Память физиология высшей нервной деятельности

Презентация на тему: " Физиология высшей нервной деятельности Память 2012-13." — Транскрипт:

1 Физиология высшей нервной деятельности Память

2 Виды и формы памяти

3 Виды биологической памяти: 1. Генетическая память (наследственное закрепление признаков в результате естественно отбора) 2. Иммунологическая память (формирование иммунитета к перенесенным заболеваниям) 3. Нервная (нейрологическая) память Предметом изучения психологии и физиологии высшей нервной деятельности является только нервная память.

5 1. Рабочая память (оперативная память) - сохранение информации в пределах одного опыта (какие рукава лабиринта были посещены в данном опыте); хранение информации, необходимой для решения конкретной текущей задачи 2. Референтная память - сохранение информации об общей структуре лабиринта в целом (например о том, что в определенных рукавах никогда не бывает подкрепления). Виды памяти, определяемые в экспериментах с радиальными лабиринтами, созданных для изучения пространственной памяти, а также во многих других задачах (в том числе и на людях):

6 Процессы, связанные с памятью: Кодирование, в процессе которого выделяется та информация, которая должна храниться; Консолидация – переход информации в долговременную память; Хранение и связывание новой информации с уже хранящейся; Воспроизведение (извлечение) из памяти (!). Забывание. Забывание может быть связано с различными факторами.

7 Временная организация памяти: 1. Сенсорная память: порядка ½ секунды (иногда до нескольких минут) 2. Кратковременная (краткосрочная ) память: минуты, десятки минут [3. Промежуточная память (период консолидации): несколько часов (?)] 4. Долговременная (долгосрочная ) память: дни, месяцы, годы

9 Увеличение количества запоминаемых цифр с помощью тренировки (и выработки ассоциативных стратегий). Сеансы проводились на протяжении многих месяцев по одному часу 3-5 раз в неделю, в результате испытуемый увеличил количество запоминаемых цифр с 7 до 79. Испытуемому зачитывали цифры со скоростью одна в секунду. В случае правильного воспроизведения следующую последовательность удлиняли на одну цифру.

10 Объем памяти существенно возрастает, если запоминаются не отдельные элементы, а целостные группы элементов. Сравните, например, запоминание бессмысленных слогов - и осмысленных предложений (при условии, что вы хорошо владеете данным языком!), хаотического расположения шахматных фигур - и осмысленных позиций фигур во время шахматной игры (при условии, что вы хорошо играете в шахматы!)

11 Сохранение в памяти информации, предъявленной на короткое время, зависит от опыта индивидуума, контекста эксперимента и значимости ситуации с точки зрения испытуемого. (A) Расположение фигур после двадцать первого хода белыми в десятой игре на чемпионате мира по шахматам 1985 г. между А.Карповым (белые) и Г.Каспаровым (черные) (B) Случайное расположение тех же самых 28 фигур. (C, D) После непродолжительного рассматривания шахматной доски мастера игры в шахматы способны по памяти восстановить расположение фигур (сложившееся в реальной игре) намного точнее, чем неопытные игроки. Однако в случае хаотически расположенными фигурами неопытные игроки показывают результат не хуже (или даже лучше), чем мастера.

12 Существует множество мнемонических приемов, позволяющих увеличить количество и точность запоминания информации. Помимо группировки, используют ассоциации; в том числе, эффективно ассоциировать элементы запоминаемого ряда с какой- либо хорошо знакомой последовательностью – например, со зрительными ориентирами, расположенными вдоль привычного пути на местности. Встречаются люди с феноменальной памятью, способные к буквальному запоминанию огромных объемов информации. К сожалению, в наиболее ярких случаях феноменальная память обычно сочетается с выраженными нарушениями психики (аутизмом) и другими аномалиями.

15 Амнезии и поиск структур, связанных с памятью

16 Амнезия – нарушение процессов памяти (запоминания, хранения, воспроизведения). Ретроградная амнезия – пациент не способен вспомнить материал, предшествующий травме; Антероградная амнезия – пациент не может вспомнить новый (только что предъявленный) материал.

