Периферическая нервная система у детей ее развитие

Спинномозговые узлы.У новорожденного ребенка строение спинномозговых узлов морфологически приближается к таковому у взрослого человека. Вокруг клеток хорошо развита глиальная капсула. Основное различие заключается в размерах клеток и степени миелинизации нервных волокон. В течение грудного периода развития размеры узлов быстро увеличиваются и становятся сопоставимыми с половозрелым человеком.

Периферические нервы и окончания соматического отдела нервной системы.К моменту рождения идет миелинизация нервов. К концу первого полугодия жизни двигательные нервы и отдельные нервные волокна в основном миелинизированы, а в чувствительных этот процесс в основном заканчивается к концу года.

У новорожденного нередко одно скелетное мышечное волокно может контролироваться несколькими нервными окончаниями. Они устроены морфологически более примитивно и меньших размеров. В первые месяцы происходит уменьшение числа окончаний на волокне до состояния – одно окончание – одно мышечное волокно. В последующем увеличивается размер и усложняется форма окончания.

Чувствительные нервные окончания у новорожденного в основном меньших размеров, но их распределение и число на единицу поверхности неоднозначно соотносится к взрослому. Так, их может быть значительно больше на единицу поверхности на губах и некоторых других зонах. В то же время, слабая миелинизация нервных проводников значительно уменьшает скорость проведения, и возможно локализацию места раздражения.

Вегетативная нервная система.К моменту рождения формирование вегетативной иннервации далеко до завершения. Если нейроны ганглиев блуждающего нерва уже довольно зрелые, с хорошо развитой глиальной капсулой и значительных размеров, то в симпатических узлах остаются нейробласты и преобладают юные нейроны. Внутриорганные вегетативные ганглии состоят в основном из нейробластов со слабо дифференцированными отростками и окончаниями. Не завершена дифференцировка медиаторов (так, нейроны симпатических узлов наряду с норадреналином, могут выделять ацетилхолин). Не завершено и формирование нервных сплетений внутренних органов и наряду с хорошо выраженной иннервацией, есть органы, которые контролируются в основном гуморальным путем. Мелкие кровеносные сосуды могут вообще напрямую не контролироваться вегетативными сплетениями.

У новорожденного в симпатических и интрамуральных узлах нередко имеет место общее глиальное окружение вокруг групп из тел нескольких нервных клеток, слабо развиты отростки.

В течение первого года происходит активное созревание тел нервных клеток периферических узлов, особенно симпатического отдела и интрамуральных парасимпатических, но процесс этот не завершен. Даже в 5 – 7 лет можно встретить большое число нейробластов в ганглиях пищевода, органах малого таза и тонкой кишке. Для врача важно знать, что в первые годы контроль со стороны ЦНС за внутриорганными нервными узлами недостаточен. Это приводит к тому, что во внутренних органах, особенно у детей первых лет жизни, легко возникают дисфункциональные расстройства. Грозными осложнениями таких дисфункций являются заворот кишки, внезапная остановка сердца. С возрастом совершенствуется система взаимодействия всех отделов нервной системы.

К подростковому возрасту формирование вегетативного нервного контроля, в основном, завершается, а полностью - к 25 – 30 годам.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

ОРГАН ЗРЕНИЯ

Орган зрения является периферической частью зрительного анализатора и состоит их глазного яблока и вспомогательного аппарата.

На четвертой неделе эмбриогенеза начинается формирование органа зрения из нескольких источников. Сетчатая оболочка и зрительный нерв образуются вследствие выпячивания переднего мозгового пузыря, образуя так называемые глазные пузыри, которые превращаются в двухстенный глазной бокал. Из его наружной стенки развивается пигментный слой сетчатой оболочки, а из внутренней собственно сетчатка. Из краев глазного бокала образуются мышцы суживающая и расширяющая зрачок, а также ресничная мышца. Эктодерма, располагающаяся на уровне глазных бокалов образует утолщение – хрусталиковую плакоду, а затем хрусталиковый пузырек, который отделяясь от эктодермы смещается в полость глазного бокала Склера и сосудистая оболочки развиваются из мезенхимы. Из кожной эктодермы развиваются эпителий коньюнктивы, слезные железы.

Оболочки глазного яблока.Склера новорожденного имеет голубоватый цвет поскольку через нее просвечивает пигментный слой. Она более эластична, но гораздо тоньше, чем у взрослых. Роговица имеет радиус кривизны 6-7 мм. С возрастом она уплощается и изменяется ее преломляющая сила. На первом году жизни роговица малочувствительна, поскольку не закончено развитие черепных нервов, но к году чувствительность роговицы соответствует взрослому. Основное вещество содержит незначительное количество жидкости, обеспечивая прозрачность роговицы.

