Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников

Некоторые причины и формы проявления
невротических расстройств у современных
старшеклассников

Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта, человек социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, восприятие, эмоции), — это психически здоровый человек. Под влиянием различных факторов такое равновесие может нарушаться. При этом степень и длительность наступившего дискомфорта зависит от силы психогенного фактора и от индивидуальных особенностей самого человека. Наиболее сильными внешними факторами, формирующими психическое состояние как отдельных индивидуумов, так и общества в целом, являются факторы социальные.
Клинико-эпидемиологические исследования состояния психического здоровья различных социальных и возрастных групп населения позволяют проанализировать влияние на психику людей существующих общественных отношений и сделать прогноз на ближайшее будущее.
В последнее десятилетие в связи с резкими изменениями в жизни россиян существенно усилился интерес российских психологов и психиатров к изучению такого явления, как тревожность. Неопределенность и непредсказуемость будущего вызывает у большого числа наших соотечественников состояние эмоциональной напряженности.
Лица молодого возраста (15–25 лет) представляют особый интерес, так как эти люди — трудовой и производительный потенциал общества. Изучение состояния психического здоровья современной молодежи, и в частности пограничных невротических расстройств, очень актуально ввиду быстрых изменений социально-экономической ситуации в стране.
Одним из наиболее частых проявлений переживания человеком эмоционального дискомфорта, связанного с предчувствием грозящей опасности, является тревожность. Роль тревоги в генезе неврозов хорошо известна, однако симптомы могут иметь особенности в зависимости от причин и условий развития заболевания.
Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на школьный период жизни, поэтому проблемы старшеклассников касаются преимущественно страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемой выбора направления предстоящей взрослой жизни, а также с учебной деятельностью.
Целью настоящего исследования явилось изучение состояния эмоциональной напряженности у современных московских старшеклассников.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка уровня распространенности тревожности у лиц молодого возраста анализировалась с учетом динамики социально-экономических условий жизни российского общества на протяжении последних десятилетий. С этой целью данные, полученные при обследовании учащихся старших классов в 2003 г., сопоставлялись с аналогичными литературными сведениями. Так, А.М. Прихожан с соавторами проводили анализ распространенности устойчивой тревожности у детей и подростков разного возраста с 1978 по 1997 г.


Как видно из рисунка, с 1978 по 1997 г. количество тревожных молодых людей существенно менялось в зависимости от происходящих в обществе изменений. При этом заметный скачок распространенности данного признака произошел в начале 90-х годов: с 18–30% в 1978–1991 гг. до 42–57% в 1992–1997 гг. До настоящего времени устойчивая тревожность у 16–17-летних испытуемых встречается достаточно часто (без достоверных различий по половому признаку). Так, по нашим данным, в 2003 г. у юношей и девушек признаки высокой и выше среднего уровня эмоциональной напряженности выявлены в 50% и 47% случаев соответственно.
Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении количества тревожных молодых людей в период нестабильности экономико-политических отношений в обществе. Этот повышенный уровень распространенности тревожности устойчиво сохраняется на протяжении последнего десятилетия. Однако следует учесть тот факт, что 16-летние в 1992 г. были 6-летними детьми. Исследованиями А.М. Прихожан показано, что больше всего происходящие изменения в общественных отношениях затрагивали младших школьников и даже дошкольников. Возможно, этот фактор в дальнейшем мог оказать влияние на формирование личностных характеристик данного поколения детей и подростков.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что тревожность помогает человеку в достаточно простых ситуациях и мешает — в сложных. С целью выявления демобилизующих видов тревоги у современных московских старшеклассников нами были изучены наиболее выраженные и часто встречающиеся признаки.
Как показывают результаты анкетирования, с тревогой у большого числа старшеклассников обнаруживают связь такие переживания, как боязнь неудачи (до 77% у девушек и 86% у юношей), чувство неполноценности (45 и 57% соответственно), незащищенности, стыда и вины. Причем почти все представленные в таблице формы проявления тревоги встречались у юношей чаще, чем у девушек (p > 0,05 т

Определение школьного невроза

На сегодня не существует научного определения этого психологического состояния, и не всегда ясно, что понимается под школьным неврозом. Кратко охарактеризовать нервное заболевание можно так: конфликт особенностей личности ребенка и ситуации, сложившейся в учебном заведении. По существу, школьный невроз – это психологический дискомфорт и перманентный стресс, вызванный негативным отношением к школе. В этом состоянии школьник испытывает тревогу, отвращение, страх, порой возникает стойкая депрессия.

