Перечень неврологических заболеваний препятствующих вождению автомобиля

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604
"О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством"

3 августа 2019 г.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" Правительство Российской Федерации постановляет:

перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

перечень медицинских показаний к управлению транспортным средством;

перечень медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Перечень
медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604)

Код заболевания по МКБ-10*

I. Психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями)

1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства

2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

3. Расстройства настроения (аффективные расстройства)

4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

6. Умственная отсталость

II. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)

7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

III. Болезни нервной системы

IV. Болезни глаза и его придаточного аппарата

10. Слепота обоих глаз

* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).

Перечень
медицинских показаний к управлению транспортным средством
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604)

3 августа 2019 г.

I. Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением

1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.

2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).

Раздел I дополнен пунктом 2.1 с 14 августа 2019 г. - Постановление Правительства России от 3 августа 2019 г. N 1021

2.1. Отсутствие нижней конечности или стопы.

3. Ампутационные культи обоих бедер.

4. Ампутационные культи обеих голеней.

5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).

6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).

7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.

8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).

II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией

9. Отсутствие верхней конечности или кисти.

10. Отсутствие нижней конечности или стопы.

11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.

12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.

13. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.

14. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой

15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

V. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха

17. Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня.

Перечень
медицинских ограничений к управлению транспортным средством
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604)

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "А" или "М", подкатегории "А1" или "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа

1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.

4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.

5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.

6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.

7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

8. Отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.

9. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.

10. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (освидетельствуемые признаются годными к управлению транспортным средством, если конечность не имеет дефектов костей, суставов или мягких тканей, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).

11. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "В" или "BE", подкатегории "В1" (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)

12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.

14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.

15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.

16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.

17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

18. Отсутствие обеих верхних конечностей или кистей или их деформация, значительно затрудняющая движение кистей.

19. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде верхней параплегии.

20. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "С"*, "СЕ", "D", "DE", "Тm" или "Тb", подкатегории "С1"*, "D1", "С1Е" или "DIE"

21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).

22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.

23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.

24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.

25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.

26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.

27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

28. Отсутствие верхней конечности или кисти.

29. Отсутствие нижней конечности или стопы.

30. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.

31. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.

32. Остаточные явления поражений центральной нервной системы в виде гемиплегии или параплегии.

33. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (освидетельствуемые признаются годными к управлению транспортным средством, если конечность не имеет дефектов костей, суставов или мягких тканей, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).

34. Травматические деформации и дефекты костей черепа с наличием выраженной неврологической симптоматики.

35. Восприятие разговорной речи на одно или оба уха на расстоянии менее 3 м, шепотной речи - на расстоянии 1 м или менее независимо от способа компенсации потери слуха.

36. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).

37. Рост ниже 150 см.

* К транспортным средствам категорий "В", "С" и подкатегории "С1" приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к указанным категориям и подкатегории.

В конце 2013 г. Закон о безопасности дорожного движения был дополнен положениями о медицинских противопоказаниях, показаниях и ограничениях к управлению транспортными средствами (ТС).

К первым относятся заболевания (состояния), при наличии которых нельзя управлять ТС. Ко вторым - те, при которых последнее возможно, например, со специальными приспособлениями.

Наконец, медицинскими ограничениями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует безопасному управлению ТС определенных категории, назначения и конструктивных характеристик.

Определены перечни конкретных противопоказаний, показаний и ограничений.

Так, вождению препятствуют шизофрения, аффективные расстройства, умственная отсталость, эпилепсия, слепота обоих глаз.

При деформации стопы, параличе нижних конечностей (при возможности сидения), отсутствии 2 фаланг большого пальца на руке и некоторых других заболеваниях (состояниях) можно пользоваться ТС с ручным управлением. При слепоте одного глаза - ТС, оборудованным акустической парковочной системой.

Небезопасно управлять ТС категорий "С", "СЕ", "D", "DE" и некоторых других, если, в частности, отсутствует верхняя конечность или кисть, рост ниже 150 см, имеются остаточные явления поражений ЦНС в виде гемиплегии или параплегии.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 января 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 января 2015 г. N 2 ст. 506

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 3 августа 2019 г. N 1021

Изменения вступают в силу с 14 августа 2019 г.

