Ребенок заикается при нервах


Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?


Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.


Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.


Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.


Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:


  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Видео по теме

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    Заикание и нервные тики у детей 1-6 лет: о причинах их возникновения и способах лечения мы поговорили с детским неврологом, педиатром Аллой Беляковой и психологом, семейным консультантом Марией Карасевой.



    «Заикание и двигательные тики дебютируют у детей в возрасте 2-5 лет. Наиболее частыми предпосылками для возникновения таких состояний являются перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС) на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность. Если у ребенка имеются органические нарушения ЦНС, то неврологи расценивают тики и заикание как неврозоподобные состояния. Они хуже поддаются лечению и требуют более интенсивной медикаментозной терапии. Если же со стороны ЦНС не выявляется никаких нарушений, то такие состояния расцениваются как невроз. Поэтому для уточнения или исключения нарушений ЦНС обязательно нужно пройти обследование (ЭЭГ). Чаще заикание и тики встречаются у мальчиков.

    Обычно толчком для начала невроза (тика или заикания) служит стрессовая ситуация, очень сильные переживания и эмоции. Например, период адаптации к детскому садику. Ребенок попадает в новую для него ситуацию, к новым людям. При этом играет роль и отлучение от матери, отсутствие материнской поддержки. Неблагоприятной ситуацией являются ссоры родителей. Ребенок чувствует себя виноватым в домашних скандалах. Однако и чрезмерно много положительных эмоций, перевозбуждение ребенка, длительный просмотр телевизора могут также спровоцировать начало тиков или заикания. Последние факторы чаще являются значимыми при наличии у ребенка нарушений со стороны ЦНС.

    Таким образом, если у ребенка есть отягощающие факторы (ППЦНС на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность), то для профилактики возникновения неврозов нужно избегать вышеописанных факторов риска. А при поступлении ребенка в детский сад необходимо подготовить его: рассказать о садике, прийти в детсад для знакомства с воспитателем и детьми, не оставляя ребенка одного. В дальнейшем в детский садик дать с собой ребенку его любимую игрушку. В этом случае адаптация пройдет более гладко.

    При возникновении первых признаков заикания или тика необходимо срочно обратиться к детскому неврологу. Важно не ждать, когда это пройдет самостоятельно, а сразу начать лечение. Так как при рано начатом лечении эффект значительно лучше.

    Также важно не заканчивать курс медикаментозного лечения преждевременно. Даже если невроз внешне уже не проявляется, нельзя прекращать лечение, так как возрастает вероятность рецидива. А повторное возникновение проявлений невроза поддается лечению сложнее, требуются более длительные курсы. Невролог обычно назначает медикаментозное лечение на 1-2 месяца, курс физиотерапии, массажа.

    Кроме лекарств очень важно создать для ребенка психологически щадящую обстановку. Не ругать ребенка и не ругаться при нем. Рекомендуется разговаривать спокойно, но твердо; избегать перевозбуждения и переутомления; ограничить просмотр телевизора до 15 минут в день; избегать шумных коллективов и игр.

    Во всех случаях рекомендуется консультация психолога. Крайне важно выявить психотравмирующую для ребенка ситуацию и исключить ее. Так как без исключения психотравмирующей ситуации медикаментозное лечение будет неэффективно.



    «Заикание и нервные тики у детей могут возникать по самым разным причинам (генетическая предрасположенность, как результат физической или психической травмы). Но всегда есть и психологический компонент, который иногда является катализатором возникновения заболевания. Для того чтобы пояснить это подробнее и дать алгоритмы психологической коррекции этих заболеваний, немного разберемся, в чем их суть и как правильно распознать их признаки.

    Принято считать, что нервный тик — это всегда подергивание глазом. Но на самом деле, если говорить простыми словами, — это подергивание какой-либо частью тела, в основе которого лежит механизм непроизвольного сокращения мышц. Нервные тики могут быть достаточно незаметны, но иногда они носят тяжелую форму и приводят к социальной изоляции. Интенсивность проявления может варьироваться в течение дня, может носить спонтанный и достаточно краткосрочный характер, а иногда это заболевание длится много лет. В связи с этим и эффективность лечения может быть разная — от полного излечения до неэффективности. И в вопросах коррекции и лечения данного заболевания не последняя роль отводится характеру взаимодействия родителей с детьми.