Симптомы

Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.

Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.

Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.

Если родители замечают у своего чада минимум пять перечисленных признаков, им нужно срочно принять соответствующие меры. По возможности нужно обратиться к детскому психологу, который поможет понять причины школьного невроза и устранить их.

Признаки невроза

Этому состоянию подвержены как дети младшего школьного возраста, так и старшеклассники. Если малышам чаще свойственна дезадаптация, то подростки нередко испытывают трудности с самоутверждением в коллективе, а также экзаменационный стресс.

Симптомы школьного невроза, которые отмечаются дома и в школе:

  • ученик не собран, часто роняет предметы и возится под партой;
  • в классе боится выходить к доске;
  • не в состоянии наладить эмоциональный контакт со сверстниками;
  • ребенок отказывается идти в школу;
  • забывает дома разные школьные принадлежности;
  • трудное задание может вызывать слезы и истерику;
  • скрытен, прячет дневник и тетради от родителей;
  • у него дрожат руки и потеют ладони;
  • присутствуют навязчивые движения (грызет губы, ногти, ручку, теребит волосы, потирает руки, лоб);
  • может возникать тик, непроизвольные гримасы и подергивания;
  • при выполнении домашнего задания лежит на диване, ходит или стоит, а если и сидит за столом, то постоянно отвлекается на посторонние занятия;
  • агрессивен, вымещает злобу на школьных принадлежностях.

На пути становления личности, ребенку полезен любой, даже негативный опыт, но он должен чувствовать поддержку родителей и ощущать уверенность в себе.

Нельзя запускать ситуацию, поскольку это чревато развитием депрессии. Следует обсуждать сложившиеся обстоятельства с ребенком, а при необходимости прибегнуть к помощи детского психолога.

Коррекция состояния

Как и любое другое заболевание, школьный невроз хорошо поддается лечению на начальных этапах. Существуют разные пути коррекции школьных неврозов: обсуждение ситуации с педагогами и классным руководителем, доверительная беседа школьника с родителями, дружественная домашняя атмосфера.

Терапия неврозоподобных состояний у детей проводится следующими специалистами:

  • психолог (помогает установить доверительные отношения в семье, выработать верную тактику воспитания);
  • невролог (проводит обследование и лечение неврологических болезней);
  • психотерапевт (помогает преодолеть навязчивости);
  • специалисты узкого профиля (при необходимости к лечению привлекают врача – эндокринолога, психиатра, кроме того, некоторые виды неврозов можно эффективно лечить при помощи рефлексотерапии, массажа, иглоукалывания).

В большинстве случаев на начальных этапах достаточно простых мер. Если учителя находят подход к детям с подобными проблемами, а родители, в свою очередь, прилагают максимальные усилия, чтобы дети росли более уверенными в себе и своих силах, школа не вызывает у детей отвращение и ужас.

Причины неврозов у детей

На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:

  • социально-психологические причины,
  • социально-культурные причины,
  • социально-экономические причины.

К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.

Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.

Социально-экономические причины — это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т. д.

Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей. Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.

Помощь ребенку

Зачастую родители видят причины невроза в чем угодно (детских садах и школах, неблагоприятных обстоятельствах, перенесенном испуге), но только не в собственных ошибках воспитания.

Но как раз психологические проблемы формируются под влиянием социально-бытовых условий, при постоянном воздействии нездорового семейного климата и неправильного воспитания, а внешние обстоятельства становятся тем последним рычагом, запускающим механизм развития патологии. Для того, чтобы улучшить ситуацию, родителям важно проделать определенную работу над собой:

Только при положительных изменениях в поведении родителей можно добиться улучшения в состоянии ребенка, преодолеть тревожность и фобии.

Детские неврозы и их профилактика

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе. Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!

