Приказ на прием к неврологам

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 июня 2015 г. N 290н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ
ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЕЩЕНИЕМ
ОДНИМ ПАЦИЕНТОМ ВРАЧА-ПЕДИАТРА УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА),
ВРАЧА-НЕВРОЛОГА, ВРАЧА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА,
ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА И ВРАЧА-АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), и пунктом 19 плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 130; N 45, ст. 5863; 2014, N 19, ст. 2468), приказываю:
Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.

Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 2 июня 2015 г. N 290н

ТИПОВЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ
ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЕЩЕНИЕМ
ОДНИМ ПАЦИЕНТОМ ВРАЧА-ПЕДИАТРА УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА),
ВРАЧА-НЕВРОЛОГА, ВРАЧА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА,
ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА И ВРАЧА-АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА

1. Типовые отраслевые нормы времени (далее - нормы времени) на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога (далее - врач-специалист), применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе при посещении врачом-специалистом одного пациента на дому .
--------------------------------
Пункт 2 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1425; N 14, ст. 2018).

2. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
3. Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):
а) врача-педиатра участкового - 15 минут;
б) врача-терапевта участкового - 15 минут;
в) врача общей практики (семейного врача) - 18 минут;
г) врача-невролога - 22 минуты;
д) врача-оториноларинголога - 16 минут;
е) врача-офтальмолога - 14 минут;
ж) врача-акушера-гинеколога - 22 минуты.
4. Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием устанавливаются в размере 70 - 80% от норм времени, связанных с первичным посещением врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием.
5. Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.
6. Нормы времени на посещение одним пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60 - 70% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, установленных в медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.
7. В медицинских организациях, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, нормы времени, указанные в пунктах 3 и 6, устанавливаются с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения путем суммирования корректирующих коэффициентов норм времени.
При этом применяются следующие корректирующие коэффициенты:
а) плотность проживания прикрепленного населения выше 8 человек на кв. км: -0,05;
б) плотность проживания прикрепленного населения ниже 8 человек на кв. км (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей): +0,05;
в) уровень заболеваемости населения выше на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: +0,05;
г) уровень заболеваемости населения ниже на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: -0,05;
д) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения выше 30%: +0,05 (для врача-педиатра участкового - доля детей в возрасте до 1 года среди детей в возрасте до 14 лет выше 8%: +0,05);
е) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения ниже 30%: -0,05 (для врача-педиатра участкового - доля детей в возрасте до 1 года среди детей в возрасте до 14 лет ниже 8%: -0,05).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 926н
"Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы"

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. N 316н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы по профилю "неврология" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 мая 2011 г. N 20888).

Регистрационный N 26692

Порядок
оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 926н)

О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, за исключением оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.

2. Медицинская помощь взрослому населению при заболеваниях нервной системы (далее - медицинская помощь) оказывается в виде:

первичной медико-санитарной помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

паллиативной медицинской помощи.

3. Медицинская помощь оказывается в следующих условиях:

вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Медицинская помощь оказывается в форме:

экстренной - при острых заболеваниях нервной системы, состояниях, обострении хронических заболеваний нервной системы, представляющих угрозу жизни больного;

неотложной - при внезапных острых заболеваниях нервной системы, состояниях, обострении хронических заболеваний нервной системы без явных признаков угрозы жизни больного;

плановой - при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью.

5. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний нервной системы, а также медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

6. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает:

первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

первичную врачебную медико-санитарную помощь;

первичную специализированную медико-санитарную помощь.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях фельдшерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь осуществляется врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) в амбулаторных условиях.

При наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи, не требующей лечения в стационарных условиях, врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер направляет больного в кабинет врача-невролога медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь осуществляется врачом-неврологом медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной с заболеваниями нервной системы направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь при заболеваниях нервной системы.

7. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь больным с заболеваниями нервной системы, осуществляется фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 586н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 г., регистрационный N 18289), от 15 марта 2011 г. N 202н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20390), от 30 января 2012 г. N 65н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., регистрационный N 23472).

8. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

9. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.

10. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается врачами-неврологами в стационарных условиях и условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

11. Плановая медицинская помощь оказывается при заболеваниях нервной системы, не сопровождающихся угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния, угрозу жизни и здоровью больного, а также для проведения мероприятий, направленных на предотвращение развития рецидивов заболеваний нервной системы.

12. Оказание медицинской помощи в медицинской организации, оказывающей специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, осуществляется по медицинским показаниям:

при самостоятельном обращении больного;

по направлению фельдшера, врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь;

при доставлении больного бригадой скорой медицинской помощи.

13. Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных с заболеваниями нервной системы в медицинские организации, оказывающие круглосуточную медицинскую помощь по профилю "неврология", "анестезиология и реанимация".