Возможность управлять автомобилем не может базироваться на одном только желании и достаточной материальной обеспеченности. Право быть участником дорожного движения подразумевает взятие на себя водителем серьезной ответственности за возможные последствия езды с различными нарушениями, самые частотные из которых – нарушения правил дорожного движения.

Однако, помимо неаккуратного вождения, существует множество иных предпосылок к созданию опасной ситуации на дороге. Так, одна из них – возможная неисправность автомобиля, вызванная безответственным отношением к состоянию своего авто. Другая потенциальная причина создания водителями аварийных ситуаций – езда с нарушениями медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Виды медицинских ограничений

Медицинские ограничения для водителей и противопоказания к вождению авто – это перечень заболеваний, которые препятствуют безопасному для себя и окружающих управлению автомобилем.

Некоторые из них полностью делают невозможным для водителя когда-либо сесть за руль, другие могут ограничить управление транспортными средствами, подпадающими под конкретные категории. Часть заболеваний и противопоказаний не лишают водителя возможности управлять машиной, однако требуют внесения изменений в конструкцию авто.

Наиболее распространенные медицинские причины, ограничивающие, но не исключающие право водить машину – это наличие у человека некоторых форм инвалидности и/или подтвержденные некритические проблемы со слухом и зрением.

Признано три категории ограничений, характеризующихся разной степенью допуска к управлению автомашиной:


  • показания;
  • ограничения;
  • противопоказания.

В первом случае для допуска к вождению потребуются разного рода специальные приспособления, во втором — водителям полностью запрещается управлять авто определенных категорий, и в третьем случае человеку категорически запрещено водить любое транспортное средство. Медицинские ограничения выявляются в ходе обследования, проводимого во время медкомиссии.

Медкомиссию проходят все будущие водители, она является обязательным этапом перед допуском к практическим занятиям, сдаче экзамена в ГИБДД и получением водительского удостоверения.

Помимо курсантов автошколы, пройти медкомиссию обязаны водители, чьи права подлежат замене по прошествии 10-летнего срока с момента выдачи, а также если шофер был лишен удостоверения за езду в нетрезвом виде.

К сожалению, не все из нас стопроцентно здоровы. Некоторые будущие водители, имеющий какие-либо физические недостатки, всерьез опасаются, будут ли они допущены до вождения. Именно поэтому закон четко прописывает, когда водить можно, когда допустимо – но с ограничениями, и когда допуск за руль невозможен.

Список противопоказаний к вождению автомобиля весьма обширен. Он включает в себя различные заболевания и физические недостатки, делающие езду за рулем невозможной. Такие заболевания влекут за собой как временное ограничение, так и постоянное, и зависят от характера заболевания.


Эпилепсия – очень серьезное заболевание, осложненное внезапностью приступов. Больной не может их предугадать, поэтому находится в постоянной опасности.

Разумеется, управление авто с таким диагнозом становится серьезными риском как для самого водителя, так и для прочих участников дорожного движения. Поэтому эпилептикам категорически запрещено водить машину и получать права.

Постоянные психические расстройства являются пожизненным препятствием для доступа к вождению. Если уполномоченные медицинские специалисты поставят диагноз шизофрения или задержка умственного и психического развития; если человек страдает приступами агрессии и аффективными расстройствами – езда за рулем для него станет невозможна.

К аналогичному результату приведет лечение психотропными препаратами, если оно даст побочные эффекты, выраженные стойкими изменениями психики и психическими расстройствами.

Кроме перечисленного, нельзя водить машину тем, кто страдает тяжелыми формами заболеваний:

  • дыхательной системы;
  • печени и желудка;
  • сахарного диабета;
  • щитовидной железы;
  • вестибулярного аппарата;
  • сердечно-сосудистой системы.

Повышенное артериальное давление (превышающее показатели 140/90 мм рт.ст.) и некоторые формы генетических заболеваний роста – нанизм, карликовость – также включены в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В любом случае, при наличии серьезных отклонений в здоровье и развитии, решение о допуске за руль принимается коллегиально.