Профилактические мероприятия

Своевременное лечение заболевания позволяет полностью справиться с неврозом. Однако следует иметь в виду, что уязвимость нервной системы является врожденным качеством и остается на всю жизнь.

Для таких детей важна профилактика неврозов, которая позволит свести к минимуму возможность развития патологии. Существуют правила, которые помогут поддержать психическое здоровье ребенка:

  1. Необходимо придерживаться режима дня, который помогает детям с нестабильной психикой стабилизировать работу нервной системы.
  2. Оптимально распределять учебную нагрузку, не допуская переутомления.
  3. Чередовать физические упражнения с умственной деятельностью.
  4. Наладить благоприятный семейный микроклимат.
  5. При конфликтных ситуациях в детском коллективе привлекать в разрешение проблемы педагогов и детского психолога.
  6. Проводить с ребенком сеансы релаксации, йоги или дыхательной гимнастики. Детей старше 12 лет можно обучить медитации.

Школьный невроз проще не допустить, чем бороться с ним. В тяжелых и запущенных случаях следует без промедления привлекать соответствующих специалистов, а также строго соблюдать все назначенные лечебные мероприятия.

О заболевании

Клиника неврозов разнообразна, включает эмоциональные и телесные расстройства. Диагноз устанавливается после исключения сходных заболеваний внутренних органов и обследования структуры и функций нервной системы.

Отличается невроз от органического (необратимого) заболевания отсутствием морфологического субстрата болезни. То есть при лабораторном или инструментальном обследовании никаких изменений не обнаруживается, а клинические проявления (боль, дискомфорт) имеют место быть. Распространенность неврозов очень высока, достигает 25% от всех заболеваний.

Невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций.

Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных детей.

Невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций.

При неврозах патологические явления обратимы, они этиологически связаны с конфликтной ситуацией.

Основными причинами, вызывающими невротические состояния могут быть:

несовпадение типов темперамента ребенка и родителя (холерик/флегматик),

конфликтные отношения в семье (скрытые/явные);

противоречивые требования родителей (один разрешает/другой запрещает);

разные стили воспитания (гиперопека, авторитарный, эмоциональная отверженность);

изменение привычного уклада жизни (смена режима, школы, детского сада, развод родителей, новое место жительства);

школьная дезадаптация (рано отдали в детский сад);

непоследовательное воспитание ребенка (добрый /строгий родитель)

и т.п. изменения в жизни ребенка.

Невроз может иметь психосоматическое выражение, когда болезнь затрагивает не только область эмоций, но и соматическую телесную сферу.

Неврозы выявляются у 45% от общего количества детей с нервно-психическими расстройствами. Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек. Неврозом заболевают дети чаще всего с повышенной нервной чувствительностью.

Опасность этого заболевания не в степени его тяжести, а в отношении к нему людей, окружающих ребенка (родителей, воспитателей, учителей, родственников). Они часто не придают значения первым проявлениям нервных расстройств у детей, а, если и обращают внимание, то не всегда знают, как правильно реагировать и что с этим делать.

Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, этиологию, симптоматику, психосоматические проявления.

Выделяют следующие формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой. Причина этого невроза — истощение нервной системы из-за чрезмерного и, как правило, длительного физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. В основе неврастении лежит раздражительная слабость, повышенная возбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общего самочувствия, Она проявляется повышенной истощаемостью, постоянной усталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностью получать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями, чувством внутреннего напряжения, нарушениями сна (трудностями засыпания и сонливостью днем).

У детей в отличие от взрослых преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность, психомоторное беспокойство). Часто также отмечаются аффективные вспышки с двигательным возбуждением, агрессией.

Могут проявляться вегетосоматические расстройства, когда на передний план выступают такие проявления, как анорексия, тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.

При психотерапии этого невроза следует учитывать, что в его основе лежит психологический конфликт – возникшее противоречие между возможностями личности и завышенными требованиями к себе.

Наиболее частые симптомы у детей – гиперкинезы (непроизвольные движения), тремор (дрожание), припадки, судорожное глотание, приступы удушья, психомоторное возбуждение, мутизм, афония, спазмы желудка, кишечника, мочевого пузыря, повторяющаяся рвота. Могут быть приступы расстроенного сознания (сумеречные состояния, обмороки), аффективные вспышки.

