Развитие цнс и сенсорных систем у детей

В сравнении с другими биологическими видами человек рождается самым беспомощным, и это во многом определяется большой массой мозга – от рождения мы не способны хоть как-то защитить себя от внешней среды, но взамен получаем мощный инструмент высшей нервной деятельности. Именно ЦНС новорожденного является одной из самых важных систем организма, поскольку от нее зависит развитие, жизнедеятельность и жизнеспособность ребенка, а также его шансы на то, чтобы ощутить себя полноценной и гармоничной частью этого пока еще нового для него мира. Однако в настоящее время, не смотря на достижения современной медицины, многие дети рождаются с различными формами поражения центральной нервной системы.


ЦНС у новорожденных

К концу внутриутробного развития ЦНС ребенка считается структурно сформированной, и плод демонстрирует потрясающую функциональную готовность, которую хорошо видно с помощью УЗИ. Он улыбается, глотает, моргает, икает, двигает руками и ногами, хотя у него еще нет ни одной высшей психической функции.

После родов организм ребенка переживает тяжелый стресс, связанный с переменами среды обитания новыми для него состояниями:

  • воздействие гравитации;
  • сенсорные раздражители (свет, звук, запахи, вкусы, тактильные ощущения);
  • изменение типа дыхания;
  • изменение типа питания.

Природа наделила нас безусловными рефлексами, которые помогают приспособиться к жизни в новой среде, и за которые отвечает ЦНС. Если их не стимулировать, они угасают. К врожденным рефлексам относятся сосательный, глотательный, хватательный, мигательный, защитный, рефлекс опоры, ползания, шаговый рефлекс и другие.

ЦНС новорожденного устроена таким образом, что основные умения развиваются под действием раздражителей. Свет стимулирует зрительную активность, сосательный рефлекс превращается в пищевое поведение. Если какие-то функции остаются невостребованными, то и должное развитие тоже не происходит.

Особенности ЦНС у новорожденных характеризуются тем, что развитие происходит не за счет увеличения количества нервных клеток (этот процесс прекращается к моменту родов), а за счет установления дополнительных синоптических связей между нервными клетками. И чем их больше, тем активнее задействуются отделы ЦНС. Этим объясняется и невероятная пластичность центральной нервной системы, и ее способность к восстановлению и компенсации повреждений.

Причины поражений ЦНС

Повреждения ЦНС могут возникнуть по разным причинам. Неонатологи разделяют их на четыре группы:

  • Гипоксические поражения ЦНС. Возникают при острой нехватке кислорода, которая, в свою очередь, может быть спровоцирована ранним или поздним токсикозом, тонусом матки, хроническими заболеваниями матери, осложнениями во время родов и другими причинами.
  • Травмы. Возникают вследствие механического повреждения тканей головного или спинного мозга во время родов либо после них.
  • Метаболические поражения. Возникают по причине острого нарушения обмена веществ или употребления беременной токсических препаратов, алкоголя, наркотиков, никотина.
  • Инфекционные поражения. Повреждающим фактором выступают вирусы, бактерии, грибки, паразиты.

Периоды развития и симптомы

В развитии поражения ЦНС у новорожденных выделяют три периода:

  • острый (первый месяц жизни);
  • ранний восстановительный (2-3 месяцы) и поздний восстановительный (4-12 месяцев у доношенных, 4-24 месяца у недоношенных детей);
  • исход заболевания.

Для острого периода характерны общемозговые симптомы:

  • Синдром угнетения ЦНС выражается в снижении двигательной активности и мышечного тонуса, а также ослаблении врожденных рефлексов.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, напротив, характеризуется усилением спонтанной мышечной активности. При этом младенец вздрагивает, у него наблюдается гипертонус мышц, дрожание подбородка и конечностей, беспричинный плач и поверхностный сон.