17 При поражении гиппокампа и других областей медиальной части височной доли (а также медиодорсального таламуса) нарушается декларативная память, возникает как антероградная амнезия (нарушение запоминанию нового материала), так и некоторая ретроградная амнезия (вплоть до нескольких лет, предшествующих операции или травме). Память на более отдаленные события сохраняется в норме. Интеллект в норме или даже выше нормы. Процедурная память у этих больных не нарушена и не отличается от таковой у здоровых людей.

18 Области мозга, поражение которых обычно приводит к нарушению декларативной памяти. Можно предположить, декларативная память базируется на физиологической активности этих структур. Исследование пациентов с амнезией показало, что образование декларативной памяти требует сохранности гиппокампа и его подкорковых связей через маммиллярные тела и дорсальный таламус. Часто в клинике при амнезии наблюдают поражение медиальных областей височной доли, широко захватывающее гиппокамп (как результат опухолей, различных травм, заболевания герпесом или энцефалитом), а также поражение маммиллярных тел (при синдроме Корсакова).

19 фЯМР томограммы мозга пациента H.M. (A) Сагиттальный срез правого полушария; область передней височной лобэктомии показана белой пунктирной линией. Сохранившийся задний гиппокамп, имеющий форму банана, показан белой стрелкой. (B–D) Коронарные срезы приблизительно на трех уровнях, обозначенных на (A) красными линиями. Срез (B) сделан наиболее рострально на уровне миндалины. Миндалина и расположенная рядом с ней кора полностью отсутствуют. Срез (C) проходит на уровне переднего гиппокампа; опять же, как сама структура, так расположенная вокруг нее кора полностью удалены. Срез (D) располагается на уровне заднего гиппокампа; Задний гиппокамп сохранился, хотя несколько уменьшился в размере. На рисунках внизу обозначено, какие области мозга H.M. были удалены (закрашено черным цветом).

20 У животных при разрушении гиппокампа выработка простых условных рефлексов даже облегчается, однако сильно нарушается выработка контекстных (обстановочных) условных рефлексов (например, на цвет и рисунок обоев в качестве контекстного условного стимула). Также при разрушении гиппокампа полностью исчезает возможность ориентироваться в пространстве по внешним ориентирам.

21 Пространственное обучение и память у грызунов зависит от гиппокампа. (A) Крыс помещают в круглую ванну размером с детский надувной бассейн, которую наполняют водой, замутненной молоком. В окружающем пространстве располагаются зрительные ориентиры – окна, двери, настенные часы и т.п. Небольшая платформа скрыта прямо под поверхностью воды, и крыса стремится выбраться на нее, при этом ее путь отслеживается с помощью видеокамеры (показан пунктирной линией на (C)). (B) Всего после нескольких проб нормальные крысы начинают находить платформу существенно быстрее, но это не удается крысам с разрушенным гиппокампом. Примеры траекторий нормальных крыс (C) и крыс с разрушенным гиппокампом (D) при первой и десятой попытке. Крысы с разрушенным гиппокампом не способны запомнить, где находится платформа.

22 Изучение больных с амнезией, а также открытие длительной потенциации (удобной экспериментальной модели памяти) в гиппокампе привело к ошибочной точке зрения, что гиппокамп и является местом хранения памяти. На самом деле, видимо, гиппокамп (и прилежащие к нему области коры) необходимы для кодирования и консолидации декларативной памяти, а также, возможно, ее воспроизведения, однако сама по себе долговременная память хранится преимущественно не в гиппокампе. Недекларативная память с гиппокампом не связана.

24 Связи между гиппокампом и предположительными местами хранения долговременной памяти. На рисунке представлен мозг макака-резуса, поскольку он изучен значительно лучше, чем мозг человека. Проекции из многочисленных кортикальных областей сходятся в гиппокампе и связанных с ним структурах. Большинство этих структур посылает проекции обратно в те же самые области коры.

