Рефлекторная природа психического как свойства нервной системы

ВОПРОС 1. ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Общая психология– наука о порождении, развитии и функц-и многомерного мира псих-х явлений, обесп-х регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете. Псих-я – это наука о фактах, закон-тях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действ-ти, на основе и при помощи кот-го осуществляется управление поведением и деят-ю, и имеющим у человека личностный характер.
Как рождается психика? Какие механизмы лежат в основе восприятия действительности? Как научится не только запоминать, но и забывать? Какие осознаваемые и неосознаваемые мотивы определяют поведение людей? На эти и многие другие вопросы отвечает о.п. О.п. – раздел психологии, обобщающий теор-е и эксперим-е псих-е исследования, интегрирующий псих-е знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Общая психология имеет важное значение для других наук. Теор. часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии.
Практ. часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской работы, преподавательской и практической деятельности. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.
Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.
Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.
Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Предметпс. — это понятия, раскрывающие закономерности психики как формы психического отражения действительности. Он общий для всех психологических наук и их отраслей, хотя в каждой из них несколько уточняется.

ВОПРОС 2. Т. ОТРАЖЕНИЯ. ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

ВОПРОС 3. РЕФЛЕКТОРНАЯ ПРИРОДА ПСИХИЧЕСКОГО

ВОПРОС 4. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 848 ;

Учение И. Сеченов о рефлекторной природе психики развил И.П.Павлов (1849-1936) в своем учении о высшей нервной деятельности.

Основой относительно учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности является материалистическое понимание единства организма и среды.

В своих исследованиях И.П.Павлов доказал, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в жизнедеятельности всего организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма, вместе с ближайшими к коре подкорковыми нервными центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней создаются наисложнейшие временные нервные связи, при помощи которых регулируются отношения между организмом и внешней средой, а также деятельность самого организма.

Эту деятельность больших полушарий головного мозга И.П.Павлов и называет высшей нервной деятельностью.

Поведение живого организма является определенной системой реакций или рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды.

Рефлекс – это реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы. Рефлекторная деятельность – основная форма деятельности нервной системы.

Различают два вида рефлексов: безусловные, с которыми существо рождается, и условные, которые формируются у него в процессе жизни.

Безусловные рефлексывырабатываются в процессе длительного периода биологического развития живых существ. Они необходимы животным с первых дней жизни для обеспечения своего существования. Безусловные рефлексы являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и обеспечивают организму поиск пищи, избегание вредных влияний и др.

Безусловные рефлексы порождаются безусловными раздражителями, т.е. такими, которые действуют на соответствующие рецепторы – вкусовой, тактильный и др., вызывают соответствующие реакции организма. Безусловные рефлексы не исчезают и все время действуют при нормальном состоянии организм. Сложная система безусловных рефлексов создает деятельность, которую называют инстинктивной.

Безусловные рефлексы не могут удовлетворить потребности высших организма, которые живут в сложных условиях. Поскольку внешняя среда ежечасно изменяется, то приспособиться к ней при помощи одних только безусловных рефлексов невозможно. Необходимо дополнение их временными связями, которые образуются у животных и человека в процессе жизни.

Основным принципом работы больших полушарий головнго мозга, как доказал И.П.Павлов, является образование временных нервных связей, или условных рефлексов.

Проводя исследования, он заметил, что при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей (например, иногда слюна у собаки начинает выделяться при появлении человека, который ее кормит, хотя в этот момент еды собаке не дают). Рефлексы в данном случае возникают под влиянием раздражителей, которые И.П.Павлов назвал условными. Он доказал, что когда на животное одновременно действуют два раздражителя: один – безусловный, например еда, а другой – условный, который сам по себе не вызывает рефлекс, например свет лампочки, то в головном мозге возникают два очага возбуждения – от еды и от света. Из-за того, что они действуют одновременно, между соответствующими нервными центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание, т.е. устанавливается временная нервная связь.







Рис. 3. Образование условного рефлекса у животных (по И.П.Павлову).

Принцип замыкания условных (временных) нервных связей(рис. 3). Он заключается в следующем. Еслипри достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс) (Б), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя (В), который сам но себе не вызывает определенного безусловного рефлекса (А), т. е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. В результате при многократном повторении связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например, нища). Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражитель, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом (Г). Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи.

Благодаря этой связи условный раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию, как и безусловный.