Как быть действующему водителю


Не все наши физические недостатки являются врожденными или приобретенными в детстве. Ситуация, когда абсолютно здоровый водитель вдруг терял зрение или слух, получал тяжелую травму ног или же позвоночника, не является такой уж редкостью. К подобным изменениям здоровья особенно внимательно следует отнестись гражданам, осуществляющим управление ТС.

Законодательством предусмотрено прохождение водителем медкомиссии не реже раза в три года. По результату обследования выдается так называемая водительская справка. Однако если в промежуточный период с водителем произойдут изменения здоровья и будет вынесен соответствующий врачебный вердикт, ограничения пропишут в водительских правах, и их придется выполнять.

Таким образом, никаких рамок для внесения ограничений в главный документ водителя не предусмотрено. Присвоение соответствующего статуса зависит только от изменения в состоянии здоровья самого обладателя прав.

С момента, когда квалифицированным медиком будет вынесено заключение об ограниченной годности (или даже противопоказанию) к управлению машиной, эти требования вступят в силу.

При наличии одного или нескольких заболеваний, при которых вождение возможно, но с определенными условиями, соответствующая отметка проставляется в водительском удостоверении:


При проверке водительского удостоверения сотрудник полиции обязательно обратит внимание на наличие ограничений, поэтому отнестись к результатам медкомиссии следует со всем вниманием, чтобы не быть привлеченным к ответственности за вождение с нарушениями.

Так, отметка МС будет проставлена в правах водителя, имеющих серьезные медицинские проблемы нижних конечностей, такие как деформация стопы, значительно затрудняющая движение, отсутствие или неподвижность одной или обеих ног.

Если нижние конечности, позвоночник или кости таза деформированы настолько, что это затрудняет ходьбу или стояние, водителю также будет предписано обязательное ручное управление своим автомобилем.

Наконец, сюда относится паралич нижней половины тела при полной дееспособности верхней.

Установка парктроника обязательна для водителей, страдающих слепотой одного глаза. Если же автомобилист имеет нарушения функции зрения, подразумевающие использование корректирующих средств (очки или линзы), он не должен управлять автомобилем без них, как и проходить медкомиссию. К слову, на медосмотре офтальмолог проверит зрение по трем параметрам: поле зрения, уровень цветоощущения и острота зрения.

Отдельно следует сказать о реабилитации после рефракционных операций. Воздерживаться от вождения придется в течение трех месяцев. Это советуют и врачи: согласно медицинским показаниям, в этот период происходит адаптация глаза к новым возможностям зрения и видимости. Это же ограничение касается любых операций на роговой оболочке глаза.

С нарушениями слуха также следует прибегать к корректирующим средствам. Если медкомиссия признала, что автолюбитель обязан использовать слуховой аппарат или иное приспособление, корректирующее работу органов слуха, человек, осуществляющий управление ТС обязан позаботиться о наличии такового приспособления.

Сейчас ограниченный допуск к управлению машиной имеют люди, у которых отсутствует хотя бы один палец, несколько или даже кисть руки. При прочей дееспособности таким курсантам автошколы в правах проставляется отметка AT, дающая им возможность водить авто с автоматической коробкой передач.

Ответственность за игнорирование ограничений

К сожалению, такое сейчас не редкость. Человек с показаниями носить очки или линзы в повседневной жизни, пренебрегает этим требованием и садится за руль, не применяя данные приспособления. Случается, что слепой на один глаз водитель не торопится производить ремонт неисправной акустической парковочной системы.

Многие автолюбители из числа тех, кто имеет ограничения, считают требования голословными, поскольку убеждены, что наличие или отсутствие слухового аппарата или линз никак не влияет на качество управления автомобилем. При остановке сотрудником патрульно-постовой службы такие водители часто ссылаются на ПДД, как на основополагающий нормативный акт, регулирующий вопросы безопасной езды.


Во втором разделе этого документа, в котором перечисляются обязанности водителя, ни слова не говорится о необходимости применять те средства, которые позволят автомобилисту компенсировать физические недостатки, отличающие его от полностью здорового водителя.

