Подпишите на рисунке части нервной клетки

Специализированные нервные клетки составляют основу нервной системы. Они обладают чувствительностью. Клетки принимают и передают нервные импульсы. Нервная система обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Чем более развита и специализирована нервная система у животных, тем более сложна и совершенна взаимосвязь внешней среды с организмом

2. Из перечисленных функций выберите те, которые свойственны только нервным клеткам:

3. Почему нервные клетки медуз сконцентрированы по краю зонтика?

Медузы, в отличие от полипов, подвижны, передвигаются сокращая купол. Для управления мускульными клетками, которые должны работать согласованно, и выделилось нервное кольцо по краю зонтика

4. Подпишите на рисунке части нервной клетки


5. Дайте определение понятий

Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств

Нервная сеть – 1) тип строения нервной ткани, представленный совокупностью нейронов в сочетании с проходящими в различных направлениях нервными волокнами, имеющими под микроскопом вид сетки (наблюдается у беспозвоночных); 2) совокупность функционально взаимосвязанных нейронов

Нервная ткань – ткань организма, построенная из нервных клеток и их отростков, которые способны принимать сигналы и передавать ответные импульсы и вспомогательных клеток

6. Рассмотрите схему. Подпишите, какому животному принадлежит изображенная нервная система и органы, ее образующие


7. Закончите схему

Головной: промежуточный, передний, средний, продолговатый, можечек

8. Рассмотрите рисунок 176 в учебнике (с. 228). Назовите отделы мозга, наиболее развитые у каждой из перечисленных групп животных

Земноводные: передний и средний мозг

Пресмыкающиеся: все отделы развиваются, мозжечок более выпуклый

Птицы: мозжечок, полушария переднего мозга и зрительные доли, средний мозг

Млекопитающие: передний мозг, средний мозг, мозжечок

9. Дайте определения понятий

Рефлекс – реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы

Инстинкт – последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно

10. Назовите врожденные и приобретенные рефлексы животных

Врожденные – сосание молока детенышами млекопитающих, подача голоса детеныша, если он голоден

Приобретенные – попрошайничество животными, выполнение команд

11. Перечислите рефлексы, которые вы выработали у своих домашних животных


Главный компонент мозга человека или другого млекопитающего – нейрон (другое название – неврон). Именно эти клетки образуют нервную ткань. Наличие невронов помогает приспособиться к условиям окружающей среды, чувствовать, мыслить. С их помощью передается сигнал в нужный участок тела. Для этой цели используются нейромедиаторы. Зная строение нейрона, его особенности, можно понять суть многих заболеваний и процессов в тканях мозга.

В рефлекторных дугах именно нейроны отвечают за рефлексы, регуляцию функций организма. Трудно найти в организме другой вид клеток, который отличался бы таким многообразием форм, размеров, функций, строения, реактивности. Мы выясним каждое различие, проведем их сравнение. В нервной ткани содержатся нейроны и нейроглия. Подробно рассмотрим строение и функции нейрона.


Благодаря своему строению нейрон является уникальной клеткой с высокой специализацией. Он не только проводит электрические импульсы, но и генерирует их. В ходе онтогенеза нейроны утратили возможность размножаться. При этом в организме присутствуют разновидности нейронов, каждой из которых отводится своя функция.

Нейроны покрыты крайне тонкой и при этом очень чувствительной мембраной. Ее называют нейролеммой. Все нервные волокна, а точнее их аксоны, покрыты миелином. Миелиновая оболочка состоит из глиальных клеток. Контакт между двумя нейронами называется синапс.

Строение

Внешне нейроны очень необычны. У них есть отростки, количество которых может варьироваться от одного до множества. Каждый участок выполняет свою функцию. По форме нейрон напоминает звезду, которая находится в постоянном движении. Его формируют:

  • сома (тело);
  • дендриты и аксоны (отростки).

Аксон и дендрит есть в строении любого нейрона взрослого организма. Именно они проводят биоэлектрические сигналы, без которых не могут происходить никакие процессы в человеческом теле.

