Пластичность нервной системы и п павлов называл важнейшим

Классификация типов высшей нервной деятельности.

Свойства нервных процессов.

Понятие о типе высшей нервной деятельности.

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Совокупность индивидуальных свойств нервной системы обусловленных наследственными особенностями индивидуума и его жизнен­ным опытом называют типом высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов на основе изучения особенностей образования и протекания услов­ных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:

· силу процессов возбуждения и торможе­ния;

· уравновешенность (соотношение силы процессов воз­буждения и торможения);

· подвижность процессов возбуждения и торможения (скорость, с которой возбуждение может сме­няться торможением, и наоборот).

И. П. Павлов выделил у животных следующие типы высшей нервной дея­тельности :

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной дея­тельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя тем­пераментами, установленными у людей древнегреческим врачом Гиппо­кратом.

1. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту;

2. сильный неуравновешенный тип - холерическому темпераменту;

3. сильный уравновешенный, по­движный тип - сангвиническому темпераменту;

4. сильный уравнове­шенный, с малой подвижностью нервных процессов - флегмати­ческому темпераменту.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигналь­ных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для чело­века и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием пер­вой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

3. Большинство людей относится к среднему типу с уравно­вешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойствен­ны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Тип высшей нервной дея­тельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает инди­видуум в процессе жизни. Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важ­нейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа.

| следующая лекция ==>
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | Возрастные особенности условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности ребенка

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями человека и его жизненным опытом.

Тип В.Н.Д. - совокупность индивидуальных свойств нервной системы человека и его жизненного опыта.

Создавая учение о типах В.Н.Д., И.П. Павлов использовал 3 свойства нервных процессов возбуждения и торможения:

1. Сила процессов возбуждения и торможения.

2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соотношение силы. Они могут быть в равновесном состоянии или один из них преобладать над другим.

3. Подвижность процессов возбуждениям и торможения характеризуются скоростью их возникновения и быстротой перехода процесса возбуждения в процесс торможения и наоборот.

сильный слабый

И.П. Павлов считал, что основные типы В.Н.Д., обнаруженные на животных совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н.э.

Слабый тип: Процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Условные рефлексы образуются медленно. Дети не переносят сильных и длительных раздражений, т.к. они вызывают торможение. Легко утомляются. Дети не находят контактов с окружающими, сторонятся их, не отвечают на вопросы, при затруднениях плачут. Ребёнок производит впечатление трусливого и слабого. Легко ранимые и требуют к себе особого внимания, осторожного подхода. Учёба даётся трудно.

Сильный неуравновешенный тип: Повышенно возбудимый, безудержный. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Условные рефлексы образуются легко и быстро. Таким детям не хватает усидчивости, настойчивости в труде. Двигаются порывисто. говорят быстро и громко. За всё берутся и доводят дело до конца. различают 3 варианта этого типа:

1. Дети весьма способные, но повышенно возбудимые, темпераментные дети. Очень эмоциональны. речь с чрезмерной мимикой, движения быстрые. Тормозные процессы ослаблены.

2. Дети отличаются агрессивным поведением. Вспыльчивые и взрывчатые. Вспышки гнева у них часты, но длятся недолго, быстро отходчивы. В период взрыва держат себя запальчиво и агрессивно.

3. Дети весьма слабыми процессами торможения. Они не в состоянии подавлять свои инстинкты и нередко становятся правонарушителями. Ради удовлетворения своих потребностей не останавливаются ни перед чем. Таких детей называют распущенными и озорными. Трудновоспитуемы. Воспитание и обучение таких детей требует большой выдержки и такта, настойчивости и целенаправленных действий воспитателей, учителей, родителей. Дети поддаются перевоспитанию путём медленной, постепенной тренировки. Упражнением у них можно усилить процессы торможения и ослабить процессы возбуждения.

