Предмет физиологии центральной нервной системы как предмет

Введение

Центральная нервная система (ЦНС) в организме выполняет интегрирующую роль, объединяя в единое целое все ткани, органы и координируя их специфическую активность в составе целостных гомеостатическнх и поведенческих функциональных систем.

ЦНС регулирует тонус мышц и посредством его перераспределения поддерживает естественную позу, а при нарушении восстанавливает ее, а также инициирует все виды двигательной активности (физическая работа, физкультура, спорт, любое перемещение организма). Регуляция работы внутренних органов осуществляется вегета­тивной нервной системой и эндокринными железами. Их функции следующие:

а) в покое — обеспечение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма);

б) во время работы — приспособительная регуляция деятельности внутренних органов согласно потребностям организма и поддержание гомеостазиса.

Интенсивность функционирования отдельных органов изменяется в широком диапазоне и соответствует потребностям организма в данный момент. Функция одних органов может угнетаться, а других — стимулироваться. Например, при увеличении физической нагрузки деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной сис­тем усиливается, желудочно-кишечного тракта — тормозится. С помощью вегетативной нервной системы регуляторные влияния осу­ществляются очень быстро, т.е. в течение одной или нескольких секунд. Регуляторные влияния с помощью гормонов развивают медленнее, но продолжаются дольше.

Приобретение и сохранение с помощью механизмов памяти информации об окружающей среде, о себе и социальном обществе — это обеспечивает сознание и все виды психической деятельности: ощущения, восприятия, внимание, мышление, представлен чувства (эмоции) и волю.

Формирование поведения в социальном обществе и организация адаптивного поведения организмов в изменяющейся природной среде на основе врожденных (безусловные рефлексы и инстинк­ты) и приобретенных (условные рефлексы) форм поведения. Адап­тивное поведение направлено на индивидуальное и видовое со­хранение организмов, взаимодействие с особями своего вида на освоение новых пространственно-временных сред.

Центральное место при изучении основ психологии как науки, так и практики отводится физиологии центральной нервной системы человека и животных - головному и спинному мозгу. Несмотря на то, что в строении и функциях высших животных и человека имеется много общего, физиология ЦНС человека характеризуется качественно новыми свойствами. Достаточно отметить такие свойства как сознание, творчество, речь.

Существенное отличие физиологии человека связано не только с морфологическими особенностями, процессами и состояниями мозговых структур, но прежде всего с процессами общественной, социальной обусловленности развития человеческого сообщества, характером их совместной деятельности, способами осуществления взаимодействия и общения.

Общественная обусловленность жизни и деятельности человека определила возникновение новых взаимоотношений организма с окружающей средой и привела к развитию ряда особенностей в строении и функциях его опорно-двигательной системы, функционировании сенсорного аппарата и мотивационно-волевой сферы. Человек научился проектировать и творчески создавать орудия труда, целенаправленно воздействовать на окружающую среду в своих интересах. Человек обладает речевым аппаратом и способностью к формированию образно-понятийных моделей предметного мира. Физиология человека вообще и физиология мозговых структур и нервных процессов, в частности, имеет существенное практическое значение для психологии. В концентрированном виде это значение может быть отнесено к физиологии сенсорных систем, физиологии труда, физиологии общения, физиологии питания, физиологии детского возраста и старения.

Изучением строения и функций нервной системы человека в процессе филогенеза (исторического развития) и онтогенеза, занимается физиология ЦНС. Особый интерес представляет физиология в процессе онтогенеза психического развития, который охватывает весь период жизни от момента образования особи до гибели организма.

Основными функциями ЦНС являются: обеспечение связи отдельных органов и систем организма, согласование и объединение их функций, благодаря чему организм работает как единое целое; осуществление связи организма с внешней средой и обеспечение на этой основе индивидуальной приспособляемости организма к меняющимся условиям среды.

Благодаря специфике становления и развития своей нервной конституции, человек активно формирует среду собственного социального существования и изменяет естественную среду обитания. В динамике такого целенаправленного процесса формирования среды изменяются и нервные структуры, а также физиологические свойства нервной системы в целом.

