Перинатальная энцефалопатия у детей пантогам

Действующее вещество:

Содержание

  • 3D-изображения
  • Состав
  • Фармакологическое действие
  • Фармакодинамика
  • Фармакокинетика
  • Показания препарата Пантогам
  • Противопоказания
  • Применение при беременности и кормлении грудью
  • Побочные действия
  • Взаимодействие
  • Способ применения и дозы
  • Передозировка
  • Особые указания
  • Форма выпуска
  • Производитель
  • Условия отпуска из аптек
  • Условия хранения препарата Пантогам
  • Срок годности препарата Пантогам
  • Цены в аптеках
  • Отзывы

Фармакологическая группа

  • Ноотропное средство [Ноотропы]

Нозологическая классификация (МКБ-10)

  • A89 Вирусная инфекция центральной нервной системы неуточненная
  • E63 Физические и умственные перегрузки
  • F01 Сосудистая деменция
  • F03 Деменция неуточненная
  • F07.2 Постконтузионный синдром
  • F20 Шизофрения
  • F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
  • F70 Умственная отсталость легкой степени
  • F70-F79 Умственная отсталость
  • F71 Умственная отсталость умеренная
  • F72 Умственная отсталость тяжелая
  • F73 Умственная отсталость глубокая
  • F79 Умственная отсталость неуточненная
  • F80-F89 Расстройства психологического развития
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
  • F81.0 Специфическое расстройство чтения
  • F81.1 Специфическое расстройство спеллингования
  • F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное
  • F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
  • F90.9 Гиперкинетическое расстройство неуточненное
  • F95 Тики
  • F98.5 Заикание [запинание]
  • G10 Болезнь Гентингтона
  • G20 Болезнь Паркинсона
  • G25 Другие экстрапирамидные и двигательные нарушения
  • G25.3 Миоклонус
  • G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения
  • G30.0 Ранняя болезнь Альцгеймера
  • G40 Эпилепсия
  • G46 Сосудистые мозговые синдромы при цереброваскулярных болезнях
  • G80 Детский церебральный паралич
  • G96.9 Поражение центральной нервной системы неуточненное
  • I67.2 Церебральный атеросклероз
  • N39.3 Непроизвольное мочеиспускание
  • P91 Другие нарушения церебрального статуса у новорожденного
  • P91.9 Нарушение со стороны мозга у новорожденного неуточненное
  • R25.8.0* Гиперкинез
  • R32 Недержание мочи неуточненное
  • R35 Полиурия
  • R41.8.0* Расстройства интеллектуально-мнестические
  • R53 Недомогание и утомляемость
  • R62.9 Отсутствие ожидаемого нормального физиологического развития неуточненное
  • T90.5 Последствия внутричерепной травмы
  • Y49.3 Неблагоприятные реакции при терапевтическом применении антипсихотических и нейролептических препаратов фенотиазинового ряда
  • Z73.6 Ограничения деятельности, вызванные снижением трудоспособности

3D-изображения

Состав

Описание лекарственной формы

Бесцветная или слегка желтоватая жидкость с характерным запахом.

Фармакологическое действие

Фармакодинамика

Спектр действия пантогама связан с наличием в его структуре гамма-аминомасляной кислоты ( ГАМК ) . Механизм действия обусловлен прямым влиянием пантогама на ГАМКБ - рецептор-канальный комплекс. Препарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Пантогам повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Улучшает метаболизм ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и после отмены этанола. Способен ингибировать реакции ацетилирования, участвующие в механизмах инактивации новокаина и сульфаниламидов, благодаря чему достигается пролонгирование действия последних. Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора.

Фармакокинетика

Пантогам быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта ( ЖКТ ) , проникает через гематоэнцефалический барьер ( ГЭБ ) , наибольшие концентрации создаются в печени, почках, в стенке желудка и коже. Препарат не метаболизируется и выводится в неизмененном виде в течение 48 часов: 67,5% от принятой дозы экскретируется почками, 28,5% выводится с фекалиями.

