Психолого педагогическая помощь детей с невротическими расстройствами


Такие психологические расстройства как неврозы, часто встречаются у детей. Наибольшее количество случаев расстройств фиксируется в возрастной группе, к которой относятся школьники и подростки.

Проявляется неврастения в раздражительной слабости. Ребенок может иметь склонность к гневным реакциям или раздражению, а также неустойчивость перед различными психическими напряжениями. Часто невротические расстройства сопровождаются вегетативными нарушениями. Могут возникать сосудистые обмороки, расстройства аппетита и сна, частые рвоты и головные боли.

Причины развития невротических расстройств

Главной причиной, которая может привести к развитию невроза у ребенка, является психологическая травма. Степень расстройства во многом зависит от состояния психики в целом и способности ЦНС сопротивляться негативным воздействиям. Зигмунд Фрейд, труды которого положили начало научной неврологии, сравнил невроз с монастырем. По его мнению, личности, оказавшиеся слабыми для этой жизни, сбегают от реальности, укрываясь в неврозах, как в монастырях.

Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются:

  • чрезмерные нагрузки. Физические занятия также могут стать причиной невроза, но в первую очередь необходимо остерегаться интеллектуальных перегрузок. Занятия в специализированных школах с различным уклоном, посещение различных кружков и секций после школы – все это может спровоцировать появление астенического невроза у ребенка;
  • неблагоприятная обстановка в семье, ссоры и развод родителей;
  • ошибки родителей в воспитательном подходе. Чрезмерная требовательность, наличие излишних и жестких ограничений.

Подростки наиболее подвержены возникновению неврозов. Это связано с особенностями протекания данного возрастного периода. Сложные отношения с ровесниками в школе и острые конфликтные ситуации могут оказать негативное влияние на неокрепшую психику ребенка.

На сегодняшний день различают несколько видов невротических расстройств у детей и подростков. К ним относятся:

2. Невроз ипохондрический наиболее часто встречается у подростков. Ипохондрия характеризуется чрезмерными опасениями заболеть или получить какую-то травму. Больной ребенок постоянно находится в угнетенном состоянии.

3. Невроз депрессивный характеризуется стремлением к одиночеству. У девочек подростков на фоне депрессий может развитья анорексия.

4. Невроз навязчивых состояний сопровождается различными фобиями. Ребенок может бояться темноты, одиночества или смерти. Для данного вида невроза характерно наличие нервных тиков.

5. Астенический невроз возникает у детей, плохо переносящих психологическое напряжение. Расстройство сопровождается частым плачем, повышенной раздражительностью и утомляемостью, неустойчивым сном и энурезом.

Невротические расстройства у детей могут возникать в разном возрасте, особенно опасно это заболевание для подростков. Для этого возраста характерно негативное восприятие мира и неуверенность в себе, наличие неврозов еще более отягощает ситуацию.

Лечение и профилактика невротических расстройств у детей


Коррекция такого психического состояния, как невротические расстройства у детей, осуществляется комплексно. При этом необходима консультация у разных специалистов. Только при совместной работе педиатра, невролога, психолога и психиатра возможно успешное лечение расстройства.

Большое значение в нормализации психического состояния ребенка имеет участие родителей. Они должны заметить изменения в поведении ребенка и сразу же обратиться к специалистам. Важно понимать, что игнорирование такого опасного заболевания, как неврастеническое расстройство, может привести к еще более тяжелым состояниям. Поэтому важно начать лечение как можно раньше. В Психоэндокринологическом Центре работают опытнейшие специалисты, применяющие в своей практике последние достижения в области психиатрии и психологии.

В процессе лечения большое внимание уделяется психотерапевтическим мероприятиям. Семейные психологи Центра вдут работу не только с маленьким пациентами, но и его родителями и другими членами семьи. Лекарственные препараты также могут применяться при коррекции невротических расстройств у детей. Их назначают в крайних случаях, когда прием медикаментов оправдан состоянием пациента.