Сильный уравновешенный подвижный тип: процессы возбуждения и торможения сильны, уравновешенны и обладают хорошей подвижностью, т.е. процессы возбуждения легко переходят в торможение и наоборот. Условные рефлексы образуются легко и быстро. Дети хорошо учатся. речь быстрая, плавная с подвижной мимикой и жестикуляцией; с большим словарным запасом. Дети общительны, эмоциональны, жизнерадостны, инициативны, дисциплинированны, проявляют большие способности в учёбе.

Сильный уравновешенный инертный (малоподвижный) тип: процессы возбу-ждения и торможения сильны, уравновешенны, переход от возбуждения к торможению и наоборот затруднён, т.е. переход от одних видов деятельности к другим замедлен. Условные рефлексы образуются медленно, но прочно. Речь спокойная, правильная, без мимики и жестикуляции. Дети малоподвижны, усидчивы на занятиях, дисциплинированны, успешно занимаются в школе, настойчивы в преодолении трудностей и добросовестны в выполнении общественных дел. Начатое дело всегда доводят до конца.

Пластичность типов ВНД.

Свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут под действием воспитания и обучения меняться, т.к. нервная система ребёнка пластична, т.е. способна к изменениям. Тип В.Н.Д. складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которым подвергается человек в процессе жизни. Пластичность нервной системы И.П. Павлов называл “важнейшим педагогическим фактором”. Дети неуравновешенного типа под действием воспитания приближаются к уравновешенному типу. Чем моложе человек, тем пластичнее, т.е более изменчива нервная система. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной В.Н.Д., особенно тех, кто были определены как взрывчатые и распущенные. Однако, если правильная воспитательная работа ведётся с самого раннего детства, то можно значительно уменьшить дурные проявления, смягчить их, привив ребёнку прочные навыки, которые предотвратят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрессивность и запальчивость.

В зависимости от уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип: характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2. Мыслительный тип: это люди с преобладанием второй сигнальной системы, “мыслители”, с выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3. Смешанный (средний) тип: к этому относятся большинство людей с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Тема. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования (2часа).

Цель: познакомить с биологическими ритмами, нейрофизиологическими основами сна-бодрствования.

План: 1. Понятие сна, его значение, механизмы сна, сновидения

3. Продолжительность и гигиена сна детей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. И.П.Павлов установил, что нервные процессы отличаются по трем основным показателям: силе, уравновешенности и подвижности. Главным признаком, позволяющим разделить животных на две больших группы является сила нервных процессов. Она определяет работоспособность нервных клеток. Уравновешенность - это соотношение силы процессов возбуждения и торможения, а подвижность - это скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

На основе этих трех свойств (по И.П.Павлову) различают:

  • 1) тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением ("безудержный" тип);
  • 2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов ("живой", подвижный тип);
  • 3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов ("спокойный", малоподвижный, инертный тип);
  • 4) тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящий к потере работоспособности.

Оказалось, что типы нервной системы, выделенные И.П.Павловым, совпали с классификацией темпераментов человека, данной Гиппократом 2500 лет назад. Он подразделял людей на: холериков (I - легко возбудимый, агрессивный), сангвиников (II- живой, подвижный, веселый), флегматиков (III - спокойный, малоподвижный, солидный) и меланхоликов (IY - подавленный, с мрачным настроением).

Однако, у человека качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции. Поэтому И.П.Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

  • 1) Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерны образно-предметное мышление.
  • 2) Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, "мыслители", с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
  • 3) Средний тип. Это люди с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни. Пластичность нервной системы И.П.Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддается тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к "срыву" ВНД, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании. В детском возрасте в силу особенностей возбудительного и тормозного процессов имеется специфика проявления типологии.

