Профилактика нервно психического развития

Воробьёва Лариса
Профилактика нарушений психофизического развития

В структуру психологической помощи детям с отклонениями в развитиивходят следующие составляющие: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая коррекция, которая является центральным звеном в данной системе.

Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

Цель психопрофилактики - предотвращение возможных психологических отклонений.

Значение психопрофилактики как особого направления деятельности специального психолога основано на положении об иерархической структуре дефекта (Выготский Л. С., 1935).

Почти любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психическом развитии.

Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, его длительности, от наследственной структуры организма, особенностей реагирования ЦНС, а также от социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти факторы определяют ведущий (первичный) дефект, который может проявиться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.

Первичный дефект обусловливает вторичные отклонения, структура которых зависит от характера первичного дефекта (например, у детей с недостатками слуха вторично нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь). Невыявленные вовремя отклонения в развитии не только задерживают темп психического развития, но способствуют формированию третичных – эмоциональных и личностных нарушений у детей. Поэтому важной задачей всех специалистов, работающих с ребенком, является предупреждение возможных вторичных, третичных отклонений в развитии, а профилактика – это не что иное, как совокупность предупреждающих мероприятий.

В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.

Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.

Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений во внутриутробном и периоде и раннем возрасте.

Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика. Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
preduprezhdenie_nervno-psikh._narusheniy.docx 27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Является основой коммуникативной функции.

К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие.

Причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов .

Но, кроме этого, важную роль в формировании правильной грамотной речи играет социальная среда. Это, прежде всего люди, с которыми каждый человек находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения.

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.

Первичная профилактика . Предупреждение речевых нарушений во внутриутробном и периоде и раннем возрасте.

Вторичная профилактика . Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика . Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Общее недоразвитие психики у детей, вызванное органическим поражением мозга, проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, в том числе и речи, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п.

Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

Учителям необходимо учитывать состояние эмоционально-волевой сферы у чащихся.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Учащиеся нашей школы предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности психических процессов у детей влияют на характер протекания их учебной деятельности.

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует, прежде всего, отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Ребята приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности ("лишь бы сделать"). Они не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности наших детей.

При правильно организованном медико-педагогическом воздействии в условиях специальной (коррекционной) школы мы можем видеть положительную динамику в развитии эмоционально-волевой сфере.

Особое значение имеют коррекционно-развивающие занятия с учетом:

  • индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, учитывающего особенности развития каждого. В каждом классе учатся дети с разной степенью выраженности дефекта.
  • психодинамической разгрузки (чередование психической нагрузки и двигательной активности).

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям

1. Научить осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания.

3. Формирование умения самостоятельно достигать состояния

4. Развитие произвольного внимания необходимого для формирования

5. Контроль своего поведения.

Успешное выполнение этих задач осуществляется при системном коррекционном воздействии. Это совместная работа специалистов: логопеда, психолога, классного руководителя, учителей, врача-психоневролога, социального педагога.

Перед началом коррекционной работы с детьми проводятся следующие диагностические методики:

В данном тесте дошкольнику предлагают нарисовать свою семью.

Цель теста - прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности. У учащихся нашей школы в основном неблагоприятная семейная обстановка.

Для более развернутого представления о взаимоотношениях в семье использую тест Рене-Жиля, где отражено взаимоотношения ребенка не только с родителями, но и с учителем, сверстниками, другими родственниками.

2. Тест школьной тревожности и отношение к учебным предметам:

-страх соц. действительности;

Дети бояться выходить к доске, бояться публичных выступлений, не хотят участвовать в школьных конкурсах, мероприятиях.

Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего, родители) обязательно придут ему на помощь.

При поступлении детей в 1 класс и при переходе в пятый, учителя и психолог наблюдают за адаптацией учащихся к школе.

Мотивация к обучению у наших детей низкая , преобладают игровые мотивы над учебными. Естественно, что осознание себя , как школьника приходит к учащимся 1 класса к концу года условно. Ребята с удовольствием ходят в школу, им нравится проводить здесь время, только не учиться. Познавательная активность не сформирована. Учебная мотивация в процессе обучения так и так снижается по мере взросления ребенка, особенно у наших детей, т.к. снижается познавательная активность. В этих случаях основная рекомендация-это разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых. При полном отсутствии познавательной направленности у ребенка можно предположить, что взрослые никогда не занимались с ним, за этим скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье.

Большая работа по развитию психомоторной, познавательной и эмоционально-волевой сфер проводится на уроках психомоторики в начальной школе.

1. Упражнение на слуховое или зрительное внимание, различные виды ходьбы.

2. Упражнение на расслабление по контрасту с напряжением.

Для развития восприятия детям предлагаю как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние. Происходит сенсорное развитие учащихся, под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, улучшается качество восприятия. Чем выше качество восприятия, тем богаче представления.

