Персеверации при афазии это

Что такое персеверация

Весьма неприятным проявлением навязчивого поведения считается персеверация. Характерной чертой является воспроизведение определенного физического действия, фонемы, представления, фразы.

Индивиды, мучающиеся данным нарушением, совершенно не контролируют собственную персону в подобные моменты. Назойливое повторение появляется абсолютно спонтанно и также внезапно прекращается.

Рассматриваемое отклонение обнаруживается в устойчивом воспроизведении идеи, манипуляции, переживания, фразы или представления. Такое повторение нередко перерастает в навязчивую неуправляемую форму, индивид сам даже может не обнаруживать происходящее с ним. Таким образом, понятие персеверации являет собой феномен, обусловленный психологическим нарушением, психическим отклонением либо нейропатологическим расстройством поведенческих паттернов и речи индивида.

Подобное поведение возможно также и при сильном переутомлении либо отвлечении внимания не только при психических недугах или неврологических отклонениях. Считается, что базисом персеверации являются процессы повторяющегося возбуждения нейронных элементов, обусловленные запозданием сигнала об окончании действия.

Рассматриваемое нарушение нередко принимают за стереотипию, однако, невзирая на общее стремление навязчивого повторения, персеверация отличается тем, что она является результатом ассоциативной деятельности и структурного компонента сознания. Субъекты, страдающие персеверацией, проходят терапию у лекарей, которые вначале помогают выявить первопричину, после чего проводят комплекс мероприятий, устремленных на исключение воспроизводимой мысли, фразы, повторяющегося действия из повседневной жизни данного субъекта.

В детском периоде существуют специфические проявления персевераций вследствие особенностей психологии малышей, их физиологии, и активной смены жизненных ориентиров и ценностей крох на разных стадиях взросления. Это порождает определенные сложности в дифференциации симптомов персеверации от сознательных действий малыша. Помимо того, проявления персеверации могут камуфлировать более серьезные отклонения психики.

Ради более раннего выявления возможных расстройств психики у чада, следует внимательно наблюдать за проявлениями персеверативных симптомов, а именно:

– систематическое воспроизведение одного высказывания независимо от обстоятельств и заданного вопроса;

– присутствие определенных операций, повторяющихся неизменно: касание определенного участка тела, почесывание, узконаправленная деятельность;

– многократное рисование одного объекта, запись слова;

– неизменно повторяющиеся просьбы, надобность исполнения которых весьма сомнительна в границах конкретных ситуативных условий.

Причины персеверации

Данное расстройство зачастую зарождается вследствие воздействия физического характера на мозг. Вдобавок у индивида возникают сложности с переключением внимания.

Главными причинами неврологической направленности описываемого синдрома являются:

– перенесенные локализованные поражения мозга, напоминающие поражение при афазии (недуг, при котором индивид произносить правильно словесные структуры не может);

– навязчивое воспроизведение действий и фраз появляется вследствие уже возникшей афазии;

– черепно-мозговое повреждение с поражениями боковых сегментов коры либо передней зоны, где находится префронтальная выпуклость.

Помимо причин неврологической направленности, связанных с повреждением мозга, выделяют психологические факторы, способствующие развитию персеверации.

Неотступность воспроизведения фраз, манипуляций зарождается вследствие стрессоров, продолжительное время воздействующих на субъектов. Данному явлению зачастую сопутствуют фобии, когда включается защитный механизм посредством воспроизведения операций однотипного характера, которые дарят индивиду ощущение неопасности и успокоение.

При подозрении наличия аутизма также отмечается излишне скрупулезная избирательность в совершении определенных действий или интересах.

Описываемый феномен нередко обнаруживается при гиперактивности, если малыш считает, что недополучает должной, по его мнению, толики внимания. В этом случае персеверация выступает также в качестве компонента защиты, который в детском подсознании компенсирует дефицит стороннего внимания. Подобным поведением малыш стремится привлечь к собственным действиям или себе внимание.

Часто рассматриваемый феномен проявляется у научных деятелей. Индивид постоянно изучает что-то новое, стремится познать нечто важное, оттого и зацикливается на определенной мелочи, высказывании или действии. Зачастую описываемое поведение характеризует такого индивида как упорную и настойчивую личность, однако иногда подобные действия трактуются в качестве отклонения.

