Ребенок в школе очень нервный

Виды тревожности
Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.
В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.
Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом.

Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей
Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

    После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.

Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.


В школе ребенок нервный. Не слушается, плачет.

Здравствуйте!
Не знаю, актуален ли ещё мой ответ и, возможно, вы за полтора месяца уже решили свою проблему, но всё же отвечу вам.

Из вашего короткого сообщения не очень понятно какого возраста ваш ребёнок и при каких обстоятельствах он плачет и не слушается - я бы ответила вам более детально и обстоятельно применительно к вашей ситуации с вашим ребёнком.

Предполагаю, что ваш ребёнок- ученик начальной школы. Возможно, первоклассник. Может быть, я ошибаюсь.

Вы, как я заметила, внимательная мама и вы правильно сделали, обратившись по поводу нервозности у своего ребёнка, которая, как вы думаете, связана со школой.
Ещё признаками нервозности может быть физическое недомогание: бледность, дрожь, головные боли или головокружение, тошнота, рвота, отсутствие аппетита, нарушение сна, слабость, утомляемость, вялость.
Ребёнок начинает капризничать, плакать или, наоборот, замкнулся, легко раздражается и грубит в ответ.

Иногда нервозность ребенка никак не проявляется – ни со стороны физического самочувствия, ни со стороны поведения. Ребёнок безупречен, дисциплинирован и самостоятелен в своём поведении на радость родителям.
Однако, такие, на первый взгляд, положительные перемены могут говорить о том, что ребенок тоже сильно переживает и волнуется.

Ребёнок может нервничать в школе по разным причинам:

Адаптация длится 2-6 месяцев в зависимости от предыдущего опыта (детский сад, домашнее воспитание до школы). Ребёнок со многим сталкивается впервые: здание школы, новый значимый взрослый, новые дети, новая обстановка и социум вокруг, новый режим дня, новые правила, новые требования учителя, новые ситуации и обстоятельства, с которыми ребёнок не знаком.
Если это так, то вполне понятно нервное поведение вашего ребёнка - идёт процесс адаптации ребёнка к школе и социуму.
Ребёнку надо просто помочь в этой адаптации и сопровождать его в этом.

Ребёнок не справляется со школьной нагрузкой: не успевает выучить уроки или не понял новую тему или материал, неправильно сделал домашнюю работу, тетрадь, ошибки в диктантах и контрольных работах.
Если ещё взрослые не дают ребёнку право на ошибку, невроз ребёнку обеспечен.

Бывает, что родители учат детей писать, считать, читать, игнорируя психологическую и нейропсихологическую подготовку ребёнка к школе. То, что ребёнок умеет читать, писать и считать, не значит, что он уже готов к школе. Родители, в основном, ориентируются на умственные способности ребёнка, но не учитывают эмоциональную незрелость. Ребенок оказывается не готов к психическим нагрузкам в школе. Психологическую готовность к школе определяет детский психолог.
Помню, ко мне пришли родители с запросом "Когда отдавать ребёнка в школу - сейчас или на следующий год?" Девочка - умничка 6 лет все задания выполняла. Где-то в конце первого этапа тестирования стало ясно, что девочка не готова к школе психологически. Это сняло все родительские сомнения по поводу школы. Им даже не пришлось приходить во второй раз - диагностика готовности к школе предполагает два этапа прохождения.

Учитель для ребёнка - первый социально значимый взрослый.
От первого учителя в немалой степени зависит успешная адаптация ребёнка в школе. Возможно, учитель слишком требовательный и строгий, говорит слишком громко и ребёнок не привык к такой требовательности и строгости. Он боится учителя и его громогласного голоса - ему кажется, что она кричит и пугается.

Возможно, по каким-то причинам у вашего ребёнка не складываются отношения с одноклассниками. Кто-то обижает его и учитель этого не видит или ребёнок боится ему сказать об этом.
Или ребёнок чувствует себя одиноким - его не принимают или не хотят с ним играть. Ребенок так и смог найти себе друзей и приятелей. И тогда он становится объектом насмешек одноклассников.