Выделяют разные виды нейронов. Их отличие кроется в форме, размере, количестве дендритов. Мы подробно рассмотрим строение и виды нейронов, разделение их на группы, проведем сравнение типов. Зная виды нейронов и их функции, легко понять, как устроен мозг и ЦНС.

Анатомия невронов отличается сложностью. Каждый вид имеет свои особенности строения, свойства. Ими заполнено все пространство головного и спинного мозга. В теле каждого человека встречается несколько видов. Они могут участвовать в разных процессах. При этом данные клетки в процессе эволюции утратили способность к делению. Их количество и связь относительно стабильны.

Нейрон – это конечный пункт, который подает и принимает биоэлектрический сигнал. Эти клетки обеспечивают абсолютно все процессы в теле и имеют первостепенную важность для организма.


В теле нервных волокон содержится нейроплазма и чаще всего одно ядро. Отростки специализируются на определенных функциях. Они делятся на два вида – дендриты и аксоны. Название дендритов связано с формой отростков. Они действительно похожи на дерево, которое сильно ветвится. Размер отростков – от пары микрометров до 1-1,5 м. Клетка с аксоном без дендритов встречается только на стадии эмбрионального развития.

Задача отростков – воспринимать поступающие раздражения и проводить импульс к телу непосредственно нейрона. Аксон нейрона отводит от его тела нервные импульсы. У неврона лишь один аксон, но он может иметь ветви. При этом появляется несколько нервных окончаний (два и больше). Дендритов может быть много.

По аксону постоянно курсируют пузырьки, которые содержат ферменты, нейросекреты, гликопротеиды. Они направляются от центра. Скорость движения некоторых из них – 1-3 мм в сутки. Такой ток называют медленным. Если же скорость движения 5-10 мм в час, подобный ток относят к быстрому.

Если веточки аксона отходят от тела неврона, то дендрит ветвится. У него много веточек, а конечные являются самыми тонкими. В среднем насчитывается 5-15 дендритов. Они существенно увеличивают поверхность нервных волокон. Именно благодаря дендритам, невроны легко контактируют с другими нервными клетками. Клетки с множеством дендритов называют мультиполярными. Их в мозге больше всего.

А вот биполярные располагаются в сетчатке и аппарате внутреннего уха. У них лишь один аксон и дендрит.

Не существует нервных клеток, у которых вовсе нет отростков. В организме взрослого человека присутствуют невроны, у которых минимум есть по одному аксону и дендриту. Лишь у нейробластов эмбриона есть единственный отросток – аксон. В будущем на смену таким клеткам приходят полноценные.

В нейронах, как и во множестве других клеток, присутствуют органеллы. Это постоянные составляющие, без которых они не способны существовать. Органеллы расположены глубоко внутри клеток, в цитоплазме.

У невронов есть крупное круглое ядро, в котором содержится деконденсированный хроматин. В каждом ядре имеется 1-2 довольно крупных ядрышка. В ядрах в большинстве случаев содержится диплоидный набор хромосом. Задача ядра – регулировать непосредственный синтез белков. В нервных клетках синтезируется много РНК и белков.

Нейроплазма содержит развитую структуру внутреннего метаболизма. Тут много митохондрий, рибосом, есть комплекс Гольджи. Также есть субстанция Ниссля, которая синтезирует белок нервных клеток. Данная субстанция находится вокруг ядра, а также на периферии тела, в дендритах. Без всех этих компонентов не получится передать или принять биоэлектрический сигнал.


В цитоплазме нервных волокон имеются элементы опорно-двигательной системы. Они располагаются в теле и отростках. Нейроплазма постоянно обновляет свой белковый состав. Она перемещается двумя механизмами – медленным и быстрым.

Постоянное обновление белков в невронах можно рассматривать, как модификацию внутриклеточной регенерации. Популяция их при этом не меняется, так как они не делятся.

У невронов могут быть разные формы тела: звездчатые, веретенообразные, шаровидные, в форме груши, пирамиды и т.д. Они составляют различные отделы головного и спинного мозга:

  • звездчатые – это мотонейроны спинного мозга;
  • шаровидные создают чувствительные клетки спинномозговых узлов;
  • пирамидные составляют кору головного мозга;
  • грушевидные создают ткань мозжечка;
  • веретенообразные входят в состав ткани коры больших полушарий.


