Ребенок бьет сам себя нервное

Аутоагрессия. Звучит довольно страшно, но это довольно часто встречается у детей, по утверждениям статистики — один ребенок из ста время от времени, а то и регулярно, наносит себе вред.

Что это такое

Аутоагрессия – это когда ребенок начинает бить себя, кусать, рвать волосы на голове. Он может биться и прыгать на стену, рвать себе рот, умышленно падать на пол и другими, иногда невероятными способами приносить себе боль. Есть и другие проявления.

В такие моменты родители просто теряются и не знают, что делать с этими эмоциями ребенка и как помочь ему.

Аутоагрессия проявляется в двух типах: либо физическая (удары головой о стену и прочее), либо на словах (когда ребенок ругает сам себя, и это переходит некоторые границы).


Многие психологи, в том числе Фрейд, уверенны, что аутоагрессия это форма психологической защиты. Иногда ребенок чувствует себя униженным, но по каким-то причинам не может нанести вред обидчику, что избавило бы его от злобы, поэтому он обращает злость на то, на что может – на себя. Возникает логичный вопрос: почему?

Все просто: ребенок, и вообще любой человек, не может не реагировать никак. Реакция бывает самая разная.

Когда такие случаи происходят, родители беспокоятся и не знают, что делать. Некоторые думают, что это просто капризы – мол, не нравится ему что-то и пытается получить свое любой ценой. Однако, дело тут вовсе не в желаниях или шалостях – чаще всего виной всему неправильное воспитание.


Что является причиной подобного поведения?

Агрессия разделяется на два типа: пассивную и активную. Из-за неправильного воспитания агрессия перетекает в пассивное состояние, то есть ребенок не ломает ничего в доме, не бьет родителей – он злиться на себя, бьет, винит и кусает. А не многие родители готовы признать некоторые проблемы в своей модели воспитания. Они пытаются сделать вид, что все в порядке, ничего при этом не меняя. А эта агрессия у ребенка никуда не девается – она будет накапливаться и перерастать в невысказанную боль, желание сделать что-то очень-очень плохое – себе или кому-то. Дело может дойти до увечий и даже суицида.

Есть несколько причин, из-за которых ребенок может так себя вести. Нужно рассмотреть их все.

Но иногда это может переходить границы разумного: ребенок может воспринять любой запрет, как бык – красную тряпку. Таким детям сложно отказаться от желаемого, потому что им кажется, что они обязаны иметь это – эта вещь их с рождения!


Что будет неверным шагом при подобном поведении: крикнуть на ребенка, ударить его. В результате наказания – ребенок начнет плакать еще громче, и бить себя еще сильнее из-за унижения и несправедливости.

Чтобы ситуации, в которых ваш ребенок стремится навредить себе происходили все реже и реже, попробуйте пересмотреть свои правила и ограничения, которые вы выставили для ребенка. Возможно, вы сами увидите, что нет смысла в определенных решениях, что где-то вы перебрали.

Пробуйте идти на компромисс с ребенком, он увидит, что вам не все равно – а это самое приятное.


Помимо детей с явными лидерскими качествами, есть дети, у которых слабая нервная система. Такое происходит, когда родители осознанно ограничивают ребенка, обзывают его, винят и травят за внешность или что-то подобное.

Давайте рассмотрим ситуацию: ребенок что-то сломал (к примеру, игрушку), и пытается починить ее самостоятельно. Делает он это со слезами на глазах, потому что он не мастер. Ребенок бьет и ругает себя за то, что у него не получается.

Потому что он знает, что будет после, когда родители увидят поломку. На него накричат, обозвут, а возможно и изобьют. Битье себя не помогает делу, но ребенок не знает, что делать, он чувствует себя загнанным и уже чувствует все тумаки и ненавидящие слова, которые он получит, когда расскажет о поломке. Часто это может привести к вранью, мол, игрушку я забыл у друга/бабушки, все в порядке. Ребенок так может оттягивать неизбежное, ведь чем дольше родители не знают о его оплошности, тем больше у него есть спокойного времени.

