План конспект урока строение и принципы работы нервной системы

раскрыть значение и строение нервной системы;

систематизировать знания о строении нейрона;

углубить понятие о рефлексе;

установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
stroenie_i_znachenie_nervnoy_sistemy_cheloveka_-_kopiya.docx 16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Строение и значение нервной системы человека

Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

раскрыть значение и строение нервной системы;

систематизировать знания о строении нейрона;

углубить понятие о рефлексе;

установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

1. Значение нервной системы

Развитие нервной системы

Нервная система высших животных и человека представляет собой

результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых

существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в

связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти

воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией.

Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения

организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних

органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо

познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы нс различают у животных. (слайд презентации ).

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.

Значение нервной системы:

1. Осуществляет восприятие сигналов окружающего мира.

2. Лежит в основе сложного поведения, речи, мышления, сознания, памяти.

3. Согласует деятельность разных органов и систем.

Строение нервной системы:

А) спинной мозг а) нервные узлы

Б) головной мозг б) нервы

В) органы чувств

2. Нервная ткань. Нейрон.

Актуализация знаний об особенностях нервной ткани.

-Что такое ткань? Сколько типов тканей выделяют у животных?

– Какой тканью образована нервная система?

– Какое строение имеет нервная ткань?

Нейрон- это основная клетка нервной ткани.

Нейроны различаются по форме, бывают – овальные, круглые, треугольные, звездчатые.

Отличительной особенностью нервных клеток является наличие у них отростков.

– Какое значение имеют отростки?

У нейронов два вида отростков, которые отличаются друг от друга по длине, строению ,функциям:

Аксон- это длинный не ветвистый отросток нейрона, покрытый белой миелиновой оболочкой. Роль : проведение импульса от тела нейрона.

Дендриты- короткие сильно ветвящиеся отростки, не покрытые оболочкой. Роль: проведение импульса к телу нейрона.

Мы с вами сказали, что нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого нервные клетки обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

Передача возбуждения от одной клетки к другой происходит в месте контакта клеток, которые называются – синапсами.

Импульс- это электрическая волна.

Проводят импульсы от органов чувств к мозгу

Переключают импульсы с чувствительных на двигательные нейроны

Проводят импульсы от мозга к рабочим органам, мышцам

3. Рефлекс. Рефлекторная дуга. (рассказ по таблице)

Нервная система осуществляет очень важные функции в нашем организме.

– А что лежит в основе деятельности нервной системы?

– Что такое рефлекс? .

– При помощи чего осуществляется рефлекс?

– Рефлекторная дуга – это…

– 5 частей рефлекторной дуги:

Для осуществления любого рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы — это врожденные, генетически запрограммированные

реакции организма, свойственные всем животным и человеку. Например, половые

врожденные рефлексы окончательно формируются у человека только к моменту

половой зрелости в подростковом возрасте. Участие коры

в протекании многих безусловных рефлексов необязательно. становимся на некоторых

особенно важных безусловных рефлексах человека.

1. Пищевые рефлексы. Например, слюноотделение при попадании пищи в

ротовую полость или сосательный рефлекс у новорожденного ребенка.

2. Оборонительные рефлексы. Рефлексы, защищающие организм от различных

неблагоприятных воздействий, примером которых может быть рефлекс

отдергивания руки при болевом раздражении пальца.

3. Ориентировочные рефлексы, Всякий новый неожиданный раздражитель

обращает на себя снимание человека.

4. Игровые рефлексы. Этот тип безусловных рефлексов широко встречается

у различных представителей животного царства и также имеет

приспособительное значение. Пример: щенята, играя, . охотятся друг за

процессе игры животное создает модели возможных жизненных ситуаций и

Условные рефлексы — индивидуальные, приобретенные реакции высших

животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта). Условные

рефлексы всегда индивидуально своеобразны. Рефлекторные дуги условных

рефлексов формируются в процессе онтогенеза. Они

характеризуются высокой подвижностью, способностью изменяться под действием

факторов среды. Проходят рефлекторные дуги условных рефлексов через высший

отдел головного мозга. Выделяют натуральные и искусственные условные рефлексы. Первые образуются при действии на рецепторы естественных безусловных

раздражителей, вторые — при действии индифферентных раздражителей.

