Руководство к изучению болезней нервной системы

" в конце слова из фразы. Например:

" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:


Руководство к изучению болезней нервной системы [Текст] : с рисунками : т. 1-2 / д-ра мед. Джемса Росса, состоящего членом Королевской Коллегии врачей в Лондоне, ассистентом при королевской больнице в Манчестере и консультантом при южном Манчестеровском госпитале ; пер.с англ. М. М. Манасеиной. - Санкт-Петербург : Глав. воен.-мед. упр., 1882-1884. - 24 см.

LDR01074nam#a22001811ia4500
001008519326
00520160615153846.0
008060620m18821884ru#a###||#####|||#||rus#d
035##
$a (NLR)rc\1519443
040##
$a RuMoRGB
$b rus
$e rcr
$d RuMoRGB
0411#
$a rus
$h eng
044##
$a ru
1001#
$a Росс, Джемс
$d 1837-1892
24500
$a Руководство к изучению болезней нервной системы
$h [Текст] :
$b с рисунками : т. 1-2
$c д-ра мед. Джемса Росса, состоящего членом Королевской Коллегии врачей в Лондоне, ассистентом при королевской больнице в Манчестере и консультантом при южном Манчестеровском госпитале ; пер.с англ. М. М. Манасеиной
260##
$a Санкт-Петербург
$b Глав. воен.-мед. упр.
$c 1882-1884
300##
$c 24 см
7001#
$a Манасеина, Мария Михайловна
$d 1841-1903
$e пер.
979##
$a fb19vrus
Автор
ЗаглавиеРуководство к изучению болезней нервной системы [Текст] : с рисунками : т. 1-2
Дата поступления в ЭК 20.06.2006
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственностид-ра мед. Джемса Росса, состоящего членом Королевской Коллегии врачей в Лондоне, ассистентом при королевской больнице в Манчестере и консультантом при южном Манчестеровском госпитале ; пер.с англ. М. М. Манасеиной
Выходные данныеСанкт-Петербург : Глав. воен.-мед. упр., 1882-1884
Физическое описание24 см
ЯзыкРусский

Руководство к изучению болезней нервной системы [Текст] : с рисунками : т. 1-2 / д-ра мед. Джемса Росса, состоящего членом Королевской Коллегии врачей в Лондоне, ассистентом при королевской больнице в Манчестере и консультантом при южном Манчестеровском госпитале ; пер.с англ. М. М. Манасеиной. - Санкт-Петербург : Глав. воен.-мед. упр., 1882-1884. - 24 см.
Т. 1, вып. 2. - 1883. - [10], 537-910, XVI с. : ил. ещё
Хранение: FB A 203/18;
Хранение: FB W 215/14;
Хранение: OMF2 810-93/737-3;
Хранение: MK МК XII.А.13б / 8;

Росс, Джемс (1837-1892).

Руководство к изучению болезней нервной системы [Текст] : с рисунками : т. 1-2 / д-ра мед. Джемса Росса, состоящего членом Королевской Коллегии врачей в Лондоне, ассистентом при королевской больнице в Манчестере и консультантом при южном Манчестеровском госпитале ; пер.с англ. М. М. Манасеиной. - Санкт-Петербург : Глав. воен.-мед. упр., 1882-1884. - 24 см.
Т. 1, вып. 1. - 1882. - XII, 536 с. : ил. ещё
Хранение: FB A 203/18;
Хранение: FB W 215/14;
Хранение: MK МК XII.А.13 б/8;
Хранение: MFK 810-93/737-3;

Росс, Джемс (1837-1892).

Руководство к изучению болезней нервной системы [Текст] : с рисунками : т. 1-2 / д-ра мед. Джемса Росса, состоящего членом Королевской Коллегии врачей в Лондоне, ассистентом при королевской больнице в Манчестере и консультантом при южном Манчестеровском госпитале ; пер.с англ. М. М. Манасеиной. - Санкт-Петербург : Глав. воен.-мед. упр., 1882-1884. - 24 см.
Т. 2, вып. 3. - 1884. - [6], 354, XXVI с. : ил. ещё
Хранение: FB A 203/18;
Хранение: FB W 215/14;
Хранение: OMF2 810-93/738-1;

Росс, Джемс (1837-1892).

Руководство к изучению болезней нервной системы [Текст] : с рисунками : т. 1-2 / д-ра мед. Джемса Росса, состоящего членом Королевской Коллегии врачей в Лондоне, ассистентом при королевской больнице в Манчестере и консультантом при южном Манчестеровском госпитале ; пер.с англ. М. М. Манасеиной. - Санкт-Петербург : Глав. воен.-мед. упр., 1882-1884. - 24 см.
Т. 2, вып. 2. - 1884. - [8], 480 с. : ил. ещё
Хранение: FB A 203/18;
Хранение: FB W 215/14;
Хранение: MK МК XII.А.13 б/8;
Хранение: OMF2 810-93/738-1;

Росс, Джемс (1837-1892).