Н.И. Красногорский выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте:

  • 1) Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, быстрый тип (сангвинический). Характеризуется тем, что условнорефлекторные связи образуются через небольшое число сочетаний с безусловными раздражителями. Тормозные процессы - условное торможение, дифференцировки также быстро образуются, имеют высокую тормозную силу, устойчивы. Дети с таким типом нервной системы очень живые, речь у них громкая, быстрая, раздельная, с ударениями и правильными интонациями, уравновешенная, плавная, с богатым словарным составом, иногда сопровождается жестикуляцией и выразительной мимикой.
  • 2) Нормально возбудимый, сильный уравновешенный медленный тип (флегматический). Наблюдается также у здоровых, сильных детей с прочным уравновешиванием раздражительного и тормозного процессов. Условнорефлекторные связи образуются несколько медленнее, чем у детей первого типа (сангвиников). Тормозные реакции образуются быстро, отличаются стойкостью. Нормальное взаимодействие между корковой и подкорковой деятельностью обеспечивает высокий контроль коры больших полушарий головного мозга над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети с таким типом нервной системы имеют отличное поведение и успешно работают в школе, повышают свою активность при трудных заданиях и положениях, требующих энергичных действий. Речь несколько медленнее, чем у детей первого типа, спокойная, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, с нормальным словарным запасом.
  • 3) Сильный, повышенно возбудимый, безудержный (холерический) тип. Характеризуется повышенной возбудимостью коры и нижележащих отделов. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первого и второго типа, условные торможения и дифференцировки неустойчивы. Наблюдаются резкие неадекватные колебания корковой и подкорковой возбудимости. Такие дети отличаются непостоянством характера, с трудом справляются со своими инстинктами, аффектами и эмоциями. Правильное поведение их часто нарушается, воспитание представляет значительные трудности. Третий тип подразделяется на три варианта: первому (темпераментному) свойственны неадекватно ускоренные двигательные и речевые реакции, второму (вспыльчивому) - быстрая речь с частыми остановками вследствие возникновения подкорковых возбуждений; третий вариант характеризуется наиболее выраженным подкорковым процессом, приспособление к внешней среде постоянно нарушается повышенными безусловными реакциями; речь у таких детей упрощена, груба, отрывиста, в жизни их называют "озорниками" и "отчаянными".
  • 4) Пониженно возбудимый слабый тип. У детей этого типа деятельность первой и второй сигнальных систем понижена. Условнорефлекторная деятельность характеризуется неравномерностью и неустойчивостью, процессы внутреннего торможения ослаблены, наблюдается преобладание внешнего торможения. Пониженная возбудимость коры больших полушарий головного мозга проявляется в виде длительных тормозных фаз (уравнительный, тормозной, парадоксальной, ультрапарадоксальной).

У таких детей речь слаба, замедленна, с бедным словарным составом, темп ее понижен. Обычно детей со слабым типом нервной системы называют "слабыми", "тихонями".

Типы ВНД изменяются в процессе развития нервной системы, роста и развития ребенка под влиянием социальных факторов, воспитания, питания и т.д. Ранее упражнение и степень развития анализаторов в формировании типов ВНД имеют огромное значение.

В процессе развития организм детей претерпевает сложную перестройку, в силу которой он оказывается наименее устойчивым к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При неправильной организации режима детей возникает опасность нервного перенапряжения, переутомления и невроза вследствие недостаточной "зрелости", а поэтому и повышенной утомляемостью нервной системы, особенно второй сигнальной системы. В связи с этим крайне важно в организации различных видов деятельности детей строго учитывать гигиенические требования, продиктованные их возрастными особенностями. Важно также обеспечить детям в соответствии с требованиями гигиены и определенные условия жизни. Только при этом рост и развитие организма детей протекает нормально, и они без ущерба могут освоить приобретенные знания, навыки и умения.

Понятие о типе высшей нервной деятельности.Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.
Свойства нервных процессов.И.П.Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:

1) силу процессов возбуждения и торможения;
2) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения;
3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

Классификация типов высшей нервной деятельности.На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил:

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип — холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту.
Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.
В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

Неуравновешенность

Уравновешенность

Свойства нервной системы как основы индивидуально-психологических различий изучались также и в школе Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына, однако их подход несколько отличался от подхода И.П.Павлова. Принципы, на которых они строили свои исследования, да сих пор представляют собой основу дифференциально-физиологических исследований.

1. Необходимо изучать свойства, а не типы. Если И.П.Павлов придерживался синтетического (типологического подхода), то Б.М.Теплов считал, что сначала нужно выделить отдельные свойства, а уже затем изучать их возможные сочетания.

