Проект по биологии по нервной системе


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4


Министерство образования РФ

Государственный Университет Гуманитарных Наук

Выполнила студентка I курса

2. Как появилась нервная система;

3. Тайны мозга;

4. Орган равновесия – мозжечок;

6. Память;

7. Эмоции;

8. Сон;

9. Значение сна для здоровья;

11. Табачный яд;

13. Заболевания нервной системы;

14. Заключение;

15. Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Нервная система – это система органов, которая координирует деятельность как отдельных органов, так и всего организма, осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособленность организма при изменении ее.

Формой деятельности нервной системы является рефлекс. Это ответная реакция организма на раздражение, поступающее из внешней среды. Для реализации рефлекса непременным условием является наличие рефлекторной дуги. Она состоит из чувствительных, вставочных и исполнительных нейронов.

Различают центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, отходящие от головного и спинного мозга). Та часть нервной системы, которая регулирует деятельность внутренних органов, называется вегетативной. Она, в свою очередь, делится на симпатическую, парасимпатическую и метасимпатическую центральную часть вегетативной нервной системы образуют скопления нервных клеток – вегетативные ядра. Симпатические ядра расположены в спинном мозге; парасимпатические – в среднем и продолговатом отделе головного мозга в крестцовой части спинного мозга; метасимпатический отдел целиком расположен в стенках внутренних органов.

КАК ПОЯВИЛАСЬ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Жизнь возникла на земле миллиарды лет назад в Мировом океане, 5когда создались такие условия, при которых неорганические вещества превратились в органические, а затем – в живую цитоплазму, способную реагировать на внешние стимулы. Потом из этих бесформенных кусочков протоплазмы возникли одноклеточные существа, подобные амебам и инфузориям. Некоторые из них при делении образовали из тесно прилегающих друг к другу клеток колонию. Прошли миллионы лет, и в колонии клеток произошли удивительные изменения: клетки, входившие в состав колонии специализировались. Одни из них получили способность сокращаться, другие приобрели защитные приспособления, а третьи стали особенно чувствительны к внешним раздражениям. На колонию с разных сторон падали солнечные лучи, нападали одноклеточные животные, ее омывали потоки жидкости разной температуры. Под влиянием этих многочисленных стимулов протоплазма некоторых клеток колонии изменила свое строение. Она приобрела способность воспринимать сигналы из внешней среды и передавать их другим клеткам колонии.

Такую колонию клеток, уже начавшую превращаться в единый организм, можно увидеть в капле воды из пруда. Это – гидра, маленькое животное, уже видимое простым глазом. Все тело гидры, точно сеточкой, окутывают отростки клеток. Они воспринимают раздражение из внешней среды, предают их по своим отросткам к стрекательным клеткам или к мышцам и заставляют гидру то вытянуть свои защитные пути, то сократиться. Эта система клеток, выполняющая сторожевую и согласовывающую функции, называется нервной системой.

Но у гидры еще самая низкая ступень развития нервной системы. В дальнейшем нервные клетки, находившиеся сначала в наружных частях тела (организма), стали погружаться в глубь тела, скапливаться вместе и образовывать узелки. Возникли особые структуры – органы чувств. Они стали воспринимать раздражение из внешней среды, а затем предавать их по волокнам нервных клеток. Сами же нервные клетки стали перерабатывать эти стимулы и передавать их другим органам тела.

Тело же земляного червя делится на многочисленные членики, или сегменты. Вдоль тела червя тянется тонкая ниточка – нервный ствол. А в каждом членике есть утолщение – узелок. Узелки – это скопления нервных клеток, а сама нить – их отростки. Этот тип нервной системы называется узловой. Узловая или ганглионарная нервная система есть у всех животных, не имеющих скелета.