Назойливое повторение нередко может являться симптомом обсессивно-компульсивного расстройства, выражающегося в следовании определенной идее, которая вынуждает индивида постоянно совершать конкретные действия (компульсии), либо же в неотвязности какой-то мысли (обсессии). Подобное устойчивое повторение можно лицезреть, когда субъект моет руки зачастую без надобности.

Персеверацию необходимо различать от иных недугов либо стереотипий. Фразы либо действия повторяющегося характера нередко бывают проявлением устоявшейся привычки, склероза, субъективных назойливых явлений, при которых больные понимают странность, нелепость и бессмысленность собственных поведенческих паттернов. В свой черед при персеверации индивиды не осознают ненормальность собственных действий.

Если у индивида формируются признаки персеверации, однако при этом в анамнезе не отмечалось перенесение стресса либо травм черепа, это часто свидетельствует о возникновении, как психологических вариаций расстройства, так и психических.

Виды персеверации

Основываясь на характере рассматриваемого нарушения, выделяют, как уже перечислялось выше, такие ее вариации: персеверации мышления, персеверацию речи и моторную персеверацию.

Подобное состояние присуще атрофическим процессам, проистекающим в мозге (болезнь Альцгеймера или Пика). Также может обнаруживаться при травматическом психозе и сосудистых нарушениях.

Моторная персеверация проявляется неоднократным повторением физических операций, как простейших манипуляций, так и целой совокупности разнообразных телодвижений. При этом персеверативные движения воспроизводятся всегда четко и равно, будто по установленному алгоритму. Различают элементарную, системную и речевую моторные персеверации.

Элементарный вид описываемого отклонения выражается в многократном воспроизведении отдельных деталей движения и зарождается вследствие поражения коры мозга и нижерасположенных подкорковых элементов.

Системный тип персеверации обнаруживается в неоднократном воспроизведении целых комплексов движений. Он возникает по причине повреждения префронтальных сегментов мозговой коры.

Речевой вид рассматриваемой патологии проявляется многократным воспроизведением слова, фонемы или фразы (письменно либо в устном разговоре). Возникает при афазии вследствие поражения нижних сегментов премоторной зоны. При этом у левшей данное отклонение возникает, если поражена правая сторона, а у праворуких индивидов – при повреждении соответственно левого сегмента мозга. Другими словами, рассматриваемый вид персеверации, зарождается вследствие повреждения доминантного полушария.

Персеверация речи характеризуется устойчивым повторением слов, высказываний, словосочетаний в письменной речи либо устной.

Лечение персеверации

Базисом терапевтической стратегии в коррекции персеверативных аномалий всегда является системный психологический подход, основывающийся на чередовании этапов. Одну методику в качестве единственного способа коррекционного воздействия применять не рекомендуется. Нужно использовать новые стратегии, если предшествующие результата не принесли.

Чаще лечебный курс основывается на пробах и ошибках, нежели является стандартизованным алгоритмом терапии. При обнаружении патологий мозга неврологического характера, терапию сочетают с надлежащим медикаментозным воздействием. Из фармакопейных средств применяют слабые седативные препараты центрального действия. Обязательно назначаются ноотропы наряду с проведением поливитаминизации. Персеверация речи предполагает также логопедическое воздействие.

Коррекционное воздействие начинается с проведения тестирования, по результатам которого назначается при необходимости обследование. Тестирование состоит из перечня элементарных вопросов и решения определенных задач, которые зачастую таят в себе некоторый подвох.

Ниже приведены основные этапы стратегии психологической помощи, которые могут применяться последовательно или чередоваться.

Стратегия ожидания состоит в ожидании изменений в протекании персеверативных отклонений благодаря назначению определенных терапевтических мероприятий. Данная стратегия объяснима устойчивостью к исчезновению симптоматики персеверации.

Профилактическая стратегия подразумевает предупреждение возникновения моторной персеверации на фоне интеллектуальной. Поскольку нередко персеверативное мышление пробуждает моторный тип рассматриваемого отклонения, вследствие чего эти две вариации нарушения сосуществуют в совокупности. Данная стратегия позволяет своевременно предотвратить такую трансформацию. Суть методики состоит в ограждении индивида от тех физических операций, о которых он чаще говорит.

