Психические убежища патологические организации у психотических невротических и пограничных пациентов

Многие другие авторы описывали расстройства характера с разных точек зрения, например: Нюнберг (Nunberg, 1956), Лёвальд (Leowald, 1962,1978), Гительсон (Gitelson, 1963), Лёвенстайн (Loewenstein, 1967), Джиоваччини (Giovacchini, 1975, 1984) и Купер (Cooper, 1986). Лэкс (Lax, 1989) выполнил обзор некоторых из этих работ, где препятствия прогрессу в анализе связываются с защитами характера.

Исследование стадий развития и влияния на них фиксаций и регрессий — другой подход, широко используемый при изучении проблемы состояний застревания и пациентов, находящихся вне зоны контакта. В работах Балинта (Balint, 1968) и Винникотта (Winnicott, 1958, 1965, 1971) делается акцент на регрессиях к состояниям психики, в которых развитие протекает медленно или вовсе отсутствует.

Нарциссические объектные отношения и проективная идентификация

Одно из последствий проективной идентификации состоит в том, что субъект относится к объекту не как к отдельной личности со своими собственными качествами, а так, как бы он относился к себе самому. Он может пренебрегать теми аспектами объекта, которые не соответствуют проекции, или же устанавливать контроль над объектом и принуждать или убеждать его исполнять требуемую от него роль. Этот тип нарциссических отношений Фрейд описал в своей работе о Леонардо (Freud, 1910) и далее исследовал в статье о нарциссизме (Freud, 1914). Он показал, что Леонардо обходился со своими подмастерьями так, словно они репрезентировали его самого как мальчика. В то же время он идентифицировался со своей матерью и относился к мальчику так, как он хотел, чтобы его мать относилась к нему самому. Фрейд говорит следующее (Freud, 1910, р. 100):

Нарциссические типы объектных отношений описывались многими авторами. Абрахам (Abraham, 1919) считал нарциссизм существенным источником сопротивления в анализе, а вслед за ним и Райх (Reich, 1933) в своем описании брони характера подчеркивал защитную функцию нарциссических отношений. Розенфельд (Rosenfeld, 1964, 1971а), подчеркивавший связь таких отношений с проективной идентификаций, показал, как при этом может происходить идеализация хороших аспектов, но также и деструктивных частей самости.

В своей ранней работе о психопатологии нарциссизма Розенфельд отводит особое место защитам, направленным против переживания отдельности, и предполагает, что механизмом, посредством которого отдельность отрицается, является проективная идентификация. Он пишет следующее:

Мы видим, что проективная идентификация вызывает состояние, в котором истинная отдельность не переживается. Это душевное состояние обеспечивает избавление от тревоги и фрустрации, а также от зависти, и подвергается идеализации. Часто пациенты верят, что психолог также избавлен от этих неприятных эмоций, и потому делают вывод, что он тоже идеализирует нарциссические отношения.

Иногда проективная идентификация может использоваться более глобальным образом, когда вся самость ощущается спроецированной в объект. Розенфельд (Rosenfeld, 1983) описывает это как симбиотический тип объектных отношений, в которых пациент словно живет внутри своего объекта, и это временами сопровождается фантазией о том, что профессиональный психолог приветствует такого рода вторжение и отвечает взаимностью. Чаще вторжение является деструктивным и вызывает негодование объекта и истинная природа установившихся отношений оказывается паразитической. Однако пациент может их идеализировать и таким образом отрицать проективную идентификацию.

Тип нарциссической организации, основанной на деструктивности, описывал Мельцер (Meltzer, 1968). Он подчеркивал жестокость и тиранию этой организации, но еще не отдавал себе отчет в ее сложности. Обсуждая зависимое отношение к плохой части самости, включающее в себя подчинение тирании, он пишет:

Позднее Мельцер (Meltzer, 1973) таким образом описал тиранию, осуществляемую нарциссической организацией:

Однако наиболее четкое описание этого типа нарциссических отношений, основанных на идеализации деструктивных частей самости, дал в своей статье о деструктивном нарциссизме Розенфельд (Rosenfeld, 1971a). Эта важная работа посвящена проблеме совладания с внутренними и внешними источниками деструктивности, которые Розенфельд относит к действию инстинкта смерти. Данная тема отсылает к ранним идеям Фрейда об инстинкте смерти, позднее развитым Мелани Кляйн. Будучи сформулированной на немодном ныне языке теории инстинктов, эта базовая проблема, тем не менее, остается важнейшей для понимания наиболее глубоких корней тяжелой патологии. Здесь постулируется универсальный характер внутренних источников деструктивности, выражающихся в форме примитивной зависти и угрожающих разрушить индивида изнутри. Содержащая эти импульсы и бессознательные фантазии часть Эго отщепляется и эвакуируется с помощью проективной идентификации и таким образом атрибутируется другим. В этом процессе, при ощущении нападения завистливых, деструктивных импульсов на Эго извне, возникают параноидные тревоги и воздвигаются различные защиты для совладания с данным процессом.