В радужке у новорожденного количество пигмента минимально. Его накопление продолжается до 10-12 лет и радужка приобретает постоянную окраску. Но с возрастом происходит депигментация радужки и у людей пожилого возраста она вновь становится светлой.

Сетчатая оболочка у новорожденных состоит из 10 слоев. К первому году жизни за счет роста глазного яблока она растягивается и становится тоньше. В области желтого пятна сетчатой оболочки остаются 1,2,3,4,10 слои. От года до 12 лет происходит утолщение слоев сетчатой оболочки.

Способность к аккомодации появляется с пяти месяцев. Во втором полугодии жизни ребенок начинает различать цвета, а с трех лет называет их правильно. Периферическое зрение появляется к 6 месяцам. К моменту, когда ребенок начинает обучение в школе величина поля зрения возрастает в 10 раз. Границы поля зрения продолжают расширяться до 30-летнего возраста. Острота зрения максимальна от 8 до 15 лет, практически мало изменяется от 18 до 60 лет, а затем снижается. Слезная железа начинает функционировать после двухмесячного возраста.

ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ.

На уровне прозенцефалон образуются утолщения эктодермы-плакоды, которые впячиваются в мезенхиму образуя слуховой пузырек (справа и слева). Каждый выстлан многорядным эпителием и заполнен эндолимфой. Затем начинается деление пузырька на маточку с полукружными каналами и мешочек с улитковым каналом. В маточке, мешочке и ампулах полукружных каналов образуются рецепторные зоны, где находятся сенсоэпителиальные клетки, которые на третьем месяце эмбриогенеза специализируются к восприятию звуковых, гравитационных, вибрационных раздражителей. Это происходит под влиянием слухового ганглия, который далее делится на вестибулярный и спиральный. Преддверный и улитковый нервы обеспечивают совершенно различные функции и на всем протяжении располагаются обособленно. У новорожденного эпителий дифференцирован. Кортиев орган достигает полного развития к месяцу после рождения.

ОРГАН ОБОНЯНИЯ.

Обонятельный эпителий развивается во внутриутробном периоде. У эмбриона длиной 4 см центральные отростки нейросенсорных клеток проникают через решетчатую кость. При длине 13 см на концах периферических отростков обонятельных клеток образуются булавы. При длине эмбриона 29 см на булавах появляются реснички.

Условные рефлексы на обоняние могут быть выработаны на втором месяце жизни. Дефинитивного развития обонятельный эпителий достигает к периоду полового созревания, в этот же период оптимального уровня достигает и острота обоняния. Нейросенсорные клетки обновляются каждые 30 дней.

ОРГАН ВКУСА.

У новорожденных орган вкуса представлен вкусовыми почками, располагающимися в многослойном эпителии сосчков языка (за исключением нитевидных), а также в эпителии полости рта, губ, переднего отдела глотки.У новорожденных сенсоэпителиальные клетки вкусовых почек сформированы. В первый год жизни количество вкусовых почек уменьшается, и они равномерно распределены.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА.

Развитие сосудов.На третьей неделе эмбриогенеза в стенке желточного мешка под индуктивным влиянием входящей в его состав энтодермы из мезенхимы образуются кровеносные сосуды. Первоначально формируются кровяные островки, клетки которых дифференцируются в двух направлениях: в клетки крови и первичные эндотелиальные клетки. Первичные эндотелиальные клетки соединяясь образуют стенку сосудов.

В теле зародыша сосуды формируются несколько позже. В конце третьей недели первичные сосуды желточного мешка соединяются с кровеносными сосудами тела зародыша. С началом циркуляции крови по сосудам строение стенки усложняется: появляются мышечные и соединительнотканные элементы. От уже образованных сосудов растут новые сосуды.Перестройка и новообразование сосудов продолжается в течение всей жизни.

Сердце

Закладка сердца первоначально имеет вид двух мезенхимных трубок, которые затем сливаются и образуют внутреннюю оболочку сердца - эндокард.Из миоэпикардиальной пластинки, которая является частью висцерального листка спланхнотома, развиваются миокард и мезотелий эпикарда. Клетки миокарда превращаются в кардиомиобласты, которые делятся, формируя мышечную стенку сердца. Они дифференцируются в трех направлениях: сократительные, проводящие, секреторные. Из мезотелиобластов развивается мезотелий эпикарда. Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань собственной пластинки эпикарда развивается из мезенхимы и располагается снаружи по отношению к миокарду. Трубка состоящая из эндокарда, миокарда, эпикарда, меняет свое пространственное расположение, формируя камеры сердца начиная с примитивного трубчатого сердца, далее сигмовидного, когда формируется предсердный и желудочковый отделы сердца и, наконец,четырехкамерное.

