Психологическая коррекция нервных тиков у ребенка


Данные статистики
Как правило, нервные тики наблюдаются у детей в возрасте 2-17 лет, средний возраст составляет 6-7 лет. Частота встречаемости заболевания в детском возрасте – 6-10 %. В 96 % случаев нервный тик возникает до 11 лет. Наиболее частым проявлением заболевания считается моргание. В возрасте 8-10 лет могут наблюдаться вокальные тики, первоначальным проявлением которых является покашливание и шмыгание носом. Заболевание протекает по нарастающей, пик приходится на 10-12 лет, потом отмечается снижение симптоматики. В 90 % случаев прогноз для локальных тиков является благоприятным. У 50 % больных симптомы распространенных нервных тиков регрессируют полностью.

Симптомы нервных тиков у детей

Тики являются повторяющимися неожиданными короткими стереотипными движениями или высказываниями, которые внешне схожи с произвольными.

Виды нервных тиков у ребенка
Органические
Органические тики проявляются в результате черепно-мозговой травмы, вследствие перенесенных или текущих органических заболеваний головного мозга. Такие нервные тики являются стереотипными и стойкими, имеют элементарный характер.

Психогенные
Они возникают на фоне хронической или острой психотравмирующей ситуации. Психогенные нервные тики подразделяют на невротические и навязчивые, которые встречаются реже.

Неврозоподобные
Они развиваются без очевидного экзогенного воздействия на фоне текущей и/или ранней соматической патологии. Часто в анамнезе ребенка с нервным тиком обнаруживается гиперактивность и ранняя детская нервность. Внешние проявления таких тиков весьма изменчивы. Они отличаются рецидивирующим характером и могут быть сложными или простыми.

Рефлекторные
Такие тики возникают по принципу условных рефлексов, которые биологически нецелесообразны, но связаны с продолжительным локальным раздражением тканей, например, спазмы после конъюнктивита, шмыгания носом после ринита и т.д. Рефлекторный нервный тик представляет собой стереотипные непроизвольные движения, которые вначале являлись ответной реакцией на конкретный раздражитель.

Тикоподобные гиперкинезы
Они наблюдаются при патологических заболеваниях. К подобным нервным тикам относят насильственные движения рук и лица при заикании у детей, например, дополнительные своеобразные движения для облегчения произношения слов и речи в целом.

Идиопатические
Идиопатические тики развиваются без конкретной причины, за исключением возможности наследственной предрасположенности.


Лечение нервных тиков у детей
Основным принципом лечения тиков у детей является дифференцированный и комплексный подход. Перед назначением медикаментозной или другой терапии следует определить возможные причины появления заболевания и выбрать способы педагогической коррекции. В случае умеренно выраженного тика лечение обычно проводят в амбулаторных условиях, чтобы ребенок мог находиться в привычной обстановке и посещать детский сад. В большинстве случаев назначаются успокаивающие препараты для приема внутрь, так как инъекционная терапия негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка и может спровоцировать приступ нервного тика.

Медикаментозное лечение
При медикаментозном лечении ребенку назначают ноотропные и психотропные препараты. При выборе такой терапии учитывают сопутствующие заболевания, этиологию, возраст малыша и характер нервного тика. Курс медикаментозного лечения проводят при упорных, выраженных и тяжелых тиках, которые сочетаются с нарушением поведения, неуспеваемостью в учебном заведении, влияют на самочувствие, осложняют социальную адаптацию детей и ограничивают возможности самореализации. Данный вид лечения не назначается, если тики не нарушают нормальную активность малыша, а волнуют только родителей.


Советы родителям при нервном тике у ребенка
Не акцентировать внимание на тиках
Родители должны стараться не замечать нервные тики малыша независимо от степени их выраженности. Помните, что позитивные изменения в поведении ребенка могут проявиться не так быстро, как бы Вам этого хотелось.

