Профессиональная характеристика врача невролога

Неврология в качестве самостоятельной медицинской отрасли существует со второй половины XIX века, когда было открыто первое неврологическое отделение. Тогда заболевания и расстройства нервной системы стали систематизироваться, появились труды по диагностике и выявлению заболеваний данного спектра.

Сейчас невролог — это тот, кто знает методы диагностики и способы лечения следующих заболеваний:

  • сосудисто-мозговые нарушения;
  • демиелинизация нервных волокон;
  • нейроинфекции;
  • эпилепсия;
  • невриты и неврозы.

Невролог и невропатолог — это одно и то же?



Невролог — кто это и что лечит

Специалист в области неврологии занимается лечением и профилактикой заболеваний и патологий центральной нервной системы и нервных окончаний.

Врач невролог — что он лечит у взрослых и детей:

  1. мигрень;
  2. головные боли;
  3. нервные тики;
  4. тремор;
  5. энцефалит;
  6. эпилепсия;
  7. болезнь Альцгеймера;
  8. болезнь Паркинсона.

Область лечения у невролога широкая. В практике он вынужден активно работать с представителями других медицинских направлений:

  • педиатр;
  • нейрохирург;
  • психиатр;
  • психотерапевт;
  • врач общей практики и т. д.

Кроме того, и в самой неврологии выделяют более узкие направления:

  • детский невролог — работает с несовершеннолетними;
  • невролог — принимает пациентов старше 18 лет;
  • невролог-эпилептолог — занимается вопросами изучения и лечения эпилепсии.

Врач невролог: должностная инструкция



В перечень обязанностей специалиста входит:

  • диагностика и проработка курса лечения пациентов;
  • проведение и назначение обследований;
  • работа во время диспансеризации, а также в составе медицинских комиссий;
  • активная работа с пациентами, которые проходят реабилитацию после инсульта, бессонницы;
  • курирование пациентов с детским церебральным параличом, речевыми расстройствами, рассеянным склерозом;
  • выдача направлений, справок, работа с системой электронного документооборота.

Все вышеперечисленные пункты согласуются с профстандартом врача невролога под номером 02.046.

Требования к неврологу

Чтобы работать в области неврологии, необходимо соответствовать следующим требованиям:

Место работы невролога

Работают неврологи в государственных и частных клиниках или больницах, где представлено отделение неврологии. Чаще всего карьера врачей подобной категории строится исключительно в рамках их отделения. Так, опытный сотрудник может сначала занять должность заведующего неврологическим отделением, а после и главного врача всего медицинского учреждения.

Кроме того, врачи данного направления могут активно заниматься и научной деятельностью, работая в профильных научно-исследовательских центрах и институтах.

Где выучиться на невролога?

Чтобы работать в качестве невролога, нужно:

Средняя продолжительность получения необходимого образования составляет восемь лет.

Профессиональный невролог — это тот, кто постоянно учится, расширяет базу знаний и вносит вклад в медицину. Эта профессия постоянно видоизменяется, так как обнаруживаются новые данные о работе человеческой нервной системы.

Личностные качества невролога

Работа неврологом требует от человека наличия определенных черт характера:

  • терпение;
  • уравновешенность;
  • эмоциональная стабильность;
  • умение эмоционально отстраняться.

Уровень заработной платы невролога



Размер оклада специалиста в области неврологии определяется уровнем его подготовки, а также регионом проживания.

По данным интернет-сервисов по поиску сотрудников, зарплата невролога составляет:

  • Минимальная — примерно 20 тысяч рублей в месяц.
  • Максимальная — более 150 тысяч рублей.

Средняя заработная плата невролога варьируется от 30 000 до 40 000 рублей. На величину оклада влияют социальные льготы и премии, которые полагаются работникам государственных медицинских учреждений.

Плюсы и минусы профессии невролог

Плюсы:

  • востребованность;
  • перспективы карьерного роста;
  • социальные льготы и гарантии.

Минусы:

  • необходимость постоянно повышать квалификацию;
  • стресс.

Видео: Невролог — кто это и что лечит?