Основной функцией сердца является постоянная ритмическая работа поддерживаемая энергетическими процессами клеток. Для сердечной мышцы характерно интенсивное поглощение кислорода, прямо пропорциональное сократительной способности сердца, интенсивный обмен макроэргических фосфатов, содержание большого числа митохондрий.

Наиболее интенсивно сердце растет в первые два года жизни. У новорожденного оно относительно велико (составляет 0,08% веса тела). К 10 годам этот показатель равен 0,5%, к 20 годам 0,26%. После 6 лет сердце принимает форму свойственную взрослому. После года под эпикардом в области межжелудочковых борозд начинается отложение жировой ткани.

У новорожденного стенка желудочков одинакова по толщине, к 14 годам стенка левого желудочка становится толще, составляя 10 мм.

Кардиомиоциты миокарда округлой формы, небольших размеров, с тонкими миофибриллами, меньшим содержанием саркоплазмы и сократительного белка. Слабо развита соединительнотканная строма. К двум годам эмбриональный тип сердца преобразуется в более зрелый орган, что характеризуется быстрым ростом кардиомиоцитов. Вначале тяжи кардиомиоцитов многоядерные и тонкие с плохо выраженной поперечной исчерченностью. Постепенно мышечные клетки утолщаются за счет возрастания количества саркоплазмы, числа и диаметра миофибрилл, появляется поперечно-полосатая исчерченность. Увеличиваются размеры ядер кардиомиоцитов. Тяжи мышечных клеток в миокарде располагаются рыхло.

К 4-5 годам давление в большом круге кровообращения возрастает, соответственно увеличивается толщина левого желудочка. Кардиомиоциты увеличиваются в размерах, возрастает количество саркоплазмы, миофибрилл, в которых отчетливо видна исчерченность. Увеличивается обьем соединительнотканной стромы, утолщается эндокард, формируется его мышечно-эластический слой.

Период полового созревания характеризуется строением стенки сердца, соответствующей взрослым. Усиливается рост и дифференцировка сердца, особенно высок темп изменений у девочек. В этот период заметен рост кардиомиоцитов, увеличивается их диаметр. Хорошо развиты клапаны, нервные окончания, сосуды. Нарастает толщина стенок сердца за счет увеличения поперечных размеров кардиомиоцитов и соединительнотканных прослоек. Уплотняются створки клапанов, эндокард. Рост миокарда и стромы сердца заканчивается к 30 годам.

Кардиомиоциты взрослого человека не могут делиться митозом, поэтому регенерация может происходить на внутриклеточном уровне. Исключение составляют предсердные кардиомиоциты, в которых обнаружена способность к митозу. Однако она принципиальной роли не играет.

Кровеносные сосуды

Сосудыхарактеризуется высокими резервными возможностями, способностью к адаптации, регенерации, компенсации.

Сосуды новорожденного характеризуются большей емкостью по сравнению с массой тела. В стенке имеется эластический каркас, слабо развит мышечный слой. В венах нечетко выражено деление на три оболочки. Диаметры одноименных артерий и вен практически одинаковы. В артериях мышечного типа содержится мало мышечных клеток. К концу первого месяца жизни четко видна разница в сосудах мышечного и эластического типа. Причем формирование эластических мембран и средней оболочки в артериях происходит раньше, чем в венах. Однако у детей первых лет жизни мышечная оболочка вен еще может отсутствовать как сплошной слой.

Формирование стенки всех кровеносных сосудов завершается к 12 годам, а полное развитие сосудов под влиянием функциональной нагрузки завершается к 30 годам.

Аорта относится к артериям эластического типа. К моменту рождения внутренняя оболочка состоит только из эндотелия и эластических элементов с очень тонкой прослойкой соединительной ткани между ними. Эндотелий аорты у плода состоит из узких, длинных клеток, которые мало отличаются размерами. После рождения кроме таких клеток имеются и более крупные клетки, полигональной формы, а также двухядерные, характерные для эндотелия взрослого. Есть клетки с 3-4 и даже 10 ядрами, а также симпласты, содержащие до 30 ядер.