Таким образом, предмет физиологии ЦНС заключается в изучении закономерностей процесса становления, развития и функционирования регулятивных основ нервной системы человека и животного, прежде всего спинного и головного мозга. Изучение строения и функций нервной системы осуществляется с учетом филогенеза и онтогенеза, в тесном взаимодействии с окружающей, в том числе социальной средой.

Физиология — наука о природе, о существе жизненных процессов. Физиология изучает жизнедеятельность организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов, систем. Предметом изучения физиологии являются функции живого организма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи. Физиологическая функция— проявления жизнедеятельности организма и его частей, имеющие приспособительное значение и направленные на достижение полезного результата. В основе функции лежит обмен веществ, энергии и информации. Достижения последних лет в области биохимии, молекулярной биологии, биофизики клеточных мембран позволили исследователям приоткрыть занавес неизвестности над рядом ранее недоступных для познания частных механизмов жизнедеятельности. Очевидно, что если предметом познания биохимии является протекание химических процессов в живом организме, биофизики — физических процессов, то физиология изучает новое качество живого — его функцию. Стержневым моментом синтетического подхода служит представление о том, что функция каждого органа находится в тесной связи с функциями других органов и систем, а весь комплекс регуляторных механизмов обеспечивает не только тонкое взаимодействие внутри организма, но и приспособление организма как целого к постоянно меняющимся физико-химическим и социальным условиям среды. Успешно изучать физиологию можно, лишь зная макро- и микроструктуру органов и основы протекания физических и химических процессов в живых тканях.

Методы изучения физиологии центральной нервной системы. По меткому выражению И. П. Павлова, физиология движется вперед благодаря совершенствованию методик. Наши сегодняшние знания о функции нервной системы — от нейрона и синапса до мозга в целом — базируются на весьма широком спектре методов, кото­рые можно объединить в три группы: аналитические, нейрокибернетические и нейропсихологические.

Аналитические методы. К классическим аналитическим методам относятся методы деструкции, функционального выключения и раздражения нервных структур. С помощью этих, а также методов клинических наблюдений, изучения онтогенеза нервной системы были выяснены основные закономерности работы нервных волокон, нервных центров и мозга в целом. В конце 40-х — начале 50-х гг. в практику широко внедрился метод, основанный на использовании микроэлектродов — стеклянных микропипеток или тончайших металлических электродов, что позволяет подводить его к нейрону и даже вводить внутрь, не повреждая клетку. Таким образом, оказалось возможным длительное время (часами) регистрировать электрические процессы, сопровождающие деятельность нейронов в самых различных условиях проведения эксперимента. Совершенствование микроэлектродной техники привело к созданию многоствольных стеклянных микроэлектродов, где один из каналов используется для отведения потенциалов, а другие для инъекции в нейрон различных веществ с целью выяснения их роли в функциональных отправлениях клетки. К настоящему времени не существует, очевидно, структур ЦНС, нейроны которых не были бы предметом изучения с помощью микроэлектродов, — от коры до глубинных ядерных образований головного мозга, клеточных ядер спинного, периферических, соматических и вегетативных ганглиев, рецепторов.

Начиная с работ Правдич-Неминского и Бергера широко распространился метод регистрации суммарных электрических колебаний коры мозга, отводимых от кожи головы,— ЭЭГ, от поверхности обнаженного мозга - электрокортикограмма (ЭКоГ), от глубоких структур — электросубкортикограмма (ЭСКоГ). В данном случае используются макроэлектроды различных конструкций - накладных и погружаемых. Как правило, используются множественные отведения одновременно от нескольких участков как поверхности мозга, так и в глубинных структурах. Часто, одновременно с суммарной регистрацией, проводится и отведение нейронной активности с помощью микроэлектродов. Метод электроэнцефалоскопии. заключается в следующем: на коже черепа испытуемого в выбранной зоне фиксируется 30-100 макроэлектродов. Каждый из электродов подключается к отдельному усилителю. Электронное сканирующее устройство обеспечивает снятие потенциала от каждой точки с высокой скоростью считывания, затем сигнал усиливается и подается на электроннолучевую трубку. Чем выше амплитуда сигнала, тем ярче светится соответствующая точка на экране. Таким образом оказывается возможным наблюдать мозаику возбуждения в динамике изучаемых процессов. А. Б. Коган разработал электроды и методики их вживления в различные структуры мозга, что позволило регистрировать потенциалы в условиях свободного поведения животных. В дальнейшем этот же метод был распространен и на микроэлектродные исследования. Более того, в последние 20 лет широко применяется метод хронического вживления электродов в клинике нервно-психических заболеваний.

