Самооценку у лиц страдающих афазией изучали

Исследования психических особенностей больных, страдающих афазией, принадлежат в основном Л. С. Цветковой и ее сотрудникам.

Л. С. Цветкова выделила два типа изменений личности: устойчивый и динамический.

Первый входит в структуру афазии, второй (функциональный) представляет собой личностную реакцию на дефект, которая по мере восстановительного обучения больных и обратного развития речи изменяется — вплоть до исчезновения.

Первый тип обусловлен системным характером строения высших психических функций(ВПФ) и включения личности в их формирование, развитие и протекание. В этом случае обнаружено изменение иерархии мотивов поведения, эмоционально-волевой сферы, самооценки. Наблюдаются различия в характере и степени выраженности этих изменений при разных формах афазии. Так, изменения самооценки в большей степени выражены у больных с моторной (как эфферентной, так и афферентной) афазией, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией, у которых сохраняются возможности плавной (хотя и искаженной) речи. Если у этих больных нарушены контроль и осознание собственной речи, то они меньше, чем больные с моторной афазией, ощущают и переживают дефицит вербальной коммуникации.

У больных с моторной афазией уровень притязаний на речевые задания был значительно ниже, чем на неречевые, и степень расхождения (как и в эксперименте на исследование самооценки) зависела от степени выраженности речевых дефектов.

Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией больных на свои дефекты и на отношение окружающих к этим дефектам. В таком случае создание благоприятной речевой среды для больного, обеспечение возможностей вербального и невербального общения сначала в маленькой терапевтической группе больных с афазией, а затем в более широкой социальной среде должно благоприятно воздействовать на позитивные изменения личности, на преодоление фобии речи, отрицательных установок и т.д. В ходе индивидуальной и групповой реабилитации по мере восстановления общей и вербальной коммуникации больных обнаруживаются положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере, наблюдается существенное уменьшение степени расхождения в самооценке больных до и после заболевания, повышение уровня притязаний на речевые задания, снижение реактивности на успех и неуспех, повышение уверенности в своих силах и возможностях.

Л. С. Цветковой и др. был выделен ряд условий изменения личности у больных с афазией.

- Первое — сама болезнь, ее специфика, связанная с грубым нарушением речи, практической невозможностью (или сниженной возможностью) вербального общения, утратой трудоспособности. Не менее важно то, что все это возникает внезапно.

- Второе условие — форма афазии.

При разных формах афазии различия обнаруживались в разном характере и степени выраженности изменения личности (изменения самооценки и уровня притязаний на речевые задания, повышение уровня тревожности в большей степени были выражены у больных с моторными формами афазии, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией). Отсутствие тревожности и завышения самооценки обнаруживаются у больных с динамической формой афазии, которая возникает при поражении зон мозга, прилегающих к фронтальным зонам.

Другие условия, вызывающие изменения личности при афазии, связаны с реакциями на резкое изменение личностного и социального статуса больного и на отношение окружающих к его заболеванию. То, что личностная реакция на болезнь не совпадает со структурными изменениями личности при афазии (хотя они и взаимосвязаны), доказывает исследование тревожности по методу Ч. Спилбергера. В острой стадии заболевания, сопровождающегося афазией, показатели реактивной тревожности выше, чем личностной, а у больных-хроников — наоборот. Таким образом, измерение тревожности в острой стадии заболевания показывает прежде всего личностную реакцию больного на свое заболевание, но постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, болезнь приводит к структурным изменениям личности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:01, курсовая работа

Проблема афазии в настоящее время представляет большой интерес для многих исследователей не только в области логопедии, но и в психологии, психиатрии, невропатологии, лингвистике и других областях.. Он основан на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи и афазии с другими психофизиологическими процессами. В афазиологии проблеме изучения личности больного не уделяется достаточно внимания

Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы изучения личности у больных с афазией. 4
1.1 Понятие об афазии……………………………………………………… 4
1.2 Особенности нарушения личности при афазии……………………… 10
1.3 Изменения личности и синдром афазии……………………………… 15
1.4 Специфика развития личности при речевых нарушениях…………. 23
Выводы по главе I…………………………………………………………. 26
Глава II. Теоретический анализ восстановления личности при афазии. 27
2.1 Методики восстановления личности при афазии……………………. 27
2.2 Методика С.А. Дорофеевой, модификация метода полярных профилей…………………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 41
Литература………………………………………………………………….. 43