Во время раннего восстановительного периода общемозговая симптоматика снижается, и становятся выраженными признаки очагового поражения ЦНС. На этом этапе может наблюдаться один из следующих симптомокомплексов:

  • Синдром двигательных нарушений выражается в чрезмерном или слабом мышечном тонусе, парезах и параличах, спазмах, патологической спонтанной двигательной активности (гиперкинез).
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром обусловлен избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга и, как следствие, повышением внутричерепного давления. Внешне это выражается в выбухании родничка и увеличении головы в окружности. На синдром также указывают беспокойство малыша, дрожание глазных яблок, частые срыгивания.
  • Вегетативно-висцеральный синдром выражается в мраморной окраске кожи, нарушении сердечного и дыхательного ритмов, а также функциональных расстройствах ЖКТ.

Поздний восстановительный период характеризуется постепенным угасанием симптомов. Статические функции и мышечный тонус постепенно начинают приходить в норму. Степень восстановления функций будет зависеть от того, насколько сильным было поражение ЦНС в перинатальный период.

Период исхода или остаточных явлений может протекать по-разному. У 20% детей наблюдаются явные психоневрологические расстройства, у 80% неврологическая картина приходит в норму, но это не означает полного выздоровления и требует повышенного внимания со стороны как родителей, так и педиатров.

Диагностика

О наличии тех или иных поражений ЦНС можно судить по течению беременности и родов. Но помимо сбора анамнеза используются и различные инструментальные исследования, например, нейросорнография, рентгенологическое обследование черепа и позвоночника, КТ, МРТ.

При постановке диагноза важно отличить поражения ЦНС от пороков развития, нарушений метаболизма, обусловленных генетическими причинами, и рахита, поскольку подходы в лечении при этом принципиально различаются.

Лечение

Методы терапии поражений ЦНС будут зависеть от стадии заболевания. В остром периоде проводятся, как правило, реанимационные мероприятия:

  • ликвидация отека мозга (дегидратационная терапия);
  • устранение и профилактика судорог;
  • восстановление сократительной способности миокарда;
  • нормализация метаболизма нервной ткани.

В восстановительном периоде лечение направлено на улучшение трофики поврежденной нервной ткани и стимуляцию роста мозговых капилляров.

Родители могут внести существенный вклад в лечение ребенка с поражением ЦНС. Ведь именно они должны создать благоприятные условия для общего развития с помощью массажа и лечебной гимнастики, водных процедур и процедур физиотерапии. А в качестве немедикаментозных средств в восстановительном периоде благоприятный эффект оказывают сенсорные стимуляции развития головного мозга.

Особенности сенсорной системы детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Организм ребенка с первых лет жизни значительно отличается от взрослого. Реакция восприятия к условиям новой среды требует быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий. Однако различные зоны коры созревают не одновременно.

  • первые созревают проекционные зоны коры или первичные поля (зрительные, моторные, слуховые и т.д.).
  • вторичные поля ( периферия анализаторов).
  • третичные поля ( ассоциативные) – зоны высшего анализа и синтеза.

Для нервной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводят к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточность координации движения. Характерно быстро уставать.

Важно помнить, что при организации занятий надо избегать монотонности, соблюдать дозировку нагрузки, так как у детей недостаточно развито ощущение усталости.

Слабость корковых процессов у детей и преобладание подкорковых процессов возбуждения, в этом возрасте показывает, что дети легко отвлекаются при любых внешних раздражителях (непроизвольный характер).

Произвольный характер внимания очень кратковременный. В 5 -7 лет способность лишь к 15 -20 минутам внимания (отсутствие чувства времени).

Недостаточное развитие лобных программирующих зон коры обуславливает слабое развитие способностей предвидения ситуации. Пример: вовремя остановиться после бега, или подставить руки для ловли мяча.

Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность знаний, игровая деятельность. В 5 – 6 лет у детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов.

В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.