2. Необходимо осуществлять количественный анализ, а не описание отдельных случаев. Этот принцип ориентирует на четкое следование естественнонаучной, объективной парадигме исследования.

3. Необходимо использовать лабораторный эксперимент, а не описание повседневных проявлений свойств нервной системы.

4. Необходимо изучать только непроизвольные реакции организма. То есть элементы прижизненной регуляции должны быть сведены к минимуму.

5. Нельзя использовать оценочный подход к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках (т.е. не бывает свойств хороших и плохих, каждое из них может оказаться полезным для какой-либо деятельности).

Для валидизации этих свойств было необходимо выделить свойства активированности мозга, которые носили бы обобщенный, а не парциальный характер, и таким образом могли бы рассматриваться в качестве коррелятов СНС (свойств центральной нервной системы). При помощи ЭЭГ выделены четыре интегративных свойства, которые, по-видимому, могут быть поставлены в соответствие СНС: общая мощность активированности (сила), пространственно-временная синхронизация и когерентность ЭЭГ-процессов, скорость достижения минимального предела активированности и скорость достижения максимального предела активированности, свидетельствующие о лабильности мозга как целого. По-видимому, эти свойства могут объяснить индивидуальные различия во всех значимых областях психики – особенности темперамента, характера, когнитивные стили, скорость интеллектуальных и других процессов могут быть связаны с этими характеристиками.

Изучая силу и динамичность нервной системы, В.Д.Небылицын отметил отчетливые связи между СНС и психологическими проявлениями – так, например, люди со слабой нервной системой легче справляются с монотонной работой, а в экстремальных ситуациях лучше проявляют себя люди, обладающие силой и динамичностью.

Поскольку общие свойства нервной системы образуют устойчивую основу человеческого поведения, естественно, исследовался вопрос об их наследуемости. Исследования на близнецах показали, что внутрипарное сходство показателей ЭЭГ у них чрезвычайно высоко, причем это относится и к детям, и к пожилым близнецам. Однако было также обнаружено существование устойчивых в онтогенезе СНС (динамичности и силы), относительно наследственной природы которых надежных данных пока не получено. Таким образом, можно сделать вывод об устойчивости СНС, но нельзя объяснить природу их происхождения. Итак, биологическое, определяя поведение человека и его индивидуальные вариации, не всегда оказывается наследуемым.

На расшифровку конкретного действия биологических факторов и направлена специальная теория индивидуальности, в которой В.М.Русалов уточнил некоторые положения учения B.C.Мерлина об интегральной индивидуальности. Она включает в себя следующие пять положений (21).

1. Биологические факторы индивидуальности – это не только телесная, морфофункционалъная организация человека, но и программы поведения, создавшиеся в процессе эволюции живого мира. Программы эти начинают свое действие с момента зачатия, и уже на третьем месяце жизни эмбриона проявляются устойчивые формы индивидуального поведения.

2. Существуют два типа одновременно действующих законов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате других – формально-динамические особенности индивидуального поведения.

3. Обобщение врожденных программ идет по трем направлениям. Первое направление – это динамико-энергетические характеристики поведения (выносливость, пластичность, скорость). Второе – эмоциональные характеристики (чувствительность, лабильность, доминирующее настроение). Третье – предпочтения (стимульной среды, когнитивного стиля). Таким образом, жизнестойкость, чувствительность, стремление к разнообразию или монотонности представляют собой устойчивые, практически не изменяющиеся на протяжении жизни человека свойства.

№6. Асимметрия полушарий головного мозга как индивидная характеристика

Церебральное доминирование и доминирование руки (уха, глаза) связаны обычно контрлатеральными отношениями (т.е. при ведущей правой руке за речь отвечает левое полушарие). Но иногда они состоят и в ипсилатеральных отношениях (расположены на одной стороне тела). Не существует и абсолютного доминирования – у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетание церебрального доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха. Встречаются люди, в равной степени владеющие пра вой и левой рукой, – их называют амбидекстрами. Леворукость иногда приносит человеку неудобства, однако она может иметь различное происхождение, и поэтому воспитание и обучение леворуких детей должно основываться на данных нейропсихологического обследования.