Условно-рефлекторная деятельность человека– необычайно сложная, разнообразная и тонкая система связей. Новые нервные связи образуются на основе не только безусловных, но и существующих, ранее образованных условных связей, которые приобрели соответствующую силу и устойчивость. Необходимыми условиями образования условных рефлексов является оптимальная сила раздражителя, активность коры больших полушарий головного мозга и подкрепление условных раздражителей безусловными. В обучении таким подкреплением является интерес к знаниям, пытливость, удивление новизной явлений.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вся материя обладает свойством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия внешней среды. Существует три основных формы отражения:
- психическая - как ответная реакция живого организма на раздражитель (на боль, музыку);
- физическая (отражение звука, света, радиолокационного сигнала);
- физиологическая (поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем).

Психика связана, прежде всего, с работой мозга. А в основе работы мозга лежит рефлекс (отражение). Раздражители, идущие из внешней среды или от внутренних органов, превращаются рецепторами органов чувств (начальное звено) в специальные сигналы сообщения. Раздражение может улавливаться двумя способами (или, по И. П. Павлову, двумя типами сигнальных систем):
- непосредственно органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (в этом случае работает первая сигнальная система);
- в виде осмысленных и понятых человеком слов (в этом случае работает вторая сигнальная система).

При этом слово играет двоякую роль:
- как сигнальный раздражитель (в виде звука речи или начертаний знаков письменного текста);
- как смысловой раздражитель (в виде значения этого слова).

Если слово оказалось непонятным человеку, то оно будет воздействовать на его реакцию лишь как раздралситель первой сигнальной системы. Естественно, животные используют только первую сигнальную систему, а человек - и первую и вторую.

Сигналы сообщения от рецепторов воспринимаются мозгом (центральное звено). Процессы возбуждения и торможения порождают здесь такие психические процессы, как ощущения, чувства, мышление и т. д. В результате на выходе центрального звена сигналы сообщений превращаются в командные.

В центральном звене психики формируется также образ желаемого результата действия. Этот образ опережает сам результат, предваряет его, выступает в качестве своеобразной модели желаемой действительности. Вот такое опережающее, как его назвали, отражение (опережающий рефлекс), выполняющее функцию предвосхищения каких-либо сигналов, дает возможность организму заранее подготовиться к предстоящей ситуации, предвидеть результаты не только осуществляемых, но и намечаемых на будущее действий, поступков и даже деятельности. Чем более высокий уровень развития живого существа, тем дальше оно видит последствия своих действий. Более того, без опережающего отражения человек не может организовать, планировать и последовательно выполнять намеченные им действия. Ему потребуются непрерывные подсказки и непосредственное, постоянное руководство извне.

Командные сигналы поступают в органы тела (двигательное звено), заставляя их выполнять соответствующие действия (например, движения).

Любое действие оценивается мозгом с точки зрения соответствия полученного результата с желаемым через звено обратной связи.

Таким образом, рефлекторный механизм функционирования психики представляет собой замкнутую схему. Это дает возможность организму точно реагировать на раздражители. Важно, что поведением управляют не сами сигнальные раздражители, а их образы-сигналы, отраженные в мозгу.

Имеется два вида рефлексов:
- безусловные (врожденные ответы организма на раздражители). Они постоянны, т. е. в течение жизни человека почти не подвержены изменениям;
- условные (ответы организма, формирующиеся в результате многократных повторений раздражителей, однотипных реакций организма на них и обратной информации). Они носят временный характер, так как без подкрепления могут угаснуть. Из этих рефлексов складывается высшая нервная деятельность человека.

Таким образом, психика позволяет вначале выстроить программу действий, перебрать приемлемые варианты, принять соответствующее решение, а затем начать действовать, оценивая текущие результаты. Именно эта сторона психики удовлетворяет потребность в активном преобразовании мира. Учитывая то, что человек живет в среде себе подобных, его активность приобретает личностный характер.

Все это дает возможность рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу. При этом отражение не пассивно. Мозг человека отражает действительность не как зеркало! Человек отражает окружающий мир активно] Это означает, что на основе побуждений происходит активный поиск наилучших вариантов поведения (через взвешивание, выбор, принятие решений).

Теперь можно дать более точное определение психики. Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении объективного (реального) мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания.

