Память как функция нервной системы

ФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ.

Простые формы научения не позволяют научиться говорить, писать, играть на музыкальных инструментах, водить автомобиль и, тем более, понять законы природы. Для этого недостаточно ассоциативных связей между раздражителями или между ситуацией и ответом организма. Необходимо КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ.

- формируется по мере созревания нервной системы;

- устанавливает связи между отдельными элементами окружающего мира на основе усвоеннных на прошлом опыте понятий;

- связано с формированием мышления и речи.

Память – способность мозга закреплять, хранить, использовать информацию о воздействиях внешней и внутренней среды для организации поведения.

ПАМЯТЬ – способность живых организмов к приобретению и использованию опыта.

Это универсальное биологическое свойство живой материи, присущее всем видам.

ПАМЯТЬ включает в себя три этапа; РЕГИСТРАЦИЮ, ХРАНЕНИЕ и ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ информации.

Память обладает механизмом избирательной фильтрации, необходимой для сохранения выработанных навыков и для отсеивания несущественной информации.

Память – это не только способность запоминать, но и способность забывать.

С эволюционной точки зрения выделяют несколько разновидностей механизмов памяти.

Генетическая память –это способность живых организмов сохранять и воспроизводить морфологическую структуру макромолекул и передавать в цепи поколений типичную структуру этих молекул и некоторые приобретенные изменения.

В понятие генетической памяти входит наследственность и изменчивость. Структурной основой являются нуклеиновые кислоты и белки.

Генетическая память формирует геном организма – это совокупность хромосомных факторов, механизм закрепления и передачи информации. Механизм закрепления – мутагенез. Мощность запоминания невелика, 50 бит в год (бит: единица информации). Память поколений какого-то вида.

Эпигенетическая память – это память поколений клеток в одном организме.

Является надстройкой над древним генетическим механизмом памяти: механизм отбора активных генов для каждой разновидности ткани, который обеспечивает разделение функций клеток и их соподчиненность друг другу.

При нарушении этого механизма появляется неуправляемое деление клеток, нарушение их дифференцировки, нарушается механизм соподчиненности – опухолевый рост.

Иммунологическая память – это способность клеток после первой встречи с чужеродным антигеном узнавать его при встрече и включать специфические механизмы уничтожения.

Иммунологическая память различает даже такие белки, которые отличаются всего 5- 6 аминокислотными остатками.

Механизм узнавания – иммуноглобулины, т. е. антитела, которые обеспечивают узнавание чужеродных антигенов. Это защитный механизм.

Все 3 механизма обобщены термином донервная память. По своей природе это биохимические реакции, они срабатывают только в том случае, если клетки непосредственно контактируют с каким-то раздражителем. Но при непосредственном воздействии на клетку возможно ее повреждение, нарушение гомеостаза и гибель клетки. Следовательно, у этих видов памяти имеется существенный недостаток.

Нервная память связана с циркуляцией импульсов у сложно организованных животных, имеющих свою нервную систему.

Содержание информации раскрывается в процессе функционального взаимодействия нейронов: этот вид памяти хранит информацию о раздражителях, которые не вторгаются в гомеостаз клеток и могут иметь сигнальное значение, а значит, лежат в основе формирования условно-рефлекторных реакций.

Филогенетически нервная память обеспечивает формирование инстинктивных форм поведения и передачи этой информации по наследству.

Реализуется в условных рефлексах с момента рождения.

В связи с этим различают: СЕНСОРНУЮ, КРАТКОВРЕСЕННУЮ и ДОЛГОВРЕМЕННУЮ память.

Нервная организация памяти.

1. Психо-физиологическая: по типу анализатора, который воспринимает информацию.

- зрительная

- слуховая

- моторная.

2. – механическая (у детей);

- словесно-логическая: на основе логической организации материала.

Продуктивность – в 9 раз.

3. – филогенетическая (врожденная): накопление информации и передача по наследству. У детей врожденные рефлексы – хватания, сосания, крик.

