Психокоррекция невротических расстройств у детей


Порошина Елена Александровна
Кандидат психологических наук
Ведущий учебных программ

Причины возникновения неврозов у детей?

Откуда берутся детские страхи?

Почему у ребёнка тревожное состояние?

Вредные привычки их причины и как от них избавиться?

Депрессии у детей и подростков. Что делать?

Нарушения пищевого поведения глобальная проблема современности.

Стресс, как фактор возникновения соматических отклонений.

Психологические особенности детей с психосоматическими заболеваниями

Ответы на эти и другие вопросы вы получите в программе:

Детские неврозы – расстройства, возникающие вследствие неблагоприятных жизненных условий, нарушенного семейного воспитания и из-за болезней первых лет жизни. Психосоматические расстройства в детском возрасте охватывают широкий спектр соматических заболеваний, на возникновение и течение которых влияют психологические факторы, такие как, дезадаптации, нарушения стиля семейного воспитания, хронический стресс и др.

Программа рассчитана на:

– педиатров, социальных работников,

– студентов психологических факультетов,

– тех, кто интересуется психологией.

Цель программы: познакомить слушателей с основными видами неврозов и психосоматических расстройств у детей и сформировать навыки построения коррекционных программ для данной категории детей

Задачи семинара:

  • научиться диагностировать невротические и психосоматические расстройства от сходных с ними состояний:
  • выработать навыки построения психокоррекционных программ для детей с неврозами и психосоматическими расстройствами;
  • определить характер работы с родителями, прояснить влияние семейных отношений на возникновение и течение расстройств у детей;

Темы семинаров:

Семинар1. Диагностика и коррекция невротических расстройств у детей и подростков.

Причины возникновения неврозов у детей. Клинико-психологическая характеристика невротических расстройств: неврастенический, невроз навязчивых состояний, истерический, энкопрез и энурез, остро возникающие неврозы, псевдоневроз. Методы диагностики: проективные техники, тесты эмоционально-личностного реагирования, анализ семейного воспитания, психокоррекционные технологии работы с неврозами у детей.

Семинар 2. Психосоматические расстройства в детском и подростковом возрасте, методы диагностики и коррекции.

Эмоциональный стресс, как фактор возникновения психосоматических нарушений. Роль психогенных и социальных факторов в происхождении психосоматических расстройств. Школьные психосоциальные факторы, родительское воспитание. психосоматические расстройства сердечнососудистой системы, бронхиальная астма, аллергические заболевания, расстройства желудочно-кишечного тракта, нарушения эндокринной системы и обменных процессов, нарушения пищевого поведения. Методы диагностики и коррекции психосоматических расстройств у детей.

Семинар 3. Диагностика и коррекция депрессивных и тревожных расстройств в детском и подростковом возрасте.

Клинико-психологическая характеристика депрессивных проявлений у детей. Познавательная активность при депрессиях. Проблема самооценки в структуре нарушений настроения. социальное взаимодействие и проблемы отношений со сверстниками. Суицид.

Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений.

Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования:

Удостоверение о повышении квалификации на 120 часов при наличии среднего и/или высшего профессионального образования.

Режим проведения занятий:

чт с 15:00 до 21:00 пт, сб и вс с 10:00 до 17:00, перерыв на обед 1 час.

Стоимость одного семинара: 13700 руб.

Скидки при оплате:

за курс 35100 руб. (экономия 6000 руб.)

Для бронирования места необходимо внести аванс 4000 руб.

Аванс Вам будут возвращен в случае если Вы сообщите, что не сможете присутствовать на семинаре не позднее чем за 5 дней до начала семинара.

Место проведения Екатеринбург, Горького, 27А Центр обучения “Оранжевое солнце”

Если место проведения будет меняться, Вам сообщат дополнительно.

Ближайшие семинары

модуль № 1 19-22 октября
модуль № 2 15-17 декабря
модуль № 3 9-12 марта

1.Невроз страха - приступы страха и тревоги, возникающие без особых на то причин и продолжающиеся от 10 минут до получаса (особенно часто эти приступы совпадают с моментом засыпания ребенка, в некоторых случаях сопровождаются галлюцинациями).