Розенфельд продемонстрировал, что идеализироваться могут не только хорошие элементы Эго, состоящие в отношениях с хорошими элементами объекта, но и деструктивные элементы — и зачастую это составляет главный способ обращения с деструктивностью. Он приводит аргументы в пользу того, что слабая, зависимая часть самости (либидинозная самость) пытается установить контакт с психологом, но этому мешает альянс деструктивных частей самости вкупе с деструктивными объектами. Этот альянс Розенфельд называет нарциссической организацией и пишет, что зачастую он представлен в материале пациента как бессознательная фантазия о банде или мафии, которые идеализируются и представляют себя либидинозной самости в качестве помощника или союзника. По сути, эти деструктивные элементы захватывают личность и мешают всякому развитию и росту.

Они могут принимать психотическую форму и предлагать пациенту бредовый мир, сулящий свободу от боли и тревоги, и их главная цель — удержать власть над личностью и предотвратить всякий настоящий контакт с хорошим аналитиком и конструктивную аналитическую работу. Розенфельд пишет:

Розенфельд признает, что подобные нарциссические состояния в значительной степени ответственны за состояния тупика в анализе, которые он изучал в своих позднейших работах. В последней книге Розенфельда (Rosenfeld, 1987) ряд его воззрений претерпел изменения: больше внимания стало уделяться травме и особенно тому, как ранняя травматическая ситуация воспроизводится в анализе действиями психолога. На мой взгляд, Розенфельд, пожалуй, зашел слишком далеко в этом направлении (Steiner, 1989b), но его описание деструктивного нарциссизма служит основой для моего определения понятия патологических организаций личности. Я перечисляю, вслед за другими авторами, те элементы, которые придают этой структуре высокую степень организованности. Патологические организации можно рассматривать как сложные структуры, предназначенные для совладания с проблемой внутренней деструктивности, и изучение Розенфельдом деструктивного нарциссизма значительно продвинуло исследование этого вопроса.

Патологические организации личности

Спиллиус (Spillius, 1988a) переиздает несколько важных работ на эту тему и сопровождает их четким и глубоким комментарием. Я подробнее остановлюсь на нескольких из этих работ, чтобы показать, как они повлияли на мои собственные идеи.

Ривьер (Riviere, 1936) была, вероятно, первым автором, который изучал нарциссические объектные отношения и рассмотрел в них высокоорганизованную структуру, порожденную определенным образом связанными объектами и защитными механизмами. В своем раннем исследовании трудноизлечимых пациентов она занималась преимущественно маниакальными защитами, которые считала результатом нарциссических объектных отношений, подобных тем, что описывал Абрахам (Abraham, 1919). По большей части ее статья посвящена тому, как маниакальные защиты ограждают пациента от отчаяния и душевной боли депрессивной позиции; при этом она особо отмечает организованный характер защит:

Здесь Ривьер делает акцент на защите от депрессивных тревог, которая подтверждает прочную связь между манией и депрессией. Ниже я покажу, что патологические организации личности также ограждают пациента от тревог параноидно-шизоидной позиции и действительно могут развиваться прежде всего для того, чтобы справиться с этими более примитивными состояниями. Это ясно видно в случаях, изложенных Сигал (Segal, 1972) и О’Шонесси (O’Shaughnessy, 1981).

Сигал (Segal, 1972) описала патологическую организацию личности, основанную на всемогуществе. Ее пациент не был откровенно психотичным, благодаря, вероятно, обсессивным элементам, составляющим часть его организации, но система бреда, служившая безумным прибежищем, была чрезвычайно психотичной и функционировала как защита от повторения катастрофической ситуации. Хотя у пациента Сигал, несомненно, были отмечены сильные психические нарушения, многие из описываемых ею особенностей организации наблюдаются и у менее больных пациентов.

Наконец, Сигал указывает на одну черту, характерную для большинства, если не для всех патологических организаций личности, когда она демонстрирует, что организация, созданная, чтобы избежать катастрофы, сама становится хронической катастрофой.

О’Шонесси (O’Shaughnessy, 1981), обсуждая менее психотичного, но также временами сильно застревавшего пациента, дает подробное описание защитной организации, функция которой — ограждать его от контакта и тем самым от тревоги. Она подчеркивает, что пациенты могут стремиться к психологической помощи, поскольку они желают избежать контакта с самими собой и их объектами. Они используют помощь психолога для того, чтобы вновь установить защитную организацию, которая как таковая служит прибежищем, спасающим от внутренних и внешних объектов, причиняющих пациентам почти невыносимую тревогу.