Капилляры. У новорожденных и детей первых лет жизни капиллярные сети представлены сильнее, чем у взрослых. С увеличением массы тела ребенка сосудистые сети становятся меньшими на единицу объема. Эндотелий капилляров у новорожденных имеет хорошо развитую гр.ЭПС и комплекс Гольджи. В первые дни после рождения происходит истончение эндотелия, активируется процесс транскапиллярного обмена. В первый месяц за счет изменения эндотелия увеличивается просвет капилляров, в некоторых капиллярах появляются фенестры. В эндотелиоцитах уменьшается количество органелл, базальная мембрана становится более рыхлой. Дифференцировка капилляров заканчивается к концу первого месяца.

ОРГАНЫ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ.

Общими закономерностями морфогенеза органов иммунной системы являются:

- ранняя закладка в эмбриогенезе,

- достижение достаточной морфологической и функциональной зрелости к моменту рождения,

- быстрое увеличение их размеров в детском и подростковом возрасте,

Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.

Возбуждение– это активный процесс, представляющий собой ответную реакцию ткани на раздражение и характеризующийся повышением функций ткани.

Торможение – это активный процесс, представляющий собой ответную реакцию ткани на раздражение и характеризующийся снижением функций ткани.

Иррадиация – растекание нервных процессов.

За 3 месяца до рождения нервная система полода достаточно развита ,что бы обеспечить функционирование организма во внешней среде,сформированы все отд. Мозга, включая кору больших полушарий.К моменту рождения центральная нервная система оказывается еще далеко не развитой, хотя общее количество нервных клеток остается неизменным от первых дней жизни и до ее конца.

С первого дня жизни у ребенка обнаруживаются защитные и ориентировочные рефлексы на болевые, световые, звуковые и др.раздражители.Однако эти реакции плохо координированы,нередко беспорядочны и, как правило, медленно протекают и легко распространяются на большое кол-во мышц. Возбуждение легко иррадинирует. Иррадиация возбуждения,сопровождается криком, особенно легко возникает под воздействием голода,охлаждения, а так же болевых раздражений. В течении первых 2-х лет жизни гол.мозг интенсивно растет,причем рост идет за счет разветвлений аксонов и дендритов. Увеличивается и толщина коркового слоя б.полушарий. У новорожденных процессы,протекающие в нерв.клетках замедлены: медленей возникает возбуждение, медленнее распространяется по нерв.волокнам. Длит.и сильней раздр.нерв.клеток ,легко приводит её в состояние торможения. Скорость проведения возбуждения увеличивается по мере миелинизации и к 2-3 годам становится как у взрослого человека. Скорость возникновения возбуждения увеличивается более постепенно и достигает величины,хар-ной для взрослых лишь к 10-12 годам. Раннии условные рефлексы ребенка нестойки,длительней формируются, требуют большее число повторений.

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.

Нервная система- это совокупность специальных скульптур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма , в постоянном взаимодействии с внешней средой.(единство организма с внешней средой).

Центральная нервная система Периферическая нервная система

1. головной мозг(черепная коробка) 1. нервные окончания

2.спинной мозг (позвоночный канал) 2. нервные узлы (ганглии . вдоль

спинного мозга , скопление

3. Нервы (нервные волокна)

Нервы- скопление отростков нервных клеток вне ЦНС заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

Чувствительные нервы – образованы дендритами (короткие отростки нейрона) чувствительных нейронов.

Двигательные нервы- образованы аксонами (длинные отростки нейронов) и двигательных нейронов.

Смешанные нервы – образованы и аксонами и дендритами.

Нервные узлы – скопление тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания.

Рецепторы- концевые образования дендритов , они воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.

Эффективные- концевые образования аксонов в рабочих органах : мышцах, железах.

Нервный импульс- электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.

Нервная система – это совокупность специальных структур объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Нейрон- нервная клетка. Аксон- нервное волокно. Дендриты- как правило короткие и сильно разветвленные отростки, служащие главным местом обрабатывания влияющих на нейрон возбуждающих и тормозных сигналов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Развитие нервной системы у детей и подростков.

Развитие нервной системы у детей и подростков.

Развитие нервной системы у детей и подростков.

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т. е. безусловных рефлексов, проходят в нижерасположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

Ближайшие к мозговой коре подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловно рефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты. Вся эта деятельность находится под постоянными регулирующими влияниями мозговой коры.

Нервная ткань обладает свойством не только возбуждения, но и торможения. Несмотря на свою противоположность, они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды или условий трудовой деятельности вызывают возникновение новых условных связей, создающихся на основе имеющихся у человека безусловных рефлексов или старых, упроченных ранее приобретённых связей, и влекут за собой торможение других условных связей, которые при новой ситуации не имеют данных для своего действия. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий более или менее значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют весьма существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание этих процессов и умелое использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения, конечно, не может быть ограничена одним лишь образованием условных рефлексов, хотя бы весьма тонких и сложных. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление). Все эти процессы имеют своим материальным субстратом кору больших полушарий головного мозга и неразрывно связаны со всеми функциями нервной системы.

