Развитие нервной ткани у детей

Нервная система ребенка

Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого : у него есть и присущие только ему болезни, и физиологические особенности.

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам.

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами. С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц. Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери. Среди них раздражения кожи - контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее).

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа:

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного.


Безусловные рефлексы новорожденного - это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 - 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии.

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами).


Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности.

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки.

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц - и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств.

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни - насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций.

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание.

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач.

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же - отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это - начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств.


Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо - малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка!

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается.

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов.

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения.

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений - его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение.

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно - удовлетворение насущной потребности в пище.


Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание.

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка.

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Морфогенез нервной системы включает в себя:

  • Гистогенез - образование специализированных т. к.аней;
  • Органогенез - развитие органов и систем;

С помощью нервной системы, обеспечивается регуляция органов. И здесь поведение женщины и ее состояние могут оказать существенное влияние.

Гистогенез - формирование самой по себе нервной ткани. Наша нервная ткань особенная: нет процессов регенерации нервной ткани у взрослого организма. Рост ткани присущ только для ранних стадий эмбриогенеза. Из этих нервных клеток строится нервная система. Через несколько месяцев после рождения гистогенез заканчивается и нервные клетки только разрушаются. Поэтому - очень важно, как происходит формирование нервной ткани.

Например, нервная ткань погибает от антибиотиков. Если это происходит в период эмбриогенеза, количество потерянных клеток в геометрической прогрессии откликается серьезным дефектом (это значит, что из них не получится еще какого-то количества нервных клеток).

Нервная система развивается, обеспечивая функциональный орган. Это некоторая группа клеток, которые между собой связаны и функционируют совместно.

К третьей неделе, сфера вытягивается в цилиндр и ее называют нервная трубка. Сначала эта трубка не закрыта. Это открытый цилиндр. Но у него начинает формироваться головной и хвостовой отдел. За счет того, что там рост клеток более интенсивный. Нервные клетки могут мигрировать.

Нервная трубка закрывается на четвертой неделе. Сначала с головного, потом с хвостового конца. Здесь возможны нарушения. Если трубка не закрывается с головной части, плод не жизнеспособен и погибает. Мозг не формируется вообще. А вот если не закрывается с хвостовой части, то плод жизнеспособен, но не работает нижняя часть тела. Нервная система не обслуживает эту часть. Это серьезное нарушение развития. От чего это случается? Недостаток витамина B - витамин для формирования нервной системы.

В6 и В12 находятся в большом количестве в черном хлебе и кашах.

Мы знаем, что для формирования организма нужно много веществ. Есть такое представление о том, что как только организм появится, я тут же его обеспечу. Но оказывается, обменные процессы очень медленно перестраиваются. Если организм долгое время получает определенную дозу одного или другого вещества, он очень долго довольствуется тем рационом, к которому он привык (два-три месяца перестройка на другую норму обменных процессов). Женщина должна менять свой рацион, хорошо если за полгода до планируемой беременности.

Пятая неделя: После закрытия трубки, начинается гистогенез - невероятно быстрое продуцирование клеток. 100 тысяч клеток в минуту. Если у организма нету ресурса, он не был готов к таким нагрузкам, то он может пострадать в этом звене. Клетки продуцируются и разбегаются: мигрируют в головной отдел и вдоль, образуя спинно-мозговую и периферическую нервную системы.

12-13 недель - появляются первые рефлексы. Глотательный рефлекс (с этого момента ребенок начинает заглатывать околоплодную жидкость). Дыхательный рефлекс (ребенок дышит, носовыми полостями вдыхая ту же самую околоплодную жидкость и выдыхая ее же). Поскольку в околоплодной жидкости могут находиться кусочки ткани, ребенок начинает чихать и икать. Появляется хватательный рефлекс. Этот рефлекс опять таки идет от приматов, где он невероятно ценен: детеныш шимпанзе хватается за шерстку матери и держится, не мама его держит. Исследователи говорят, что ребенок захватывает пуповину, если та случайно прикасается к кисти ребенка. Но является ли это свидетельством психической жизни? Если случайно попадает в рот пальчик - раз есть сосательный рефлекс, тот делает сосательные движения. О здоровье нервной системы часто судят о стойкости рефлекса.

Чем раньше мы откроем женщине ребенка как живого субъекта, тем больше вероятность, что она будет ориентировать на него свое поведение. В норме говорят, что женщина начинает только к 20й неделе воспринимать ребенка как субъекта. Чем раньше она его будет воспринимать в качестве живого человека, тем для нас лучше. Поэтому, в работе с женщиной важная задача - чтобы она начала раньше воспринимать ребенка как субъект.

