Рассмотрите предложенную схему классификации нервной системы

Что нужно знать, чтобы решить задание 1:

Схемы и пропущенные термины, которые встречаются на экзамене, могут быть по любому разделу биологии, который нужно знать для ЕГЭ:

  1. Общая биология
  2. Анатомия
  3. Генетика
  4. Зоология
  5. Ботаника
  6. Экология
  7. Эволюция
  8. Селекция

Задачи для практики


В структуру периферической нервной системы входят нервные окончания, ганглии (локализированные пучки нейронов во всех частях организма), органы чувств, нервы, нервные узлы.


Рассмотрите предложенную схему видов иммунитета. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Одна из классификаций делит иммунитет по происхождению на естественный и искусственный. Первый из них характеризуется такими разновидностями, как неспецифический (или врождённый) и приобретенный (то есть специфический).


Рассмотрите предложенную схему классификации пресмыкающихся. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Подкласс чешуйчатые объединяет ящериц и змей. Тело этих животных покрыто мелкими роговыми чешуйками или бугорками.


Кровь – это разновидность соединительной ткани, которая включает два компонента: форменные элементы – кровяные тельца, клетки крови; плазму – жидкое межклеточное вещество.


Жизненный цикл клетки состоит из подготовки к делению (интерфаза) и непосредственно самого деления. Интерфаза состоит из 3 периодов: предсинтетический, синтетический, постсинтетический.


На рисунке изображена схема непрямого развития с полным превращением. Конечной стадией, которого является взрослое животное (имаго).


Аэренхима - воздухоносная ткань у растений, построенная из клеток, соединённых между собой так, что между ними остаются крупные заполненные воздухом пустоты (крупные межклетники).


Ядро – это главная часть клетки, в нем содержится ДНК, которая отвечает за хранение и передачу наследственной информации. ДНК, РНК и белки вместе образуют хроматин, который является частью ядра.


Тип плоские черви делится на классы: ресничные черви, сосальщики (в основном паразиты, примеры: двуустка), ленточные черви.


Кости могут соединяться неподвижно, полуподвижно и подвижно. Подвижное соединение – это сустав, который обеспечивает вращательные, сгибательные и разгибательные движения одной кости относительной другой.


Рассмотрите предложенную схему строения стенки тела кишечнополостных. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Стеки кишечнополостных состоит из трех слоев. Эндодермы – внутренний слой, эктодермы – наружный слой. Между этими слоями расположен средний слой – мезоглея.


Покровная ткань у растений находится на поверхности всех органов, граничит с окружающей средой и защищает растение от вредоносных воздействий. В покровной ткани выделяют части: кожица, пробка, корка. Каждая из них выполняет определенные функции. Они обозначены на схеме задания.


У растений выделяют вегетативные органы (необходимые для бесполого размножения) и генеративные органы (участвуют в половом размножении).


Статические показатели характеризуют состояние популяции в данный момент времени. К статическим показателям популяций относят их численность, плотность и показатели структуры.


Рассмотрите предложенную схему классификации типов взаимодействия генов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Неаллельные гены расположены в разных участках хромосом и кодируются неодинаковыми белками. Такие гены могут взаимодействовать в формах: комплементарность - взаимодействие в результате которого появляется новый признак (окрас попугаев, форма плоды тыквы, окраска шерсти грызунов), эпистаз – один ген подавляет действие другого (окраска шерсти лошади, окраска кур), кооперация – доминирующие гены из разных пар вместе вызывают появление нового признака, а когда они по отдельности каждый несет свой признак (наследование форм гребня у кур).


Рассмотрите предложенную классификацию организмов на функциональные группы в экосистеме. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Редуценты – это организмы, питающиеся останками растений и животных, к таким организмам относятся и сапрофитные грибы.


Митоз – это деление соматических клеток, которое проходит в 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.