Ребенок не может во всём быть успешен и может не справляться с программой одного или нескольких школьных предметов.
Один ребёнок легко решает примеры и задачки по математике, другой ребёнок - полиглот, но не понимает алгебру с геометрией.
Один ребёнок силён в истории или музыке и не справляется с нормативами по физической подготовке.

Тревога и напряжение отнимают много сил и энергии не только у ребёнка, но и взрослого истощает. А может быть ребёнок сам по себе астеничный?
Родителям надо выявить источник тревоги и напряжения и устранить его.
Также в этом случае надо организовать ребёнку правильный режим дня и включить туда обязательно прогулки на свежем воздухе и своевременный 8-часовой сон.
Если предпринятые меры не помогают, обратитесь к педиатру или неврологу.

Ребенок нервничает в школе, потому что не оправдывает родительских ожиданий, не может угодить строгим и требовательным родителям, которые относятся к ребёнку как к своему бизнес-проекту или успешному старт-апу.
Он обязательно должен быть успешным и приносить дивиденды со временем.
Одна моя знакомая однажды выпалила своему сыну: "Хочу сидеть в первом ряду на вручении Нобелевской премии!" Что это было - шутка, родительское тщеславие или волшебный пинок? Парень старался, уже в зрелом возрасте кандидатскую защитил. Уж, не знаю получит ли он Нобелевскую премию и будет ли его мамочка сидеть в первом ряду, но тяжёлую ношу маминых ожиданий он несёт на себе.
А если этого не случится и тогда что? Крах родительских надежд, неудавшийся бизнес-проект, сын-неудачник?

Вот тот небольшой перечень причин отчего ребёнок испытывает дискомфорт и внутреннее неблагополучное состояние в школе.
Возможно, в этом списке нет вашей причины и ваш ребёнок от чего-то другого нервничает.
Вам надо найти и устранить причины, по которым ребенок нервничает в школе - понаблюдать за ребёнком, поддержать его в процессе адаптации, поговорить с учителем и школьным психологом, узнать как и что происходит с ребёнком-возможно, попроситься посидеть на уроках, наладить режим дня, обеспечить 8-часовой сон, прогулки на свежем воздухе с играми, попробовать такие виды деятельности, где ребёнок может снять своё напряжение и агрессивность: плавание, батут, творчество.
Если вы пропустите этот тревожный симптом, у ребенка разовьется невроз. То есть у него снизится успеваемость, пропадет интерес к учебе, появится стойкая неуверенность в себе, возникнут сложности в общении со сверстниками, утратится доверие к родителям.
Если ситуация не меняется и вы уже не знаете что и как делать и как помочь своему ребёнку, вам необходимо обратиться к детскому психологу - он выяснит конкретные причины, вызывающие внутреннее неблагополучие конкретно вашего ребёнка и даст вам конкретные рекомендации, исходя из вашей конкретной ситуации.

Если понадобится моя помощь и поддержка, как детского психолога, обращайтесь - буду рада помочь вашему ребёнку!

С уважением,
детский и семейный психолог Людмила Дженгурова

Совет:

Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости. Это поможет ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-4 года.



Родители очень радуются, если ребенок с удовольствием ходит в школу, легко усваивает учебный материал и получает хорошие оценки, имеет много друзей. Но иногда школа становится источником тревоги - как для детей, так и для родителей.

Вы заметили, что ребенок нервничает в школе?

Признаками нервозности могут быть:

  • плаксивость, капризность;
  • грубость, раздражительность;
  • замкнутость;
  • бледность кожи;
  • дрожь;
  • головокружение;
  • отсутствие аппетита, тошнота, рвота;
  • нарушение сна;
  • усталость, слабость, вялость;
  • головная боль.

Иногда нервозность ребенка не имеет никаких негативных проявлений – ни со стороны физического самочувствия, ни со стороны поведения. Наоборот, ребенок становится очень дисциплинированным: безупречно выполняет домашнее задание, без напоминания собирает тетради и учебники в портфель, встает с постели по будильнику, никогда не опаздывает на занятия. Родители не нарадуются! Однако такие, на первый взгляд, положительные перемены могут свидетельствовать о том, что ребенок сильно переживает и очень волнуется.

Почему ребенок нервничает в школе?

У школьника может быть множество причин для тревог и волнений:

Страх. Невыученный урок, неусвоенный материал, неправильно выполненное домашнее задание, ошибки в контрольной работе – источники страха и причины нервозности.

