Рабочая программа для студентов афазия


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

УТВЕРЖДАЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины – Восстановительная работа при афазиях

Цикл специальных дисциплин

По направлению подготовки - Психолого-педагогическое образование

По профилю подготовки – Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии

Кафедра психолого –педагогического образования

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Разработчики:

Кандидат педагогических наук

Профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин МГПУ, доктор биологических наук, старший научный сотрудник

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры педагогики

Зав. кафедрой ________________/

Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ

Пояснительная записка

Индекс по учебному плану

Базовая часть

по выбору студента

Трудоемкость дисциплины в часах

Семинарские (практически) занятия

1. Цели и задачи дисциплины: сформировать у студентов глубокие и устойчивые представления об афазии как системном нарушении речи, возникающее при органических поражениях мозга, охватывающее разные уровни организации речи, влияющее на ее связи с другими психическими процессами и приводящее к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего коммуникативную функцию.

2. Место дисциплины в образовательной программе и межпредметные связи. Для успешного усвоения дисциплины необходимы прочные знания в области педагогики (общей, социальной, специальной), психологии (общей, возрастной, нейропсихологии), дисциплин медицинского блока (анатомии, физиологии, невропатологии), психолингвистики, Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов психофизиологии, нейропсихологии, психологии развития.

Учебная дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности бакалавра:

3. Требования к уровню освоения дисциплины

Студенты должны знать:

· основные понятия, термины логопедии;

· причины, механизмы и виды дизонтогенеза;

· методы профилактики отклонений от нормы в речевом развитии;

· общие вопросы диагностики и коррекции речевых нарушений.

· применять полученные знания при изучении дисциплин предметной подготовки и при овладении практическими умениями в сфере приобретаемой специальности;

· пользоваться основными терминами и понятиями логопедии;

· сотрудничать со специалистами специальных образовательных учреждений для обеспечения включения ребенка с особенностями в развитии в социальную сферу, исходя из его коррекционно-компенсаторных возможностей.

· приемами и способами поиска, изучения и анализа специальной литературы, документов и материалов, имеющих отношение к данной дисциплине;

· приемами пользования электронными информационными системами для поиска необходимой профессиональной информации в области специального образования;

· приемами и способами структурирования, устного и письменного изложения учебной информации в области логопедии.

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины:

(Содержание указывается в дидактических единицах.)

Тема 1. История изучения афазии.

Актуальные проблемы современной афазиологии. История изучения афазии, этапы развития учения об афазии. Классификации: классическая, неврологическая Вернике-Лихтгейма, лингвистическая Х. Хэда. Нейропсихологическая классификация .

Краткие сведения об анатомии и физиологии головного мозга и высшей нервной деятельности. Учение о трех функциональных блоках мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира; блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности). Три основных закона , по которым построена работа отдельных частей коры, входящих в блок получения, переработки и хранения информации. Межполушарная асимметрия мозга и проблема афазии у левшей.

Онтогенез речевой деятельности. Нейролингвистический подход к проблемам патологии речи. Парадигматическая и синтагматическая системы. Понятие процесса кодирования и декодирования. Модели производства речи (стохастическая, трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского, модель , , ). Нейролингвистический анализ механизмов синтаксической организации высказывания .

Тема 2.Современный подход к проблемам афазиологии.

Понятие об афазии. Этиология, патогенез, клиническая картина. Формы афазии, критерии их выделения, сравнительная характеристика форм афазии по классификации (эфферентная моторная афазия, афферентная моторная афазия, динамическая афазия, акустико-гностическая афазия, акустико-мнестическая и семантическая афазия).

Перестройка функциональных систем – это основной путь восстановления психических функций, а восстановительное обучение – его основной метод. Этот путь имеет два направления – внутри - и межсистемную перестройку функциональных систем.

Характеристики методов, применяемых в восстановительном обучении (их адекватность механизму нарушения, обходность, опосредованность и системность).

Нейропсихологическое обследование. Методы восстановления невербальной коммуникации при афазии (методы различных классификаций предметов, пантомимы, работа над жестом, конструктивной деятельностью и т. д.), вербально-невербальные методы – интонационный, ритмико-мелодический и др., метод предметной деятельности. Методика оценки динамики речи при афазии. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. Факторы, влияющие на афазию.

Тема 1.4. Восстановление речи при различных формах афазии.

Восстановление речи при поражении передней речевой зоны мозга (эфферентная моторная афазия и динамическая афазия).

Восстановление речи при поражении задней речевой зоны мозга (афферентная моторная афазия, акустико-гностическая афазия, акустико-мнестическая афазия, семантическая афазия).