Рассмотрите предложенную классификацию способов размножения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Размножение может быть половым (приходит с участием половых клеток – гамет) и бесполом (в процессе участвуют только соматические клетки). Бесполое размножение может проходить несколькими путями: простое деление на двое, споруляция (спорообразование), почкование и др.


Все кости человека можно разделить на виды: трубчатые (работают как рычаги, это бедренная, лучевая, фаланги пальцев), губчатые (состоят из губчатого вещества, полостей не имею и выполняют в основном защитную функцию, это ребра, позвонки), плоские (у этих костей ширина и длина преобладает над толщиной, это лопатки, тазовые и кости свода черепа) и смешанные кости (могут выполнят сразу несколько функций, это кости челюсти, ключица).

Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.

Советы по оформлению и решению задания №1:

Примеры задания из разных разделов биологии.


Для насекомых характерно непрямое развитие. Что это значит? — Новая особь рождается непохожей на взрослый организм и нуждается в превращении (метаморфозе). Метаморфоз может быть полным и неполным.

Неполное превращение (неполный метаморфоз). Самка откладывает яйца в окружающую среду, из которых вылупляется личинка. Личинка линяет и постепенно превращается во взрослую особь (имаго).
3 стадии развития: яйцо – личинка – взрослый организм (имаго).

Полное превращение (полный метаморфоз). Самка откладывает яйца, из которых появляется личинка. Личинка растет и превращается в куколку. Внутри куколки развиваются абсолютно все органы и формируется взрослый вид насекомого (имаго).
4 стадии: яйцо – личинка – куколка - взрослый организм (имаго).

Ответ: куколка


Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. К форменным элементам (клеткам крови) относят лейкоциты, эритроциты и тромбоциты. Лейкоциты классифицируются на: гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) и агранулоциты (моноциты и лимфоциты).

Ответ: лимфоциты

Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инсте преподавателей @turboegebio и @turbobio

1. В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис. Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.

1) для глотания необходимо активное слюноотделение;
2) при волнении активизируется симпатическая нервная система, которая подавляет выделение слюны, поэтому лгун не сможет легко проглотить горсть сухого риса;
3) при отсутствии волнения активна парасимпатическая нервная система, которая активизирует выделение слюны, облегчая глотание, поэтому честный человек легко проглотит горсть сухого риса

2. Укажите звенья рефлекторной цепи и поясните функции каждого звена.

1) рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;
2) чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС;
3) вставочный нейрон передает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон;
4) двигательный нейрон передает возбуждение на рабочий орган;
5) рабочий орган осуществляет ответную реакцию на полученное раздражение

3. Сравните строение вегетативной (автономной) и соматической нервной системы. Укажите не менее трех признаков сходства.

1) Обе системы представлены нервной тканью, состоящей из нейронов и клеток-спутников.
2) Рефлекторные дуги обеих систем содержат чувствительный, вставочный и исполнительный нейрон. Вставочный нейрон находится в центральной нервной системе (головном и спинном мозге).
3) В состав обеих систем входят спинной и головной мозг, нервы и нервные узлы.

4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. (1) Нервная система делится на центральную и соматическую. (2) Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. (3) Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга. (4) Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

1 - Нервная система делится на центральную и периферическую.
2 - Нервная система по строению делится на центральную и периферическую, по функциям на соматическую и вегетативную.
4 - Вегетативная нервная система координирует деятельность внутренних органов.

5. Какие функции выполняют в организме человека разные звенья анализатора?

1) Периферической – это рецепторы, например, колбочки и палочки в сетчатке глаза. Рецептор ощущает раздражение и превращает его в нервный импульс, возбуждает чувствительный нейрон.
2) Проводниковой – это нервы и проводящие пути мозга. Они проводят возбуждение до центральной части анализатора.
3) Центральной, расположенной в коре больших полушарий – здесь происходит окончательный анализ информации.

6. Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.