Стратегия перенаправления заключается в эмоциональной попытке или физическом усилии специалиста отвлечь больного субъекта от докучливых мыслей или манипуляций, посредством резкой смены предмета беседы в момент текущего персеверативного проявления либо характера действий.

Стратегия лимитирования подразумевает последовательное снижение персеверативной привязанности посредством ограничения индивида в совершении действий. Лимитирование допускает назойливую деятельность, однако в четко определенном количестве. Например, допуск к компьютерным развлечениям на разрешенное время.

Стратегия игнорирования заключается в попытке абсолютного игнорирования проявлений персеверации. Методика весьма эффективна, если этиологическим фактором рассматриваемого отклонения выступает дефицит внимания. Индивид, не получая ожидаемого результата, попросту в дальнейшем воспроизведении действий смысла не видит.

Стратегия понимания представляет собой попытку познать подлинное течение мыслей больного во время протекания персеверативных проявлений, а также в их отсутствии. Часто такое поведение помогает субъекту привести собственные действия и думы в порядок.

Персеверация – явление психологического, психического или нейропатологического характера, характеризующееся навязчивым, частым повторением физического действия, слова либо целой фразы в письменной или устной речи, а также – определенных эмоций.

В зависимости от характера проявления различают:

  • Персеверацию мышления. Характеризуется увязыванием в сознании человека конкретной мысли или простого несложного представления, которое часто проявляется в вербальном общении. Персеверативной фразой или словом человек может отвечать на вопросы, совершенно не имеющие к ней никакого отношения, проговаривать ее вслух с самим собой и так далее. Классическим проявлением персеверации мышления служит постоянное возвращение к теме разговора, которая уже была закрыта и считается решенной,
  • Моторную персеверацию. Этиология моторной персеверации связана с физическим повреждением премоторных ядер коры головного мозга и моторных подкоркового слоя. Такой вид персеверации выражается в повторении одного физического движения многократно – элементарная моторная персеверация или целого комплекса движений с четким алгоритмом – системная моторная персеверация.

В отдельный подвид моторной персеверации можно вывести также моторную речевую персеверацию, когда человек повторяет одно и то же слово или пишет его. Для этого вида отклонения характерно поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей и правого – у левшей.

Основополагающие факторы и особенности генеза персеверативных отклонений

Неврологическая этиология персеверации является самой распространенной, она характеризуется широким кругом нетипичного поведения личности на почве физического повреждения полушарий головного мозга, что обуславливает дисфункцию в переключениях с одного вида деятельности на другой, изменению хода мысли, алгоритма действий для выполнения какой-то задачи и так далее, когда персеверативная составляющая доминирует над объективными действиями или мыслями.

К причинам возникновения персеверации, на фоне нейропатологии можно отнести:

  • черепно-мозговая травма головного мозга с преимущественным повреждением областей боковых орбитофронтальных участков коры или ее префронтальной выпуклости,
  • как следствие афазии (афазия – патологическое состояние, при котором происходят отклонения в речи человека, которая уже была сформирована ранее. Происходит по причине физического повреждения речевых центров в коре головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, энцефалитов),
  • перенесенные локализованные патологии в области лобных долей коры головного мозга, аналогичные афазийным.

Персеверация в психологии и психиатрии отражает течение отклонения на фоне психологических дисфункций у человека и, как правило, является дополнительным признаком сложных синдромов и фобий.

Возникновение персеверации у человека, не перенесшего черепно-мозговых травм и тяжелых стрессов может служить первым признаком развития не только психологических, но психических отклонений.

Основными этиологическими факторами психологического и психопатологического направлений в развитии персеверативных проявлений, могут являться:

  • навязчивость и высокая избирательность отдельных интересов, что наиболее характерно для лиц с аутическим спектром отклонений,
  • ощущение недостатка внимания на фоне гиперактивности может стимулировать проявление персеверации как защитный компенсирующий феномен, направленный на привлечение внимания к себе или своему роду деятельности,
  • настойчивость к постоянному обучению и стремлению познать новое может привести к зацикливанию одаренных лиц на конкретном суждении или роде деятельности. Грань между упорством и персеверацией весьма размыта,
  • комплекс симптомов обсессивно-компульсивного расстройства часто включает в себя развитие персеверативных отклонений.

