Режима дня школьника с точки зрения физиологии нервной системы

Вопросы по учебной дисциплине

“ Возрастная анатомия и физиология ребёнка”

доцент Сазонов В.Ф.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена как наука. Анатомический и физиологический подход при характеристике возрастных изменений в процессе индивидуального развития человека.

Общее строение организма человека. Системы органов и их краткая характеристика.

Основные отличия детского организма от взрослого. Возрастные периоды развития.

Понятие зрелости человека. Виды зрелости.

Общие представления о процессах роста и развития. Основные закономерности.

Пренатальное (внутриутробное) развитие. Основные этапы: оплодотворение, начальный эмбриональный период, плодный период.

Критические периоды развития. Причины врожденных уродств и дефектов.

Периоды развития ребенка после рождения. Факторы, влияющие на развитие. Акселерация и ретардация развития.

Оценка уровня физического развития детей и подростков. Методы оценки.

Понятие здоровья. Основные нарушения развития и нарушения здоровья детей и подростков. Значение гигиены для профилактики нарушений развития и здоровья.

Общий план строения нервной системы и ее основные функции. Кодирование информации в нервной системе.

Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Развитие нейронов. Миелиницация.

Формирование мембранного потенциала покоя.

Нервный импульс, потенциал действия.

Синапсы, их строение, функционирование и значение.

Пластичность синапсов как основа научения, условного рефлекса, памяти.

Компьютерное моделирование межнейронных взаимодействий в программах "Импульсация" и "Нейроимпульсация". Способы о беспечени я надёжности работы нейронных систем.

Рефлекс как основа нервной деятельности. Определение понятия, значение, примеры безусловных рефлексов.

Элементарная рефлекторная дуга, ее схема. Роль каждого звена. Основные направления развития рефлекторной деятельности в онтогенезе.

Отличия условных (приобретенных) рефлексов от безусловных. Условия их выработки. Схема рефлекторной дуги условного рефлекса.

Навыки, инстинкты, импринты, драйвы. Значение импринтинга в развитии личности.

Процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их роль в работе нервной системы у детей и подростков. Основные медиаторы возбуждения и торможения.

Роль возбуждения и торможения в ВНД у детей и подростков. Иррадиация, концентрация и индукция.

Понятие о внешнем и внутреннем торможении условных рефлексов. Виды торможения и педагогический процесс.

Учение A.А. Ухтомского о доминанте. Формирование доминанты. Роль доминанты в обучении и воспитании ребенка.

Динамический стереотип, его роль в процессе обучения и режиме дня. Приведите примеры полезных и вредных стереотипов у младших школьников.

Внимание, виды внимания. Особенности внимания у детей.

Слово как условный раздражитель. Вторая сигнальная система и ее значение.

Развитие речи у детей.

Типы высшей нервной деятельности. Связь типов ВНД с темпераментом и характером детей. Значение типов ВНД для индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.

Межполушарная функциональная асимметрия и латерализация функций. Поло-возрастные особенности функциональной асимметрии полушарий.

Моторная асимметрия. Способы её оценки в эксперименте.

Физиологические основы памяти. Виды памяти. Возрастные особенности.

Физиологические механизмы сна. Цикл сна. Гигиена сна, его продолжительность. Связь с возрастом.

Обоснование режима дня с точки зрения физиологии нервной системы. Элементы режима.

Утомление у детей и подростков и педагогический процесс. Суточная и недельная динамика работоспособности. Признаки утомления. Профилактика переутомления.

Общий план структурно-функциональной организации зрительной сенсорной системы, возрастные особенности у детей и подростков.

Особенности скелета и мышечной системы у детей разного возраста. Отклонения в развитии.

Требования к осанке. Гигиеническое обеспечение правильной осанки, требования к рабочему месту школьника. Профилактика плоскостопия, сколиоза и других нарушений осанки.

Роль основных желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечник, щитовидная и поджелудочная железы) в развитии детей и подростков.

Мужские и женские половые железы, половые различия, первичные и вторичные половые признаки.

Половое созревание мальчиков и девочек.

Возрастные особенности выделительной системы. Энурез и его профилактика.

Витамины и их физиологическое значение. Профилактика гиповитаминозов у детей.

Кровь, её состав. Функции крови. Возрастные особенности.

Общая схема кровообращения, возрастные особенности.

Строение и работа сердца, возрастные особенности.

Общий план строения органов пищеварения, возрастные особенности. Профилактика нарушений пищеварения у детей. Профилактика кариеса у детей.

Питание ребёнка. Основные правила рационального питания. Суточный рацион питания.

Строение и функция кожи. Возрастные особенности кожи у детей и подростков. Правильный уход за кожей.