1) периферический отдел – сетчатка, содержащая зрительные рецепторы; рецепторы воспринимают свет и преобразуют его в нервные импульсы;
2) проводниковый отдел – зрительный нерв; он передает нервные импульсы в головной мозг;
3) центральный отдел – зрительная зона в затылочной доле больших полушарий; обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение

7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. (2) Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. (3) При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. (4) Общее количество спинномозговых нервов - 31 пара. (5) Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.

1 - передние корешки спинного мозга содержат отростки двигательных нейронов;
2 - задние корешки спинного мозга содержат тела и отростки чувствительных нейронов;
5 - полость заполнена спинномозговой жидкостью



8. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.



9. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3. Опишите особенности их строения и функции.

1 – задний корешок спинномозгового нерва. В нём находятся тела чувствительных нейронов. Чувствительные нейроны доставляют сигналы от рецепторов в спинной мозг. В состав спинномозгового нерва также входят двигательные нейроны, по которым сигнал идет от спинного мозга к рабочим органам.
2 – серое вещество. Образовано телами нервных клеток (нейронов). Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию.
3 – белое вещество. Образовано аксонами (длинными отростками), покрытыми миелином. Выполняет проводниковую функцию.



10. Рассмотрите предложенную схему классификации нервной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Биологические термины и понятия

В кодификаторе можно найти список элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ. То есть там перечислено все, что необходимо знать для успешного выполнения задания. За правильное выполнение можно получить 1 балл.

Приводим их ниже для ознакомления:

  1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
  2. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  3. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
  4. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Выглядит очень сложно и непонятно, однако, в процессе подготовки вы все равно ознакомитесь со всеми этими темами, их не нужно учить для отдельного задания.

Разбор типовых заданий №1 ЕГЭ по биологии

Просмотрев все предложенные открытым банком задания, можно выделить для себя две классификации заданий: по тематическому разделу и по форме вопроса.

Если расположить в порядке от большего количества к меньшему, то получится:

  • Ботаника
  • Анатомия человека
  • Цитология
  • Общая биология
  • Генетика
  • Эволюция

Разберем примеры заданий к каждому разделу.

Рассмотрите предложенную схему строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


Стебель, почки и листья вместе составляют наземную часть растения- побег

Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


К свободной верхней конечности относится рука. Если пока не вдаваться в подробности с костями, которые ее составляют, то нужно просто запомнить три отдела: плечо, предплечье, кисть.

Плечо начинается плечевым суставом, а заканчивается локтевым суставом.

Предплечье, соответственно, должно заканчиваться локтем, а начинается от запястья включительно.

Кисть-косточки, составляющие ладонь и фаланги пальцев.

Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная биология, биология клетки.

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


Из данной схемы становится понятно, что органоиды делятся по количеству мембран на три типа. Здесь к каждому типу выделено всего одно окошко, но это не значит, что каждому типу соответствует лишь один органоид. Кроме того, у растительной и животной клетки есть различия в строении клеток.


У растений, в отличии от животных, имеются:

  • Клеточная стенка из целлюлозы
  • Хлоропласты, необходимые для фотосинтеза
  • Крупная пищеварительная вакуоль. Чем старше клетка, тем больше вакуоль

По количеству мембран органеллы делятся:

  • Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
  • Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
  • Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

В схеме вопрос стоит о двумембранных органоидах. Мы знаем, что к двумембранным относятся митохондрии и пластиды. Рассуждаем: пропуск всего один, а варианта два. Это не просто так. Нужно внимательно перечитать вопрос. Есть два типа клеток, но нам не сказано, о каком идет речь значит, ответ должен быть универсален. Пластиды характерны только растительным клеткам, следовательно, остаются митохондрии.

Ответ: митохондрии, или митохондрия.

(В открытом банке указаны оба варианта)

Опять же, обратимся к определению:

Гене́тика— наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Разобьем определение на определения:

Наследственность-Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников.

Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


Эволюция в биологии — необратимое историческое развитие живой природы.