Однако это обстоятельство не отменяет ограничивающую отметку в правах и сам факт того, что шофер этим требованием пренебрег. Что же грозит водителям, когда они игнорируют требования законодательства в области безопасности дорожного движения?

Таким образом, становится ясно, что управление ТС водителем, пренебрегающим предписанные ему ограничения, приравнивается к вождению без права управления машиной. Необеспечение требований регламентировано статьей 12.7 Кодекса об административных правонарушениях (управление ТС водителем, не имеющим права управления).

Данное правонарушение карается, равно как и езда без водительского удостоверения, административным штрафом от пяти до пятнадцати тысяч рублей.

Заключение

Безопасность дорожного движения должна обеспечиваться всеми возможными способами – со стороны государства, пешеходов и, конечно, водителей. Если курсант автошколы или действующий водитель имеют какие-либо физические недостатки, мешающие им полноценно управлять транспортным средством, при этом не являющиеся однозначным противопоказанием к вождению, они должны обеспечить себя спецсредствами, ставящими их в один ряд со здоровыми родителями.

Это позволит снизить риски на дорогах и сможет обеспечить комфортную езду самим водителям. Поэтому пренебрегать врачебными предписаниями не только чревато штрафными санкциями, но и попросту небезопасно.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (495) 280-04-20
+7 (800) 511-29-38

Это быстро и бесплатно !

Досконального знания ПДД и наличия водительского мастерства достаточно, чтобы успешно пройти испытания в ГИБДД, однако для получения прав необходимо доказать медицинской комиссии, что ваше здоровье позволяет управлять транспортным средством без ограничений.


Ирония заключается в том, что иногда претенденты на получение статуса водителя даже не догадываются, что у них имеются медицинские показания, не позволяющие получить заветную корочку. И, к сожалению, узнают об этом уже после прохождения обучения в автошколе.

А это – выброшенные на ветер деньги и зря потраченное время. Поэтому имеет смысл заранее пройти медицинское обследование, вердикт которого может поставить крест на ваших чаяниях.

Противопоказания, запрещающие садиться за руль

Существует перечень прямых противопоказаний, наличие которых в анамнезе не позволяет получить ВУ. Это следующие патологии:

  • шизофрении при наличии приступов, во время которых больной испытывает бредовые расстройства, или склонен к резким переменам настроения;
  • эпилепсия;
  • все виды умственной отсталости;
  • полная слепота.

Полный список намного шире, но в нём представлены болезни с теми или иными оговорками, преимущественно – невротического или психического плана.

Каждый из нас сталкивался с людьми, поведение которых можно воспринимать как временами неадекватное. Но является ли это психическим расстройством, может судить только опытный и квалифицированный специалист, и именно он определяет, какую степень опасности для участников дорожного движения будет представлять такой человек за рулём.

Прохождение медосмотра с целью получения водительских прав – процедура обязательная, прохождение которой регламентируется федзаконом №196. В этом документе установлены сроки прохождения комиссии для всех категорий обладателей корочки водителя. К примеру, для лиц, управляющих общественным транспортом, медосмотр является обязательным при каждом выезде на маршрут.

К особой категории отнесены те, кто намерен получить ВУ впервые. Задача медкомиссии в этом случае – определить, не является ли состояние здоровья обследуемого несовместимым с управлением автотранспортом.


Кроме первичного получения прав, медицинская справка с положительным вердиктом будет необходима при обращении в ГИБДД по следующим причинам:

  • возврат ВУ в результате его лишения из-за нарушения ПДД;
  • замена водительской корочки (истечение срока действия).

Возрастной ценз мужчин для прохождения этой процедуры – достижение призывного возраста. Примечательно, что состав медкомиссии, работающей с призывниками и будущими водителями, примерно одинаковый.

Задача медкомиссии – выявить те отклонения в здоровье, которые могут помешать управлять автотранспортным средством.

В статье 14Б ФЗ196 говорится, что психические расстройства, которые стали результатом получения обследуемым травмы головного мозга, относятся к медицинским противопоказаниям к управлению автомобилем в 2018 году. Согласно закону, люди с такой патологией ни имеют права заниматься видами деятельности, связанными в достаточно высокой степенью активности, и вождение машины входит в их число.