У дошкольников встречаются аффективно-респираторные судороги, вызываемые отрицательными бурными эмоциями.

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д.

Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер – и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

3. Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, фобический невроз). Основной признак этого заболевания — наличие навязчивых состояний, т.е. внезапно появляющихся мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов или действий, не связанных в данный момент с содержанием сознания.

В основе происхождения невроза – конфликт, возникший из-за противоречий между внутренними тенденциями, влечениями, желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом или нравственными принципами – с другой.

Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Лечение должно быть направлено на ликвидацию основного психологического конфликта, характерного для этого невроза, – противоречия между внутренними тенденциями и потребностями, с одной стороны, и долгом или нравственными принципа­ми, с другой.

Невротические страхи могут часто встречаться в том возрасте, в котором они еще не свойственны или уже должны пройти. К тому же эти страхи более часто, чем в норме, отражают наличие аналогичных страхов у родителей, повышенную чувствительность и впечатлительность детей, их беззащитность.

Страхи при неврозах более тесно связаны с переживаниями детей, конфликтами в семье и неудачами в общении. Питательной почвой для них будут эмоциональная ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной психологической защиты.

Значительное количество страхов, переходящее границы старшего дошкольного возраста, указывает на развитие под влиянием травмирующего опыта тревожности, приобретающей характер опасений, предчувствий и тревог в собственном смысле этого слова.

5. Депрессивный невроз. Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

6. Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Своеобразие клинической картины неврозов зависит от возраста заболевших. Как правило, детские неврозы отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы, В клинической картине очень большое место занимают соматовегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение).

У детей легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительная реакция – страх).

В раннем детском возрасте среди клинических проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она, как правило, возникает в 6-7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети становятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боятся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста.

В период первого возрастного криза (2-4 года) уже появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста.

Во время второго возрастного криза (6—8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рвоты, анорексия, головные боли и т. д.), трудности в поведении (непослушание, склонность к дракам).

В препубертатном возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома), В период полового созревания наблюдаются не соматовегетативные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склонность к возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нервной анорексии или булимии), разные формы имитационного поведения (подражания взрослым).

Этиология (причины возникновения)неврозов у детей:

Биологические факторы. В происхождении неврозов играет определенную роль наследственность. Патологическая беременность и аномально протекавшие роды вносят свою лепту в создание предрасположения к неврозам. Перенесенные соматические заболевания отмечены у 42,7% детей, страдающих неврозами, что подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в происхождении невротических расстройств,

Психологические факторы. В происхождении и оформлении клинической картины неврозов имеют большое значение преморбидные особенности личности (акцентуации характера, психопатии). Психические травмы детства (потеря родителей в 30-40%), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между близкими людьми также участвует в возникновении неврозов.

Социальные факторы. Самыми важными из факторов этого ряда считаются трудности в родительской семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). Предрасполагают к заболеванию неврозом материнская депривация (16-27%), неправильное воспитание (избалованность, чрезмерная опека или необычная строгость), несоответствующее половое воспитание (пуризм, распущенность).

Для предупреждения, профилактики и лечения невроза необходимо:

- Учитывать своеобразие темперамента ребенка, его индивидуальные особенности и личностные качества;

- Соблюдать основные режимные моменты (еда, сон и т. д.), но· не стараться одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях.

Необходимо помнить, что здоровый ребенок не может всегда беспрекословно подчиняться взрослым, и этим невольно создается почва для неврозов;

- Не относится к ребенку предвзято, научиться принимать его таким, какой он есть – по полу, темпераменту, характеру;

- Не фиксировать внимание на его отрицательных качествах, не забывать хвалить ребенка, когда он этого заслуживает;

- Предъявляйте разумные требования, соответствующие его возрасту, не требовать невозможного;

- Контролировать свои чувства, эмоции, поступки;

- Научиться анализировать собственные недостатки характера, являющиеся отрицательным примером для детей;

- Наладить конфликтные взаимоотношения с другим родителем;

- Быть гибким в воспитании и общении, научится признавать свои ошибки, уметь уступать.