Применение специальных электродов, накладываемых на поверхность мозга или вживляемых в подкорковые структуры человека, и усилителей постоянного тока позволяет регистрировать так называемые сверхмедленные электрические процессы (СМЭП) при реализации психической и двигательной активности человека в норме и патологии.

Все вышеперечисленные методы должны завершаться морфологическими исследованиями, базирующимися на современных методах гистологии и гистохимии. Последние позволяют идентифицировать структуры и отдельные нейроны, активность которых изучается электрофизиологическими методами. Таким образом удается связать функциональные и структурные особенности элементов ЦНС.

Нейрокибернетические методы. Начиная с работ Винера (1948), в исследовании центральной нервной системы нашел применение кибернетический подход. Такой подход предполагает изучение закономерностей саморегулирования функций нервной системы. Основное внимание обращается на функциональную организацию нервных структур, изучение принципов восприятия, кодирования и хранения информации и, наконец, изучение законов управления, существующих в нервной системе. Методики нейрокибернетики базируются на новых подходах, отличных от классических. Общим для этих методов является моделирование механизмов регуляции и действия обратных связей на основе точного количественного учета и математической формализации.

Как и в классической физиологии ЦНС, нейрокибернетический подход предусматривает изучение функций на субклеточном, клеточном, ансамблевом, ядерном и органном уровнях. Организменный уровень применительно к функции ЦНС человека, в частности, изучается уже за рамками собственно физиологии и перекрывается с психологическим и нейропсихологическим подходами.

Нейропсихологические методы. К методам этой группы относятся, как правило, комплексные методы объективной оценки свойств ЦНС, связанных с психическими актами. К ним можно отнести ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, произвольные двигательные реакции.

Поэтому эти методы применяются в равной мере как физиологами, так и психологами — все зависит от поставленной задачи. Объективизация результатов зачастую позволяет выделять отдельные компоненты нервно-психических актов, разделяя в них физиологические и психические звенья.

рассмотрим это на примере методики измерения времени двигательной реакции (вдр). в самом общем виде по степени сложности вдр можно разделить на три класса: простая реакция, реакция различения, реакция выбора. простой реакцией называют такую, которая осуществляется при предъявлении одного заранее известного сигнала и получении одного определенного двигательного ответа. например, в ответ на световой сигнал (вспышка) испытуемый должен как можно быстрее нажать на кнопку. реакция различения отличается от первой тем, что предъявляемых сигналов бывает несколько, а ответ — только на один из них. реакция выбора — наиболее сложная. в этом случае испытуемому предъявляется одновременно несколько сигналов, и на каждый из них он должен отвечать определенным действием.

Среди методов оценки ощущений можно выделить методы изучения адаптации и сенсибилизации зрительного, слухового, тактильного анализаторов, измерение абсолютного и дифференциального порогов чувствительности.

Для анализа восприятия применяются методы кратковременных экспозиций и определения объема восприятия, изучения бинокулярного зрения и бинауралъного слуха, стереоскопические эффекты. В целях изучения внимания и памяти разработаны методы, с помощью которых возможны оценка закономерностей распределения и переключения внимания, ис­следование кратковременной памяти, процессов обучения, воспроизведения и узнавания. К этой группе можно отнести также методы изучения условнорефлекторной деятельности.


  • Главная
  • Психология управления
  • Вопрос 1
  • Вопрос 2
  • Вопрос 3
  • Вопрос 4
  • Вопрос 5
  • Вопрос 6
  • Вопрос 7
  • Вопрос 8
  • Вопрос 9
  • Вопрос 10
  • Вопрос 11
  • Вопрос 12
  • Вопрос 13
  • Вопрос 14
  • Вопрос 15
  • Вопрос 16
  • Вопрос 17
  • Вопрос 18
  • Вопрос 19
  • Вопрсо 20
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22
  • Вопрос 23
  • Вопрос 24
  • Вопрос 25
  • Вопрос 26
  • Вопрос 27
  • Вопрос 28
  • Вопрос 29

Вопрос 1 . Предмет, задачи, метод.