2. Невроз навязчивых состояний - представляет собой две разновидности невроза: обессивный невроз (характеризующийся навязчивыми действиями, такими как шмыгание носом, потирание губ или переносицы, подергивание плечами, частая кривая улыбка и т.д.) и фобический невроз (боязнь замкнутых пространств, загрязнений, режущих предметови т.д.).

3. Депрессивный невроз - невроз, выражающийся низкой самооценкой, плаксивостью, при неврозе такого типа голос ребенка становится тихим, движения замедленными, мимика скудной, а также наблюдается ухудшение аппетита, появление бессоницы.

4. Истерический невроз - является неврозом, который выражается падением на пол с криками и плачем, ударами о землю, в некоторых случаях сопровождается респираторными приступами.

5. Астенический невроз (неврастения) - невроз, характеризующийся несдержанностью ребенка, его повышенной раздражительностью, плаксивостью, а также не переносимостью психического напряжения, к тому же у ребенка в этом случае нередко наблюдаются расстройства сна и аппетита.

6. Ипохондрический невроз - невроз, при котором ребенок чрезмерно заботится о собственном здоровье и все время необоснованно боится заболеть.

7. Невротическое заикание - форма невроза, причиной которого, как правило, является психическая травма ребенка, например, сильный испуг или долгая разлука с родителями, также невротическое заикание может возникнуть в результате слишком настойчивых попыток родителей форсировать интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

8. Невротические тики - вид невроза, который развивается вследствие различных психических травм, кроме того, причиной расстройства может быть какое-либо местное раздражение, например, конъюктивит, который на протяжении долгого времени мучает ребенка и способствует образованию привычки потирать глаз, при невротических тиках ребенок постоянно ощущает скованность, желание совершить привычное навязчивое действие.

9. Невротические расстройства сна - выражаются беспокойным сном, а также проблемами при засыпании, у детей наблюдается лунатизм, частые и яркие ночными кошмарами.

10. Анорексия (невротические расстройства аппетита) - форма невроза, которая характеризуется пониженным настроением во время еды, частыми срыгиваниями (вплоть до рвоты), данный невроз, как правило, тесно связан с агрессивными попытками взрослых насильно накормить ребенка, также анорексию может вызвать любое негативное событие (ссора, испуг), которое совпало с принятием пищи.

11. Невротический энурез - вид невроза, при котором у ребенка наблюдается бессознательное упускание мочи (обычно в ночное время), как правило, эта форма невроза обостряется после физического наказания и различных травмирующих ситуаций.

12. Невротический энкопрез - особая форма невроза, при котором у ребенка происходит неконтролируемое выделение определенного количества испражнений (обычно у мальчиков, которые страдают от слишком строгого воспитания), встречается гораздо реже, чем невротический энурез.

13. Патологические привычные действия - вид детского невроза, при котором ребенок совершает такие действия, как обкусывание ногтей, сосание пальцев, жевание, а также выдергивание волос, бровей, ресниц (а у детей до 2 лет - раскачивание всем туловищем в процессе засыпания).

14. Школьный невроз - форма невроза, характеризующаяся неадекватным способом реагирования ребенка на те или иные проблемы в школе.

15. Депрессия у подростков - представляет собой невроз, при котором у ребенка кардинально изменяется поведение и образ мыслей, и, как правило, ребенок изолируется от общества.

16. Логоневроз - является одним из невротических расстройств, возникающим в результате испуга или нервного напряжения и которое довольно сложно вылечить.