Показания препарата Пантогам ®

перинатальная энцефалопатия у детей с первых дней жизни;

различные формы детского церебрального паралича;

умственная отсталость различной степени выраженности, в т.ч. с поведенческими нарушениями;

нарушения психологического статуса у детей в виде общей задержки психического развития, специфических расстройств речи, двигательных функций и их сочетания, формирования школьных навыков ( в т.ч. чтения, письма, счета);

гиперкинетические расстройства, в т.ч. синдром гиперактивности с дефицитом внимания;

неврозоподобные состояния (при заикании, преимущественно в клонической форме, тиках, неорганическом энкопрезе и энурезе);

снижение мнестико-интеллектуальной продуктивности вследствие артериосклеротических изменений сосудов головного мозга, при начальных формах сенильной деменции, органических поражениях головного мозга травматического, токсического, нейроинфекционного генеза;

шизофрения с церебральной органической недостаточностью (в комплексе с психотропными препаратами);

экстрапирамидные нарушения при органических заболеваниях мозга ( в т.ч. миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков;

эпилепсия с замедленностью психических процессов и снижением когнитивной продуктивности совместно с антиконвульсантами;

психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;

нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи).

Противопоказания

повышенная чувствительность к препарату;

острые тяжелые заболевания почек;

фенилкетонурия (сироп содержит аспартам);

беременность (1 триместр).

С осторожностью: одновременное назначение препарата с другими ноотропными и стимулирующими средствами (в условиях длительного лечения).

Применение при беременности и кормлении грудью

Не рекомендуется применение препарата при беременности и в период грудного вскармливания в связи с отсутствием опыта клинического применения у этой категории пациентов.

Побочные действия

Нежелательные реакции, представленные ниже, перечислены в соответствии с поражением органов и систем и частотой встречаемости. Частота встречаемости определяется следующим образом: очень часто (≥1/10); часто (≥1/100, в т.ч. кожная сыпь, кожные высыпания, крапивница).

В случае возникновения аллергических реакций отменяют препарат. В остальных случаях уменьшают дозу препарата.

Взаимодействие

Пролонгирует действие барбитуратов, усиливает действие противосудорожных средств, предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, нейролептиков.

Эффект пантогама усиливается в сочетании с глицином, этидроновой кислотой. Потенцирует действие местных анестетиков (прокаина).

Способ применения и дозы

Внутрь, через 15–30 мин после еды. Разовая доза для взрослых обычно составляет 2,5–15 мл (0,25–1,5 г), для детей — 1–15 мл (0,1–1,5 г). Суточная доза для взрослых — 5–30 мл (0,5–3 г), для детей — 1–30 мл (0,1–3 г). Курс лечения — 1–4 месяца, иногда до 6 месяцев. Через 3–6 месяцев возможно проведение повторного курса лечения.

Детям в зависимости от возраста и патологии нервной системы рекомендуемая суточная доза — 30–50 мг/кг массы тела. Кратность применения препарата — 1–2 раза в день. Для дозирования препарата используется мерная ложка объемом 5 мл с рисками, соответствующими 1; 2; 2,5; 3; 4 мл. В 1 мл препарата содержится 100 мг действующего вещества.

Вес ребенка, кг Суточная доза, мг Суточная доза, мл
3,3–6,0 100–400 1–4
6,6–10,0 200–500 2–5
10,0–12,0 300–600 3–6
13,3–16,0 400–800 4–8
16,6–20,0 500–1000 5–10
20,0–28,0 600–1400 6–14
27,0-40,0 800–2000 8–20
40,0–60,0 1200–3000 12–30
Свыше 60 кг 1800–3000 18–30

Тактика лечения предусматривает наращивание дозы в течение 7 дней, прием в рекомендованной дозе — на протяжении основного курса лечения с постепенным снижением дозы до отмены в течение 7 дней. Курс лечения — 1–3 месяца (при отдельных заболеваниях до 6 месяцев и более).