Например, в 1-2 классах на занятиях разыгрывали различные действия: то мы на поляне собираем цветы, то летим, как красивые бабочки над поляной. Изображали растущее дерево и что с ним стало, когда пошел дождь, подул ветер, и , когда вновь выглянуло солнце. Каждое действие сопровождается рассказом о том, что чувствует этот персонаж.

Занятия с элементами сказки. Дети обыгрывают сказку с помощью мягких игрушек, различных предметов.

Для развития эмоций хорошо подходят такие уроки, как музыка, рисование, чтение, развитие речи. Хорошим методом для развития эмоций является арт-терапия . При чтении литературного произведения обсуждаем с ребятами прочитанное, главных героев. Свои впечатления потом воплощаем в рисунках.

В каждом классе есть дети в, которых необходимо постоянно побуждать к действиям . Такие ребята пассивны, со стороны ЦНС преобладает торможение. В этом случае необходимо разбить работу на периоды и контролировать каждый этап её выполнения, строго следя за выполнением. При этом развивается целеполагание.

Большой проблемой является демонстративность в поведении у учащихся. Это повышенная потребность во внимании к себе. Нужно найти такие формы коррекции, в которых она могла бы удовлетвориться. Для этого наиболее пригодны различные виды художественной деятельности (рисование, театральный кружок). Желательно, чтобы занятия были коллективные. Но, если высокая демонстративность сочетается с нарушением общения или с повышенной тревожностью, то рекомендовать сцену надо с осторожностью. Это личная особенность человека.

В младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного или позитивного самопредъявления. Это может быть связано и с неблагополучием в семье. Негативное самопредъявление –это следствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе. Как правило, у этих детей возбудимая нервная система.

В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением складывается самосознание "нигилиста", чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим. Оно отражает как психологический облик, так и особенности деятельности подростка. Реакция социального окружения, не замечающего ничего, кроме эпатажных проявлений подростка способствует фиксации специфических особенностей его самосознания.

Синдром социальной дезориентации появляется в тех случаях, когда у ребенка понижена чувствительность к социальным нормам. Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (агрессивные проявления, мелкое воровство, вандализм и т.п.), что составляет основную особенность деятельности этих детей. Как правило, родители таких детей сами недостаточно ориентируются в социальной действительности.

Бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка со взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к учителю.

Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии. (Ульянов В., Шарин А.) Поэтому такие дети находятся у нас под особым контролем и наблюдением.

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира. Ребенок видит, что нарушения, совершаемые другими детьми, часто оставляются без наказания. При этом он не понимает, что они гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны взрослых. Такое убеждение ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, - то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологического профиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Этот синдром называется отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе. Характерна низкая чувствительность к соц. нормам.

Преодоление соц. дезориентации очень сложный процесс, который не всегда действенен, даже при медикаментозном лечении. Эти дети обладают повышенной нервной возбудимостью, нарушением общения ,гиперактивны. Они должны находиться под наблюдением, им надо, в первую очередь, разъяснять иерархию проступков . Но в этих случаях работа затруднительна, т.к. родители этих детей не осознают своей ответственности за воспитание ребенка.

В любом случае, в каком бы психическом состоянии ни находился ребенок, он всегда должен знать границы дозволенного. Это идет , в первую очередь, на пользу ему самому, т.к. мобилизует его, не дает эмоциям расходиться, встряхивает. Он чувствует себя в безопасности. Должен знать, что плохой проступок безнаказанно не оставят. А, чтобы накопившееся мышечное напряжение стряхнуть, на уроках проводятся физкультминутки. Эффективны упражнения на

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхании;

Отдельно выделяем работу с родителями. Это родительские собрания, беседы, посещения на дому.

Педагогический коллектив нашей школы в своей работе всегда учитывает, в первую очередь, эмоциональное состояние учеников. Работа над развитием эмоционально-волевой сферы –один из компонентов, входящих в общую структуру коррекционного воздействия по предупреждению нервно-психическх нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Что в свою очередь, служит основой предупреждения речевой патологии.

Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С.8-17.

Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2008. - 703 с.


Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.


Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.


Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.


Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.


Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:

  • Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
  • Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
  • Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
  • Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.

Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.


Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.


Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.


Почему происходит задержка психического развития?

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).


Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.


Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.


Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.


Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

  1. Лечение страха гипнозомГипноз является одним из самых эффективных методов лечения неврозов. Словосочетание.
  2. Женские расстройства сексуального возбужденияРасстройства сексуального возбуждения были ранее известны как фригидность у женщин.
  3. Причины депрессии у женщинПрежде чем разобраться в причинах возникновения депрессии у женщин, необходимо.
  4. Деперсонализация личностиСиндром дереализации-деперсонализации — это психическое расстройство, при котором человек ощущает.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.