Пациент О’Шонесси прошел в своем анализе через четыре фазы. В первой фазе его защитная организация развалилась и не смогла обеспечить желаемое ограждение, породив отчаянную ситуацию, которая вела к смятению и переполняющим его тревогам. Он ощущал угрозу, и жаждал неподвижности и неизменности, и чувствовал необходимость вновь обрести свою защитную организацию.

В ходе второго периода организация была вновь восстановлена в анализе, что вело к облегчению ценой ограничения объектных отношений. Подобно Ривьер (Riviere, 1936), О’Шонесси делает акцент на способе достижения облегчения путем совместного использования различных защит, всемогущего контроля и запрета, различных форм расщепления и проективной идентификации, чтобы организовать внутренние отношения между частями самости пациента и между ним и его объектами.

На третьей фазе О’Шонесси наблюдала эксплуатацию защитной организации для удовлетворения жестокости и нарциссизма, что заканчивалось состояниями, похожими на те, которые описывали Сигал (Segal, 1972) и Розенфельд (Rosenfeld, 1971a).

И наконец, на восьмом году психоанализа стали нарастать признаки более живого, менее скованного контакта и появление нескольких вызывающих доверие объектов позволило пациенту продвинуться в своем развитии.

О’Шонесси приходит к выводам, имеющим фундаментальное значение для понимания патологических организаций личности. Во-первых, она показывает, как у ее пациента подобная организация служит созданию прибежища, приводящего к вожделенному состоянию относительного спокойствия. Когда оно разваливается, начинают преобладать смятение и тревога; когда же оно устанавливается вновь, то, как показывает О’Шонесси, оно используется для сохранения перверсивных отношений с аналитиком. Подобно Ривьер и Сигал, она подчеркивает высокоорганизованный характер защитной системы и окрашенную отчаянием тревогу, угрожающую человеку в случае развала этой организации.

Она поднимает вопрос о том, действительно ли такая организация помогает пациенту развиваться, предоставляя вожделенное укрытие от тревоги и контакта, и предполагает, что, возможно, в обеспечиваемых анализом условиях она способна это делать. Самый значительный вывод следует из данного О’Шонесси описания судьбы организации, когда развитие действительно происходит. В этом случае организация не демонтируется, но в личности возникает расщепление и, несмотря на существование патологических организаций личности, укрепляется часть пациента, способная находиться в контакте с объектом и реальностью. Всемогущая часть пациента все так же находится в проективной идентификации с мощными деструктивными объектами, она препятствует реалистическим попыткам развиваться и презирает их. О’Шонесси считает, что существование расщепления такого типа — типичное следствие защитной организации. Ее пациент, ощущая преследование или чрезмерную вину, был склонен резко утрачивать интерес к своему объекту и становиться всемогущественным и перверсивным, но такие изменения стали преходящими, и он уже не находился всецело во власти организации.

Ризенберг-Малкольм (Riesenberg-Malcolm, 1981) обсуждает особый тип психической организации, в которой преобладают перверсивные мазохистические элементы. Пациент обращается к самонаказанию, стремясь воспользоваться искуплением и страданием, чтобы избежать восприятия поврежденного состояния своих внутренних объектов и таким образом ускользнуть от вины. Это наказание назначается вместо репарации, т. е. восстановления внутренних объектов, подвергшихся нападению в фантазии; самонаказание оказывается дальнейшим нападением на объект, и в результате вина усиливается, а не ослабляется, что и приводит к тупику.

В патологических организациях личности перверсия играет центральную роль и, на мой взгляд, является одним из элементов, которые обеспечивают целостность организации. Мы будем обсуждать это далее в восьмой и девятой главах. Иногда, как у пациента О’Шонесси, предоставляемое патологическими организациями личности прибежище соблазняет ощущением мира и спокойствия, но иногда, как у пациента А. Джозеф, прибежище ужасает, но, тем не менее, пациент обращается к нему, словно испытывая от него зависимость. Отчасти это происходит вследствие притягательности мазохизма, обеспечивающего сексуальное удовлетворение от боли и подчиненного положения, но другим решающим фактором является то, что пациент таким образом избавляется от тяги к жизни и здравомыслию, проецируя их в аналитика.