    Заикание — нарушение плавности и ритмичности речи, причем эти нарушения не всегда выражены так сильно, как мы привыкли думать. Иногда заикание проявляется как чрезмерная пауза в речи, как будто ребенок задумался над ответом и никак не может сказать что-то. На самом деле эта пауза может быть вызвана судорогами мышц речевого аппарата. Также к заиканию иногда относят повторение каких-то слов, звуков, слогов. Эти повторения являются частью борьбы ребенка с речевым недугом и попытка выразить свою мысль.

    Заикание иногда проявляется только в стрессе, когда возрастает значимость ситуации в картине мира ребенка, в связи с которой происходит блокировка мышц на физическом уровне (публичное выступление, разговор с незнакомыми людьми, разговор по телефону, страх наказания и т. п.).

    На фоне стресса мышцы зажимаются, ребенок начинает волноваться, понимает, что ему сложно выразить свою мысль, и соответственно волнуется еще больше, и еще больше происходит сжатие речевых мышц. Получается замкнутый круг, который расстраивает как самого ребенка, так и его родителей.

    Заикание — разновидность детского невроза. Оно может возникать на фоне физиологических нарушений (черепно-мозговые травмы, поражение нервной системы, нарушение внутриутробного развития, генетическая предрасположенность, лор-заболевания и т. п.). Возникновению заикания могут способствовать и социально-психологические причины. К психологическим причинам относят: стрессовые ситуации, сильные психоэмоциональные и травматические события — потеря близкого человека, сильный испуг, страхи и т. п.

    Тем не менее у детей заикание может быть и формой привлечения внимания родителей или проживанием глубокого чувства обиды и ревности и невозможностью справится с этими чувствами.

    К социальным причинам можно отнести: частые и резкие смены места жительства (также школы, садика), чрезмерная опека родителей, переутомление ребенка развивающими занятиями (особенно речевыми), чрезмерная стимуляция речевого аппарата (родителями), просто повторение за кем-то из членов семьи, кто заикается (или за другим ребенком).

    Лечение нервных тиков и заикания назначает врач невролог. Часто у заболевания встречаются психологические причины, и даже если они не основные, то всегда есть сопутствующая данному заболеванию психологическая атмосфера, к которой относится: характер отношений между родителями (между папой и мамой), характер отношений между другими членами семьи, уровень конфликтности членов семьи, степень тревожности родителей (особенно мамы), стиль воспитания (особенно авторитарный), гиперопека и многое другое.


    При возникновении заикания или нервных тиков у ребенка родителям в первую очередь стоит меньше заострять внимание на этой проблеме — не торопить ребенка что-то сказать, не проявлять нетерпения к неправильному поведению ребенка, не раздражаться, не осуждать и ни в коем случае не передразнивать и не смеяться над ним.

    Ребенок должен понимать, что, несмотря на его проблему, его любят и ценят, а также относятся к нему с уважением. Более того, если ребенок до этого чувствовал давление со стороны родителей, то просто необходимо это давление снизить. Давление дети ощущают тогда, когда родители наказывают ребенка — физически или психологически. К психологическим видам наказания относятся: обида на ребенка, злость, крик, оскорбления, угрозы и т. п. Это все угнетает работу нервной системы и создает благоприятные условия для развития неврологического заболевания.

    Одновременно с этим важно помнить, что чрезмерная тревожность о проблеме (тики или заикание) с фиксацией родителей на ней (даже когда ребенок не слышит об этом), создает у ребенка ощущение, что с ним что-то не так. У него снижается самооценка, и его тревожность также начинает расти.

    Это способствует повышению уровня стресса и выраженности симптоматики. Поэтому ребенок должен чувствовать себя в безопасности, и он должен понять, что с этой проблемой можно справиться. Но это понимание может прийти только от родителей, которые также верят в себя, в свои силы и в способности своего ребенка. Именно родители на эмоциональном уровне транслируют ребенку чувство психологической безопасности, без которого сложно ожидать эффективного лечения.

    Одновременно с этим родители отвечают и за обеспечение внешней безопасности ребенка, речь идет о защите от насмешек других людей. Иногда, в силу невозможности обеспечить защиту ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, на момент заболевания можно рекомендовать домашнее обучение. Но стоит помнить, что все равно какой-то круг друзей просто необходим ребенку — важно, чтобы это были дети, которые смогут спокойно реагировать на проблему и не будут смеяться и передразнивать вашего сына или дочь. Если изолировать ребенка полностью, то может быть обратный эффект — усилится застенчивость, которая также может привести к более частым (сильным) проявлениям заикания или нервных тиков.