25 Таким образом, гиппокамп выполняет роль своего рода каталога или указателя для организации декларативной памяти. Сама декларативная память хранится в различных специализированных ассоциативных областях коры больших полушарий. Согласно данным томографических исследований на людях, при воспоминании изображений или звуков активируются те же самые области коры, что и при их восприятии соответствующих стимулов (см. след. рис.).

26 Повторная активация зрительных областей коры при воспоминании зрительных образов. (A) Испытуемым давали инструкцию либо рассматривать изображения объектов (здания, лица людей и стулья) (слева), либо четко представлять их себе мысленно в отсутствии соответствующих стимулов (справа). (B) (Слева) Области нижней височной коры, активирующиеся билатерально при рассматривании зданий (желтый цвет), лиц людей (красный цвет) и стульев (голубой цвет). (Справа) Когда испытуемые вспоминали эти объекты, возникала повторная активация тех же самых областей, которые активировались при восприятии этих объектов.

27 Процедурная память также широко распространена по всей коре больших полушарий, и связана преимущественно с сенсорными и моторными областями коры, а также с мозжечком.

28 Механизмы синаптической пластичности

29 Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения

30 Дональд Хебб (Donald O. Hebb)

32 Синапс Хебба и условный рефлекс УС БС БР или УР Исходно слабая синаптическая связь, которая усиливается при совпадении во времени пресинаптической и постсинаптической активности (синапс Хебба) Исходно сильная синаптическая связь

33 Утолщение и укорочение шейки шипика, что снижает его электрическое сопротивление Больше постсинаптических рецепторов, сильнее реакция на нейромедиатор Дендритный шипик Выделение большего количества нейромедиатора Спраутинг: образование новой дополнительной терминали Четыре возможных способа повышения эффективности синапса

34 Механизмы синаптической пластичности. Клеточные аналоги условного рефлекса.

35 Строение гиппокампа Гиппокамп Коллатерали Шаффера Зубчатая фасция Перфорантный путь

36 В гиппокампе есть три главных синаптических пути, каждый из которых способен к длительной потенциации

37 Эксперимент на переживающем срезе гиппокампа

38 Схема эксперимента по получению длительной потенциации в гиппокампе Поле CA3 Зубчатая фасция Регистрация из зубчатой фасции Стимуляция перфорантного пути Энторинальная кора Поле CA1

39 Пример ДП в перфорантном пути, записанной in vivo.

40 Когда молекула глутамата связывается с NMDA- рецептором, кальциевые каналы не могут открыться, поскольку заблокированы ионами магния NMDA - рецептор Молекула глутамата Деполяризация мембраны как следствие развития ВПСП в данном или соседних синапсах заставляет ионы магния покинуть кальциевые каналы Когда теперь молекула глутамата связывается с NMDA-рецептором, канал открывается и кальций беспрепятственно входит внутрь клетки. В цитоплазме клетки вошедшие ионы кальция запускают каскад процессов, обеспечивающих длительную потенциацию

41 Ассоциативная длительная потенциация Поле CA3 Поле CA1 Зубчатая фасция Энторинальная кора Слабый стимул W1 Слабый стимул W2 Сильный стимул S Регистрация ВПСП Усиление ВПСП, % Сочетание W1 c S Сочетание W2 c S

42 Механизмы кратковременной и долговременной памяти

43 Вероятно, как кратковременная память, так и долговременная память хранятся непосредственно в тех же структурах мозга, которые отвечают за любую данную функцию (например, сенсорную, двигательную, связанную с планированием действий, эмоциями и т.п.). Иными словами, никаких специальных отделов мозга, ответственных за память, не существует.