При шизофрении в комбинации с психотропными препаратами: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки. Курс лечения — 1–3 месяца.

При эпилепсии в комбинации с антиконвульсантами: 7,5–10 мл (0,75–1 г) в сутки. Курс лечения — до 1 года и более.

При нейролептическом синдроме, сопровождающимся экстрапирамидными нарушениями: суточная доза — до 30 мл (до 3 г), лечение в течение нескольких месяцев.

При экстрапирамидных гиперкинезах у больных с органическими заболеваниями нервной системы: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки. Курс лечения — до 4 месяцев и более.

При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм: 5–30 мл (0,5–3 г) в сутки.

Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях: 2,5–5 мл (0,25–0,5 г) 3 раза в сутки.

При расстройствах мочеиспускания: детям — 2,5–5 мл (0,25-0,5 г) 1–2 раза в сутки, суточная доза составляет 25–50 мг/кг, курс лечения — 2–3 месяца; взрослым — 5–10 мл (0,5–1 г) 2–3 раза в сутки.

С учетом ноотропного действия препарата, его прием проводится предпочтительно в утренние и дневные часы.

Передозировка

Симптомы: усиление симптоматики побочных явлений (нарушения сна или сонливость), шум в голове.

Лечение: назначение активированного угля, промывание желудка, симптоматическая терапия.

Особые указания

Форма выпуска

Сироп, 100 мг/мл. По 100 мл во флаконах темного стекла с винтовой горловиной, укупоренных винтовыми крышками со встроенными уплотнительными элементами или прокладками, контрольным кольцом первого вскрытия. Каждый флакон вместе с мерной ложкой номинальным объемом 5 мл с рисками, соответствующими 1; 2; 2,5; 3; 4 мл, и инструкцией по применению помещают в пачку из картона.

Производитель

Тел./факс: (495) 925-57-00.

Условия отпуска из аптек

Условия хранения препарата Пантогам ®

Хранить в недоступном для детей месте.

Срок годности препарата Пантогам ®

Не применять по истечении срока годности, указанного на упаковке.

Таблетки (а)

1 -когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга (в т.ч. последствия нейроинфекций и ЧМТ) и невротических расстройствах;

2- шизофрения с церебральной органической недостаточностью;

3- цереброваскулярная недостаточность, вызванная атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга;

4- экстрапирамидные нарушения (миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона и др.);

5- лечение и профилактика экстрапирамидного синдрома (гиперкинетический и акинетический), вызванного приемом нейролептиков;

6- эпилепсия с замедленностью психических процессов в комплексной терапии с противосудорожными средствами;

7- психоэмоциональные перегрузки;

8- снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;

9- нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез).

10- у детей с перинатальной энцефалопатией;

11- умственная отсталость различной степени выраженности у детей;

12- задержка развития (психического, речевого, моторного или их сочетание) у детей;

13- различные формы детского церебрального паралича;

14- гиперкинетические расстройства (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) у детей;

15- неврозоподобные состояния (при заикании, преимущественно в клонической форме, тиках) у детей.

Сироп (б)

1 у детей с перинатальной энцефалопатией с первых дней жизни;

2 различные формы детского церебрального паралича;

3 умственная отсталость различной степени выраженности, в т.ч. с поведенческими нарушениями;

4 нарушения психологического статуса у детей в виде общей задержки психического развития, специфических расстройств речи, двигательных функций и их сочетание, формирования школьных навыков (чтения, письма, счета и др.);

5 гиперкинетические расстройства, в т.ч. синдром гиперактивности с дефицитом внимания;

6 неврозоподобные состояния (при заикании, преимущественно в клонической форме, тиках, неорганическом энкопрезе и энурезе);

7 снижение мнестико-интеллектуальной продуктивности вследствие артериосклеротических изменений сосудов головного мозга, при начальных формах сенильной деменции, органических поражениях головного мозга травматического, токсического, нейроинфекционного генеза;

8 шизофрения с церебральной органической недостаточностью (в комплексе с психотропными препаратами);

9 экстрапирамидные нарушения при органических заболеваниях мозга (миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона и др.);

10 лечение и профилактика экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков;

11 эпилепсия с замедленностью психических процессов и снижением когнитивной продуктивности совместно с антиконвульсантами;

12 психоэмоциональные перегрузки;

13 снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;

14 нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи).