Есть и другая классификация. Она делит нейроны по строению отростков и их числу:

  • униполярные (отросток лишь один);
  • биполярные (есть пара отростков);
  • мультиполярные (отростков много).

Униполярные структуры не имеют дендритов, они не встречаются у взрослых, а наблюдаются в ходе развития эмбриона. У взрослых есть псевдоуниполярные клетки, у которых есть один аксон. Он разветвляется на два отростка в месте выхода из клеточного тела.

У биполярных невронов по одному дендриту и аксону. Их можно найти в сетчатке глаз. Они передают импульс от фоторецепторов к ганглионарным клеткам. Именно клетки ганглии образуют зрительный нерв.

Большую часть нервной системы составляют невроны с мультиполярной структурой. У них много дендритов.

Разные типы нейронов могут существенно отличаться по размерам (5-120 мкм). Есть очень короткие, а есть просто гигантские. Средний размер – 10-30 мкм. Самые большие из них – мотонейроны (они есть в спинном мозге) и пирамиды Беца (этих гигантов можно найти в больших полушариях мозга). Перечисленные типы нейронов относятся к двигательным или эфферентным. Они столь велики потому, что должны принимать очень много аксонов от остальных нервных волокон.


Удивительно, но отдельные мотонейроны, расположенные в спинном мозге, имеют около 10-ти тыс. синапсисов. Бывает, что длина одного отростка достигает 1-1,5 м.

Существует также классификация нейронов, которая учитывает их функции. В ней выделяют нейроны:

  • чувствительные;
  • вставочные;
  • двигательные.

Итак, нейроны классифицируют по:

  • форме;
  • функциям;
  • числу отростков.

Невроны могут быть не только в головном, но и в спинном мозге. Они также присутствуют в сетчатке глаз. Данные клетки выполняют сразу несколько функций, они обеспечивают:

  • восприятие внешней среды;
  • раздражение внутренней среды.

Нейроны участвуют в процессе возбуждения и торможения мозга. Полученные сигналы отправляются в ЦНС благодаря работе чувствительных нейронов. Тут импульс перехватывается и передается через волокно в нужную зону. Его анализирует множество вставочных нейронов головного или спинного мозга. Дальнейшую работу выполняет двигательный нейрон.

Нейроглия


Эти мелкие клетки отделяют нейроны друг от друга, удерживают их на своем месте. У них длинный список функций. Благодаря нейроглии сохраняется постоянная система установленных связей, обеспечивается расположение, питание и восстановление нейронов, выделяются отдельные медиаторы, фагоцитируется генетически чужое.

Таким образом, нейроглия выполняет ряд функций:

  1. опорную;
  2. разграничительную;
  3. регенераторную;
  4. трофическую;
  5. секреторную;
  6. защитную и т.д.

В ЦНС нейроны составляют серое вещество, а за границами мозга они скапливаются в специальные соединения, узлы – ганглии. Дендриты и аксоны создают белое вещество. На периферии именно благодаря этим отросткам строятся волокна, из которых и состоят нервы.

Вывод

Физиология человека поражает своей слаженностью. Мозг стал величайшим творением эволюции. Если представлять организм в форме слаженной системы, то нейроны – это провода, по которым проходит сигнал от головного мозга и обратно. Их число огромно, они создают уникальную сеть в нашем организме. Ежесекундно по ней проходят тысячи сигналов. Это потрясающая система, которая позволяет не только функционировать организму, но и контактировать с окружающим миром.

Без невронов тело просто не сможет существовать, потому следует постоянно заботиться о состоянии своей нервной системы. Важно правильно питаться, избегать переутомления, стрессов, вовремя лечить заболевания.

Они погибнут, так как кожа у земноводных участвует в дыхании.

9. Закончите схемы.

Система органов дыхания птиц


Система органов дыхания млекопитающих


1. Рыбы.
2. Земноводные.
3. Млекопитающие.
4. Птицы.
5. Пресмыкающиеся.