Предмет.

Анатомия относится к числу фундаментальных дисциплин, в русле которых формируются представления о человеке как части природы, о его связях с окружающей средой, о целостности организма, многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе.
Предмет анатомии нервной системы – строение нервной системы в связи с её функциями, онто- и филогенезом. С функционированием нервной системы связано большинство психических процессов, а мозг является их морфологическим субстратом. Разнообразные нарушения психики обычно обусловлены патологией нервной системы.

Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами (физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.).

Задачи.

- ИЗУЧЕНИЕ строении нервной ткани, отделов головного мозга, о развитии нервной системы в процессе индивидуального развития, создать основу для последующего изучения головного мозга как субстрата психических функций. ЧТОБЫ ИМЕТЬ четкое представление о неразрывной связи структуры и функции основных морфологических субстратах, ответственных за проявление психических феноменов. Это предполагает несколько уровней изучения организма: клеточный, тканевой, органный, системный, организменный.

- ИЗУЧЕНИЕ строения и функции клеток нервной ткани: нейрона и нейроглии, включая современные данные о биологии, биохимии и генетике клетки; соматической и вегетативной нервной системы;

В частности для психолога очень важным является изучение ЦНС для того чтобы:

  • сформировать представление об основных интегративных системах мозга: сенсорных, двигательных, ассоциативных, лимбической;
  • сформировать представление о рефлекторном принципе работы нервной системы;
  • сформировать представление о нервной системе как о многоуровневой системе саморегуляции, организованной по иерархическому принципу;
  • ознакомиться с современными представлениями о роли структур нервной системы в формировании и реализации психических свойств и процессов;

Методы.

Методы изучения функций центральной нервной системы:

  • метод наблюдения;
  • метод экстирпации - у животных удаляют определенные участки центральной нервной системы;
  • метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
  • метод раздражения: раздражают рецепторы и определяют, где в центральной нервной системе возникает возбуждение; раздражают зоны центральной нервной системы и наблюдают за ответной реакцией (опыт Сеченова). Стереотаксическая методика - раздражение определенных ядер центральной нервной системы; регистрация электрических явлений (электроэнцефалография);
  • метод условных рефлексов.








Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС

Физиология – это наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем, органов, клеток, выясняющая причины и механизмы этой деятельности, законы ее протекания и взаимодействия с внешней средой, а также физические и химические основы разных проявлений жизнедеятельности.

В физиологии выделяют на правах отдельных дисциплин: общую физиологию, физиологию систем и органов и физиологию целостного организма в его взаимодействии с окружающей средой (в эту отрасль включается физиология высшей нервной деятельности). В качестве разделов физиологии человека выделяются: физиология труда, спорта, авиационная и космическая физиология. Существует также сравнительная, экологическая, возрастная физиология и климатофизиология.

Особое место занимает физиология центральной нервной системы. ^ Физиология ЦНС изучает состав и функции главных составных частей нервной системы, таких как головной и спинной мозг.

Предмет физиологии ЦНС заключается в изучении закономерностей процесса становления, развития и функционирования регулятивных основ нервной системы человека и животного, прежде всего спинного и головного мозга. Изучение строения и функций нервной системы осуществляется с учетом филогенеза и онтогенеза, в тесном взаимодействии с окружающей, в том числе и социальной средой.

^ Задачи физиологии ЦНС :


  1. Познание законов функционирования ЦНС позволяет добиться высокой точности диагностики психических познавательных процессов, свойств и состояний личности, определить понятие психической нормы и на этой основе активно проводить психологическое обеспечение профессиональной деятельности, регулировать психическое развитие и предупреждать отклонения и патологии.

  2. Изучение физиологии ЦНС помогает практическим психологам понять особенности строения и функции материального носителя психики, вскрыть закономерности и механизмы физиологии нервных процессов в интересах сохранения психического здоровья человека, для оказания людям квалифицированной психологической помощи.