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА-НЕВРОЛОГА

В соответствии с требованиями специальности врач невролог должен знать и уметь:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

- анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы;

- основные вопросы этиологии и патогенеза неврологических заболеваний;

- клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение;

- общие и функциональные методы исследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгено-радиологическому обследованию неврологического больного;

- основы фармакотерапии в неврологии;

- показания и противопоказания к хирургическому лечению;

- вопросы определения временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;

- организацию и проведение диспансеризации неврологических больных;

- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.

- получить информацию о заболевании

-применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром;

- выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии;

- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации;

- провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

- дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику;

- определить программу реабилитационных мероприятий;

- решить вопрос о трудоспособности больного;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

3. Специальные знания и умения:

Невролог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии:

- травмы головного и спинного мозга;

- острые сосудистые мозговые нарушения;

- острые нейроинфекционные заболевания;

- церебральные коматозные состояния;

- компрессии спинного мозга;

а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс): острой дыхательной недостаточности; острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.).

Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

Сосудистые заболевания нервной системы:

- начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения;

- острые нарушения мозгового кровообращения, преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние;

- спинальный инсульт, дисциркуляторная миелопатия.

Заболевания периферической нервной системы:

- вертеброгенные поражения нервной системы;

- моно - и полиневропатии, плексопатии;

- невралгии, компрессионные поражения периферических нервов (туннельные невропатии);

Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания

центральной нервной системы:

- менингиты (гнойный, эпидемический, туберкулезный);

- поражения ЦНС при гриппе, туберкулезе, сифилисе.

Паразитарные заболевания нервной системы:

Демиелинизирующие заболевания нервной системы;

- острый рассеянный энцефаломиаелит;

Опухоли нервной системы:

- опухоли головного мозга

-опухоли спинного мозга

- опухоли периферических нервов

Церебральные коматозные состояния

Токсические поражения нервной системы:

- интоксикации алкоголем (острая алкогольная энцефалопатия, алкогольная полинейропатия);

- энцефаломиелополинейропатия при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая);

- лекарственные интоксикации (наркотические аналгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты).

Заболевания вегетативной нервной системы;

- синдром вегетативной дистонии;

-вегетативные расстройства при патологии надсегментарных вегетативных структур;

- вегетативные расстройства при патологии сегметарных вегетативных структур.

- нервно-мышечные заболевания(спинальные и невральные амиотрофии, прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, миастения);

- заболевания подкорковых ганглиев (гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона, семейная миоклонус-эпилепсия);

- дегенеративные заболевания с преимущественных поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные атаксии, оливопонтоцеребеллярная дегенерация),

Закрытые травмы нервной системы:

- черепно-мозговая травма (сотрясение и ушиб созга, субдуральные и субарахноидальные кровоилияния);

- травмы позвоночника и спинного созга;

- травма периферических нервов.

-делать люмбальную пнкцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;

- дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, ангиографии, электроэнцефалографии, реоэнцефалографии, допплерографического исследования магистральных артерий, эхоэнцефалографии, электромиографии, а также картины глазного дна и исследования полей зрения.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПО НЕВРОЛОГИИ

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ УМЕНИЯ *

1. КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО

Навык сбора анамнеза, внешнего осмотра и составление программы клинического обследования больного

Навык использования клинико-генеалогического метода исследования, умение составления родословных

Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам, включая обследование:

3.1 Центральной, периферической и вегетативной нервной системы (состояния сознания, оболочечные симптомы, состояние краниальной иннервации, двигательной и чувствительной сфер, состояние соматических мышц);

3.2 Соматического статуса (аускультация легких, сердечных тонов, сонных артерий, перкуссия и пальпация внутренних органов, навыки обследованиия периферических сосудов, навыки измерения артериального давления)

3.3 Нейропсихологического статуса (умение оценить расстройства речи, апрактические, агностические нарушения, нарушения памяти)

3.4 Психопатологического статуса (умение оценить личностные и поведенческие нарушения)

Навыки постановки топического

Определение признаков клиничес-кой и биологической смерти

2.ЛАБОРАТОРНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уметь оценить показатели периферической крови, данные биохимического исследования крови:

а. содержание общего белка и его

б. содержание ферментов (АСТ, АЛТ, КФК)

в. содержание мочевины и креатинина

г. показатели активности воспалительного процесса

д. липидного спектра

Уметь оценить основные показатели тромбоэластограммы и коагулограммы

Уметь оценить клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови

Уметь оценить гормональное исследование

Уметь оценить иммуно-химическое исследование крови

Уметь оценить и знать практическую значимость общего анализа мочи, исследования мочи по Нечипоренко, Зимницкому и пробы Реберга

Уметь оценить и знать практическую значимость анализа ликвора

Офтальмологическое исследование (исследование глазного дна, полей зрения и др.)