Перечень ограничений

Полный перечень медицинских противопоказаний, применимых к управлению автомобилем, который приводится в указанном документе и других подзаконных актах, принятых позже, можно разделить на несколько больших групп:

  • патологии, которые при определённых условиях всё же позволяют управлять автотранспортным средством. Например, при плохом зрении нужно обязательно быть в очках или других средствах корректировки зрения;
  • болезни, при которых нельзя управлять транспортом, относящимся к определённой категории;
  • заболевания, при которых противопоказано находиться за рулём любого автотранспортного средства, независимо от категории.

При выявлении медкомиссией у обследуемого противопоказаний, препятствующих вождению ТС, в медицинской справке прямо указывается, что данное лицо не может управлять автотранспортными средствами, на основании чего ему откажут в получении ВУ.

Ознакомиться с действующим списком таких противопоказаний можно в статье 23.01 ФЗ196. Отметим, что в законе оговариваются и случаи, когда данное ограничение может иметь временные рамки, после окончания которых нужно проходить медкомиссию повторно.

Рассмотрим основные группы заболеваний, на предоставляющие возможности стать водителем.

Проблемы зрения

Поскольку орган зрения для водителя является основным, понятно, что к глазным патологиям приковано самое пристальное внимание. В частности, применительно к самым многочисленным категориям ВУ (А/А1, В/В1, ВЕ, М) прямыми противопоказаниями к вождению автомобиля являются следующие состояния:

  • болезни глазной оболочки хронического характера, существенно ухудшающие остроту зрения;
  • если один глаз вообще не видит, а у второго острота зрения составляет менее 0.8;
  • при сниженной остроте глаза до 0.6 на одном и 0.2 на другом;
  • если на глазу менее 30 дней назад была проведена рефракционная операция;
  • при присутствии такой патологии, как спонтанный нистагм, если оба зрачка отклоняются от центральной линии на 70º;
  • если поле зрения в направлении любого меридиана ограничено углом, превышающим 20º.

Список ограничений, относящихся к категориям С/СЕ, D/DE, Tm/Tb вместе с подкатегориями D1/D1E, С1/С1Е, включает следующие отклонения по зрению:

  • сниженная острота до 0.8 на одном глазу и 0.4 на другом;
  • полная слепота одного глаза, независимо от состояния другого.

Если претендент на получение корочки водителя имеет проблемы со зрением и носит очки, медосмотр он должен проходить тоже в очках.

Проверка остроты зрения проводится по стандартной процедуре с применением соответствующей таблицы. Для легковых автомобилей минимально допустимое значение хотя бы на одном глазу – 0.6, для категории общественного/спецтранспорта ограничение выше – не менее 0.8, для грузовиков – 0.7. Считается, что эти значения способны обеспечить безопасность для других водителей/пешеходов.

В принципе все люди, имеющие проблемы со зрением, знают остроту обеих глаз и поэтому могут до начала медосмотра оценить свои шансы. Впрочем, даже если вы уверены, что проходите по всем показаниям, более тщательная проверка не помешает. Вполне возможно, что в результате медосмотра могут выявиться проблемы, ранее оставшиеся незамеченными, и именно они могут стать препятствием на пути к получению водительских прав.

Не стоит говорить, что некоторые люди, зная о своих недостатках, пытаются их намеренно скрыть, что является недопустимым. Существует перечень глазных патологий, наличие которых ставит крест на возможности стать водителем, независимо от показателя остроты зрения. К ним относится глаукома, разновидности катаракты, отслоение сетчатки. В любом случае окончательное решение, предоставлять ли допуск конкретному человеку при наличии определённых проблем со зрением, принимает врач.

Отметим, что уровень современной офтальмологии позволяет восстановить зрение при наличии достаточно большого перечня заболеваний, поэтому, если у вас возникли проблемы с получением прав, отчаиваться не нужно.


Просто пройдите соответствующий курс лечения, а если оно не поможет – в большинстве случаев ношение корректирующей зрение оптики способно решить проблему.