11. Известно, что площадь легочных мембран у млекопитающих в несколько раз больше всей поверхности кожи. Каким образом это достигается и зачем?
Легкие ячеистые, имеют альвеолярную структуру. Таким образом увеличивается площадь поверхности легких. Каждая альвеола оплетена сетью кровеносных сосудов. Большая площадь легких необходимо для процессов интенсивного газообмена у млекопитающих: чтобы большее количество кислорода поглощалось кровью, и освобождалось больше углекислого газа.

12. Правильно ли расположены группы животных в схеме, отражающей усложнение системы органов дыхания?
Если нет, предложите свой вариант и поясните свою точку зрения.


У пресмыкающихся более совершенные органы дыхания. Кожа у них не участвует в дыхании, легкие более сложные, имеют перегородки и выросты, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность.

1. Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?
У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки).

2. У каких животных появляется печень? Какова ее функция?
Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи.

3. Объясните, по какому признаку животных делят на такие группы, как травоядные, хищные (плотоядные), всеядные, паразиты и т.д.

В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной).
Подберите примеры животных этих групп.
Травоядные: корова, косуля, бабочка, пчела.
Хищные: акула, лев, лиса, стрекоза.
Всеядные: медведь, барсук, крыса, таракан.
Паразиты: аскарида, бычий цепень, печеночный сосальщик, блоха.

4. Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.


5. Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?
Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной.

6. Могут ли птицы обойтись без зоба?
Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение.

7. Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.
Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.

8. Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем.

Зимняя спячка – замедленный обмен веществ.
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших – обмен веществ приостанавливается.

Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов. Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез.

10. Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме.

Пища – источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.

11. Напишите, как удаляются из организма:

1. жидкие продукты обмена – через органы выделения;
2. непереваренные остатки пищи – через заднепроходное отверстие.

12. Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф.

Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.
Заполните таблицу.

Пищеварительные системы разных групп животных



1. В чем отличие кровеносной системы кольчатых червей от кровеносной системы моллюсков?

Кровеносная система кольчатых червей замкнутая, то есть кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела, и состоит из спинного и брюшного сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами.

2. Что такое капилляры и для чего они образуют густую сеть в организме животных?

Капилляры являются самыми тонкими сосудами в организме животных. Густо оплетая ткани и органы, соединяя артерии и вены, они участвуют в обмене веществ между кровью и тканями.

3. В чем отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой? В чем преимущество первой?

В замкнутой кровеносной системе кровь идет исключительно по специализированным сосудам, а в незамкнутой кровь проходит часть своего пути по полости тела между органами. По незамкнутой системе кровь течет медленно, замкнутая кровеносная система более динамична. Через разветвленную систему капилляров осуществляется контакт с большим количеством клеток. Кровоток в ней ускорен, транспорт питательных веществ, продуктов метаболизма и газов (О2 и СО2) происходит быстрее.

Кровь у червей движется по спинному сосуду в направлении к головному концу, а по брюшному – к хвостовому концу благодаря сокращению и расслаблению стенок спинного и кольцевых сосудов передней части тела.

5. Дайте определения понятий.

Артериальная кровь – кровь, обогащенная кислородом.
Венозная кровь – кровь, отдавшая кислород и насыщенная углекислым газом.
Круг кровообращения – замкнутый путь, совершаемый кровью по кровеносным сосудам, несущий клеткам кислород и питание, уносящий углекислоту и продукты обмена.
Сердце – полый мышечный орган, обеспечивающий посредством повторных ритмичных сокращений ток крови по кровеносным сосудам.

6. Рассмотрите схему кровообращения у рыб. Подпишите, какая кровь течет от жабр к органам и тканям; какая кровь поступает в сердце.

1. Строение нервной системы

Изучите § 7 учебного пособия и заполните схемы.

Функции нервной системы: обеспечивает гомеостаз, обеспечивает связь с внешней средой, согласованная работа органов и систем.

Нервная система (классификация по топографическому принципу): центральная $→$ головной мозг, спинной мозг; периферическая $→$ нервы, нервные окончания, нервные узлы.

Нервная система (анатомо-функциональная классификация): соматическая; автономная $→$ симпатическая, парасимпатическая.

