Ребенок всего боится невролог


Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Советы доктора Комаровского



Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.




Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Разработала: педагог – психолог Людмила Евгеньевна Стахова

Мы, взрослые, можем избегать определенных ситуаций и предсказывать печальные события в мире, в обществе, а иногда дать определение своего эмоционального настроения и умонастроения. Неспособность распознавать собственные чувства делает человека не готовым к развитию ситуации. Часто мы доверяем наиболее спокойным людям - "без страха и упрека", так как в спокойном состоянии человек способен рационально думать и находить выход из неприятной ситуации.

Человек учится распознавать страх в себе и в своем окружении с детства за счет вербальной, визуальной и кинестетической информации поступающей в круге общения. Страхов больше у детей и подростков, следовательно, они имеют возрастной характер. Эмоциональная невоздержанность при эмоциях страха - это неспособность ребенка контролировать и владеть своими отрицательными эмоциями. У детей отрицательные эмоции (страх, гнев, печаль, тревога) могут привести к эмоциональным расстройствам. Мы педагоги-психологи можем определить грань, за которой у детей возникает невроз и пограничное состояние психоза (заболевание с выраженными формами психических расстройств). Попытаемся разобраться в теории эмоциональных расстройств, в частности в невротических страхах у детей дошкольного возраста.

Распространенной неприятной эмоцией является страх, но он же может служить полезным сигналом, предупреждая нас о конкретной угрозе и опасности.

Страх - одно из ведущих проявлений в неврозах.

Невротическим: можно определить страх, который или не оправдывается конкретной угрозой, или не соответствует ей по степени значимости, но всегда имеет определённую психологическую подоплёку своего происхождения.В большом психологическом словаре записано: "Неврозы (от греч. neuron - жила, нерв) - группа "пограничных" функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений

Чувство страха в картине неврозов занимает большое место, если синдром страха - ведущий, можно говорить о неврозе страха. Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределённое немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх (фобии, относящийся к определённой части (органу) тела или конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств и т. п.). Характерная черта указанных расстройств - это как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность.У детей истерические реакции имеют ряд особенностей:наиболее частыми нарушениями у них могут быть: энурез, заикание, анорексия (отказ от пищи).

Для лечения страхов требуется определить, в рамках какого психического расстройства они проявляются.

Субъективное переживание страха – ужасно, он даже может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, делая его абсолютно беспомощным или напротив, заставить бежать, поддаваясь паники. Люди больше всего боятся страха и стремятся избежать этой эмоции как можно быстрее. В то же время, чаще всего больные, страдающие фобиями, не могут припомнить ни одного случая, когда то, что их пугало, причинило им хотя бы какой – то вред. Страх возникает, как правило, внезапно, без всяких видимых причин. Страх может появиться после стресса, причем стресса, не охарактеризованного специфической психической травмой.

Можно переживать состояние страха в различных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. По мнению, известного американского психолога К. Изарда, они ощущаются, воспринимаются человеком, как ситуации, в которых под угрозу поставлена его спокойствие и безопасность. Страх следует отличать от тревоги, последняя, обычно неопределенно и диффузна, представляя собой неясную угрозу возможных событий будущего. Чаще всего тревога – это комбинация эмоций страха. Существует точка зрения. Согласно которой страх является лишь одним из проявлений этой комбинаций чувств. Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. Реакция испуга или возбуждения, удивления или интереса способны быть толчком для появления страха, поскольку они имеют определенное нейрофизиологическое сходство. По мнению американского психолога Томкинса (1962, «внезапное и полное освобождение от длительного и интенсивного страха активирует радость, тогда как частичное освобождение от страха вызывает возбуждение.

Несомненно, правильный диагноз и определяет тактику лечения страха. С точки зрения патогенеза развития болезни следует лечить синдром (совокупность симптомов) и болезнь, а не ее отдельные проявления.

Для лечения страха обычно используют транквилизаторы, однако, частый и бессистемный прием этих медикаментов приводит к формированию зависимости от данных лекарств, поэтому лечение такими препаратами должно быть жестко ограничено во времени (около двух недель). Можно сказать, что подобное лечение страха, скорее всего, окажется неэффективным и будет полезным только в сочетании с психотерапевтическим воздействием.