Обсессивно-компульсивное расстройство – одержимость идеей, которое заставляет человека проводить определенные физические действия (компульсии) по причине навязчивых мыслей (обсессий). Ярким примером обсессивно-компульсивного расстройства является частое мытье рук в страхе заразиться страшным инфекционным заболеванием или прием разных препаратов с целью профилактики возможных болезней.

Независимо от этиологических факторов, персеверацию нужно дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства, обычных привычек человека, а также – от склеротических расстройств памяти, когда человек повторяет одни и те слова или действия по причине забывчивости.

Способы решения проблемы

Если вы замечаете какие-то системные повторения у себя или своих близких, то немедленно обратитесь к врачу. Возможно, ваши страхи не связаны с данной патологией, а имеют другую причину. Также нелишним будет услышать, что все у вас хорошо и беспокоиться не о чем.

На начальном этапе доктор всего лишь проведет тест, а уже потом будет назначать обследования, если ситуация того потребует. Сам тест будет состоять из простых вопросов, которые, возможно, знакомы вам по некоторым фильмам или сериалам. Испытание будет заключаться в решении некоторых задач, которые могут таить некоторый подвох.

Также существует несколько способов психологической помощи, которые не требуют медикаментозных вмешательств:

1. Переориентирование. Намеренное отвлечение пациента путем изменения тематики разговора. Положительного эффекта можно добиться и методом резкого изменения долго повторяющихся упражнений.

2. Ограничение. Это определенный лимит навязчивых действий. То есть врач разрешает больному совершать персеверацию, но сам принимает решение о ее допустимой длительности. К примеру, позволяет сидеть за компьютером только в определенные часы.

3. Профилактика. Довольно часто моторный тип и персеверация мышления присутствуют одновременно. Смысл профилактики заключается в том, чтобы исключить саму возможность физических проявлений, которые обычно свойственны этому человеку. Например, если он постоянно пишет какую-то фразу, то нужно постараться убрать от него карандаши с ручками и бумагу.

4. Прерывание. Для этого пациента подвергают состоянию шока, открыто запрещая ему производить навязчивые действия. Врач может даже накричать на больного, сказав, что его поведение неправильно или бессмысленно. Если стадия заболевания несерьезная, то можно рассказать о последствиях и проблемах его патологии, что может пробудить в пациенте инстинкт борьбы.

5. Игнорирование. Стараться не реагировать на действия человека, делая вид, что ничего не происходит. Подобное поведение часто приводит к положительному результату, ведь испытуемый понимает, что у окружающих нет заинтересованности. Особенно эффективно такая практика действует на тех, у кого подобный дефект развился из-за недостатка в жизни внимания и заботы.

6. Понимание. Искренний разговор с пациентом, который предполагает озвучивание его предположений о сложившейся ситуации. Таким образом человек сам начинает осознавать свои проблемы и способы борьбы с ними.

Персеверацией называют психологические, психические и нейропатологические явления, при которых наблюдается навязчивое и частое повторение действий, слов, фраз и эмоций. Причем проявляются повторения как в устной, так и письменной форме. Повторяя одни и те же слова, либо мысли, человек часто себя не контролирует, ведя вербальный способ общения. Проявляться персеверация может и при невербальном общении, основанном на жестах и телодвижениях.



Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте

Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.

В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:

  • регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
  • наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
  • рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
  • регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.

Постановка диагноза

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики.

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

Виды персеверации

Основываясь на характере рассматриваемого нарушения, выделяют, как уже перечислялось выше, такие ее вариации: персеверации мышления, персеверацию речи и моторную персеверацию.

Подобное состояние присуще атрофическим процессам, проистекающим в мозге (болезнь Альцгеймера или Пика). Также может обнаруживаться при травматическом психозе и сосудистых нарушениях.