Невроз опасное и коварное заболевание, для полного излечения от него необходимо приложить немало усилий. Намного легче предотвратить появление неврозов. В группу риска попадают впечатлительные дети, имеющие склонность к беспокойствам различного рода и страхам. Родители должны с вниманием относится к ребенку, к его потребностям, а в случае проявления первых признаков невротических расстройств обращаться к специалистам Психоэндокринологического Центра. Всем пациентам гарантируется полная конфиденциальность!


В настоящее время актуальность проблемы предупреждения и коррекции невротических расстройств у детей существенно возрастает. Экономические трудности, неблагоприятная криминальная обстановка, ритм современной жизни нередко вызывают психосоциальные стрессы, которым подвергается каждая семья и особенно дети. В связи с этим возрастает число невротических расстройств у детей и подростков, протекающих с нарушениями психической адаптации.

Установлено, что более 60 % всех заболеваний центральной нервной и периферической нервной систем у детей происходят из перинатального периода, в дальнейшем протекая с различными отклонениями психической адаптации, приводя в большинстве случаев к развитию различных форм невротических реакций, таких как повышенная возбудимость, страхи, нетерпеливость, раздражительность, астения, нерешительность, неуравновешенность, частые смены настроения, слезливость и др.

Начало проявления невроза чаще всего отмечается, начиная с дошкольного возраста до 7–9 лет. Невротическое состояние развертывается преимущественно постепенно в результате нарастающего влияния актуальных психотравмирующих ситуаций, прежде всего семейного происхождения [1–3].

Все вышесказанное диктует необходимость разработки комплексных мер по оказанию психологической помощи детей с невротическими отклонениями, основное место в которой занимает психокоррекция. Как показывает мировой опыт, специальная психологическая реабилитация детей с нервно-психическими отклонениями способствует повышению уровня социальной адаптации, способности противостояния кризисам, снижению личностной тревожности, стабилизации эмоционального состояния и эффективному налаживанию межличностных коммуникаций.

Всеми вышеизложенными обстоятельствами обусловлена актуальность предлагаемого исследования и выбор возрастного диапазона испытуемых.

Цель исследования: выявление характера и причин психологической дезадаптации детей с невротическими отклонениями и разработка коррекционной программы для таких детей.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что психологические особенности младших подростков с невротическими отклонениями имеют определенную специфику, связанную с устойчивым нарушением их адаптации к условиям социальной среды.

Экспериментальную базу исследования составили 25 детей (13 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 7 до 9 лет с невротическими отклонениями, обращавшиеся с жалобами соответствующего характера в поликлиническое отделение детской областной больницы и стоящие на диспансерном учете по всему спектру невротических расстройств. Контрольную группу составили 19 детей, не имеющих жалоб в области неврологической клиники.

Диагноз испытуемых экспериментальной выборки верифицирован в психоневрологическом отделении детской областной больницы (табл. 1).

Диагноз испытуемых экспериментальной выборки

Причины обращения в соответствии с МКБ 10

Невроз навязчивых движений.

Нарушенные внутрисемейные отношения. F 91.0 Расстройство поведения

Расстройство адаптации. F91.1 Не социализированное расстройство поведения.

Страхи. F93.1 Фобические тревожные отклонения в детском возрасте.

Развод родителей. F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи. Итого: 25 человек:

Контрольную группу составили 19 детей аналогичного возраста, не имеющие жалоб и не стоящие на диспансерном учете по какому-либо заболеванию неврологической клиники.

В большинстве случаев помимо основной причины обращения были и сопутствующие проблемы.

В ходе экспериментального исследования определялось эмоциональное реагирование на фрустрацию, ситуативная и личностная тревожность; учитывалось семейное воспитание и личностные факторы [4, 5]. В результате были получены следующие данные.