Структура такой организации основана на расщеплениях в личности, приводящих к тому, что части самости сложным образом идентифицируются и вступают в альянсы с объектами. Так, Джозеф описывает, как над ее пациентом властвовала его агрессивная часть, которая не только пыталась контролировать и разрушать ее работу, но и была активно садистична по отношению к другим частям самости, которым можно было бы лучше помочь, не будь они мазохистически вовлечены в перверсию.

Рей подытоживает это так:

Статья. Жильбер Диаткин “Психические убежища и их интерпретация. “

Психические убежища Рильке

В своих письмах к Андреас-Саломе Рильке показывает, что всякое отношение в жизни для него опасно и вынуждает его через некоторое время бежать, чтобы не оказаться растворенным в объекте. Это верно прежде всего касательно женщин, которых он любит – Лу Андреас-Саломе и Магды фон Хаттенберг (которую он называет Бенвенута). То же самое справедливо в отношении его жены Руфи или его дочери, с которыми он был неспособен жить дольше, чем несколько месяцев. Он отчаянно нуждается в том, чтобы любить, чтобы его любили и о нем заботились, но не выносит слишком значительной помощи, поскольку такое движение к нему объекта предполагает взаимность, и он приходит в ужас от своей ответственности перед объектом. Этим опасным свойством обладают не только объекты любви. Как только Рильке входит в контакт с любым объектом, с человеком или предметом, он боится, что тот его полностью захватит, боится опасности потерять свою чувствительность:

Обычному человеку было бы трудно найти такое место, чтобы жить в настолько точном удалении от объектов. Но Рильке был знаменитым поэтом, и еще в июне 1904 года некая Международная ассоциация аристократов организовала для него возможность останавливаться в различных замках по всей Европе настолько долго, насколько он захочет, общаясь с их обитателями исключительно по своему желанию. После июня 1913 года четыре покровителя создали для него особый фонд, чтобы освободить его от всех материальных проблем. Рильке переезжал из замка в замок, никто его ни о чем не спрашивал, он жил один, поддерживая связь с друзьями, но только на расстоянии, посредством писем.

Бывали периоды, когда он более активно общался с людьми, например, во время своего романа с Лу Андреас-Саломе с мая 1897 по ноябрь 1903; однако при этом он много раз ее покидал и снова к ней возвращался. Был у него и второй период более нормальной общественной жизни с августа 1905 до мая 1909, когда он работал в Париже секретарем Огюста Родена. Рильке смог поменяться с Роденом ролями. Тот предоставил ему убежище в своей мастерской, но Рильке пригласил Родена в прекрасный отель Бирона на рю де Варенн, где теперь расположен Музей Родена. Как и в случае с Андреас-Саломе, Рильке много раз покидал Родена, например, когда уезжал на Капри.

Однако все это время Рильке был не одинок, он поддерживал связь посредством писем с Лу Андреас-Саломе, которая умела соблюдать в их отношениях точно ту дистанцию, которая требовалась, и не теряя контакта с Рильке, и не оставаясь с ним дольше, чем на несколько дней.

Я воспользуюсь примером Рильке, насколько мы можем его понять по письмам к Лу Андреас-Саломе, чтобы обсудить несколько тем касательно психических убежищ:

– Что такое психическое убежище: ловушка или укрытие?

– Психосоматика и психические убежища;

– Интерпретация психических убежищ.

Ловушка или укрытие?

Герберт Розенфельд (Rosenfeld, 1983) вначале описал психические убежища как ловушки, в которых пациент оказывается узником деструктивных нарциссических частей своей самости и не может сбежать. Стайнер придерживается этого описания, но добавляет, что также некоторые пациенты паникуют, поскольку теряют свое убежище, которое нужно им для защиты. Идея Фрейда, когда он описывал бред как исцеление, также заключается в том, что чрезвычайно патологическое убежище может служить укрытием. После утраты, катастрофичной для пациента как конец света, психотик создает новый мир, не столь прекрасный, каким был утраченный, но по крайней мере такой, в котором он может жить (Freud, 1911, p. 315).

Психосоматика и психические убежища

В такие периоды депрессии Рильке обычно не писал ничего, даже писем. Когда он снова оказывался способным писать Андреас-Саломе, то ретроспективно описывал те депрессивные периоды, которые прошел. Зачастую они заканчивались, когда он начинал страдать от соматизаций, таких как эпизоды лихорадки, головной или зубной боли. Рильке описывает их поэтически, например:

Он пишет Лу Андреас-Саломе:

Интерпретация психического убежища

Как бы то ни было, вопрос заключается в следующем: как интерпретировать психические убежища? Когда, в отличие от Рильке, такие пациенты решаются начать анализ, они иногда как будто бы сотрудничают, приходят на сеансы, но втайне игнорируют аналитическую работу. Аналитический процесс застывает, и пациенты кажутся недоступными для любых интерпретаций. Стайнер объясняет такие неудачи дробным расщеплением, охватывающим как плохие, так и хорошие части личности, в результате чего убежище выглядит попыткой свести воедино фрагменты, что производит ошибочное впечатление, будто мафия, ограждающая самость – это некий хороший объект, который не подпускает к самости преследующие объекты (Steiner, 1993, p. 7). Таким образом, расщепление на плохие и хорошие части личности больше не является простым. Каждая часть содержит хорошие и плохие объекты (Steiner, 1993, p. 107). Иногда неудача происходит из-за преобладания психотической части личности. Иногда эта психотическая часть слабее другой, но тем не менее превалирует, используя перверсивный механизм для того, чтобы заставить нормальную часть принять предложение деструктивных влечений в качестве приятных (Steiner, 1993, p. 68).

Центрированные на аналитике интерпретации кажутся наиболее полезными, когда аналитик начинает прислушиваться к ассоциациям, вызванным в его психике именно теми словами, которые произнес пациент. Пациент Стайнера Ф., чье существенное понимание никак не изменило использование им психического убежища, увидел сон, что он заходит в комнату подруги, а она там спит с другим мужчиной. Этот мужчина просыпается, встает, и на этом сон заканчивается. Стайнер начинает объяснять Ф., что в этом сне Ф. словно маленький мальчик, который хочет быть ближе к аналитику, чтобы получить теплоту и комфорт. Ф. отвечает, что не испытывает желания к девушке. Стайнер повторяет: хотя он сейчас отрицает это желание, во сне его часть поддалась на убеждение лечь в постель с девушкой, чтобы обрести теплоту и комфорт. Однако он с самого начала и всегда знал, что ищет только унижения и жестокости. Стайнер добавляет, что он считает (хотя он и не сказал этого пациенту), что именно этим Ф. занимается на сеансах: он как будто стремится к комфорту, но на самом деле ищет унижение и жестокость. Эта интерпретация, повторенная много раз, вызвала инсайт, но ничего не изменила, поскольку либидинозная самость пациента была перверсивной и стремилась к мазохистическому удовлетворению.

Подытожим: психические убежища остаются недостижимыми сопротивлениями психоанализу только пока они относятся к области действий. Если аналитик прислушивается к своему контрпереносу, он может успешно проассоциировать собственное желание действовать, например, быть сильнее, чем нарциссическая мафия, захватившая контроль над его пациентом, и навязать свое понимание пациенту. Не давая себе действовать, аналитик может стать чувствительным, как Стайнер с пациентом Ф., к двойному смыслу некоторых слов, которые передают импульсы пациента. В терминах Фрейда мы можем сказать, что аналитик успешно трансформирует импульсы Ид в словесные и вещные представления. Мы можем также сказать, в терминах Винникотта, что аналитик открывает переходное пространство, в котором уже не стоит вопрос изгнать пациента из его психического убежища. Бережное отношение к психическим убежищам особенно важно с психосоматической точки зрения. Многие пациенты регрессируют после психической утраты к состоянию безобъектной бессимптомной депрессии. Обычно они используют промежуточные соматические симптомы, возникающие в этих состояниях как психическое убежище, в котором у них появляются, – вспомним Рильке – невротические или психотические симптомы. Этого достаточно, чтобы остановить психическую дезорганизацию и избежать более тяжелых болезней.

Перевод З. Баблояна.

Библиография

Freud S. (1911 Remarques psychanalytiques sur l’autobiographie d’un cas de paranoïa (Dementia paranoides) (Le président Schreber). Tr. fr. Marie Bonaparte et R. Loewenstein), in Cinq psychanalyses. PUF, Paris, 1954

Joseph B. (1983) On understanding and not understanding: some technical issues, International Journal of Psychoanalysis, 64: 291-8.

Marty P. (1980) L’ordre psychosomatique. Payot, Paris.

Melville H. (1853) Bartleby, Fayard, Paris, 80 p.

Money-Kyrle, R. (1971) The aims of Psycho-analysis, IJP, 52.

Rilke R. M., Andreas-Salomé L. Correspondance. Tr. fr. Ph. Jacottet, Gallimard, Paris, 1985, 559 p.

Rosenfeld H. (1987) Destructive Narcissism and Death Instinct, in Impasse and Interpretation, Routledge, London and New York. Tr. fr. dirigée par B. Ithier Impasse et interprétation, PUF, Paris, 1990.

Steiner J. (1993) Psychic Retreats. Pathological Organizations in Psychotic, Neurotic and Borderline Patients. Routledge, London and New York, 162 p.