Трудности в общении. Ребенок может страдать от одиночества, поскольку не нашел друзей в школе. Замкнутые ученики часто подвергаются насмешкам со стороны школьников.

Конфликт с учителем. Иногда причиной нервозности ребенка становится предвзятое отношение учителя, завышенные требования или заниженные отметки. Проблема усугубляется тем, что ребенок не всегда осмеливается рассказать об этом родителям, а родители склонны сомневаться в словах ребенка или принимать сторону учителя;

Сложности с усвоением учебного материала. Ребенок может не справляться с программой одного или нескольких школьных предметов. Одному ребенку никак не дается иностранный язык, другой - не понимает алгебру и геометрию, третий - не справляется с нормативами по физкультуре;

Эмоциональная незрелость. Последнее время родители стараются отдать ребенка в школу как можно раньше, ориентируясь на его умственные способности, но не учитывая эмоциональную незрелость. Ребенок оказывается не готов к психическим нагрузкам в школе.

Ожидания родителей. Ребенок нервничает в школе, потому что не может угодить строгим и требовательным родителям, ожидающим недостижимых результатов.

Нервный ребенок. В чем опасность?

Мудрые родители понимают, что физическое и психическое здоровье ребенка не должно становится ценой выдающихся достижений в учебе. Необходимо искать и устранять причины, по которым ребенок нервничает в школе. Если же проигнорировать этот тревожный симптом, у ребенка разовьется невроз – снизится успеваемость, пропадет интерес к учебе, появится стойкая неуверенность в себе, возникнут сложности в общении со сверстниками, утратится доверие к родителям.


Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Ну первоклассницы мы. Уроков по 4-5 в день, заканчивает в 13-20 или в 13-40. Моя обычно ласковая девочка из школы выходит в неузнаваемом состоянии, очень раздраженном, общается только на повышенных тонах или крике. При этом, в школе нравится, идет с удовольствием, негатива нет. К вечеру становится спокойнее, а если днем поспит, то просыпается золотой ребенок. Я так понимаю, нервная система не справляется с нагрузкой. Посоветуйте, как помочь? Может успокоительное что-нить попить?

Моей тихий час помогал - она со школы приходила и пару часов спала. Ну и прогулки в выходные, поездки загород. Успокоительное я бы не давала..Разве что чай с мятой.

По последним данным мята (ментол) очень плохо влияют на потенцию и на сердце.

По последним данным мята (ментол) очень плохо влияют на потенцию и на сердце.

про потенцию - не знала, про сердце - правда. Только ведь его не постоянно пить надо, изредка. Мы еще чай с чабрецом пьем, только вот успокоительный он или нет - не знаю.

а и валерьяночки попить можно.


по последним данным валерьянка снижает аппетит у детей. следует иметь это ввиду мамам детей-малоежек.

Моей тихий час помогал - она со школы приходила и пару часов спала. Ну и прогулки в выходные, поездки загород. Успокоительное я бы не давала..Разве что чай с мятой.

Не получается каждый день спать, не хочет она. Гуляют много днем с бабушкой, пока погода хорошая.

По последним данным мята (ментол) очень плохо влияют на потенцию и на сердце.

по последним данным валерьянка снижает аппетит у детей. следует иметь это ввиду мамам детей-малоежек.
:)), про ментол я даже и не спорю, но самам подача информации забавная.

Не получается каждый день спать, не хочет она. Гуляют много днем с бабушкой, пока погода хорошая.


Вот мой парень, когда с бабушкой гулял - то вечер насмарку. бабушка считает моветоном "шумное поведение" на улице. А вот когда его я забираю из школы, то мы и толкаемся, я его как бревно могу по снегу ногами перекатывать, снежками кидаемся. Через полчаса возвращается домой мокрый, довольный и физически усталый!

Мы давали успокоительное ( глицин), но по назначению врача. И еще ванны с хвойным экстрактом и солями хорошо поделать.

Я бы, наверное, после школы гуляла с ребенком, но не на площадке, где снова куча детей и крика, а куда-нибудь подальше, где можно просто походить, побегать одной.