Зрительная сенсорная система – быстро развивается первые 3 года, до 12 – 14 лет

Возрастные изменения рефракции глаза

С нормальным (%) зрением

У детей 4 -6 лет преобладает дальнозоркость, но с возрастом она уменьшается. Однако уже в первые годы школы растет число близоруких детей из-за неправильной посадки при чтении и письме, предметы находятся слишком близко.

В младшем школьном возрасте по мере улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Зрение к 8 -ми годам достигает взрослой величины.

Зрительные сигналы играют важную роль в управлении двигательной деятельности ребенка, но обработка зрительных сигналов мозгом еще не совершенна. Качественная перестройка происходит к 6-ти годам, когда начинается вовлечение в анализ зрительной информации ассоциативных нижнетеменных зон мозга.

В 9-10 лет – формирование лобной ассоциативной зоны, к 10-12 годам – формирование зрительной функции в основном завершается.

Слуховая сенсорная система – имеет важное значение, для развития речи, обеспечивает не только восприятие речи, но и формирует обратную связь при собственном произношении слов. Анализирует продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений, участвует в развитии чувств времени, благодаря наличию двух ушей – включается в формирование пространственных представлений ребенка.

Острота слуха у 7-13 летних детей (порог слышимости) хуже, чем у 14-19 летних, когда достигается наиболее высокая чувствительность.

Двигательная сенсорная система – созревает у человека одна из первых. Подкорковые отделы двигательной сенсорной системы созревают раньше, чем корковые: к 6-7 годам объем подкорковых образований увеличивается до 98%, от взрослого, а корковых только 70-80%.

К 12-14 годам развитие двигательной сенсорной системы достигает взрослого уровня.

Вестибулярная сенсорная система – одна из самых древних систем организма.

Начинает проявляться еще у плода с 4 месячного возраста. Благодаря этому, раннее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с моторной системой и с другими сенсорными системами позволяет ребенку к 2-3 годам освоить основной фонд движений и начать занятия физическими упражнениями с первых лет жизни, плаваньем с первых недель, а гимнастикой и фигурным катанием с 3-4 лет и т.д.

Тактильная сенсорная система – развивается рано у новорожденных при прикосновении, особенно в области лица, губ, увеличивается с ростом двигательной активности и достигает максимального значения к 10 годам.

Болевые пороги чувствительности снимаются от грудного возраста до 6 лет в 8 раз.

Чувствительность вкусовых и обонятельных сенсорных систем заметно повышается к 5-6 годам и в младшем школьном возрасте практически достигается взрослых значений.

Физическое развитие и опорно-двигательная система.

Для определения биологического возраста устанавливается степень окостенения отдельных костей скелета, развития вторичных половых признаков, прорезание и смена зубов, изменение основных показателей физического развития и т.д. созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной жизни происходит неравномерно.

С 5-7 лет резко увеличивается темп роста тела в длину: на 7-10 см. в год. Этот период совпадает с началом обучения в школе. Изменяется характер повседневной двигательной деятельности.

На уроках физической культуры ребенку предлагаются новые, не известные ранее физические упражнения.

Кости детей по сравнению с костями взрослых содержат меньше минеральных веществ и легко подвергаются искривлению. Суставы обладают высокой подвижностью, связки легко растягиваются.

К 6-7 годам в мышцах происходят существенные изменения, увеличение толщены мышечных волокон. Они развиваются неравномерно: первыми крупные мышцы туловища, вторыми нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие мышцы.

Наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движений.

Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия и мастерства ученика, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат. Структурная дифференцировка мышечной ткани связана с совершенствованием симпатических контактов двигательных нейронов с мышцами и особенно интенсивно происходит в 7 лет ( свободно манипулируют предметами, четко координируют движения руками и ногами, при выполнении сложных упражнений).

Центральной нервной системе принадлежит важнейшая роль в обеспечении взаимодействия организма со средой, в организации адаптивного реагирования на внешние воздействия.

Происходят перестройки в функциональной организации мозговых структур, определяющих осуществление таких важных психофизических функций как восприятие и внимание.