14. При поступлении в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в стационарных условиях больной с заболеванием нервной системы осматривается в приемном отделении врачом-неврологом и при наличии медицинских показаний и отсутствии угрожающих жизни состояний направляется в неврологическое отделение, а при наличии угрожающих жизни состояний - в отделение реанимации и интенсивной терапии.

15. При наличии медицинских показаний больные с заболеваниями нервной системы после устранения угрожающих жизни состояний переводятся в неврологическое отделение для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

16. При наличии медицинских показаний лечение больного с заболеваниями нервной системы проводят с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный N 20144).

17. При выявлении признаков онкологического заболевания нервной системы проводится консультация врача-нейрохирурга, по итогам которой консилиумом врачей принимается решение о дальнейшей тактике лечения больного.

18. Предварительный диагноз заболевания нервной системы устанавливается в течение первых суток с момента поступления больного в неврологическое отделение медицинской организации на основании данных клинического обследования, результатов инструментальных и лабораторных методов исследования.

Основной диагноз устанавливается в течение трех суток с момента поступления больного в неврологическое отделение на основании клинико-неврологического обследования, результатов инструментальных и лабораторных методов исследования, динамического наблюдения.

19. Медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи.

20. Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется в федеральных государственных медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностыо течения заболевания, отсутствии эффекта от проводимой терапии и (или) повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, высоком риске хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний, необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями, при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных государственных медицинских организаций в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, приведенным в приложении к Порядку организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. N 243н "Об организации исполнения специализированной помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2010 г., регистрационный N 17175), а также при наличии у больного медицинских показаний - в федеральных государственных медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в соответствии с Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2005 г., регистрационный N 7115).

21. При наличии у больного медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный N 23164).

22. После окончания срока оказания медицинской помощи больному с заболеваниями нервной системы в стационарных условиях неврологического отделения, предусмотренного стандартами медицинской помощи, дальнейшие тактика ведения и медицинская реабилитация больного с заболеваниями нервной системы определяется консилиумом врачей.

23. В медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь при заболеваниях нервной системы, включая научно-практические, медицинские научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, рекомендуется создавать клинико-диагностические кабинеты и специализированные неврологические центры.

24. Больные с заболеваниями нервной системы по медицинским показаниям направляются в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь.

25. При определении медицинской организации для дальнейшего оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях и медицинской реабилитации рекомендуется оценивать уровень мобильности больного по шкале мобильности Ривермид.

26. Больные с заболеваниями нервной системы по медицинским показаниям направляются для проведения реабилитационных мероприятий в специализированные медицинские и санаторно-курортные организации.

27. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 9 к настоящему Порядку.

Правила организации деятельности кабинета врача-невролога

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета врача-невролога, оказывающего первичную специализированную медико-санитарную помощь больным с заболеваниями нервной системы в медицинских организациях.

2. Кабинет врача-невролога создается в качестве структурного подразделения медицинской организации.

3. Штатная численность кабинета врача-невролога устанавливается руководителем медицинской организации, в составе которой создан кабинет врача-невролога, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденному настоящим приказом.

4. На должность врача-невролога кабинета врача-невролога назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности "неврология", а также Квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г. N 18247).

5. На должности работников со средним медицинским образованием кабинета врача-невролога назначаются специалисты, соответствующие Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н.

6. Кабинет врача-невролога оснащается в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденному настоящим приказом.

7. К основным функциям Кабинета врача-невролога относятся:

обследование, лечение, динамическое наблюдение больных с заболеваниями нервной системы;

при наличии медицинских показаний - направление больных с заболеваниями нервной системы для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в неврологические отделения медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;

при наличии медицинских показаний - направление больных с заболеваниями нервной системы на консультацию к врачу-нейрохирургу и иным врачам-специалистам;

отбор и направление больных с заболеваниями нервной системы на консультацию в клинико-диагностический кабинет, специализированные неврологические центры;

отбор и направление больных с заболеваниями нервной системы на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

направление больных с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу;

оказание консультативной помощи врачам других специальностей по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний нервной системы;

внедрение в практику новых современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний нервной системы;

ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача-невролога

Этот документ печатается в "РГ". Ранее изданные документы касались других специалистов, оказывающих амбулаторную помощь. Напомним, в сентябре 2015 года в силу вступил приказ, устанавливающий временные нормативы приема пациентов для терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов, отоларингологов, офтальмологов и акушеров-гинекологов.



Так, с учетом оформления документации на посещение участкового педиатра и терапевта отведено 15 минут, семейного врача - 18 минут, невролога - 22 минуты, оториноларинголога - 16 минут, офтальмолога - 14 минут, гинеколога - 22 минуты.

Данные типовые нормы рассчитаны на основании исследований экспертами деятельности врачей-специалистов, проведенных в семнадцати пилотных субъектах России. И тогда, и теперь минздрав планирует установить вариативность нормативов в зависимости от ситуации в конкретном регионе.