Следующая ступень развития нервной системы – у позвоночных животных. Строение ее иное. Нервные клетки этой системы образовывают трубку, которая тянется вдоль всего тела и обычно заключена в мощную оболочку, состоящую из позвоночника и черепа. У позвоночных животных тело также делится на участки – сегменты. Эти сегменты тесно связаны между собой, так как нервная система объединила различные части тела позвоночного животного и согласовала их работу. Такой тип нервной системы называют трубчатой. Передний конец трубки расширен и образует головной мозг, а цилиндрическая часть обозначается, как спинной мозг.

Первоначально нервная трубка выполняла рецепторную роль, так как образовалась из рецепторных клеток эктодермы, погрузившихся в глубь тела, а затем стала выполнять анализирующую роль.

В жизни те или иные органы чаще всего парные. У всех нас два глаза, два уха, две руки, две ноги. У животных также имеется по два уха, два глаза, две передние и две задние конечности. А как быть с мозгом? Он скрыт за непроницаемой прочной броней черепной кости. Оказывается, и мозг разделяется на левую и правую части, или, как говорят ученые, на левое и правое полушария. Между полушариями есть несколько путей, по которым сигналы передаются из одной половины мозга в другую: например, из левой – в правую, и наоборот.

На первых этапах изучения мозга ученым было не до выяснения функций левого и правого полушарий. Сначала важнее было узнать, как работает мозг в целом, понять, от чего зависит наша память и наш ум.

Гипотеза о том, что память и ум определяются только весом мозга, не подтвердилась. Значит, на наши умственные способности оказывают сильное влияние еще какие-то факторы. Какие?

Решили сравнить вес мозга человека с весом мозга животных и вычислить его пропорции к весу тела. В процессе работы было установлено, что, в среднем, на долю мозга в организме человека приходится два процента. Если, например, человек весит 75 кг, то вес мозга у него будет равняться 1500 гр. У животного эти пропорции оказались совершенно иными. Слон, например, который справедливо считается умным животным, имеет вес тела до 3,5 тонн. В то же время мозг его весит не более 5-6 кг., то есть, составляет от веса тела не два процента, как у человека, а менее двух десятых процента.

Исследователи начали изучать микроскопическое строение мозга. Они установили, что он представляет собой тесное соединение нервных клеток, не видимых без микроскопа, и таких же невидимых невооруженным глазом так называемых глиальных клеток. Всего их, по подсчетам ученых, несколько десятков или сотен миллиардов. Подсчитали также, что каждая нервная клетка соединена огромным количеством – иногда до десяти тысяч связей – с другими такими же клетками. Если учесть общее количество нервных клеток в мозге и число контактов каждой друг с другом, то трудно даже представить, в какой нервной паутине хранится воспринимаемая нами информация.

Общая конструкция мозга, то есть, анатомия его и морфология, стала более или менее ясна ученым. Но вопрос: зачем нам два мозга – левый и правый – продолжал беспокоить исследователей. Каковы их функции? Одинаковы или чем-то отличаются друг от друга? Зачем они соединены между собой нервными путями? Начались наблюдения.

Уже в прошлом веке, когда методы исследования мозга были еще не разработаны, люди обратили внимание на зависимость снов от положения головы на подушке. Оказалось, например, что если на подушке лежит правая сторона головы, то чаще снятся страшные сны, беспорядочные по содержанию, которые при пробуждении трудно вспомнить. Если же человек засыпает на левом боку, то обычно снятся всякие беседы, разговоры, споры, какое-то общение с людьми.

Врачи также заметили, что настроение больных бывает разным в зависимости от того, какая половина мозга поражена. При правосторонней патологии у больных, как правило, хорошее настроение, они шутят, жизнерадостны. Если же у больных нарушена работа левого полушария, то они, как правило, подавлены, подозрительны, беспокойны без причин. Это дало врачам основание для предположения, что наши эмоции, положительные и отрицательные, регулируются раздельно.

Наблюдая больных, врачи обратили внимание на еще один интересный факт. Они заметили, что если болезнь затрагивала определенные зоны левого полушария, то у праворуких людей нарушалась речь. У тех же, у кого более развита левая рука, этого чаще всего не отмечалось. Подобный эффект у левшей проявлялся в тех случаях, когда аналогичные зоны мозга у них поражались справа.




