Теплорегуляторная функция кожи. Теплоотдача при различных условиях температуры, влажности и ветра. Гигиенические требования к одежде и обуви детей.

Иммунная система и иммунитет. Формирование иммунных реакций в процессе индивидуального развития.

Анализ индивидуальной медицинской карты. Группы здоровья и группы физкультуры.

Понятие о детской дезадаптации и методах ее коррекции.

Приемы профилактики и снятия эмоционального стресса.

Основные требования к воздушно-тепловому и световому режиму помещения.

Физиология дыхания. Поло-возрастные особенности дыхания.

Подготовка ребёнка к школе.

Понятие гомеостаза. Гомеостатические константы.

Правильный режим дня -- это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -- раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.

Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюдением и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионервожатых, разумно направляющих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.

Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1--1,5 ч, а средних и старших классов -- 1,5--2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач.

В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.

Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1--1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.

Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность.

Гигиенические основы режима дня школьника.

Лекция № 28.

Обоснование темы.

Правильный режим дня - рациональное чередование и продолжительность различных видов деятельности и отдыха в течении суток, протикание их всегда в определенном ритме и последовательности - приводит к образованию в коре больших полушарий головного мозга прочных условных рефлексов и стериотипов, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Правильный режим дисциплинирует, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Цель занятия.

Научить студентов правильно с гигиенической точки зрения оценивать и организовывать режим дня детей в школьных учреждениях.

Оборудование:

часы с секундной стрелкой, секундомеры, анкетный материал.

Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.
Рационально построенный режим (табл. 26, 27) способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы.
С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.
Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.

При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.
Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в наше время.
Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим дневной сон (" 1 час) как элемент облегчения адаптации к школьному периоду жизнедеятельности. В 17-18 лет длительность ночного сна уменьшается до 6-6,5 час. Поздней осенью и зимой длительность сна несколько увеличивается в связи с необходимостью адаптироваться к более холодному времени года (В.Н. Кардашенко, 1988). У большинства современных школьников отмечается недосыпание ввиду раннего начала занятий в школе (I смена - 8 утра) и, значит, раннего пробуждения и более позднего засыпания ввиду увлечения телепередачами, компьютерными играми или другими видами деятельности.
Хроническое недосыпание ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.
Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.
Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.
Двигательная активность школьника выражается в тысячах шагов или в количестве часов пребывания на воздухе, или в цифровом выражении энергозатрат. С возрастом показатель увеличивается, но неравномерно в разные периоды развития ребенка. Так, в 7-8 лет мальчики совершают до 20 тыс. шагов в сутки, девочки - 17 тыс., а в 9-10 лет - одинаковое количество (20-21 тыс.), затем вновь проявляются половые различия (у мальчиков - больше). Аналогичная неравномерность двигательного компонента характерна для его суточной динамики: в часы высокой активности количество движений явно превышает этот показатель малоактивного времени суток.
Зимой отмечается тенденция к снижению двигательного компонента режима. В период снижения физиологической активности можно планировать игровую деятельность или отдых по интересам (чтение, рисование, шитье и прочее). Длительность этого вида деятельности составляет от 1-1,5 часа для младших школьников до 2,5-3 часов - для старших. Подобный отдых проводится на фоне положительных эмоций, доставляет удовольствие, создает психологическую разгрузку для организма. Необходимо лишь учитывать (и, возможно, ограничивать) деятельность, создающую условия перегрузки для зрительного анализатора (компьютер, телепередачи). Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере каждые 15-20 - для младших и 20-25 минут для старших.
Даже при работе с компьютером, имеющим специальную защиту экрана, должны существовать временные ограничения (от 15 до 30 минут для школьников разного возраста), т. к. неблагоприятный эффект излучения сочетается с мельканием кадров и другими факторами негативного воздействия.
Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов - 4-8 классы и 3-4 часов - в старшей школе. Нужно учесть, что в свободное время дети должны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы).
Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.)
Дети участвуют также в общественно-полезном труде (в классе, на школьном участке, в тепличном хозяйстве школы). Подобная деятельность должна продолжаться для профилактики переутомления не более 30 минут в начальных классах, 40 минут - в 5-8 классах и 1,5 часа - для старших школьников. Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов, отбросов) и превышающей физические силы детского организма, либо противоречащей состоянию их здоровья. Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.
Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует определенного времени, обстановки и настроя организма. В школьном возрасте режим питания и его количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка. Повышается потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах, минеральных веществах.
К сожалению, негативные тенденции современного школьного образования (увеличение общего объема учебной нагрузки, ее чрезмерное разнообразие, снижение возрастных границ интенсивного образования и др.) в значительной степени уменьшают эффективность здоровьеформирующих технологий образовательной системы, так как выходят за рамки возрастных гигиенических рекомендаций и приводят к росту заболеваний или предболезненных состояний.
Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку на воздух, где проводят время, активно отдыхая, затем готовят домашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические нормативы. В начальной школе желателен послеобеденный пассивный отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5 часа. При неправильной организации режима дня в такой группе у детей быстро нарастают процессы утомления, ухудшается функциональное состояние систем организма, нарушаются обменные процессы.
Режим дня школьников значительно изменяется в выходные дни, в каникулярное время, в дни подготовки и сдачи экзаменов. В период каникул и в выходные дни следует существенно (лучше - максимально) увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры, спортивные занятия, экскурсии, походы и другие виды активной эмоциональной деятельности. Все остальные режимные элементы тоже имеют место, но больше времени следует отводить творческой деятельности.
В период подготовки и сдачи экзаменов остаются прежними длительность сна, личной гигиены, закаливания, двигательной активности, питания. Остальное время посвящается учебной деятельности в домашних условиях, но следует помнить, что подобная подготовка проходит оптимально в часы наибольшей физиологической активности.
Необходимо соблюдать рациональный ритм такой деятельности и вводить короткие перерывы через каждые 45 мин., а спустя 2,5-3 часа - более длительный отдых на воздухе, возможен прием пищи. Общее время занятий - 8-9 часов.