Контролировать психофизическое самочувствие малыша
Ваш малыш понимает, что нервный тик – это болезненные и необычнее движения. Он стесняется этого на людях, пытается сдержать себя, от чего начинает испытывать сильнейшее внутреннее напряжение, утомляющее его. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш, который болен тиком, чувствовал как можно меньше дискомфорта от всеобщего внимания и не ощущал себя не таким, как все.

Выполнять вместе с ребенком успокаивающие упражнения
Если малыш, страдающий нервным тиком, чем-то обижен или возмущен и готов расплакаться, предложите ему выполнить специальные упражнения, а лучше сделайте их вместе с ним. Например, постойте на одной ноге, как цапля, поджав другую под себя, а затем подпрыгните несколько раз. Надежный и быстрый способ расслабиться – это быстро напрячь мускулы и отпустить их.

1.Не может долго выполнять работу, не уставая
2.При волнении сильно потеет
3.С трудом сосредотачивается на чем-то
4.Не отличается хорошим аппетитом
5.Выполнение любого задания вызывает излишнее беспокойство
6.Трудно засыпает и беспокойно спит
7.Очень скован и напряжен при выполнении заданий
8.Пугливый, многое вызывает у него чувство страха
9.Часто смущается
10.Легко расстраивается и обычно беспокойный
11.Часто рассказывает о напряженных ситуациях
12.Обычно не может сдерживать слезы
13. В незнакомых обстановках обычно краснеет
14.Плохо переносит ожидание
15.Рассказывает о страшных снах
16.Не любит начинать новые дела
17.Обычно у него влажные и холодные руки
18.Не уверен в своих силах и в себе
19.Нередко у него бывают запоры или расстройство стула
20.Боится трудностей

1-6 баллов – низкий уровень тревожности

7-14 баллов – средний уровень тревожности

15-20 баллов – высокий уровень тревожности

Детям с высоким уровнем тревожности требуется помощь со стороны родителей и психолога.


Тики. Вопрос-ответ
Являются ли тики следствием нарушения работы мозга? В каком возрасте чаще всего появляются тики? Как узнать, что ребенок переживает внутреннее волнение?

Что такое тики?
Тики – это молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще лица и конечностей.

Какие тики чаще всего встречаются?
Чаще всего отмечаются моргания, поднимания бровей, подергивание щеки или угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и др.

Что может спровоцировать появление тиков?
В большинстве случаев первому появлению тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов, таких как начало обучения в школе, бесконтрольные просмотры телепередач, продолжительная работа на компьютере, конфликты в семье, разлука с одним из родителей, госпитализация и перенесенное заболевание.

Являются ли тики следствием нарушения работы мозга?
У детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается активный процесс образования связей и группировок нервных клеток в мозге. При нарушении этого процесса межнейронные связи формируются недостаточно крепкими и могут разрушаться. Это приводит к дальнейшему дисбалансу и нарушению нормального созревания нервной системы, что в свою очередь может проявиться в виде тиков, или других симптомов, таких как заикание, энурез, гиперактивность ребенка.

Что означает предрасположенность к тикам?
Очень часто у родителей или родственников детей с тиками отмечались подобные проявления в детстве, поэтому считается, что тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью.

Правда ли, что тики усиливаются во второй половине дня?
У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков – они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

Правда ли, что тики ослабевают во время игры?
Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры или выполнении интересного задания (чтении захватывающего рассказа), которое требует полной сосредоточенности. Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики могут появляться вновь.

Пройдут ли тики после взросления ребенка?
В возрасте 16-18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. А к 20 годам тики сохраняются лишь у 10% пациентов.

Стоит ли полностью исключать просмотр телевизора детям с тиками?
Известно, что тики значительно усиливаются во время просмотра телевизионных передач, особенно в случае из¬менения освещенности экрана и мелькания кадров. Это обуслов¬лено тем, что яркий мерцающий свет обладает способностью изме¬нять биоэлектрическую активность головного мозга. По этой при¬чине просмотр телевизионных передач детьми с тиками должен быть максимально ограничен или (лучше) запрещен в течение 1— 1,5 месяца. В последующем при снятии соответствующего запрета во время просмотра телевизора не следует выключать элект¬рический свет, чтобы избежать резкого светового контраста.