44 При кратковременной памяти синаптические изменения носят нестойкий характер, поэтому эта память сохраняется постольку поскольку существует соответствующая нервная активность. Нервная активность может поддерживаться за счет так называемой реверберации (многократного прохождения сигнала по цепочкам нервных клеток) или каких-то сходных более сложных процессов циркуляции сигнала в нейронных сетях. Любое изменение нервной активности (например, при поступлении новых сигналов, а также любое травматическое воздействие) ведет к разрушению кратковременной памяти. Явления ретроградной амнезии наблюдались в экспериментах с животными, которым электрошок наносился сразу после обучения, но он был неэффективен, если наносился спустя некоторое время после процедуры обучения. При сильном сотрясении мозга человек не может вспомнить обстоятельства своей травмы (ретроградная амнезия), так как воздействие удара на мозг разрушило кратковременную память, не дав ей перейти в долговременную.

46 Итак, в основе процессов кратковременной памяти лежит временное повышение проводимости в синапсах, связывающих определенные нейроны, и реверберация импульсов, основанная на ряде химических и электрохимических реакций, не связанных с синтезом макромолекул.

47 Широкое распространение получила гипотеза, которая была впервые сформулирована Д. Хеббом (1949): Кратковременная память представлена динамической, легко прерываемой электрической активностью, тогда как долговременная память связана с более стойкими структурными изменениями (например, белков мозга). Процесс превращения кратковременной памяти в долговременную в дальнейшем получил название консолидации следов памяти.

48 В экспериментах на животных было показано, что обязательным требованием для консолидации следа памяти является синтез белка и РНК во время периода консолидации. Блокада хотя бы одного из этих процессов в течение первого часа после обучения приводила к полному разрушению памяти, однако в более позднее время блокада синтеза белка и РНК уже не влияет на образование долговременной памяти.

49 В результате в конце 60-х –начале 70-х гг. распространилась ошибочная точка зрения, что консолидация представляет собой запись памяти в некотором коде непосредственно в молекулах РНК и/или белка. Казалось бы, эксперименты с переносом памяти в виде экстракта спинномозговой жидкости подтверждали эту теорию.

50 На самом деле последовательность событий примерно такая: 1. Кратковременные нестойкие изменения в синапсах возникают согласно правилу Хебба 2. При условии того, что клетка продолжает быть активной и в тело клетки входят ионы кальция, в ядре запускается сложный каскад процессов (с участием CREB), который в конечном счете ведет к синтезу определенных белков. 3. Эти белки распространяются в цитоплазме клетки безадресно, но способны встроиться лишь в те синапсы, которые в данный момент несут кратковременные изменения. 4. Встраивание этих синтезированных белков в измененные синапсы позволяет превратить нестойкие изменения в устойчивые. 5. Блокада любого звена этой цепочки процессов не дает кратковременной памяти перейти в долговременную.

51 1. Сильная стимуляция деполяризует клеточную мембрану. 2. Деполяризация заставляет клетку разрядиться потенциалом действия. 3. Потенциал-чувствительные кальциевые каналы открываются. 4. Ионы кальция активируют ферменты, которые активируют CREB. 5. CREB активирует гены, ответственные за белки, усиливающие синаптическую связь. 6. Белки распространяются по всей клетке, оказывая влияние только на те синапсы, сила которых временно увеличена.

Физиология ВНД: память

Память — способность мозга закреплять, хранить, использовать информацию о воздействиях внешней и внутренней среды для организации поведения.

Это универсальное биологическое свойство живой материи, присущее всем видам.
С эволюционной точки зрения выделяют несколько разновидностей механизмов памяти.

Донервные механизмы.

Генетическая память – это способность живых организмов сохранять и воспроизводить морфологическую структуру макромолекул и передавать в цепи поколений типичную структуру этих молекул и некоторые приобретенные изменения. В понятие генетической памяти входит наследственность и изменчивость. Структурной основой являются нуклеиновые кислоты и белки.

Генетическая память формирует геном организма – это совокупность хромосомных факторов, механизм закрепления и передачи информации. Механизм закрепления – мутагенез. Мощность запоминания невелика, 50 бит в год (бит: единица информации). Память поколений какого-то вида.