Анализ данных аудиометрии, нистагмографии, камертоновых, калорических, вращательных проб

Проведение и оценка нейро-психологического тестирования (праксис, гнозис, речь, письмо, чтение, счет, ориентировка в пространстве, память, мышление)

Проведение и расшифровка психометрического тестирования

Расшифровка и оценка ЭКГ

Анализ рентгенограмм органов грудной клетки, суставов и костей, краниография, спондилография

Анализ данных компьютерной томографии головного и спинного мозга

Анализ данных магнитной томографии головного и спинного мозга

Анализ данных миелографии

Запись, расшифровка и оценка ЭЭГ

Анализ данных ЭНМГ

Анализ соматосенсорных, слухо-вых, зрительных вызванных потенциалов

Анализ данных магнитной стимуляции мозга

Анализ данных полиграфического исследования в цикле сон-бодрствование

Анализ данных УЗДГ исследования сосудов головного мозга (церебральных и прецеребральных артерий)

Анализ данных реовазографии

3.Лечебные и диагностические процедуры

Основы приемов мануальной терапии

Проведение постизометрической релаксации мышц

Сухая пункция локальных мышечных гипертонусов

Знание основ психотерапии (рациональная, поведенческая психотерапии, холотропная, гипнотерапия, гештальттерапия, аутотренинг)

Уметь составить программу физиотерапии и осуществить контроль за ее реализацией

Уметь составить программу реабилитации двигательных расстройств ЛФК, массажа и осуществить контроль за ее реализацией

Уметь составить программу санаторно-курортного лечения

Уметь составить нейрологопедическую программу реабилитации речевых расстройств

Уметь оказать первую врачебную помощь при следующих неотложных состояниях:

острое нарушение мозгового кровообращения

тромбоэмболия легочной артерии

пароксизмальная тахикардия и тахиаритмия

кома (в том числе провести дифференциальный диагноз между церебральной и соматической комой)

острый отек мозга

слабость дыхательной мускулатуры

острая задержка мочи

черепно-мозговая и спинальная травма

острое нейроинфекционное заболевание

острый болевой синдром

острая интоксикация алкоголем и его суррогатами, психотропными препаратами

психомоторное возбуждение различного генеза

4. Документация ; организация врачебного дела

Заполнение и ведение всех разделов клинической истории болезни

Выписка из истории болезни

Добровольное и обязательное медицинское страхование

*Уровни освоения умений:

1- Иметь представление, профессионально ориентироваться, знать

показания к проведению

2- Знать, оценить, принять участие

3- Выполнить самостоятельно

на программу подготовки врачей по неврологии

на циклах усовершенствования врачей по неврологии

В свете требований к квалификационной характеристике врача невролога подробно отражена клиническая подготовка специалиста. Разработаны и представлены методические вопросы обеспечения заня­тий, формы контроля. Особенностями программы является детальное распределение (по часам) лекций, практических и семинарских занятий с расширенными аннотациями содержания работы.

Большое внимание в программе уделено современным методам лечения патологии нервной системы. Положительной стороной программы является разработка вопросов по отдельным разделам неврологии, позволяющая обеспечить контроль знаний по специальности. С целью текущей и заключительной оценки знаний курсантов представлен пакет тестовых заданий на 1300 тестов, включенный в компьютерную прог­рамму.

Таким образом, основные разделы программы отражают современные направления клинической неврологии, включающие адекватные подходы к изучению основных разделов общей и частной неврологии, актуальных методов исследования, лечения и реабилитации неврологических больных. Предлагаемая программа по кафедре неврологии ФУВа Оренбургской государственной медицинской академии, отвечает основным программным требованиям последипломной подготовки врача по специальности неврология. Рекомендуется как базовая программа для использования в учебном процессе. Заявленная программа базовой подготовки врачей-неврологов может быть расширена по отдельным направлениям неврологии и использована для усовершенствования по отдельным циклам.