А ТЕПЕРЬ ВОПРОС:

При каком из вышеперчисленных диагнозов вашему ребенку прописала Пантонгам?

Даже если, показания, к примеру задержка развития, КАК У 3-хмесячного малыша можно определить задержку? Ну лучше ли пройти несколько курсов массажа или Глицин отличное успокоительное.

Многие врачи выписывают деткам ЭТО, но не все по реальной причине. А многие мамочки не обращая внимания на показания к пременению, травят своих деток. И пусть в меня кидают тапки!

Я не призываю НЕ ДАВАТЬ, я просто интересуюсь.

Если вашему ребенку назначили Пантогам, то, скорее всего, вы знаете, почему. Причин может быть масса. Все они, как правило, безрадостные, некоторые и вовсе очень серьезные, но сами по себе не исчезают и требуют специфического лечения. Показаниями к лечению Пантогамом являются:

  • различные формы детского церебрального паралича;
  • детям с перинатальной энцефалопатией с первых дней жизни;
  • умственная отсталость различной степени тяжести, в том числе с поведенческими нарушениями;
  • нарушения психологического статуса у детей в виде общей задержки психического развития, специфических расстройств речи, двигательных функций и их сочетания, формирования школьных навыков (чтения, письма, счета и других);
  • гиперкинетические расстройства (в том числе синдром гиперактивности с дефицитом внимания);
  • неврозоподобные состояния (при заикании, тиках преимущественно клонической формы, неорганическом энкопрезе и энурезе);
  • снижение мнестико-интеллектуальной продуктивности вследствие артериосклеротических изменений сосудов головного мозга, при начальных формах сенильной деменции, органических поражениях головного мозга травматического, токсического, нейроинфекционного генеза;
  • шизофрения с церебральной органической недостаточностью (в составе комплексной терапии в комбинации с психотропными средствами);
  • экстрапирамидные нарушения при органических заболеваниях мозга (в том числе миоклоническая эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков;
  • эпилепсия с замедлением психических процессов и снижением когнитивной продуктивности (в комбинации с противосудорожными средствами);
  • психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;
  • нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи).

Пантогам направлен на нормализацию обмена веществ в головном мозге ребенка. При этом налаживаетсясон (не зависимо от того, был ребенок излишне возбужден или наоборот), исчезают судороги, улучшается усвоение кислорода мозгом.

Многие родители нарекают на то, что сегодня педиатры прописывают Пантогам всем подряд. Это не то лекарство, которое может назначаться просто так для перестраховки. Хотя с нейролептическими средствами его нередко назначают для профилактики. Тем не менее, должны быть четкие показания для его применения, особенно, что касается детей. Если вы не доверяете врачу, найдите другого. Современные профессиональные педиатры называют назначение Пантогама одним из самых нерациональных в детской практике. И отмечают, что только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств.

Но если ребенок серьезно болен и его нужно лечить, то Пантогам – лучший для этого выбор. Среди всех существующих ноотропов – он самый безопасный.