При анализе детско-родительских отношений обнаружен негармоничный тип воспитания у детей с невротическими отклонениями. Преобладающим стилем семейного воспитания у детей с невротическими отклонениями является доминирующая гиперпротекция, фобия утраты, вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания. Родители таких детей, как правило, мелочно опекают, удовлетворяют все их желания, лишают самостоятельности, но в то же время проявляют строгость санкций. Наиболее значимой среди личностных проблем родителей оказалась фобия утраты ребенка, источник которой кроется в хроническом течении болезни и возможной ранней инвалидизации.

С данными детьми была проведена коррекционная работа, способствующая достоверному повышению уровня такой адаптации, выражающемуся в снижении уровня тревожности, стабилизации эмоционального состояния и улучшения межличностных коммуникаций.

В основу коррекционной работы были положены следующие концептуальные положения:

1. В программе лечения и медико-психологической реабилитации невротических расстройств детей и подростков необходимо диагностировать факторы психологической и социальной дезадаптации пациентов.

2. Интегративное взаимодействие клинициста-педиатра и психолога состоит в планомерном использовании и внедрении в работу детского психоневрологического отделения программы психологической помощи детям с невротическими отклонениями с целью психокоррекции эмоциональных и поведенческих нарушений.

3. Работа с родителями детей и подростков, имеющих невротические отклонения, направлена на информацию об их семейном воспитании, особенностях психологических нарушений при данной патологии с целью своевременной коррекции.

При составлении коррекционной программы особое внимание уделялось проблемам адаптации личности к заболеваниям, обучению технологии разрешения конфликтов, выработки навыков поведения.

Цель программы: интегративное психокоррекционное воздействие на личность подростка в осознании проблем, поддерживающих болезнь и получение навыков поведения.

Программа состоит из трех этапов на госпитальном этапе лечения детей с невротическими отклонениями.

В табл. 2 представлен подробный план занятий по программе.

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Причины

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения (астено-невроз);
  • истерический невроз.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.

  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Этот разговор посвящен детскому психоанализу.

Я психоаналитик, клинический психолог. Работаю с детьми и взрослыми. Прием веду в центре психологической помощи детям и подросткам.

1. Немного теории детского психоанализа

Появление и развитие детского психоанализа связано с именами Анны Фрейд и Мелани Кляйн. Это две фигуры в психоанализе, чьи взгляды не всегда совпадали, но их вклад в понимание детской психики и психотерапевтическую работу с детьми весьма значительный.

Как известно, все мы родом из детства. Неврозы взрослых уходят корнями в их детские переживания. В детстве происходит не только закладка невротических расстройств, но и сами симптомы неврозов могут отчетливо присутствовать в поведении ребенка.

Неврозы у детей проявляются по-разному и имеют связь с Эдиповым комплексом. Возникающий приблизительно к трем с половиной годам особый интерес к родителю противоположного пола заставляет ревновать его к родителю одного с собой пола. У каждого ребенка эти переживания проявляются с разной интенсивностью в зависимости от многих факторов, таких как: эмоциональный климат в семье, отношения между родителями, состав семьи, врожденные особенности темперамента.

Ревность проявляется в фантазиях исчезновения соперника и завоевания объекта любви. Мальчик может прямо заявлять, что женится на маме, когда вырастет. Девочки к определенному возрасту проявляют признаки соперничества с матерью за внимание отца.

Любовь к обоим родителям и соперничество с одним из них приводит к психическому конфликту, в результате у детей могут возникать неврозы.

В случае, если родители демонстрируют ребенку, что они любят друг друга и любят его, эмоционально открыты и доступны, искренни и последовательны в воспитании, тактично, но решительно прививают сыну или дочери нормы поведения будущего мужчины или женщины, тогда родитель одного с ребенком пола из соперника превращается в объект для идентификаций, а родитель противоположного пола может заложить черты будущей влюбленности.

Но случается, что собственная печальная история родителей, отношения между супругами, жизненные сложности, проблемы со здоровьем ребенка, различные потери, утрата близких и даже рождение брата или сестры могут становиться для детей психотравмирующими ситуациями.