Методика проведения исследования режима дня школьника.

Изучение режима дня - необходимая составная часть исследований по гигиенической оценке учебно - воспитательного процесса в школьном учреждении. Производится с помощью специальных однодневных опросных листов и недельных хронометражных карт.

ОДНОДНЕВНЫЕ ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ,

содержащие вопросы по режиму дня, раздают учащимся или родителям.

Дети отвечают подробно на каждый вопрос по данным прошедшего дня.

Недельные карты заполняются учащимися в течении всей недели. При обработке полученных однодневных анкет и недельных карт за неделю необходимо определить:

1 - длительность отдыха (ночной сон и прогулки на свежем воздухе);

2. - интервалы между приемами пищи и кратность питания:

3. - длительность подготовки домашних заданий;

4. - продолжительность деятельности по собственному выбору;

5. - время работы в кружках и выполнение общественных поручений;

6. - время закаливающих и оздоровительных процедур.

Затем сравните полученные результаты с режимом дня, установленным для данного возраста, и дайте гигиенические рекомендации к упорядочению режима дня и недели.

| следующая лекция ==>
ВОПРОС 2.2. СТАТИКА И КИНЕТИКА ВЫЩЕЛАЧИВАНИЯ | Элементы режима Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Режим дня и его физиологические основы.

Дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена (1ч)

Тема урока: Режим дня и его физиологические основы.

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: развить представление об общих принципах построения образовательного процесса и режима дня детей

Формулирование целей и задач урока

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

6.Задание на дом. Составить режим дня для детей дошкольного возраста на выходной день

3. Актуализация знаний

3.2.Почем возникли общие принципы режимных моментов.

3.3. Почему важен режим.

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1. Характеристика ритмичности процессов

4.2. Суточный ритма функций организма

4.3. Циркадная система человека

4.5. Рациональный режим дня- закрепление динамического стереотипа

5. Закрепление материала

? Режим дня включает следующие обязательные элементы…

? Связь двигательной активности с развитием координации движений

? Перечислить виды мышц

?Специфика мимических мышц

5.1.Рефлексия.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.

Знание физиологических основ и принципов построения режима, а также важности каждого его элемента помогает осознавать необходимость соблюдения рационального распорядка дня.

Античные философы выдвинули идею о ритмичности процессов, происходящих в природе и организме. Об этих закономерностях писали Гераклит, Аристотель, Платон. У поэта древней Греции Архилоха мы читаем: "Познай, какой ритм владеет людьми".

Интерес к этой особенности жизнедеятельности природы и организма человека поддерживался на протяжении веков. К. Линней, живший в XVIII веке, предложил ввести в обиход "цветочные часы", используя способности многих цветов раскрываться утром, а вечером закрываться. В начале XIX века медики впервые применили термин "живые часы" для обозначения суточного ритма функций организма, па зывая сутки "единицей нашей естественной хронологии".

В наши дни для изучения биологических ритмов созда на специальная наука - хронобиология. Это название мож но перевести как "временная биология".

Под биологическим ритмом ученые понимают периодическое чередование различных состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций. Важнейшей характеристикой любого ритма является его период, т. е. отрезок времени, по истечении которого происходит повторение состояний организма.