17. Мутизм (мутацизм) - вид невроза, при котором у ребенка наблюдается отсутствие речевого общения, отказ от речи (при сохранности речевого аппарата).Многие психологи и психиатры утверждают, что основная причина неврозов детей- это неправильное воспитание. К примеру, если ребенку повторять каждый день, что он лентяй, оболтус, "непроходимый болван и тупица" - то постепенно он сам начинает в это верить. Правда сначала ребенок пытается доказать своим близким, что он совсем не такой плохой, но взрослые этого не замечают, стараясь "загнать" ребенка в свои рамки. И из-за того, что ребенок не может приспособиться под требования взрослых, начинает сопротивляться, возникает множество конфликтов с родителями. Все это приводит к повышенному нервному напряжению, а если родители так и будут придерживаться своей воспитательной политики и не захотят видеть в своем ребенке личность - у ребенка неизбежно возникнет детский невроз. Таким образом, причины неврозов у детей представляют собой острые или хронические психические травмы. Часто причинами детских неврозов являются испуг, наказание, неправильное отношение со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.Также существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка (способствующие формированию невротической личности), например, недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка наблюдается высокий уровень тревожности, ведь ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны) или семейные конфликты (очень часто в конфликтных семьях недовольство между супругами выливается на ребенка, ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; причем в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже - и, напротив, в семьях, где активная мама, все наоборот). Также причиной развития детского невроза может быть неполная семья, ведь ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола и отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза. На появление неврозов у детей также большое влияние оказывают издержки воспитания, такие как традиционализм в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, открытые посылы и прямые угрозы, нескромность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, отдаленность родителей, негативное отношение к престарелым. Ребенок все это видит, впитывает, его хрупкая детская психика не может с этим справиться - в результате развивается невроз. Еще одной причиной детского невроза является переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье. Нередко родители сами не могут распределить внимание на обоих детей, но во всем несправедливо упрекают старшего ребенка - ведь он старший, на нем больше ответственности. Такая ситуация вызывает у детей ревность, нервные срывы, тики, а в худших случаях может возникнуть неприкрытая агрессия к младшему брату или сестре. Вследствие всего этого и происходит развитие детского невроза. Таким образом, основной причиной всех видов невроза у детей является психическая травма, однако не всегда все так прямо и не всегда есть возможность связать возникший невроз с той или иной жизненной ситуацией. Большое значение при возникновении детского невроза имеет также и наследственная предрасположенность. Перечислять причины детских неврозов можно долго, но хочется отметить, что основа у них всех одна - ошибки воспитания, несостоятельность взрослых как родителей. Многие родители обращаются к врачу только тогда, когда сталкиваются с такими симптомами детского невроза как энурез, невротическое заикание, нарушение сна. Причем часто в таких случаях рассказываются истории о том, что заикание началось из-за какого-то испуга (например, резко просигналила машина или залаяла собака), но мало кто знает, что в этом случае испуг только спровоцировал выход невроза "на поверхность", что на самом деле ребенок уже болен неврозом и винить в этом, опять таки, следует родителей.

ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НЕВРОЗОВ

Таким образом, психотерапия и психокоррекция детских неврозов – это два взаимодополняющих друг друга метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Психотерапия – метод лечения, а психологическая коррекция – метод профилактики. В психокоррекционных воздействиях нуждаются дети из особого, повышенно уязвимого в отношении неврозов контингента. Поэтому для оказания им помощи необходимо всесторонне изучить психологические составляющие этой уязвимости, иными словами, психологически исследовать группу риска по детским неврозам и описать психологическое содержание факторов повышенного риска в отношении неврозов у детей. Эта работа и была проделана в настоящем исследовании. Задача психологической коррекции в целях профилактики неврозов у детей рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка.

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

Ключевые слова: функциональные нарушения нервной системы, невротические нарушения, Нервохель, Валерианахель, фенибут.

Для цитирования: Хачатрян Л.Г., Быкова О.В., Никитина Е.Д., Касанабе Е.В. Способы коррекции невротических проявлений у детей. РМЖ. 2016;24:1634-1638.