В отличии от первого типа, дети с чувством вины не бунтуют, когда на них кричат или бьют, они просто плачут.

Сделать ситуацию хуже можно неправильным наказанием: закрыть его в комнате, дальше игнорировать, еще больше бить или унижать. Результат все еще остается одинаковым: ребенок продолжает бить себя. В таких ситуациях лучше отнестись к ребенку с пониманием, ведь игрушка – или поломка любой другой вещи — не конец жизни. Можно попробовать сказать что-то вроде:

Лучше не критиковать ребенка чрезмерно, а попробовать чаще говорить ему, что вы его любите.


На самом деле, почти все дети безумно хорошо достигают своих целей путем манипуляции. Чаще всего такое поведение связано с погрешностями в воспитании. Родители таких детей постоянно угождают своим чадам, задаривают подарками и исполняют любую прихоть. Детские слезы для таких родителей – ужас и страх, которые вызывают также чувство вины, и результат крайне благоприятен для ребенка: вот тебе подарочек, обнимашки, делай, что хочешь, все разрешено! Понять, что именно ваш ребенок — манипулятор, можно легко – он может начать бить себя, исподтишка подсматривая за реакцией мамы – достаточно ли расстроилась, нужно ли добавить слез и криков?

Приучитесь переключать внимание ребенка на что-то другое – таких детей-манипуляторов это сбивает с толку и он не использует то нежелательное поведение.

Все, что можно сказать в конце – удачи вам, родители. Крепитесь и готовьтесь разговаривать со своим ребенком, потому что диалог – это фундамент здоровых отношений в семье. Помните, что насилием или злостью не воспитаешь счастливого и здорового человека.


"Дочка, когда рассердится или не получается у нее что-то, начинает бить себя по голове, да так сильно. Я ее останавливаю, а она только больше расходится. "

Мне довелось быть свидетелем сцены, когда мальчик пяти-шести лет начал жестоко истязать себя. Он, толкнув другого малыша и уронив его на выступ скамейки, увидел искаженное болью лицо товарища и страшно перепугался. А когда раздался рев пострадавшего, первый не выдержал и стал стукаться лбом о дверь подъезда, царапать себе щеки и кричать. Подоспевшие родители не знали, кого успокаивать, а кого наказывать.

Случаи аутоагрессии (агрессии, направленной на себя) не так уж редки в дошкольном возрасте. Чаще всего наказание себя, причинение себе боли — это реакция на собственные неудачные действия и поступки, которые могут вызвать неудовольствие у окружающих. Они не возникают самопроизвольно, а являются усвоенными формами агрессивного поведения. Скорее всего, малышей, практикующих аутоагрессию, наказывали в раннем детстве. Но не жестокость наказаний – причина подобного поведения. Оно возникает под влиянием психотравмирующих воздействий: разгневанности взрослых, их яростного недовольства своими детьми. Крики, искаженные ненавистью лица родных, их разъяренность и гнев пугают малышей. Панические настроения, страхи детей могут стать настолько сильными, непереносимыми, что дошкольники начинают наказывать себя сами, как бы опережая реакции взрослых и в определенной мере предупреждая их.

Обычно, став свидетелями агрессивных действий малышей, направленных на них самих, взрослые пытаются всеми силами пресечь эти действия. Но это ведет лишь к усилению аутоагрессии. Ведь именно непомерный страх является причиной ее. Видя же перепуганные лица людей, ребенок только сильнее переживает, чувствуя ответственность за происходящее.

Неуклюжесть и неумелость дошкольников, их ротозейство и доверчивость вполне понятны и объяснимы, точно так же, как и их желание подражать взрослым, помогать им в различных делах. Ребенок трех-шести лет не может быть настолько же ловким и умелым, как его папа или мама.