Если длительность и интенсивность психотравмирующего воздействия чрезмерна, а психические ресурсы в силу различных обстоятельств недостаточны, то это приводит к развитию невроза у детей, и даже к более тяжелым – психотическим расстройствам.

2. Симптомы неврозов у детей

Симптомы неврозов у детей проявляются в виде чувства вины, связанного с непреодоленным Эдиповым комплексом, что неосознанно толкает их искать наказания. Примером этому могут служить постоянные падения или ушибы, или потребность провоцировать родителей на наказание. Ранние инстинктивные побуждения ощущаются как опасные и на их проявление накладывается чрезмерный запрет. Излишне строгая, даже жестокая совесть приводит к скованности, низкой самооценке, торможению во многих сферах.

У невротичных детей повышена эмоциональная ранимость, им сложно выносить психическое напряжение. Общая скованность проявляется в игре, проблемах в учебе, любой деятельности. Чрезмерное переживание стыда при любых промахах может проявляться уже в два года.

Вина приводит к ночным страхам, нарушению сна, формированию фобий, общей нервозности, раздражительности.

Невротическая боязнь темноты, страх не представляющих опасность животных и другие фобии у детей являются признаком невроза.

Страхи, повышенная тревожность, частые травмы у детей могут быть связанны не только с чувством вины, но и с нехваткой базовой уверенности в безопасности и доверия к миру.

Частые соматические заболевания, особенно, если они позволяют не расставаться с любимым родителем, пропуская занятия в образовательных учреждениях, являются психосоматическими расстройствами и имеют корни в душевной области ребенка.

Когда привязанность к родителю начинает походить на зависимость или, напротив, ребенок демонстрирует псевдонезависимость, якобы безразличие к присутствию родителя и даже отвергает его – все это говорит о нарушенной форме привязанности.

Отмечается особое отношение к праздникам и подаркам. Вместо радости ребенок может реагировать капризами, упадком духа, испорченным настроением на организованное веселье и с обидой отказываться от неожиданных подарков. С другой стороны, требования дополнительных игрушек может носить навязчивый характер, а отказы и запреты приводят к истерикам.

Отношения с близкими бывают крайне амбивалентными. Сильная привязанность к родителю сменяется вспышками гнева в его адрес, а ссоры и соперничество с братьями и сестрами приобретают отчаянно драматичный характер.

Торможения в социальной сфере отражаются не только на учебе и прочих достижениях, но и на способности строить отношения в обществе, что может выражаться в конфликтах с воспитателями, учителями, отсутствии друзей.

Невротическое торможение становится основой психической незрелости. Дети долго не могут приобрести навыки опрятности, например, в возрасте старше 4 лет страдают непроизвольной дефекацией в штаны, а ночной энурез может иметь место и у подростков. Неряшливость и неопрятность, выходящие за культурные традиции семьи, являются проявлением депрессии у детей.

Помимо скованности, неврозы у детей проявляются в расторможенном поведении, импульсивности, возбудимости, дефиците внимания и гиперреактивности, а также ранних интенсивных аутоэротических проявлениях. Мастурбация может встречаться и у младенцев. Эпизодические проявления не должны беспокоить родителей. Как правило, им удается отвлечь ребенка от этого занятия, успокоить его. Однако чрезмерное психическое напряжение может приводить детей к навязчивой потребности в самоудовлетворении.

Навязчивости, грызение ногтей, вырывание волос, заострение определённых черт характера, упрямство или чрезмерная уступчивость, агрессивность у детей, сложности в поведении и антисоциальные поступки, особые, избирательные и крайне фиксированные пристрастия в еде или явное отсутствие аппетита, склонность ко лжи и навязчивому фантазированию, эмоциональная незрелость, плаксивость, зависимость – все эти проявления связанны с развитием невротических черт. Спектр симптомов, связанных с неврозами у детей, весьма обширен. Их суть заключается в том, что психика не может справиться с нервным напряжением и прибегает к патологической форме разрядки. Такие дети нуждаются в психологической помощи, а их родители в консультации детского психолога.