Описание презентации по отдельным слайдам:

Строение нервной системы. Нервная регуляция организма

1. Осуществляет связь между организмом и внешней средой (ориентация и приспособление). 2. Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма. 3. Осуществляет психическую деятельность человека (мышление, речь, память, эмоции, социальное поведение).

Центральная нервная система: Головной и спинной мозг Периферическая нервная система: Нервы и нервные узлы

Соматическая нервная система. Руководит работой скелетных мышц, Иннервирует кожу Вегетативная (автономная) нервная система. Управляет работой внутренних органов Симпатический отдел. Усиливает работу сердца, сужает сосуды, замедляет работу желудка Парасимпати-ческий отдел. Замедляет сердцебиение. Расширяет сосуды, стимулирует работу желудка Соматическая НС подчиняется сигналам коры головного мозга, Вегетативная работает самостоятельно и коре головного мозга не подчиняется

Строение нейрона дендриты тело нейрона аксон

Синапс - Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками Пузырьки с медиатором Синаптическая щель

Вся деятельность нервной системы основана на рефлексах. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы. Виды рефлексов Безусловные (врожденные) рефлексы Сосательный, ориентировочный, зрительный, слуховой. Для их появления не требуется никаких дополнительных условий Условные (приобретенные) рефлексы. Все они основаны на врожденных рефлексах, но для их появления необходимо действие условного раздражителя

Все рефлексы нервной системы осуществляются по нервному пути – рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга – это путь прохождения рефлекса. Рефлекторная дуга включает в себя пять элементов: 1. Рецептор (нервное окончание чувствительного нейрона) 2. Чувствительный нейрон 3. Участок ЦНС (спинной мозг), где находится вставочный нейрон 4. Двигательный нейрон 5. Рабочий орган (мышца или железа) Самая короткая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного.

Центральная нервная система

Строение спинного мозга

Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой вытянутый цилиндрической формы тяж длиной в среднем 40-45 см, толщиной около 1 см.

От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов Спинному мозгу присущи две функции: 1. Рефлекторная (все двигательные рефлексы, мочеиспускание; движение диафрагмы, дыхательных мышц; работа внутренних органов) 2. Проводниковая (спинной мозг выполняет проводниковую функцию за счет восходящих и нисходящих путей, проходящих в белом веществе спинного мозга. Эти пути связывают отдельные сегменты спинного мозга друг с другом, а также с головным мозгом).

Ствол Мозжечок Полушария большого мозга У человека его масса составляет в среднем 1375 г. Именно здесь громадные скопления вставочных нейронов хранят полученный на протяжении жизни опыт действий. Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. Мозг содержит три четверти нервных клеток всего человеческого организма. Он содержит на своей поверхности (коре головного мозга) тела 15-16 миллиардов нейронов . МОЗГ Продолговатый мозг Мост Средний мозг Промежуточный мозг

Этот орган контролирует: 1. Наши ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия. 2. Движения – произвольные, которыми мы управляем по своему желанию, и непроизвольные. 3. Работа внутренних органов; продолжение рода. 4. Приспособление (адаптация) к новым условиям существования, что является основополагающей задачей высшей нервной деятельности.

Белое вещество Серое вещество Белое вещество составляет проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга Серое вещество в виде отдельных скоплений (ядер) располагается внутри белого, а также образует кору головного мозга

Продолговатый мозг и мост Регуляция: Дыхания Пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание) Сердечно-сосудистой системы Защитные рефлексы: Чихание, моргание, кашель, рвота

Мозжечок Координация произвольных движений Сохранение положения тела в пространстве Регуляция мышечного тонуса и равновесия

Средний мозг Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей) Регуляция мышечного тонуса и позы тела Средний мозг

Промежуточный мозг Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание Промежуточный мозг

Большие полушария Лобная доля Центральная борозда Боковая борозда Теменная доля Височная доля Затылочная доля