Как узнать, что ребенок переживает внутреннее волнение?
Дети, переживающие внутреннее волнение чаще используют в общении жесты и мимику. Во время задумчивости или смущения у них могут учащаться гортанное покашливание (хмыканье, сопение), или появляться такие движения, как перебирание складок одежды, накручивани

Симптоматика нервного тика у ребенка может возникнуть в любом возрасте. Поэтому родителям необходимо быть к этому готовыми. Под тиком понимают молниеносное непроизвольное сокращение группы мышц на лице или в конечности. Его выраженность может меняться – от едва заметных подергиваний до тяжелых проявлений. Чтобы не допустить подобного, к специалисту необходимо обратиться при первых же признаках неврологического расстройства.

Симптомы и признаки

Чаще всего непроизвольное сокращение мышцы в той или иной части тела малыша возникает в возрасте от семи до десяти лет. Клиника нервного тика будет первичной – при расстройстве непосредственно в структурах головного мозга, либо вторичной – на фоне заболеваний внутренних органов.


Специалисты традиционно делят симптомы болезни на моторные – сокращения двигательных группы мышц, а также проявления вокального тика. Внешние признаки патологии:

  • покачивание головой – ритмичное, непроизвольное, повторяющееся;
  • приподнимание плеч – чаще с двух сторон;
  • дерганье щекой;
  • часто моргание;
  • дрожание губ;
  • поднятие бровей;
  • вздрагивание – без явных к тому причин.

Помимо непосредственно симптомов вторичных гиперкинезов, к вокальным проявлениям расстройства относят:

  • различные повторяющиеся звуки – хмыканье;
  • шмыганье носом;
  • посапывание;
  • посвистывание.

Усиление нервного тика у ребенка, симптомы и лечение которого, казалось бы, уже были установлены и скорректированы, может случиться при нервно-психологической нагрузке. Эмоциональный фон – потеря близкого человека, новый школьный коллектив, будет служить провоцирующим фактором к рецидиву болезни.

Отличить нервный тик от иных психологических расстройств можно по отсутствию негативной симптоматики в ночные часы – при состоянии дремоты, глубокого сна, малыш расслаблен, и сокращение мышечных волокон у него отсутствует.

Классификация

Насильственные движения, которые являются, по сути, единственным признаком тика у детей, всегда скоординированы, но неуместны. Они возникают внезапно, повторяются многократно, практически не поддаются контролю. Какого-либо вреда здоровью детей тик не наносит, но может сказаться на их социальной адаптации.

По характеру внешних проявлений:

  • моторные тики – моргание, напряжение крыльев носа, пожимание плеч;
  • для вокального тика у ребенка характерно покашливание, посапывание, либо хмыканье, шмыганье носом;
  • для ритуального вида расстройства присуще повторение определенной последовательности движений, к примеру, ходьба по кругу;
  • генерализованные формы нервного отклонения – у малыша появляется не один, а несколько моторных тиков.

По течению болезни:

  • простые – сокращение захватает одну группу мышц, к примеру, веко, щеку;
  • сложные формы – непроизвольные движения внезапно появляются сразу в нескольких частях тела ребенка.

По длительности эпизоды болезни бывают:

  • кратковременные – транзиторные тики у детей, с редкими обострениями;
  • постоянные – ежедневные, повторяющиеся несколько раз за сутки.

По возрасту больных:

  • у младенцев – причины врачи ищут в течение беременности и осложнениях при родах;
  • у младших школьников – начало учебной деятельности сопряжено с чрезмерными психологическими нагрузками;
  • нервный тик у подростка – гормональные изменения в организме вызывают стресс, отчужденность у сверстников, провоцируют нервные расстройства.

Безусловно, классификация заболевания может быть дополнена врачами. Так, для нервного тика глаза у ребенка специалист указывает провоцирующий фактор, степень тяжести патологии, а также поддается ли болезнь коррекции.