курсовая афазия .docx

Сарно (1981) различает 7 типов реакции:

1) тревожность с нарушениями внимания, бессонницей, психологическими проявлениями, фобиями, навязчивостями и неврастенией;

2) депрессия как острая реакция, отражающая преморбидную склонность к депрессии;

3) игнорирование, которое может проявляться в форме сверх эгоизма, недооценки выраженное своих дефектов;

4) гнев вплоть до ярости и агрессивного поведения;

5) утрата самоуважения, в основном основанная на преморбидных тенденциях;

6) чувства изоляции и одиночества, часто связанные с чувствами равнодушия, апатии, инертности, безнадежности и бесполезности всяческих попыток;

7) эмоциональный регресс, проявляющийся в зависимости, нечеткой оценке реальности, отчужденности.

Как мы видим, эта классификация довольно неоднородная, объединяет в каждую группу разнородные симптомы, нет четких критериев классификации, но на сегодняшний день, по нашему мнению, это единственная классификация личностных реакций больного с афазией.

При этом, как считает Дж. Сарно (1981), реакции на афазию, очевидно, можно разделить на три основные категории: нормальная реакция индивида на событие, которое глубоко изменило его жизнь; невротическая реакция на событие, отражающая преморбидную структуру личности, менее способную к адаптации и/или подверженную выражению психологической депрессии в форме неправильных аффективных или психофизиологических проявлений, и психотическая реакция, указывающая на наличие соответствующего расстройства, спровоцированного стрессовой ситуацией.

Следует сказать, что выделение этих трех категорий носит довольно условный и нечеткий характер, так как не определены критерии нормальной и невротической реакции, границы между ними. Очевидно, недостатки классификации Дж.Сарно связаны с тем, что она основана на эмпирических и литературных, а не на экспериментальных данных.

Что касается динамики симптомов изменений личности, то большинство зарубежных афазиологов переносят свой пессимистический взгляд на возможность восстановления при афазии и в сферу личностных симптомов, считая их стойкими и практически непреодолимыми, так как по своей природе они не просто реактивные состояния, но связаны с физиологическими нарушениями мозговых механизмов, определяющих эмоциональные, когнитивные и перцептивные процессы.

Таким образом, в тех немногих работах, где затрагивается вопрос о механизмах наблюдаемых симптомов изменений личности при афазии, они трактуются исключительно с биологической или физиологической точки зрения. Так, К.Гольдштейн прямо писал, что катастрофическая реакция при афазии есть скорее биологическая, а не психологическая реакция. Дж.Сарно выдвигает предположение, что так как левое полушарие по данным современной нейрофизиологии играет тормозную роль для аффективных функций лимбической системы, то поражение именно левого полушария вызывает эмоциональную лабильность больных. Иначе говоря, нарушается не сама эмоциональная сфера, но контроль за ней.

Не отрицая влияния указанных психофизиологических механизмов, для психологов ясно, что такое сложное психологическое явление как личность, нельзя сводить только к физиологическому субстрату, и характер ее изменений при изменении социального статуса уже сформированной личности должен быть связан, прежде всего, с психологическими механизмами. Их выяснение - это задача, требующая еще своего разрешения, однако наша работа позволяет уже сейчас предположить, что в результате болезни возникают противоречия между операционально-техническими возможностями деятельности (и прежде всего речевыми средствами) и мотивами деятельности. Больной (в большей или меньшей степени) осознает эти противоречия, однако не способен самостоятельно продуктивно разрешить их в соответствии со своими общими целями жизни, ценностными ориентациями. В результате формируются механизмы психологической защиты, или как пишет Б.В. Зейгарник "средства прикрытия нарушенной деятельности общения" в виде изменений личности и возникновения "страха речи".

Отметим далее что, несмотря на упоминание нарушений личности среди симптомов афазии (в частности, в работах М.С.Лебединского, 1941; Э.С.Бейн, 1964; В.В.Оппель, 1972; Л.С.Цветковой, 1979, 1985; J. Зато, -1981 и ряде других советских и зарубежных исследований), в афазиологической литературе практически нет экспериментальных исследований личности больных с афазией.