В статье подробно рассмотрены клинические феномены невротического уровня, которые может встретить в своей педагогической практике учитель, описаны формы психологической защиты, к которым может прибегать ребенок (он же ученик) в ситуации стресса и предложены способы коррекции такой подсознательной защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
nekotorye_osobennosti_nevroticheskih_rasstroystv.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые особенности невротических расстройств у подростков, профессионально занимающихся спортом

Число лиц с невротическими расстройствами в последние десятилетия значительно увеличилось. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, около 10% населения индустриально развитых стран больны неврозами. Заболеваемость неврозами также велика и в России и составляет 20-25 случаев на 1000 человек. Известно, что от 30 до 60% пациентов у общепрактикующих врачей — это люди с выраженной невротической симптоматикой. По опубликованным в печати данным, выздоровление при неврозах наблюдается менее чем у 40-50% заболевших.

Данные о широком, статистически верифицированном исследовании неврозов у спортсменов на текущий момент носят единичный характер.

Так, в исследованиях 1952 и 1960 годов от 8 до 20% спортсменов, выступавших на международных соревнованиях, страдали невротическими состояниями или находились в состоянии предболезни. Чаще наблюдался невроз типа неврастении, чем другие его формы (истерия и психастения). По данным Геселевича около 50% элитных спортсменов в нашей стране имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Тяжелые и сверхтяжелые нагрузки в спорте требуют детальной оценки анамнеза и психоэмоционального статуса спортсмена. Это необходимо для решения вопроса об адекватном построении системы тренировочных и соревновательных, учебно-педагогических процессов и обоснованного подбора системы реабилитационных мероприятий.

Специфика спорта — в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам, выдерживать строжайшие режимы в ситуациях с быстрой сменой видов деятельности, длительно поддерживать высокое чувство ответственности. Психологизм соревнования можно утрировать до двух психитческих состояний: победа и поражение, последнее имеет в своей основе фрустрацию (неудовлетворенную потребность). Длительная фрустрация — основа для формирования невроза.

Я попытаюсь прояснить особенности поведения ребенка с тревожно-агрессивным уклоном. Выходы и методы коррекции вам подскажет ваше образование, ваш многолетний опыт и ваша профессиональная интуиция. Учитель, это одновременно наставник и психотерапевт детской души.

Клинические феномены невротического уровня, которые вы можете встретить в своей педагогической практике:

  1. Нарушение способности к невербальным действиям (прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов).
  2. Невозможность установить соответствующие уровню развития отношения ребенка со сверстниками.
  3. Выраженное нарушение способности начинать или поддерживать разговор с другими людьми.
  4. Устойчивая озабоченность деталями каких-либо предметов.
  5. Стереотипные, повторяющиеся ужимки.
  6. Бедность мимики.
  7. Проявление языковых навыков в одних ситуациях и их отсутствие в других ситуациях (элективный мутизм).
  8. Склонность к составлению новых слов.
  9. Склонность к рифмованию.
  10. Недостаточность коммуникативных функций речи.
  11. Сочетание примитивных форм (лепет, эхолалия) со сложными выражениями и оборотами.
  12. Боязнь новизны.
  13. Стремление к одиночеству.
  14. Задержка формирования элементарных навыков самообслуживания.
  15. Выраженное ограничение словарного запаса, ошибки при использовании глаголов, трудности при вспоминании слов или произнесении длинных и сложных предложений, не соответствующие уровню развития.
  16. Нарушение понимания обычных слов, предложений, специальных понятий, таких, как термины, относящиеся к пространству.
  17. Сюсюканье.
  18. Недостаточность развития навыков чтения.
  19. Недостаточность развития навыков спеллингования (неумение правильно произнести слово по буквам и написать его).
  20. Неумение производить основные арифметические действия.
  21. Расстройство приобретения учебных навыков.
  22. Отсутствие упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности.
  23. Склонность к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца.
  24. Неспособность слушать собеседника.
  25. Невозможность следовать указаниям, выполнять школьные задания, домашнюю работу.
  26. Частые потери предметов, необходимых для выполнения заданий или иной деятельности.
  27. Частая отвлекаемость под влиянием внешних стимулов.
  28. Частая забывчивость в повседневных делах.
  29. Частые беспокойные движения рук и ног.
  30. Частые суетливые действия, несоответствующие ситуации.
  31. Стремление часто и много говорить.
  32. Частое проявление готовности ответить на вопрос, недослушав его до конца.
  33. Часто возникающее нетерпение при ожидании своей очереди.
  34. Частое стремление перебивать или вторгаться в ситуации.
  35. Неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность.
  36. Проявление агрессии в отношении людей и животных.
  37. Лживость.
  38. Воровство.
  39. Возникающие до наступления 13-летнего возраста частые случаи ухода из дома по ночам.
  40. Нарушение поведения в виде вызова, непослушания, разрывающее отношения.
  41. Чрезмерное страдание, потеря интереса и чувства удовлетворения от обычной деятельности, самопорицание и ощущение безнадежности.
  42. Тревожность.
  43. Рецидивирующий чрезмерный дистресс при ожидаемой или реальной разлуке с домом или основными субъектами привязанности.
  44. Устойчивое нежелание или отказ идти в школу или другие места из-за страха разлуки.
  45. Устойчивое отклонение модели детских социальных взаимоотношений, Связанное с эмоциональными нарушениями, и реактивности по отношению к изменению окружающей обстановки (боязнь, Сверхбдительность, бедность социальных взаимосвязей со сверстниками, агрессивность по отношению к себе и другим).
  46. Диффузное, избирательно сфокусировано привязчивое поведение, требующее к себе внимания.
  47. Неразборчиво дружеское поведение.
  48. Длительное игровое перевоплощение.
  49. Стереотипность игр, носящих сверхценный характер.
  50. Яркое, образное фантазирование.
  51. Страхи.
  52. Повышенная застенчивость.
  53. Неустойчивость настроения.
  54. Заикание.
  55. Речь взахлеб.
  56. Сосание пальцев.
  57. Онихофагия (грызут ногти).
  58. Выдергивание волос.
  59. Соматические проявления различного рода.

Сразу хочу оговориться — вышеперечисленные феномены могут быть признаками невротической реакции, а могут и не быть, все зависит от устойчивости и частоты встречаемости этих феноменов.

Важно помнить, что подобного рода реакции — это форма насильственного поведения, которая чаще всего не поддается эмоционально-волевому контролю, являя собой своего рода приступ эмоционально-когнитивной природы. Под этим всегда стоит нейрофизиологическая база.

Несмотря на мое намеренное дистанцирование от психологии, позвольте один из вопросов психологического спектра осветить подробнее. Вышеперечисленными симптомами ребенок защищается от невыносимой для него действительности. Это его секретный мир переживаний, понятных ему одному. Это его стратегия выживания, методы борьбы с тревогой и страхом, разработанные им самим в 5-10 лет. На большее, лучшее и адекватное у него на момент первой психической травматизации не было времени и способностей. И векторы стрел этой подсознательной боли направлены на нас, взрослых. Этим он предупреждает нас, что он небезопасен, или незащищен от нашего взрослого мира, или вызывает нас на бой с желанием проверить свои силы, проверить гранитную незыблемость его защиты. Симптомы представляют собой целесообразную защиту и самопомощь до тех пор, пока он не найдет лучшего решения своих проблем. Симптом как бы замещает удовлетворение невыполнимого желания, являясь компромиссом между инстинктивными силами и социальными запретами.

Наиболее изученными формами психологической защиты являются:

Отрицание — стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Это барьер на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторое содержание ни сразу, ни впоследствии не может дойти до осознания. При отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особенно невнимательным к сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями, могут его травмировать. Тем самым он с опережением отторгает их. Таким образом действует страх перед неудачей, когда человек стремится избегать положений, грозящих, по его мнению, поражением. Отрицание — чаще всего реакция на внешнюю опасность, а следующий механизм — вытеснение — на опасность внутреннюю.