4.2. Разделы дисциплин и виды занятий

4 Классификац ия афазий Нейропсихол огическая реабилитация и восстановител ьное обучение при афазии. Всего Таблица 2 п/п Наименование раздела дисциплины 1 Введение в афазиологию. Речь и афазия. Содержание дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы) Определение афазии. История развития учения об афазии. Статистические сведения о распространенности нарушения. Причины, локализация, механизм нарушения. 2 Классификация афазий. Акустико-гностической афазии При акустико-гностической афазии нарушается восприятие речи, понимание речи, обусловленное нарушением фонематического слуха. Больные с этой формой афазии наиболее перспективны в плане восстановления речи, чтения и письма по сравнению с другими формами афазии и их можно вернуть к работе или учебе. Акустико-мнестическая афазия - нарушается речевая память, при тестировании восприятия 2-3 слов, они удерживают 1-е и 3-е слово, 2-е пропускают. Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных полей левой теменной доли, при которой возникает апраксия артикуляционного аппарата, проявляющаяся в трудностях нахождения пространственных поз языка и других органов артикуляции, которые сопровождаются грубым нарушением чтения и письма. Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении третичных полей теменной доли, связанных с глубинными отделами мозга проводящими путями Эфферентная моторная афазия возникает при поражении задних нижнелобных отделов мозга и бывает разной степени тяжести - от трудности нахождения звукового состава слова до незначительных трудностей экспрессивного аграмматизма. Динамическая афазия возникает при поражении третичных полей лобной доли, связанных с проводящими путями глубинных отделов головного мозга.

5 3 Нейропсихологическая реабилитация и восстановительное обучение при афазии. Нейропсихологическая реабилитация больных. Восстановительное обучение больных с поражением мозга. Методики резидуального этапа восстановления речи при различных формах афазии. Преодоление алексии, аграфии, апраксии и акалькулии при афазии.афазии у больных левшей, амбидекстров, полиглотов. Особенности восстановительного обучения. Афазия у детей и подростков. Организация нейропсихологической реабилитации больных с афазией. 5. Образовательные технологии. В процессе обучения данной дисциплины используются как традиционные методы и приемы чтения лекций и проведении практических занятий, так и активные методы, к которым относятся программированное обучение, проблемное обучение, интерактивное (коммуникативное) обучение. В процессе чтения лекций рекомендуется использовать для наглядности показ презентаций по соответствующим темам. Активные методы обучения лишь, входя в единую систему, могут обеспечить управление и развитие самостоятельной познавательной деятельности бакалавров. Так, методы программированного обучения применяются при необходимости уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. Методы проблемного обучения акцентируют не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. Данные методы ставят в центр мотивы и способы мыслительной деятельности обучающегося за счет процедур его включения в проблемную ситуацию. Следует отметить, что при использовании этого подхода акцент падает на индивидуальный процесс обучения. Таким образом, при организации учебного процесса, как в аудиторной, так и внеаудиторной форме в дисциплине используются все три группы современных активных методов обучения. 6. Самостоятельная работа студентов. Таблица 3 п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы 1 Введение в афазиологию. Речь и афазия. Подготовка рефератов по темам, просмотр фильма по проблеме нарушенного фильма, написание сочинения-эссе по фильму. Трудоемкость (в академических часах) 8 2 Классификация афазий Подготовка рефератов по темам, 16 выполнение контрольных работ. 3 Нейропсихологическая Подготовка рефератов по темам, реабилитация и просмотр фильма по проблеме 20 восстановительное нарушенного фильма, написание обучение при афазии сочинения-эссе по фильму. Всего Компетентностно-ориентированные оценочные средства Средства оценивания:

10 3. Бурлакова, М. К. (Шохор-Троцкая) Говори и пиши правильно : сборник упражнений для преодоления сложных речевых расстройств / М. К. Бурлакова (Шохор-Троцкая). М., Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., Грибова О.Е. Формирование грамматического строя учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Просвещение, С Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. //Дефектология Диагностическая нейропсихологическая методика (методические рекомендации). Л., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Учимся, играя. Екатеринбург, Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., Раздел II. 11. Изучение аномальных школьников /Ред. А.Д. Виноградова и др. - Л., С Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб, Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., Леонтьев А.А. Речь, язык, речевая деятельность. М., Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: МГУ, Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. М., Лурия А.Р. Язык и сознание. М., Лурия, А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы / А. Р. Лурия. М., Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. М., Лурия, А. Р. Мозг и психические процессы / А. Р. Лурия. М., Т Лурия, А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии / А. Р. Лурия. М., Нарушение речи у школьников / П. А. Белова-Давид, Б. Т. Гриншпун. М., Недоразвитие и утрата речи /Ред. Л.И.Белякова и др. - М., Обучение и воспитание детей с нарушениями речи /Ред. В.И.Селиверстов и др. - М., Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. - Л., Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского - М., Патология речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., С Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 31. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / И. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М., Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Ред. В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская. - М., С Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. - Л., Развитие мышления и речи у аномальных детей /Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена С Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., Гл Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., Ушакова, Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы / Т. Н. Ушакова. М., Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: Альфа, Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с.: илл. 40. Хрестоматия по логопедии ; под ред. Д. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., Ч. II. С