На 16-й неделе, мы видим дифференцированную реакцию на разные системы восприятия: прикасаемся к животу и ответ рефлекторный. Он всегда будет откликаться на наше прикосновение. Если мама ест лимон или перец, - острые вещества, которые тут же попадают на воспринимающие клетки, он чихает. Меняется зрачковый рефлекс при изменении освещенности (меняется рефлекс, если мама в летний день вышла на солнышко). Если уронить за спиной мамы книгу, ребенок группируется и занимает оборонительную позицию.

Сложились анализаторы - еще один повод наделить ребенка психической жизнью. К вопросу о формировании анализаторов - физиологи описывают этот процесс как фантастический, чтобы от рецепторов прошел сигнал по проводящим путям. Как эти клетки соединяются? У нас прижизненно также формируются нервные связи. Что для этого надо? Многократное повторение одной и той же последовательности стимул-реакция. И сочетание каких-то возбуждений (аксон дотянулся куда надо и укрепился в этом положении). В пренатальный период все не так, никакой специальной работы не происходит: из нервной клетки вырастает аксон и тянется к той нервной клетке, которая предусмотрена в схеме. Это не связано с происходящим вокруг: с внешним воздействием это не связано никоим образом, это чистое созревание в соответствии с программой. Если случайно происходит сбой, аксон может промахнуться, эта нервная клетка погибает. Нет никакой корректировки. Как будто бы это соединение - по заранее подготовленной схеме. И что бы ни происходило вокруг, это все равно будет произрастать и изменяться, с той же скоростью. Что нужно ребенку чтобы сформировались анализаторы? Питание и покой. Не нужно читать книжки и т. п. В организме все есть для образования этих вещей.

20 недель: Начинает функционировать центр удовольствия/неудовольствия. Для него, воспринимающие стимулы начинают окрашиваться. Если в 17 недель он начал воспринимать окружающий мир, то в 20 недель она становится приятной и неприятной, сопровождается уже некоторой эмоциональной окраской. Можно опять сказать, что в этот момент у него формируются какие-то предпочтения. Что мы про них знаем? Если в околоплодную жидкость добавить глюкозы - глотательные движения учащаются. Если добавляют горечи - рот на замок и ни за что он не будет ее глотать. Маме нужно говорить о том, что она доставляет ему удовольствие или неудовольствие.

Если женщина с кем-то близко связана, она не может строить свое поведение, ориентируясь только на себя. И люди отличаются тем, готовы они к тому, чтобы ориентироваться на ребенка или не готовы. Женщина все знает, но это никак не влияет на ее поведение.

Кроме того, поскольку продолжается рост нервных клеток, мозг начинает складываться в извилины.

26-27 недель: К вопросу о физиологии ВНД, нервная связь, вырастает аксон, соединяются две клетки. Но, нервный импульс имеет электрическую природу. Он может не от клетки к клетке попадать, а распространятся вокруг. Чтобы не терялась связь, выделяется миелин - белок, который выполняет функцию изолятора: он обволакивает нервную связь и он не теряет импульс. Это важнейшее устройство функционирования головного мозга. Миелина до 26й недели у ребенка не вырабатывается. Если и есть анализатор, то его функционирование не может быть полноценным. Как только появляется миелин - эти связи становятся прочными. Миелин - совершенно необходимый элемент при образовании условных связей. Это обеспечивает способность к запечатлению - сохранению информации.

Функционально, речь идет о том, что ребенок начинает запечатлять воспринимаемую им стимуляцию. Что это значит? Если каждый день, в одно и то же время, вы будете включать одну и ту же мелодию, она станет ему знакомой. После рождения ребенок узнает ее и выделяет из ряда других звуковых стимулов. Любой стимул, который воспринимается как знакомый и узнаваемый, это всегда успокаивает, это стабилизация ситуации. Также как и голос матери ребенок воспринимает давным давно, этот тембр для него приятен. И у отца тоже есть этот путь.

Ребенок может воспринимать очень богатый диапазон: это и звуки голоса матери и близких людей, это музыка и тп, - все, что мы воспринимаем сами, то это воспринимает и ребенок. Если мама ссорится с папой, ребенок это воспринимает с 26й недели. Если мама кричит на подчиненного - это также подпитывается гормонами и вызывает некомфортное эмоциональное состояние и ребенка.