Современный этап лечение тревоги и лечения страхов берет начало с 60-х годов ХХ столетия, когда была обнаружена эффективность лечения этих состояний с помощью антидепрессантов способных - купировать даже панические атаки. Однако,любое лечение: должно проводиться несомненно с согласия родителей и под строгим наблюдением врачей.

Устранение невротических страхов требует терпения и заинтересованности в первую очередь родителей.

За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения.

Участие родителей и педагогов в разрешении эмоциональных проблем детей, контакт с ними, взаимопонимание – необходимые условия преодоления детских страхов.

Возрастные страхи:

2года – страхи посторонних людей, резкие звуки, боль, высота, одиночество, животные (собаки, движущийся транспорт.

3 – 5 лет- страх перед наказанием, сказочные персонажи, боль, неожиданные звуки, воды, транспорта, одиночества, темноты, замкнутого пространства.

6 лет – страх смерти, обусловленный сознанием категории времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Подобные страхи встречаются у каждого 2го ребёнка.

Все перечисленные страхи носят временный возрастной характер.

Однако неумение взрослых справиться с возрастными проблемами детей, чрезмерная жестокость в отношениях, конфликты в семье и тревожно мнительные черты характера родителей зачастую перерождают эти страхи в невротические, а их преодоление возможно лишь при условии изменения родителями своих негативных установок, предоставление детям большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности.

Любите и берегите своих детей!

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .


Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.


Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.


У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.


На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.


Почему ребенок боится врачей: причины


  1. Наиболее частым фактором неприязни становиться причинение боли человеком в белом халате. Очень часто это реакция на уколы, прививки, сдачу анализа крови, которые имели место в жизни малыша. Поэтому здесь страх - защитная реакция. Логика ребенка проста: если я пойду к врачу, мне снова сделают больно, а буду сопротивляться, возможно сжалятся и оставят в покое.
  2. Также ребенок может бояться медицинских инструментов, присутствующих в кабинете доктора: стетоскоп и шпатель для проверки горла в арсенале обычного педиатра, а чего уже говорить о стоматологических принадлежностях в кабинете зубного врача.
  3. Возможной причиной почему ребенок боится врачей может быть методика воспитания: родители пугают малыша медицинскими процедурами, когда тот не хочет обедать либо укладываться спать.
  4. Нередко ребенок просто боится неизвестности: ему не понятно, зачем мама привела его в такое учреждение. Эта причина вполне вероятна, если малышу не объяснили почему нужно идти к врачу.

Чтобы отучить ребенка бояться врачей, необходимо выяснить истинные причины негативной реакции.


Как отучить ребенка бояться доктора

  • домашние пугалки, в которых отрицательный персонаж - доктор и его действия;
  • пугающая неизвестность и непонимание зачем нужно ходить в медицинское учреждение;
  • боязнь незнакомого чужого человека;
  • боль и неприятные ощущения, причиненные ребенку медицинскими процедурами.

Способ как побороть детскую боязнь врачей, зависит от причины ее возникновения.

  • Виной детского страха является запугивание домочадцами? Необходимо отказаться от подобной методики влияния на ребенка, дабы не вызывать негативных ассоциаций.


  • Пугают медицинские принадлежности, назначение которых ребенку не понятно? Постарайтесь объяснить, для чего они необходимы. Купите игровые карточки (если ребенку 1-2 года), раскраски, книги (Айболит К. Чуковского) или детский докторский набор, и в игровой форме объясните малышу их предназначение. Когда вы придете на прием, медицинские инструменты не будут казаться ему страшными загадками.
  • Расскажите об участковом педиатре. Уверьте, врач - добрая тетя, которая хочет, чтобы детки были здоровы. Врач должен уметь контактировать с ребенком, находить общий язык.