- онтогенетическая (приобретенная). Обеспечивает закрепление условных рефлексов, условно-рефлекторная деятельность.

4. По длительности хранения информации:

- краткосрочная (оперативная), непосредственная память. Запоминание номера телефона.

- долгосрочная – обеспечивает хранение и воспроизведение информации до конца жизни человека.

Память одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Пространственная и временная организация памяти связана со многими структурами мозга. Прежде всего - это височная доля, гиппокамп и миндалина, а также связанные с ними структуры - мозжечок и кора больших полушарий, специфические и неспецифические таламические ядра. Роль этих структур была выявлена в экспериментах на животных и при различных травматических повреждениях у человека. Медиальная височная область и гиппокамп участвуют в формировании и временном сохранении следов памяти, но не служат местами постоянного хранения информации. Больные с тяжелыми двусторонними поражениями гиппокампа не могли обучаться, не могли хранить в памяти то, что узнавали, не способны были вспомнить имя или лицо человека, которого только что видели. Память о событиях, происходивших до болезни или травмы, полностью сохранялась. Гиппокамп получает афферентацию от всех сенсорных систем, хотя и после множества переключений и, соответственно, после обработки информации в областях этих переключений. Миндалина и гипоталамус также связаны анатомически и функционально с сенсорными и висцеральными системами организма. Через гиппокамп, миндалину, гипоталамус проходят и частично переключаются пути центрифугальные, берущие начало от разных зон коры больших полушарий.

Еще более существенна для организации памяти роль коры головного мозга. Медиальная часть височной коры связана с запоминанием текущих событий и наравне с гиппокампом обеспечивает сохранение у человека следов недавних событий. Люди с поврежденной височной долей (медиальная височная кора и гиппокамп) живут только в настоящем времени, у них нет недавнего прошлого. Существует в памяти только та часть жизни, которая прошла до операции или травмы. Все, что произошло в момент или после травмы человек не помнит.

Найти определенное место или несколько мест в коре больших полушарий, где хранится та или иная информация или осуществляется только определенная функция памяти, пока не удалось. Делают заключение, что память широко распределена в различных областях мозга. И все-таки "преимущественные" функции структур мозга в организациях памяти существуют, как это видно было для гиппокампа и височной коры мозга. Некоторая избирательность в отношении функций памяти характеризует таламические ядра и лобную кору. У человека с повреждением дорсомедиального ядра таламуса в результате травмы память на события, предшествовавшие травме, полностью сохранялась, но возможность усвоения нового словесного материала практически исчезла, хотя запоминание лиц и определенных мест в окружающем пространстве частично сохранилось. Скорость забывания не словесной, а пространственной информации при повреждении дорсомедиального ядра таламуса была такая же, как у здоровых людей. Поражения медиального таламуса в сочетании с дегенерацией нейронов лобной коры и мозжечка у человека приводят к неспособности решения задач в связи с невозможностью переучивания. Различные психологические приемы, используемые для улучшения запоминания у нормальных людей, не дают никакого результата при описанной выше патологии. Разрушение глубинных мозжечковых ядер гибельно для следов памяти об обучении движениям. Изменения памяти, особенно ее эмоциональных аспектов, связаны с сохранностью миндалевидного комплекса (миндалины). Интактность лобных долей необходима для выполнения отсроченных реакций, сохранность височной коры является условием сохранения памяти как на относительно недавние, так и на отдаленные по времени события.

Память складывается из четырех взаимосвязанных этапов: Запоминания, Хранения, Воспроизведения информации, Забывания.