А между тем знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо нейропсихологу или логопеду для уточнения синдрома и прогноза заболевания, выбора тактики терапевтических воздействий.

М.М.Кабанов (1976) считает даже, что предметом медицинской психологии должна являться, в первую очередь, психология личности больного человека. Исследование личности больного важно также для решения общепсихологических проблем, так как "при формировании аномалий личности действуют психологические механизмы, общие и для протекания нормальной психологической жизни. " (Зейгарник, Братусь).

Каким же психологическим содержанием наполнена феноменология нарушений личности при афазии? Однороден ли синдром этих нарушений, как они формируются и возможно ли их преодоление в ходе восстановительного обучения?

При попытках ответить на эти вопросы встают, прежде всего, трудности методического характера.

Во-первых, необходимо выбрать для исследования такие личностные характеристики, которые были бы значимы для структуры личности человека, системы его взаимоотношений с миром. Иначе говоря, при исследовании личности важно выяснить те психологические образования, которые возникают как прямой итог процессов, формирующих человеческую личность, и которые в свою очередь определяют то, как человек относится к явлениям окружающего мира, собственному статусу, функциями, ролям, характеру. Эти психологические образования личности или динамические смысловые системы могут претерпевать изменения как в процессе онтогенеза, так и у уже сформированной личности под влиянием изменения ее социального статуса, систем общественных и личностных взаимодействий (Асмолов, 4984). Одной из частых причин подобных изменений является тяжелое заболевание, приводящее к полной или частичной инвалидизации и потере трудоспособности, например, тяжелое заболевание головного мозга (инсульт, травма, опухоль и др.), сопровождающееся нарушениями речи.

Отсюда следует, во-вторых, что эти характеристики должны быть динамическими образованиями, тонко реагирующими на изменения жизненных условий, операционально-технических возможностей жизнедеятельности субъекта.

В-третьих, для исследования этих характеристик необходимо выбрать такие методики, которые были бы адекватны для работы с больными с речевыми нарушениями.

В-четвертых, нужно обеспечить систему контроля специфичности выявляемых изменений личности для популяции больных с афазией в отличие от других нозологических групп.

1.4 Специфика развития личности при речевых нарушениях.

Наибольшее количество психологических исследований посвящено личности, страдающих афазией (Александр Григорьевич Асмолов, Лидия Ивановна Белякова, Татьяна Александровна Болдырева, Татьяна Вячеславовна Виноградова, Галина Анатольевна Волкова, Жанна Марковна Глозман, Федор Николаевич Досужков, Людмила Афанасьевна Зайцева, Блюма Вольфовна Зейгарник, Владимир Михайлович Коган, Вера Сергеевна Кочергина, Варвара Васильевна Оппель, Мария Юлиановна Орешкина, Карина Евгеньевна Панасенко, Александр Юрьевич Панасюк, Елена Николаевна Садовникова, Владимир Ильич Селиверстов, Иван Алексеевич Сикорский, Вениамин Михайлович Тарновский, Николай Петрович Тяпугин, Гузель Хафизовна Юсупова, Любовь Семеновна Цветкова, Антонина Андреевна Цыганок, Виктор Маркович Шкловский и другие).

Любовь Семеновна Цветкова выделила два типа изменений личности у лиц, страдающих афазией: устойчивый и динамический. При устойчивом типе личности, который входит в структуру афазии, обнаружено изменение иерархии мотивов поведения, эмоционально-волевой сферы и самооценки. Наблюдаются различия в характере и степени выраженности этих изменений при разных формах афазии. Так, изменения самооценки в большей степени выражены у больных с моторной (как эфферентной, так и афферентной) афазией, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией, у которых сохраняются возможности плавной (хотя и искаженной) речи. Если у этих больных нарушены контроль и осознание собственной речи, то они меньше, чем больные с моторной афазией, ощущают и переживают дефицит вербальной коммуникации.

