После болезни ребенок стал нервным комаровский


Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Советы доктора Комаровского



Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.




Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

У многих маленьких пациентов в результате перенесенных инфекций наблюдается чувство разбитости и сонливость. Родители замечают, что малыш стал больше времени проводить лежа, не интересуется окружающим миром, проявляет апатию, малоактивен. Если ребенок много спит после болезни и ощущает слабость, что делать в подобной ситуации?

Почему возникает ухудшение самочувствия?

У маленьких пациентов вялость и апатия развиваются под влиянием разных факторов.


В качестве причин данного состояния можно назвать следующие:

  1. Нарушения циркадных ритмов или нехватка ночного отдыха.
  2. Наличие латентной инфекции в организме.
  3. Начальный этап вирусного недуга.
  4. Если ребенок много спит после болезни, подобное явление может объясняться слабостью организма, который вынужден был сопротивляться атакам вирусов на протяжении долгого времени.
  5. Обострение сопутствующих патологий (малокровия, сахарного диабета, расстройства функций щитовидной железы).

Родителям важно знать о том, почему ребенок много спит после болезни. Кроме того, необходимо иметь представление о способах, позволяющих улучшить состояние малыша.

Вялость при температуре и патологиях вирусного характера

Респираторные инфекционные недуги широко распространены среди мальчиков и девочек, которые посещают детские сады и школы. Пациентами с ОРВИ часто являются лица в возрасте до пяти лет. В этот период иммунитет подвержен воздействию микробов, так как защитные силы организма еще недостаточно сформированы. Кроме того, температура тела у детей может немного повышаться не только под влиянием недугов, но и в результате других обстоятельств. Это, например, длительная физическая активность, духота, ношение слишком теплых вещей. В данной ситуации достаточно снять часть одежды, открыть форточку, дать малышу попить воды. Как правило, в таких случаях ухудшения самочувствия не возникает. Однако вялость на фоне ОРВИ – это типичное проявление для большинства мальчиков и девочек.


Разбитость и апатия объясняются повышением температуры, которое может быть спровоцировано:

  • вирусными недугами (гриппом, ветряной оспой, герпесом, кишечной палочкой);
  • патологиями дыхательной системы и органов мочевыделения;
  • неврологической болезнью;
  • аллергическими проявлениями;
  • появлением первых зубов (у младенцев).

Во многих случаях родителям не следует тревожиться, если ребенок много спит после болезни. Перенесенный недуг ослабляет организм пациента. На восстановление и нормализацию его функций требуется определенный период времени.

С чем связана сонливость после вирусных патологий?

Острая фаза инфекционных недугов у несовершеннолетних пациентов обычно длится от трех до пяти суток. Если у малыша слабый иммунитет, улучшение самочувствия может наступить только через 10 дней. Процесс восстановления занимает немало времени. Этим объясняется то, почему у пациента присутствует разбитость. Ощущение вялости сохраняется на протяжении нескольких суток или даже недель.

Родителей тревожит, когда ребенок после болезни много спит. Комаровский (известный врач-педиатр) утверждает, что подобное состояние может быть связано с понижением температуры, упадком сил. Слабость объясняется необходимостью тела взять перерыв на отдых. Такая ситуация является обычной для маленьких детей. Через некоторое время состояние улучшается само по себе.

Другие причины

Почему ребенок много спит после болезни? Недомогание может объясняться воздействием следующих факторов:

    Нехватка полезных веществ в рационе. При острой патологии ребенок отказывается от пищи. Данное явление приводит к вялости, недостаточной активности. По мере улучшения аппетита пациент становится бодрее.


Как улучшить состояние малыша?

Не стоит надеяться, что ребенок станет бодрым и жизнерадостным через несколько суток после перенесенной инфекции. Организму нужно время на восстановление. Чтобы ускорить этот период и помочь малышу почувствовать себя лучше, следует придерживаться следующих советов:

    Соблюдать четкий режим дня. Ребенку нужны прогулки и полноценный ночной отдых.



Другие факторы, вызывающие плохое самочувствие

На фоне инфекций возникают или обостряются сопутствующие патологии. Поэтому родителям важно внимательно следить за состоянием сына или дочери. Иногда ответом на вопрос о том, почему ребенок много спит, являются серьезные недуги (расстройство функций ЩЖ, диабет). Кроме того, в ряде случаев состояние пациента требует неотложной помощи. Скорую нужно вызывать, если:

  1. Малыш спит более пяти часов, его не удается разбудить.
  2. Кожные покровы приобрели синий оттенок.
  3. Присутствуют дыхательные нарушения.

Есть несколько объяснений того, почему ребенок много спит после болезни. К счастью, большинство из этих обстоятельств не являются опасными.

истерики после ОРВИ

Пожалуйста, кто может что то видел подобное, помогите советом.