Запоминание осуществляется двумя способами - процедурным и декларативным. Процедурное запоминание связано с получением и хранением знаний о том, как надо действовать, а декларативное - о том, что составляет основу действия. Классические условные рефлексы - это способы приобретения и закрепления знаний о том, как надо действовать. Процедурная память связана только с теми нервными структурами, которые непосредственно участвуют в усвоенных действиях. Познавательные процессы связаны с осознанием действий. Произвольные осознанные действия (в том числе и речь) являются примером приобретения декларативной памяти, которая предполагает участие височных отделов мозга. Физиологические механизмы извлечения и воспроизведения материала, сохраняемого в памяти, неизвестны. Структуры мозга участвуют в процессах обучения памяти. Считают, что особо важна роль крупных нейронов. Накопление и хранение информации в памяти обеспечивается за счет электрических и химических процессов, происходящих в мозге и обусловливающих происходящие в нем структурные изменения. Физиологической основой памяти являются следы в нервной системе от предыдущих раздражений. Следовые процессы являются общим свойством нервной системы, поэтому трудно предполагать наличие каких-либо специализированных центров памяти. Одним из конкретных проявлений сохранения следов раздражений является доминантный очаг возбуждения, который, будучи системой с обратной связью, поддерживает ритм, локализацию, стойкость возбуждения и торможения. Длительное хранение следов памяти обеспечивается взаимосвязями между нейронами, их активностью и химическими изменениями в самих нейронах, что приводит к созданию новых структурных основ для хранения информации. Процесс изменения свойств цепи при циркуляции нейронной активности называется консолидацией следа (энграммы). Консолидация следа, на которой основана постоянная структура памяти, осуществляется в результате химического кодирования и активизации синаптических соединений. Возбужденный нейрон передает информацию другим нейронам, генерируя импульсы. Эти сигналы распространяются, как волна, вдоль аксона (длинного отростка) нервной клетки и превращаются в синапсах (участках контакта между нейронами) в химические сигналы. Когда нейрон находится в состоянии покоя, на его мембране поддерживается разность электрических потенциалов на уровне приблизительно 70 мВ (внутренняя поверхность мембраны заряжена по отношению к внешней отрицательно). В покое мембрана лучше проницаема для ионов калия, чем натрия. При стимуляции клетки проницаемость для натрия увеличивается и в клетку быстро проникают положительные заряды. В результате возникает импульс - мгновенное изменение знака мембранного потенциала. Импульс инициируется там, где аксон отходит от тела нейрона, и распространяется по направлению от него. Когда импульс достигает терминалей (окончания) аксона пресинаптического нейрона, он вызывает выделение из них молекул нейромедиатора. Молекулы медиатора диффундируют через синаптическую щель - узкое пространство между пресинаптической и постсинаптической мембранами - и связываются с рецепторами в последней. Такое связывание ведет к ее открыванию ионных каналов и к генерированию потенциалов действия в постсинаптическом нейроне. Длительное многократное раздражение одних и тех же нейронных цепей вызывает изменения в структурных и химических синапсах. Особое значение имеют различные нейропептиды. Они непосредственно или через систему вторичных посредников (циклических нуклеотидов, ионов кальция) способны воздействовать на ядерную ДНК и РНК нейронов. Нейропептиды обнаруживаются в окончаниях аксонов нейронов одновременно с медиаторами, образуя нейропептид-спутник. Он очень стабилен, облегчает проведение возбуждения через синапс, усиливает действие медиатора. Эндогенные опиатные пептиды - эндорфины и энкефалины - улучшают сохранение условных рефлексов, замедляют их угашение, т.е. заметно влияют на обучение и память. Гормоны гипофиза вазопрессин и окситоцин оказывают антагонистическое влияние на память: вазопрессин улучшает, окситоцин нарушает долговременную память, в частности выработанные навыки.