Она направлена на выживание видов. Не нужно думать, что эволюция-лишь усложнение организма, некоторые виды пошли по пути дегенерации, то есть упрощения, чтобы выжить.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


У биологического регресса, очевидно, вариантов нет. К регрессу пришли те, то не смог приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, а значит, вымер. Биологи знают, что выживает не сильнейший, а приспособленнейший.

У биологического прогресса три пути, начнем с простого:

Общая дегенерация. Это значит, что организм упростил себя, чтобы выжить. По пути дегенерации живут паразиты. Поэтому так и ругаются на некоторых людей. У червей, паразитирующих внутри организма, упрощено все, что только можно. Пищу они всасывают всем телом, передвигаются вслепую, размножаются. Больше им ничего и не нужно для жизни.

Следующий путь — идиоадаптация.

Идиоадаптация — приобретение полезных признаков для жизнедеятельности.

Или же по-научному: Идиоадаптация — направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.

Все знают, как выглядит муравьед. У него вытянутая морда, а все это нужно для того, чтобы добывать свою пищу-мелких насекомых. Такое изменение формы морды не внесло кардинальных изменений в жизнь муравьедов, однако есть им стало удобнее, чем из предкам с менее вытянутой мордой.

Ароморфоз — возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Например, возникновение покрытосеменных растений значительно повысило выживаемость.

Итак, мы разобрали по одному примеру заданий из разных разделов, спрашиваемых в первом задании.

Вторая классификация: по форме заданного вопроса. Хоть в первом задании везде схемы, но вопрос все же может быть поставлен по-разному.

Нужно просто вписать пропущенный в схеме термин, как в заданиях выше. Таких вопросов большинство.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


Данный вариант мы разбирали выше, поэтому пишем сразу ответ.

Схема полная, исходя из своих знаний нужно ответить на вопрос по схеме.

Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромосомная перестройка … (запишите в ответе термин)


Хромосомных перестроек есть несколько видов, которые нужно знать:

Дупликация — разновидность хромосомных перестроек, при которой участок хромосомы оказывается удвоенным.

Делеции — утрата участка хромосомы.

Инверсия — изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одного из внутренних её участков.

Транслокация- перенос участка хромосомы на другую.

На третьем рисунке явно видно, что участков хромосом стало больше. Первые четыре участка хромосомы удвоились, их стало 9, вместо 5, как было. Значит, произошла дупликация участка хромосомы.

Схема полная, но есть вопрос, касательно какой-то ее части:

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.


На данной схеме изображена реакция между двумя аминокислотами, что известно из вопроса. Между ними действуют пептидные связи. С ними более подробно вы познакомитесь при изучении ДНК и РНК.

Пептидная связь — это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-NH2) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (H2O).

Ответ: пептидная, или пептидная связь.

По мнению ФИПИ, первое задание-базовое, так что не представляет особой сложности для выпускника. Оно охватывает много тем, но довольно-таки поверхностно. После изучения всех тем лучше просмотреть все доступные схемы этого задания, так как не всегда ответ очевиден. И не забывайте внимательно прочитать вопрос, не всегда он одинаков.

1. Рассмотрите предложенную схему классификации форм жизни. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


2. Рассмотрите таблицу "Методы биологических исследований". Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Частнонаучный метод Применение метода
Близнецовый Определение роли факторов среды в формировании фенотипа человека
? Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате

Ответ: микроскопия (световая).

3. В некоторой молекуле ДНК на долю нуклеотидов с тимином приходится 14%. Определите процентное содержание нуклеотидов с гуанином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

4. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, можно использовать для характеристики соматической клетки позвоночного животного. Определите два понятия, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. Гаплоидный набор

4. Половые хромосомы

5. Клеточная стенка

5. Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена.

А. Образуется этиловый спирт и углекислый газ

Б. Запасается более 30 молекул АТФ при расщеплении одной молекулы глюкозы

В. Пировиноградная кислота распадается на воду и углекислый газ

Г. Данный этап свойственен как анаэробным, так и аэробным организмам

Д. Процесс протекает в митохондриях

Этапы энергетического обмена

6. Сколько фенотипов проявится у гибридов при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с гомозиготным по рецессивным признакам растением, если признаки наследуются независимо друг от друга, а доминирование полное? В ответе запишите только соответствующее число.

7. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, характеризуют вегетативное размножение. Определите два примера, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Получение гетерозисных гибридов

2. Размножение делением куста

3. Использование корневых отпрысков

4. Размножение семенами

5. Укоренение отводков

8. Установите соответствие между процессами и зонами гаметогенеза, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3.


А. Образование гаплоидных клеток

Б. Редукция числа хромосом

В. Конъюгация, кроссинговер

Г. Значительное увеличение размера клетки

Д. Митотическое деление

9. Выберите три верных ответа из шести.

Какие признаки характерны для всех хордовых животных?

1. Нервная система трубчатого типа

2. Расположение осевого внутреннего скелета над кишкой

3. Участие грудной клетки в дыхании

4. Сердце четырехкамерное

5. Наличие жаберных щелей в глотке эмбриона

6. Легочное дыхание

10. Установите соответствие между признаками и отделами растений.

А. Преобладание гаметофита в жизненном цикле

Б. Развитие протонемы из споры

В. Расположение спорангиев на нижней стороне листа

Г. Развитие спор в коробочке

Д. Наличие заростка в жизненном цикле

Е. Отсутствие корней

11. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

5. Майник двулистный

12. Выберите три верных ответа из шести.

Под влиянием парасимпатической нервной системы происходит

1. Усиление перистальтики кишечника

2. Снижение давления крови в сосудах

3. Учащение сокращений сердца

4. Замедление образования желудочного сока

5. Уменьшение диаметра зрачка

6. Усиление потоотделения

13. Установите соответствие между костями и типами их соединения.

А. Затылочная и теменная

Б. Височная и скуловая

В. Теменная и лобная

Г. Поясничные позвонки

Д. Грудные позвонки

14. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Вставочный нейрон

2. Аксон чувствительного нейрона

4. Исполнительный нейрон

5. Тело чувствительного нейрона

6. Двигательный нейрон

15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Свинья дикая (Кабан). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Дикие свиньи живут в Европе, Азии и Африке. 2. Дикие свиньи населяют смешанные и широколиственные леса, густые кустарники и болотистые заросли. 3. Питаются они разнообразной пищей: личинками насекомых, корнями и клубнями растений, мелкими животными. 4. Осенью при неурожае естественных растительных кормов кабаны, совершая кочевки, посещают экосистемы поля. 5. Окраска взрослых особей бывает от светло-бурой или серой до черной. 6. К зиме толщина подкожного жира у свиней достигает 5-10 см.

16. Установите соответствие между ароморфозами и типами червей, у которых они впервые появились в ходе эволюции.

А. Кровеносная система

Б. Пищеварительная система

В. Брюшная нервная цепочка

Г. Выделительная система

Д. Кожно-мускульный мешок

Е. Вторичная полость тела

17. Выберите три верных ответа из шести.

Биотическое взаимодействие "паразит-хозяин" характерно для

1. Клубеньковых бактерий и гороха

2. Бычьего цепня и человека

3. Кишечных целлюлозоразрушающих бактерий и человека

4. Печеночного сосальщика и коровы

6. Гриба-подберезовика и березы

18. Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме.

А. Возвращают свободный азот в атмосферу

Б. Образуют первичную продукцию

В. Образуют органические вещества в результате хемосинтеза

Г. Составляют второй трофический уровень

Д. Минерализуют органические остатки

Функциональные группы в экосистеме

19. Установите последовательность эволюционных явлений у позвоночных животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Расцвет динозавров

2. Появление приматов

3. Расцвет панцирных рыб

4. Появление питекантропов

5. Появление стегоцефалов

20. Проанализируйте таблицу "Биотические взаимодействия между организмами". Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Название взаимодействия Характеристика взаимодействия Примеры организмов
Симбиоз Б Сосна и белый гриб
Хищничество Поедание одного организма другим В
А Использование одним организмом другого в качестве источника питания и места обитания Спорынья и пшеница

Список терминов и понятий:

4. Хорек и куница

5. Лисица и мышь

6. Взаимное ослабление организмов

7. Взаимовыгодное сожительство организмов

21. Проанализируйте график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности тренировки.


Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1. В первые 10 минут тренировка неэффективна.

2. В организме весь гликоген полностью расщепляется за 40 минут тренировки.

3. В первые минуты тренировки концентрация глюкозы в крови резко возрастает.

4. Через 40 минут тренировки использование организмом гликогена прекращается.

5. В первые минуты тренировки доля использования гликогена как источника энергии максимальна.

22. Известно более 300 пород голубей, различающихся по внешнему виду. Тем не менее Ч. Дарвин в своих трудах утверждал, что все голуби относятся к одному виду и являются потомками дикого скалистого голубя. Приведите доказательства этого утверждения. Назовите методы, которые позволили вывести такое количество пород.

Ответ: голубь - одомашненное животное, которое было выведено из одного дикого вида. Это можно доказать при помощи скрещивания разных пород (так как особи одного вида свободно скрещиваются). Методы искусственного отбора: индивидуальный отбор и инбридинг.

23. Определите по рисунку, к каким отделу и классу относят изображенное растение. Приведите признаки этих отдела и класса, определяемые по рисунку.


Ответ: отдел - Покрытосеменные

Признаки: цветок и плод, мочковатая корневая система, параллельное жилкование, стебель - соломина (отсутствие камбия), одна семядоля, трехчленный цветок.

24. Найдите три ошибки в приведенном тексте "Нервная ткань". Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Нервная система образована нервной тканью, которая сформировалась из энтодермы. 2. Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка - нейрон. 3. В нейроне различают тело, множество аксонов и единственный короткий отросток - дендрит. 4. По аксону возбуждение идет к телу нейрона, а по дендриту - от его тела. 5. В нервной ткани, кроме нейронов, есть клетки-спутники (глиальные клетки). 6. Глиальные клетки окружают нейроны. 7. Глиальные клетки выполняют опорную, трофическую и защитную функции.

Ошибки допущены в предложениях: 1, 3 и 4.

25. Многие плоские черви - внутренние паразиты других животных и человека. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести такой образ жизни? Укажите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.

Объяснение: органы прикрепления, образование большого количества яиц, анаэробное дыхание, гермафродитизм, сложный жизненный цикл со сменой хозяев, кутикула, отсутствие органов пищеварения.

26. Какое значение имело появление фотосинтеза в эволюции жизни на Земле? Укажите не менее трех значений. Ответ поясните.

Объяснение: накопление кислорода как сильного окислителя, образование органических веществ, образование озонового слоя.

27. Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательност нуклеотидов:

В результате мутации - замены одного нуклеотида и ДНК третья аминокислота во фрагменте полипептида заменилась на аминокислоту Гис. Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида? Благодаря какому свойству генетического кода одна и та же аминокислота у разных организмов кодируется одним и тем же триплетом? Ответ поясните. Для выполнения заданий используйте таблицу генетического кода.

Объяснение: иРНК: ГЦГ-ГГЦ-УАУ-ГАУ-ЦУГ

У заменилась на А

Свойство генетического кода - вырожденность.

28. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами все гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз. При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Объяснение: А - нормальные крылья

а - растопыренные крылья

ХВ - красные глаза

Хв - белые глаза

Р: ААХВХВ х ааХвУ

Гаметы: АХВ х аХв, аУ

F1: АаХВХв, АаХВУ - нормальные крылья, красные глаза

Р: ааХвХв х ААХВУ

Гаметы: аХв х АХВ, АУ

F2: АаХВХв - нормальные крылья, красные глаза

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.