Treatment of neurotic disorders in children
Khachatryan L.G. 1 , Bykova O.V. 2 , Nikitina E.D. 2 , Kasanabe E.V. 1

1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
2 University Children Hospital of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

The paper discusses an important issue of pediatric psychoneurology, the treatment of neurotic disorders. The occurrence of these conditions among functional outcomes of perinatal hypoxia is 35-40%. Statistical data demonstrate low efficacy of pharmacotherapy for these conditions. This results in the reduced quality of life of a child and a family.
Aim. To assess the efficacy of various medical agents in the treatment of neurotic and emotional disorders.
Patients and methods. The efficacy of Nervoheel®, Valerianaheel®, and Phenibut was compared in 131 children aged 3-12 years with neurotic disorders.
Results. It was demonstrated that each agent has its own “application point” depending on the composition and mechanism of action. Thus, the most effective drug in terms of emotional improvement was Nervoheel® which also increased motivation (like Phenibut) and communication. The medications were similarly effective for sleep disorders in 44.2-52.3% of children. In addition to high efficacy, complex homeopathies have good tolerability: self-limiting allergic reactions to Nervoheel® and Valerianaheel® observed in 2 patients only were regarded as homeopathic “exacerbation”. On the other hand, abdominal pains and allergic skin reactions were detected in 11 patients who received Phenibut. Moreover, 18.6% of children prescribed with Nervoheel® and 20.5% of children prescribed with Valerianaheel® demonstrates somatic (i.e., gastrointestinal and excretory) improvements.
Conclusions. Nervoheel® and Valerianaheel® are safe and effective for neurological and emotional disorders in children. They can be recommended for widespread use in pediatric daily practice.

Key words: functional disorders of nervous system, neurotic disorders, Nervoheel®, Valerianaheel®, Phenibut.

For citation: Khachatryan L.G., Bykova O.V., Nikitina E.D., Kasanabe E.V. Treatment of neurotic disorders in children // RMJ. 2016. № 24. P. 1634–1638.

Статья посвящена лечению невротических нарушений у детей





Во всех группах дети получали препараты согласно возрастным рекомендациям. Оценка эффективности проводилась с помощью контрольного клинического осмотра, проведения экстра- и интракраниального допплерографического исследования сосудов головного мозга, ЭЭГ, тестирования по методикам Люшера и СМАS до и после терапии.
Статистическая обработка результатов исследования выполнена с использованием пакета программ Statistica 22.0 (StatSoft Inc., США), различия считались статистически значимыми при р≤0,05.

Нозологическая структура патологии у 131 пациента была представлена следующими функциональными нарушениями нервной системы (табл. 3): у 39 детей (29,8%) отмечались нарушения эмоциональной сферы, у 92 (70,2%) – разного рода нарушения невротического характера. Надо отметить, что в основном эти проявления дебютировали в возрасте 2,5–3,5 года, когда дети проходили первичную социальную адаптацию (детские сады, группы развития и т. д.).



Комплексная диагностика всех детей с НЭС и НП показала, что наибольшие нарушения отмечались при транскраниальной допплерографии, характеризующей кровоснабжение головного мозга. Разного рода изменения кровотока по магистральным сосудам и позвоночной артерии и по венозному оттоку продемонстрировали все пациенты. Отмечались достоверное снижение кровотока по передней и средней мозговой артерии на 32±3,7 и 28 ±2,4% (р≤0,05 по сравнению с нормой), нарушение венозного оттока на 38±4,6% (р≤0,03), усугублявшиеся при нагрузках в среднем в 1,4 раза по сравнению с исходными величинами. У всех пациентов наблюдалась недостаточность регуляторной функции вегетативной нервной системы смешанного (68,9%) типа или с доминированием симпатикотонии (31,1%) с признаками напряжения процессов адаптации.
У 31% детей были выявлены изменения по данным нейровизуализации в виде негрубой резидуальной вентрикуломегалии. По данным ЭЭГ у 73,5% пациентов были обнаружены дезорганизация биоэлектрической активности мозга в виде нерегулярности основного ритма, дисфункции срединных структур, у 16,1% из них – пароксизмальная активность.
По лабораторным данным в клиническом и биохимическом анализе крови достоверных различий от возрастной нормы не выявлялось.
По данным цветового теста Люшера отмечались нарушения эмоциональной, коммуникативной и волевой сфер. Путем последовательного преференциального выбора цвета были верифицированы следующие нарушения у наблюдаемых пациентов (рис. 1): у 32% – изменения эмоционального равновесия (хотя клинические изменения отмечались у 29,9%), у 27% – нарушение мотивации, у 43% – проблемы коммуникабельности, нарушения сна или засыпания (54%), у 81% – наличие фобий и тревожности. При анализе тревожности (по шкале СМАS с 8 лет) в процессе тестирования по 53 пунктам были выявлены 3 уровня тревожности: несколько повышенная (41%), явно повышенная (36%) и очень высокая (23%).