  3. Физиология ЦНС активно способствует клинической психологии в лечении различных нервно-психических заболеваний, которые представляют собой нарушения физиологических процессов и сопровождаются структурными изменениями в организме человека. Такие изменения могут существенно отразиться на психике, поведении и деятельности человека, представляя собой определенную опасность в процессе социального взаимодействия.

  4. Физиология ЦНС способствует глубокой разработке механизмов нервных процессов, которые обеспечивают деятельность специалистов в области психиатрии, психотерапии, психофизики, психофизиологии, нейропсихологии, психобиологии, физиологии высшей нервной деятельности, патопсихологии.

  5. Физиология ЦНС играет важную роль в понимании процессов и состояний человека в экстремальных условиях трудовой деятельности.

  6. Физиология ЦНС помогает понять процессы возрастных изменений человека и соответственно учитывать их при диагностике, прогнозировании и регулировании психики детей и подростков на различных этапах жизненного пути. Достижения физиологии ЦНС используют специалисты по возрастной психологии, педагогической психологии и геронтологии. Педагогика на основе физиологии ЦНС смогла по-новому взглянуть на процессы обучения и воспитания, коррекции детей с различными отклонениями в умственном развитии Исследование элементарных физиологических процессов восприятия, осмысления и воспроизведения информации, знаний, умений и навыков является основой изменения современной базы общеобразовательного процесса.

  7. Научная задача физиологии ЦНС состоит в том, чтобы изучить механизмы влияния физиологических процессов на динамику физической и умственной работоспособности человека. Понимание такой динамики позволит сохранить работоспособность на высоком уровне длительный период времени, своевременно предупредить аварии и травматизма на основе утомления.

  8. Актуальной современной задачей физиологии ЦНС является необходимость всестороннего учета физиологических факторов при проектировании, разработке и эксплуатации техники.

  9. Первостепенная задача физиологии ЦНС стоит в профилактике наркологической зависимости человека, предупреждении и лечении алкоголизма и игромании.

Изучение физиологических процессов и функций живого организма вообще и центральной нервной системы в частности, осуществляется с учетом определенных принципиальных положений. Принципы – основные положения, на которых базируется система теоретических рассуждений и построений в той или иной области знаний. Методологические принципы указывают направление исследования, способствуют постановке проблем и влияют на истолкование результатов экспериментов.

Анатомия – это раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов и систем организма целом.

Анатомия ЦНС – это раздел науки, изучающий строение центральной нервной системы человека (головного и спинного мозга) на органном уровне.

Анатомия ЦНС изучает ряд вопросов, связанных с особенностями строения и физиологическими свойствами нейронов и нервной ткани, структуры межнейрональных связей, морфофункциональной организации отделов нервной системы, закономерностей дифференцировки и созревания нервной системы в онтогенезе.

Сложно представить, что подобный предмет необходим для будущих психологов. Но это так. Многие расстройства, с которыми будут сталкиваться психологи, будут связаны с проблемами в организме, которые так или иначе связаны с мозгом и нервной системой. Чтобы лучше понимать подобные проблемы, очень важно знать, как и почему они возникают. Вы изучаете проблемы не только внешне (если ребенок не может говорить, мы можем обратить внимание на его окружение и изучить ситуации, в которые он попадал, чтобы выявить причины подобного явления), но и внутренне (возможны нарушения определенных центов речи в мозге ребенка). Психологи не врачи, но они должны знать симптомы и механизм подобных проблем, чтобы иметь возможность вовремя отправить клиента к нужному специалисту.

Предмет анатомии ЦНС – это структурная организация центральной нервной системы.

Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами, например, физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.

Методы изучения функций центральной нервной системы

  • метод наблюдения;
  • метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);
  • метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
  • метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);
  • метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).

Также в анатомии применяются следующие методы:

  • Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);
  • Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);
  • Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);
  • Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.
    рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
    соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
    антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
    эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

Основные анатомические термины

На этих терминах строится описание многих лекций и статей. Их нужно хорошо знать, чтобы определять положение разных органов в теле и уметь объясняться по данной тематике. Знание терминологии необходимо не только студентам-медикам, но и студентам-психологам, ведь они будут встречаться вам в анатомии ЦНС, психофизиологии, нейропсихологии, психогенетике и др.

Примеры высказываний с анатомической терминологией:

Термины, описывающие положение относительно центра масс и продольной оси тела.