3. Методы психологической помощи детям и их родителям в психоанализе

Психоанализ ведет юного пациента к успешной адаптации к реальности, в результате которой облегчаются процессы взросления. У детей увеличивается способность выдерживать реальные фрустрации.

В работе с детьми это правило применить сложно, если вообще возможно. Поэтому Мелани Кляйн предложила рассматривать детскую игру как эквивалент свободных ассоциаций взрослых.

В сюжете игры проявляются все переживания, в том числе те, которые ребенок не в силах выразить словами в силу возраста или в результате действия невротических механизмов защит. Например, когда дети переносят пугающую медицинскую процедуру, то она вскоре становится сюжетом их игры. Драматизация в игровой форме того, что волнует ребенка, приносит ему облегчение, а возможность поделиться переживаниями с другим человеком способствует психической переработке травмирующего опыта.

Называние наблюдаемых переживаний в детском психоанализе именуется интерпретацией. Можно наблюдать, как действует интерпретация по обогащению игры, ослаблению тревоги, снижению невротической заторможенности. Ребенок становится менее подавленным невротическими симптомами и начинает лучше справляться с требованиями действительности. Он становится более психологически зрелым и выносливым, появляется интерес к многим новым сферам деятельности.

Снижается бессознательное чувство вины, появляется контроль над импульсами, развивается более разумное отношение к своим переживаниям и к тому, что он делает, увеличивается творческая спонтанность.

Постепенно в процессе психоанализа происходит понимание ребенком собственного внутреннего мира и, как следствие, улучшаются эмоциональные отношения с родителями.

Эффективность оказываемой психологической помощи детям во многом зависит от того, насколько их родители включены в психоаналитический процесс. Семья – это система, в которой все её участники ответственны за погоду в доме.

Очень важно, чтобы родители научились чувствовать ребенка, понимать его страдания. Иногда нужно, чтобы родитель смог понять истоки собственных страданий, тогда его отношения с ребенком станут более близкими и искренними. Если родитель сам находится в анализе, либо посещает родительские группы возрастает чуткость, родительская интуиция, понимание того, какие переживания стоят за поведением сына или дочери. Иногда достаточно периодических консультаций психолога, работающего с ребенком.

Наш центр психологической помощи детям и подросткам является одним из ведущих в Москве, так как находится при Московском институте психоанализа. Специалисты высокого уровня создают команду, готовую оказать качественную психологическую помощь детям и их родителям.

Если Вы ищете в Москве детского психолога, психоаналитика, я буду рад помочь.

Спасибо за внимание и душевного Вам равновесия!

Как мы уже знаем, в наше время всё больше учащаются случаи, когда дети начинают страдать неврозами ещё в дошкольном возрасте. На самом деле для этого существует достаточное количество причин, но мы не будем об этом говорить. Мы поговорим об особенностях формирования личности у детей с признаками невроза.


Причины осложнения воспитания характера

Дети, которые по определённым причинам приобрели психическую и эмоциональную неустойчивость, а также некоторое расстройство нервного состояния, обладают следующими особенностями:

1. Повышенная эмоциональность. Обычно такие дети становятся эмоционально уязвимыми. То есть обычные раздражители, которые не способны нанести вред психическому состоянию здорового ребёнка, легко выводят из себя ребёнка, страдающего неврозом. Таким образом, все его чувства проявляются гораздо сильнее, чем у обычных детей.

2. Импрессивность. Если обычные дети склонны к раскрытию всех переживаний наружу, то дети, страдающие от невроза, могут быть подвержены к скрытию своих переживаний. Практика показывает, что такие дети, испытывая явную радость, не выказывают её обычным образом, но словно светятся изнутри. Поэтому у таких детей внутри может быть целая буря эмоций, но об этом, скорее всего, никто не узнает.