Эпигенетическая память – это память поколений клеток в одном организме. Является надстройкой над древним генетическим механизмом памяти: механизм отбора активных генов для каждой разновидности ткани, который обеспечивает разделение функций клеток и их соподчиненность друг другу.

При нарушении этого механизма появляется неуправляемое деление клеток, нарушение их дифференцировки, нарушается механизм соподчиненности – опухолевый рост,

Иммунологическая память – это способность клеток после первой встречи с чужеродным антигеном узнавать его при встрече и включать специфические механизмы уничтожения. Иммунологическая память различает даже такие белки, которые отличаются всего 5- 6 аминокислотными остатками. Механизм узнавания — иммуноглобулины т. е. антитела, которые обеспечивают узнавание чужеродных антигенов. Это защитный механизм.

Все 3 механизма обобщены термином донервная память. По своей природе это биохимические реакции, они срабатывают только в том случае, если клетки непосредственно контактируют с каким-то раздражителем. Но при непосредственном воздействии на клетку возможно ее повреждение, нарушение гомеостаза и гибель клетки. Следовательно, у этих видов памяти имеется существенный недостаток.

Нервная память.

Нервная память связана с циркуляцией импульсов у сложно организованных животных, имеющих свою нервную систему. Содержание информации раскрывается в процессе функционального взаимодействия нейронов: этот вид памяти хранит информацию о раздражителях, которые не вторгаются в гомеостаз клеток и могут иметь сигнальное значение, а значит, лежат в основе формирования условно-рефлекторных реакций.

Филогенетически нервная память обеспечивает формирование инстинктивных форм поведения и передачи этой информации по наследству. Реализуется в условных рефлексах с момента рождения.

Классификация нервных механизмов

1. Психо-физиолоческая: по типу анализатора, который воспринимает информацию.
– зрительная
– слуховом
– моторная.

2. По организации материала:
– механическая (у детей);
– словесно-логическая: на основе логической организации материала, ее продуктивность выше в 9-10 раз.

3. По происхождению:
– филогенетическая (врожденная): накопление информации и передача по наследству. У детей врожденные рефлексы – хватания, сосания, крик.
– онтогенетическая (приобретенная). Обеспечивает закрепление условных рефлексов, условно-рефлекторная деятельность.

4. По длительности хранения информации:
– краткосрочная (оперативная), непосредственная память (запоминание номера телефона).
– долгосрочная – обеспечивает хранение и воспроизведение информации до конца жизни человека.

Временная организация памяти

После электрического ответа рецепторной клетки на внешнее воздействие возникают следовые процессы, продолжающиеся некоторое время уже при отсутствии реального раздражителя, которые составляют основу сенсорной памяти. Длительность хранения следов в сенсорной памяти не превышает 500 мс, стирание следа осуществляется за 150 мс.

В сенсорной памяти происходит анализ и оценка чувствительных сигналов и в дальнейшем забывание или направление на дальнейшую обработку. Так, зрительный образ сохраняется во время мигания, при чтении, восприятии речи и т.д. На этом же виде памяти основано слитное восприятие изображения в кино и на телевидении.

Предполагается, что сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю. Дискуссионная длительность хранения следов в сенсорной памяти. Существуют люди – эйдетики, у которых период сохранения зрительного образа может достигать десятков минут.

Переход информации из нестойкой сенсорной памяти в более длительную память может совершаться либо словесным кодированием сенсорных сигналов, либо представлять собой не словесную обработку сигналов, представленную у маленьких детей и животных.

Краткосрочная память – период связан с хранением информации. Наиболее значимая информация хранится в долгосрочной памяти. В пределах краткосрочной выделена первичная память, которая отвечает за временное хранение информации, закодированной словесно.