Ольга Трифонова
Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга, приводящая к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Причиной афазии у взрослых является мозговой инсульт (40-50% среди патологий). Детские афазии встречаются редко, чаще наблюдаются у мальчиков (менее 1%). В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне открытых черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит, эпилепсия.

Чтобы разработать программу восстановления речи при афазии, нужно правильно классифицировать речевое расстройство.

Различают 6 видов афазий.

При поражении височных отделов КГМ (зоны Вернике) возникают акустико-гностическая и акустико-мнестическая формы распада речи. Больной перестает понимать обращенную к нему речь, при этом в результате нарушения слухового контроля у него развивается обильная непродуктивная речь, процесс речевого общения в целом становится недоступным.

Поражение теменных отделов КГМ приводит к апраксии органов артикуляции, т. е. трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова (афферентная моторная афазия); понимание логико-грамматических оборотов, переносного смысла слова и семантики речи в целом, акалькулией, нарушением схемы тела (семантическая афазия).

Нарушение кровообращения в лобных долях КГМ (зона Брока) приводят к трудности переключения от одного артикуляционного акта к другому; нарушается кинетическая моторная программа. В большинстве случаев больным доступно воспроизведение автоматизированных рядов и устойчивых речевых конструкций, в которых предыдущее звено ассоциативно предопределяет последующее (эфферентно-моторная афазия). Затруднено построение фразы, нарушено грамматическое структурирование речи, выражение собственных мыслей (динамическая афазия).

Лечение афазии после инсульта включает в себя медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию и занятия с логопедом. Продолжительность реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Занятия с логопедом необходимо начать как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов.

Длительность занятий по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха. Постепенно продолжительность можно увеличивать.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, тоже может затормозить процесс выздоровления.

При диагнозе: афферентная моторная афазия невозможно воспроизведение речи при сохранности понимания смысла обращённой речи. Наблюдается паралич правой (или левой) стороны тела; на лице асимметрия носогубных складок, затруднения в движении челюстей, век, мимических мышц. Письмо и чтение недоступно или носит непостоянный характер. Первичным нарушением при афазии данной формы выступает апраксия органов артикуляции, то есть трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ.

В процессе восстановления главной опорой служит доступность непроизвольной речи за счет непосредственной связи данных областей коры головного мозга с подкорковыми отделами. Именно поэтому восстановление идет от непроизвольного

уровня к произвольному.

1 этап (2 - 4 недели, продолжительность занятий 10-30 минут 3 раза в неделю). Восстановление орального праксиса (сочетается с профессиональным, медицинским массажем всего тела):

- зондовый массаж органов артикуляции;

- мимическая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно);

- пальчиковая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельное разминание пальцев здоровой рукой);

- дыхательная гимнастика (формирование речевого дыхания);

- психологические беседы с объяснением механизма возникновения недуга, плана работы над болезнью.

Результат: больной самостоятельно, произвольно открывает – закрывает рот, глаза; произносит гласные звуки А, У, Э, О, И с помощью логопеда в формировании артикуляционных поз; надувает воздушный шар; произносит звуковые и слоговые звукоподражания (кроме слогов с согласными звуками).

2 этап (2 - 4 недели, продолжительность занятий 30 минут 3 раза в неделю). Растормаживание речевых функций на основе старых речевых стереотипов с отхлопыванием речевого ритма (логопед начинает, больной продолжает или заканчивает):

- счёт, называние месяцев, времён года, дней недели ;

- договаривание знакомых фраз, пословиц, поговорок;

- пение знакомых песен;

- декламирование знакомых стихов;

- психологические беседы о необходимости постоянной тренировки не только в процессе реабилитационных занятий, концентрации силы воли.