Вы можете обсудить статью на форуме.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:




Комментарии 143









Теперь что касается вреда традиционного лечения неврологов. Я сейчас остановлюсь только на медикаментозной стороне вопроса. Для лечения проблем с головным мозгом нужно воздействовать на головной мозг (за исключением врождённых проблем с сосудами головы, когда мозг страдает в результате недостатка кислорода, и воздействовать нужно на сосуды - но это как раз не то традиционное лечение и не те случаи гипердиагностики). Мозг человека - довольно сложный орган, и я думаю, что не будет большим преувеличением сказать, что есть в нашей прекрасной медицине ещё невропатологи, не способные собрать полную модель мозга с закрытыми глазами. А если серьёзно - реальный современный уровень знаний о работе мозга любых, самых умных учёных находится примерно ниже плинтуса - мы очень приблизительно представляем, как оно там работает. Мы знаем, что если туда залить этой жидкости, то в целом что-то там притормозится, и зачастую какая-нибудь эта конкретная проблема уменьшится. Или наоборот - этот препарат увеличивает электрическую активность мозга. Ну, приблизительно, как если бы мы в бак автомобиля на пробу лили керосин, воду, лак. и слушали звук мотора. Вот он стал громкий (там внутри всё грохочет и шумит) - ура! мы повысили активность! А вот стало потише. значит, если будет слишком громко, добавим этого.

Может быть, Вы видели, как "чинили" старые ламповые телевизоры? На экране "снег" или полосы - хрясь сверху кулаком! И в половине случаев помогало. Правда, всегда был шанс стряхнуть нежную лампу. Но телевизор можно было отдать в ремонт людям, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знают, как оно там должно быть, и лампы можно было заменить.

То, что я написал, не является доказательством. Я это прекрасно понимаю. За доказательствами нужно обратиться к статистике. Но это - информация к размышлению. И, по моему мнению, тут как раз нужны доказательства БЕЗВРЕДНОСТИ неоправданных вмешательств в один из самых сложных агрегатов, с которым имеет дело человек.


BURKA Россия, Саратов, Ваша позиция ("Если ребенок здоров, то и проблемы нет никакой. И родители никуда не побегут, и пичкать ребенка лишний раз не будут (если они адекватные)") - просто мечта. Только то, что Вы не понимаете смысл подобных статей, говорит о том, что Вы не вполне представляете себе реальное положение дел в этом вопросе. Ваш личный опыт тут ни при чём, и я только завидую Вам, если Вы окружены сплошь адекватными родителями.

Вторая часть Вашей позиции - "А если есть сомнения, то почему бы не проверится, не пройти лечение ВОВРЕМЯ?" - тоже правильна. Но только в случае, если сомнения обоснованные, а родители адекватные. Но вот в реальности всё не так. Ещё в роддоме, или на первом плановом приёме невропатолога этот "диагноз" будет выставлен всем подряд вне зависимости от наличия реальных проблем. Для того, чтобы его получить, родителю достаточно сказать, что ребёнок плакал, или что он "слишком зажат", или что он срыгивает, или что он плохо кушает. Это всё по мнению матери, которая беспокоится, как бы чего не пропустить. А если она ещё и растит первого ребёнка, то ей не с чем сравнивать. Зато вокруг куча советчиков, которые рассказывают, что у знакомых всё было не так, "так что надо бы проверить, всё ли в порядке". Для того, чтобы НЕ получить такой диагноз, нужно либо попасть на реально классного специалиста, либо активно сопротивляться, когда врач будет заботливо расспрашивать, есть ли что-нибудь, что беспокоит. Так что получение этого диагноза не зависит от адекватности родителей. А получив такой диагноз, у них возникают обоснованные беспокойства и волнения. И это именно адекватные страхи, ведь это нормально, что врач заметил что-то, чего не заметила мать - "он ведь профессионал и с детьми работает постоянно, он знает, на что обращать внимание". То есть не проблемы и признаки нездоровья являются причиной "сомнений", а перестраховательство врача, который выставил диагноз необоснованно, зато его уж точно не смогут обвинить, что он что-то недосмотрел.