Руководство к изучению болезней нервной системы [Текст] : с рисунками : т. 1-2 / д-ра мед. Джемса Росса, состоящего членом Королевской Коллегии врачей в Лондоне, ассистентом при королевской больнице в Манчестере и консультантом при южном Манчестеровском госпитале ; пер.с англ. М. М. Манасеиной. - Санкт-Петербург : Глав. воен.-мед. упр., 1882-1884. - 24 см.
Т. 2, вып. 1. - 1883. - [2], 612, [10] с. : ил. ещё
Хранение: FB A 203/18;
Хранение: FB W 215/14;
Хранение: OMF2 810-93/738-1;
Хранение: MK МК XII.А.13б / 8;

Санкт-Петербург, 1907 год. Издание журнала "Практическая медицина" . Издание с 123 черно-белыми и цветными рисунками в тексте. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагается руководство по изучению болезней нервной системы Мориса де Флери. В книге рассмотрены исследования, проводимые при нервных болезнях (исследование физического и психического состояния больного, его рефлексов, расстройств чувствительности, органов чувств и проч.), анатомия центральной нервной системы, болезни спинного мозга, болезни продолговатого мозга, Варолиева моста и мозговых ножек, болезни головного мозга и его оболочек, болезни нервов, трофические и сосудодвигательные неврозы, общие неврозы. Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

Издательство: "Издание журнала "Практическая Медицина" (В. С. Эттингер)" (1907)

Формат: 165x250, 480 стр.

HAEMATOMYELIA — HAEMATOMYELIA, гематомиелия (от греч. haima кровь и myelos мозг), кровоизлияние в спинной мозг. Н. чаще бывает у мужчин, чем у женщин; может произойти во всяком возрасте, но чаще встречается в возрасте от 20 до 40 лет. Этиология. В громадном… … Большая медицинская энциклопедия

Муратов, Владимир Александрович — МУРАТОВ Владимир Александрович (1865 1916) – русский невропатолог. МУРАТОВ Владимир Александрович Дата рождения: 16 (28) июня 1865(1865 06 28) Место рождения: Желанное, Рязанская губерния Дата смерти … Википедия

Муратов, Владимир Александрович — (1865 27 авг. 1916) рус. невропатолог. В 1889 окончил Моск. ун т и был оставлен в клинике А. Я. Кожевникова. В 1911 16 проф. Моск. ун та. М. автор первого рус. руководства по нервным болезням детского возраста. Им изучено происхождение… … Большая биографическая энциклопедия

СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

Россия. Русская наука: Медицина — В глубокой древности приносились в Россию медицинские учения из Персии, как представительницы арабской школы во главе с Авиценной, а также из Византии и Александрии, как сосредоточия греческой и римской медицины с их представителями Галеном и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

НЕВРОПАТОЛОГИЯ — НЕВРОПАТОЛОГИЯ, учение о б нях нервной системы. В качестве самостоятельной ветви медицины Н. начала постепенно выделяться с половины 19 в.; до этого времени нервные б ни составляли лишь одну из глав психиатрии или внутренней медицины. Как раз в… … Большая медицинская энциклопедия

Бехтерев, Владимир Михайлович — ординарный профессор по кафедре душевных болезней в Казанском университете; род. 20 января 1857 г.; образование получил в вятской гимназии и С. Петербургской медико хирургической академии. По окончании курса (1878), Б. посвятил себя изучению… … Большая биографическая энциклопедия

ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга . . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга. 489 Bee головного мозга. 502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… … Большая медицинская энциклопедия

ДЕРМАТОЛОГИЯ — (от греч. derma кожа и logos слово, наука), наука о б нях кожи. Б ни кожи известны с глубокой древности. В китайской медицинской литературе, более чем за 2500 лет до хр. эры, содержится описание парши, проказы, рыбьей чешуи и чесотки. В т. н.… … Большая медицинская энциклопедия


1.Руководство по нев рологии по А дамсу и Викто ру - Мо рис Викто р, Аллан X. Роппе р - П рактическое руководство
2.Перинатальная нев рология - Ба рашнев Ю.И. - Практическое руководство
3.Клиническая неврология - Никифоров А.С. - Учебник Том 1 - 2
4.Болезни периферической нервной системы - Попелянский Я.Ю. - Руководство для врачей
5.Болезни нервной системы - Яхно Н.Н., Штульман Д.Р. - Руководство для врачей в 2-х томах