Забывание в первичной памяти происходит в результате вытеснения старой информации новыми сигналами. Первичная память связана с мысленным повторением материала с целью запоминания и его интерпретации. Длительность этой памяти ограничивается несколькими секундами и материал стирается при его замене на новый. Информация, не закодированная в виде слов, не задерживается в первичной памяти, а переходит из сенсорной памяти во вторичную память.

Долговременную память подразделяют на вторичную и третичную.

Вторичная память характеризуется значительной емкостью и длительностью. Информация, перешедшая во вторичную память, может быть извлечена через большой промежуток времени и она накапливается в соответствии с его значимостью. Забывание на уровне вторичной памяти связано, в основном, с влиянием на запоминание уже имеющейся или вновь поступающей информации. Согласно этой точке зрения, мы забываем потому, что много знаем.

Третичная память – относятся навыки, постоянно сопровождающие жизнь человека: чтение, письмо, профессиональные навыки, которые практически не забываются. Например, собственное имя.

Некоторая информация закрепляется в результате многолетней практики и никогда не сглаживается. Третичная память характеризуется чрезвычайно малым временем извлечения.

Виды и формы памяти (Г. М. Чайчеико, 1987).

Сенсорная память

Первичная память

Вторичная память

Третичная память

Длительность менее сек.

Длительность несколько секунд

Длительность минуты, годы.

Забывание путем стирания или разрушения.

Забывание при замене старой информации на новую.

Физиологические механизмы нервной памяти

Локализация нервных механизмов.

Многочисленные опыты с локальным раздражением, с удалением отделов коры до сих пор не позволяют описать строго ограниченную область мозга, которую можно назвать центром памяти. Церебральный субстрат памяти устроен сложно, одним из его элементов является комплекс структур мозга:
– передние ядра таламуса
– мамиллярные тела
– гиппокамп.

Совокупность этих структур образует замкнутый круг, который впервые описал Бейлиц. Оказалось, что при поражении этих структур наблюдается нарушение усвоения информации, страдает оперативная память, в то время как долговременная память сохраняется.

Это позволило сделать вывод; что в лимбической системе локализован субстрат нервной памяти; а также механизмы, участвующие в формировании кратковременной памяти. Наиболее часто нарушение этого субстрата наблюдается при электротравме, действии наркотических, препаратов. Развивается симптом – ретроградная амнезия: невозможность воспроизвести информацию, которая воспринималась за 30-60 минут до действия травмирующего момента: текущая оперативная информация.

Лимбические структуры мозга ответственны за краткосрочную память или перевод в долгосрочную. Механизмы долгосрочной памяти объединяются понятием энграммы.

Экспериментально получены данные о том, что конечные долгосрочные механизмы памяти формируются в нейронах коры. Во многих случаях при очаговых повреждениях коры при действии ионов калия вызывает кратковременное выключение кортикальных нейронов и нарушение памяти. Определенный успех имели опыты с раздражением височной доли коры во время операций на мозге. У больных возникало воспроизведение очень подробных деталей. В настоящее время имеются данные о том, что главным субстратом памяти являются звездчатые клетки больших полушарий.

Характеристика процессов запоминания

Информация из аппаратов краткосрочной памяти переносится в долгосрочную. Физиологическая основа этого процесса – временные межнейронные взаимодействия.

Кратковременная память, вероятно, обеспечивается исключительно электрическими механизмами при взаимодействии нейронов. Начиная со второй миллисекунды действия раздражителя в нейронах лимбической системы появляются импульсы возбуждения, которые динамически распространяются по замкнутому кругу структур Бейлица. Процесс называется реверберацией импульса, сопровождается структурными изменениями в соответствующих синапсах. Возбуждение может продолжаться от 2 до 12 минут. Этот механизм движения импульсов по замкнутому кругу – 1 стадия электрическая.

Ее подавляет электрошок, контузия, гипотермия (холод), синаптические яды (наркотик), что приводит к ретроградной амнезии. Данный процесс не подавляется, если в нервные клетки вводятся ингибиторы синтеза белка, что указывает на чисто мембранную основу этого механизма. Мозг овладевает оперативной информацией и использует в текущей обстановке, на основе реверберации организуются кратковременные действия.