По данным допплерографии через 2 нед. после терапии у пациентов 1-й группы, получавших фенибут, отмечалась положительная динамика в виде улучшения венозного оттока у 34% и улучшения вегетативного обеспечения у 36,3% с тенденцией к нормализации. Достоверных изменений скорости кровотока в магистральных сосудах получено не было. Во 2-й группе (Нервохель) отмечался положительный эффект у 16 (37,2%) пациентов в виде уменьшения функционального спазма по позвоночной артерии и улучшения венозного оттока, что клинически нивелировало у детей цефалгию напряжения. Достоверного изменения вегетативной регуляции получено не было. В 3-й группе (Валерианахель) были зафиксированы улучшение скорости кровотока в магистральных сосудах у 19% и нормализация вегетативного обеспечения у 25,6% пациентов.
Пациенты всех групп не продемонстрировали достоверных изменений при ЭЭГ, однако в среднем у 1/3 пациентов (36,3% в 1-й, 41% во 2-й и 30,2% – в 3-й) отмечались положительные сдвиги в виде снижения ирритации корково-подкорковых структур.
Положительные сдвиги отмечались в редукции невротических состояний (рис. 2, табл. 4) и нарушений эмоциональной сферы в 1-й группе (фенибут) в виде нивелирования тревожности и фобий у 38,6% пациентов, улучшения сна – у 52,3%. Также у 20,5% детей этой группы улучшилась коммуникабельность, у 38,6% отмечалась тенденция к нормализации эмоциональной сферы.





Неврозы у детей и подростков являются одной из актуальнейших проблем настоящего времени. Под давлением негативного влияния современного темпа жизни психика ребенка переживает большую нагрузку. Поэтому в любой семье должны обеспечиваться все необходимые условия для сохранения и поддержания психического здоровья ребенка. Неврозы являются формой нервно-психической патологии (истерический плач, чувство страха дыхательный и пищевой невроз).


Прочитав книги В.И. Гарбузова, вы сможете сориентироваться, что и как делать, выявив у своего ребенка такие симптомы, как истерический припадок, чувство страха нахождения в темноте, дыхательный невроз и так далее. Узнаете, какие успокаивающие препараты рекомендуются при заболевании нервной системы. Если заболевание лечить, то все симптомы обратимы.

Причины

В основе неврозов у детей имеется своя этиология. Причинами проявления данного состояния у ребенка школьного возраста могут стать:

  • психологическая травма;
  • перенесенная болезнь;
  • генетическая наследственность;
  • напряженные взаимоотношения родителей;
  • физическая и эмоциональная перегрузки;
  • нарушение сна;
  • ошибки в воспитании.

Симптомы

Клинические симптомы зависят от характеристики психологической травмы и личных качеств ребенка. На что следует обратить внимание? В зависимости от вида неврологического нарушения, этиология может носить разный характер.

Следует сразу обратить внимание на здоровье своего ребенка, увидев следующие общие симптомы, чтобы принять решение, что делать дальше:

  • приступы боязни и страха;
  • заикание или стопорное состояние;
  • ранимость и изменение мимики;
  • плохой аппетит;
  • нежелание общаться, стремление к одиночеству;
  • различные нарушения сна (ощущение беспричинного страха);
  • быстрая утомляемость;
  • истерический плач или истерический припадок;
  • раздражительность;
  • головная боль;
  • энурез и другие.

Термин невроз характеризует ряд очень распространенных психических недугов. В медицине используется более широкое понятие – невротические расстройства.