  • Виртуальная лаборатория
    • Мочевыводящая система
    • Сердечно-сосудистая система
      • Влияние давления и вязкости жидкости, а также радиуса и длины сосуда на движение жидкости по сосуду
      • Воздействие адреналина, ацетилхолина, атропина и адреналина на основе атропина на артериальное давление
      • Воздействие медикаментов и химических медиаторов на деятельность сердца
      • Воздействие электрических стимулов на сердечную деятельность
      • Воздействие возбуждения блуждающего нерва на сердечную деятельность
      • Наложение лигатур Станниуса
    • Дыхательная система
      • Влияние давления в плевральной полости на вентиляцию легких
      • Влияние сурфактанта на вентиляцию легких
      • Механизм дыхания. Объемы и емкости легких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей
    • Внутренняя среда организма. Кровь
      • Определение групп крови системы ABO с использованием стандартных сывороток
    • Обмен веществ и энергии. Питание
  • Физиология человека и животных
    • ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ. ИММУНИТЕТ
      • План. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет
      • 1. Функции крови. Состав и физико-химические свойства крови. Плазма крови
      • 2. Механизмы поддержания кислотно-основного равновесия. Буферные системы крови
      • 3. Лимфа. Образование лимфы. Ликвор
      • 4. Эритроциты: строение и функции. Гемолиз. Гемоглобин. Эритропоэз. Анемии
      • 5. Группы крови. Агглютиногены (антигены) и агглютинины (антитела). Резус-фактор. Правила переливания крови
      • 6. Строение и функции лейкоцитов. Лейкоцитарная формула
      • 7. Регуляторная функция лейкоцитов (цитокины)
      • 8. Защитная функция крови. Понятие о клеточном и гуморальном иммунитете
      • 9. Тромбоциты, их строение и функции
      • 10. Свертывающая и противосвертывающая системы крови. Плазменные и клеточные факторы свертывания
    • ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО–СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
      • План. Физиология сердечно-сосудистой системы
      • 1. Строение и функции сердечно-сосудистой системы
      • 2. Строение сердца. Общие свойства сердечной мышцы: автоматия, проводимость, возбудимость и сократимость. Типичные (рабочие) и атипичные кардиомиоциты
      • 3. Механизм автоматии миокарда. Градиент автоматии
      • 4. Особенности кровоснабжения и энергетического обеспечения сердца. Функциональная роль предсердий и желудочков, клапанного аппарата
      • 5. Сердечный цикл. Понятие о систолическом и минутном объемах крови
      • 6. Методы изучения сердечной деятельности
      • 7. Миогенная, нейрогенная и гуморальная регуляция деятельности сердца
      • 8. Гемодинамика. Функциональные особенности различных отделов сосудистого русла. Линейная и объемная скорость движения крови. Факторы, обеспечивающие непрерывность кровотока
      • 9. Капиллярное кровообращение и его особенности. Микроциркуляция. Представление о тонусе сосудов. Регуляция тонусов сосудов. Сосудодвигательный центр
      • 10. Строение лимфатической системы и ее функции. Транспорт лимфы
    • ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
      • План. Физиология дыхания
      • Дыхание у высших позвоночных: внешнее дыхание, газообмен в легких и тканях, транспорт газов кровью, тканевое дыхание
      • Вентиляция легких. Механика и динамика дыхательных движений. Внутриплевральное давление и его значение. Роль сурфактанта. Аэрогематический барьер
      • Показатели внешнего дыхания. Понятие о легочных объемах и емкостях. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха
      • Газообмен в легких и тканях. Парциальное давление кислорода и диоксида углерода в альвеолярном воздухе, венозной и артериальной крови. Транспорт кислорода кровью
      • Механизм переноса диоксида углерода, роль карбоангидразы. Взаимосвязь между дыханием и поддержанием кислотно-щелочного равновесия крови
      • Нервные механизмы регуляции дыхания. Защитные и регуляторные дыхательные рефлексы. Хеморецепторы. Дыхание при физической нагрузке, при повышенном и пониженном атмосферном давлении
    • ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПИТАНИЕ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
      • План. Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
      • Обмен веществ и энергии как основное условие гомеостазиса. Анаболические и катаболические процессы. Обмен веществ как источник образования тепла
      • Основной и общий обмен. Рабочая прибавка. Общие энергозатраты людей различных профессиональных групп
      • Характеристика продуктов питания. Пищевые и питательные вещества. Нормы питания
      • Значение воды для организма. Витамины и их роль в обмене веществ
      • Принципы составления пищевых рационов
      • Терморегуляция. Механизмы теплопродукции и теплоотдачи. Суточные изменения температуры тела у человека
      • Лихорадка
    • ФИЗИОЛОГИЯ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ
      • План. Физиология мочевыделения
      • Строение и функции почек. Нефрон как функциональная единица почки. Особенности кровоснабжения почек
      • Механизм образования мочи
      • Реабсорбция в нефроне и ее механизмы. Поворотно-противоточная система. Механизмы осмотического концентрирования и разведения мочи
      • Процессы секреции и экскреции в почечных канальцах. Образование конечной мочи, ее состав и свойства
      • Гуморальная и гормональная регуляции почечной функции
    • ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
      • План. Физиология системы пищеварения
      • Строение и функции пищеварительной системы. Типы пищеварения
      • Пищеварение в ротовой полости. Функции слюнных желез, состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения
      • Пищеварение в желудке. Механизмы желудочной секреции ферментов и соляной кислоты. Фазы желудочной секреции. Состав и свойства желудочного сока
      • Пищеварение в тонком кишечнике. Пристеночное (мембранное) пищеварение. Всасывание в пищеварительной системе
      • Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении
      • Пищеварение в толстом кишечнике
      • Регуляция деятельности органов пищеварения
      • Аппетит, голод, насыщение
    • ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
      • План. Физиология возбудимых тканей
      • 1. Раздражимость и возбудимость как способность живых систем реагировать на действие факторов внешней среды. Ионные насосы и их функции (калий-натриевый, кальциевый, хлорный насос)
      • 2. Ионные каналы, классификация, строение и функции. Потенциал действия и его фазы. Вклад потенциалзависимых ионных каналов в формирование потенциала действия
      • 3. Причины существования относительной и абсолютной рефрактерности. Функциональная лабильность и ее проявления
      • 4. Возбудимые клетки как проводники электричества. Распространение электротонического потенциала. Константа длины. Механизм проведения возбуждения по немиелинизированным и миелинизированным нервным волокнам
      • 5. Классификация и свойства нервных волокон. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам
      • 6. Основы межклеточного взаимодействия в организме. Физиология синапсов
      • 7. Химические синапсы. Механизм возникновения возбуждающего постсинаптического потенциала. Тормозной постсинаптический потенциал
      • 8. Общая характеристика и классификация нейромедиаторов. Нейромодуляторы
      • 9. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Основные группы синаптически активных веществ (лиганды, агонисты, антагонисты)
      • 10. Физиология мышц. Классификация мышц по структурным, биохимическим и функциональным критериям
      • 11. Виды и режимы мышечных сокращений. Работа и сила мышц. Типы нервных волокон
      • 12. Механизм мышечного сокращения. Роль АТФ, кальция и ионных насосов в мышечном сокращении. Энергетическое обеспечение мышечного сокращения
    • ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
      • План. Общая физиология центральной нервной системы
      • 1. Структурно-функциональная организация нейронов и глиальных клеток. Представления о функциональной роли глии
      • 2. Строение и свойства нейронов
      • 3. Понятие о нервном центре, нервной сети. Свойства нервных центров
      • 4. Принципы координации работы нервных центров
      • 5. Торможение в ЦНС и его виды. Интегративная деятельность нейрона
      • 6. Рефлекторная теория. Компоненты рефлекторной дуги. Классификация рефлексов
      • 7. Классификация врожденных форм поведения. Принцип обратной связи
      • 8. Теория функциональных систем П.К. Анохина
    • ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
      • План. Частная физиология центральной нервной системы
      • 1. Функциональная организация спинного мозга и его роль в координации рефлекторной деятельности центральной нервной системы
      • 2. Функции спинного мозга. Особенности управления движениями на уровне спинного мозга. Спинальный контроль мышечных сокращений и управление мышечным тонусом
      • 3. Спинальные соматические и вегетативные рефлексы. Сегментарный и межсегментарный принцип работы спинного мозга
      • 4. Структурно-функциональная характеристика основных отделов головного мозга
      • 5. Функции продолговатого мозга, топография ядер, регуляция витальных функций
      • 6. Роль ретикулярной формации мозгового ствола в регуляции функций. Варолиев мост
      • 7. Средний мозг
      • 8. Мозжечок: строение, связи и регулирующие влияния
      • 9. Промежуточный мозг. Роль ядер таламуса в передаче сигналов с периферии в кору больших полушарий. Гипоталамус как интегративно координирующий вегетативный центр мозга
      • 10. Подкорковые ганглии, их строение и функции. Экстрапирамидная двигательная система
      • 11. Гиппокамп и лимбическая система, их взаимодействие при интеграции сигналов в мозге