3 этап (несколько месяцев или лет, продолжительность занятий 30 - 40 минут 1 - 2 раза в неделю).Работа над произвольностью речевого высказывания:

- произвольное прочтение 1 гласной буквы; сочетания 2 - 3 - 4 гласных букв;

- прочтение и выкладывание карточек с заданными 1 - 2 - 3 буквами;

- произвольное прочтение слов из 2 - 3 - 4 букв;

- произвольное воспроизведение слов (существительных, глаголов) из 1 - 2 - 3 слогов с одинаковой, разными гласными;

- самостоятельный выбор ответа из вопроса типа: хочешь кашу или борщ? (- Кашу);

- формирование слоговой структуры слов 1 (2 - 14) типа;

- анализ гласной в 1 - сложных словах типа: КОТ, ДОМ;

- договаривание слога в словах: бума (га, конфе (та);

- психологические беседы о необходимости продолжения борьбы с болезнью.

Результат: больной произвольно прочитывает гласную, сочетание гласных букв (от 1 до 4-х, с помощью карточек выкладывает заданную последовательность из гласных букв; выбирает слово из вопроса для ответа.Но эти достижения непостоянны: есть трудности в нахождении правильного положения артикуляционных органов с целью произнесения речевого звука или звуков; больной путает буквы, слова часто заканчивает только при подсказке 1-го слога.

Важно продолжать логопедическое коррекционное воздействие, эмоционально положительно влиять на больного, т. к. по причине депрессивного настроя из-за отсутствия быстрой динамики восстановления речи больной может утратить веру в возможность реабилитации и отказаться от занятий.

Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии Тукиш Татьяна Федоровна Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Речевая карта используемая при диагностике речи детей средней группы Речевая карта (для детей средней группы) 1. Фамилия, имя, возраст: ___ 2. Возрастная.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. Однако при каждой из форм афазии имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта (Цветкова, 1979, 2004). Эфферентная моторная афазия: восстановление способности к реализации серийных артикуляционных актов. Динамическая афазия: восстановление функции речевого программирования и/или преодоление рас­стройств грамматического структурирования. Афферентная моторная афазия: восстановление артикуляци­онных схем отдельных звуков. Сенсорная афазия: восстановление фонематического слуха, т.е. способности к дифференциации на слух близких по звучанию фо­нем, а на этой основе пониманию речи в целом. Акустико-мнестическая афазия: расширение слухо-речевой памяти, а также преодоление слабости следов воспринимаемой речи. Семантическая афазия: устранение импрессивного аграмма­тизма, т.е. восстановление способности к восприятию сложных ло­гико-грамматических оборотов речи. Работа по преодолению вторичных расстройств понимания ре­чи, накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма показана при всех формах афазии, поскольку в той или иной мере эти стороны речи страдают при ка­ждой из них. Объем этой работы определяется степенью выражен­ности того или иного дефекта, его удельным весом в общей клини­ческой картине данного случая афазии.

Типовые программы восстановительного обу­чения при разных формах афазии дифференцируются в зависимо­сти от степени выраженности речевого дефекта. У одних больных грубость расстройства речи ограничивается стадией восстановительного периода; у других дефект остается грубым и на поздних стадиях восстановления. Ниже представлены типовые программы восстановительного обучения для разных форм афазий (Шкловский, Визель, 2003).

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА

Стадия грубых расстройств

- преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи;

- растормаживание произносительной стороны речи;

- стимулирование простых коммуникативных видов речи;

- стимулирование глобального чтения и письма.

Стадия расстройств средней степени выраженности

- преодоление расстройств произносительной стороны речи;

- восстановление и коррекция фразовой речи;

- работа над семантикой слова;

- восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.

Стадия легких расстройств

- дальнейшая коррекция произносительной стороны речи;

- формирование развернутой речи, усложненной по смысло­вой и

- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова;

- работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи;

- дальнейшее восстановление чтения и письма.

Восстановление письменной речи

- восстановление способности к звуко-буквенному анализу со­става слова;

- восстановление навыка развернутой письменной речи.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

Стадия грубых расстройств - восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Стадия расстройств средней степени выраженности

- преодоление расстройств произносительной стороны речи;

- восстановление фразовой речи.

Стадия легких расстройств

- дальнейшая коррекция произносительной стороны речи;

- формирование развернутой речи, усложненной по смысло­вой и

- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова;

- работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи;

- дальнейшее восстановление чтения и письма.

Восстановление письменной речи

- восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны

- восстановление способности к звуко-буквенному анализу со­става слова;

- восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова;

- восстановление навыка развернутой письменной речи.