Например, выделение слюны у ребенка при виде любимых конфет есть

натуральный условный рефлекс, а выделение слюны, возникающее у голодного

ребенка при виде обеденной посуды, является искусственным рефлексом.

Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов имеет

важное значение для адекватного взаимодействия организма с внешней средой.

3. Обобщение изученного материала.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели значение, строение и функционирование нервной системы.

Мы познакомились с понятием рефлекса, узнали как он функционирует, но не сказали кто впервые ввел понятие рефлекса. Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разгадать кроссворд. Если мы правильно это сделаем, то по диагонали прочитаем имя этого ученого.

Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит).

Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы. (Рефлекс).

Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон).

Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных импульсов. (Синапс).

Название нервной клетки. (Нейрон).

Что осуществляет в организме рецептор?

Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон).

Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?

Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?

Что является структурной единицей нервной ткани?

4. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Н.

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну.

Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2) Развивать твор.

Тест рекомендуется для итоговой проверки знаний обучающихся 8 класса по данной теме. Содержит несколько вариантов. Имеютя ответы для самопроверки.

Особенности строения и функции нервной системы человека. Краткий конспект для подготовки к ОГЭ.

Цели урока: 1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, рас.

Тема урока: Строение и принципы работы нервной системы

Тема урока: Строение и принципы работы нервной системы

Цель: Продолжить формирование представлений о значении, строении и принципах работы нервной системы человека

образовательные: расширение знаний о значении нервной системы для человека, общем плане построения нервной системы и строении головного мозга, классификации нервной системы по расположению и функциям, принципе работы нервной системы

развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, развитие навыков осмысленного запоминания схем, содействие развитию естественно-научного мировоззрения; продолжить формирование умений работать с учебным пособием

воспитательные: стимулирование познавательной активности, воспитание стремления к самостоятельной деятельности, формирование экологической культуры

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесно- наглядные

Организационный момент

Мотивация учащихся:

(запись произведения П.И.Чайковского “Октябрь — осенняя песня”)

Унылая пора, очей очарование,
приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увядание,
в багрец и золото одетые леса.

Наверняка вы сегодня торопились на занятия и не смогли по достоинству оценить прелесть осенней поры. А какова причины таких изменений в жизни растений? (изменение длины светового дня) Какое свойство живого демонстрирует это явление природы? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды). С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ). То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью гуморальной регуляции. Но организм человека тоже реагирует на изменения окружающей среды, в том числе на смену времен года. Давайте вспомним, какие виды регуляции свойственны нашему организму

Актуализация знаний:

в форме биологического диктанта по вариантам (на 3 мин, пронумеруйте в колонку от1-10 и рядом проставьте соответствующие буквы):

Физиологические функции, направленные на поддержание жизнедеятельности, размножение и развитие называются.

универсальный механизм взаимодействия органов и систем органов, благодаря которому автоматически возникают ответные реакции на воздействия внешней среды

Регуляция функций, которая осуществляется при помощи биологически активных веществ- гормонов называется .

состояние относительного динамического постоянства внутренней среды организма, поддерживаемого за счет саморегуляции

значение постоянства внутренней среды организма обосновал ученый .

Термин гомеостаз ввел ученый .

Скорость передачи нервного импульса равна .

Физиологические функции, связанные с восприятием окружающей среды органами чувств и движением называются

Единая форма саморегуляции организма, образованная тесно взаимосвязанными и взаимодействующими нервной и гуморальной называется .

Действие нервной системы на выработку железами внутренней секреции является примером . связи

Собрать задания.

Какая регуляция свойственна человеческому организму?