      • 12. Физиология вегетативной нервной системы. Современные представления о нейрогуморальной регуляции висцеральных функций организма. Вегетативная рефлекторная дуга
      • 13. Функциональные особенности и взаимодействие отделов вегетативной нервной системы в управлении функциями организма
      • 14. Основы физиологии коры больших полушарий. Представление о кортикализации функций. Цитоархитектоника коры больших полушарий
      • 15. Понятие о полях и зонах коры больших полушарий
      • 16. Электрическая активность коры головного мозга. Электроэнцефалограмма
    • ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ
      • План. Гормональная регуляция функций
      • 1. Эндокринный контроль функций и его регуляторная роль. Участие желез внутренней секреции в интегративной регуляции деятельности организма
      • 2. Роль эндокринной системы в регуляции процессов роста, развития, размножения, разных форм адаптации, поведения. Классификация гормонов
      • 3. Современные взгляды на механизмы влияния гормонов: рецепторы и вторые посредники
      • 4. Гипоталамо-нейрогипофизарная и гипоталамо-аденогипофизарная системы. Гипоталамические рилизинг – факторы (либерины и статины)
      • 5. Структура и функции долей гипофиза, секретируемые тропные и эффекторные гормоны, их роль в организме
      • 6. Эпифиз и роль мелатонина у животных и человека
      • 7. Щитовидная железа. Тиреоидные гормоны (трииодтиронин и тироксин) и кальцитонин
      • 8. Паращитовидные железы
      • 9. Эндокринная функция поджелудочной железы и ее гормоны (инсулин, глюкагон, соматостатин)
      • 10. Гормоны коркового и мозгового слоя надпочечников
      • 11. Роль надпочечных желез в реализации адаптационно-приспособительной деятельности организма (стресс). Фазы стресса
      • 12. Половые железы и их внутренняя секреция. Гормональная функция семенников. Гормональная функция яичников. Половые циклы
      • 13. Эндокринная функция почек, желудочно-кишечного тракта, сердца. Гормональная функция эндотелия
    • ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
      • План. Физиология сенсорных систем
      • 1. Принципы строения сенсорных систем. Понятие о рецепторах
      • 2. Классификация рецепторов. Механизм возбуждения рецепторов. Рецепторный и генераторный потенциалы. Адаптация рецепторов
      • 3. Кодирование сенсорной информации. Проводниковые структуры сенсорных систем
      • 4. Зрительный анализатор
        • 4. I. Преломление света в оптических средах глаза. Построение изображения на сетчатке
        • 4. II. Типы движений глаз
        • 4. III. Строение сетчатки. Фоторецепторы и преобразование световой энергии в электрический сигнал
        • 4. IV. Представления о механизмах цветного зрения и обработке зрительной информации в ЦНС
        • 4. V. Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора
      • 5. Слуховой анализатор
        • 5. I. Строение слухового анализатора
        • 5. II. Строение улитки. Орган Корти. Фонорецепторы. Звуковосприятие
        • 5. III. Проводящие пути и корковое представительство слухового анализатора. Представления о механизме восприятия частоты и интенсивности звука
      • 6. Вестибулярный анализатор
      • 7. Вкусовой анализатор: структурные и функциональные особенности. Клеточные механизмы вкусовой рецепции
      • 8. Обонятельный анализатор: структурные и функциональные особенности обонятельного анализатора. Клеточные механизмы обонятельной рецепции
      • 9. Соматосенсорная система. Кожные рецепторы: тактильные, температурные, болевые. Мышечно-суставная рецепция (проприорецепция)
      • 10. Болевые рецепторы. Защитные (ноцицептивные) рефлексы. Современные теории боли
    • ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      • План. Физиология высшей нервной деятельности
      • 1. Понятие о ВНД. Современные подходы к нейробиологическим механизмам поведения
      • 2. Роль эмоций и мотиваций в организации поведения
      • 3. Условный рефлекс как приспособительный механизм в животном мире. Классические и инструментальные условные рефлексы. Классификация условных рефлексов
      • 4. Нейрофизиологическая сущность торможения. Характеристика внешнего безусловного торможения. Запредельное торможение, его биологическое значение. Основные виды условного торможения
      • 5. Нейрофизиологическая сущность сна. Электроэнцефалографическая характеристика медленноволнового сна и парадоксального сна
      • 6. Память как свойство центральной нервной системы воспринимать, хранить и воспроизводить информацию
    • НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
      • План. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций
      • 1. Общее понятие о процессах регуляции функций. Гомеостазис. Принципы регуляции функций
      • 2. Механизмы регуляции жизнедеятельности организма. Нервная регуляция как высший этап развития приспособлений организма к меняющимся условиям существования
      • 3. Единство нервных, гуморальных и иммунных механизмов регуляции