Выяснили, что и у самого ребенка есть предпочтения звуковые. Это тоже связано с физиологической организацией: ребенок - человеческое дитя и он будет воспринимать человеческую речь. Есть некоторый диапазон частоты комфортных звуков: ребенок очень тяжело переносит очень высокий диапазон и низкий диапазон. Как мы узнаем, что ему не нравится? Любой дискомфорт ребенок проявляет при помощи повышенной двигательной активности.

Если говорить о музыке, то получается, что комфортным для ребенка становится тот диапазон, который можно пропеть голосом: он с большим удовольствием воспринимает мелодичные действия, мелодику и ту мелодику, которую можно пропеть диапазоном. Это Моцарт, Брамс, нет Бетховену (много низких звуков). Самое большое удовольствие - если мама поет.

31-35 недели: У нервной клетки есть один посылающий отросток - аксон, а воспринимающих отростков - дендритов - много. Зачем их много? Затем, что тем больше разнообразных стимуляций может получить клетка. 31я неделя - только начинают формироваться дендритные деревья - только после 31й недели имеет смысла обогащать воспринимаемую среду. Развитие нервной системы становится зависимым от воздействия окружающей среды: чем больше будет стимулов, тем более разветвленная сеть воспринимающих отростков, тем более развита будет нервная система.

Еще одна рекомендация для мамы - если мы хотим стимулировать развитие нервной системы - после 31й недели имеет смысл обогащать стимульную среду - в основном звук и тактильные ощущения. С учетом предпочтений ребенка и если нам хочется работать над запечатлением.

36-39 недели: Недавно открытое явление - так называемой центральной пренатальной гибернации. Гибернация - состояние зимней спячки у медведя, состояние, когда замедляются все обменные процессы: и дыхание и питание, - все замирает. И это происходит с нервной системой ребенка. Последний месяц - чтобы мы ни делали в смысле стимуляции - ребенок становится невосприимчивым. Эта потеря чувствительности затрагивает очень важный канал - болевую чувствительность: он перестает воспринимать не только звуковую информацию, но и болевые раздражители не доходят до ЦНС. Это значит, что ребенок перестает чувствовать боль, хотя он чувствовал раньше. Зачем нужно? Дело в том, что роды для ребенка - очень травматичный процесс, он испытывает очень сильное сжатие. И часто, он получает серьезное напряжение и давление (иногда, когда рождается, даже кровеносные сосудики в глазах лопаются). И получается, что природа сама позаботилась о том, чтобы его защитить. Это недавнее открытие физиологов. Некоторые медики очень сильно озабочены тем, что очень удобно пересмотреть установки в связи с этим понятием.

Это состояние гибернации длится еще месяц после рождения. И может быть его некоторая заторможенность вызвана неким особым, просоночным состоянием. Но мы не знаем, насколько он чувствует или не чувствует эту боль, раз он на нее не реагирует.

Если ребенок рождается недоношенным, то образование дендритных деревьев происходит в постнатальный период.

Головной мозг в момент рождения - орган функционально незрелый. И его созревание продолжается достаточно долго (сначала думали, что до 5-ти лет, потом до 7-ми лет, сейчас установили, что до 21-го года).

Особенности гистогенеза к моменту рождения

  • Строительство функциональных систем предопределено геномом и не зависит от характера внешнего воздействия (ничем на появление анализаторов не повлияешь);
  • Большинство отделов мозга не имеет дендритного ветвления (на 31-й неделе началось, на 36-й неделе закончилось и это малая толика);
  • К моменту рождения, пирамидальные тракты не миелинизованы (большинство соединений не стойкие и иррадиируют);
  • Интрональная гибернация длится 5-7 дней после рождения;
  • Ребенок в пренатальный период спит в 3 раза больше, чем бодрствует. Но информацию он воспринимает.

Постнатальное развитие нервной системы

Миелинизация происходит 7-8 месяцев. Дендриты ветвятся 3 месяца после рождения. И только с 3-го месяца он начинает развиваться в результате активного воздействия окружающей среды.

Когда появляется психика?

  • Религия - с момента зачатия;
  • 12 недель - рефлексы. Если мы считаем, что психическую жизнь мы можем оценивать как поведение, то с 12й недели, в бихевиоральном подходе достаточно оснований для того, чтобы говорить о развитии психики;
  • 16 недель - анализаторы начинают воспринимать окружающие стимулы;
  • 20 недель - Психоанализ - с момента развития центра удовольствия;
  • 26-27 недель - Или миелинизация? Запечталение?

Если есть понятие психики как субъективное отражение восприятия окружающего мира, в рамках отечественного подхода получается, что после рождения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.