У больных с моторной афазией было выявлено, что уровень притязаний на речевые задания значительно ниже, чем на неречевые, а степень расхождения зависит от степени выраженности речевых дефектов. Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией больных на свои дефекты и на отношение окружающих к этим дефектам. В ходе индивидуальной и групповой реабилитации по мере восстановления общей и вербальной коммуникации больных обнаруживаются положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере, наблюдается существенное уменьшение степени расхождения в самооценке больных до и после заболевания, повышение уровня притязаний на речевые задания, снижение реактивности на успех и неуспех, повышение уверенности в своих силах и возможностях.

Что касается смысловых образований личности больных с афазией, то здесь имеется как позитивный эффект, так и негативный. Позитивный заключается в том, что у больного изменяется вся иерархия его смыслообразующих мотивов, формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности по реабилитации нарушенных речевых функций, без чего невозможно восстановление высших психических функций и проведение восстановительного обучения. Негативный эффект связан с тем, что в результате болезни возникают противоречия между операционными возможностями деятельности (и прежде всего речевыми средствами) и мотивами деятельности. Больной осознает эти противоречия, однако не способен самостоятельно продуктивно разрешить их в соответствии со своими общими целями жизни, ценностными ориентациями. В результате формируются механизмы психологической защиты, отрицательная личностная компенсация в виде неврозоподобных изменений личности и возникновения "страха речи''.

Таким образом, можно выделить ряд условий изменения личности у больных с афазией:

1. Сама болезнь, ее специфика, связанная с грубым нарушением речи, практической невозможностью (или сниженной возможностью) вербального общения, утратой трудоспособности.

2. Форма афазии. При разных формах афазии различия обнаруживаются в разном характере и степени выраженности изменения личности. Так, по данным Ж. М. Глозман, А. А. Цыганок и Л. С. Цветковой, изменения самооценки и уровня притязаний на речевые задания, повышение уровня тревожности (Ж. М. Глозман, Н. Г. Калита) в большей степени были выражены у больных с моторными формами афазии, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией.

3. Реакции на резкое изменение личностного и социального статуса больного и на отношение окружающих к его заболеванию. Измерение тревожности в острой стадии заболевания показывает прежде всего личностную реакцию больного на свое заболевание, но постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, болезнь приводит к структурным изменениям личности.

Вывод по I главе.

Таким образом, расстройства в личностной сфере лиц с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.

Центральным дефектом при всех формах афазии является нарушение ее коммуникативной функции. Под воздействием афазии всегда возникает изменение личности, личностной реакции на дефект, социального статуса, усложняя структуру дефекта при афазии. В целом, афазия является дефектом, приводящим не только к нарушению речи, но и к дезинтеграции всей психической сферы.

Глава II. Теоретический анализ восстановления личности при афазии

2.1 Методики восстановления личности при афазии

Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, и некоторых других.


Ряд положений, касающихся структуры и содержания личности, т.е. тех положений, которые наиболее важны для понимания нарушения или изменения личности у больных с афазией.

При исследовании личности важно выяснить те психологические образования, которые возникают как прямой итог процессов, формирующих человеческую личность, и которые, в свою очередь, определяют то, как человек относится к явлениям окружающего мира, к собственным статусу, ролям, характеру.

Эти психологические образования личности могут претерпевать изменения, как в процессе онтогенеза, так и у уже сформированной личности под влиянием изменений ее социального статуса, систем общественных и личностных взаимодействий [1]. Одной из частых причин подобных изменений является тяжелое заболевание, приводящее к полной или частичной инвалидизации и потере трудоспособности, например, тяжелое заболевание головного мозга (инсульт, травма, опухоль и др.), сопровождающееся нарушением речи.

Практика наблюдений в клинике за больными с различными формами афазии свидетельствует о том, что дефекты речи приводят не только к нарушению общей и речевой коммуникации больного, но и к изменениям некоторых его личностных характеристик. Действительно, человек, лишенный возможности нормального привычного общения из-за дефектов вербального характера, испытывает определенный социальный дискомфорт. Пострадавшие коммуникативные функции приводят к возникновению у заболевшего человека отрицательных эмоциональных реакций и личностных установок, замкнутости. У них возникает так называемый страх речи.