Поэтому постарайтесь быть более терпимыми к их ошибкам и промахам, не загасите в них искру трудолюбия, даже если это сводит на нет ваши многочасовые старания. Подобные ситуации могут стать причиной аутоагрессии. Гнев близких людей в ответ на промахи и ошибки детей сильно запечатлелся в психике ребенка и стал стимулом аутоагрессивного поведения. Во всех случаях, когда ребенок будет терпеть фиаско, сталкиваться со своей неспособностью соответствовать предъявляемым к нему требованиям, он станет прибегать к самонаказанию. Эта тенденция может стать хронической в школьном возрасте, особенно у детей самолюбивых, подходящих к себе с завышенной меркой.

Эмоционально чувствительные дети страшатся стать причиной чужого страдания. Если же по неосторожности или в сильной запальчивости они наносят физический ущерб кому-то из близких или знакомых людей, то сами переживают в несколько раз сильнее пострадавшего. Здесь-то и появляются случаи самонаказания. Однако не так страшно, что ребенок причинит себе физическую боль, как то, что подобные действия сопряжены с сильнейшим чувством вины, раскаяния и последующей за ними депрессией.

Детская агрессия: причины возникновения

Виктория Карабанова психолог, мама трудного ребенка

Иногда случается так, что маленький ребенок трех лет в напряженных ситуациях начинает наносить себе удары или биться головой о стену или пол.


Это вызывает у мамы настоящий шок. Если учесть, что эти удары бывают совсем нешуточные, у любого родителя возникают вполне логичные вопросы, которые можно разделить на три условные категории.

  • Причина такого поведения. Почему он так делает? Что в семье провоцирует у ребенка такое поведение? Виноваты ли родители в чем-нибудь?
  • Хочу, чтобы этого не было. Как сделать так, чтобы ребенок не наносил себе удары?
  • Как правильно реагировать маме на такое поведение малыша?

Надо сказать, что не существует однозначного ответа ни на один из этих вопросов. Потому что поведение ребенка, который бьет себя — это всего лишь симптом. Это как головная боль — симптом дисбаланса в организме, причины которого могут быть у каждого человека свои.

И все же можно выделить некоторые общие детские особенности, которые провоцируют такое поведение у ребенка по отношению к себе.

  • Ребенок по типу личности, скорее всего, является интровертом, то есть, склонен к внутренней ориентации и сосредоточению на себе.
  • В жизни ребенка имеется какой-то раздражитель, никак не связанный с ситуацией, когда малыш наносит себе удары. Этот раздражитель ребенок в силу своего возраста не понимает и плохо осознает, но, тем не менее, он его наблюдает и чувствует. Это может быть стрессовая ситуация, сильный испуг в прошлом, сложные обстоятельства в семье, когда все очень взвинчены и напряжены, тяжелая болезнь малыша или члена семьи.
  • Ребенок из категории "трудных". У таких детей в силу каких-то особенностей характера и темперамента реакции на внешние обстоятельства очень ярко выражены. Иногда эти реакции проявляются тем, что он начинает бить себя по голове, не умея по-другому выразить свои чувства, Пусть, мол, мама сама догадается, что ему надо, и пусть сделает так, чтобы он перестал это делать. Тогда как обычный ребенок подошел бы и попросил у мамы заинтересовавшую его вещь.

Различное сочетание этих трех особенностей дают разнообразие ситуаций и глубину реакции ребенка, когда он начинает себя бить. Кто-то валяется на полу магазина и легонько ударяется головой о пол, добиваясь, чтобы мама купила ему машинку. Кто-то до крови кусает себя за руку, когда мама возмутилась детской проделке.

Ребенок бьет себя — и это поведение всего лишь верхушка айсберга, под которой находится глыба льда неосознаваемой психологической напряженности. Такое поведение может проявляться даже если ребенка в семье очень любят, не ругают, не называют плохими словами.

Если мама будет в каждом случае внимательно наблюдать за выражением лица своего малыша, который бьет себя, то она сможет заметить, что в некоторых ситуациях он это делает по-разному. Естественно, все происходит быстро и спонтанно. Так, что различия в детском поведении мама понимает не сразу. Но если это происходит регулярно, то различия становятся очевидными. Рассмотрим самые основные.