    Если ребёнку меньше 5 лет, волноваться рано.

    Заикаться в раннем возрасте нормально. У ребёнка ещё не достаточно развит речевой аппарат, он не всегда контролирует дыхание и эмоции, мыслит быстрее, чем способен говорить, поэтому запинается, сбивается, проглатывает одни звуки, а другие повторяет по несколько раз.

    Медики утверждают Stuttering — Symptoms and causes , что такое возрастное заикание — совершенно естественная часть развития речи. И может продолжаться несколько дней или даже месяцев, но к 5 годам большинство детей успешно его перерастают.

    Тем не менее существуют вполне чёткие критерии, что проблема может выйти или уже вышла за пределы возрастной особенности.

    Когда надо обратиться к педиатру или логопеду

    Обязательно посоветуйтесь с врачом, если ваш ребёнок заикается, вас это беспокоит и в анамнезе имеется один из следующих факторов How To Help Stummering Child риска:

    1. Семья. Ребёнок рискует сохранить заикание и во взрослом возрасте, если та же проблема наблюдается у кого‑то из его близких родственников.
    2. Возраст. Дети, которые начали заикаться в возрасте до 3,5 лет, почти наверняка перерастут эту речевую особенность. Если сложности с речью появились позже, стоит насторожиться.
    3. Продолжительность. Если заикание длится больше 6 месяцев, это однозначное показание для визита к врачу.
    4. Другие сложности с речью и пониманием. Заикание может быть одним из симптомов более серьёзных нарушений — того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) или минимальной мозговой дисфункции.
    5. Нарастание проблемы. Если случаи заикания по мере взросления не уменьшаются, а становятся чаще, это плохой признак.
    6. Сопутствующие движения. Ребёнок не просто заикается — у него подёргивается лицо, он делает движения руками и торсом так, словно пытается вытолкнуть из себя слова.

    Также стоит обратиться к терапевту или логопеду, если заикание:

    • Вызывает у ребёнка беспокойство или страх. Это проявится в том, что дети будут стараться избегать ситуаций, когда надо говорить.
    • Мешает ребёнку общаться в садике или на детской площадке.

    Если вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных выше пунктов, не медлите с визитом к специалисту. Это важно. Хотя чаще всего заикание проходит само собой, иногда оно может быть симптомом крайне неприятных и даже смертельно опасных заболеваний.

    Почему ребёнок заикается

    Вот наиболее распространённые причины How To Help Stummering Child заикания у детей.

    Как мы уже сказали, некоторое время заикаться в возрасте младше 5 лет естественно. С мальчиками такое происходит в 3–4 раза чаще, чем с девочками.

    У 60% заикающихся людей есть близкий родственник, который страдает тем же речевым нарушением.

    Это может быть, например, врождённая слабость речевого аппарата (он включает в себя губы, язык, нёбо, гортань, челюстные и ротовые связки и мышцы). В таком случае детям физически сложно говорить: они быстро устают, начинают задыхаться, не успевают вовремя придать языку и губам нужную для произнесения того или иного звука позицию.

    Заикание у детей может быть следствием:

    • внутриутробных и родовых травм;
    • заболеваний и нарушений в работе головного мозга;
    • черепно‑мозговых травм;
    • инсульта (да, у детей он тоже бывает, даже у совсем маленьких);
    • заболеваний эндокринной системы;
    • нарушений обмена веществ.

    Это, пожалуй, самая известная причина. Вы наверняка хотя бы раз слышали истории о мальчике, который начал заикаться, потому что испугался большой собаки. Или о девочке, посмотревшей не в меру страшный фильм.

    Страх — действительно мощный фактор в формировании заикания. Это переживание бьёт по нервной системе, ослабляет её и таким образом запускает механизм сбоя речи.

    Но нервную систему ослабляют и другие факторы:

    • ссоры и конфликты в семье, невольными участниками которых становятся дети;
    • отсутствие эмоционального контакта с родителями, неуверенность ребёнка в том, что его любят;
    • несоблюдение режима дня, общая бытовая неустроенность жизни;
    • травмирующие события, например, потеря любимого родного человека, переезд, резкая смена привычной обстановки;
    • избыточные интеллектуальные нагрузки — если мама излишне увлекается ранним развитием.