3. Внутренняя неустойчивость. Все дети, которые не страдают от нервоза, склонны быть устойчивыми в своём понимании той или иной ситуации. Такие дети обычно чётко понимают и осознают то, чего они хотят. Но ребёнок с явными признаками нервоза будет вести себя совершенно по-другому. Он постоянно будет сталкиваться с внутренней противоречивостью. Это объясняется тем, что такие дети начинают сталкиваться с развитием своей личности, но при этом испытывая ослабленность психического состояния, они будут склонны к попыткам угодить окружающему обществу. Из-за этого у них будет проявляться яркая неустойчивость во мнении или принятом решении.

4. Обеспокоенность. Дети с ярко выраженным неврозом относятся к числу очень впечатлительных людей. Таким образом, происходит волнительная ситуация, которая практически не заденет других детей, но сильно зацепит ребёнка, страдающего неврозом. Ещё долгое время он будет находиться под ярким впечатлением тогда, как другие дети уже забудут то, что произошло. По этой причине такой ребёнок будет склонен к внутреннему угрызению совести или ярко выраженному чувству собственной вины.

5. Беззащитность. Ребёнок, который имеет психическое и эмоциональное расстройство обычно не может сдать сдачи, ответить своему обидчику. По определённым причинам он быстро замыкается в себе, начинает плакать или убегать. Если у него даже и появится попытка самозащиты, то, скорее всего, она будет не успешной. Обычно в это время они не способны подобрать правильно слова, теряются и, вообще, не понимают, как нужно реагировать на происходящее.

Итак, мы определили основные характеристики и отличия детей, страдающих неврозом, от обычных детей. Из этого можно сделать вывод, что традиционные методы воспитания не будут иметь успеха, если они применяются к ребёнку с общими психическими расстройствами.

Правильный метод воспитания характера

Такие детки встречаются с особенными трудностями, когда попадают в суровое и чёрствое окружение. Они быстро теряются в таком окружении, ожесточаются. При этом их состояние может начать резко ухудшаться. Всё дело в том, что их ослабленность психического состояния не позволяет им быть гибкими в таком обществе. Такой гибкостью обладают обычно здоровые дети. Используя такую гибкость, они способны сохранить чувство собственного достоинства, что явно не получится у деток, страдающих от нервоза. По этой причине они не приживаются в таком обществе и любая помощь, направленная, на их исцеление будет тщетной.

Родителям, прежде всего, необходимо постараться оказать максимально возможную психологическую поддержку для своего ребёнка. Если им удастся создать дома атмосферу любви и принятия, то ребёнку будет намного легче переносить подобные жизненные трудности. Это же откроет возможность для воспитания характера у такого ребёнка. Таким образом, мы, как родители, должны применять обычные меры воспитания, но в более лёгкой форме. При этом преждевременно позаботившись о наличии настоящей атмосферы любви в ваших отношениях.

На этом я буду заканчивать нашу тему и лишь напомню, что мы говорили об особенностях формирования личности у детей с признаками невроза. Достигайте любви и будьте счастливы!

Неврозы у детей и подростков являются одной из актуальнейших проблем настоящего времени. Под давлением негативного влияния современного темпа жизни психика ребенка переживает большую нагрузку. Поэтому в любой семье должны обеспечиваться все необходимые условия для сохранения и поддержания психического здоровья ребенка. Неврозы являются формой нервно-психической патологии (истерический плач, чувство страха дыхательный и пищевой невроз).


Прочитав книги В.И. Гарбузова, вы сможете сориентироваться, что и как делать, выявив у своего ребенка такие симптомы, как истерический припадок, чувство страха нахождения в темноте, дыхательный невроз и так далее. Узнаете, какие успокаивающие препараты рекомендуются при заболевании нервной системы. Если заболевание лечить, то все симптомы обратимы.

Причины

В основе неврозов у детей имеется своя этиология. Причинами проявления данного состояния у ребенка школьного возраста могут стать:

  • психологическая травма;
  • перенесенная болезнь;
  • генетическая наследственность;
  • напряженные взаимоотношения родителей;
  • физическая и эмоциональная перегрузки;
  • нарушение сна;
  • ошибки в воспитании.

