернее от дедушки.

Выводы для женщин:

1. Твой сын по уму — копия твоего отца, и ругать его “ты такой же тупой, как твой отец” — не совсем верно.

2. Твоя дочь по воспитанию будет как ты, но по уму как ее отец. Её же сыновья будут умственными копиями ваших мужей.


Объясняет завкафедрой психогенетики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Марина Егорова.

Наследство потомкам

Когда-то в старой, классической, психологии выделяли четыре основных типа темперамента: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Под каждым типом подразумевали ряд определенных психологических свойств. Например, сангвиники – это люди жизнерадостные, отличаются быстрой реакцией. А флегматики на все реагируют медленно, зато упорны и трудолюбивы.

Но современная наука не считает, что по наследству может передаваться вся группа психологических особенностей, которая объединяется общим понятием – тип темперамента. Было бы наивно считать, что у сангвиников рождаются сангвиники, а у флегматиков – флегматики. Наследуются только отдельные черты темперамента, они передаются не через один какой-то определенный ген, а через группу генов. И пока что ученые установили только три отдельные черты, которые переходят от предков к потомкам:

Вообще-то всем маленьким детям свойственна настороженность к чужим, но необщительных людей в младенчестве просто обуревает страх перед незнакомцами. Первые его проявления можно заметить у таких детей уже в 4 месяца, когда остальные младенцы еще доброжелательно встречают всех, склонившихся над их колясками.

А в 6-8 месяцев этот страх уже хорошо заметен. Малыш прижимается к матери, когда видит чужих людей, отворачивается, плачет, долго не может привыкнуть к новым взрослым, которые входят в его жизнь. Он может не узнать члена семьи, с которым общался постоянно, например папу, если расстался с ним на 3-4 недели. Такие дети боятся новых игрушек и новых вещей, они устают от громких звуков и яркого света, от поездок в транспорте. Им очень тяжело в детском саду, они не играют с другими детьми, в школе у них мало друзей, и они трагически переносят любые изменения в своей жизни: не только переход из одной школы в другую, но даже смену соседа по парте. И, повзрослев, они все так же будут держаться в тени.

Их антиподы – дети очень общительные. Маленькие – они всем надоедают своей болтливостью, всюду встревают, на уроках тянут руку вверх, не потому что знают, как ответить, а потому что устали слушать и хотят говорить сами. В подростковом возрасте и во взрослой жизни они легко становятся лидерами или душой компании. Но суперобщительные и радостные могут получиться уж больно простоватыми, им может не хватать чуткости и тонкости восприятия.

Дети, родившиеся с негативным эмоциональным фоном, в младенчестве начинают день с плача, они сразу просыпаются в дурном настроении. Их трудно развеселить и отвлечь от печали. В школе они отличаются большой тревожностью, вечно беспокоятся. В подростковом возрасте их бросает из крайности в крайность, эмоции их очень неустойчивы, хорошее настроение легко сменяется плохим. Это они, зная предмет, на экзамене так мандражируют, что могут ничего не ответить.

Их антиподы – дети вялые, как бы спящие на ходу – обычно не настораживают взрослых: как бы ребенок ни был заторможен, он все-таки всегда живее взрослого. У вялых все эмоции проявляются слабо: в младенчестве они не плачут, а попискивают, обычно плохо едят, засыпают во время кормления.

Как сгладить крайности

Многочисленные исследования, самое представительное из которых – Нью-Йоркское лонгетюдное исследование темпераментов, начавшееся в 1962 году и продолжающееся до сих пор, доказали, что генетические особенности темперамента поддаются коррекции, психика человека пластична. Врожденные психологические особенности можно сгладить, и легче всего это сделать в детстве.

Его ни в коем случае нельзя бросать в компанию детей, как щенка в воду: замкнется еще больше! В школе защищайте его от нападок учителей и других взрослых – он должен чувствовать, что у него есть крепкие тылы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.