Теперь миллиону детей выставили такой диагноз. Реальные проблемы есть у тысячи. Остальные сотни тысяч (!) стоят перед вопросом: что дальше? С точки зрения врача, вопрос решён: есть диагноз - должно быть лечение. Ну, для разнообразия - дообследование. С точки зрения родителей всё не так гладко. Если они нормальные (я не имею ввиду тех, кто достаточно подкован, а обычных среднестатистических родителей), то они будут вполне разумно слушать врача. И 99,9% из них будут лечить несуществующую болезнь. То есть, во-первых, тратить свои деньги, во-вторых, свои нервы, в третьих, их ребёнок будет употреблять некие дополнительные вещества, и в четвёртых, будет дополнительно посещать поликлиники и иметь множество дополнительных контактов с больными. И лишь доля процента будет бороться с реальной проблемой. Далее. Часть из большинства через какое-то время, будучи адекватными, поймёт, что только вредит своему ребёнку, и тем самым получит дополнительные убедительные доказательства несостоятельности официальной медицины и всех этих диагнозов и назначений. Эти родители будут предпочитать советы соседок и прочих хиромантов, а вынужденные посещения врачей будут воспринимать лишь как досадную обязанность. И те, возможно, уже обоснованные диагнозы будут воспринимать как очередную хрень. Именно у их вторых детей не будет диагнозов "ПЭП", потому что они ничего не будут говорить врачам. А если и будет такой диагноз, то что они с ним сделают? Используют по назначению. А ведь на этот раз всё может быть по-настоящему!

Вторая часть большинства, в процессе лечения преодолевающая сопротивление несознательного организма "больного", получит дополнительные проблемы, которые будут "доказательством" правильности принятого курса. Честно говоря, даже настроения нет обсуждать судьбу детей в этом случае.

Таким образом, повальное диагностирование ПЭП приводит не к тому, что "не пропустят проблему", а к созданию дополнительных проблем и к снижению доверия врачам. И - к тому, что таки проблемы пропускают. А ведь если бы эту самую ПЭП диагностировали (несмотря на ненаучность) лишь у той тысячи - это было бы оправдано, потому что влекло бы за собой последствия в действительно нужных случаях. И НЕБОЛЬШОЙ процент гипердиагностики не приводил бы к имеющимся в настоящее время проблемам. А так - этот диагноз является реальным ВРЕДОМ. Он "помогает" единицам, а калечит сотни.



BURKA Россия, Саратов, скажите, Вы в статье прочитали только название и последний абзац?

Я Вам сопереживаю. И однако, наличие у Вашего ребёнка некоторых конкретных проблем ни в коей мере не противоречит здесь написанному. Вашему ребёнку должны были быть выставлены конкретные диагнозы и назначено конкретное лечение. И это не оправдывает наличие невнятного и "неофициального" диагноза, выставляемого половине детского населения страны лишь для прикрытия своей некомпетентности, своей задницы и срубания бабла. Пожалуйста, не высказывайте "несогласий", основываясь на невнимательности!

Диагностика и лечение перинатальной энцефалопатии у малыша, факторы риска возникновения перинатальной энцефалопатии


Алла Вильниц детский невролог, к.м.н, ст. научный сотрудник НИИ детских инфекций МЗ РФ

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — "рождение" + греч. encephalon — "головной мозг" + греч. patia — "нарушение") — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.


Причины возникновения перинатальной патологии

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

  • Различные хронические заболевания матери.
  • Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  • Нарушения питания.
  • Слишком молодой возраст беременной.
  • Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  • Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  • Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
  • Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  • Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на состояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:

  • Синдром угнетения ЦНС.
  • Коматозный синдром.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Судорожный синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Эпилептический синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
  • Синдром двигательных нарушений.
  • Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:

  • Полное выздоровление.
  • Задержка психического, моторного или речевого развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
  • Невротические реакции.
  • Вегетативно-висцеральные дисфункции.
  • Эпилепсия.
  • Гидроцефалия.
  • Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и "задержка" его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, "мраморность" кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 — 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.

Диагностика перинатального поражения головного мозга

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) — безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг — способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) — незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.

Лечение ПЭП

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб, уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол, иногда галантамин), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению — мидокалм или баклофен. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы "В", которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.