Психические заболевания

Гораздо менее определённо можно говорить о патологиях, связанных с расстройствами психики. Впрочем, и здесь правила, касающиеся запрета на вождение, прописаны достаточно чётко. Существует две категории таких отклонений: временные, вызванные тяжёлыми жизненными ситуациями, и постоянные или прогрессирующие.

Перечень противопоказаний к получению ВУ выглядит следующим образом:

  • наличие хорошо различимой задержки развития психики;
  • присутствие приступов шизофрении или других психических расстройств поведенческого или ментального характера;
  • агрессивное поведение или приступы, квалифицируемые как расстройства личности;
  • аффективные расстройства психики;
  • наличие побочных эффектов, спровоцированных приёмом психотропных медпрепаратов.

Разумеется, диагностирование подобных состояний далеко не всегда возможно в рамках медосмотра, независимо от квалификации персонала комиссии, поэтому важно изучение анамнеза посредством рассмотрения личной медицинской карточки претендента.

Обобщая вышесказанное, опишем психические расстройства, препятствующие получению ВУ:

  • органические патологии, включая симптоматические;
  • выраженная умственная отсталость;
  • поведенческие расстройства (включая те, которые носят кратковременный характер), в значительной мере сказывающиеся на человеке;
  • расстройства психики как результат курсового лечения психотропными медикаментами;
  • шизофрения, расстройства шизотопического характера, расстройства с бредовыми состояниями;
  • патологии, сопровождающиеся расстройствами личности и неадекватным поведением.

Как правило, пациенты с такими диагнозами, выявленными ранее, состоят на учёте в ПНД.

Эпилепсия и водительское удостоверение

Как ни странно, но эпилепсия, относящаяся к категории психоневрологических патологий, сопровождающихся возникновением припадков, не является абсолютным противопоказанием для получения прав. Между тем во время таких припадков, спровоцированных неожиданным возбуждением некоторых участков мозга, больной не может контролировать своё состояние.

Перечислим исключения, позволяющие эпилептикам получить положительный результат при прохождении медосмотра:

  • последний эпилептический припадок зафиксирован свыше полугода назад;
  • эпилептические приступы наблюдаются исключительно во сне;
  • последний приступ спровоцирован отказом от курсового лечения;
  • если припадок не сопровождается нарушениями сознания и происходит без утраты двигательной активности;
  • если эпилептик прошёл курс лечения, включающий хирургическое вмешательство.

Стоит отметить, что врачи крайне неохотно дают положительные оценки при этой патологии, поскольку эпилептические припадки возникают спонтанно, предугадать их возникновение невозможно, а последствия могут оказаться крайне отрицательные, как для самого больного, управляющего автомобилем, так и для окружающих.

Другие заболевания, относящиеся к противопоказаниям

Мы перечислили только самые многочисленные группы патологий (по зрению и психического плана), не позволяющие стать водителем. Но этот перечень гораздо шире и включает множество состояний, препятствующих получению ВУ на законных основаниях. К ним относятся:

  • пороки сердца (приобретённые или врождённого характера);
  • некоторые патологии позвоночника;
  • ряд нарушений слуха;
  • выраженное отставание в развитии на физиологическом уровне;
  • неправильно сросшиеся после получения переломов кости;
  • хронические патологии дыхательных путей, затрудняющие дыхание;
  • операция на миокарде, перенесённая менее 90 дней назад;
  • отсутствие нескольких фаланг;
  • патологии, влияющие на вестибулярный аппарат;
  • ряд эндокринных заболеваний, включая диабет и патологии щитовидки в тяжёлой форме;
  • некоторые сердечные патологии – ишемия, тахикардия и др. (перенесённый инсульт или инфаркт, если они не спровоцировали появление других болезней, в перечень не входят);
  • гипертензия;
  • желудочные патологии;
  • болезни роста, включая нанизм и карликовость.

В полный перечень недугов, не позволяющих получить ВУ, включены только те болезни, носители которых могут создавать повышенный риск возникновения ДТП.

В каждом конкретном случае принимаются во внимание все нормативы, касающиеся патологии, а окончательное решение о пригодности/непригодности принимается коллегиально.