Какая из регуляций совершеннее? Давайте сравним виды регуляций по следующим пунктам (вызвать ученика):

Нервная регуляция

Гуморальная

Механизм передачи регулиру­ющего фактора

Передача регулирующего фактора по времени к органу- исполнителю

Продолжительность воздей­ствия регулирующего фактора на орган-исполнитель

Степень точности воздействия регулирующего фактора на орган-исполнитель

Попытайтесь сформулировать вывод к этой таблице сравнения?

Вопрос на 9-10 баллов:

Как объяснить, что под воздействием стресса на стенках желудка и 12-перстной кишки появляются язвы? (стимулируется выработка гормонов, которые способствуют выделению пищеварительных соков, которые самопереваривают слизистые оболочки внутренних органов)

Поставить отметку, прокомментировать

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме. Как на рычажных весах ( Показываются рычажные весы, чашки которых очень легко смещаются то в одну, то в другую сторону)

К чему приводит смещение равновесия?

Уже Пифагор говорил о равновесии качеств, присущих живому: “Жди беды, если нарушаться пропорции. В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающее незримую гармонию”.

По какой причине может возникнуть это нарушение? (образ жизни и роль среды).

Мы с вами живем в крупном промышленном городе. Мы живем в городе, где уровень загрязнения достаточно высокий. Это как то сказывается на регуляции организма? (большое количество вредных раздражителей, которые ведут к повышенной нервной возбудимости, и следовательно нарушение работы желез внутренней секреции)

Даже обстановка вокруг нас влияет на равновесие в системе, что доказывает и следующий пример:

Мрачная окружающая обстановка, темные тона, действую на человека угнетающе, вызывают депрессию, тогда как яркие, оптимистические краски, поднимают настроение? (мрачная цветовая гамма воспринимается органами зрения с помощью нервной системы, передается железам внутренней секреции, где вырабатывается гормон кортизол, который и погружает в депрессию, и наоборот, яркая цветовая гамма способствует выработке гормона метирапона, вызывающего у человека оптимизм). Не будьте мрачными, больший улыбайтесь и дарите окружающим метирапон.

Как вы считаете, какая из регуляций все- таки является руководящей. Какова тема нашего урока сегодня?

Запишите тему урока и дату в тетрадь " Строение и принципы работы нервной системы"

Как вы считаете какова цель нашего урока сегодня?

Цель: Продолжить формирование представлений о значении, строении и принципах работы нервной системы человека

Изучение нового материала:

Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с интенсивностью движения, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы. В чем оно заключается?

Нервная система выполняет следующие функции:

объединяет все части организма в единое целое;

регулирует работу разных органов и систем;

осуществляет связь организма с внешней средой и приспособление его к условиям среды;

определяет психическую деятельность человека, его сознание, мышление, речь

С чем всегда связаны выполняемые функции? Что является структурно- функциональной единицей нервной системы? (нейрон)

Давайте вспомним его строение. Перед вами два рисунка сделанные учащимися, определите какой из них сделан отличником и объясните свой выбор, назовите части нейрона.

Клетки объединяются в ткани. Что кроме нейронов формирует нервную ткань? (клетки глии), какие функции они выполняют? (защитная, опорная, питание)

Нервная ткань формирует определенную систему органов: перед вами различные типы нервных систем, расположенных в процессе эволюции, назовите их типы?

стволовая (круглые, плоские черви)

ганглионарная (кольчатые, членистоногие)

В чем заключалось усложнение систем? (концентрации нервных клеток), как это отражалось на поведении животных? (сложное поведение)

Наиболее сложно устроенной нервной системой является нервная система человека.

Которую можно классифицировать по 2-м признакам.

1 признак: по анатомическому и топографическому признакам (стр. 25-26)

2 признак: по выполняемым функциям: на автономную и соматическую.

Прочитайте материал учебника на стр. 26 и заполните таблицу:

тип нервной системы (по выполняемым функциям)

Органы, которые контролирует

Кожа, опорно- двигательный аппарат

Рецепция, сокращение скелетных мышц

Сердце, сосуды, внутренние органы, железы внутренней секреции

Обмен веществ, рост, размножение

Автономная нервная система включает 2 отдела (видеофрагмент)

Просмотрите видеофрагмент и скажите:

какой отдел связан с системой тревоги? (симпатический)

какой с системой покоя? (парасимпатический)

симпатический отдел - система сложных ситуаций, тревоги) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное: расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание)

Более подробно автономную нервную систему мы рассмотрим при дальнейшем изучении.