Абаксиальный (антоним: адаксиальный) — располагающийся дальше от оси.

Апикальный (антоним: базальный) — располагающийся у вершины.

Базальный — располагающийся у основания.

Дистальный (антоним: проксимальный) — дальний.

Латеральный (антоним: медиальный) — боковой, в сторону.

Медиальный — серединный, ближе к центру.

Термины, описывающие положение относительно основных частей тела.

Аборальный (антоним: адоральный) — располагающийся на противоположном рту полюсе тела.

Ростральный (адоральный, оральный) – носовой, ближе к голове или переднему концу тела, располагающийся вблизи рта.

Вентральный (антоним: дорсальный) — брюшной, к животу.

Дорсальный — спинной, к спине.

Каудальный (антоним: краниальный) — хвостовой, располагающийся ближе к хвосту (у животных) или к заднему концу тела.

Краниальный — головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.

Основные плоскости и разрезы:

Сагиттальный (вертикальный) — разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на левую и правую части.

Парасагиттальный (горизонтальный) — разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на кранильную и каудальную части.

Фронтальный — разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному. Разделяет тело на дорсальную и вентральную части.

Аксиальный (трансверзальный) – разрез, идущий в поперечной плоскости тела

Гомолатеральный, реже ипсилатеральный т.е. расположенный на той же стороне.

Контрлатеральный — расположенный на противоположной стороне.

Билатерально — расположение по обе стороны.

Верхний – соответствует понятию краниальный.

Нижний — понятию каудальный.

Передний – соответствует понятию вентральный.

Висцеральный (viscerus —внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом.

Париетальный (paries — стенка) значит имеющий отношение к какой-либо стенке.

Основные этапы развития физиологии ЦНС. Методы физиологии ЦНС.

Физиология – это наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем, органов, клеток, выясняющая причины и механизмы этой деятельности, законы ее протекания и взаимодействия с внешней средой, а также физические и химические основы разных проявлений жизнедеятельности.

В физиологии выделяют на правах отдельных дисциплин: общую физиологию, физиологию высшей нервной деятельности. В качестве разделов физиологии человека выделяются: физиология труда, спорта, авиационная и космическая физиология. Существует также сравнительная, экологическая, возрастная физиология и климатофизиология. Особое место занимает физиология центральной нервной системы. Физиология ЦНС изучает состав и функции главных составных частей нервной системы, таких как головной и спинной мозг.

Предмет физиологии ЦНС заключается в изучении закономерностей процесса становления, развития и функционирования регулятивных основ нервной системы человека и животного, прежде всего спинного и головного мозга. Изучение строения и функций нервной системы осуществляется с учетом филогенеза и онтогенеза, в тесном взаимодействии с окружающей, в том числе и социальной средой.

Методы физиологии – это определенный арсенал приемов и способов изучения физиологических явлений, принятый в данной области знания и предназначенный для расширения возможностей познания. Методический набор физиологического изучения ЦНС можно представить следующим образом:

- поведенческие методы – изучение поведения животных в неволе и естественных условиях обитания, а также клиническое наблюдение за травмами головного и спинного мозга;

- морфологические методы связаны с окрашиванием нервной ткани для световой и электронной микроскопии;

- физиологические методы – методы экспериментального повреждения, удаления или разрушения нервной ткани;

- метод электростимуляции и электрической регистрации – наблюдение за работой определенных участков нервной системы после подачи стимульного раздражения и снятие биоэлектрических потенциалов с различных объектов нервной системы: клеток, мембраны, целого органа.

- химические методы радиографии – фоторегистрация распространения меченого вещества в структурах нервной системы.

История развития физиологии ЦНС. Попытки познания жизнедеятельности организма человека и животного были сделаны ещё на заре развития цивилизации. В дошедших до нас сочинениях философов и врачей Древнего Китая, Индии, Греции, Рима имеются указания на некоторые анатомо-физиологические представления. Научного исследования организма в древности не существовало, хотя и были попытки проведения экспериментов на животных. Не проводилось научного исследования организма и во времена средневековья, когда попытки познать природу, в том числе изучать строение человека, жестоко преследовалось церковью.