Диагностика

Сталкиваясь с нервными тиками у детей, врачи в первую очередь стараются выяснить причину их появления. Ведь в основе формирования расстройства лежит именно психологический сбой – напряжение в психоэмоциональной сфере ребенка.

Тщательный сбор анамнеза – расспрос родителей малыша, беседа непосредственно с ним самим, позволяют установить, что могло послужить толчком. Чаще всего причины тиков у детей кроются в следующем:

  • потрясение – пережитое малышом нападение, автоавария;
  • нарушение питания – дефицит микроэлементов в рационе;
  • переутомление – чрезмерная нагрузка школьной программы, строгие требования в спортивной секции;
  • наследственная предрасположенность – тик у ребенка, как следствие различных неврологических болезней в семье.

Консультация невропатолога – это первый этап диагностики нервных тиков. Врач оценивает как физическое развитие малыша, так и его психологические особенности. Анализу подлежат рефлексы, когнитивные способности, общее состояние здоровья.


Предположительный диагноз в последующем будет подтвержден, либо опровергнут результатами лабораторных и инструментальных исследований. Так, специалист порекомендует провести электроэнцефалографию, томографию головного мозга, общий, а также биохимический анализ крови. УЗИ внутренних органов позволит изучить их функциональные особенности, присутствие хронических болезней. Только после тщательного изучения всей информации, специалист даст свое заключение и подберет соответствующее лечение.

Медикаментозная терапия

Поскольку организм детей находится в непрерывном развитии – и головной мозг, и скелетная мускулатура, то коррекция двигательных расстройств, как по-иному именуют моторные тики у ребенка, должна быть подобрана врачом. Самолечение абсолютно недопустимо – некоторые медикаменты наносят непоправимый вред.

При отсутствии положительного результата, как лечить нервный тик у ребенка, специалист будет определять с учетом этиологии болезни, рекомендаций психотерапевта, результатов дополнительных диагностических процедур. Так, допускается введение в схему лечения антипсихических препаратов, транквилизаторов.

Симптоматическая терапия позволит улучшить деятельность головного мозга детей, что, в свою очередь, устранит голосовые тики. К примеру, специалист порекомендует курсовой прием ноотропных средств, витаминно-минеральных комплексов, дезагрегантов, биодобавок.

При потребности восполнить запас микроэлементов – кальция, фосфора, магния, малышу с тиком врач назначит лечение соответствующими таблетками и растворами. Хорошо зарекомендовал себя Кальция глюконат, Панангин. Одновременно допускается использование при детских тиках рецептов народной медицины – настои и отвары целебных трав, в которых также присутствуют витамины, эфирные масла. Однако, каждый из подобных рецептов предварительно следует согласовать с лечащим врачом.

Немедикаментозная терапия

На раннем этапе появления, тики у детей лучше лечить вовсе без введения в организм малыша химических веществ. Основные направления безмедикаментозной терапии:

  • индивидуальная психотерапия – беседы с психотерапевтом, сказкотерапия, арт-терапия;
  • коррекция психологической обстановки в семье – отсутствие ссор между родителями в присутствии малыша, снижение уровня требований к успеваемости в школе;
  • организация режима труда и отдыха по возрасту ребенка – тики часто сопутствуют нервному истощению, переутомлению;
  • физиотерапия – отлично зарекомендовал себя в борьбе с детскими тиками электросон;
  • детский массаж – улучшает кровообращение внутри головы, расслабляет спазмированные группы мышц;
  • сон – ночной отдых в хорошо проветриваемом, затемненном, тихом помещении.


Пересмотреть необходимо и рацион малыша – нервные тики будут появляться, если в питании преобладают хлебобулочные и макаронные изделия, фаст-фуд. Тогда как для здоровья нервной системы необходимы свежие овощи и различные фрукты, салаты и каши, красное мясо и жирные сорта рыбы.

При легком течении болезни, в терапии тиков у детей можно вовсе обойтись без лекарств. Достаточно выяснить основную причину расстройства и устранить ее – конфликт в семье, в школьном коллективе, между сверстниками, психокоррекция пережитого страха, стресса, потрясения.