Рис. 1. Поперечный разрез спинного мозга:

1— задний корешок; 2 — передний корешок: 3 — передний рог; 4 — боковой рог; 5 — задний рог; 6 — передняя борозда; 7 — задняя борозда; в — передний столб; 9 — боковой столб; 10 — задний столб

Нервная система человека

Cамая сложная по своему строению и функциям. Различают центральную нервную систему, т. е. спинной (рис. 1) и головной (рис. 2) мозг, и периферическую, т. е. систему нервов, связывающих органы чувств и органы движения и секреции с центральной нервной системой. В непосредственной связи с центральной нервной системой находится вегетативная нервная система — та часть нервной системы, которая регулирует деятельность внутренних органов, а также питание тканей и обмена веществ в организме. Нервная система состоит из огромного количества нейронов — нервных клеток, имеющих множество коротких отростков (дендриты) и один длинный (аксон) (рис. 3).


Р и с. 3. Схематическое изображение нейрона:1— дендриты; 2 — тело клетrи; 3— аксонный холмик; 4 — аксон; 5 — коллатераль аксона; 6 — миелиновая оболочка; 7 — шванновская оболочка; 8 — ядро шванновской клетки; 9 — перехват Ранвье; 10 — концевые разветвления аксона, лишенные миелиновой оболочки. Для наглядности пропорции между размерами частей нейрона изменены

Рефлекторный акт схематически протекает следующим образом.

Так, при сильном уколе руки человек рефлекторно отдергивает руку, одновременно чувствует боль (это означает, что возбуждение дошло до коры мозга). При помощи специальных приборов можно зарегистрировать изменения дыхания, сердцебиения и других вегетативных реакций организма. Таким образом, каждый рефлекс — это по существу реакция всего организма, а не изолированная реакция какого-либо органа или железы. Сам же организм как целое представляет собой сложную саморегулирующуюся систему.

Саморегуляция в деятельности организма обеспечивается именно наличием обратной информации, идущей в центральную нервную систему от рабочих органов тела и от мышечного аппарата рецепторов. Этот поток нервных импульсов некоторые физиологи называют обратной афферентацией или афферентацией от результатов действия (П. К. Анохин). Она необходима организму для завершения или коррекции, перестройки поведенческого акта, а также построения очередного действия.

Центральная нервная система человека состоит из спинного и головного мозга.

В головном мозгу выделяют:

  • задний мозг (продолговатый мозг, Варолиев мост и мозжечок) ;
  • средний мозг;
  • промежуточный мозг;
  • большие полушария (у многих позвоночных эту часть мозга называют передним мозгом)

Спинной мозг (рис. 4) регулирует работу отдельных мышечных групп туловища и конечностей, например рефлексы коленный, подошвенный, локтевой и другие, и работу внутренних органов (рефлексы потоотделения, мочеиспускания, сосудосуживающие, сосудорасширяющие и др.).

Спинной мозг совместно с головным участвует в координации различных движений туловища и конечностей, например при ходьбе. Все рефлексы спинного мозга являются врожденными, безусловными.


Р и с. 4. Спинной мозг спереди (справа показаны сплетения спинномозговых нервов; слева — пограничный симпатический ствол):Ш. 1—8 шейные корешки; Г. 1—12 грудные корешки; П. 1—5 — поясничные и К- 1—5 — крестцовые корешки спинномозговых нервов

Продолговатый мозг (рис. 2) вместе с прилегающим к нему Варолиевым мостом принимает участие в рефлекторной регуляции основных жизненных функций организма: дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения. В продолговатом мозгу находятся центры ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, слезоотделения, мигания и закрывания век, рвоты. Этот отдел мозга совместно с мозжечком и спинным мозгом рефлекторно регулирует тонус (напряжение) мышц шеи, лица, туловища, конечностей и многочисленные движения тела. Все рефлексы продолговатого мозга у человека являются безусловными.

Мозжечок в мозге человека

Мозжечок (рис. 2) вместе с другими отделами, и прежде всего вместе с корой больших полушарий, координирует как произвольные, так и непроизвольные движения тела, перераспределяет тонус по мышечным группам в соответствии с требованиями момента и ведает приспособлением организма к влиянию тяжести и инерции на положение и движение тела. Повреждения мозжечка приводят к нарушениям координации движений, снижению мышечной силы, нарушениям тонуса мышц и равновесия. Человек с больным мозжечком пошатывается при стоянии и ходьбе, вплоть до падения назад или в стороны, ошибается в направлении движений рук и ног; походка больного неуверенная, зигзагообразная, медленная; движения рук неточны, плохо согласованы; больной быстро утомляется. Сходные явления наблюдаются и у животных.