Заведующий кафедрой нервных болезней

и нейрохирургии Российского Государственного

Невролог (ранее невропатолог) – это врач, который диагностирует, лечит и предупреждает патологии головного и спинного мозга (ЦНС), нервных окончаний (ПНС), а также заболеваний позвоночника и суставов, влияющих на нервную систему.

Невролог занимается устранением неврологических расстройств разного генеза: пренатальных, генетически обусловленных, травматических, воспалительного характера, дистрофических.

Вот распространенные болезни, которые лечит невролог:

  • Болевые синдромы, сопровождающие поражение нервов.
  • Мигрень и головные боли.
  • Тремор рук, нервные тики.
  • Радикулит, грыжи позвоночного столба, в том числе посттравматические.
  • Остеохондроз и его осложнения.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона.
  • Менингит и энцефалит.

Кроме того, невропатолог устраняет последствия инсультов, лечит опухоли ЦНС, эпилепсию, энцефалопатии.

Профессия невролога предполагает тесную связь с педиатром и врачом общей практики, нейрохирургом, психиатром и психотерапевтом.

Специализации неврологов

  • Детский невролог – оказывает медицинскую помощь детям до 18 лет.
  • Мануальный терапевт – лечит заболевания костей, мышц и суставов физическим воздействием на различные области тела.
  • Невролог-эпилептолог – изучает и лечит эпилепсию.

Места работы

Должность невролога (невропатолога) есть в поликлиниках, стационарах, специализированных бригадах скорой помощи, диагностических центрах, НИИ, санаториях.

История профессии

Точкой отсчета в развитии неврологии считают 1860 год, когда французский врач Ж. Шарко открыл первое неврологическое отделение и там же преподавал студентам-медикам и молодым врачам. Через 9 лет Шарко описал рассеянный склероз, а в конце семидесятых – издал две книги: о болезнях нервной системы и их локализации. Это было первое руководство по неврологической диагностике. Факт удивительный, поскольку нервные волокна и клетки, были открыты в то же время, а первые проводящие пути ЦНС и теория строения нервной ткани – в самом конце XIX столетия. С открытием рентгеновских лучей в 1895 году стали доступны рентгенограммы позвоночного столба и черепа. Наступил новый период развития науки.

Считается, что русскую школу невропатологии основал А. Кожевников, открывший в 1869 году первую в России клинику неврозов. С. Корсаков основал направление по обособленному изучению каждой неврологической патологии. Его нозологический принцип признан во всем мире.

Огромный вклад в развитие неврологии внес В. Рот, который выделил в отдельную группу детей и отстаивал необходимость санаторно-курортного лечения для них. Г. Россолимо заложил фундамент современной дефектологии, открыл первую детскую неврологическую больницу.

В ХХI столетии совершенствуются способы диагностики и лечения нервных болезней. Приоритетом считаются сосудисто-мозговые нарушения, демиелинизация нервных волокон, нейроинфекции, эпилепсия, невриты и неврозы.



А. Я. Кожевников (5 марта 1836 г. — 10 января 1902 г.) — основатель русской школы невропатологии.

Обязанности невролога

Основные обязанности невролога таковы:

  • Лечение и наблюдение пациентов (амбулаторно и стационарно).
  • Диагностика и обследования (УЗИ, УЗДГ, ангиография).
  • Экстренная и плановая медицинская помощь пациентам, в том числе в условиях реанимации.
  • Назначение доп. обследований (электролитный баланс, ПТИ – протромбиновый индекс, ЭхоКГ).
  • Проведение диспансеризации, профосмотров.
  • Работа в комиссии по выдаче разрешений на оружие и управление автотранспортом.
  • Выдача больничных, направлений на МСЭ и прочих справок.

Также функции невролога подразумевают ведение пациентов с детским церебральным параличом, речевыми расстройствами, рассеянным склерозом, коррекцию бессонницы, реабилитацию после инсультов.

Требования к неврологу

Основные требования к неврологу выглядят так:



Задача детских специалистов — выявить заболевания нервной системы на ранних стадиях.