Мы давали успокоительное ( глицин), но по назначению врача. И еще ванны с хвойным экстрактом и солями хорошо поделать.

Я бы, наверное, после школы гуляла с ребенком, но не на площадке, где снова куча детей и крика, а куда-нибудь подальше, где можно просто походить, побегать одной.

Глицин это не успокоительное, это витамин для мозга и на всех действует по разному. Кого - то успокаивает, кого - то возбуждает.

Глицин это не успокоительное, это витамин для мозга и на всех действует по разному. Кого - то успокаивает, кого - то возбуждает.


Но самое главное - его нельзя давать детям перед сном - он провоцирует ночные кошмары!

Но самое главное - его нельзя давать детям перед сном - он провоцирует ночные кошмары!

Не могли бы Вы поделиться источником этой информации?

Не могли бы Вы поделиться источником этой информации?

Могу. Во первых, там в инструкции есть на это намеки.
Во-вторых, когда моему ребенку что-то выписывают этакое я всегда консультируюсь с 3-мя врачами - его врач, посторонний детский врач и обазательно взрослый врач (в одной области).

Зашла к взрослому психиатру в одной очень хорошей клинике. Проконсультировалась. Она мне дала это предупреждение, которому я тут же поверила, поскольку именно в этот месяц мой сын мне жаловался, что ему снятся монстрики. А причин я не знала.
Отменила ему глицин на ночь - монстрики у него исчезли!

Могу. Во первых, там в инструкции есть на это намеки.
Во-вторых, когда моему ребенку что-то выписывают этакое я всегда консультируюсь с 3-мя врачами - его врач, посторонний детский врач и обазательно взрослый врач (в одной области).

Зашла к взрослому психиатру в одной очень хорошей клинике. Проконсультировалась. Она мне дала это предупреждение, которому я тут же поверила, поскольку именно в этот месяц мой сын мне жаловался, что ему снятся монстрики. А причин я не знала.
Отменила ему глицин на ночь - монстрики у него исчезли!

Любопытно. Прочитала инструкцию-в побочных действиях аллергическая реакция. И только.
С психиатром спорить не буду, конечно. Но про такое слышу первый раз.

Заметила, что когда у меня нет сил с ним воевать и я НЕ РАЗДРАЖЕНА и спокойна, Вечер проходит идеально.
Самим надо успокоиться.

+1000
Точно. Я тоже заметила, если я спокойна и не цепляюсь к дочке по поводу всяких там неаккуратностей в домашнем задании и т.п., говорю себе, что она только начинает учиться и всё будет хорошо, ребёнок мой не истерит, ведёт себя гораздо спокойнее. Тяжело деткам нашим, а нам, естественно, тоже.

Не переживайте, самое сложное впереди ( так как самое тяжёлое время- это с февраля по май, когда сил нет ни у родителей, ни у детей!)


Одни родители жалуются в соцсетях на детей, которые дерутся и мешают вести уроки. Другие призывают к терпимости. Мы попытались услышать обе стороны и дать конкретные советы, что делать.

Если причина недовольства – чужой ребенок

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.

Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.

Используйте административный ресурс – узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается. Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д.2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Руководитель структурного подразделения школы №2120

«С моей дочерью всегда было трудно. С первого же месяца в детском саду на нее сыпались жалобы: слишком шумная, неуправляемая, плохо слушается, на все отвлекается, не сидит во время занятий. Помню, как на первом утреннике одна мама устроила скандал и кричала, что раз моя дочка толкает ее сына, значит дома у нас кошмар и насилие и к нам нужно направить опеку. Просто так-то дети не толкаются! В саду и начальной школе всегда были недовольные родители, которые требовали убрать моего ребенка из коллектива.