Затылочные доли – зрительная чувствительность Височные доли – слуховая, вкусовая, обонятельная чувствительность Лобные доли – произвольные внимание, произвольные движения Теменные доли – кожно-мышечная чувствительность

1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Привалова Алёна ГеннадьевнаНаписать 3146 17.02.2018

Номер материала: ДБ-1204145

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    17.02.2018 256
    17.02.2018 1538
    17.02.2018 354
    17.02.2018 142
    17.02.2018 237
    17.02.2018 224
    17.02.2018 368
    17.02.2018 131

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
nervnaya_sistema.ppt 2.58 МБ

Подписи к слайдам:

Урок биологии в 8 классе. Учитель Селезнева И. В. МОУ СОШ п. Рощинский. Чаплыгинского района Липецкой области Нервная система.

Задачи: сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения и т.д.

Значение нервной системы обеспечивает поддержание гомеостаза; обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма; осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения; составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

? Какой тканью образована нервная система? Каково строение нервной ткани? Строение нейрона, типы нейронов. Чувствительные Проводят импульс от поверхности тела и внутренних органов в мозг Нейрон – основа нервной системы Вставочные Анализируют информацию и принимают решение Двигательные Проводят импульс от головного и спинного мозга к рабочим органам

Вся нервная система построена на нервной ткани. Нервная ткань состоит из нервных клеток ( нейронов ) и связанных с ними анатомически и функционально клеток-спутников нейроглии . Нейроны выполняют специфические функции, являясь структурно-функциональной единицей нервной системы. Нейроглия обеспечивает существование и специфические функции нейронов, выполняет опорную, трофическую (питательную), разграничительную и защитную функции.

Нейрон. Нейрон отвечает за передачу оперативной, мгновенной информации в организме. Для этого он использует свои длинные отростки - аксон (всегда один, передающий) и дендриты (множество, принимающие) Для укрепления связей между нейронами требуется правильно организованная среда.

Нервная система Центральная НС Периферическая НС Головной мозг Спинной мозг Нервы Нервные узлы Нервные окончания чувствительные двигательные смешанные В 3 года мозг человека развит на 80%. Максимальное развитие к 20 годам. Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс.

По функциям Регулирует работу скелетных мышц, кожи, связь организма с внешней средой. Вегетативная (автономная) Соматическая Парасимпатическая Регулирует обменные процессы, рост организма. Функции Симпатическая Нервная система

Нервные узлы (ганглии) - скопление нейронов вне центральной нервной системы. Нервные окончания Нервные волокна заканчиваются концевыми аппаратами — нервными окончаниями. Различают три группы нервных окончаний: межнейрональные синапсы, осуществляющие связь нейронов между собой; эффекторные окончания (эффекторы), передающие нервный импульс на ткани рабочего органа (на мышечные или железистые клетки) рецепторные (или аффекторные, или же чувствительные) окончания

Нервы Строение нервного волокна

Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции Рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга: рецептор, чувствительный нейрон, ЦНС(вставочные нейроны), двигательные нейроны, рабочий орган. П! Выполнить практическую работу. Действие прямых и обратных связей. Стр. 180

Закрепление изученного материала 1. Что называют рефлексом? 2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте. 3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга? 4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги? 5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему? 6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса? Дом. работа: стр. 178-181

Автономный отдел нервной системы Нервная система Соматическая подчинена воле человека регулирует работу поперечно-полосатой мускулатуры двигательные центры - КБП - лобная доля - план будущих действий Автономная (вегетативная) не подчинена воле человека регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, сердца вегетативный центр - гипоталамус Симпатическая во время интенсивной работы, требующей затрат Е тела нейронов в грудном и поясничном отделах СМ Парасимпатическая способствует восстановлению запасов Е во время сна и отдыха тела нейронов в среднем, продолговатом, крестцовом отделе СМ центр блуждающего нерва - крупный