1.Руководство по нев рологии по А дамсу и Викто ру - Мо рис Викто р, Аллан X. Роппе р - П рактическое руководство
2.Перинатальная нев рология - Ба рашнев Ю.И. - Практическое руководство
3.Клиническая неврология - Никифоров А.С. - Учебник Том 1 - 2
4.Болезни периферической нервной системы - Попелянский Я.Ю. - Руководство для врачей
5.Болезни нервной системы - Яхно Н.Н., Штульман Д.Р. - Руководство для врачей в 2-х томах

Болезни не рвной системы - Яхно Н.Н., Штульман Д. Р. - Руководство для в рачей в 2-х томах

Название: Болезни не рвной системы. 4-е издание. Том 1.
Показать полностью…
Авто р: Яхно Н.Н.
Год издания: 2005
Разме р: 14.38 МБ
Фо рмат: djvu
Язык: Русский
В представленном первом томе руководства для врачей по неврологическим болезням представлены сведения по лабораторным и инструментальным методам исследований пациентов с патологией нервной системы, рассмотрены их основные синдромы, травмы и опухоли ЦНС, паразитарные и инфекционные болезни, нарушения кровообращения, заболевания периферической нервной системы, рассеянный склероз, нервно-мышечные расстройства. Книга ориентирована на неврологов и смежных специалистов.

1.Руководство по нев рологии по А дамсу и Викто ру - Мо рис Викто р, Аллан X. Роппе р - П рактическое руководство
2.Перинатальная нев рология - Ба рашнев Ю.И. - Практическое руководство
3.Клиническая неврология - Никифоров А.С. - Учебник Том 1 - 2
4.Болезни периферической нервной системы - Попелянский Я.Ю. - Руководство для врачей
5.Болезни нервной системы - Яхно Н.Н., Штульман Д.Р. - Руководство для врачей в 2-х томах

1.Руководство по нев рологии по А дамсу и Викто ру - Мо рис Викто р, Аллан X. Роппе р - П рактическое руководство
2.Перинатальная нев рология - Ба рашнев Ю.И. - Практическое руководство
3.Клиническая неврология - Никифоров А.С. - Учебник Том 1 - 2
4.Болезни периферической нервной системы - Попелянский Я.Ю. - Руководство для врачей
5.Болезни нервной системы - Яхно Н.Н., Штульман Д.Р. - Руководство для врачей в 2-х томах

Болезни не рвной системы - Яхно Н.Н., Штульман Д. Р. - Руководство для в рачей в 2-х томах

Название: Болезни не рвной системы. 4-е издание. Том 1.
Показать полностью…
Авто р: Яхно Н.Н.
Год издания: 2005
Разме р: 14.38 МБ
Фо рмат: djvu
Язык: Русский
В представленном первом томе руководства для врачей по неврологическим болезням представлены сведения по лабораторным и инструментальным методам исследований пациентов с патологией нервной системы, рассмотрены их основные синдромы, травмы и опухоли ЦНС, паразитарные и инфекционные болезни, нарушения кровообращения, заболевания периферической нервной системы, рассеянный склероз, нервно-мышечные расстройства. Книга ориентирована на неврологов и смежных специалистов.

Н.Н. Яхно, Д. Р. Штульмана - Болезни не рвной системы

Год выпуска: 2001
Показать полностью…
Авто р: под редакцией Н.Н. Яхно, Д. Р. Штульмана
Жан р: Медицина Нев рология
Издательство: Медицина
ISBN: 5-225-04030-6
Фо рмат: PDF
Количество ст раниц: 478
Описание: Сов ременная отечественная неврология в 2-х томах.
Фундаментальное руководство.
Во 2-м томе руководства изложены современные представления о дегенеративных, метаболических, врожденных и токсических поражениях нервной системы.
Описаны нарушения сна, головные, лицевые боли, эпилепсия, обмороки, боли в шее, спине и конечностях, гериатрические аспекты неврологических расстройств и поражения нервной системы при соматических заболеваниях.
Приведены новые методы диагностики, лечения и профилактики, общие принципы нейрореаниматологии и нейрореабилитации.
Для неврологов и врачей других специальностей.