  • Если страх вызван болевыми ощущениями, постарайтесь объяснить, что поход к доктору не всегда подразумевает врачебные манипуляции. Тетя - врач может просто проверить горло и послушать дыхание при помощи стетоскопа, - это не больно. Цель визита - сдача крови или прививочная инъекция? Постарайтесь объяснить важность данной манипуляции. Не стоит врать, что это не больно, дабы не сделать неприятный "сюрприз" малышу, но и заострять на этом внимание тоже не нужно.
  • Всегда объясняйте ребенку зачем нужно это сделать, расскажите о вашем детстве, - ребенок должен чувствовать поддержку родного человека.



Цена пятёрки

Елизавета Щур: Неврозы не связаны с оценками - если ребёнок учится на пятёрки, это не значит, что невроз ему обеспечен. Многое зависит от родителей и личности ребёнка. Если учёба даётся в целом легко, ребёнок всё схватывает на лету и случайная двойка не вызывает у родителей паники, то проблем не возникает. Однако сегодня немало семей, где взрослые искренне считают, что даже четвёрка недопустима. Такой перфекционизм родителей нередко способствует формированию неврозов. Ребёнок боится осуждения со стороны взрослых, боится лишиться каких-то своих привилегий, тревога перерастает в хроническое состояние и формируются чувство страха и гиперответственность. Ко мне на приём приходила мама с дочкой 9 лет. Родители забеспокоились: девочка стала плаксивой, раздражительной, замкнутой, пере­стала общаться с одноклассниками, отвечать на уроках, стала бояться ходить в школу. В беседе с мамой выяснилось: за год до поступления в школу у девочки начались интенсивные подготовительные занятия, ей постоянно внушали, что она должна быть во всём успешнее других, а если что-то не получалось, обвиняли в лени. Нервная система ребёнка не выдержала мощнейшей нагрузки. У ребёнка был диагностирован невроз, но изменения режима дня, массажа и физиотерапии в данном случае оказалось мало. Понадобились назначение серьёзных лекарств и помощь психолога. Но главное - удалось убедить родителей, что ребёнок имеет право на ошибку. Разве можно научиться чему-либо, не совершая их?


Нервы сдают?

- Это одна из самых распространённых жалоб - головные боли беспокоят примерно 20% детей 5-7 лет и больше 50% подростков. Степень серьёзности может определить только врач. Любая головная боль - повод для обращения к неврологу. Причиной может быть не только психоэмоциональное перенапряжение, но и сосудистые нарушения, инфекции, травмы. Грозный симптом - нарастающая головная боль, сопровождаемая рвотой, потерей сознания, судорогами. Это может быть началом серьёзнейших заболеваний: крово­излияния, менингита, опухоли головного мозга. В этом случае необходима срочная медицинская помощь. Часто головная боль связана с большими школьными нагрузками, несоблюдением режима дня и питания, хроническим недосыпом и, опять же, завышенными требованиями родителей к успешности детей без учёта их индивидуальных особенностей. Поэтому иногда избавить ребёнка от головных болей можно, просто наладив режим дня и уменьшив нагрузки. Если ребёнок пожаловался на головную боль, начните с простых средств: сладкого чая с мятой и лимоном, фито­препарата седативного действия либо 1-2 таблеток глицина. Если не помогает, можно разово дать обезболивающее. И обязательно посетить невролога. Самолечение опасно!

- Увы, это реальность. В ­10-20% случаев на приём приходят родители с жалобами на то, что ребёнок к концу детского сада или в начальных классах школы стал более агрессивным, неуправляемым. Это следствие в том числе и бесконтрольного использования компьютера. Иногда в беседе выясняется, что ребёнок проводит перед экраном гаджета по 5-6 часов в день. Зависимость от компьютерных игр сродни наркотической или алкогольной, и занимается такими проблемами психиатр. Конечно, можно разрешить ребёнку сидеть за компьютером, скажем, 1-2 часа в день. Но лучше поощрять реальное общение со сверстниками.