В 7 лет происходят существенные изменения в деятельности сердечнососудистой системы, значительно увеличивающие ее резервные возможности, столь необходимые для энергетического обеспечения высокой двигательной активности. Развивается способность выполнять движения путем подражания, точность выполнения зрительно-моторных задач, продолжается совершенствование рефлекторных механизмов, обеспечивающих равновесие тела.

Увеличивается длина шага при ходьбе на 7-8 см., при беге до 20 см., темп бега падает, но скорость увеличивается, длина и высота прыжка у мальчиков становится больше чем у девочек, дальность броска, точность попадания в цель.

Все это свидетельствует об интенсивности развития моторики в дошкольном возрасте.

Особенности возрастного развития физических качеств.

Физические качества детей формируются в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Таблица: Возрастная динамика развития физических качеств у мальчиков

(по: Бальсевич В.К., 2000)

Возраст, лет

Время реакции, мс

Теппинг-тест, дв./10с

Скорость бега, м/с

Высота прыжка, см

Быстрота – как физическое качество тождественно понятию скоростные способности.

Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств нервно-мышечного аппарата, обеспечивающий выполнение двигательных действий за минимальное время.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

К элементарным формам относятся:

  • быстрота реакции (простая и сложная).
  • Скорости одиночного движения.
  • Частота (темп) движений.

Быстрота реакции подразделяется на две большие группы: простую и сложную.

Простая скорость реакции характеризуется заранее известным ответом на заранее известный раздражитель (зрительный, слуховой, тактильный сигнал). Например: старт легкоатлета в ответ на выстрел стартера и т.д. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды.

Скорость одиночного движения рассматривается в виде перемещения отдельного звена тела (руки, туловища и т.д.) на заданное расстояние с минимальной затратой времени.

Под частотой (темпом) движений понимается максимальное количество двигательных актов, совершаемых человеком за определенный относительно короткий интервал времени.

Физиологический механизм элементарной быстроты имеет сложную цепь последовательных операций:

  • время сенсорного восприятия (зрение, слух).
  • время передачи информации от сенсоров в кору головного мозга.
  • время обработки информации и принятие правильного решения.
  • время передачи нервного импульса мышцам-исполнителям.
  • быстрота сокращения мышц.

Основой скоростных способностей является подвижность нервных процессов возбуждения и торможения в ЦНС и ВНС.

Элементарные и комплексные формы скоростных способностей строго специфичны и независимы друг от друга. Показатели время реакции не связаны с результативностью бега на дистанции, поэтому требуется дифференцированный подход к совершенствованию как элементарных, так и комплексных форм скоростных способностей.

  1. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстроты реакции, частоты движений, скорости одиночного движения, быстрота целостных движений) в сочетании с приобретением, двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Важно упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
  2. Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действий играет существенную роль (бег, спортивные игры, единоборства и т.д.).
  3. Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности.

Умение ребенка правильно выполнять движения, косвенный показатель его умственного развития. Ученые разработали нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требований к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ физического воспитания.

Развитие двигательных качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. При выполнении упражнений в разном темпе дети развивают умение в соответствии с заданным темпом.

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация пробуждает ребенка изменить скорость движений. Она влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.

Абсолютная мышечная сила в дошкольном и младшем школьном возрасте нарастает умеренно. В различных мышечных группах прирост мышечной массы, изменение состава волокон и мышечной силы происходит не равномерно. Основной прирост мышечной силы происходит после переходного периода онтогенеза (с 14 лет).

Вывод: мышечная система на ранних стадиях развития требует специального внимания при организации занятий физическими упражнениями.

Скоросно-силовые возможности ребенка развиваются постепенно, скорость активации и вовлечение в работу отдельных двигательных единиц и возможности их синхронизации. Эти функциональные особенности определяют так называемую взрывную силу, которая проявляется в показателях бросков, прыжков, метаний. Увеличение прироста скорстно-силовых показателей наблюдается в 7-9 лет (прыжки в длину). В 8-10 лет – выносливость при прыжках вверх.