Подавление — блокирование неприятной, нежелательной информации, оно вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. Эта защита сопровождается такими физиологическими компонентами, как обмолвки, описки, неловкие движения, навязчивые состояния. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавленной информацией.

Рационализация — защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. При помощи рационализации человек легко закрывает глаза на расхождение между причиной и следствием. Каким бы неразумным или аморальным не было бы действие, человек испытывает непреодолимое стремление доказать себе и другим, что оно определялось разумом, здравым смыслом или, по меньшей мере, общепринятой моралью. Рационализация — это попытка постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Пассивный говорит, что его излишняя уступчивость — следствие душевной деликатности, агрессивный — что как сильный человек он не может позволить никому сесть себе на шею, а равнодушный — что он независим и самостоятелен. Решение как поступить принимается подсознательно ,и человек не осознает стоящих за таким решением подлинных сил, но когда поступок совершен, он берет на себя задачу найти для него оправдание, чтобы убедить себя и других в том, что он действовал в соответствии с реальной ситуацией. Рационализация это всегда выдача себе индульгенции, это оправдание своего поведения и принципов. Характерно поведение, при котором достичь желаемого не удалось, и человек, стремясь разрядить напряжение быстрым снижением значимости недостижимого, начинает исступленно ругать то, к чему так страстно стремился. Рационализация — это поиск ложных оснований, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным для себя способом.

У детей особенно проявляются:

Пассивный протест — отстранение от общения даже с близкими людьми, отказ от пищи, игр, учебы. У подростков эта защита обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требований.

Оппозиция — форма активного протеста против норм и требований взрослых. Она всегда активизируется при утрате внимания или снижения внимания со стороны близких. Возникающее чувство неуверенности дети обычно стараются заглушить демонстрацией чрезмерной решительности. Это прогулы, симуляции различных заболеваний, побеги из дома, кражи, демонстративный интерес к алкоголю, наркотикам, суицидные демонстрации, самооговорки, распутство, мир молодежного китча. Часто это проявляется в форме психической регрессии — ребенок ведет себя как маленький, полагая, что за это его полюбят.

Имитация — незрелая форма идентификации. Однако эта защитная реакция существенно отличается от идентификации тем, что она целостна. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем. У взрослого подражание избирательно. Он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека. Соответственно и эмоциональное содержание к предмету подражания у взрослого более сдержанное, чем у ребенка. Детей это глобальное принятие или отрицание. Такое безграничное приятие формирует особенности поведения даже подростков, превращая их в фанатов.

Эмансипация — это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за неимущественные права. Это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых. Вырабатывая приемы эмансипации, ребенок отрабатывает их с помощью проецирования на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности. Эмансипация порой оборачивается грубостью и хамством по отношению к взрослым. Надо иметь в виду, что неустойчивость стиля воспитания сама по себе содействует возникновению в характере упрямства и склонности противостоять любому авторитету.

Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится восполнить и объяснить себе слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Это отвлечение от основной проблемы с помощью других событий или успехов. Чем больше скрывает ребенок недовольство своим окружением, тем больше проецирует его на окружающий мир, приобретая убеждение в том, что мир враждебен и страшен. Если в семье и в школе компенсация не реализуется, то возникает бунт. Тогда проявляется резкое, наглое, грубое поведение в школе и дома. Борясь с низкой оценкой своих достоинств окружающими, такой ребенок как умеет приписывает себе качества, повышающие его чувство собственного достоинства, уверенности в себе (идентифицируется с чем-то нехорошим с позиции взрослых). Компенсация делает ребенка эгоцентричным, он непрерывно требует признания своих достоинств и находится в постоянном конфликте с родителями и воспитателями.

Способы коррекции подсознательной защиты:

  1. Изменение масштаба травмы и снижение цены ошибки
  2. Юмор как смена оценки
  3. Увеличение пластичности и гибкости психики (снижение инерционности системы ценностей)
  4. Умение отложить достижение результата
  5. Повышение самооценки
  6. Упреждение беспомощности и смягчение страха
  7. Повышение активности и отказ от лобовых атак
  8. Хобби как отвлекающая активность
  9. Роль дневниковых записей
  10. Приобщение к искусству.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.