Но все же все функции нервной системы находятся под контролем ЦНС, особенно головного мозга. Давайте вспомним основные его отделы (на слайде, дописать цифры).

В каком направлении шла эволюция головного мозга позвоночных животных? (увеличения больших полушарий, борозд, извилин). Как это отразилось на поведении?

Сегодня мы познакомились лишь с общим планом построения нервной системы и ее значением. Но уже можем прийти к определенным выводам. Продолжите предложения:

Структурно - функциональной единицей нервной системы является.

Нервная система (по анатомическому и топографическому признакам) делится на . и .

Нервная система (по функциям) делится на . и .

В автономной нервной системе выделяют отделы: . и .

Нервная система имеет . принцип работы

Головной мозг состоит из 5 отделов: .

Закрепление учебного материала:

Проверим степень усвоения вами знаний по теме, выполнив тестовые задания

Анализ и подведение итогов, домашнее задание:

параграф 7 (2 стр 27(на 1-6), 4 стр27 (7-8)

Творческий вопрос: У многих гениальных ученых в головном мозге наблюдается сильное влияние вспомогательных глиальных клеток. Предложите объяснения данному факту?

Разделы: Биология

В процессе изучения нервной системы выяснилось, что обучающиеся с большим интересом и ответственностью относятся к восприятию сложного материала. Развитие интереса учащихся можно рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научной основе. В ходе работы учащиеся овладевают всем комплексом проблем, активно и самостоятельно добывают знания. При этом меняется роль учителя: из источника учебной информации он превращается в организатора познавательного процесса.

Данные разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени (урок длится 40 минут) наиболее полно повторить и обобщить изученный материал.
Повторение теоретического материала происходит в результате блиц-опроса, биологического диктанта, практической работы. Ответы на вопросы не пространные, а конкретные, что позволяет охватить больший объём теоретических сведений.

При решении задач, напротив, предполагается не просто владение фактической информацией, но умение сопоставлять данные, делать логические выводы.
Биологические задачи играют важную роль в понимании функций нервной системы, решение которых даёт возможность спроецировать свои теоретические знания на реальные жизненные ситуации, связанные с деятельностью нервной системы.

Тема урока: Строение и функции нервной системы.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: смотр знаний.

Продолжительность урока – 40 минут.

1. Вступительное слово учителя

Ответы учащихся: диффузная, лестничная, узловая, трубчатая; нейроны; чувствительные, вставочные, исполнительные; серое вещество; нервы; ответная реакция организма на раздражение при участии и контроле нервной системы.

3. Учащимся предлагается практическая работа (время проведения работы – 5 мин.)

Задания работы даны на карточках в двух вариантах.

Рассмотрите рисунок, определите, что изображено на нём?


– Назовите составные его части, обозначенные цифрами 1-5.

Внимательно рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил автор, изображая нейрон? Обоснуйте свой ответ.


Выполненную работу учащиеся откладывают на край стола.

4. После выполнения практической работы, учитель предлагает учащимся назвать отделы нервной системы.
Они называют: спинной мозг, головной мозг, периферическую нервную систему, вегетативную нервную систему (показывают эти отделы на таблицах).
Учитель предлагает вспомнить:

1. Какие функции выполняет спинной мозг?
2. Как называются нервы, отходящие от спинного мозга? Сколько их?
3. Что образует белое вещество спинного мозга?
4. Что образует серое вещество спинного мозга?

Ответы учащихся: рефлекторную, проводящую; 31 пара спинномозговых нервов; проводящие пути; центры безусловных двигательных рефлексов.
Для более глубокого осознания функций спинного мозга и значения его, учитель предлагает учащимся решить две биологические задачи.

Задача 1.