Больные не могут использовать даже те речевые возможности, которые у них есть, для общения с окружающими: результаты, получаемые педагогом в ходе индивидуальных занятий, часто не переносятся в сферу общения за пределы урока [2, 3]. Поэтому учет личностных изменений, наблюдающихся при афазии, необходим в ходе восстановительного обучения. Изменения личности больных с афазией отмечались многими исследователями [2–7]. Однако специальных экспериментальных исследований нарушений личности у таких больных почти не проводилось.

K. Rodgers [8] считал самооценку основой личности, так как все поведение человека должно, по мнению этого автора, совпадать с его представлением о себе. Самооценка непосредственно связана с проблемой самосознания и является обобщенным результатом познания себя и эмоционально-целостного отношения к себе [9]. Самооценка связана также с психологическими механизмами защиты, являясь компенсацией в некоторых случаях неудовлетворенности собой и обеспечивая социально-психологическую адаптацию субъекта к неблагоприятным условиям [10, 11].

Она обеспечивает приятие индивидом самого себя, которое, как показали психологические исследования, позитивно связывается с тем, как он воспринимает других [12]. В связи с этим самооценка становится для человека инструментом самоуправления, обеспечивает связь личности с окружающим миром и в значительной степени определяет характер социального поведения индивида, его активность, продуктивность деятельности, постановку новых целей, определение перспектив взаимоотношения с окружающими людьми и т.д. [13, 14]. Следует учитывать, что самооценка является динамическим образованием: она существенно изменяется в онтогенезе, при изменении жизненных условий, а также при патологии психической деятельности. Поэтому развитие самооценки рассматривается как один из значительных показателей уровня зрелости, а в патопсихологии – сохранности личности [15].

Все это указывает на важность и значимость изучения самооценки при исследовании личности больных с афазией. В настоящее время работ в этой области практически нет.

Нарушение речи, приводящее к дефектам общей и вербальной коммуникации больного, к изменению всей системы его связей с миром, вызывает существенные изменения самооценки больного. Иначе говоря, в результате заболевания изменяются представления больного о своей личности, эмоциональное отношение к себе и к окружающим. В таком случае восстановительное обучение, расширение коммуникативных возможностей больного должно, как нам кажется, повлиять на возникшее изменение самооценки, сближая ее с самооценкой до болезни.

При изучении самооценки важно выделить качества личности, отражающие ее смысловые образования, динамично изменяющиеся под воздействием внешних условий, что приводит к изменению социального статуса, жизненной позиции больного. Именно эти качества могут оказывать влияние на степень выраженности речевых дефектов и на эффективность реабилитации больных с афазией. В этом смысле представляет интерес, по нашему мнению, работа С.А. Дорофеевой [7], в которой дана интересная модификация метода полярных профилей. Личностные качества больных оценивались их родственниками по следующим параметрам: эмоционально-волевые качества, активность, отношение к окружающим. Оценка производилась дважды: первая отражала личностные качества больных до заболевания, вторая – после перенесенного инсульта. В работе были получены данные, подтверждающие, что у всех больных, страдающих афазией в результате сосудистой патологии, как реакция на болезнь имеют место определенные изменения личностных качеств.

Оценка качеств личности их родственниками не всегда адекватна и, самое главное, не дает представления о самовосприятии и самосознании больного и их изменении в результате заболевании.

Исследование самооценки больных с афазией

показало, что самооценка в довольно значительной степени была нарушена при всех формах афазии. Как известно, показателем адекватности самооценки в норме является отсутствие крайних оценок при шкалировании, т.е. здоровые испытуемые стремятся поместить себя на шкале в месте, близком к средней степени выраженности оцениваемого качества [195]. Поэтому мы подсчитали количество крайних (неадекватных [1] ) оценок в трех группах больных: больные с поражениями передних отделов речевой зоны (эфферентная, афферентная и комплексная моторная афазии), больные с поражениями задних отделов речевой зоны (сенсорная, акустико-мне- стическая и комплексная сенсорная афазии) и больные с тяжелыми неврологическими заболеваниями без афазии.