2. Строение и виды нейронов. Рефлекс и рефлекторная дуга

1. Вспомните строение нервной ткани (§ 3 учебного пособия). Рассмотрите рисунок и подпишите названия указанных частей нейрона.

2. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей синапса.

3. Изучите материал § 8 учебного пособия о классификации ней­ронов и заполните схему.

Типы нейронов $→$ чувствительные $→$ проведение импульса в УНС $←$ Функции нейронов ;

Типы нейронов $→$ вставочные $→$ соединяют нейроны $←$ Функции нейронов ;

Типы нейронов $→$ двигательные $→$ от УНС к рабочему органу $←$ Функции нейронов .

4. По § 8 учебного пособия изучите строение нерва. Подпишите названия его частей.

5. Используя материал § 8 учебного пособия, дайте определения понятиям.

Нейрон — нервная клетка.

Сплине — место функционального контакта нейронов.

Медиатор — химические посредники в передаче возбуждения.

Нерв — пучки нервных волокон, снабжённые кровеносными сосудами и покрытые общей оболочкой.

6. По материалу учебного пособия (§8) изучите строение рефлек­торной дуги. Перечислите основные структуры рефлекторной дуги, обозначенные на рисунке.

7. Сформулируйте определения понятий.

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды.

Рефлекторная дуга — основа рефлекса, образованная нейронами.

По вертикали: 2. Ответная реакция организма на раздражение ( рефлекс ).

По горизонтали: 1. Пучки длинных отростков нейронов ( нервы ). 2. Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в центральную нервную систему ( чувствительные ). 4. Часть нервной системы, представленная нерва­ми, нервными узлами и нервными окончаниями ( периферические ). 5. Рефлексы, кото­рые формируются в течение жизни ( условные ). 6. Нейроны, передающие им­пульсы от центральной нервной системы к рабочему органу ( двигательные ). 7. Отросток нервной клетки ( аксон ). 8. Нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами ( вставочные ).

3. Строение и функции спинного мозга

Изучите материал § 9 учебного пособия. Подпишите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке.

4. Строение и функции головного мозга

1. Используя материал § 10 учебного пособия, дайте определения понятиям.

Ствол мозга — продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг и ретикулярных форм.

Черепные нервы — нервы, которые иннервируют органы чувств, ткани, органы груди и брюшной полостей.

2. Укажите, центры каких рефлексов располагаются в продолгова­том мозге.

3. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия основных отделов головного мозга.

5. Организация и значение больших полушарий головного мозга

Доли коры больших полушарий Зоны коры головного мозга Функции
1. Затылочная зрительная формирование зрительных образов
2. Височная обонятельная, вкусовая, слуховая формирование слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений
3. Теменная движения, осязательная ориентация в пространстве
4. Лобная поведение и чувства обработка информации, формирование программ действий

Головной и спинной мозг

По вертикали: 2. Нервная система, представленная головным и спинным мозгом ( центральная ).

По горизонтали: 1. Специализированные клетки, расположен­ные в органах чувств ( рецепторы ). 3. Отдел головного мозга, участвующий в ко­ординации движений, поддержании позы и равновесия тела ( мозжечок ). 4. Ко­решок спинномозгового нерва, состоящий из двигательных волокон ( передний ). 5. Доля коры больших полушарий головного мозга ( затылочная ). 6. Вещество моз­га, образованное скоплениями тел нейронов ( серое ). 7. Отдел головного мозга ( таламус ). 8. Складки коры больших полушарий ( извилины ). 9. Зона, расположенная в затылочной доле больших полушарий ( зрительная ). 10. Мозг, расположенный в полости черепа ( головной ). 11. Доля коры больших полушарий, ответственная за поведение человека ( лобная ). 12. Доля коры больших полушарий, в которой находится обонятельная зона ( височная ).

6. Общий план строения автономной нервной системы

1. Изучите § 12 учебного пособия и заполните таблицу.

Различия между симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы

2. Сформулируйте определения понятий, запишите их в тетрадь и запомните.

Преганглионарные нейроны — путь от спинного мозга до ганглии.