Церебральное доминирование по функциям – это не состояние, а процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека. Если на ранних этапах изучения асимметрии использовались в основном данные клинической практики, то с появлением новых методов (в частности, метода дихотического прослушивания, о котором мы писали в главе 2) было установлено, что любая психическая функция осуществляется благодаря совместной работе обоих полушарий, причем ее анатомический субстрат представлен дважды – в правом полушарии образный, конкретный уровень осуществления функции, а в левом – абстрактный, вербально-логический. И если вначале был отмечен лишь принцип доминантности для речевых функций, то теперь говорят о разных стратегиях переработки информации: левое полушарие осуществляет ее последовательно, аналитично, правое – параллельно, синтетически.

Левое полушарие обычно отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией, чтение и счет, правое – за оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений. Поскольку левополушарное мышление аналитическое, оно действует, осуществляя ряд последовательных операций, в результате чего складывается внутренне непротиворечивая модель мира, которую легко закрепить в знаках и словах.

Правополушарное мышление пространственно-образное, симультанное (одномоментное) и синтетическое, что дает возможность одномоментного схватывания разнородной информации. Итогом функционирования правого полушария является многозначность, которая, с одной стороны, является основой творчества, а с другой – затрудняет понимание между людьми, т.к. основана скорее на символах, чем на значениях. У мужчин асимметрия выражена сильнее, чем у женщин, что, по-видимому, и ограничивает у них возможности компенсации и обучаемость.

У праворуких людей под большим контролем находятся мышцы правой стороны тела, так что скрытые эмоции чаще могут быть замечены на левом профиле лица. Поскольку в нашей культуре преобладает праворукость, понятно, недостаток чего испытывает большинство современных людей.

Формирование асимметрии в онтогенезе.Совсем недавно асимметрию полушарий определяли как уникальную особенность мозга человека, возникшую в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. Сейчас, однако, с таким пониманием согласиться трудно.

Существует несколько теорий, объясняющих становление асимметрии. Так, согласно концепции эквипотенциальности полушарий, изначально полушария совершенно идентичны в отношении всех функций, в том числе и речевой. В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития. Согласно же концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения ребенка. У праворуких она проявляется в виде запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и одновременно определять деятельность ведущей руки. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон задолго до того, как речь формируется.

Формирование полушарий происходит не синхронно, что соответствует содержанию навыков и умений, которыми располагают дети. Так, например, речь развивается очень быстро в раннем детстве, и от 3 до 6 лет наблюдается ускоренное развитие левого полушария, после чего наступает замедление. А правое полушарие в раннем детстве несколько отстает в созревании, и начинает догонять левое в период от 8 до 10 лет; окончательное оформление доминировании отмечается к подростковому возрасту.

К настоящему времени вклад наследственности и среды в формирование асимметрии определен не вполне. Так, были обнаружено, что асимметрия полушарий – обычное явление не только у современного и ископаемого человека, но и у человекообразных обезьян, причем наиболее значительна она в области височных долей (в левом полушарии область между извилиной Гешля и Сильвиевой бороздой обычно имеет существенно большие размеры). Недавно обнаружена асимметрия у новорожденных и плодов.

Применение метода дихотического прослушивания позволило отметить асимметрию уже у новорожденных, по-разному реагирующих на речевую и неречевую информацию. А использование ЭЭГ показывает изменение спектральных характеристик активности их головного мозга в зависимости от качества стимуляции (речь – левое полушарие, музыка – правое). Фонемный анализ языка также производится асимметрично уже на ранних стадиях онтогенеза. Таким образом, в психофизиологии делается вывод о том, что доминантность левого полушария по речи потенциально фиксирована, т.е. существует нервный субстрат, приспособленный для переработки определенного типа информации – быстрой последовательности дискретных единиц, что и составляет основу языка. Однако анатомическая предрасположенность еще не означает окончательной фиксированности функций (вспомним теорию ортогенеза). Потому что последующий опыт может определить и степень асимметрии, и даже перемену знака доминирования на противоположный.