Анализ результатов показывает, что самооценка в довольно значительной степени была нарушена в обеих группах больных с афазией с преобладанием изменений при поражениях задних отделов мозга, при которых количество крайних оценок составляло в среднем 45 % (достигая у некоторых больных 80 %) от общего числа оценок. При поражении передних отделов эти цифры меньше, однако также достигали 27,5% в начале курса восстановительного обучения. Оказалось, что неадекватность самооценки не зависит от возраста больных. Не обнаружено также отчетливой корреляции с давностью заболевания и степенью его выраженности (что еще раз подчеркивает именно личностный характер нарушений, а не адекватную личностную реакцию на заболевание).

В отличие от контрольной группы неврологических больных без афазии (с поражениями правого полушария или спинного мозга, госпитализированных в ту же клинику), у которых обе самооценки практически совпадали (среднее расхождение 0,2 см (2 %), т.е. больные в основном считали, что болезнь не повлияла на исследуемые качества личности), у больных с афазией выраженные (от 10 до 25 %) расхождения актуальной и преморбидной самооценки были выявлены по трем шкалам: эмоционально-волевые качества, активность и коммуникативность. Шкала качеств, характеризующих отношение к окружающим, оказалась относительно устойчивой.

Таким образом, изменение самооценки при афазии не является следствием заболевания вообще, т. е. потери трудоспособности и госпитализации, но результатом нарушения способности к вербальному и невербальному общению, резко изменяющего всю систему социальных взаимодействий больного.

Степень расхождения самооценки по всем шкалам у больных с поражением передних отделов речевой зоны мозга (моторными формами афазии) была выше, чем в группе с поражением задних отделов (сенсорными формами афазии).

Анализ результатов в динамике восстановительного обучения позволил утверждать, что восстановительное обучение положительно влияет на адекватность самооценки больных с поражениями передних отделов мозга, уменьшая почти в 2 раза количество крайних оценок, и не оказывает выраженного эффекта на этот показатель в группе больных с поражениями задних отделов речевой зоны. Рост самооценки наблюдался в среднем, у 64 % больных обеих групп. При сравнении динамики личностных качеств отдельно по четырем анализируемым группам оказалось, что наиболее часто увеличение самооценки наблюдалось по шкале коммуникативности (84 % больных) и по шкале активности (70 % больных). Самооценка больных стала также более определенной: они гораздо реже выбирали показатель 0 (при первом варианте методики). По показателю сдвига самооценки (т.е. уменьшения степени расхождения реальной и преморбидной самооценок) динамика после цикла восстановительного обучения была положительной в обеих группах больных, т.е. значимо уменьшилась степень расхождения в самооценке больных до и после заболевания по трем шкалам: коммуникативность, активность и эмоционально-волевые качества (рис. 3).


Рис. 3. Уменьшение расхождения (см) преморбидной и актуальной самооценки в результате реабилитации

В группе больных с поражением передних отделов мозга сдвиг наблюдался в наибольшей степени по шкале эмоционально-волевых качеств, хотя и по всем остальным шкалам тоже была положительная динамика. При поражениях задних отделов мозга наибольшая положительная динамика характеризовала сферу активности больных, а в сфере коммуникативности она была даже отрицательной, т.е. степень расхождения между самооценкой до и после заболевания несколько увеличилась. Эти данные хорошо коррелируют с общей направленностью восстановительного обучения в упомянутых двух группах больных: с тенденцией к рас- тормаживанию, снятию скованности, неуверенности в себе, общей и эмоциональной заторможенности больных с поражением передних отделов мозга и с тенденцией к затормаживанию избыточной общей и речевой активности, преодолению общей и эмоциональной расторможенности, восстановлению контроля, осознанного отношения к своей речи у больных с поражениями задних отделов речевой зоны коры мозга [147, 245].

В группе больных с поражениями передних отделов мозга мы выявили отчетливую корреляцию увеличения возможностей вербальной коммуникации и регресса афазии, определяемых с помощью методики оценки речи при афазии [246], с ростом самооценки и уменьшением расхождения между преморбидной и актуальной самооценкой, т.е. у этих больных не только возрастает адекватность самооценки (как актуальной, так и ретроспективной), но эти две самооценки, кроме того, существенно сближаются, т.е. больной начинает воспринимать себя ближе к состоянию до болезни (рис. 4).