    Как лечить заикание у детей

    Это зависит от причин. Чтобы установить их, педиатр проведёт осмотр ребёнка, заглянет в историю болезни, расспросит родителей об образе жизни, обстановке в семье. В некоторых случаях понадобится сделать анализы мочи и крови или пройти обследование у невропатолога.

    Если нарушение речи вызвано какой‑либо болезнью, ребёнка отправят к профильному специалисту, который поможет справиться с основным недугом. Также, возможно, педиатр порекомендует обратиться к психотерапевту.

    Однако ведущую роль в коррекции заикания играет всё-таки логопед. Этот специалист научит ребёнка правильно дышать, скорректирует ритм и темп речи, поможет укрепить речевой аппарат.

    Большинство детей с помощью логопеда избавляются от заикания. Но у некоторых дефект речи может сохраниться, пусть и в сглаженном виде.

    Как родители могут помочь детям с заиканием

    Родительская поддержка в данном случае очень важна. Она делает ребёнка более уверенным, успокаивает, помогает справиться со стрессом. А ещё папа или мама могут подать хороший пример правильной речи.

    Вот что необходимо делать, если у ваших детей заикание.

    Ребёнок будет неосознанно копировать эту манеру речи. Не говорите по слогам или нараспев — это неестественно и не поможет справиться с проблемой.

    Чаще читайте ребёнку книжки и рассказывайте истории. Это поможет закрепить правильную речь.

    Пусть ребёнок знает: вы терпеливо выслушаете его до конца, даже если он заикается и не может с ходу произнести то или иное слово. Часто дети, боясь, что их не дослушают, начинают торопиться — и в результате проблема заикания только усугубляется.

    Правильнее хвалить детей за ясную речь, чем привлекать внимание к заиканию. Если вам всё-таки необходимо поправить ребёнка, делайте это максимально мягко и дружелюбно. И не забывайте тут же восторженно отметить малейший успех.

    Это даст ребёнку понять, что мама или папа рядом и сосредоточены на общении именно с ним.

    Это сделает жизнь ребёнка спокойной, предсказуемой и (с его точки зрения) абсолютно безопасной.

    Постарайтесь, чтобы ребёнок не смотрел телепередачи или интернет‑ролики (мультфильмы), которые его излишне возбуждают или пугают. Не разрешайте включать телевизор или играть на планшете перед сном. Найдите тихую альтернативу шумным играм и беготне. В общем, делайте всё, чтобы ребёнок не перевозбуждался.

    Спокойствие, предсказуемость, уверенность в том, что близкие любят и поддерживают, — вот что крайне важно в период борьбы с заиканием. Обеспечьте ребёнку именно такую атмосферу.




    Причины заикания у детей

    Заикание (его еще называют логоневрозом) – достаточно распространенное явление не только среди детей, но встречается и у взрослых. По статистике около 4 процентов детей и двух процентов взрослых страдают этим неприятным речевым нарушением.

    Заикание может быть вызвано целым рядом причин – как внешними, так и внутренними. Если у вашего ребенка заикание появилось одновременно с речью, то это связано с врожденными причинами.

    • Патологии во время беременности: внутриутробные инфекции, длительная гипоксия, вредные привычки у матери,

    • Проблемные роды: родовая травма, малыш родился гораздо раньше срока, длительные роды с развитием гипоксии, что отразилось на ЦНС ребенка.

    • Наследственность: если кто-то из родителей или близких родственников страдает заиканием, есть вероятность, что и у ребенка проявится этот дефект речи.

    - Впрочем, заикание у маленьких детей– это достаточно распространенное и естественное явление, которое ребенок обычно благополучно перерастает. Речевой аппарат ребенка развивается, поэтому он может торопиться и проглатывать некоторые звуки или наоборот – повторять другие. Как правило, возрастное заикание проходит в течение нескольких месяцев. Но если проблема нарастает, а ребенок начинает стесняться своей речи или его возраст старше четырех лет – это повод немедленно обратиться за консультацией и помощью специалиста, - рассказывает логопед-дефектолог Лариса Пристанская.

    Если ребенок сначала разговаривал нормально, а потом резко стал заикаться, это говорит о приобретенном заикании. Его причины могут быть тоже самыми разными.

    • Психологическая травма: например, ребенок чего-то сильно испугался, подвергся насилию или тяжело переживает развод родителей.