Моторная персеверация проявляется неоднократным повторением физических операций, как простейших манипуляций, так и целой совокупности разнообразных телодвижений. При этом персеверативные движения воспроизводятся всегда четко и равно, будто по установленному алгоритму. Различают элементарную, системную и речевую моторные персеверации.

Элементарный вид описываемого отклонения выражается в многократном воспроизведении отдельных деталей движения и зарождается вследствие поражения коры мозга и нижерасположенных подкорковых элементов.

Системный тип персеверации обнаруживается в неоднократном воспроизведении целых комплексов движений. Он возникает по причине повреждения префронтальных сегментов мозговой коры.

Речевой вид рассматриваемой патологии проявляется многократным воспроизведением слова, фонемы или фразы (письменно либо в устном разговоре). Возникает при афазии вследствие поражения нижних сегментов премоторной зоны. При этом у левшей данное отклонение возникает, если поражена правая сторона, а у праворуких индивидов – при повреждении соответственно левого сегмента мозга. Другими словами, рассматриваемый вид персеверации, зарождается вследствие повреждения доминантного полушария.

Персеверация речи характеризуется устойчивым повторением слов, высказываний, словосочетаний в письменной речи либо устной.

Симптомы

В зависимости от того, как проявляется персеверация, специалисты выделяют моторную и мыслительную (интеллектуальную) форму.

При моторной персеверации человек постоянно повторяет одно и то же движение. Иногда у пациента можно увидеть целую систему повторяющихся действий. Такие действия имеют определенный алгоритм, который не изменяется продолжительное время. Например, при трудностях в открытии шкатулки человек постоянно бьет ею об стол, но это ни к чему не приводит. Он понимает бессмысленность такого поведения, но повторяет эти действия. Дети могут нового преподавателя называть постоянно именем прежнего, или искать игрушку там, где она хранилась раньше, но ее место хранения уже давно изменено.

Интеллектуальная персеверация характеризуется как ненормальное застревание представлений, суждений. Она выражается через постоянное повторение фраз или слов. Такая форма заболевания легко диагностируется, когда специалист задает несколько вопросов, а пациент на все отвечает самым первым ответом. В легкой форме персеверацию можно наблюдать, когда человек постоянно возвращается к обсуждению уже давно решенного вопроса, теме разговора.

Врачи обращают внимание родителей, что нужно следить за поведением своего ребенка, есть ли у него какие-либо даже самые незначительные персеверации.

Положительные стороны настойчивых повторений

Считается, что навязчивые повторения мыслей или действий характеризуют человека как больного или с отклонениями. Но практически каждый из нас хотя бы раз в жизни был подвержен персеверациям. Но у людей без дополнительных неврологических или психиатрических дисфункций такое состояние называется тщательным анализом, переживанием, упорством.

Иногда повторения мыслей или действий помогают людям адаптироваться к конкретной ситуации. Полезна или хотя бы не патологична персеверация, когда:

  • человеку требуется подробно в чем-то разобраться;
  • усмирить сильные эмоции и преодолеть психологические травмы;
  • человек пытается что-то надолго запомнить;
  • нужно увидеть что-то новое в уже известном факте;
  • учесть все вероятности явления.

Настойчивое повторение полезно во время обучения, когда она не мешает достигать целей. В остальных случаях это явление требует коррекции или лечения.

Известен тот факт, что персеверации сопровождают некоторые психические или неврологические заболевания, такие как болезнь Альцгеймера, артериосклероз, генуинная эпилепсия, органические деменции, синдром Дауна, ОКР, аутизм. Если в анамнезе есть такие болезни, то сначала нужно лечить первопричину частых повторений медикаментозно.


  • Общая характеристика

Общая характеристика

Причины персевераций

В основе персеверации лежит неспособность переключения с одного действия или процесса на другой, более актуальный. Нарушение может быть обусловлено функциональными изменениями активности мозга, связанными с переутомлением, стрессом, этапом развития нервной деятельности, невротическим расстройством. Более стойкие и грубые персеверативные расстройства наблюдаются при органическом повреждении мозга, в частности – при локальном поражении префронтальных и премоторных отделов коры, подкорковых структур, третичных зон коры. Причины персевераций разделяются на физиологические, психопатологические и неврологические.