Таким поведением ребенок может манипулировать родителями

Действительно, манипуляциям ребенок учится с младенчества. И иногда он намеренно наносит себе удары, чтобы вызвать желаемую для себя реакцию со стороны родителей. Обычно это замена негативной реакции взрослого на вспышку нежности в сторону ребенка.

Как же понять, манипулирует ли малыш в случае, когда бьется головой об стену или пол? В возрасте двух-трех лет ребенок еще не в состоянии изощренно лгать и притворяться, поэтому "вычислить" его будет просто. Два основных момента, на которые маме следует обратить внимание:

  • ребенок наблюдает за мамой, явно или пряча глаза, но обязательно смотрит, как она реагирует на его поведение;
  • выражение лица у него притворное, напряженное;
  • ребенок чередует свои действия: наносит себе удары и после этого смотрит на реакцию мамы.

Таким поведением ребенок может сам себя наказывать

В природе человека заложено с самого глубокого детства делать все, что хочет его родитель. На эту тему существует большое количество информации и материала. Поэтому не буду подробно останавливаться на этом, скажу лишь, что механизм этот действует буквально. Говорит мама сыну: "Ты такой же непутевый, как твой отец". В подсознание ребенка идет информация: "Будь таким, как твой отец!" Или говорит отец дочери: "Тебе еще рано дружить с мальчиками". Девочке идет сигнал: "Дружи с взрослыми мужчинами".

Аналогично этот механизм действует, когда мама ругает или корит своего маленького ребенка за его поведение. Детская психика воспринимает это буквально — наказывает себя с высоты своего возраста и понимания. Особенно если учесть, что в возрасте двух-трех лет ("кризис трехлеток") ребенок еще только начинает психологически отделять себя от матери. Он не понимает, какие изменения в психике у него происходят, и еще не осознает себя в новом качестве личности, отделенной от матери. Для него пока ее огорчение — это и его огорчение, ее злость и его тоже. Поэтому нет ничего удивительного, что ребенок готов сделать все, лишь бы мама не сердилась. Любого рода комментарии недовольства (не обязательно с повышенным голосом или раздражением) с ее стороны могут спровоцировать ребенка на то, чтобы наносить себе удары.

Мы сами можем наблюдать этот механизм в том, когда, поругавшись с кем-то, якобы случайно режем себе ножом палец. Таким образом как бы наказывая себя за несдержанность.

Этот вид детской реакции можно также определить по выражению лица ребенка:

  • видно, что ребенок искренне сильно огорчен;
  • если мама выходит из комнаты или отворачивается, он не прекращает наносить себе удары.


Таким поведением ребенок может проявлять свое отчаяние

Это, пожалуй, самый сложный для понимания мамы вид реакции ребенка, когда он бьет сам себя. Например, мама наблюдает со стороны за тем, как играет ребенок. Ребенок маминого взгляда не замечает. Он не может найти игрушку или находится в каком-либо другом затруднении. Вместо того чтобы обратиться за помощью к взрослому, начинает бить себя рукой по лицу. При этом ребенок:

  • не расстроен и, по мнению мамы, у него нет серьезных причин делать так;
  • выражение лица у него нейтральное или недоуменное.

Таким образом, внимательно наблюдая за своим малышом, мама может примерно определить, отчего ребенок бьет себя. Малыш, склонный к таким действиям, может действовать в двух любых или во всех вариантах одновременно. То есть он одновременно может испытывать отчаяние и стремиться оказать давление на взрослого. И маме следует в каждом случае действовать не по какому-то шаблону, а стараться найти тот уникальный ключик, который подойдет к ее малышу, чтобы ослабить его внутреннее напряжение.

Маме важно всегда помнить, что поведение ребенка — это лакмусовая бумажка, по которой можно определить общую психологическую обстановку в семье. Ребенок проявляет не только свое психологическое настроение, но и настроение родителей в данный момент.