[1] Поскольку мы делаем перевод с непрофессионального перевода на английский с французского перевода немецкого текста, содержание этих писем в данном случае приходится главным образом реконструировать. – Прим. перев.

Diatkine, G. Psychic Retreats and Their Interpretation. In: Psychic Retreats and Psychic Change. The PIEE Tamara’s Summer Seminar for Members and Candidates, 22-28 September 2014, Budva, Montenegro, p.3-15.

Психотерапевт Семёнова Л.Ф. Краснодар

  • Главная
  • ЖИЗНЬ С ГЕШТАЛЬТПОДХОДОМ
    • Гештальттуризм
    • Мероприятия
    • О жизни
    • О книгах
    • О фильмах
  • Психотерапия
    • Возрастные кризисы
    • Вопросы воспитания
    • Зависимости
    • О психотерапии
      • Базовые эмоции
      • Защиты
    • Психосоматика
    • П. состояния и неврозы
    • Семейная терапия
    • Терапия отношений
    • Терапия травмы
    • Только для женщин
  • НАГРАДЫ САЙТА
  • НОВОСТИ САЙТА
  • ЮМОР

Обо мне и сайте

  • ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАВОЧКА
  • Документы, подтверждающие образование
  • КНИЖНАЯ ЛАВКА
  • КОМАНДА САЙТА
  • КОНТАКТЫ
  • О САЙТЕ
  • О СЕБЕ
  • Рубрики сайта

    • ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАВОЧКА (1)
    • ЖИЗНЬ С ГЕШТАЛЬТПОДХОДОМ (442)
      • Гештальттуризм (3)
      • Мероприятия (21)
      • О жизни (33)
      • О книгах (353)
      • Отзывы о фильмах (27)
    • НАГРАДЫ САЙТА (3)
    • НОВОСТИ САЙТА (2)
    • ПСИХОТЕРАПИЯ (90)
      • Возрастные кризисы (5)
      • Вопросы воспитания (12)
      • Психотерапевтическая работа с детской и взрослой психосоматикой (2)
      • Психотерапия для "чайников" (38)
        • Базовые человеческие эмоции (13)
        • Психологические защиты (13)
      • Работа с зависимостями, в том числе пищевыми (9)
      • Работа с пограничными состояниями и неврозами (5)
      • Семейная терапия (5)
      • Терапия отношений (11)
      • Терапия травмы (4)
      • Только для женщин (2)
    • ЮМОР (5)
  • Коллекция материалов

    • Март 2020 (1)
    • Ноябрь 2019 (1)
    • Октябрь 2019 (5)
    • Сентябрь 2019 (2)
    • Август 2019 (1)
    • Март 2019 (1)
    • Февраль 2019 (1)
    • Январь 2019 (1)
    • Декабрь 2018 (1)
    • Октябрь 2018 (1)
    • Сентябрь 2018 (2)
    • Август 2018 (2)
    • Июль 2018 (1)
    • Июнь 2018 (1)
    • Апрель 2018 (1)
    • Февраль 2018 (1)
    • Январь 2018 (2)
    • Декабрь 2017 (2)
    • Ноябрь 2017 (3)
    • Сентябрь 2017 (6)
    • Август 2017 (9)
    • Июль 2017 (8)
    • Июнь 2017 (9)
    • Май 2017 (9)
    • Апрель 2017 (8)
    • Март 2017 (9)
    • Февраль 2017 (8)
    • Январь 2017 (9)
    • Декабрь 2016 (9)
    • Ноябрь 2016 (9)
    • Октябрь 2016 (8)
    • Сентябрь 2016 (9)
    • Август 2016 (9)
    • Июль 2016 (9)
    • Июнь 2016 (8)
    • Май 2016 (9)
    • Апрель 2016 (9)
    • Март 2016 (9)
    • Февраль 2016 (8)
    • Январь 2016 (9)
    • Декабрь 2015 (9)
    • Ноябрь 2015 (8)
    • Октябрь 2015 (9)
    • Сентябрь 2015 (9)
    • Август 2015 (8)
    • Июль 2015 (9)
    • Июнь 2015 (9)
    • Май 2015 (9)
    • Апрель 2015 (8)
    • Март 2015 (9)
    • Февраль 2015 (8)
    • Январь 2015 (9)
    • Декабрь 2014 (9)
    • Ноябрь 2014 (8)
    • Октябрь 2014 (9)
    • Сентябрь 2014 (9)
    • Август 2014 (9)
    • Июль 2014 (9)
    • Июнь 2014 (8)
    • Май 2014 (9)
    • Апрель 2014 (9)
    • Март 2014 (8)
    • Февраль 2014 (8)
    • Январь 2014 (9)
    • Декабрь 2013 (9)
    • Ноябрь 2013 (9)
    • Октябрь 2013 (9)
    • Сентябрь 2013 (8)
    • Август 2013 (9)
    • Июль 2013 (9)
    • Июнь 2013 (8)
    • Май 2013 (9)
    • Апрель 2013 (9)
    • Март 2013 (9)
    • Февраль 2013 (8)
    • Январь 2013 (9)
    • Декабрь 2012 (8)
    • Ноябрь 2012 (8)
    • Октябрь 2012 (1)

  • Название: Психические убежища. Патологические организации у психотических, невротических и пограничных пациентов.