Кроме регуляции движений, мышечного тонуса и равновесия, мозжечок влияет на вегетативные функции организма: он повышает или понижает деятельность внутренних органов тела в зависимости от потребностей организма.

Наконец, установлено, что мозжечок влияет и на сенсорные функции организма, т. е. на различные виды чувствительности — мышечносуставной, кожной, зрительной и др.

Исследования советских физиологов в области условных рефлексов показали, что удаление мозжечка нарушает нормальную деятельность коры больших полушарий: обычное равновесие торможения и возбуждения в коре нарушается в сторону преобладания коркового торможения.

Средний мозг (рис. 2) состоит из четверохолмия и ножек мозга, включающих в себя несколько нервных образований в виде ядер. Средний мозг осуществляет как чувствительные, так и двигательные функции. Рефлексы среднего мозга особенно ясно обнаруживаются при действии на организм сильных и неожиданных раздражителей, на которые у животных и у человека возникают так называемые ориентировочные рефлексы, или рефлексы на новизну. Ориентировочный рефлекс по своему составу является сложным. Он включает сенсорные, моторные и вегетативные компоненты. Животное при появлении нового раздражителя, который может таить в себе опасность, настораживается: поворачивает голову, глаза, уши в сторону раздражителя, двигает ноздрями. Это — сенсорная, точнее, сенсомоторная реакция. Одновременно вся скелетная мускулатура рефлекторно приводится в состояние готовности к быстрому действию (бегству или нападению). Немедленно повышается и перераспределяется тонус мышц. Вместе с сенсорной и моторной реакцией настораживания происходят рефлекторные изменения в работе внутренних органов.

Рефлексы среднего мозга тормозятся корой. Однако торможение не всегда удается. Средний мозг в своей деятельности тесно связан с мозжечком и другими отделами мозга.

Промежуточный мозг, или подкорка (рис. 2), включает в себя зрительные бугры и подбугорную область, а также примыкающие к ним нервные образования, называемые подкорковыми узлами. В зрительные бугры и подбугорную область поступают нервные импульсы от всех рецепторов тела (зрительного, слухового, кожного, двигательного, от рецепторов внутренних органов и др.) и далее направляются в кору больших полушарий, к мозжечку и к другим нервным образованиям промежуточного мозга. Промежуточный мозг является одновременно чувствительным и двигательным отделом мозга и функционирует как единая подкорковая система. Он совместно с корой регулирует наиболее сложные и тонкие движения тела, в частности мимические и пантомические, т. е. выразительные движения лица и тела, уточняет координацию движений тела, объединяя ее с вегетативными функциями. Эта связь особенно выражена при эмоциях: наряду с непроизвольными эмоционально-выразительными движениями лица и тела при переживаниях радости, гнева, страха и пр. наблюдаются изменения в дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других системах организма. Так, при страхе человек бледнеет, сердце бьется медленно и слабо, во рту пересыхает, голос хрипит и слабеет, исчезает аппетит.

И. П. Павлов утверждал, что подкорка как безусловно рефлекторный центр активизирует кору, повышает ее возбудимость и тем самым создает одно из условий, необходимых для образования условных рефлексов. Исследованиями последних лет установлено, что уровень возбудимости коры, ее тонус зависят не только от действия сигнальных и нейтральных раздражений, но и от действия возбуждений, постоянно идущих в кору от подкорковых образований, в частности от так называемой ретикулярной системы. Эта система представляет собой нервную сеть, начинающуюся в продолговатом и заканчивающуюся в промежуточном мозгу. Однако ретикулярная система, усиливая возбудимость коры, сама регулируется корой.

Согласно взглядам П. К. Анохина, ретикулярная формация оказывает на ксфу не общее диффузное тонизирующее влияние, а активирует нервные клетки коры избирательно, объединяя в системы, каждая из которых имеет определенный функциональный смысл.

Кора больших полушарий головного мозга является высшим отделом центральной нервной системы человека и высших животных. Она-орган индивидуального опыта, анатомическая основа высшей нервной деятельности. Психическая деятельность человека — это прежде всего корковая деятельность.

Кора больших полушарий связана со всеми нижележащими отделами

мозга двусторонней связью, что позволяет животному и человеку регулировать свое поведение на основе тонкого и точного учета изменений в окружающей среде, имеющих отношение к их жизнедеятельности.