Профилактика

Приоритетным направление терапии неврологических расстройств, в том числе нервных тиков у детей, безусловно, является их профилактика. Чтобы не допустить появления болезни достаточно внимательно относиться ко всем потребностям детского организма.

Так, в питании ребенка упор должен приходиться на овощи и фрукты, каши и молочные продукты. Сбалансированность витаминов и микроэлементов позволит нервной системы формироваться и трудится в полную силу, без таких сбоев, как тик.

Режим дня малышей – это важная составляющая их здоровья. Активные игры лучше чередовать с продолжительными прогулками на свежем воздухе, а также обязательным дневным сном. В этом случае кора головного мозга успеет восстановиться и продолжит свою работу правильно.

Однако, важное условие здорового развития малыша – это забота и любовь его родителей. В спокойной семейной обстановке, с максимальной поддержкой родителей дети растут психологически сильными, выносливыми, полноценными членами общества.

Популярно о психологии для мам и пап

Очень прошу мнения профессиональных психологов о сложившейся у нас ситуации со старшей дочкой.
Будет длинно, прошу прощения, мне в данном случае трудно оценить, что важно, а что детали.

Юле (старшей дочери) сейчас почти 6 с половиной (младшей - 1,7; отношения у них хорошие, но речь не об этом). Девушка умненькая, очень эмоциональная (эмоции часто шкалят в обе стороны), чувствительная, яркий экстраверт, со склонностью к демонстративности. У меня с ней с рождения очень хороший контакт и душевные отношения. Была, по общему мнению всех членов семьи и знакомых, практически беспроблемны ребенком лет до 6ти, потом начался "кризис дошкольника", во всей красе и со всеми перечисленными в литературе проявлениями. Помимо этого, участились случаи истерик "на ровном месте", "давания в лоб" детям в детсаду и на игровых площадках чуть что, по ее мнению, не так, а примерно с осени появились тикоподобные навязчивые движения мышцами лица (я долгое время думала, что деточка просто гримасничает-кривляется, а потом вдруг поняла, что она не может контролировать эти движения). Со всем этим букетом мы обратились к неврологу, дочь пропила курсы глицина, нейровитана (витамины) и Магне В6 (они же), но результаты были более чем скромные. Невролог посоветовала, прежде чем начать забивать симптом более сильными таблетками, обратиться к психологу в поисках травмирующего фактора.
Ни я, ни муж, ни другие родственники не видят очевидных причин, которые могли бы послужить толчком для невротического состояния у Юли. Для ревности по поводу рождения младшей - как бы поздно началось, спустя год, да и самой ревности я не вижу. Бабушка (моя мама) вообще не придает этой проблеме (Юлиным тикам) особого значения - у нее самой было похожее в школьные годы, на почве взаимного непонимания с одноклассниками, потом прошло само собой. Юлины преподаватели ( воспитательница в саду, плюс мы занимаемся музыкой и танцами) тоже считают, что это возрастное и должно пройти. Но нас с мужем Юлины тики просто пугают.
И вот пришли мы к психологу. У меня нет опыта работы с психологом в качестве клиента, и я не очень хорошо представляю себе что такое "терапия". При первой беседе я задала вопрос - как долго может продлиться терапия в подобных случаях, психолог сказала - 2-3 месяца. Насколько я понимаю, психолог занимается с Юлей сказкотерапией. Я ожидала, что через какое-то время психолог поможет мне нащупать "травмирующий фактор", что он как-то всплывет в играх и высказываниях, и мы сразу поймем, в чем дело и как нам себя вести с Юлей дома и т.п.
Прошло полтора месяца. Дочка занимается с психологом один-два раза в неделю (иногда получается один раз, потому что мы периодически уезжаем всей семьей на выходные на природу, а втиснуть второй раз в Юлино расписание занятий не выходит). Психолог жалуется, что одного раза в неделю мало. Примерно раз в 3-4 "детских" занятия у нас происходят "родительские" встречи с психологом (их было уже три). И вот во время этих встреч растет и растет мое непонимание.
Психолог выдает мне версии травмирующих обстоятельств, которые всплывают у нее в играх с Юлей.