Рис. 4. Корреляции динамики речевых функций и самооценки

У 74 % больных положительная (+), отрицательная (-) или нулевая (0) динамика речевых функций совпадала по знаку с динамикой самооценки. В группе больных с поражениями задних отделов речевой зоны мозга подобной корреляции не обнаружено. Мы полагаем, что этот факт может объясняться тем, что, как известно, у этих больных вследствие дефектов контроля за своей речью нарушается осознание своих коммуникативных возможностей [147, 245].

В целом эксперимент показал, что у большинства исследованных в ходе восстановительного обучения больных отмечается положительная динамика самооценки и они начинают себя оценивать ближе к состоянию до болезни, т. е. более оптимистично смотрят на возможность восстановления своего социального статуса, возвращения к прежним интересам и занятиям.

Возникает вопрос: в какой степени это связано именно с речевой деятельностью? Для ответа мы провели исследование в этих же группах больных такой тесно связанной с самооценкой личностной характеристики, как уровень притязаний, т.е. уровень трудности выбираемой индивидом цели в процессе конкретной деятельности (речевой или неречевой) под влиянием успеха или неуспеха [66].

Мотивационно-потребностная сфера, самооценка и притязания лиц с нарушениями речи.

Изучение самооценки (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова) дошкольников со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием продемонстрировало, что половина из каждой группы детей адекватно оценивает свои возможности (соответственно 47% со стертой дизартрией и 50% с нормальным речевым развитием). У дошкольников с дизартрией преобладает заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе. Среди детей с нормальным речевым развитием завышенная самооценка имела место в 3 раза чаще (соответственно 13 и 33%), т.е. дети с речевыми нарушениями проявляют большую осторожность в оценке своих качеств.

Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с дизартрией ставят это качество на 1-ое место, а дети с нормальным речевым развитием на 2-ое после веселости. Также интересно, что дошкольники с дизартрией отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а дети с нормальной речью больше ценят нравственные свойства. Одинаково не удовлетворены обе группы детей своим вниманием. Весьма низко оценивают дошкольники с дизартрией свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объективный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается детей с нормальной речью, то они не удовлетворены более всего своими эстетическими качествами.

Таким образом, самооценки дошкольников с дизартрией более низкие и менее дифференцированы, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Мотивационно-потребностная сфера, самооценка и притязания лиц с системными нарушениями речи.

Изучение особенностей самооценки у детей с общим недоразвитием речи, проведённое Л.М. Шипициной и Л.С. Волковой, показало, что самооценка у мальчиков отличается от адекватной в меньшой степени, чем у девочек. Мальчики считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевое нарушение, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В целом дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.

Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина указывают на достаточно высокую в целом самооценку у детей дошкольного возраста с ОНР. Авторы указывают на зависимость самооценки от представлений детей об отношении к ним взрослых. У части детей самооценка совпадает с оценкой отношения к ним взрослых (дети с высокой самооценкой), у части детей – не совпадает (преимущественно дети с низкой самооценкой).

Исследования уровня притязаний детей с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на успех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию, что объясняется наличием у детей стремления поддержать успех даже на заниженном уровне.

Самооценка в двух группах мальчиков отличается в меньшой степени, чем у девочек. Так, мальчики общеобразовательной школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевое нарушение, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью.

В целом исследования показывают, что учащиеся с алалией недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу. Если переоценка своих возможностей в 1–2 классах может быть объяснена возрастной закономерностью (она наблюдается и в норме), то в аналогичном явлении среди учащихся 3 классов можно видеть личностную особенность детей с алалией.

Исследование уровня притязаний (О.Н.Усанова, О.А. Слинько) младших школьников с алалией выявило, что после удачно выполненного задания дети переходят не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с алалией, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.

Особенно ярко заниженный уровень притязаний проявляется у учащихся 1 класса, меньше–у учащихся 2 класса, а среди третьеклассников таких явлений не наблюдается. Это говорит о том, что у учащихся с алалией с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.

Изучением самооценки у лиц с афазией занимались Ж.М. Глозман, Л.С. Цветкова, А.А. Цыганок; уровня притязаний-Ж.М. Глозман, Н.Г. Калита. Самооценка в значительной степени нарушена при всех формах афазии. Показателями адекватности самооценки в норме служит отсутствие крайних оценок, т.е. нормально говорящие испытуемые стремятся поместить себя на шкале в месте, близком к средней степени выраженности оцениваемого качества.