Большинство людей в определенные периоды жизни становятся склонными к персеверациям. Наиболее распространенные причины – снижение функции контроля деятельности, отсутствие четкой программы действий в связи с утомлением, эмоциональным истощением, длительным стрессом. Физиологически обусловленные персеверации непостоянны, проявляются в легкой степени, чаще связаны с мыслительными процессами, эмоциями, реже – с двигательной сферой. Возможные причины развития:

  • Инертность нервных процессов. У некоторых людей медленная переключаемость обусловлена физиологической инертностью нервной системы. Обычно им трудно завершать одно дело и начинать другое, быстро подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства, рассматривать проблему с разных точек зрения. Персеверации представлены в легких формах, чаще в виде застревания на теме разговора.
  • Переутомление. Когда человек устает физически, умственно либо эмоционально, нарушается процесс циклического возбуждения и торможения нейронных структур, запаздывает сигнал о прекращении действия. Поэтому при сильном утомлении людям бывает проще продолжать выполнять монотонные операции и обдумывать одни и те же мысли, чем переключиться на отдых или просто остановиться.
  • Детский возраст. Особенность нервных процессов детей в том, что возбуждение способно сохраняться еще долгое время после прекращения воздействия раздражителя. В сочетании с несформированностью произвольности психических функций это способствует появлению персеверативных движений, фраз.

Самая частая причина персевераций – грубые органические патологии головного мозга. Расстройства моторного типа определяются при поражении передних отделов больших полушарий. Развитие патологического процесса в премоторных зонах и нижележащих подкорковых структурах провоцирует элементарную двигательную персеверацию, при повреждении префронтальных зон формируется системная моторная персеверация, проявляющаяся многократным повторением программы действий. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария приводит к речевым персеверативным нарушениям.

Персеверативность мышления развивается при патологии лобных долей коры мозга, отражает снижение контроля над интеллектуальными функциями, программированием деятельности. Сенсорные персеверативные изменения основываются на органическом повреждении корковых отделов анализаторов – областей обработки информации, поступающей от органов чувств. Возникновение персевераций наиболее вероятно при следующих заболеваниях:

  • Церебральный атеросклероз. При данном заболевании внутренние стенки артериальных сосудов покрыты холестериновыми бляшками. Очаговые отложения сужают просвет артерии, нарушается кровоток, ухудшается питание мозговых клеток. Персеверативные симптомы чаще всего касаются речи больных, проявляются при афазии.
  • Деменции. К этой группе относится болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона и некоторые другие. Патологическим субстратом являются атрофические изменения коры в лобно-височных и лобных отделах мозга, подкорковых структурах. Разворачиваются грубые нарушения интеллекта, памяти, системные персеверации в речи, праксисе (целенаправленных движениях).
  • Черепно-мозговые травмы. Персеверативные нарушения обнаруживаются при травмах мозга с преимущественным повреждением боковых орбитофронтальных зон, префронтальной выпуклости коры. Непроизвольные повторения слов, фраз, комплексных действий диагностируются в промежуточном и отдаленном периоде травмы.
  • Инсульты. Локальное повреждение мозгового вещества в результате кровоизлияния или ишемии влечет за собой разнообразные неврологические расстройства: потерю чувствительности и двигательной функции, нарушения речи, дыхания, глотания. Афазический синдром склонен к обратному развитию. Персеверации обнаруживаются в экспрессивной фразовой речи, объясняются затруднениями в подборе слов, недостаточностью функций контроля.
  • Опухоли мозга. Снижение целенаправленности поведения характерно для опухолевых процессов, локализованных в лобных долях мозга, в их базальных отделах, вблизи подкорковых двигательных узлов. Осмысленная деятельность утрачивает избирательный характер, замещается инертным стереотипом, возникшим на предшествующем этапе. Наиболее часто диагностируются двигательные и речедвигательные персеверации.