  • Аспирантура
  • Ординатура
  • Повышение квалификации
  • Лекции, мастер-классы и другие научно-практические и образовательные мероприятия
  • Профессорско-преподавательский состав Центра
  • Диссертационный совет
  • Подготовка диссертаций

  • Прикрепление для подготовки кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • Прикрепление лиц для сдачи кандидатского экзамена по научной специальности 14.01.11 — Нервные болезни
  • Приёмная комиссия
  • Студентам вузов

    • Курс нервных болезней факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова​.​
    • Кафедра нервных болезней стоматологического факультета ГОУ ВПО МГМСУ
  • Монографии, учебники, учебные пособия
  • Академия неврологии и инсульта
  • Новости
  • Отзывы, благодарности и грамоты
  • Нормативно-правовые документы

  • Суслина 3.А., Максимова М.Ю., Синева Н.А., Водопьянов Н.П., Хохлова Т.Ю.
    М.: Практика, 2014. 253 с.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Занятие 1. Тема: Произвольные движения и их нарушения
    Занятие 2. Тема: Экстрапирамидная система. Мозжечок.
    Занятие 3. Тема: Чувствительность и ее нарушения
    Занятие 4. Тема: Черепные нервы (I, II, III, IV, VI) и синдромы нарушения их функций
    Занятие 5. Тема: Тройничный нерв
    Занятие 6. Тема: Лицевой нерв. Преддверно-улитковый нерв.
    Занятие 7. Тема: Вегетативная нервная система и синдромы нарушения ее функций
    Занятие 8. Тема: Кора головного мозга. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. Высшие мозговые функции и их нарушения. Оболочки головного и спинного мозга. Менингеальный синдром
    Занятие 9. Тема: Невралгия тройничного и языкоглоточного нервов.
    Занятие 10. Тема: Миофасциальный болевой синдром лица
    Занятие 11. Тема: Вегетативные прозопалгии. Головная боль
    Занятие 12. Тема: Стомалгия (глоссалгия). Персистирующая идиопатическая лицевая боль (атипичная лицевая боль)
    Занятие 13. Тема: Невропатия лицевого нерва. Синдром узла коленца (синдром Рамзая Ханта). Невралгия нерва крыловидного канала (синдром Файля).

    Формат: 165×250, 480 стр.

    Купить за 5000 руб на Озоне

    HAEMATOMYELIA — HAEMATOMYELIA, гематомиелия (от греч. haima кровь и myelos мозг), кровоизлияние в спинной мозг. Н. чаще бывает у мужчин, чем у женщин; может произойти во всяком возрасте, но чаще встречается в возрасте от 20 до 40 лет. Этиология. В громадном… … Большая медицинская энциклопедия

    Муратов, Владимир Александрович — МУРАТОВ Владимир Александрович (1865 1916) – русский невропатолог. МУРАТОВ Владимир Александрович Дата рождения: 16 (28) июня 1865(1865 06 28) Место рождения: Желанное, Рязанская губерния Дата смерти … Википедия

    Муратов, Владимир Александрович — (1865 27 авг. 1916) рус. невропатолог. В 1889 окончил Моск. ун т и был оставлен в клинике А. Я. Кожевникова. В 1911 16 проф. Моск. ун та. М. автор первого рус. руководства по нервным болезням детского возраста. Им изучено происхождение… … Большая биографическая энциклопедия

    СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

    Россия. Русская наука: Медицина — В глубокой древности приносились в Россию медицинские учения из Персии, как представительницы арабской школы во главе с Авиценной, а также из Византии и Александрии, как сосредоточия греческой и римской медицины с их представителями Галеном и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    НЕВРОПАТОЛОГИЯ — НЕВРОПАТОЛОГИЯ, учение о б нях нервной системы. В качестве самостоятельной ветви медицины Н. начала постепенно выделяться с половины 19 в.; до этого времени нервные б ни составляли лишь одну из глав психиатрии или внутренней медицины. Как раз в… … Большая медицинская энциклопедия

    Бехтерев, Владимир Михайлович — ординарный профессор по кафедре душевных болезней в Казанском университете; род. 20 января 1857 г.; образование получил в вятской гимназии и С. Петербургской медико хирургической академии. По окончании курса (1878), Б. посвятил себя изучению… … Большая биографическая энциклопедия

    ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга ….. . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга…………. 489 Bee головного мозга…………..502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… … Большая медицинская энциклопедия

    ДЕРМАТОЛОГИЯ — (от греч. derma кожа и logos слово, наука), наука о б нях кожи. Б ни кожи известны с глубокой древности. В китайской медицинской литературе, более чем за 2500 лет до хр. эры, содержится описание парши, проказы, рыбьей чешуи и чесотки. В т. н.… … Большая медицинская энциклопедия


    Решать проблемы, связанные с заболеваниями нервной системы, достаточно сложно. В любом случае, прежде всего, необходим союз врача и пациента, понимание пациентом причин развития болезни, серьёзный настрой на борьбу с недугом и достижение цели выздоровления.