Из этого вытекает самый главный способ, который сможет изменить поведение ребенка по отношению к себе. Нужно "лечить" психологическую обстановку в семье!

Но бывают обстоятельства, когда это невозможно. Не всегда в силах родителей предоставить ребенку идеальную, гармоничную и счастливую психологическую атмосферу. Мама должна понимать, что ребенок просто так себя проявляет через нанесение себе вреда в силу возраста. Со временем ребенок перестанет бить себя, но склонность к этому, скорее всего, останется на всю жизнь. Только удары он будет наносить себе не по телу, а в душе. Что может привести к пониженной самооценке личности.

И, тем не менее, маме не стоит успокаиваться и ждать, когда ребенок перестанет бить себя. Если мама будет думать, что ребенка не стоит поправлять, когда он себя неверно ведет, или комментировать его плохое поведение, то ребенку это не поможет. Каждый малыш нуждается в том, чтобы ему указывали на границы, в которых он может действовать. Вопрос только в том, как это делать?

Вот только некоторые пункты, на которые стоит обратить внимание. Мама может сузить или расширить предлагаемые варианты, по своему усмотрению, общаясь непосредственно со своим малышом.

  • Снизить громкость голоса и экспрессию. Мама может провести эксперимент и корить ребенка шепотом или на ушко. Такое поведение может на какой-то период так удивить малыша, что он будет не так сильно фиксироваться на себе и забывать бить себя.
  • Не изменять резко свое поведение с ругани на нежность. Если мама отчитывает ребенка за его поведение, не стоит бросаться на ребенка с поцелуями, как только он нанес себе первый удар по голове. Таким поведением мама лишь закрепляет у ребенка стереотип поведения.
  • Физически не давать ребенку бить себя. Мама мягко удерживает ребенка, когда он бьет себя и обязательно комментирует это следующими фразами: "Не надо так делать. Мама тебя очень любит".
  • Не манипулировать в ответ на его манипуляции. В этом случае маме нужно точно понимать, что сейчас ребенок бьет себя именно с целью давления на родителей, чтобы они исполнили его желание. Он не наказывает себя и не находится в отчаянии. Тогда мама временно прекращает всякое общение с ребенком, может даже оставить его одного в комнате, давая, таким образом, ему понять, что нанося себе удары, все равно не сможет добиться желаемого.
  • Говорить чаще ребенку слова любви. "Даже если мама сердится, она все равно очень любит своего малыша".

А самое главное, даже если ребенок перестанет со временем наносить себе удары, маме не стоит забывать о том, что ребенок делал это. Когда он будет подрастать, маме надо приложить все усилия, чтобы научить его абстрагироваться от стрессовых ситуаций и не переносить их на себя. Не навешивать на себя чувство вины. Мама должна дать ребенку стержень внутреннего самоощущения цельной личности, который будет поддерживать его в жизни.

В. Сын, 2003 г.р., периодически капризничает и бьет себя своими руками со всей своей силы по голове, ногам, животу и говорит: "Я плохой, я не любля себя" и т.п. Полная семья, никогда рукоприкладства "отец-мать" и наоборот не было. Что делать? Любят его все, и наказания бывают именно за поступки, при этом он от нас ни разу не слышал, что он плохой. Всегда говорим, что он самый лучший и т.п. (конечно, кроме случаев явного непослушания). Может на самом деле к специалистам пойти, а может само собой пройти? (Павел_)

О. И сколько вы ждать станете? До тех пор пока ребенок себе действительно вред не нанесет. Ведь состояние может только усугубиться. Сходите к специалистам, обследуйте сына у невропатолога, получите обратную связь от психолога. Часто бывает, что родители не замечают, что обижают малыша, не потому, что злюки они такие, а просто не знают, что каких-то действий лучше не делать, потому, что их так же воспитывали. А мы волей-неволей воспроизводим родительское поведение. Чем раньше вы возьметесь за решение данной проблемы, тем больше шансов на то, что это пройдет без последствий. Само по себе такое, как правило, не проходит, а может перерасти в другие формы, например, ночные кошмары. (Виталия)