1. Нога двигается, но не чувствует боли (повреждены задние корешки мозга)
2. Нога не двигается (паралич), но чувствует боль (повреждены передние корешки мозга)
3. Нога лишилась чувствительности и парализована (повреждены передние и задние корешки мозга).

Задача 2.

Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а так же работают внутренние органы.

Ответы учащихся: У человека важнейшим отделом н. с. является головной мозг, покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов во многом зависит от деятельности вегетативной нервной системы (блуждающий нерв). Поэтому головной мозг может работать автономно – независимо от других отделов нервной системы.

Предлагается назвать отделы головного мозга. Учащиеся перечисляют отделы головного мозга и показывают их на таблице и муляжах.
Это: продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.

6. Учащимся предлагается ответить на вопросы биологического диктанта.

Диктант

Большие полушария головного мозга

Задача 3

После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у неё удалён?

Ответ учащегося: кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.

Вегетативная нервная система

Показав по таблице вегетативную нервную систему, учащиеся решают задачу 4

Объясните, в чём заключается единство и противоположность действий симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.

Ответ учащегося: симпатическая и парасимпатическая н.с. оказывают противоположное действие на работу систем внутренних органов, но вместе они обеспечивают согласованную работу этих органов.

7. В заключение урока учитель демонстрирует рисунки с изображением различных отделов нервной системы (Приложение 2).

8. Подведение итогов урока. Выставление рейтинговой оценки знаний.

Предмет: Биология

Тема: Строение и принципы работы нервной системы

Цели урока: расширение знаний о значении нервной системы для человека, общем плане построения нервной системы, классификации нервной системы по расположению и функциям, принципе работы нервной системы; продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы; применение полученных знаний для сохранения своего здоровья.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебн. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко.-М.: Просвещение, 2014.-159с.: ил.- (Сферы), раздаточный материал по теме.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Изучение нового материала

Обобщение и систематизация знаний и умений

Проверить общую готовность учащихся к уроку, отметить отсутствующих.

С помощью ребуса сформировать тему и цель урока.

Вспомнить компоненты организма человека, уделив особое внимание нервной ткани; что входит в состав нервной системы.

Нервная система управляет деятельностью органов и их систем, координирует процессы, происходящие в организме, объединяя все его части в единое целое.

Нервная система образована нервной тканью - в ней различают собственно нервные клетки – нейроны и глиальные клетки, заполняющие пространство между нервными клетками. В нейроне выделяют центральную часть – тело и его отростки.

Э
ТО ИНТЕРЕСНО

Особенности строения нервных клеток

Одна из примечательных особенностей нервных клеток — наличие у них особых отростков, при помощи которых осуществляются их взаимные контакты и передача нервных возбуждений со скоростью 250 км в час. Длина отростков некоторых нервных клеток достигает 1 м.

Дендриты – относительно короткие, сильно ветвящиеся отростки. Аксон – длинный отросток нейрона, ветвится обычно на конце.


Проводят информацию об ощущении (импульс) от поверхности тела и внутренних органов в мозг

Анализируют информацию и вырабатывают решения

Проводят импульс от головного и спинного мозга ко всем рабочим органам

Для передачи нервного импульса от одного нейрона к другому существуют специальные структуры – синапсы.

Нервный импульс — волна возбуждения, распространяющаяся по нервным волокнам, обеспечивающая передачу информации от периферических рецепторных (чувствительных) окончаний к нервным центрам, внутри центральной нервной системы и от неё к исполнительным органам — скелетной мускулатуре, гладким мышцам внутренних органов и сосудов, железам внешней и внутренней секреции. В основе передачи импульса лежит колебания электрического потенциала мембран нейронов.

Части нервной системы

Центральная нервная система ( ЦНС ) — нервная трубка, расположенная на спинной стороне тела, и состоящая из спинного и головного мозга. В эмбриональном развитии позвоночных нервная система образуется из наружного зародышевого листка — эктодермы. ЦНС регулирует все процессы организма и служит центром управления всеми системами человека.