    Оригинальное название: Psychic Retreats: Pathological Organizations in Psychotic, Neurotic and Borderline Patients.

    Перевод: Завен Баблоян.

    Год издания: 2013.

    Страницы: 240.

    Язык: русский.

    ISBN: 978-5-89353-325-5, 0-415-09923-4; 2013 г.

    Переплёт: твёрдый.

    Иллюстрации: Нет.


    Рой Шафер. Предисловие


    Psychic Retreats: Pathological Organizations in Psychotic, Neurotic and Borderline Patients


    Цитата из книги

    Согласно Стайнеру, в самой сердцевине патологических организаций находятся нарциссические объектные отношения, функционирующие, в основном, на базе проективной идентификации, расщепления, фрагментации Я и объекта. Объекты, и внешние, и фантазийные, и внутренние, используются подобными пациентами с целью защиты, для того, чтобы связать собственные деструктивные элементы.

    Заказать эту книгу можно в книжной лавке .

    Соционика - наука или искусство?

    • Главная
    • Отношения
      • Активация
      • Деловые
      • Дуальные
        • Дуальность
        • Дон Кихот - Дюма
        • Гюго - Робеспьер
        • Жуков - Есенин
        • Гамлет - Максим Горький
        • Наполеон - Бальзак
        • Джек Лондон - Драйзер
        • Гексли - Габен
        • Штирлиц - Достоевский
      • Заказ
      • Зеркальные
      • Квазитождество
      • Контроль
      • Конфликт
      • Мираж
      • Погашение
      • Полудуальность
      • Родственные
      • Супер-эго
      • Тождество
      • Разное
    • Психология
      • Книги по психологии
        • Возрастная психология
        • Достижение успеха
        • Искусство быть счастливым
        • Классики психологии
        • Конфликтология
        • НЛП
        • Общая психология
        • Основы психологии
        • Отраслевая психология
        • Практическая психология
        • Прикладная психология
        • Психические процессы
        • Психоанализ
        • Психодиагностика
        • Психологическая практика
        • Психология деятельности
        • Психология личности
        • Психология масс
        • Психология общения
        • Психология отношений
        • Психология семьи
        • Психология управления
        • Психотерапия
        • Разное
        • Социальная психология
        • Соционика
        • Справочная литература
        • Тестирование
      • Направления психологии
        • Педагогика
        • Психоанализ
        • Психология личности
        • Семейная психология
        • Социальная психология
        • Типология Майерс-Бриггс
        • Трансперсональная психология
        • Юнгианский анализ
          • О Юнге
          • Статьи Юнга
          • Типы Юнга
          • Юнгианцы
      • Практическая психология
        • Беременность
        • Воспитание
        • Дом и семья
        • Зависимость
        • Истории из жизни
        • Общение в сети
        • Саморазвитие
        • Семейная жизнь
      • Притчи
      • Психологи
      • Психологический словарь
        • A-Z
        • А
        • Б
        • В
        • Г
        • Д
        • Е
        • Ж
        • З
        • И
        • Й
        • К
        • Л
        • М
        • Н
        • О
        • П
        • Р
        • С
        • Т
        • У
        • Ф
        • Х
        • Ц
        • Ч
        • Ш
        • Щ
        • Э
        • Ю
        • Я
    • Словари
      • Мифы
        • А
        • Б
        • В
        • Г
        • Д
        • Е
        • Ж
        • З
        • И
        • Й
        • К
        • Л
        • М
        • Н
        • О
        • П
        • Р
        • С
        • Т
        • У
        • Ф
        • Х
        • Ц
        • Ч
        • Ш
        • Э
        • Ю
        • Я
      • Сонник
        • А
        • Б
        • В
        • Г
        • Д
        • Е
        • Ж
        • З
        • И
        • Й
        • К
        • Л
        • М
        • Н
        • О
        • П
        • Р
        • С
        • Т
        • У
        • Ф
        • Х
        • Ц
        • Ч
        • Ш
        • Щ
        • Ю
        • Я
      • Психологический словарь
        • A-Z
        • А
        • Б
        • В
        • Г
        • Д
        • Е
        • Ж
        • З
        • И
        • Й
        • К
        • Л
        • М
        • Н
        • О
        • П