Статическая выносливость (висы, упоры и т.д.) невелика, они не рекомендуются для дошкольного возраста, так как могут вызвать неблагоприятную реакцию сердечнососудистой системы.

Ловкость – комплексное понятие, в ее структуру включается способности быстро осваивать новые упражнения, координировано выполнять сложные движения и эффективно действовать в необходимых условиях, создавая новые двигательные акты. Ловкость менее других качеств контролируется генетически и относится к наиболее тренируемым качествам.

Развитию ловкости способствует созревание высших отделов мозга (особенно третичных полей коры больших полушарий), совершенствование центральной регуляции моторных функций (налаживание регуляции мышц – антагонистов, межмышечной координации и пр.), улучшение функций скелетных мышц (более быстрое развертывание механических реакций при возбуждении мышечных волокон и др.).

Уже в дошкольном возрасте растет точность метания в цель, точность прыжка. После 7-ми лет – в младшем школьном возрасте происходят наибольшие сдвиги координационных способностей. Совершенствование функций лобных долей в младшем школьном возрасте обеспечивает рост обучаимости детей, ускоряет формирование двигательных навыков, улучшает процессы программирования, внесение коррекций в моторные программы, повышает способность выделять из внешних сигналов наиболее информативные признаки, усиливает речевую регуляцию движений. Все это улучшает проявление ловкости у детей.

Гибкость – одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 4-х летнего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста, благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей.

Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским.

Заключение.

Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими не успехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти не возможно скоррегировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество.

Гуманистическая направленность современного образования воздвигает требования более полной реализации идей дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.

Неоднородность состава учащихся начальных классов, ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В каждом классе встречаются дети, которые плохо запоминают материал, медленно и не полностью, их знания недостаточно прочны и четки.

Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий. Таким детям требуется дополнительная помощь, в виде коррекционных занятий с педагогом-психологом. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, решать которые следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функций восприятия в онтогенезе.

В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнениюс новорожденным увели­чивается в 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек.

До 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Про­исходит рост объема нервных волокон таламуса,

дифференцированиє ядер гипоталамуса. К 15-летнем возрасту взрослых размеров до­стигает мозжечок.

В коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увели­чивается в 2 раза, а площадь коры — в 3 раза. У подростков заканчива­ется процесс миелинизации нервных путей.

Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимо­связей между различным корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей.

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.

В ЭЭГк 10- 12-летнему возрасту устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным распределения ритмической активно­сти по поверхности коры.

При различных видах деятельности с повышением возраста от 10 до 13 лет в ЭЭ Г регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает ус­тановление между ними функциональных взаимосвязей (см. рис. 49). Создается функциональная основа для системных процессов в коре, обеспечивающих высокий уровень извлечения полезной ин­формации из афферентных сообщений, построения сложных много­целевых поведенческих программ. У 13-летних подростков суще­ственно улучшается способность к переработке информации, быст­рому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Время решения тактических задач у нихдостоверно со­кращается по сравнению с 10-летними. Оно мало изменяется к 16-летнему возрасту, но еще не достигает взрослых величин.

Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта спо­собность имеет большие индивидуальные различия, она контроли­руется генетически и мало изменяется в процессе тренировки.

Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков стано­вится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным.

В межполушарных отношениях также возникают существенные изме­нения — временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно-про­странственной информации. Отмечаются нарушения высшей не­рвной деятельности — нарушаются все виды внутреннего торможе­ния, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и пе­ределка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна.

Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда под­ростков, которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам. Именно в этом возрасте чаще всего возникает тяга к табакокурению, употреблению алкоголя, приему наркотиков. Особенновозрастаетконтингентзараженных вир у -сом иммунодефицита человека (ВИЧ) и страдаю­щих вследствие этого СПИДом (си ндромом приобре­тенного иммунодефицита). Систематический прием сильнодействующих наркотиков приводит к смертельному исходу уже через 4 года после начала приема. Наибольшая частота смертей регистрируется у наркоманов примерно около 21 года. Немногим больше продолжается жизнь заболевших СПИДом. Возросшее ко­личество заболевших СПИДом за последние годы требует усиленно­го внимания для профилактики и контроля этого состояния. Одним из важнейших средств профилактики вредных привычек являются занятия физическими упражнениями и спортом.

Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и вы­носливости.

С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет удевочеки 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль ле­вого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорко­вые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уро­вень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятел ьности.

Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знамену­ется возросшей ролью передне-лобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логи­ческого мышления, развитию второй сигнальной системы и процес­сов экстраполяции.

Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню. Однако еще отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и фи­зических нагрузок.

В среднем школьном возрасте (к 12-14 годам) в основном закан­чивается созревание всех сенсорных систем.

Зрительная сенсорная система уже в 10-12-летнем возрасте дос­тигает функциональной зрелости. К этому моменту совершенству­ются функции ее коркового представительства, развивается система все более сложных нейронов-детекторов, обеспечивающих высокий уровень зрительного восприятия, обогащаются межцентральные взаимосвязи зрительных центров с другими зонами коры, позволяя интегрировать зрительные впечатления в общую систему регуляции поведения. В затылочной области коры, где находятся проекции пер­вичных зрительных полей, устанавливается взрослый тип альфа-ак­тивности ЭЭГ.

Глаза становятся соразмерными, т. е. длина зрительной оси глаза теперь соответствует преломляющей силе и фокусирование лучей происходит непосредственно на сетчатке. Детская дальнозоркость при этом исчезает. Вместе с тем, благодаря чрезвычайно высокой эластичности хрусталика, дети могут четко видеть предметы на близ­ком расстоянии. Ближайшая точка ясного видения у школьников понемногу отодвигается, но привычка рассматривать мелкие пред­меты с близкого расстояния может постепенно привести ^развитию близорукости. Длина глазного яблока в этих условиях продолжает с возрастом и дальше увеличиваться. Этому способствуют чтение на близком расстоянии от книги, чтение лежа, а также систематическая работа с мелкими предметами. Чтение или работа на близком рассто­янии составляют на уроках в среднем и старшем школьном возрасте от 65 до 90% учебного времени. Длительное напряжение глазодвига­тельных мышц сдавливает глазное яблоко, уплощая и удлиняя его. Фокусирование лучей происходит перед сетчаткой, а изображение на сетчатке оказывается расплывчатым. Для профилактики этих явле­ний необходимо соблюдать правильную рабочую позу, читать при достаточном освещении, предохранять глаза от переутомления.

У подростка заметно повышается острота зрения,расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется раз­личение цветовых оттенков. Глубинное зрение продолжает разви­ваться до 16-17 лет, когда оно достигает конечных величин, а свето­чувствительность увеличивается до 20-летнего возраста.

Пропускная способность зрительной сенсорной системы растет с возрастом (табл. 27), уже к 10-11-летнему возрасту соответствуя взрос­лому уровню (около 2-4 бит/с). У девочек поле зрения и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже.

Скорость и четкость зрительных восприятий отражается в пока­зателях критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ), когда отдельные световые вспышки начинают восприни­маться как сплошной свет. Показатель КЧСМ растете возрастом: в 7-8 лет он составляет 25 Гц, в 9-11 лет —30 Гц, в 12-14 лет —40 Гц (что соответствует взрослому уровню). Зрачковый рефлекс на свет дости -гает взрослых величин в старшем школьном возрасте.

Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение зна­чимой информации из потока внешних сигналов. Это, в свою оче­редь, повышает точность и координацию движений, расширяет сфе­ру деятельности растущего организма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.