Симптомы

Клинические симптомы зависят от характеристики психологической травмы и личных качеств ребенка. На что следует обратить внимание? В зависимости от вида неврологического нарушения, этиология может носить разный характер.

Следует сразу обратить внимание на здоровье своего ребенка, увидев следующие общие симптомы, чтобы принять решение, что делать дальше:

  • приступы боязни и страха;
  • заикание или стопорное состояние;
  • ранимость и изменение мимики;
  • плохой аппетит;
  • нежелание общаться, стремление к одиночеству;
  • различные нарушения сна (ощущение беспричинного страха);
  • быстрая утомляемость;
  • истерический плач или истерический припадок;
  • раздражительность;
  • головная боль;
  • энурез и другие.

Термин невроз характеризует ряд очень распространенных психических недугов. В медицине используется более широкое понятие – невротические расстройства.

Виды и формы

Существуют такие общие виды и формы проявления заболевания:


  • Заикание – форма невроза по причине испуга, разлуки с родителями, повышенной интеллектуальной и речевой нагрузки.
  • Расстройства сна – особенностью этой формы невроза является то, что она выражаются в виде проблем во время засыпания, а именно: ощущением страха и беспокойства во сне, лунатизм и другие.
  • Невроз навязчивых состояний у детей – проявляется в формировании определенных страхов и мыслей, а также навязчивых движений у детей.
  • Невротический детский энурез – несознательное мочеиспускание. Этиология заключается в следующем: строгое физическое наказание, стрессовая ситуация, генетическая предрасположенность и другие.

Диагностика

Во время диагностики ребенка проводится углубленный медицинский осмотр с подробным изучением истории болезни пациента, чтобы исключить такие заболевания, как опухоли мозга или травмы головы. Если есть признаки невротических расстройств, то при помощи целого ряда исследований оценивается психическое состояние ребенка.

Общие методы психологических исследований:

  • клиническое интервью;
  • психологические тесты
  • методы диагностики личности
  • опросники для скрининга неврозов
  • фундаментальные методики интеллекта и так далее.

Лечение

Для помощи и ликвидации заболевания требуется применение психокоррекционной и психотерапевтической методик.

Суть психокоррекционной и психотерапевтической методик заключается в объединении двух методов воздействия на психику, которые дополняю друг друга. Каждый из методов имеет свою зону применения.

Психотерапия – способ вылечить симптомы и формы данного заболевания у детей дошкольного и школьного возраста. Психокоррекция, применяется как профилактика неврозов у детей.

  • Это интересно: шизофрения у детей

Психотерапия является основной формой индивидуальной терапии. Согласно этому методу пациент говорить о своих проблемах и конфликтах, напряженных и критических жизненных событиях. Психотерапия неврозов у детей и подростков состоит из системного способа диагностики психологических нарушений в здоровье всех близких и соответствующей психотерапевтической работы с больным ребенком и окружающими его людьми.


Необходимо найти грамотного специалиста в сфере психологической помощи, который будет регулярно заниматься с ребенком.

  • Читайте также: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Чтобы лечить неврозы многие врачи используют психотропные препараты, которые имеют успокаивающие свойства. Препараты, при помощи которых можно лечить неврозы:

  • хлорид кальция;
  • глюконат кальция;
  • глицерофосфат кальция;
  • седативные препараты и другие.

Медикаментозные средства применяются комплексно вместе с психотерапией. Главная задача при оказании помощи и лечении заключается в отдыхе нервных клеток. Родители больного ребенка должны соблюдать требования по диете и режиму сна, проводить на свежем воздухе больше времени. Согласно статистике – 60% болезней нервной системы детей излечиваются самостоятельно, но от профессиональной помощи оказываться не стоит.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 72 , средняя оценка: 4,06 из 5

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.