Эмоциональная стабильность ребенка всегда радует родителей, но бывают ситуации, когда у малышей появляются страхи, провоцирующие плач, а иногда нервные срывы. Если ребенок боится врачей до истерики, то каждый поход в поликлинику к зубному или даже терапевту, становится пыткой для чада и мамы. Давайте обсудим, как справиться с этой проблемой.

Правильный подход

Каждый родитель знает, как и чем воздействовать на чадо, чтобы добиться своего. Иногда, мы неосознанно выбираем неправильные методы воспитания, ориентируясь на советы знакомых или на собственные воспоминания из детства. Важно услышать и надежно усвоить, что ваше дитя – это не вы сами, не среднестатистический ребенок, не брат старшего ребенка, а уникальная личность, которая имеет право на собственные способы проявления эмоций, страхи или предпочтения.

Если у него появился сильный страх перед врачами, забудьте свои принципы, установки, правила, после чего приложите все усилия и максимум терпения для преодоления проблемы.

Учтите, что взрослый человек может игнорировать проблемы со здоровьем именно из-за негативного отношения к докторам, сформированного в детстве.

Необходимость подготовки

Следуя советам психологов, ребенка в обязательном порядке необходимо подготовить к встрече с доктором. Это поможет избежать возникновения страха, а также справиться, если проблема уже появилась. Рассказывайте малышу, куда вы его ведете, зачем, по какой причине. Причем возраст не влияет на необходимость моральной подготовки. Для годовалой крохи укол — такой же стресс, как в два или три года.

Информировать дитя важно потому, что первая причина страхов – это неизвестность. Малыш может подумать, что его отведут в это заведение и там оставят, что дядя Доктор что-то ему сделает или заберет. Поставьте себя на место маленького человечка, который не знает, зачем вдруг понадобилась медицинская помощь и что она из себя представляет.

Если чадо панически боится врачей, научите его не испытывать страх:

Порой, несмотря на все подготовительные процессы, игры и беды, по приходу в больницу малыш начинает хныкать, проситься домой, а иногда – откровенно истерить и заходиться плачем еще перед дверью в кабинет. Что делать если ребенок разволновался:

Как вести себя в кабинете у врача

Обычно детки забывают о правилах приличия и этикета, как только переступают порог врачебного кабинета. Не стоит заострять на этом внимание, это действие страха. Педиатры ведут себя дружелюбно и приветливо, стараются наладить контакт с крохой. Помогите им найти общий язык, а в это время поглаживайте чадо по спине и голове. Выражайте поддержку прикосновениями. Разрешите малышу походить по кабинету, ознакомиться с обстановкой.

Хорошо, если у вас будет с собой игрушка, которая заинтересует чадо. Покажите ее сыну или дочке, готовясь к уколу или процедуре, постарайтесь увлечь ребенка до истерики, а не переключить внимание во время нее. Возможно, будучи увлеченным игрой, он забудет о страхе или боли.

Если ребенок стойко перенес процедуру, не забудьте его похвалить, поцеловать, сказать, что гордитесь им. Расскажите об успехе папе, крестной, бабушкам и дедушкам. Так вы вдохновите кроху преодолевать страхи самостоятельно, что пригодится каждому человеку по жизни.

Почему дети боятся врачей

Преодолевая детские страхи, важно исходить из их причины. Вы должны подбирать слова и действия таким образом, чтобы опровергнуть в глазах ребенка возможность опасности. Каждая ситуация индивидуальна, но распространенные детские страхи заключаются примерно в следующем:

Если страх сильный – пригласите педиатра на дом, где бабушка посидит рядом во время осмотра. Если истерики регулярные и заканчиваются лопнувшими сосудами под глазами – обратитесь к детскому психологу и не позволяйте детской боязни перерасти в фобию.

Важно сохранить эмоциональное здоровье ребенка, ведь страхи, формирующиеся в детстве, накладывают отпечаток на всю жизнь. Приложите все усилия, чтобы избежать их появления или избавиться от проблем как можно быстрее.

Дорогие мамы, вам понравилась статья? Делитесь своим мнением в комментариях, а если вы согласны со мной – то поделитесь статьей в соцсетях. Огромное спасибо за уделенное внимание.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.