Основным ритмом организма является суточный (циркадный) ритм, имеющий продолжительность около 24 ч с частотой повторяемости один раз в сутки. Циркадный ритм присущ более чем 300 функциям и процессам организма. Разработана даже циркадная система человека, объединившая выявленные учеными временные закономерности состояния организма. Например, максимальных значений достигают масса тела человека в 18-19 ч, температура - в 16-18 ч, частота сердечных сокращений - в 15-16 ч, частота дыхания - в 13-16 ч, артериальное давление - в 15-18 ч. .

Многочисленными исследованиями ученых установлено, что биоритмы - один из важнейших механизмов приспособления организма к окружающей среде. Кроме того, они являются критерием функционального состояния организма, его благополучия, так как изменения биоритмов - это ранние, а иногда первые признаки влияния неблагоприятных факторов окружающей среды, сигнал о неблагополучии.

Многие гигиенические рекомендации по рациональному режиму дня основаны на знании суточных ритмов. Существуют биоритмы физической и психической деятельности, сезонные, лунные и другие колебания биоритмов. На биоритмы влияют различны факторы:

- увеличение времени бодрствования за счет искусственного удлинения светового дня, просмотра радио- и телепередач;

- увеличение времени напряженного бодрствования, в результате возрастания учебной нагрузки в школе и домашних заданий;

- более частые стрессовые нагрузки вследствие интенсивного учебного и производственного труда.

Накопленные наукой теоретические знания о биоритмах, закономерностях их проявлений, их пластичности, т. е. способности приспосабливаться, помогать организму адаптироваться к условиям среды, имеют важное практическое значение. Знание этих закономерностей, их учет дают возможность разработать режим жизни, труда и отдыха, при которых достигается соответствие биологических ритмов социальным условиям. Нарушение этих требований ведет к развитию состояния, называемого десинхронозом.. Десинхроноз является постоянным спутником многих заболеваний.

Выделяют явный и скрытый десинхроноз.

Явный десинхроноз проявляется раздражительностью, плохим сном, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности. Состояние скрытого десинхроноза приводит к снижению приспособительных возможностей организма, повышает риск возникновения заболеваний.

Организм детей и подростков очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, следовательно, особенно нуждается в эффективных средствах защиты. К таким средствам относится рациональный режим дня. Объясняется это не только тем, что распорядок дня строится с учетом биоритмов, но и тем, что соблюдение изо дня в день одних и тех же часов сна, приема пищи, занятий утренней гимнастикой и т. д. ведет к выработке рефлекса на время, формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, результаты многолетних экспериментальных исследований ученых, огромный практический опыт, накопленный физиологами и медиками в процессе изучения высшей нервной деятельности человека, позволили подойти к пониманию режима как системы условнорефлекторных реакций, действующей по типу динамического стереотипа.

Формирование и закрепление динамического стереотипа вызывает дополнительное напряжение нервной системы, требует времени, поэтому привыкание к новому режиму происходит не сразу, а постепенно, только при повторении его элементов, т. е. строгом соблюдении распорядка дня. Далеко не безразлична для организма и "переделка" сложившегося динамического стереотипа, его разрушение. В таких случаях происходит торможение, угасание положительных, выработанных многократным повторением, условных рефлексов и появляется необходимость в формировании новых рефлексов. Если эта "переделка" для нервной системы сложна и чрезмерна, могут возникнуть отклонения в состоянии здоровья.

Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий функционирование организма.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня, позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, сон достаточной продолжительности, что способствует нормальному росту и развитию ребёнка

Режим дня включает следующие обязательные элементы:

Режим питания (интервалы между приёмами пищи и кратность питания);

Время пребывания на воздухе в течение дня;

Продолжительность и кратность сна;

Продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательного учреждения, так и дома;

Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня в одно и то же время приводит к возникновению у детей прочных условных рефлексов на время.

Правильный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития. Психическая напряженность, депрессия, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Полоса школьных неудач или семейных конфликтов может приводить к значительному отставанию в росте.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый – адекватная физическая подвижность, второй – достаточность сна, так как именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные процессы перестройки организма, определяющие формирование скелета ребенка.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется и составляет: в 7-10 лет – 11-10 часов, в 11-14 лет – 10-9 часов, в 15-17 лет – 9-8 часов.

В течение дня работоспособность школьника имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 часов и 16-18 часов. При этом первый подъем выше и продолжительнее второго. В соответствии с этим должен строиться режим дня школьника.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5ч, в среднем – 2,5-3ч, в старшем – 2-2,5ч.

В учебной жизни детей есть периоды наибольшего напряжения умственной деятельности, всплеска эмоций, связанных со сдачей экзаменов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.