    Нет процессов в организме человека не связанных с состоянием нервной системы, не обусловленных её избыточным напряжением, либо недостаточной активностью. И только поддержание нормальной деятельности этой сложно организованной системы, даже в тех случаях, когда уже имеет место то или иное повреждение, дает шанс победить болезнь. Направить в нужное русло работу нервной системы, а значит и организма в целом, – задача врача, дать возможность процессам выздоровления активно развиваться - непростая работа пациента. И, тем не менее, цель достижима.

    Прежде всего, необходим комплексный подход к решению проблем.
    Речь идет,

    • во-первых, о своевременном проведении консилиумов и коллегиальном принятии правильных решений в сложных клинических случаях,
    • во-вторых – о сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов лечения. В этом случае рационально организованные процессы диагностики и лечения дают возможность добиться первых положительных результатов за короткое время.

    Особую роль в лечении пациентов с неврологическим заболеваниями играет реабилитация и реадаптация, которым сегодня в мире придается огромное значение.

    По международной статистике более 30% процентов больных к концу третьего года жизни после перенесенных тяжелых повреждений головного мозга (инсульт, травма) не удовлетворены качеством жизни. Снижение двигательной активности, нарушение координации движений и речи, изменение походки, снижение памяти, а нередко и просто неуверенность в себе и отчаяние избавиться от болезни – да, проблемы, но решаемые.

    “Ни дня без строчки”, ни шага назад – основное правило реабилитации для каждого больного. Используя специально разработанные для каждого больного, с учетом его индивидуальных особенностей, программы реабилитации, врачи - реабилитологи научат ходить, сделают все возможное для восстановления движений конечностей, пальцев рук, научат говорить и даже петь, помогут обрести уверенность в себе. При этом очень важно помнить, что чем раньше после травмы или инсульта начата программная реабилитация, тем больше залог успеха, тем лучше результат.

    Еще одна, часто встречающаяся проблема – это головная боль! Кто-то с юности страдает мигренью, кому-то достаточно перенесенного стресса на работе или перемены погоды, для кого-то ощущение головной боли стало привычным, а разобраться в причинах этой боли нет ни времени, ни сил. Современные системы исследования головного мозга намного ускоряют процесс выяснения причин головной боли, позволяя, прежде всего, исключить высокое внутричерепное давление, хронический воспалительный процесс или опухоль.

    Но значительно чаще головная боль связана с избыточным напряжением мыщц головы и шеи и носит название “головная боль напряжения”. В этом случае медикаментозные методы лечения, к которым так часто прибегают пациенты, оказывают временный эффект, так как не только не устраняют причин боли, но и не воздействуют на те множественные механизмы, которые лежат в основе хронической головной боли. И хотя механизмы головной боли (сосудистые, невралгические, мышечные и др.) необходимо в каждом случае уточнять, многолетний опыт показывает, что наибольший эффект в лечении хронической головной боли оказывают так называемые рефлекторные методы воздействия на все выше перечисленные механизмы.

    Релаксационные методы массажа, комплексное воздествие на мышечную систему, массаж стоп, иглорефлексотерапия - надежный арсенал современных методов терапии, обеспечивающий стойкий эффект лечения. Поддерживающие профилактические курсы лечения гарантировано позволяют избежать обострений.

    Напряжением мышечных волокон очень часто вызвана боль в тех мышцах, которые расположены близко к позвоночнику. Многие пациенты в этом случае говорят об обострении такого заболевания как остеохондроз. Однако, результаты магнитно - резонансной томографии часто убедительно доказывают, что не изменения в позвоночнике (грыжи диска, смещение позвонков, изменение костной структуры и др.) являются причиной боли. При этом достаточно правильно организованного воздействия руками на различные мышечные группы, сочетания расслабляющих и тонизирующих методов, комплекса лечебной физкультуры, что позволяет избежать использования сильных обезболивающих средств и других медикаментов, общее действие которых не безразлично для организма.

    Ещё одна категория пациентов, которые в настоящее время нередко обращаются к неврологу – это дети. И здесь также необходим комплексный подход, команда опытных специалистов: неврологов, массажистов, логопедов, психологов, которые, работая по единой программе лечения и реабилитации, смогут сделать все возможное для развития и коррекции движений и речи, развития логического мышления и памяти, поддержания стабильного эмоционального состояния и хорошего настроения у каждого ребенка. А каждый ребенок требует к себе особого внимания.