И вот как-то ни одна из этих версий не находит у меня отклика. Читали байку про диагностику по рисунку, там где фигурировал папа в очках и хомяк в банке из-под кока-колы? (найду ссылку - вставлю.) Вот так и здесь: все, что выдает Юлька в сочиняемых на сеансах историях - это отражение ее нынешней жизни и ежедневных новых впечатлений. Обыгрываются самые яркие впечатления и темы.
Например:
Психолог: - Сейчас у Юли преобладают игры с участием Доброй Феи, такого светлого образа, похожего на маму, и маленьких фей- ее дочек, и в какой-то момент врывается Некто, который строит козни, все разрушает, выключает свет и делает ночь. Значит, у нее какая-то внутренняя тревожность, страхи, и нужно понять, почему и отчего.
Я: - Ну да, сейчас они с подружками в саду насмотрелись мультиков про Винкс и поголовно играют в Фей, а "демон разрушитель" - либо мальчишки в садике, которые все ломают, либо младшая сестра Лиля, которая ломает Юлькины замки, постоянно требует Юлькины книжки, ручки, тетрадки (с этим боремся) и в последнее время особенно любит щелкать выключателем.
И т.п.
Когда я возражаю и говорю, почему та или иная версия несостоятельна "с точностью до наоборот", психолог тут же переворачивает свою старую версию "наоборот".
Выглядит это так:
Психолог: - Похоже, что Юля добивается вашего внимания, она думает, что если будет себя хорошо вести, то вы не будете с ней проводить так много времени, возить ее на разные занятия.
Я: - Да как же, наоборот, я ей все время говорю, что если она будет себя вести плохо, то мне не захочется идти с ней на ее любимую серию лекций/лабиринт в торговом центре/в кафе есть блины и т.п.
Психолог: - Ну тогда, значит, Юля думает, что ее "плохие" чувства никому не нужны, что вы "выбрасываете" ее такую из своей жизни, что вы не любите ее "плохой", и ее тревожность - об этом.
Я: - На основании каких Юлиных слов вы делаете такие выводы?
Психолог: (делает загадочное лицо; я отказываюсь и от этой версии, и так далее по кругу).
Или вот еще чудесный вариант ответа на мой вопрос "откуда такое мнение" - "А могу ли я открыть это вам, не боясь, что Юле это навредит?" Я даже не нашлась, что ответить.
Другие версии:
"Юля ревнует вас к той жизни и тем местам, где вы бывали без нее" (да, я часто ездила по работе в другие города и страны, много где была, много чего рассказывала Юле - всегда со словами "когда-нить мы сы с тобой туда поедем вместе").
Главное, что меня убило: "Отрицательные эмоции, которые появляются у Юли, когда вы убеждаете ее что-то сделать, как правильно (даже когда она с вами соглашается), на самом деле накапливаются, и могут давать такую невротическую реакцию." Да у Юли, как у любого ребенка в ее возрасте, семь пятниц на неделе, "хочу - не хочу" возникает сто раз в день по любому поводу. Если бы это все накапливалось, она бы уже просто взорвалась от негативных эммоций! И вообще я не верю в то, что негативные эмоции по поводу, скажем, отказа в очередной конфете, живут такой долгой и сложной жизнью. Да и как тогда вообще воспитывать детей??
И т.п.
Короче - время идет, я плачУ за сеансы немалые деньги, психолог делает все вроде так, как это должно быть, а за более чем 10 занятий я не вижу ни одной внятной версии, чем может быть этот "травмирующий фактор". Тики на лице там же, где и были. Между прочим, прошла половина обозначенного психологом срока; ресурсы семьи небезграничны. На последней "родительской встрече" я озвучила свою озабоченность отсутствием результатов и сказала, что подумываю отказаться от терапии - ну, попробовали, не получилось найти, где травма, ну так может и нет никакой травмы, может, это физиология простая. И тут психолог мне сообщает, что так низя-низя, что это очень опасно для ребенка, что только для того, чтобы "закрыть" все уже "открытые" темы, ей понадобится не менее десяти занятий , она консультирувалась у западного коллеги. (т.е., в сумме как раз 2-3 месяца, которые она мне называла вначале. ) На мой вопрос - а когда же она собиралась заканчивать терапию? - ответила, что у западных коллег в подобных случаях терапия длится около года. Я ловлю свою челюсть где-то возле пола.
- Так почему же вы мне изначально называли сроки 2-3 месяца?
- Я боялась, что если я вам скажу "1 год", и еще назову все другие правила, то вы откажетесь от терапии, и ребенок останется без помощи" (?!)