Виды и формы

Существуют такие общие виды и формы проявления заболевания:


  • Заикание – форма невроза по причине испуга, разлуки с родителями, повышенной интеллектуальной и речевой нагрузки.
  • Расстройства сна – особенностью этой формы невроза является то, что она выражаются в виде проблем во время засыпания, а именно: ощущением страха и беспокойства во сне, лунатизм и другие.
  • Невроз навязчивых состояний у детей – проявляется в формировании определенных страхов и мыслей, а также навязчивых движений у детей.
  • Невротический детский энурез – несознательное мочеиспускание. Этиология заключается в следующем: строгое физическое наказание, стрессовая ситуация, генетическая предрасположенность и другие.

Диагностика

Во время диагностики ребенка проводится углубленный медицинский осмотр с подробным изучением истории болезни пациента, чтобы исключить такие заболевания, как опухоли мозга или травмы головы. Если есть признаки невротических расстройств, то при помощи целого ряда исследований оценивается психическое состояние ребенка.

Общие методы психологических исследований:

  • клиническое интервью;
  • психологические тесты
  • методы диагностики личности
  • опросники для скрининга неврозов
  • фундаментальные методики интеллекта и так далее.

Лечение

Для помощи и ликвидации заболевания требуется применение психокоррекционной и психотерапевтической методик.

Суть психокоррекционной и психотерапевтической методик заключается в объединении двух методов воздействия на психику, которые дополняю друг друга. Каждый из методов имеет свою зону применения.

Психотерапия – способ вылечить симптомы и формы данного заболевания у детей дошкольного и школьного возраста. Психокоррекция, применяется как профилактика неврозов у детей.

  • Это интересно: шизофрения у детей

Психотерапия является основной формой индивидуальной терапии. Согласно этому методу пациент говорить о своих проблемах и конфликтах, напряженных и критических жизненных событиях. Психотерапия неврозов у детей и подростков состоит из системного способа диагностики психологических нарушений в здоровье всех близких и соответствующей психотерапевтической работы с больным ребенком и окружающими его людьми.


Необходимо найти грамотного специалиста в сфере психологической помощи, который будет регулярно заниматься с ребенком.

  • Читайте также: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Чтобы лечить неврозы многие врачи используют психотропные препараты, которые имеют успокаивающие свойства. Препараты, при помощи которых можно лечить неврозы:

  • хлорид кальция;
  • глюконат кальция;
  • глицерофосфат кальция;
  • седативные препараты и другие.

Медикаментозные средства применяются комплексно вместе с психотерапией. Главная задача при оказании помощи и лечении заключается в отдыхе нервных клеток. Родители больного ребенка должны соблюдать требования по диете и режиму сна, проводить на свежем воздухе больше времени. Согласно статистике – 60% болезней нервной системы детей излечиваются самостоятельно, но от профессиональной помощи оказываться не стоит.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 72 , средняя оценка: 4,06 из 5

Современный мир требует быстрых решений, восприятия большого количества информации и готовности к стрессам. Такую психологическую нагрузку не каждый взрослый может выдержать, а ребенок — тем более. По этой причине активно распространяться детский невроз, симптомы которого очень разные.
Невроз – это общее название расстройств нервной системы, что без необходимого лечения становятся хроническими. сихические заболевания сопровождаются психоэмоциональными изменениями, снижением физической и умственной активности. Невроз у детей, симптомы которого истерия, навязчивые мысли, астенические реакции (физическая слабость), считается осложненным.

Симптомы и виды неврозов у детей.

Детские невротические состояния — это защитная реакция психики на стрессовую ситуацию. Главная опасность — неправильная реакция или ее полное отсутствие у родителей. В зависимости от фактора и особенностей проявления, неврозы у детей имеют несколько видов:

1. Невротический страх (фобия) — это панический страх перед чем-либо. Состояние возникает после сильного стресса и проявляется в виде иллюзий. В сложных случаях признаки невроза у детей — это галлюцинации (например, воображаемый друг, существа) или вазовегетативнывные нарушения (чрезмерная потливость, тремор). Все стрессовые ситуации могут сопровождаться неконтролируемым мочеиспусканием (дневной энурез) или энкопрезом.