Начиная с 10 миллисекунды от начала действия раздражителя, наслаивается 2 стадия – консолидации или перехода информации в аппарат долгосрочной памяти, это промежуточная стадия запоминания. Она осуществляется путем иррадиации сигналов от глубинных структур по проводящим путям к коре больших полушарий. Частично подавляется электрошоком, механической травмой, ингибиторами синтеза РНК и синтеза белка. В основе лежит не только электрическое возбуждение нервных клеток, но и нейрохимические механизмы синтеза белка,

3 стадия – формирование энграммы.

Это стадия окончательного закрепления и хранения информации, возникает в результате консолидации и лежит в основе долгосрочной памяти.
Существует 3 теории, объясняющие механизм данной стадии:
– синаптический
– глиальный
– биохимический.

Согласно синаптической гипотезе основным морфологическим субстратом является межнейрональный синапс коры. Возможно 3 варианта:
1. В ходе запоминания образуются новые синапсы, при этом количество нейронов остается неизменным.
2. Из ранее не функционировавших (резервных) синапсов формируются активные функционирующие синапсы.
3. Синапсы все функционируют, но при закреплении информации часть из них теряет свои свойства.

Согласно теоретическим расчетам синаптический механизм памяти способен обеспечить 109 бит информации.

Глиальная теория.

Клетки нейроглии в 10 раз превышают количество нейронов. Предполагают, что они получают электрический сигнал от возбужденных нейронов коры, изменяют процесс синтеза белка, модифицируют его и таким образом сохраняют информацию о поступившем сигнале.

Биохимическая теория.

Американский ученый Хиден, в конце 50-х годов 20 века измерял содержание РНК в вытяжках из мозга крыс до и после обучения каким-то приспособительным навыкам. Концентрация РНК увеличивается в ходе обучения на 12%. Из мозга крыс, которых путем нанесения ударов электрическим током, научили избегать темных помещений, был выделен особый полипептид — скотофобин. При его введении контрольным крысам, мышам и рыбам, животные также начинали избегать темноты. Предполагают, что скотофобин оказывает положительное неспецифическое влияние на процесс научения.

Приспособление животных и человека к изменяющимся условиям существования во внешней среде обеспечивается деятельностью нервной системы и реализуется через рефлекторную деятельность. В процессе эволюции возникли наследственно закрепленные реакции (безусловные рефлексы), которые объединяют и согласовывают функции различных органов, осуществляют адаптацию организма. У человека и высших животных в процессе индивидуальной жизни возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые И. П. Павлов назвал условными рефлексами, считая их самой совершенной формой приспособления.

В то время как относительно простые формы нервной деятельности определяют рефлекторную регуляцию го-меостаза и вегетативных функций организма, высшая нервная деятельность (ВНД) обеспечивает сложные индивидуальные формы поведения в изменяющихся условиях жизни. ВНД реализуется за счет доминирующего влияния коры на все нижележащие структуры центральной нервной системы. Основными процессами, динамично сменяющими друг друга в ЦНС, являются процессы возбуждения и торможения. В зависимости от их соотношения, силы и локализации строятся управляющие влияния коры. функциональной единицей ВНД является условный рефлекс.

И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.

Условный рефлекс - это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Например, в предстартовый период происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.

Разработан тест, который может определить рак на 4 года раньше

Облысевшие мужчины могут тяжелее переносить COVID-19

В жару эксперты рекомендуют употреблять соль и острую пищу

Сердечный приступ можно предотвратить, употребляя шоколад раз в неделю

Переболевшие коронавирусом не могут избавиться от сильного потоотделения


Действительно ли бывает аллергия на корицу


Детский отдых в деревне – лучшая пилюля от хандры и астмы


Как выбрать гинекологическое кресло


Современная ультразвуковая диагностика и сервисное обеспечение УЗИ аппаратов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.