Как стать неврологом

Чтобы стать неврологом (невропатологом), нужно:

В процессе работы врачам начисляются квалификационные баллы, подтверждающие аккредитацию: за проведение сложных манипуляций, участие в научно-практических конференциях и семинарах, за публикацию научных статей, книг, защиту диссертации. Каждые 5 лет эти баллы суммируются и оцениваются аккредитационной комиссией. Если набрано достаточное количество баллов, то следующие пять лет можно работать по специальности дальше. При отсутствии достаточного количества баллов врач лишается права лечить. Подробнее об аккредитации и отмене интернатуры.

Рост профессионализма, уровня знаний и опытности врача обычно отражается квалификационной категорией. Все категории присваиваются квалификационной комиссией в присутствии самого врача, на основании его письменной исследовательской работы, содержащей описание навыков и знаний.

  • более 3 лет стажа – вторая категория;
  • более 7 лет – первая;
  • более 10 лет – высшая.

Врач имеет право не квалифицироваться, но для карьерного роста это будет минус.

Также карьерному и профессиональному росту способствует научная деятельность – написание кандидатских и докторских диссертаций, публикации в медицинских журналах, выступления на конференциях и конгрессах.

Зарплата невролога

Разброс доходов велик: неврологи зарабатывают от 12 000 до 150 000 рублей в месяц. Особо высоко ценятся врач-остеопаты, их доходы превышают 200 000 рублей в месяц. Востребованы больше всего врачи в Московской, Ленинградской, Свердловской области.

Минимальную зарплату мы нашли в Нижнем Новгороде – 12 000 рублей в месяц, а максимальную в Москве – 150 000 рублей ежемесячно. При этом к зарплате часто добавляются премии.

Средняя зарплата невролога – 36 000 рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

  • Изменение и прекращение обязательств
  • Обстоятельства непреодолимой силы
  • Приостановление взыскания налоговой задолженности
  • Действие разрешительных документов
  • Обзор изменений законодательства за 13–19 июля 2020
  • Повышение квалификации кадровиков
  • На какую помощь могут рассчитывать самозанятые
  • Какие вопросы задавать на собеседовании соискателю
  • Срок исковой давности по взысканию задолженности по зарплате
  • Скачать дополнительные материалы в базе КонсультантПлюс. Бесплатно на 2 дня

Готовые примеры характеристики на сотрудника — медработника

Зачем нужна

Развернутый отзыв о работнике необходим:

  • при объявлении взысканий;
  • для награждения или объявления благодарности;
  • для перевода на вышестоящую должность;
  • при решении вопроса о присвоении квалификационной категории.

Содержание этих документов будет незначительно отличаться, в зависимости от целей подготовки и причины для отзыва.

Кроме того, официальное заключение о трудовой и общественной деятельности сотрудника могут затребовать:

  • новый работодатель для трудоустройства (если человек сам не против);
  • правоохранительные и судебные органы для получения представления о личности человека;
  • органы опеки, в случае усыновления.

Попросить предоставить оценку личных и деловых качеств работника могут и другие организации, например банки, консульства, военкомат и т. д. Рассмотрим, как написать образец характеристики на медработника.


Как написать и что указать

Прежде всего обратим внимание, что на законодательном уровне форма этого документа не утверждена, поэтому решая вопрос, как написать характеристику медработнику, приходится опираться на собственный опыт и формы, которые приняты в каждом конкретном учреждении. В зависимости от причины составления, сведения, указанные в ней, могут различаться. Характеристика специалиста медработника для органов опеки и попечительства по форме совпадает с заключением для правоохранительных органов, но акцент в этих документах будет сделан на разные моральные и деловые качества работника.

Отличительной особенностью медиков (в целях подготовки характеризующих их материалов) является:

  • сохранение врачебной тайны и нераспространение каких-либо персональных данных о своих пациентах;
  • ровное отношение ко всем пациентам вне зависимости от их имущественного положения и социального статуса;
  • высокие риски получить вред собственному здоровью (нападения, инфекции и т. д.);
  • очень высокая толерантность к фрустрациям (оскорбления, смерть пациентов, особый режим работы, вредность, интенсивность и т. д.);
  • законопослушность и готовность к урегулированию конфликтов своих интересов с интересами пациентов, в том числе при проведении научных исследований и пр.