О. У нас знакомый мальчик так себя вел. Потом он себя стал постепенно бить сильнее, и тащиться от этого. Возьмет цветы пластмассовые и хлещет себя, аж стонет. Ребенку было 5 лет. Там ситуация была такая. Никто не ругал мальчика, наоборот все по-хорошему. Всеобщий любимчик в родне. (Ирина_Арина)

О. Это кажется так, что все его любят, целуют, балуют. А если взглянуть на ситуацию более глубоко. Обычный пример. Родители говорят, что любят ребенка. Приходит психолог к ребенку домой, чтоб выяснить ситуацию и видит такую картину: папа смотрит телевизор или читает газету, мама занята на кухне, у бабушки свои дела, а ребенок один. Он должен:

1. Играть один и по возможности не шуметь.
2. Не мешаться под ногами на кухне у мамы.
3. Дать папе спокойно почитать, отдохнуть после работы.
4. Не лезть к бабушке (дедушке), она старый человек.

А вечером, когда мама будет ребенка укладывать спать, она его поцелует и скажет, что очень любит его. Это что, называется любовью!? Любить своего ребенка - это ежедневный труд. Это не значит - он сыт, обут, накормлен, что еще надо. Это общение, заинтересованность в своем ребенке, занятия, игры, обнималки, полный контакт с ним! Тогда ребенок не будет чувствовать себя одиноким, не будет себя бить, привлекая таким образом внимание родителей (я побью себя, а они скажут, какой я хороший и, что они любят меня). (Stefani)

О. У нас было такое. Лечились у невролога. (Анастасия )

О. Мнение психолога: причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента.

В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному — воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.


Когда ребенок бьет себя, это всегда вызывает сильное беспокойство у родителей. Внешне самонаказание проявляется как каприз: ребенок раздражителен, он может напряженно тянуть себя за волосы, а может бурно биться головой об стену или пол. И хотя такое поведение можно счесть за детскую шалость, основная ее причина — неправильное воспитание.

В чем причина такого поведения?

Самонаказание относится к агрессивному поведению, его отличие лишь в том, что эта агрессия подавлена в силу неправильного родительского воспитания. В результате агрессивность стала носить пассивный характер.

Причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента. Рассмотрим каждую из них.

Ребенок может бить себя в знак протеста

Если младенцы целиком подчинены воле родителей, то дети в возрасте от 2-х лет начинают серьезно сопротивляться подчинению. Сам по себе протест — качество лидера, поэтому черта таких детей — требовательность. Такому ребенку сложно отказаться от чего-то, на что, как ему кажется, он имеет врожденные права.

Подобная бурная реакция формируется в ответ на чрезмерную строгость родителей, обилие запретов и правил в воспитании. Если бы и нашу волю неоднократно подавляли, то прямое выражение агрессии по отношению к обидчику, как и стремление к близости (например, попросить то, что ему запрещают), порождали бы в нас огромный страх.

Таким образом, ребенок борется с собственным унижением и ограничением свободы с использованием силы против себя.

Неправильное наказание в данном случае: крикнуть на ребенка, ударить ребенка.

Результат наказания: ребенок плачет еще громче.

На заметку: пересмотреть излишние требования к ребенку, убрать часть запретов. Учиться идти на компромисс.

Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины

Другой вариант — дети, отличающиеся от первых слабой нервной системой. Это дети, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.

Рассмотрим обычную ситуацию дома. Ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя по уху. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.

Похлопывание по уху — бессознательная реакция, которая сообщает о том, что малышу больно слышать, как его обзывают. Распознать детей, относящихся к этому типу, можно по поведению. При ударах ребенок не бунтует в отличие от первого типа. Плач возникает как реакция на боль.

Неправильное наказание в данном случае: запереть в комнате, не обращать внимания.

Результат наказания: ребенок продолжает бить себя.