    Разработанная сегодня психологами эмоционально щадящая диагностика состояния ребенка (“Диагностические сказки”) снимает трудности контакта, проявления негативизма и повышенную тревожность у детей, решает проблему психологического комфорта ребенка и его родителей. Много внимания сегодня уделяется использованию в комплексе лечения детей различных видов массажа: классического, сегментарного, точечного, “тайского” и других. Огромные резервные возможности детского организма при комплексном воздействии на системы физического и психического развития ребенка позволяют за короткие сроки получить значимый результат лечения.

    Напряженный ритм жизни, обилие информации, плотный график работы, когда совсем нет времени для отдыха и, кажется, работаешь на пределе возможного – все это нередко приводит к эмоциональным срывам, депрессии, и даже ощущению физического нездоровья. Так у здоровых людей развивается синдром хронической усталости.

    Разорвать этот замкнутый круг лучше всего вовремя. С этой целью необходимо, прежде всего, использовать программы профилактического лечения, которые снимут напряжение, накопившуюся усталость, вернут бодрость и хорошее настроение. Консультации психолога помогут разобраться в проблемах, найти правильные решения, важные для нормализации атмосферы дома и в коллективе сотрудников.


    Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

    Оплатили, но не знаете что делать дальше?

    Автор книги: Коллектив Авторов

    Текущая страница: 1 (всего у книги 35 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

    АКТГ – адренокортикотропный гормон

    АХЭ – антихолинэстеразные средства

    БАС – боковой амиотрофический склероз

    ВСД – вегетативно-сосудистая дистония

    ВЧГ – внутричерепная гипертензия

    ВЧД – внутричерепное давление

    ГАМК – гамма-аминомасляная кислота

    ГЭБ – гематоэнцефалический барьер

    ДЦП – детский церебральный паралич

    ДЭ – дисциркулярная энцефалопатия

    ИВЛ – искусственная вентиляция легких

    КТ – компьютерная томография

    КОМТ – катехол-O-метилтрансфераза к/с – колебаний в секунду

    ЛП – люмбальная пункция

    ЛФК – лечебная физкультура

    МДБ – мультидисциплинарная бригада

    МРТ – магнитно-резонансная томография

    МТА – миелинотоксическая активность

    НПНКМ – начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга

    ОНМК – острые нарушения мозгового кровообращения

    ОЭТ – однофотонная эмиссионная томография

    ПДС – позвоночно-двигательные сегменты

    ПНМК – переходящие нарушения мозгового кровообращения

    ПЭП – перинатальная энцефалопатия

    ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография

    РС – рассеянный склероз

    СМ – спинной мозг

    СМЖ – спинномозговая жидкость

    СМТ – синусоидальные модулированные токи

    ТА – точки акупунктуры

    ТИА – транзиторные ишемические атаки

    ТСК – трансплантация стволовых клеток

    УЗИ – ультразвуковое исследование

    ХВДП – хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия

    ХПЗГМ – хронические прогрессирующие заболевания головного мозга

    ЦНС – центральная нервная система

    ЦСЖ – цереброспинальная жидкость

    ЧМТ – черепно-мозговая травма

    ЧДД – частота дыхательных движений

    ЭМГ – электромиография (электромиограмма)

    Создавая новый учебник по нервным болезням для средних медицинских учебных заведений, мы принимали во внимание ряд обстоятельств, в частности то, что с недавних пор преподавание неврологии и психиатрии в средних медицинских учебных заведениях было разделено, и это позволило увеличить количество учебных часов по каждому из этих предметов и соответственно увеличить количество информации, передаваемой студентам как в теоретической части, так и для приобретения практических навыков.

    Мы учитывали и то обстоятельство, что болезни нервной системы у населения России являются одними из самых распространенных и одними из наиболее частых причин летальных исходов и инвалидизации населения. Это касается, в первую очередь, – инсультов и травматических повреждений нервной системы. Растет число онкологических мозговых заболеваний и вегетативно-сосудистых расстройств нервного происхождения. Весьма большое число людей среднего и даже молодого возраста теряют работоспособность вследствие остеохондроза и связанной с ним патологией нервной системы. Все эти обстоятельства требуют улучшения качества обучения неврологии для медработников среднего звена.

    Мы понимали, что создание современного учебника по нервным болезням немыслимо без детального изложения сестринского процесса – как общих теоретических его основ, так и его проведения при отдельных нервных заболеваниях. Работа в неврологической клинике требует от медицинской сестры, специалиста по уходу, разносторонних знаний и умений: оказывать неотложную помощь, владеть приемами реабилитации, причем разнообразными; иметь навыки психотерапевтической работы, владеть некоторыми приемами нетрадиционных (нелекарственных) методов лечения, осуществлять профилактику отдельных нервных болезней.