Постганглионармыс нейроны — путь от ганглии до рабочего органа.

7. Функции автономной нервной системы

Изучите § 13 учебного пособия и заполните таблицу.

Влияние стимуляции симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы на различные функции и процессы

Органы и физиоло­гические показатели Симпатический отдел Парасимпатический отдел
1 2 3
Сердце усиливает сокращение замедляет сокращение
Сосуды повышает артериального давления понижает артериального давления
Кишечник сужает сосуды
Потовые железы усиливает секрецию не влияет
Слюнные и слез­ные железы уменьшает секрецию уменьшает секрецию
Количество сахара в крови увеличивает уменьшает
Мочевой пузырь стенки ослабевают стенки сокращаются
Потребление кислорода увеличивает уменьшается

8. Гигиена нервной системы

  1. Виды наркогенных веществ
  2. механизм их действия на нервную систему
  3. негативные последствия

1. В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис. Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.

1) для глотания необходимо активное слюноотделение;
2) при волнении активизируется симпатическая нервная система, которая подавляет выделение слюны, поэтому лгун не сможет легко проглотить горсть сухого риса;
3) при отсутствии волнения активна парасимпатическая нервная система, которая активизирует выделение слюны, облегчая глотание, поэтому честный человек легко проглотит горсть сухого риса

2. Укажите звенья рефлекторной цепи и поясните функции каждого звена.

1) рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;
2) чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС;
3) вставочный нейрон передает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон;
4) двигательный нейрон передает возбуждение на рабочий орган;
5) рабочий орган осуществляет ответную реакцию на полученное раздражение

3. Сравните строение вегетативной (автономной) и соматической нервной системы. Укажите не менее трех признаков сходства.

1) Обе системы представлены нервной тканью, состоящей из нейронов и клеток-спутников.
2) Рефлекторные дуги обеих систем содержат чувствительный, вставочный и исполнительный нейрон. Вставочный нейрон находится в центральной нервной системе (головном и спинном мозге).
3) В состав обеих систем входят спинной и головной мозг, нервы и нервные узлы.

4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. (1) Нервная система делится на центральную и соматическую. (2) Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. (3) Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга. (4) Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

1 - Нервная система делится на центральную и периферическую.
2 - Нервная система по строению делится на центральную и периферическую, по функциям на соматическую и вегетативную.
4 - Вегетативная нервная система координирует деятельность внутренних органов.

5. Какие функции выполняют в организме человека разные звенья анализатора?

1) Периферической – это рецепторы, например, колбочки и палочки в сетчатке глаза. Рецептор ощущает раздражение и превращает его в нервный импульс, возбуждает чувствительный нейрон.
2) Проводниковой – это нервы и проводящие пути мозга. Они проводят возбуждение до центральной части анализатора.
3) Центральной, расположенной в коре больших полушарий – здесь происходит окончательный анализ информации.

6. Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.

1) периферический отдел – сетчатка, содержащая зрительные рецепторы; рецепторы воспринимают свет и преобразуют его в нервные импульсы;
2) проводниковый отдел – зрительный нерв; он передает нервные импульсы в головной мозг;
3) центральный отдел – зрительная зона в затылочной доле больших полушарий; обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение

7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. (2) Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. (3) При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. (4) Общее количество спинномозговых нервов - 31 пара. (5) Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.

1 - передние корешки спинного мозга содержат отростки двигательных нейронов;
2 - задние корешки спинного мозга содержат тела и отростки чувствительных нейронов;
5 - полость заполнена спинномозговой жидкостью



8. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.



9. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3. Опишите особенности их строения и функции.

1 – задний корешок спинномозгового нерва. В нём находятся тела чувствительных нейронов. Чувствительные нейроны доставляют сигналы от рецепторов в спинной мозг. В состав спинномозгового нерва также входят двигательные нейроны, по которым сигнал идет от спинного мозга к рабочим органам.
2 – серое вещество. Образовано телами нервных клеток (нейронов). Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию.
3 – белое вещество. Образовано аксонами (длинными отростками), покрытыми миелином. Выполняет проводниковую функцию.



10. Рассмотрите предложенную схему классификации нервной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.