В познание законов высшей нервной деятельности (поведения) животных и человека русская физиологическая школа в лице её гениальных основоположников - И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и особенно И. П. Павлова с их учениками внесла блестящий вклад. Благодаря этому стало возможным материалистическое изучение психологии.

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей и подростков представляет весьма большой интерес, в связи с тем, что на всём протяжении детства, отрочества и юности происходит формирование психики человека. Формирование и совершенствование психики протекает на основе развития коры больших полушарий и при непосредственном её участии. К моменту рождения у ребёнка центральная и периферическая нервная система далеко ещё не развита (особенно кора больших полушарий и ближайшие к ней подкорковые узлы).

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность больших полушарий у детей в первые месяцы их жизни сравнительно гладка. Главные борозды, хотя и намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформировались. Извилины ещё слабо выражены. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённого имеется столько же, сколько и у взрослого, но они ещё очень примитивны. Нервные клетки у маленьких детей имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, а дендриты ещё только начинают оформляться.

Процесс усложнения строения нервных клеток с их отростками, т. е. нейронов, протекает очень медленно и не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Этот процесс продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, регенерировать, и общее количество их к моменту рождения остаётся неизменным на всю последующую жизнь. Но в процессе роста организма, а также в последующие годы нервные клетки увеличиваются в размерах, постепенно развиваются, нейриты и дендриты удлиняются, а последние, кроме того, по мере их развития образуют древовидные разветвления.

Большая часть нервных волокон у маленьких детей ещё не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего при разрезе большие полушария, а равно и мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество, как это имеет место в последующие годы.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т. е. в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания у детей продолжается дальнейшее развитие головного мозга, совершенствуются отдельные нервные клетки и развиваются новые нервные пути, происходит функциональное развитие всей нервной системы. При этом отмечается усиление роста лобных долей. Это влечёт за собой улучшение у детей точности и координации движений. В этот же период заметно выявляется регулирующий контроль со стороны коры больших полушарий над инстинктивными и низшими эмоциональными реакциями. В связи с этим приобретает особое значение планомерное воспитание поведения детей, разносторонне развивающее регулирующие функции головного мозга.

В период полового созревания, особенно к концу его - в юношеском возрасте, увеличение массы головного мозга незначительно. В это время происходят главным образом процессы усложнения внутреннего строения мозга. Это внутреннее развитие характеризуется тем, что нервные клетки коры больших полушарий оканчивают своё формирование, и происходит особенно энергичное структурное развитие, окончательное формирование извилин и развитие ассоциативных волокон, которые осуществляют связь отдельных областей коры между собой. Количество ассоциативных волокон особенно увеличивается у юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Всё это создаёт морфологическую основу для процессов ассоциативного, логического, отвлечённого и обобщающего мышления.

В течение юношеского периода к 18-20 годам в основном завершается функциональная организация головного мозга, и становятся возможными наиболее тонкие и сложные формы аналитической и синтетической его деятельности. В последующие зрелые годы жизни продолжается качественное совершенствование головного мозга и дальнейшее функциональное развитие коры больших полушарий. Однако основа развития и совершенствования функций коры больших полушарий закладывается у детей в дошкольные и школьные годы.

Продолговатый мозг у детей уже к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит в слабой мере, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических - только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Как известно, высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей и подростков расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов и, следовательно, вегетативной нервной системы становится более ярко выраженной.

Процессы возбуждения и процессы торможения у детей легко иррадиируют, т. е. распространяются по коре больших полушарий, что нарушает работу головного мозга, требующую большой концентрации этих процессов. С этим связаны и меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость нервной системы у детей и подростков, особенно при неправильной постановке учебно-воспитательной работы, при которой имеет место чрезмерно большая нагрузка умственной работой. Если учесть, что детям и подросткам в процессе учения приходится значительно напрягать деятельность центральной нервной системы, то становится очевидной необходимость особенно внимательного гигиенического отношения к нервной системе учащихся.

Тоже самое

Спиной мозг у детей

Спинной мозг. Масса при рождении составляет всего 2—6 г, к 5 годам она утраивается, а к 20 — увеличивается в 5—8 раз. Длина спинного мозга увеличивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинномозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4—5 годам — между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при проведении спинальной пункции. Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной. На уровне рогов спинного мозга, миелинизация которых происходит еще на внутриутробном этапе развития, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.