И это естественно. Нормы - и это очень важно - будут носить рекомендательный характер. Единственное, что необходимо строго соблюдать: на заполнение документации должно уходить не более 35% этого времени. Время профилактического приема должно составлять 60-70% от указанного.

Амиран Лезгишвили, руководитель стоматологической клиники:

- По сравнению с другими специалистами стоматологам выделили больше времени на лечение - целых 44 минуты. Это правильно! Во рту 32 зуба. И, как правило, во время приема требуются осмотр, лечение не одного, а нескольких зубов. Кроме того, много времени уходит на рентгеновское обследование, на ожидание действия анестезии (иногда это занимает 10-15 мин). Практически в 99 процентах случаев стоматолог применяет вмешательства, которые далеко не всегда укладываются в 44 минуты.

Елена Уварова, профессор-гинеколог, главный специалист-гинеколог детского и юношеского возраста Минздрава России:

- В отличие от гинекологов, обслуживающих взрослых, которым дано на прием 22 минуты, нам дано 30. Раньше было 12 минут. Можно ли уложиться в отведенные минуты? Это зависит от того, кто пришел на прием, как подготовлена девочка к осмотру. И не только сама девочка, но и тот, кто ее сопровождает. Нормативы, безусловно, нужны. Но только не надо из них делать некий жупел. Обязательно требуется учитывать все нюансы. Хорошо, если бы об отведенных минутах знали и помнили не только мы, но и наши пациенты.

Михаил Лейзерман, профессор-отоларинголог, заместитель главного врача московской городской больницы N 29:

- Отоларингологам несколько минут прибавили. Было всего-то 10. Явно мало! Ведь во время приема мы проводим не только осмотр, но и необходимые манипуляции. Раньше врачу в этом помогала медицинская сестра. Теперь врач в кабинете один. И иногда чуть ли не все время уходит на оформление, заполнение документов, а на сам прием, на оказание самой помощи, остаются мгновения.

Глеб Коробушкин, завотделением травматологии Первой градской больницы:

- 14 минут на прием травматолога вполне достаточно, чтобы узнать жалобы, собрать анамнез и историю заболевания, узнать, чем лечили больного, осмотреть больного, посмотреть результаты инструментальных методов исследования, рентгеновских снимков, МРТ и т.п. Но это все при условии, если больной уже подготовлен: раздет, диски с исследованиями загружены. Наши пациенты, как правило, плохо ходят, плохо двигаются, и даже процесс раздевания требует посторонней помощи. А у нас в кабинете таких помощников нет. Потому уложиться без помощников в 14 минут нереально. Да, мы надеемся на помощь компьютерных технологий. Рабочее место рентгенолога, травматолога может быть обеспечено цифровой аппаратурой, но мало оснастить лечебное учреждение новейшей аппаратурой, надо уметь работать с нею.

Областной запрет на запись пациента к специалисту без направления терапевта не противоречит федеральному законодательству. Таков ответ Верховного суда (определение от 21 декабря 2018 г. № 57-АПГ18-16) на обращение жителя Белгородской области, который пытался оспорить норму территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи.


Пациент не смог записаться на прием к неврологу, чтобы ознакомить его с результатами ЭЭГ. На обследование дал направление сам же невролог с условием обязательной повторной явки, соответствующая запись была и в медкарте. Но оказалось, что пациенту все равно сначала нужно записаться на прием к терапевту, который отправит его к специалисту.

Однако районный суд встал на сторону поликлиники: ее бездействие соответствует абз.31 подраздела 7 раздела 6 Белгородской Территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи. В нем записано, что консультации врачей-специалистов осуществляются по направлению лечащего врача (врача общей практики) медицинской организации первичной медико-санитарной помощи, где прикреплен пациент.

Однако областной суд, а затем и Верховный суд РФ в иске отказали.

ВС РФ отметил: действительно, согласно федеральному законодательству, первичная специализированная медико-санитарная помощь осуществляется как по направлению терапевта (педиатра, врача общей практики, фельдшера), так и врача-специалиста, и даже в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию. Это предусмотрено п.3 ст.21 Закона № 323-ФЗ и ч.2 п.21 Положения Минздрава России об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

Однако федеральный законодатель, наделяя регионы полномочиями разрабатывать, утверждать и реализовывать свою Территориальную программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, составной частью которой является программа ОМС, установил объемы и границы осуществления нормотворчества в этой сфере, предусмотрев необходимость устанавливать в них порядок и условия предоставления медпомощи, в том числе сроки ожидания медпомощи, оказываемой в плановом порядке.

Плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи. Отсрочка ее оказания на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. Ззначит, таковая медпомощь относится к первичной медико-санитарной, которая оказывается терапевтами, педиатрами и врачами общей практики. В силу ч.2 ст.70 Закона №323-ФЗ именно лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей, рекомендации которых реализуются только по согласованию с лечащим врачом.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого положения Закону № 323-ФЗ и Федеральной программе госгарантий является правильным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.