Поблагодарили: 9 раз

Алисса, если болячка была тяжелой(долго температурили, интоксикация значительная была), то думаю истощение нервной системы закономерно, мозгу тоже было тяжело. Истерики после ощутимых болезней наблюдаю у своих также. Восстанавливаться помогают прогулки, отказ от телевизора, режим дня, сна особенно.

Я тоже так думаю, но все происходящее настолько дико выглядит. Боишься что бы не что то серьезное. Да и сама тоже не в лучшем состоянии. Мозг диктует одно, а нервы на пределе. Истинной картины не получается. Может со стороны все видно в ином свете.

К тому же ребенок тоже мучается от своего состояния. Может ей успокоительное какое нужно.

Поблагодарили: 9 раз

Алисса писал(а):К тому же ребенок тоже мучается от своего состояния. Может ей успокоительное какое нужно.

Если тебя все это настораживает, то лучше к неврологу, наверное, обратиться. Чтобы рефлексы посмотрели, пробы разные…

Может Наталья Борисовна что порекомендует, ну и участковой задай этот вопрос…

Из домашних расслабляющих средств еще игры в ванной вспомнила (купается и играет с водой, переливает…), можно туда чего-нибудь успокаивающего добавить (лаванду, валерьяну…)

участковая была, не сказала ничего. написала сдать анализы, к неврологу и валерьянку на ночь месяц. Завтра к неврологу пойдем. С утра ребенок у бабушки, живем через стенку. У нее почти успокоилась. Я пришла — опять засуетилась. Может быть оттого, что когда болела — с моих рук не слазила. Вот теперь ассоциация, было очень плохо — рядом мама. Если рядом мама — то плохо. Не знаю короче. Вот еще. Как т-ра упала, я ее брать на руки стала меньше — у самой позвоночная грыжа. Разболелась сильно оттого, что ее таскаю. Ну и истерики стали сильнее. Сначала думала капризы. Потом вообще растерялась

Поблагодарили: 9 раз

Алисса, а еще ведь у дочи, наверное, зубки лезут… от них тоже возбудимость, нервозность может быть, нарушения сна. я глюконат кальция давала в такие периоды.

NatKa, а как вы его давали?

Добавлено спустя 5 минут 57 секунд:

Поблагодарили: 9 раз

Алисса, давала по таблетке в сутки. Можно в еду дробить, а если уже умеет грызть, есть нужные зубки, то можно и так давать. Мой сам жевал.

я у ЕОКа гдето читала, что нехватка кальция ведет к нервозности, или не у него… А зубов у нас много

Поблагодарили: 9 раз

Алисса писал(а):я у ЕОКа гдето читала, что нехватка кальция ведет к нервозности

Алисса, точно, вот исходя из прочитанного, и давала.

Алисса, я думаю ребенок зеркалит Ваше состояние. Вам плохо, Вы нервничаете — ребенок все чувствует и отзеркаливает.

Попробуйте пока ее побольше с другими людьми оставлять, пока сами в норму не придете.

И валерьянку лучше маме. Или чего посильней.

у наших истерик нашлось вполне научное медицинское объяснение — диагноз поставлен, лечимся. Все это осложнение на нервную систему. Грустно

Поблагодарили: 9 раз

Алисса писал(а):у наших истерик нашлось вполне научное медицинское объяснение — диагноз поставлен, лечимся. Все это осложнение на нервную систему

Алисса, если можно, поделись, что невролог сказал?

ну конечно, я и хотела это сделать, вчера ребенок не давал писать. Диагноз следующий. Последствия перинатальной сочетанной травмы ЦНС, в виде выраженного астеноневротического синдрома, нестабильности в шо позвоночника.

А по русски так, спазмированные мышци шеи защимают позвоночные и сонные артерии, возникает спазм сосудов, у ребенка резко болит голова- отсюда и истерика. Лечу уже с пятницы, — по крайней мере нет истерик и битья головой, ребенок стал спать. Лечение: элекрофарез с эуффилином и никотинкой на шею, массаж, пикамилон, энцефабол, когитум. Лечение будет занимать месяц, потом повторное обследование. А ОРВИ по большому счету спровоцировало все это.


Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Советы доктора Комаровского



Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

Здравствуйте. Ребенку 10, девочка. Переболела ОРВИ , температура была высокая всего 5дней, из них 2-3 дня 39-40, сбивалась хорошо, потом стала 38, на 5 день стали пить антибиотики, выздоровела. При температуре 40 на второй день болезни вечером когда сбивала температуру, начался бред, ребенок пытался куда-то идти, что-то говорила про сон, и тд Потом прошло и больше не было. Выздоровела, несколько дней проходила в школу, все было хорошо, только уставала под вечер и рано-рано засыпала резко. А сегодня также уснула вечером, а потом опять начался бред, до конца не проснулась, смотрит стеклянными глазами, начала ходить, говорить всякую ерунду и ее потрясывало, прям тряслись ноги и руки. Потом очнулась , пошла делать уроки, немного поделала, опять приходит, вижу, что снова бредит. Потом уснула, несколько раз просыпалась и снова бредила.
Что это может быть? Очень страшно. Как будто у ребенка проблемы с головой
Осложнения после болезни? Или может действия лекарств? Пила флемоксим солютаб, эреспал от кашля , ингаляции с амброгексалом и травяной сбор. Подскажите, что делать, что это может быть и к кому бежать? Это очень опасно ?

На сервисе СпросиВрача доступна консультация невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!





Здравствуйте. Бред при высокой температуре - обычная реакция. Здесь вопросов нет. А вот последующие приступы однозначно объяснить нельзя. Кстати, токсическая энцефалопатия здесь вообще не при чем.
Во-первых, не ясно, какое именно ОРВИ перенесла девочка, действительно-ли наступило выздоровление или инфекция перешла в хроническую форму с поражением менингиальных оболочек и\или головного мозга.
Во-вторых, даже если наступило выздоровление (произошла элиминация вируса), он мог повредить ЦНС, оставив последствия в виде поражения некоторых отделов (каких?) головного мозга.
В-третьих, высокая температура и сама болезнь могли инициировать дебют серьезного неврологического заболевания, к которому была предрасположенность. Например, эпилепсию. В частности, описанные Вами приступы весьма похожи на малые эпилептические припадки.
В четвертых - лекарства точно не при чем.
В пятых, ситуация может разрешиться сама собой, как остаточные явления после инфекции, а может потребовать немедленного серьезного лечения.

Что делать?
1. Записать на видео приступ болезни у дочки и взять флешку с собой к врачу, чтобы продемонстрировать, как протекает приступ.
2. Завтра срочно идти на прием к врачам: инфекционист, невролог, психиатр, эпилептолог (если есть).
Заранее делать анализы и обследования не нужно. Время может быть дорого. Удачи.

На сайте знаменитого украинского педиатра Евгения Комаровского опубликованы важные советы о том, как родителям относиться к подростковой агрессии.

С каждым днём и годом ребёнок при нашей помощи учится выдерживать всё больше напряжения, постепенно вызревая в своих реакциях.

У маленького ребёнка не так много возможностей проявить свою силу. Чаще она проявляется именно в сопротивлении. Если он потеряет возможность сопротивляться нам в 3–4–5–7 лет, то потом, в подростковом возрасте, он не сможет сказать НЕТ тогда, когда это важно.

Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.

23 практических совета об агрессии детей разного возраста:

2. Любую работу с родителями я начинаю с темы ресурса (если взрослый не позаботился о себе, если он устал, истощён, то у него совершенно естественно просто не хватит сил на адекватную взрослую реакцию). Допустимо сказать ребёнку: мол, я так устал, что мне сейчас нужно побыть самому, чтобы потом с тобой говорить и реагировать. Ребёнку мы не нужны 24 часа в сутки.

6. Агрессия часто вырастает из ощущения небезопасности, бывает компенсацией боли, обиды.Причём ребёнка могут обидеть в школе, а агрессию он может канализировать на бабушку или младшего брата. Важно внимательно исследовать ситуацию.

8. На каждый вид агрессии существует свой способ реагирования: при вербальной мы можем говорить с ребёнком, при тактильной — останавливаем руку, ставим блок, учим уклоняться от удара.

10. Если малыш бьёт маму, папу, бабушку и при этом улыбается, то, скорее всего, это не агрессивное действие. Это для ребёнка игра. Важно не давать излишней эмоции в свою реакцию.

12. В работе с агрессией важно понять, нет ли органической причины, хронических заболеваний, температуры, гельминтоза (интоксикация может провоцировать вспышки агрессии). Часто агрессия вырастает из усталости и напряжения.

14. У детей старшего дошкольного и школьного возраста агрессия может прикрывать страх.

19. Важно, чтобы у ребёнка была возможность просто выплеснуть напряжение — батут, боксёрская груша, подушечные бои, караоке, кричалки, иногда — компьютерные игры, рисование (даже чёрным цветом).

20. Агрессия — это часто реакция на то, что важная потребность не реализована, или реакция на то, что границы нарушены. Нам важно самим научиться осознавать свои потребности и корректно о них заявлять. И постепенно учить этому ребёнка. Злость — это сила, которая дана нам для защиты.

21. Мы своим поведением показываем ребёнку, как реагировать на конфликт. Если в ответ на их агрессию мы их бьём — мы только закрепляем это поведение.

Помните: от вашей реакции на агрессию зависит то, каким вырастет ваш ребёнок!

Новое видео:

Новое видео:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.