6. Память как свойство центральной нервной системы воспринимать, хранить и воспроизводить информацию

Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Накопление ее происходит в несколько этапов: выделяют кратковременную (краткосрочную) и долговременную (долгосрочную) память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти, не передается в долговременную, то она быстро стирается. В долговременной памяти информация хранится длительно в доступном для извлечения виде. Следы памяти, так называемые энграммы, уточняются каждый раз по мере извлечения. Процесс упрочнения энграмм называется консолидацией следов памяти. В основе условного рефлекса и долговременной памяти лежит единый механизм, и в экспериментальных исследованиях условный рефлекс является единственным критерием наличия следа долгосрочной памяти.

Кратковременная, или оперативная, память связывается с обработкой информации в нейронных сетях; предполагается, что она основана на циркуляции импульсных потоков по замкнутым нейронным путям (цепям). Долговременная память, очевидно, связана со сложными процессами синтеза белка в нейронах. Любая функция интегративной деятельности мозга обеспечивается не одной какой-нибудь нейрохимической системой, а множеством таких систем. Установлено, что в процессах обучения и памяти участвуют холинергические, серотонинергические, катехоламинергические, ГАМК-ергические системы. Большую роль в организации следов памяти играют также нейропептиды. И, очевидно, конечным звеном, через который реализуются любые воздействия на процессы обучения и памяти и происходит закрепление энграмм, являются изменения белкового метаболизма.

Запоминание, хранение и извлечение наиболее актуальной в данный момент информации из памяти является результатом сложного динамического процесса взаимодействия различных структур мозга. В операциях по запечатлеванию и извлечению следов памяти принимают участие нейроны различных областей КБП, лимбической системы и таламуса. Так, клинические наблюдения показывают, что при поражении гиппокампа утрачивается память на недавние события, но сохраняется на давно прошедшие.

Хранение и извлечение следов памяти осуществляется при участии нейронов заднеассоциативных отделов коры. При раздражении височных долей во время операции возникают четкие картины прошлого, в точности воспроизводящие обстановку вспоминаемого события.

Качественной особенностью памяти человека, отличающей ее от памяти животных и даже высших приматов, является то, что человек способен запоминать не столько все подробности информации, сколько общие положения. Взрослый человек запоминает в прочитанном тексте не слова, а содержание. Это так называемая словесно-логическая абстрактная память.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.