2. Истерическое состояние — характерно для детей до 6 лет, но проявляется и в старшем возрасте. Признаки невроза у ребенка напоминают детскую истерику. Зачастую это моторные припадки: падание на пол (в доме, общественных местах), громкий плач или крик, удары об стену, пол. Здесь требуется сопровождение психолога и качественное терапевтическое лечение. Детский невроз этого типа может стать хроническим.

3. Навязчивые состояния. Заболевание проявляется в виде постоянных опасений, навязчивых мыслей, неконтролируемых действий (подергивание глаза, заикание), движений (грызение ногтей, подергивание ногой). Подобное поведения проявляется при сильном эмоциональном напряжении. Такие неврозы у детей и подростков требуют обязательной консультации специалиста.

4. Депрессивное состояние. Проявляется в виде подавленного настроения, отстраненности от окружающих, медлительностью. В таких случаях обязательно требуется терапевтическое лечение. Невроз у детей, что сопровождается депрессивным состоянием, ведет к заниженной самооценке, чувстве неполноценности и к суицидальным мыслям.

5. Ипохондрия — встречается у всех возрастов. Этот невроз, симптомы и лечение у детей имеет аналогичные, что и у взрослых. Проявляется он в постоянном опасении за свое здоровье. Чаще всего это необоснованный страх о возможном заболевании. Сопровождается такое состояние маниакальным соблюдением чистоты, частыми обращениями к доктору.

6. Неврастения. Проявляется в виде нарушений эмоциональных реакций (быстрый переход от раздражения к плачу) и психологической истощенности. Также, как признак может наблюдается плохой сон, отсутствие аппетита, неусидчивость.

Причины психического расстройства.

Детские неврозы возникают в результате психической травмы, сильной стрессовой ситуации. Вероятность заболевания зависит от реакции личности, ее способность принять сложившеюся ситуацию и адаптироваться.

Существуют следующие причины детских неврозов:

  • внешняя стрессовая ситуация: межличностные конфликты (в школе, с учителем), неконтролируемые ситуации (авария, опасное животное);
  • проблемные взаимоотношения внутри семьи (развод родителей, частые ссоры);
  • отсутствие эмоционального контакта (поощрения, одобрения);
  • неправильное воспитание: гиперопека, авторитаризм.

Стоит понимать, что все неврозы и невротические состояния у детей — это результат ранее сложившихся обстоятельств. Вероятность развития заболевания зависит от эмоционального и психического состояния личности. Непосредственное влияние имеют родители, их неправильная позиция и воспитание могут вызывать системные неврозы у детей.

Лечение и рекомендации родителям.

Психокоррекция детских неврозов — это сложный системный процесс, что требует обязательного участия родителя (желательно обоих) и специалиста (психолога, психотерапевта). Основная задача лечения — устранить проявления заболевания и найти его решить причину. Специалист должен помочь маленькому пациенту вновь пройти стрессовую ситуацию. Для этого необходимо правильно подобрать терапевтические методы, что снимут психическое напряжение. Только в таком случае психолог поможет адаптироваться к сложившимся обстоятельствам и научит преодолевать подобные в будущем. Так, для работы с пациентами, возраст которых до 6–7 лет, большую эффективность дает игровая терапия. Подобное лечение неврозов у детей требует время, но устраняет их навсегда.[/FONT][/COLOR]

  • необходимо выбрать правильный тип воспитания, что поможет вырастить гармоничную и зрелую личность.
  • можно составить режим дня: это даст уверенность в будущем и уменьшит тревожность чада;
  • при проявлении истерики не следует акцентировать внимание на поведение ребенка. Рекомендуется спокойно настаивать на выполнении поставленных требований.

Для устранения детского невроза, независимо от его вида, следует обращаться только к опытному специалисту. Правильно подобранные терапевтические методы помогут ребенку пережить психотравмирующую ситуацию и адаптироваться. Кроме того, родителям нужно помнить, что профилактика неврозов у детей на начальном этапе поможет устранить заболевание и восстановить психическое равновесие чада.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.