Регуляция деятельности внутренних органов Подотделы автономной (вегетативной) нервной системы Симпатический подотдел Парасимпатический подотдел Активизируется, когда организму предстоит напряженная работа – система аварийной ситуации Активизируется при переходе от работы к отдыху – система отбоя Поднимается кровяное давление, усиливается сокращение сердца, происходит распад гликогена, и в плазме крови оказывается необходимая для работы мышц глюкоза. Работа органов, не участвующих в движении, сокращается, затормаживается выделение пищеварительных соков, перистальтика кишечника. Сердце снижает свою работу, сосуды расширяются, артериальное давление падает, глюкоза снова превращается в гликоген. Отделение пищеварительных соков возрастает, усиливаются перистальтика, переваривание пищи и поступление ее в кровь. Обе системы всегда действуют согласованно и обеспечивают наиболее благоприятный режим работы применительно к разным условиям

Вегетативной нервной системой, называют тот отдел нервной системы, который обеспечивает жизненно важные функции организма. Вегетативная нервная система иннервирует сердце, кровеносные и лимфатические сосуды, лимфатические узлы, внутренние органы, а также осуществляет трофику тканей. Благодаря деятельности вегетативной нервной системы поддерживается постоянство жизненных констант организма, его внутренней среды.

Работа Симпатической и парасимпатической систем работают вместе. (Текст учебника стр.183.) Актуализация знаний. Ответить на вопросы стр. 184. Дом. работа: стр 181. -184. П! Выполнить практическую работу. Штриховое раздражение кожи. Стр. 183 учебника П!

Схема. Периферическая часть вегетативного (автономного) отдела нервной системы . Модификация : Encyclopaedia Brittanica, 2007 Схема. Периферическая часть вегетативного (автономного) отдела нервной системы . Модификация : Encyclopaedia Brittanica, 2007

Спинной мозг Серое вещество Белое вещество Вставочные нейроны Тела и дендриты двигательных нейронов Аксоны нейронов, образующих нисходящие пути Аксоны нейронов, образующих восходящие пути Рефлекторная (участие в двигательных реакциях) Функции: центры безусловных рефлексов (коленный) вегетативные центры рефлекторного мочеиспускания, дефекации Проводниковая (проведение нервных импульсов) Функции: связь отделов спинного мозга связь ГМ с другими частями ЦНС соединение рецепторов с исполняющими органами

Спинной мозг (СМ) - тяж длинной 45 см., диаметром 1 см. В центре - канал, заполненный спиномозговой жидкостью. СМ состоит из 31-32 сегментов: 8 шейных 12 грудных 5 поясничных 1-2 копчиковых пояснично-крестцовые нервы следуют в канал на значительном расстоянии и образуют конский хвост СМ иннервирует скелетную мускулатуру (кроме мышц головы) и внутренние органы. СМ передние корешки - аксоны двигательных нейронов задние корешки - аксоны чувствительных нейронов Спиномозговая жидкость (СМЖ) вырабатывается сосудистыми сплетениями желудочков мозга; по составу похожа на плазму крови, V =120-150 мл. Функции СМЖ: амортизатор - предохраняет ГМ и СМ от сотрясений доставка питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов обмена поддержание уровня осмотического давления (60-140 мм. вод. ст.)

Рассмотреть рисунки 78, 79 учебника, образование соматического и вегетативного безусловного рефлекса.

Закрепление. 1. Спинной мозг находится: а) в позвоночном канале; б) в спинномозговом канале; в) в грудном отделе позвоночника. 2. Диаметр спинного мозга равен: а) 1 мм; б) 1 см; в) 2 см. 3. От спинного мозга отходят: а) 30 пар спинномозговых нервов; б) 31 пара спинномозговых нервов; в) 33 пары спинномозговых нервов. 4. Нервные узлы находятся: а) на передних корешках спинномозговых нервов; б) на задних корешках спинномозговых нервов; в) на обоих корешках спинномозговых нервов. 5. Каковы функции спинного мозга? а) двигательная; б) защитная и опорная; в) рефлекторная и проводниковая. 6. Из чего состоит серое вещество спинного мозга? а) из длинных отростков нейронов; б) из соединительной ткани; в) из тел нейронов. 7. В каком направлении проводит импульсы белое вещество спинного мозга? а) от рецепторов к ЦНС; б) в обоих направлениях; в) от ЦНС к мышцам Дом. работа: стр186-189.