Советский ученый Н. И. Гращенков приводит интересные факты, указывающие на влияние подкорковых нарушений на психическую деятельность человека. Так, поражение гипоталамуса — одного из подкорковых образований вызывает следующие явления: у 54% изученных больных — общую слабость и повышенную утомляемость; у 34% больных раздражительность, плаксивость; у 21% — снижение памяти.

Поверхность больших полушарий испещрена бороздами и извилинами, в результате чего две трети коры скрыты в бороздах.

1. Психология как наука

1.1. Предмет психологии

1.1.2 Рефлекторная природа психического

Идея рефлекторной природы психического зародилась в XVII в. Именно тогда бурное развитие науки, в частности механики, вызвал коренной перелом во взглядах на тело и душу человека. Рассматривая тело человека как своеобразную машину, Г. Декарт пришел к выводу, что человеческое поведение имеет рефлекторную природу, то есть является ответом на внешнее воздействие. Он доказывал, что мышцы способны отвечать на внешние воздействия без помощи души, а только за счет работы нервной системы, поэтому психика человека является строго детерминированной этими воздействиями. Декарт объяснил механизм возникновения различных ассоциаций, ощущений, но распространить идею рефлекса на всю психическую деятельность человека не смог. Однако его догадки стимулировали объективное познание секретов нервно-мышечной деятельности, что стало предпосылкой открытия в XIX в. чувствительных и двигательных нервов (Ч. Белл, Ф. Мажанди), а затем - рефлекторной дуги (французские физиологи Пьер-Жан-Мари Флуранс (1794-1867), Клод Бернар (1813-1878), анатом Поль Брока (1824-1880) и др.

По мнению И. Сечєнова, любой акт сознания как рефлекс включает в себя воздействие внешнего раздражителя и двигательную ответ на него. Образы, представления, мысли являются отдельными моментами целостных процессов взаимодействия организма со средой, а потому мозговую звено рефлекса нельзя отделять от его природного начала (действия на рецептор) и конца (двигательной ответа). Утверждение, что все психические процессы начинаются и заканчиваются в сознании, он считал ошибочным. Психическое явление, порожденное в целостном рефлекторном акте, по его мнению, является фактором, опережает действие.

Психические процессы выполняют функцию сигнала или регулятора, с помощью которого деятельность адекватно приспосабливается к меняющимся условиям и обеспечивает достижение нужного эффекта. Психика выступает как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда поступает и где обрабатывается информация о окружающий мир. Итак, рефлекторный акт охватывает все богатство индивидуального опыта. Любое психическое явление - это ответ мозга на внешние и внутренние воздействия.

Развивая дальше учение И. Сечєнова, И. Павлов обратил внимание на те рефлексы, механизмы которых формируются в процессе жизни. Он назвал их условными рефлексами, показав, что их экспериментальные выработки позволяет в широком диапазоне варьировать условия различных воздействий и выявлять закономерные изменения в поведении.

С помощью метода условных рефлексов было открыто немало закономерностей освоения действий и определенных форм поведения. В дальнейших исследованиях взгляды на сигнальную функцию различных раздражителей, в том числе и словесных, изменились. Это дало возможность И. Павлову теоретически разработать и экспериментально обосновать учение о две сигнальные системы. В соответствии с ним животные в своем поведении руководствуются зрительными, слуховыми и обонятельными образами, что является для них сигналами определенных врожденных, безусловных раздражителей. Поэтому вся психическая деятельность животных, формирование у них условных рефлексов происходит на основе первой сигнальной системы.

Итак, исследования И. Сечєнова, И. Павлова, П. Анохина и других физиологов убедительно показали, что психика имеет рефлекторную природу.

Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение.

Несмотря на некоторые достижения по сравнению с бихевиоризмом (включение сознания в предмет психологии, признание в числе прочих и субъективных методов исследования, включая самонаблюдение, описание отношений между рефлексологией и психологией как отношений между механикой и физикой ) , в рамках рефлексологии не удалось уйти от механистической трактовки психических процессов.

Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.

В XVII в. французский философ Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения – мышцам. Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т. е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.

Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их обратное влияние на образ.

И. М. Сеченов указывает на неразрывную связь и взаимодействие всех трех частей рефлекса.

Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки данной теории принадлежит И. П. Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.

И.П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы, создал новую область науки — физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

Между воздействующими на организм раздражителями и ответными реакциями организма образуются временные связи. Их образование есть важнейшая функция коры головного мозга. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временная нервная связь является основным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любой временной связи есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности. Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Итак, психика является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие — преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи — приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.