Периферическая нервная система — часть нервной системы, представленная нервами, соединяющими центральную нервную систему с сенсорными органами, рецепторами и эффекторами (мышцами, железами). Состоит из н ервных волокон (нервов), нервных узлов (ганглиев) и нервных окончаний. Основные функции: восприятие раздражений, преобразование и передача импульсов к рабочим органам.

К центральным системам регуляции относятся: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. Нервная система — совокупность различных структур нервной ткани, которые регулируют деятельность всех органов и систем организма, осуществляют связь органов между собой и организма в целом с внешней средой.

Нервная система осуществляет нервную регуляцию функций организма, участвуя в поддержании гомеостаза; обеспечивает психические процессы (обучение, речь, память, мышление и др.), позволяющие не только познавать, но и менять внешнюю среду.

Нейроны делятся на:

  • чувствительные (рецепторные, афферентные), которые передают возбуждение от рецепторов в центральной нервной системе (ЦНС);
  • вставочные (промежуточные), которые передают возбуждения в пределах ЦНС, соединяют нервные клетки между собой, составляют основную массу ЦНС;
  • двигательные (эффекторные, эфферентные), которые передают импульсы на рабочие органы.

Скопления тел нейронов за пределами ЦНС называются нервными узлами. Нервы — это выходящие за пределы ЦНС и дающие многочисленные ответвления ко всем органам пучки нервных волокон, заключённые в общую соединительнотканную оболочку. Их делят на чувствительные, двигательные и смешанные.

Нервные окончания — это терминальные (концевые) части нервных волокон. Чувствительные нервные волокна заканчиваются в органах рецепторами, воспринимающими раздражения из внешней или внутренней среды организма, преобразующими их в нервное возбуждение, а затем передающими его в ЦНС. Двигательные нервные волокна заканчиваются эффекторами, передающими возбуждение на рабочий орган (мышцу, железу).

Синапсы — специализированные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования нервного импульса. В синапсе различают пресинаптическую часть (окончание аксона), синаптическую щель и постсинаптическую часть (участок нейрона, мышечной или секреторной клетки). Передача сигнала осуществляется электрическим (электрические синапсы), гуморальным (химические синапсы,, более распространённые) механизмом или их сочетанием. В химических синапсах пресинаптическая часть содержит синаптические пузырьки с медиаторами (норадреналин, ацетилхолин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота и др.). Приходящий нервный импульс вызывает возбуждение пресинаптической мембраны и вызывает высвобождение медиатора. Попавший в синаптическую щель медиатор достигает постсинаптической мембраны, вызывает в ней образование импульса. Через синапсы нервные импульсы передаются только в одном направлении.


Схема. Нервная система человека. Основные принципы

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой. Рефлексы важны для поддержания функциональной целостности организма и постоянства его внутренней среды (гомеостаз), они также обеспечивают эффективное взаимодействие организма с внешней средой. Рефлексы делятся на безусловные (врождённые, генетически закреплённые) и условные (индивидуально приобретённые).


Осуществление рефлекса связано с рефлекторной дугой — путём, по которому проходит возбуждение при рефлексе. Рефлекторная дуга состоит из рецептора (нервного окончания, воспринимающего раздражение); чувствительного нервного волокна (передаёт импульс от рецепторов в ЦНС); расположенного в ЦНС нервного центра (совокупность вставочных нейронов, обеспечивающих переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные); двигательного нервного волокна двигательных нейронов (передают импульс от ЦНС к рабочим органам); рабочего органа (мышцы, железы и др.) Обязательным условием осуществления рефлекса является целостность всех отделов рефлекторной дуги.

Анатомически нервная система подразделяется на

  • центральную (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга;
  • периферическую (ПНС), которая образована нервами и нервными узлами.


Функционально нервная система делится на:

  • соматическую, иннервирующую поперечнополосатые мышцы и органы чувств;
  • вегетативную (автономную), иннервирующую внутренние органы.


  • Перейти к следующему конспекту: Центральная нервная система
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии за 8 класс.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.