Мои вопросы:
- Терапия выглядит именно так? В чем смысл работы психолога, если все подобные версии я могу выдвинуть и опровергнуть сама? Психолог говорит: "Мы здесь в играх прорабатываем разные проблемные ситуации, чтобы потом ребенок мог интегрировать этот опыт в свою жизнь" - ОК, но все, что я там у них пока вижу - это обычный игровой процесс, который у детей длится годами! Нам все эти годы на терапию ходить? А как справляются остальные дети, которые без терапии?
- Что бы вы сказали в отношении сложности проблемы и названных сроков терапии?
- Были ли у вас в практике подобные случаи, насколько быстро или долго они разрешились, каковы возможные причины.
- Отдельно прошу прокомментировать тезис по поводу негативных эмоций - у меня на этом месте случился жесткий когнитивный диссонанс, и я не смогу работать со специалистом, если не разделяю его(ее) идеологию. И как вообще воспитывать детей, если от любого "нет" или "нельзя" может быть травма на всю жизнь? У меня прям паника.

Невозможно было описать множество деталей, отвечу на ваши вопросы, если какие-нить еще детали важны. Мне нужно понять, продолжать ли терапию (как долго?) или закончить на том месте, где мы есть.

Важно отметить сразу, нервный тик – это неврологическое расстройство, даже если оно вызвано психологическими причинами. Поэтому при проявлении симптомов данного заболевания следует в первую очередь обращаться к неврологу.

После детального обследования, в случае необходимости, врач даст направление к другим специалистам, также занимающимся данной проблемой.


Если говорить общими словами, то нервный тик (гиперкинез) – это внезапное непроизвольное сокращение группы мышц в результате ошибочного сигнала головного мозга, которое повторяется многократно.

Следует понимать, что классификация нервных тиков – виды, продолжительность, способы лечения – это тема для большой отдельной статьи. Но некоторые значимые моменты родителям нужно знать.

Согласно исследованиям, нервный тик может развиться в любом возрасте и бывает как первичным, когда это следствие сильных психоэмоциональных перегрузок, так и вторичным, связанным с различными поражениями головного мозга или приемом некоторых лекарственных средств.

Также специалисты выделяют нервные тики, возникающие в результате генетической предрасположенности.

Во многих случаях родители не сразу замечают, что у ребенка появились странные навязчивые движения или что, когда ребенку необходимо сконцентрироваться на чем-то, он начинает издавать неуместные повторяющиеся звуки. Такие особенности в поведении могут сигнализировать о возникновении нервного тика.

1. Наиболее распространенная симптоматика детских тиков

  • Лицевые (мимические) гиперкинезы могут выражаться в подмигивании, частом моргании, поднятии бровей, постоянном шевелении губ, подергивании щеки.
  • Тики конечностей проявляются как резкое вздрагивание, пожимание или передергивание плечами, импульсивные кивки; ребенок может без видимой причины похлопывать руками, щелкать пальцами, притоптывать или подпрыгивать на месте.
  • Вокальные проявления тиков характеризуются различными бессмысленными повторяющимися звуками: посвистывание, покашливание, шмыганье, сопение, фырканье.