    Авторы рассчитывают на интерес преподавателей средних медицинских учебных заведений и медработников среднего звена к новому учебнику и будут благодарны за любые критические замечания.

    Спринц Анатолий Михайлович – преподаватель высшей категории, докт. мед. наук

    Сергеева Гульнур Наилевна – преподаватель высшей категории ГОУ Санкт-Петербургского медико-технического колледжа Минздрава РФ, канд. мед. наук

    Гольдблат Юрий Вильгельмович – врач высшей категории физиотерапевтического отделения Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, канд. мед. наук

    Михайлов Владимир Алексеевич – научный руководитель отдела реабилитации неврологических больных, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им В. М. Бехтерева, докт. мед. наук

    Филиппова Инна Николаевна – преподаватель высшей категории ГОУ медицинского училища № 9 Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга

    Иванова Ольга Пантелеевна – преподаватель высшей категории ГОУ медицинского колледжа № 2 Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга

    Иллюстрации: И.Ю.Сергеева, Р. А. Цуранова

    Неврологию определяют как науку о нервной системе человека в норме и патологии. Она включает в себя нейроанатомию и нейрофизиологию (науки о строении и функциях нервной системы) и, что представляет специальный интерес для студентов средних медицинских учебных заведений (как и высших), включает в себя невропатологию – науку о болезнях нервной системы (причинах и механизмах возникновения, симптомах и лечении). Освоение невропатологии без знания строения и функций нервной системы – немыслимо. Отдельной отраслью, также входящей в неврологию, является — нейрохирургия, которая рассматривает оперативное лечение болезней нервной системы.

    Невропатология изучает те болезни нервной системы, которые выражаются в расстройствах нормальных движений и их координации; расстройствах чувствительности, рефлексов, функционирования органов чувств и речи. Все расстройства, изучаемые невропатологией, можно увидеть, услышать или измерить. В этом основное отличие невропатологии от смежной науки — психиатрии, где непосредственное чувственное восприятие расстройств (например, галлюцинаций или нарушений мышления) невозможно, и данные о пациенте получают путем наблюдений с соответствующими умозаключениями и путем опроса пациентов и/или их близких.

    Так, при воспалительных заболеваниях нервной системы средний медперсонал должен сочетать навыки ухода за неврологическими и инфекционными больными; при полиневропатиях, обусловленных диабетом, уметь осуществлять специфический уход за пациентами с этим достаточно тяжелым заболеванием; у больных с атеросклерозом уметь, помимо неврологического ухода, постоянно следить за функцией сердечно-сосудистой системы; у пациентов с травмами головного мозга уметь осуществлять неотложные мероприятия в остром периоде и реабилитационные в отдаленном. Можно привести еще ряд подобных примеров.

    1. Дайте определения неврологии и невропатологии.

    2. Чем отличаются расстройства, изучаемые в невропатологии и психиатрии?

    3. Почему медработник среднего звена, работающий в невропатологических амбулаториях и стационарных подразделениях, должен быть специалистом по уходу за больными широкого профиля?

    4. В каких учреждениях России оказывается помощь неврологическим больным?

    Новые стандарты призывают студентов бережно относиться к историческому наследию. Историю неврологии необходимо знать хотя бы в упрощенном виде. Неврология как самостоятельная клиническая дисциплина сформировалась в ХIХ в. – веке бурного развития естествознания и техники, физиологического эксперимента, патоморфологических методик и выделения отдельных нозологических форм болезней. Вместе с тем история неврологии восходит своими корнями к древним векам.

    Первые сведения о заболеваниях нервной системы появляются в рукописных источниках по философии и медицине Древнего мира (Индия, Китай, Египет, Греция). Так, уже в египетских папирусах (более 2000 лет до н. э.) имеются сведения о параличах и нарушениях чувствительности. В древнеиндийской книге Аюрведа (IХ – III вв. до н. э.) сообщается о судорожных припадках, обмороках, головных болях.

    В эпоху Возрождения А. Везалий, К. Варолий, Я. Сильвиус начали изучать морфологию нервной системы на трупах. Т. Сиденгам описывает малую хорею. В круг известных медикам болезней вошли невралгия тройничного нерва, миелиты, туберкулезный менингит, сифилитическое поражение мозга, токсические полиневриты.

    В XVII – XVIII вв. формируется понятие о рефлексе (Р. Декарт), закладываются основы нейрофизиологии, клинико-морфологического направления в изучении заболеваний нервной системы (Дж. Морганьи). Мери и Уайт описали зрачковые реакции, Мистичелли – гемипарез на стороне, противоположной очагу поражения, Бард – синдром поражения теменной доли, Туш – мозжечковый нистагм.