        • Р
        • С
        • Т
        • У
        • Ф
        • Х
        • Ц
        • Ч
        • Ш
        • Щ
        • Э
        • Ю
        • Я
      • Соционический словарь
    • Соционика
      • Знаменитости
      • Критика соционики
      • Малые группы
      • Методики типирования
      • Направления соционики
        • Детская соционика
        • Кадровый менеджмент
        • Соционика в семье
        • Другие направления
      • Основные дихотомии
      • Признаки Рейнина
      • Сказки разных ТИМов
        • Сказки Бальзаков
        • Сказки Габенов
        • Сказки Гамлетов
        • Сказки Гексли
        • Сказки Гюго
        • Сказки Джеков
        • Сказки Дон Кихотов
        • Сказки Достоевских
        • Сказки Дюма
        • Сказки Есениных
        • Сказки Максов
        • Сказки Наполеонов
        • Сказки Робеспьеров
        • Сказки двух авторов
        • Сказки авторов с неопределенным типом
      • Социон
      • Соционические модели
      • Соционическое видео
      • Эксперименты
        • СРТ-99
        • Сходимость социоников
        • Эксперименты
        • Эксперимент Бальзаков
        • Эксперимент Дон Кихотов
        • Эксперимент Дельты
        • Эксперимент Джеков
        • Эксперимент Дюма
      • Функции
      • Разное
    • Соционики
      • Интервью с социониками
      • Конференции
      • Организации
      • Соционики
      • Соционический атлас
      • Сходимость социоников
    • Тесты
    • Типы
      • Особенности типов
        • Акценты типа
        • Внешность
        • Подтипы
        • Соционические типы
        • Темпераменты
      • Дон Кихот
      • Дюма
      • Гюго
      • Робеспьер
      • Жуков
      • Есенин
      • Гамлет
      • Максим Горький
      • Наполеон
      • Бальзак
      • Джек Лондон
      • Драйзер
      • Гексли
      • Габен
      • Штирлиц
      • Достоевский
    • Типологии
      • Акцентуации Леонгарда
      • Акцентуации Личко
      • Гороскопы
        • Гороскоп друидов
        • Зодиакальный гороскоп
        • Зороастрийский гороскоп
        • Китайский гороскоп
        • Цветочный горскоп
        • Японский гороскоп
      • Вектора Бурлана
      • Психе-йога Афанасьева
      • Развлекательные типологии
        • Журнал "Maxim"
        • Лукоморье
        • Социальные сети
        • Типы стерв
      • Телесные типологии
        • Аюрведа
        • Времена года
        • Женские фигуры
        • Расы
        • Типы Кречмера
      • Типология Майерс-Бриггс
        • ENFJ
        • ENFP
        • ENTJ
        • ENTP
        • ESFJ
        • ESFP
        • ESTJ
        • ESTP
        • INFJ
        • INFP
        • INTJ
        • INTP
        • ISFJ
        • ISFP
        • ISTJ
        • ISTP
      • Типология Мак-Вильямс
      • Типология Хорни
      • Типология Юнга
      • Характеры Лоуэна
      • Шкала эмоций
    • Юмор
      • Видеоюмор
      • Загробная соционика
      • Интертипные отношения
      • Квадры в картинках
      • Смехохоника
      • Соционика в стихах
      • Соционический зоопарк
      • Соционические маньяки
      • Соционический юмор
      • Типирование
      • Четыре квадры
      • Шестнадцать типов
    • Контакты
    • Skip to content

    Психические убежища. Патологические организации у психотических, невротических и пограничных пациентов - Джон Стайнер


    Цена: 362 рублей

    Название: Психические убежища. Патологические организации у психотических, невротических и пограничных пациентов

    Серия: Библиотека психоанализа

    Год выпуска: 2010

    ISBN: 978-5-89353-325-5, 0-415-09923-4

    Страниц: 240

    Описание:
    "Психические убежища" - это душевные состояния, в которые пациенты прячутся, скрываясь от тревоги и психической боли. При этом жизнь пациента становится резко ограниченной и процесс лечения "застревает". Адресуя свою книгу практикующему психоаналитику и психоаналитическому психотерапевту, Джон Стайнер использует новые достижения кляйнианского психоанализа, позволяющие аналитикам осознавать проблемы лечения тяжелобольных пациентов. Автор изучает устройство психических убежищ и, применяя обстоятельный клинический материал, исследует возможности аналитика в лечении пациентов, ушедших от реальности.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.