Как правило, ребенок даже не обращает внимания на вышеуказанные спонтанные реакции, не сознает их. Обычно эти непроизвольные звуки и движения замечают другие.

Чаще всего родители и прочие окружающие думают, что ребенок это делает специально, чтобы подразнить или разозлить их. Это ни в коем случае не так. Контролировать настоящий нервный тик малыш не может, и, когда его пытаются заставить остановить раздражающее движение, он лишь начинает еще больше нервничать, что приводит к усугублению ситуации.

Задача родителей не пускать все на самотек, не пытаться исправить поведенческие реакции ребенка методом наказаний и ограничений, а своевременно обратиться за помощью к специалистам.

2. Социально-психологические причины возникновения нервных тиков у детей

Первичные нервные тики обычно диагностируют у детей от 7 до 12 лет, поскольку их нервная система еще не устойчива и быстро дает сбои под воздействием негативных факторов. При устранении причин, вызывающих тики, можно прогнозировать полное избавление от недуга.

  • Стресс. Неблагоприятная обстановка в семье; жестокое обращение; смерть близкого ребенку человека; постоянное давление со стороны родителей; чрезвычайное происшествие; серьезные перемены в жизни. Психоэмоциональные потрясения могут приводить к проблемам со здоровьем, в том числе и вызвать нервный тик.
  • Образовательный фактор. Нередко с началом обучения в школе особенно впечатлительные дети испытывают трудности с адаптацией к новому коллективу, учебной программе и нагрузке. На этом фоне могут проявиться неврологические отклонения, даже если до поступления в школу все было нормально.
  • Переутомление. Непривычные требования, перегруженная школьная программа, несоблюдение рекомендованного режима дня, чрезмерное увлечение компьютерными играми, дополнительные занятия оказывают негативное влияние на нервную систему растущего человека.
  • Недостаточное или неправильное питание. Как бы банально это ни звучало, но нехватка витаминов, частые обезвоживания, несбалансированное хаотичное употребление пищи – источник многочисленных проблем, связанных с нормальной работой организма.

Следует подчеркнуть, что нервные тики могут быть вызваны не только психоэмоциональными факторами, но и органическими нарушениями нервной системы.

В этом случае необходим комплексный медицинский подход и применение медикаментозной терапии, а успех лечения зависит от формы и тяжести заболевания.

К причинам вторичных нервных тиков относят:

  • Поражения головного мозга: черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга, менингит, энцефалит, опухоли;
  • Побочные эффекты при длительном приеме нейролептических средств, антипсихотических и противоэпилептических препаратов, антидепрессантов, транквилизаторов;
  • Интоксикацию (отравление организма);
  • Генетические нарушения;
  • Невралгию тройничного нерва;
  • Отклонения внутриутробного развития, родовую травму.

3. Профилактика

Неспособность контролировать собственные движения или голосовые реакции может доставить немало неприятностей и маленькому ребенку, и подростку. В школе и за ее пределами, к сожалению, найдутся люди, которые могут начать дразнить и насмехаться над ребенком с нервным тиком, вследствие чего высока вероятность у него развития еще больших психологических и физиологических проблем.

Не допустить развития нервного тика (имеются в виду гиперкинезы, не связанные с физиологическими нарушениями) помогут несложные в выполнении рекомендации:

  • Уделять ребенку больше внимания. Основная потребность, которую постоянно испытывают дети, – потребность в любящих и заботливых родителях.
  • Соблюдать режим дня. Ребенок должен высыпаться, полноценно и правильно питаться, достаточно времени проводить на свежем воздухе.
  • Не допускать, чтобы ребенок посвящал свой досуг только компьютерным играм.
  • Спокойная, дружелюбная атмосфера в семье. Ребенку необходимо знать, что он может доверять своим родителям и что они всегда на его стороне.
  • Быть в курсе школьных дел ребенка: знать, кто его обучает, с кем он дружит, кто доставляет ему неприятности. Своевременно реагировать, если ребенку требуется помощь.
  • Следить за здоровьем ребенка, проходить регулярные медицинские осмотры.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.