В психиатрии и психологии персеверации рассматриваются в контексте патопсихологических синдромов. Зачастую они являются признаком недостаточной гибкости психических процессов или эмоционально-волевых функций, инертности личностных качеств, например, на фоне перфекционизма. Психопатологическими причинами развития персеверативных симптомов являются:

  • Аутизм. Своеобразие сенсорных функций, ригидность двигательных и психических реакций, стереотипные формы поведения – ключевые симптомы аутизма. Персеверации позволяют больным сохранять константность восприятия, подразделяются на внешне бессмысленные повторяющиеся действия и фразы, целенаправленное навязчивое поведение и поведение, которое нацелено на получение определенных ощущений, например, дергание себя за волосы, надавливание на веки.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Невроз навязчивых состояний характеризуется наличием навязчивых мыслей (обсессий) и действий (компульсий). Наблюдается циклическое непроизвольное воспроизведение двигательных актов, например, завязывание шнурков или мытье рук, которое сопровождается навязчивыми представлениями, идеями, сенсорно-перцептивными образами.
  • Умственная отсталость. Высшая нервная деятельность людей с умственной отсталостью характеризуется инертностью, трудностью формирования и неустойчивостью условно-рефлекторных связей. Эти особенности объясняются слабостью процессов переключения и возбуждения. Персеверации чаще диагностируются при умеренной олигофрении, затрагивают интеллектуальную сферу, проявляясь персеверирующими ассоциациями.
  • Шизофрения. У больных шизофренией появление персевераций в мышлении и речи связано с обеднением идей, стремлением заполнить пробелы предшествующими представлениями, усилением автоматизации мыслительно-речевой деятельности. Часто персеверативные речевые расстройства сопровождают возбуждение при кататонии – острое состояние, при котором пациент становится импульсивным, склонным к разрушительным действиям. Речь при этом обрывочная, несвязная, с повторением фраз, отдельных слов.

Диагностика

В бытовых ситуациях персеверации проявляются повторением одной и той же фразы, несмотря на изменение темы беседы или вопроса, цикличным воспроизведением каких-либо действий (например, перелистывания книги без попытки чтения), многократным озвучиванием просьбы, которая не имеет смысла или уже выполнена. У детей присутствует однообразие, узкая направленность игр и увлечений, интерес к познанию нового слабый, неустойчивый.

Медицинская диагностика проводится врачом-психиатром и нейропсихологом. Первичный сбор информации выполняется методом беседы и наблюдения. При ярко выраженных персеверациях повторения фраз, слов, слогов, движений и действия обнаруживаются уже на первой врачебной консультации. Для объективного определения персевераций выполняется ряд нейропсихологических тестов:


Лечение

Основное лечение персеверативных отклонений направлено на устранение причины – психического или неврологического заболевания. Медико-психологическая помощь осуществляется комплексно, включает медикаментозную поддержку, психотерапию, психокоррекцию. Ключевые задачи этих направлений – снизить напряжение, вызываемое персеверативными симптомами, повысить навык контроля действий, освоить способы произвольного переключения внимания.

Психотерапевтические сеансы ориентированы на снижение тревожности, эмоционального напряжения, а также на замену персеверативных процессов адекватным поведением и мышлением. Умение расслабляться, управлять своим эмоциональным состоянием достигается с помощью аутотренинга, методик нейромышечной релаксации. Для устранения персевераций используется поведенческая психотерапия: техника перенаправления мыслей резкой сменой темы разговора, метод лимитирования, позволяющий снизить персеверативные проявления путем ограничения объема повторяющихся действий.

Психокоррекционная работа направлена на повышение умственной работоспособности, развитие навыков саморегуляции через улучшение когнитивных процессов, в особенности внимания и мышления. Для успешного преодоления персевераций необходимо умение целенаправленно переключать внимание. Тренировка этой функции проводится в ходе специальных упражнений (например, отыскивание чисел в красно-черных таблицах), групповых психотехнических игр. Другая линия работы – увеличение гибкости мышления. Основной метод развития данного качества – решение творческих задач.

По индивидуальным показаниям психиатр или невролог осуществляют подбор лекарств. С целью снижения эмоциональной напряженности, беспокойства, тревоги применяются седативные средства, препараты с легким анксиолитическим действием. Дополнительно могут быть рекомендованы ноотропы – нейрометаболические стимуляторы, улучшающие питание нервных тканей, увеличивающие их устойчивость к нагрузкам и гипоксии. Их прием активизирует когнитивные функции, улучшает память, повышает способность к обучению.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.