Доминантность по речи окончательно оформляется в процессе психического развития человека. К настоящему времени сроки ее становления определяются как возраст пяти лет, что ограничивает и критический период овладения языком. А степень асимметрии зависит еще и от речевого стимулирования, полученного в это время, что способствует закреплению изначальной предрасположенности к доминированию. На ранних этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии. В то же время это период высокой способности компенсации. Так, например, перинатальные повреждения, вплоть до полного удаления полушария, не сказываются на овладении ребенком речью (афазия возникают только в том случае, если нарушение затронуло субстрат уже сформированной функции). У взрослых и пожилых людей хирургическое вмешательство и органические поражения также могут компенсироваться.

И поскольку все же прослеживается отчетливая связь между церебральным доминированием и доминированием руки, то исследования проводились и в этой области. Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.

Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.

Исследование асимметрии еще раз продемонстрировало вклад генетических факторов в онтогенетические процессы: наследственность определяет нормы вариативности, а содержание актуальной ситуации – конкретное распределение доминирования.

№7. Темперамент как индивидная характеристика

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Темперамент стал предметом внимания медиков и философов раньше других психологических характеристик, но изучение его было в основном эмпирическим или типологическим, основанным скорее на наблюдении, чем на достоверном анализе научных данных. Поэтому и большинство классификаций темперамента, будучи весьма выразительными и полезными для житейской психодиагностики, составлены совершенно без учета правил строгой научной классификации. Среди попыток объяснения природы темперамента выделяют гуморальные, конституциональные и психологические теории.

Исторически одной из первых гуморальных типологий можно считать учение Гиппократа о четырех жидкостях и четырех темпераментах человека, возникшее в IV веке до н.э. В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме, утверждал Гиппократ, человек имеет соответствующий темперамент: оптимистический, жизнерадостный (сангвинический) нрав имеют те, у кого больше крови; печальны и угнетены (меланхолики) люди, у которых преобладает черная желчь; раздражительны и возбудимы (холерики) те, у которых слишком много светлой желчи, и, наконец, апатичны, равнодушны (флегматики) люди, имеющие больше других в организме мокроты. Древнеримский врач Гален, живший во II веке до н.э., полагал, что четыре первоначала темперамента олицетворяют четыре субстанции – твердое, жидкое, горячее и холодное. К настоящему времени физиологические основания этих классификаций много раз опровергались, но названия типов темперамента сохранились.

И.П.Павлов понимал темперамент как наиболее общую характеристику высшей нервной деятельности, выражающую основные природные свойства высшей нервной системы (в основном силу и быстроту). И.Кант полагал, что каждый из видов темперамента (а чаще всего их выделяли четыре) связан с возбуждением или ослаблением жизненной силы и отнесенностью к области чувств или деятельности. Так, темпераментами чувства являются сангвинический (когда на ощущение оказывается сильное воздействие, но проникает оно неглубоко) и меланхолический (при котором ощущение может быть не очень ярким, но зато пускать глубокие корни). Для людей с этими типами темперамента все самые главные жизненные события скорее переживаются эмоционально, чем осознаются, и описываются также в категориях чувств. Что же касается темпераментов деятельности, то к ним И.Кант относил холерический, присущий людям активно-вспыльчивым, и флегматический, характеризующий хладнокровных людей. Для представителей двух последних типов все основные явления предстают поведенчески, через события объективного, а не внутреннего мира. Флегматиков И.Кант считал наиболее адаптированными и продуктивными людьми. Примечательно, что со времен И.Канта чувства ни разу не рассматривались как составляющая темперамента, равноправная по сравнению с деятельностью.

А.В.Вундт считал, что каждый из четырех темпераментов может быть описан по двум основаниям – силе эмоциональных реакций и уровню их стабильности, подводя основы под возможность количественного, естественнонаучного изучения темперамента.


Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 991 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.