Стадия грубых расстройств

- повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой

инактивности, организация произвольного внимания;

- стимулирование простых видов коммуникативной речи;

- преодоление расстройств речевого программирования;

- преодоление расстройств грамматического структурирова­ния;

- стимулирование письменной речи.

Стадия расстройств средней степени выраженности

- восстановление коммуникативной фразовой речи;

- преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном

Стадия расстройств легкой степени выраженности

- восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.

Стадия грубых расстройств

- накопление обиходного пассивного словаря;

- стимуляция понимания ситуативной фразовой речи;

- подготовка к восстановлению письменной речи.

Стадия расстройств средней степени

- восстановление фонематического слуха;

- восстановление понимания значения слова;

- преодоление расстройств устной речи;

- восстановление письменной речи.

Стадия легких расстройств

- восстановление понимания развернутой речи;

- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова;

- коррекция устной речи;

- дальнейшее восстановление чтения и письма.

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

- расширение рамок слухового восприятия;

- преодоление слабости слухо-речевых следов;

- преодоление трудностей называния.

- организация развернутого высказывания.

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

- преодоление пространственной апрактогнозии;

- восстановление способности понимания слов с пространст­венным

- конструирование сложноподчиненных предложений;

- восстановление способности понимания логико-

  • Действует до 2 августа! Идёт набор!











Проблема нарушения речи может возникнуть и во взрослом возрасте. Инсульты, травмы, опухоли, психические и воспалительные заболевания могут привести к проблемам с речью. Нарушение уже сформировавшейся речи называют афазией.

  • Изучить понятие афазии, её виды, формы и симптоматику.
  • Понять, как проводить диагностику разных видов афазии, оценивать степень речевых нарушений.
  • Освоить методики организации и проведения реабилитационных логопедических занятий.

Логопеды, психологи, нейропсихологи, неврологи и все те, кто хочет овладеть навыками логопедической помощи лицам с приобретёнными речевыми патологиями.

На логопеда-афазиолога обучение организуется в онлайн-формате. Эта удалённая форма организации образовательного процесса хорошо зарекомендовала себя, т.к. позволяет учесть интересы каждого обучающегося.

Образовательная программа рассчитана на 36 часов лекций, семинарских и самостоятельных занятий. Продолжительность заочного курса – 1 неделя. Слушатели имеют возможность активно взаимодействовать с преподавателями.

Курс проработан в соответствии с методологическими требованиями и практическим опытом восстановительной работы с афазиками.

Логопеды, психологи, реабилитологи в рамках онлайн-программы изучат вопросы:

  • Причины и симптоматика утраты речи.
  • Характер поражений головного мозга, являющихся причиной афазий.
  • Виды и описание афазий.
  • Последовательность комплексного лечения афазий.
  • Роль логопедической работы в процессе реабилитации.
  • Порядок проведения обследования при афазии.
  • Особенности оценки экспрессивной и импрессивной стороны речи.
  • Методики восстановления речевой деятельности.
  • Приёмы формирования утерянных навыков чтения и счёта.
  • Технологии восстановления неречевых функций логопедическими методами и приёмами.

Обучение проходит в закрытом разделе сайта, в котором можно ознакомиться с учебным расписанием и графиком выполнения проверочных работ.

Слушатели изучают материалы лекций, принимают участие в вебинарах, пользуются ресурсами виртуальной библиотеки, общаются с преподавателями и другими обучающимися на форуме. В случае затруднений в обучении вы можете рассчитывать на помощь администратора (куратора) и сотрудников отдела по организации учебного процесса.

Подробную информацию о процессе обучения вы найдёте в этом разделе сайта.

Новые профессиональные перспективы открываются перед логопедами-афазиологами. Обучение ориентировано на развитие практических умений, овладение навыками восстановительной работы.

Вы сможете работать в реабилитационных центрах и отделениях больниц, поликлиниках. Также востребованы индивидуальные занятия у частнопрактикующих афазиологов.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!
При поступлении Вам не нужно сразу отправлять бумажные документы почтой. Достаточно прислать специалисту приемной комиссии фото Ваших документов, а также осуществить удаленное заключение договора, и в течении месяца с начала обучения отправить оригинал договора почтовой службой.

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

Срок обучения: 1 неделя.

Наименование модулей и тем

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Модуль I. Афазия в системе речевых нарушений

Этиология, патогенез, классификация афазии

Речевая и неречевая симптоматика при различных формах афазии

Особенности логопедического обследования при афазии

Модуль II. Содержание логопедической работы по восстановлению речевых функций при афазии

Основные направления восстановительного обучения при афазии

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.