Правила составления

К документу предъявляются следующие требования:

  • текст оформляется на листе формата А4, на фирменном бланке или обычном листе с указанием всех реквизитов компании;
  • изложение ведется от третьего лица или в прошедшем времени;
  • структура документа включает в себя анкетные данные работника, его профессиональные способности, личные качества и заключительную часть;
  • все данные должны быть правдивыми, объективными и отражать информацию о человеке в достаточном объеме;
  • информация подается сдержанно, без эмоций;
  • текст должен быть ясным и достаточно содержательным;
  • запрещена разговорная и ненормативная лексика;
  • нельзя сокращать слова (кроме общепринятых) и целые выражения;
  • подписывает документ руководитель или иное уполномоченной лицо.

Указываются персональные данные работника, наличие образования, ученых степеней, перечисляются учебные заведения, настоящее место работы и ранее занимаемые должности.

Указывается, когда и кем работал человек, с какого времени и кем трудится в нынешней организации, приводятся основные сведения о его должностных функциях: что они в себя включают и насколько успешно реализуются в повседневной деятельности.

Их описание производится в контексте профессионально-производственных отношений. Указываются сведения о том, насколько человек конфликтен, коммуникабелен, дисциплинирован, какие у него сложились отношения с руководством и рабочим коллективом. Имеет ли он выговоры, нарушает ли дисциплину и т. д.

Для медработника профессионально важную значимость имеют коммуникативные навыки, отзывчивость, внимательное отношение к людям. В характеристике могут быть отражены сведения из книги отзывов или жалоб лечебного учреждения, оставленных пациентами в адрес конкретного работника. Можно сделать акцент на трудолюбии человека, его стремлении к личностному и профессиональному развитию.

В этот же раздел включаются профессиональные достижения: победы в конкурсах, публикации научных работ, наличие наград и поощрений.

5. Заключительная часть

Здесь делают вывод о соответствии занимаемой должности, о наличии (либо отсутствии) оснований для поощрения, повышения в должности.

В этой графе следует указать цель и место требования характеристики.

Для аттестации

Несмотря на то, что, в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н, отдельная характеристика на специалиста медработника для аттестации не требуется, в аттестационный лист включаются эти сведения.

В аттестационном листе указывают:

  • Ф.И.О., дату рождения;
  • стаж работы;
  • наименование специальности и(или) должности;
  • сведения о наличии квалификационных категорий;
  • другие сведения.

Необычным нюансом в этом случае является тот факт, что характеристика на медработника для аттестации предоставляется не отдельным файлом, а в составе аттестационного листа, являясь его неотъемлемой частью.


Для поощрения

При подготовке документов для поощрения необходимо учесть уровень награждения — локально в учреждении, муниципальное, государственное и т. д., и имеющиеся требования по представлению документов. Например, Указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 устанавливает порядок представления к награждению государственными наградами, где прописаны правила оформления характеристики, являющейся частью наградного листа. Но при любом уровне награждения в документе нужно описать заслуги медработника, которые дают ему право получить награждение, сделать акцент на профессиональных достижениях и деловых качествах.


Для продвижения по службе

В отзывах, которые пишутся для продвижения по службе, внимание акцентируется на качествах, необходимых для претендента на должность, например:

  • наличие специальных знаний;
  • организаторские способности;
  • морально-деловые качества (уравновешенность, рассудительность) и т. д.

При прочих равных условиях грамотно составленный документ сможет существенно увеличить шансы на возможность занять вакантную должность, так как при рассмотрении кандидатов большое внимание уделяется в том числе и личным качествам, указанным в отзыве: тому, какой он организатор, насколько социально активен, профессионален, каким уровнем коммуникации обладает.


При решении вопроса о наказании

При решении вопроса о дисциплинарном взыскании положения Трудового кодекса предписывают работодателю учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Так же стоит поступить и при применении мер административного воздействия, должностное лицо или судья обратят внимание на трудовой путь человека. Положительная характеристика на медработника с работы способна повлиять на выбор более мягкой меры наказания — предупреждения (если эта санкция предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях).

В ажно отразить в документе:

  • профессиональные качества человека;
  • отношение его к работе;
  • отношение коллектива к самому человеку;
  • наличие благодарностей и иных поощрений;
  • отношение к проступку.

Обязательно указать, впервые допущен этот проступок или нет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.