К примеру, если показатели АД превышают 140/90 мм рт. ст., садиться за руль нельзя – это правило касается гипертоников, у которых такой уровень давления считается нормой.

Является ли депрессия противопоказанием вождению автомобиля? Согласно правительственному постановлению 2015 года, в котором все противопоказания перечислены по группам, согласно МКБ-10 – да, наряду с такими отклонениями, как транссексуализм, фетишизм, двойной трансвестизм, педофилия и пр.

Имеются ли противопоказания при наличии инвалидности

Строго говоря, сама постановка вопроса некорректная. В правительственном перечне перечислены заболевания и их конкретные проявления, не дающие право управлять автотранспортом. Инвалидность – это не болезнь, это диагноз, состояние организма, при котором человек имеет ограниченные возможности, сказывающиеся на качестве жизни.

Разумеется, инвалидность даётся на основании определённых показаний, в числе которых могут оказаться и патологии, входящие в перечень медицинских противопоказаний по управлению автомобилем.

В частности, при отсутствии ступни или кисти, не говоря об отсутствии нескольких пальцев, сохраняется возможность управления транспортным средством, но только если оно оборудовано автоматической трансмиссией. Проблемы со слухом также не являются абсолютным противопоказанием, если они корректируются применением слуховых аппаратов.

Инвалид, успешно прошедший медкомиссию, не будет испытывать проблем при поступлении в автошколу с целью подготовки к сдаче государственных экзаменов на общих основаниях. Хотя в определённых случаях придётся обучаться в специализированных заведениях подобного плана, парк которых содержит автомобили с ручным управлением. Обычно такие автошколы формируются и функционируют при местных организациях людей с ограниченными возможностями, часто работая на голом энтузиазме неравнодушных к инвалидам людей.


Обучение в таких автошколах не бесплатно, хотя его стоимость ниже, чем в обычных заведениях, а в ряде случаев предоставляются государственные дотации.

Прохождение инвалидами экзаменов в ГИБДД осуществляется на общих основаниях, при этом отношение со стороны инспекторов к таким соискателям более лояльно, чем к рядовым гражданам.

Следует отметить, что хотя государство и не создаёт препятствий для людей с ограниченными возможностями в плане управления личным автотранспортом, в ряде случаев сами инвалиды должны трезво оценить свои возможности в этом плане. Если есть неуверенность – за руль лучше не садиться.

Медицинские показания и ВУ

Под медицинскими показаниями следует понимать заболевания, наличие которых должно указываться в основном водительском документе в обязательном порядке (в виде отметки).

В законе чётко прописано, при наличии каких патологий допускается управление автотранспортом, и какие меры предосторожности должен соблюдать такой водитель. Так, ТС должно быть оснащено ручным управлением при следующих показаниях:

  • паралич НК;
  • культи голеней/бедер (включая двойственные);
  • деформации стопы.

Автоматическая трансмиссия должна присутствовать при:

  • отсутствии одной НК или стопы;
  • отсутствии нескольких пальцев/кисти/одной руки;
  • отсутствии обеих НК.

Нарушения слуха не являются препятствием для нахождения за рулём, если водитель пользуется слуховым аппаратом. Если у него отсутствует один глаз, автомобиль должен быть оснащён парковочной системой с акустическими средствами предупреждения.


Отметки об ограничениях на ВУ

На удостоверении нового образца на его изнаночной стороне при наличии определённых показаний проставляются особые отметки. В них указывается, при каких обстоятельствах владелец ТС может им управлять, и какие требования соблюдать. Инспектор ГИБДД на основании таких отметок может удостовериться в соблюдении изложенных в них требований:

  • отметка с аббревиатурой APS свидетельствует о том, что машина, которой управляет владелец ВУ, должна быть оснащена акустической системой парковки;
  • отметка МС допускает вождение машины, оборудованной ручным управлением;
  • указание символов HA/CF свидетельствует о том, что водитель имеет проблемы со слухом и обязан носить слуховой аппарат;
  • аббревиатура GCL говорит о том, что водитель обязан использовать средства коррекции зрения при нахождении за рулём (контактного или бесконтактного типов).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.