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе. Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:

- на встрече ничего не говорить первым;

- внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон;

- обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка – докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ;

- прояснить и записать все предъявляемые проблемы;

- задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий;

- задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация ;

- только после этого высказать свое мнение о том, что происходит;

не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит;

- не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой Вы человек;

- дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав Вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные;

- дальше лучше всего общаться со школой письменно – написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать;

- общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой;

социальный педагог школы №2025

«Существуют две причины появления симптомов агрессивного поведения – медицинского и воспитательного (педагогического) характера. Если ребенок бросается школьными предметами, раскидывает вещи, начинает сбрасывать одежду в раздевалке, пытаясь выплеснуть злость, и это не результат явной перепалки или ссоры, то мы начинаем работу с родителями и рекомендуем обратиться к психологу.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Возраст, в котором, у ребенка могут проявляться психологические проблемы связан с этапами его развития. Чаще всего проблемы возникают:

– Психологические проблемы возникают тогда, когда у ребенка появляется чувство неопределенности и тревоги в каких то ситуациях и родители не помогают ему успокоиться, справиться со своими чувствами, – говорит психотерапевт.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

Основные причины, по которым родители обращаются к детскому психотерапевту – агрессивное поведение ребенка, гиперактивность и тревожность детей.

Агрессия может проявиться у любого человека, если его потребности не удовлетворяются, то же самое происходит и у ребенка. Если никто не пытается понять , чего ребенок хочет, а сам он не может сказать, потому что его не слушают или навязывают что-то свое без объяснений причины, или просто не научили его говорить о своих желаниях.

Часто агрессия ребенка связана с неблагоприятной обстановкой в семье.

По словам специалиста, некоторые родители очень скептически относятся к тому, что сами спровоцировали проблемное поведение у ребенка.

Дети могут начать фантазировать, если не говорят открыто о своих потребностях, постоянно сталкиваются с критикой, недопониманием или безразличием родителей.

– К примеру, наиболее часто ребенок фантазирует о том, какой он хороший, как его хвалят, как много у него друзей. Это компенсаторное, защитное фантазирование, – говорит психотерапевт.

Зная, о чем фантазирует ребенок, можно легко понять, чего ему не хватает и что он не может реализовать.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

Кстати о том, что ребенок живет фантазиями, могут сказать его рисунки. Например, об этом говорит изображение персонажа с крылья, расположенного в верхней части листа.

– Но конечно, такой анализ надо проводить комплексно, оценивая весь рисунок ребенка и его поведение в целом, говорит психотерапевт.

На втором месте по поведенческим расстройствам у детей стоит гиперактивность. Она связана с нарушением в развитии нервной системы и выражается в том, ребенок быстро возбуждается и очень медленно успокаивается. Причинами этого расстройства могут быть интоксикация во время беременности, гипоксия при родах, а также проблемы в семье, которые вызывают у ребенка тревогу. Анна Ольшевская отметила, что количество детей с нарушениями в поведении растет.

До 14 лет психотерапевт принимает детей вместе с родителями, дети старшего возраста могут приходить самостоятельно.

Дети в возрасте от 6 до 10 лет чаще боятся оставаться одни дома в течение дня – это основной симптом тревожности. А среди детей старше 10 лет распространены социальные страхи. Такие дети боятся отвечать в школе, боятся общаться со сверстниками, очень зажаты и излишне самокритичны.

– Очень часто причина такого поведения – это необоснованная, излишняя и постоянная критика со стороны родителей, которая может проявляться в форме подшучивания, сравнивания с другими, – объясняет врач-психотерапевт.

Врачу-психотерапевту приходится сталкиваться и с депрессией у детей старше 12 лет. Основная причина этого также проблемы в семье.

– Дети очень чувствительны, прекрасно улавливают эмоции (эмоциональное состояние) родителей, сильно переживают за них и даже неосознанно предпринимают какие то меры по улучшению обстановки, – говорит специалист.

Например, в случае каких-либо разногласий между родителями, развода, ребенок беспокоится и за маму, и за папу, и как бы встает между ними. Ребенок заболевает, чтобы отвлечь внимание родителей на себя и снизить накал страстей.

Врач-психотерапевт рассказала, что основными ошибками родителей в воспитании детей становятся гиперопека, излишняя критичность и строгость.

– Оба этих перегиба в воспитании приводят к тому, что у ребенка не развивается ощущение собственного Я, собственной идентичности. Например, при гиперопеке у ребенка не формируется внутренний стержень, а его отсутствие приводит к неуверенности в себе.

Анна Анатольевна отметила: очень важно, чтобы родители поддерживали своего ребенка, обращали внимание на его эмоциональное состояние и не критиковали его поведение. Критиковать нужно не личность ребенка, а его конкретное действие. Потому что в противном случае ему будет казаться, что он все делает плохо. А за достижения ребенка обязательно нужно хвалить.