Физиология как наука, применяющая экспериментальный метод исследования, ведёт своё начало от работ английского врача, анатома и физиолога Гарвея, который открыл кровообращение.

Успехи анатомии предшествовали успехам физиологии, т.к. понимание строения организма, структуры его органов являются необходимой предпосылкой к изучению функций. Проведённые в XVI столетии исследования основоположников анатомии Везалия, Коломбо, Фаллопия и др. анатомов подготовили почву для физиологических открытий.

Огромное значение для развития физиологии имело открытие рефлекса Декартом в первой половине XVII столетия. Исключительно важными для физиологии были оценённые позднее открытия и взгляды великого русского естествоиспытатели М.В. Ломоносова, намного опередившего воззрения своей эпохи. Ломоносов в 1748 г. сформулировал закон сохранения веществ и движения, который в XIX столетии лёг в основу важнейших физиологических исследований обмена веществ и превращения энергии в организме. В XVII – XVIII столетии господствовал метафизический образ мышления: идея развития была чужда науке, и все явления в природе рассматривались как постоянные и неизменные.

В XIX столетии физиология полностью отделилась от анатомии и гистологии, и стала самостоятельной наукой. Важнейшее значение для физиологии имели достижения и открытия в смежных областях знаний: успехи органической химии, доказательство закона сохранения и превращения энергии, открытие клетки и создание теории органического мира.

В XIX веке была создана рефлекторная теория нервной деятельности. Были изучены спинномозговые рефлексы и проведён анализ рефлекторной дуги. Выдающееся значение имели труды И.М. Сеченова, открывшего процессы торможения в ЦНС. Сеченов заложил основу разработанной в дальнейшем Павловым физиологии ВНД.

В XX веке начался новый этап в развитии физиологии, характерной чертой которого был переход от узкоаналитического к широкому синтетическому пониманию жизненных процессов. Важнейшим достижением физиологии стало созданное Павловым учение о ВНД. Павлов расширил и развил рефлекторную теорию и на её основе раскрыл нервный механизм, обеспечивающий наиболее совершенные и сложные формы реагирования человека и высших животных на воздействия внешней среды. Этим механизмом является условный рефлекс, а органом ВНД – кора больших полушарий головного мозга. Выяснение закономерностей ВНД животных позволило вплотную подойти к раскрытию законов деятельности головного мозга. Результатом этого явилось учение о двух сигнальных системах, из которых вторая присуща только человеку, связана с речью и абстрактным мышлением. Развилась особая область науки, которую называют микрофизиологией, занимающаяся изучением с одной стороны микрообъектов, а с другой – процессов, протекающих в микроинтервалы (в промежутки, равные или меньше тысячных долей секунды) и выражающихся в количественно очень малых измерениях. Возможность измерения чрезвычайно малых по величине и коротких по продолжительности процессов в организме и его структурных элементах явилась результатом достижений физики и электроники, физической, неорганической и органической химии.

В XX веке были подвергнуты детальному исследованию процессы обмена, т.е. процессы последовательных превращений различных химических изменений в клетках, тканях, органах. Затем от выяснения химической статики перешли к выяснению химической динамики. На основе изучения химической динамики в организме удалось установить связь различных химических процессов с функциональными изменениями, физиологической деятельностью и зародилось направление, которое называют химической физиологией.

Учение о медиаторах посвящено изучению физиологической роли некоторых химических соединений, образующихся в нервных окончаниях. Медиаторы – это химические передатчики нервных импульсов с нервных окончаний на клетки периферических органов или на нервные клетки. Благодаря достижениям учению о медиаторах раскрылась важная роль некоторых химических соединений в регуляции жизнедеятельности организма.

Связь физиологии со смежными науками. Физиология ЦНС тесно связана с рядом смежных наук: физикой, химией, биофизикой и биохимией, которые изучают отдельные проявления жизнедеятельности организма или его частей, т.е. элементы единого целого – физиологической функции. Физиология ЦНС тесно связана с морфологическими науками – анатомией, гистологией, цитологией.

Физиология ЦНС опирается также на общую биологию, эволюционное учение и эмбриологию. В последние годы большое значение для физиологии приобретает кибернетика – наука об общих принципах управления и связи в механизмах и живых организмах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.