Были подсчитаны крайние либо неадекватные оценки у лиц с поражением передних отделов речевой зоны (моторные формы афазии) и задних отделов (сенсорная афазия). Оказалось, что неадекватность самооценки не зависит от возраста больного, от давности заболевания и степени его выраженности. У лиц с афазией выраженные расхождения актуальной и преморбидной самооценки. Исследовалась по трем шкалам: эмоционально-волевые качества, активность, коммуникативность.

Таким образом, изменение самооценки при афазии не является следствием заболевания вообще, т.е. потери трудоспособности и госпитализации, а результатом нарушения способности к невербальному и вербальному общению. Восстановительное обучение положительно влияет на адекватность самооценки. В группе лиц с моторной афазией сдвиг наблюдается по шкале эмоционально-волевых качеств, с сенсорной афазией – в сфере активности, а в сфере коммуникативности она была даже отрицательной. Эти данные связаны с общей направленностью восстановительного обучения, а именно с тенденцией к растормаживанию, снятию скованности, неуверенности в себе у лиц с моторной афазией, и с тенденциями к затормаживанию общения и речевой активности, восстановлению контроля, осознанного отношения к речи у лиц с сенсорной афазией.

В группе лиц с моторной афазией исходный и конечный уровни притязаний были выше на перцептивные (невербальные) задания, чем на речевые. У лиц с сенсорной афазией не выявлено влияние характера на показатели уровня притязаний, поскольку у них нарушен контроль за своим речевым дефектом. Чем грубее моторная афазия, тем ниже исходный уровень притязаний на речевые задания. В перцептивных заданиях обратная зависимость. Это обусловлено компенсаторным увеличением уровня притязаний на перцептивные задания, как выражение потребности в удовлетворяющей человека самооценке.

После восстановительного обучения у лиц с моторной афазией повышались начальный и конечный уровни притязаний на речевые задания и уменьшались или оставались неизменными на перцептивные задания. При сенсорной афазии после восстановительного обучения исходный уровень притязаний на речевые задания понижался, а на перцептивные – повышался.

Мотивационно-потребностная сфера, самооценка и притязания лиц с заиканием.

Исследование самооценки заикающихся позволили сопоставить степень субъективной неудовлетворенности своей речью с аналогичным показателем при оценке других характеристик, включая общее здоровье, психические процессы (внимание, память, интеллект) и личностные особенности (характер, счастье). Оказалось, что речь получает достоверно более низкие оценки заикающихся по сравнению с другими характеристиками, в частности, общим здоровьем, тогда как лица без речевого нарушения ниже всего оценивают свое здоровье и память лучше всего — речь. Также установлено, что заикающиеся в среднем достоверно хуже, чем здоровые, оценивают все свои качества. Удалось показать, что самооценка речи заикающихся коррелирует с тяжестью речевого нарушения, но такого соответствия самооценок не наблюдается с другими характеристиками, в том числе с объективными показателями памяти и внимания.

Установлено достоверное снижение общих притязаний заикающихся с возрастом. Наиболее низкие показатели у женщин. Это проявляется возрастающим скепсисом, робостью, застенчивостью, меньшими надеждами на будущее. Удалось установить достоверное снижение общих притязаний при повышении объективных показателей тяжести заикания и соответствующего ему уровня речевой тревоги (субъективной оценки тяжести нарушения речи). Особая выраженность этой закономерности у женщин, по-видимому, обусловлена прежде всего их более высокой тревогой по поводу собственной речи.

Уровень притязаний заикающихся становится достоверно более высоким к подростковому возрасту, после чего несколько снижается. Обнаружена достоверная связь между речевой тревогой и уровнем речевых притязаний у взрослых заикающихся. Вместе с тем во всех возрастных группах уровень речевых притязаний значительно (почти в два раза) превышает уровень общих притязаний. При этом в группах детей и взрослых отсутствует корреляция между этими показателями, т.е. общие притязания не оказывают влияния на притязания речевые.

Литература: основная 2, 4; дополнительная 3, 6.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.