На заметку: воздержитесь от чрезмерной словесной критики. Чаще проявляйте любовь.

Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние

Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе.

Дети — очень талантливые наблюдатели, и чаще всего причина детских манипуляций кроется именно в поведении родителей. Родители маленьких манипуляторов привыкли вовсю угождать любимому малышу. Детские слезы вызывают ощущение вины, и вот мы уже усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, становимся чрезмерно снисходительны в тех случаях, когда нам нужно проявить твердость и последовательность.

Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы.

Неправильное наказание: тут же сменить гнев на милость. Проявление внимания и нежности только закрепит у ребенка нежелательное поведение.

На заметку: научитесь переключать внимание ребенка и удерживать его от нежелательного поведения.

В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному — воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.

Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:

Сыну 8 лет. За непослушание шлепала по попе. Сейчас не трогаю. Теперь ребенок бьет себя сам, наказывает сам себя. Меня это пугает.

Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:

Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. Бить детей нельзя, это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.


Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!

Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора. Это тема нашей следующей статьи.

То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.


Что делать, если ребенок бьет себя

Работа с ребенком с кожным вектором, который себя бьет, должна идти по двум направлениям.

Первое, и самое главное: восстановление чувства безопасности и защищенности у ребенка.

Это базовое чувство, без которого не может полноценно развиваться маленький человек. Оно напрямую зависит от психологического состояния мамы и методов воспитания. Как, с одной стороны, сохранить у ребенка уверенность в маме, а с другой, не воспитать маленького манипулятора? В зависимости от векторального набора к каждому ребенку нужен свой подход. Об этом более подробно можно почитать здесь и здесь.

Второе: наполнение желаний кожного вектора.

Девиз воспитания ребенка с кожным вектором:

  • Ласка
  • Логика
  • Дисциплина
  • Спорт

Ребенок с кожным вектором нуждается в ласке, да он и сам по себе очень ласковый, как котенок. От шлепков и грубого воздействия на его кожу, он может начать избегать телесного контакта. Когда ребенок бьет себя сам это на самом деле его крик о помощи. Обнять, поцеловать, погладить по спинке, сделать массажик на ночь – воспользуйтесь этими простыми действиями, и вы сможете постепенно вернуть ребенку его психологический комфорт!

Понимание психики ребенка, который бьет себя поможет вам забыть об этой проблеме и вырастить замечательного человека. Распорядок дня, расписание дел на неделю, поощрения за хорошо выполненную работу приучают такого ребенка к трудолюбию, самодисциплине, здоровой конкуренции, удовлетворяют его желание быть первым. Идеальный образ развитого кожного вектора – это военный офицер. Но самодисциплина нужна везде: и в бизнесе, работе, особенно руководящей.

Ну и конечно, спорт. Кожные детки от природы очень подвижны. Именно спорт позволяет наполнить потребность кожного вектора в физической активности, ритме, конкуренции (только не ведите детей до подросткового возраста в студии современного или восточного танца, ранняя сексуализация в этих направлениях вредит детской психике). При правильном подходе к кожному ребенку, у него больше не будет причин бить себя.

Ограничением. Только сначала объяснить, что он сделал не так, и за что вы его наказываете. Можно поставить его в угол, но на строго ограниченное время, в зависимости от возраста это может быть и 3, и 5, и 10 минут. Можно забрать планшет или мобильный телефон на определенное время (сказать, на какое). Или лишить похода в кино или в гости. Главное, помнить, что наказание – это не кара, а метод научить ребенка правильным способам поведения и взаимодействия с внешним миром.

Лучшим выходом из ситуации будет прохождение тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который уже позволил многим родителям изменить к лучшему свою жизнь, глубже понять себя и природу собственного ребенка и решить самые разные проблемы воспитания.
Уже на бесплатных онлайн-лекциях можно много узнать об особенностях детей с кожным вектором, об особенностях подхода к ним, исчерпывающую информацию по вашему вопросу вы сможете получить на полном тренинге Первого уровня по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь!

Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции здесь.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.