С 12 лет детям становится важно мнение сверстников, и они начинают противоречить родителям. И здесь последним нужно понять, что их ребенок входит в сложный подростковый период. Сейчас его важно поддержать, не лишним будет также вспомнить и рассказать ему о тех проблемах и трудностях, с которыми сами родители сталкивались, будучи подростками.

Чтобы немного подготовиться к подростковому периоду своего взрослеющего ребенка, детский психотерапевт рекомендует родителям вспомнить о своем поведении в том возрасте. Вероятно, что ребенок будет вести себя также.

Маленький пациент на приеме у Анны Ольшевской.

По словам детского психотерапевта, если родители хотят лучше понимать своего ребенка, им стоит обращать внимание на то, как он играет, и что рисует. К примеру, если ребенок изображаети слишком мрачные картины, стоит поговорить с ним о его переживаниях.

– Дети во время игры с игрушками, очень много рассказывают о своем эмоциональном состоянии. Например, если ребенок начинает бить куклу, он вымещает свою агрессию, – говорит врач.

Правильно подобранные игры помогут справиться с поведенческими нарушениями у детей. Например, агрессивному ребенку выплеснуть своим эмоции поможет лепка из пластилина. Таких детей также хорошо записывать в спортивные секции.

– Гиперактивным детям подойдут пазлы, конструкторы. Эти игры помогут ему не только сосредоточиться, но и развить моторику, потому что у таких детей, она часто не развита, – рассказывает Анна Ольшевская. Им, также как и тревожным детям, помогут раскраски.

Для гиперактивных детей важны режим, спокойная обстановка, комфорт, тепло, понимание.

Терапевтическим эффектом для всех детей обладают мультфильмы, сказки, фильмы. Психотерапевт рекомендует смотреть все сказки советского времени, потому что сказки носят воспитательный характер, идеально подходят для передачи информации детям, отражают шаблоны поведения героев в различных жизненных ситуациях.

Совсем маленькому ребенку не стоит также смотреть мультфильмы, где животные не похожи на животных. Если это лошадь, то она должна выглядеть как лошадь, говорит детский психотерапевт.

Аутизм – общее расстройство развития с наибольшим проявлением в сфере общения и эмоций, при котором нарушается развитие зоны головного мозга, отвечающей за эмоции и обобщение информации. Детский психотерапевт рассказала, что ранний детский аутизм проявляется в возрасте до двух-трех лет.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

Позже может появляться тенденция к повторяющимся бесцельным движениям. Например, ребенок может длительное время размахивать руками, раскачиваться взад и вперед, может крутить головой в разные стороны, проявляется задержка в развитии речи.

Ребенок, страдающий аутизмом, не может имитировать поведение других людей, его не интересует их эмоциональное состояние, он с трудом усваивает социальные навыки и правила.

Но зато, эти дети в будущем, могут быть сильны в математике, музыке, рисовании.

По словам Анны Анатольевны, количество детского раннего аутизма с явными проявлениями в последнее время незначительно увеличилось. Выросло количество расстройств аутического спектра (более слабых проявлений аутизма, которые могут выявляться немного позже). Например, ребенок с некоторыми особенностями в поведении, может быть вполне нормально адаптированным до определенного возраста. Но когда социальные требования начинают превышать его возможности – на фоне повышения тревоги у него проявляются и становятся явными признаки аутизма. Ребенок постепенно уходит в себя, у него может ухудшиться речь, усиливается тревога, появиться агрессия.

Но специалист акцентирует на том, что этот рост связан не с увеличением количества больных детей, а с лучшей диагностикой заболевания.

Причины развития аутизма до конца не изучены.

– В клиническом руководстве со сноской на низкое качество полученных доказательств в группу риска относят тех, у кого в роду есть родственники с аутизмом, психическими и шизофреноподобными расстройствами, – говорит Анна Ольшевская.

Аутизм не излечим, даже если болезнь была выявлена на ранней стадии. Такой ребенок не сможет учиться в обычной школе. Его обучение должно быть основано на многократном повторении всех действий. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.