    В XVIII в. возникает понятие невроза – функционального нарушения нервной системы (У. Куллен).

    В 1861 г. французский врач Пьер Брока, изучая расстройства речи у больных гемиплегией, отметил, что моторная афазия наблюдается при поражении лобных извилин левого полушария. В дальнейшем эта область головного мозга получила название центра Брока (центр моторной речи). В 1870 г. Густав Фритч и Эдуард Гитциг путем электрического раздражения или эктомии участков мозга показали наличие двигательных центров в коре больших полушарий. Они обнаружили в коре мозга область – переднюю центральную извилину, при раздражении которой током возникали судороги и парезы. Известный немецкий невролог Карл Вернике в 1874 г. описал сенсорную афазию.

    Большое значение для развития неврологии имела разработка методики исследования спинномозговой жидкости. Г. Квинке в 1891 г. произвел первую диагностическую спинномозговую пункцию. Он получил цереброспинальную жидкость у живого человека с целью выявления туберкулезной палочки.

    К середине XIX в. успехи неврологии создали предпосылки для выделения ее в самостоятельную отрасль медицины. Постепенно симптоматологическая классификация нервных болезней перерастает в нозологическую. Большую роль в этом процессе сыграла деятельность выдающегося французского невролога Жана Шарко (1825 – 1893), выделившего неврологию из терапии в качестве самостоятельной дисциплины. Начиная с 1860 г., он в течение 30 лет руководил кафедрой неврологии медицинского факультета Парижского университета и одновременно заведовал неврологическим отделением в больнице Сальпетриер. Ж. Шарко подробно описал целый ряд заболеваний нервной системы (рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, истерию и т. д.) и установил ее трофические функции. Ж. Шарко (рис. 1) создал всемирно известную неврологическую школу, представителями которой были выдающиеся ученые Г. Дюшен, Ж. Дежерин, П. Мари, Ж. Бабинский, Ф. Раймон, Д. Бурневиль, Е. Бриссо и др. Именами многих из этих неврологов названы описанные ими заболевания и симптомы.


    Рис. 1. Жан Шарко (1825 – 1893)

    В Германии авторами классических работ по неврологии были А. Куссмауль, Э. Лейден, А. Штрюмпель, К. Вестфаль, К. Вернике, М. Ромберг, Н. Фридрейх, В. Эрб, Г. Оппенгейм и др. Английская неврология представлена такими выдающимися учеными, как Д. Паркинсон, Х. Джексон (рис. 2), У. Говерс, А. Томсен, Р. Вильсон и др.

    Формирование неврологии как отдельной клинической дисциплины в России связано, прежде всего, с именами А. Я. Кожевникова и В. М. Бехтерева.


    Рис. 2. Хьюнглинг Джексон (1835 – 1911)


    Рис. 3. Алексей Яковлевич Кожевников (1836 – 1902)

    В Петербурге курс нервных болезней стал читаться с 1857 г. на первой в России кафедре психиатрии, руководимой И. М. Балинским, а затем И. П. Мержеевским. Их ученик и приемник, выдающийся невролог и психиатр, академик В. М. Бехтерев в 1897 г. создал клинику нервных болезней при Военно-медицинской академии (рис. 4). В. М. Бехтеревым внесен большой вклад в развитие отечественной и мировой неврологии. Ему принадлежит свыше 700 научных работ, его имя присвоено заболеваниям (болезнь Бехтерева), анатомическим образованиям (ядро Бехтерева), рефлексам (рефлекс Бехтерева), лекарственным прописям (микстура Бехтерева). В. М. Бехтеревым создана петербургская школа неврологов (М. И. Аствацатуров, М. Н. Жуковский, М. П. Никитин, А. В. Гервер, А. Ф. Лазурский и др.). По инициативе выдающегося ученого на базе учрежденного им Санкт-Петербургского психоневрологического института (ныне институт им. В. М. Бехтерева) была открыта первая в России нейрохирургическая клиника под руководством ученика В. М. Бехтерева профессора Л. М. Пуссепа.

    Общая неврология всегда была тесно связана с физиологией. Работы всемирно известных русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, в которых раскрыты основные закономерности деятельности организма человека (рефлекторная природа нервных процессов, учение о высшей нервной деятельности и др.), послужили фундаментом для развития как отечественной, так и мировой неврологии.


    Рис. 4. Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927)

    1. Расскажите о первых открытиях в неврологии.

    2. Расскажите о научных достижениях А. Я. Кожевникова.

    3. Расскажите о научных достижениях В. М. Бехтерева.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.