Головной мозг (ГМ) - m =1360 гр. Человек имеет 3й по массе мозг (1400 гр.) после слона (5 кг.) и кита (2,5 кг). соотношение мозга и массы всего тела у кита 1:40 000; слона 1:500; человека 1:40. Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра. CEO Головной мозг Ствол Кора больших полушарий Подкорковый отдел

Отделы головного мозга, их структура, функции. Отделы мозга Структуры отделов Функции Ствол мозга Задний мозг Продолговатый мозг Ядра ЧМН: XII - подъязычный XI - добавочный X - блуждающий IX - языкоглоточный Проводниковая - связь СМ и ГМ. Рефлекторная: регуляция деятельности ДС, ССС, ПС пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота Мост Ядра ЧМН: VIII - слуховой VII - лицевой VI - отводящий V - тройничный Проводниковая - соединяет молушария мозжечка между собой и КБП Рефлекторная - вестибулярные и шейные рефлексы, регуляция тонуса мышц, в т.ч. мимических Мозжечок (полушария образованы серым и белым веществом) Координация произвольных движений Регуляция мышечного тонуса и равновесия Средний мозг Четверохолмие Ножки мозга Ядра ЧМН: IV - глазодвигательный III - блоковой Проводниковая Рефлекторная: ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, которые проявляются в повороте головы и туловища регуляция мышечного тонуса и позы тела Начало таблицы.

Подкорка Передний мозг Промежуточный мозг а) таламус (зрительные бугры) Ядра ЧМН: II - зрительный Сбор и оценка всех поступающей информации от органов чувств Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации Регуляция эмоционального поведения б) гипоталамус Высший подкорковый центр ВНС и всех жизненно важных функций Обеспечение гомеостаза Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, страх, ярость, удовольствие) Участие в смене сна и бодрствования Подкорковые ядра Регуляция и координация двигательной активности Участие в обучении, памяти Кора больших полушарий Древняя и старая кора (обонятельный и висцеральный мозг) Ядра ЧМН: I - обонятельный Лимбическая система: врожденные поведенческие акты и формирование эмоций гомеостаз, реакции самосохранения и сохранения вида регуляция вегетативных функций Новая кора осуществление ВНД, отвечает за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связанных с деятельностью коры осуществление восприятия, оценки, обработки всей поступающей информации от органов чувств координированная деятельность всех систем организма обеспечение взаимодействия организма с внешней средой Продолжение таблицы.

Мальчики чаще, чем девочки, бывают левшами, что объясняется ведущей ролью правого полушария мужского мозга. Кора больших полушарий Левое полушарие Правое полушарие " мыслительное", логическое регуляция речевой деятельности, устной речи, письма ведущее у правшей "художественное", эмоциональное распознавание зрительных, музыкальных образов, формы, структуры предметов, сознательная ориентация в пространстве

Функциональные зоны коры больших полушарий. Обозначения : 1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи.

П! Выполнить практическую работу. Функции продолговатого мозга. Среднего мозга и мозжечка. Стр. 192.

1. Средняя масса головного мозга взрослого человека: А) меньше 950 г; Б) 950-1100 г; В) 1100 – 2000 г 2. Головной мозг человека состоит из: А) ствола и полушарий большого мозга; Б) мозжечка и полушарий большого мозга; В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга. 3. Продолговатый мозг является продолжением: А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга. 4. В головном мозге полушария и кору имеют: А) средний мозг и полушария большого мозга Б) мозжечок и промежуточный мозг; В) полушария большого мозга и мозжечок. 5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга: А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) мозжечок; Г) промежуточный мозг; Д) мост 6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа: А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) промежуточный мозг 7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок: А) мост; Б) средний мозг; В) промежуточный мозг. Домашнее задание: прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Проверка усвоенного на уроке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.