    • Неблагоприятный психологический климат в семье, в детском саду или школе – постоянный стресс, который испытывает ребенок из-за строгости родителей, придирок воспитателей, насмешек других детей может перерасти в заикание.

    • Перенесенные заболевания: менингит, энцефалит, сотрясение головного мозга и даже обычный грипп могут вызвать такое осложнение, как заикание.

    • При попытке переделать левшу в правшу: да, это настоящий стресс для ребенка, который может обернуться расстройством речи.

    • Ложное заикание: если кто-то из членов семьи заикается, ребенок совершенно неосознанно может начать копировать манеру его речи.

    Симптомы заикания у детей

    Заикание у детей может проявлять по-разному, но вы его точно не спутаете ни с одним другим дефектом речи.

    Лечение заикания у детей

    Логопедические методики

    Логопедические методики направлены на то, чтобы заикающийся ребенок научился контролировать свое дыхание и темп речи. Чтобы малыш не заскучал и не устал от занятий, многие занятия проводятся в виде игры.

    Дыхательная гимнастика

    Дыхательная гимнастика помогает детям с заиканием контролировать свое дыхание и темп речи. Чаще всего во время занятий используется методика Александры Стрельниковой, которая в юности потеряла голос, а в дальнейшем с помощью своей же методики и восстановила. Комплекс упражнений, основанных на резком вдохе и плавном выдохе, помогает ребенку научиться произносить слово на вдохе, не дробя на отдельные звуки и слоги. Занятия проводятся с логопедом-дефектологом, который внимательно следит за правильностью исполнения. В противном случае ребенок может жаловаться на головную боль или даже повышение давления.

    Пение

    Многим заикающимся малышам справиться со своей проблемой помогает пение, а лучше - хоровое. Во время пения речевой аппарат расслабляется и тренируется, дыхание контролируется и замедляется, и заикание исчезает само собой.

    Логопедический массаж

    Логопедический массаж помогает расслабить речевой аппарат ребенка, снимает спазмы – главную причину заикания. Особое внимание уделяется губам, языку, гортани, а также мимическим мышцам, шее и плечевому поясу, которые часто оказываются в сильном тонусе и нуждаются в расслаблении.

    Гипноз

    К гипнозу в лечении заикания прибегают очень редко. Такой метод возможен только для детей среднего и старшего школьного возраста с устойчивой психикой и при условии, что они вообще поддаются гипнозу. Некоторые психотерапевты уверены, что именно во время гипноза возможно узнать истинную причину заикания и устранить ее.

    Медикаментозная коррекция

    Медикаментозное лечение назначается обычно в тех случаях, если у ребенка есть неврологические проблемы, и всегда в комплексе с занятиями с дефектологом. Чаще всего назначаются ноотропы, которые улучшают кровообращение головного мозга, миорелаксанты, помогающие справиться с мышечными спазмами, а также успокоительные препараты. Некоторые из них отпускаются по рецепту в аптеке, некоторые встречаются в свободной продаже, но важно запомнить одно: все препараты, даже обычное успокоительное, назначает только врач!

    Профилактика заикания у детей в домашних условиях

    Профилактика заикания детей в домашних условиях довольно проста. В первую очередь, оградите малыша от стрессов и переживаний. Ему необязательно переживать вместе с родителями тяготы развода и наблюдать внутрисемейные ссоры. Если ребенок чего-то сильно боится, стоит это обязательно выяснить и объяснить, почему этого пугаться не нужно, заверить, что вы всегда будете рядом и придете на помощь, если понадобится. Если ребенок боится темноты – установите в комнате ночник. Если его дразнят дети в детском саду – сообщите об этом воспитателю. Помните, что психологический комфорт – залог счастливого детства.

    Также важно соблюдать режим дня: хорошо высыпаться, не засиживаться перед телевизором или компьютером. Откажитесь от ранних развивающих занятий или хотя бы соблюдайте меру в них: поток разнообразной информации и новых лиц-учителей может негативно сказаться на речевых возможностях ребенка.

    - Обязательно как можно больше и чаще общайтесь со своим ребенком: разговаривайте с ним, тщательно и медленно проговаривая каждый звук, каждый слог. Пойте вместе песенки, учите стихотворения, проговаривайте скороговорки, не сюсюкайте в разговорах, - советует логопед-дефектолог Лариса Пристанская.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.