Семантическая афазия обследование и реабилитация больных

Дисфазия встречается часто, тяжело поддается логопедическому лечению и сопровождается тяжелыми речевыми дефектами.

Причины

Семантическая афазия возникает при поражении границы теменной и затылочной долей головного мозга. Нарушение развивается, если в патологический процесс вовлеклось доминантное полушарие: у правшей – левое, у левшей – правое.

Эта область мозга повреждается вследствие таких причин:

  1. Инсульт, кровоизлияние в мозговое вещество.
  2. Опухоли.
  3. Нейроинфекции.
  4. Нейродегенеративные заболевания.
  5. Черепно-мозговая травма.

Однако наиболее частой причиной выступает именно инсульт.

Семантическая афазия также включается в синдром TPO (темпоро-парието-окципитальный). Этот синдром сопровождается нарушением работы второго функционального блока по Лурии (блок восприятия, обработки и хранения информации). Задача этого блока – синхронный анализ поступающей информации разной модальности, то есть второй блок одновременно анализирует зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную информацию.


Симптомы

В основе семантической афазии – импрессивный аграмматизм и нарушение семантики. Иначе говоря, семантическая афазия характеризуется нарушением понимания смысла слова, сложных логических и грамматических конструкций речи.

Характерны признаки синдрома ТРО:

  • симультанная агнозия;
  • конструктивная апраксия;
  • пространственная апраксия;
  • акалькулия.

Симультанная агнозия – состояние, при котором больной не может понять общую суть картины или ситуации. Например, при обследовании пациент не может связать в единый сюжет 5 похожих картинок.

Конструктивная апраксия характеризуется снижением синтетической операции мышления, то есть пациент не может составить предложение из отдельно данных ему слов.

Пространственная апраксия – это географическая дезориентация, то есть больному тяжело ориентироваться в пространстве.

Несмотря на наличие большого количества нарушений, тяжесть семантической афазии определяется по выраженности импрессивного аграмматизма. Легкая и средняя степень характеризуется только речевыми расстройствами. Тяжелая дисфазия характеризуется нарушением пространственного восприятия и трудностью понимания простых речевых конструкций, например, при изменении падежей больной утрачивает суть предложения.

Диагностика

Семантическая дисфазия диагностируется при клинической беседе и с помощью патопсихологического обследования.

Патопсихологическое обследование представляет собой тестирование. Медицинский психолог просит выполнить больного такие задания:

Методы коррекции

Лечение и коррекция начинается в острый период после инсульта. Это объясняется несколькими аргументами. В первые 1-3 дня после сосудистой катастрофы корковые функции восстанавливаются за счет реперфузионной терапии (восстановление кровотока в ишемизированные участки мозга).

В течение первой недели включаются компенсаторные механизмы. Это проявляется вовлечением в работу субдоминантных областей мозга. Например, если после инсульта повредилась область доминантного полушария, отвечающая за понимание сложных структур, то после ее выключения функцию понимания берут области на противоположной стороне мозга. Такая реорганизация функций называется нейропластичностью.

Восстановительная программа составляется с учетом тяжести инсульта и речевых дефектов. Реабилитация состоит из нескольких этапов:

  • Лечение инсульта и восстановление кровообращения головного мозга. Применяется медикаментозная реперфузионная терапия с контролем оксигенации, артериального давления, наличия сознания.
  • Восстановление зрительного восприятия. Врач показывает картинки и просит назвать их наименования. Восстановление понимания математических символов и арифметического счета. Для этого врач предлагает решить простые математические упражнения на сложение и вычитание простых чисел.
  • Восстановление пространственного гнозиса и речевых навыков. Врач показывает пациенту схематическое изображение человека и объектов, просит назвать их составные части, например, показать где левая рука или нижняя правая конечность. Речь восстанавливается занятиями с логопедом.

В течение 2-3 недель при выполнении упражнений тяжелую степень дисфазии можно сметить к средней. Постепенно устраняются зрительные и пространственные дефекты, пациент может выполнять сложение и вычитание чисел. После первого месяца работы пациент начинает понимать речевые обороты средней тяжести. В течение 2-3 месяцев при хорошей пластичности мозга речевые функции и деятельность высших корковых отделов восстанавливается.

Прогноз благоприятный, если пациент молодого возраста, имеет высшее образование, знает 2-3 языка, включая родной, ежедневно упражняется и принимает лечение.

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.


Читайте в новом номере

В Российской Федерации заболеваемость и смертность от инсульта остаются одними из самых высоких в мире. Сосудистые заболевания головного мозга занимают второе место в структуре общей смертности населения России и являются важнейшей медико-социальной проблемой. Одним из наиболее инвалидизирующих проявлений инсульта является афазия. Речевые нарушения выявляются у 35% больных, перенесших инсульт [11].

Среди пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения и нарушениями речи, проходивших лечение в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, у части в ходе логопедического обследования было выявлено доминирование импрессивных речевых нарушений над экспрессивными. Такие формы афазии обусловлены локализацией очага поражения головного мозга в задних отделах левого полушария. При этом семантическая афазия встречается довольно часто, отличается тяжестью речевых расстройств и, к сожалению, невысокими результатами логопедической коррекции [1, 3, 6]. Причинами невысоких результатов восстановления при задних формах афазий являются отсутствие систематизированных методик восстановления, учитывающих структуру когнитивного дефекта, основанных на результатах современных исследований, и отсутствие взаимодействия специалистов (логопедов и неврологов), занимающихся реабилитацией таких больных.

Если акустико-гностическая (сенсорная) афазия, возникающая при поражении среднезадних отделов височной области левого полушария, и акустико-мнестическая афазия, связанная со страданием задней трети верхней височной извилины и первичным снижением объема слухоречевой памяти, достаточно известны неврологам, то семантическая афазия, возникающая при поражении теменно-височно-затылочной области, хуже диагностируется и выпадает из поля зрения невролога.

Семантическая афазия является составной частью синдрома TPO (темпоро-парьето-окципитального синдрома), возникающего при поражении стыка перечисленных долей левого полушария головного мозга. Здесь расположены третичные поля второго функционального блока (блока приема, переработки и хранения экстерорецептивной информации по А.Р. Лурия), которые выполняют одновременный (симультанный) анализ и синтез полимодальной информации. Поражение зоны ТРО проявляется в нарушениях ориентировки во внешнем пространстве (особенно праволевой ориентации), дефектах пространственной ориентации движений и наглядно-пространственных действий (конструктивная апраксия). Нарушение структурных предпосылок мышления обусловливает своеобразие картины речевых нарушений.

Клинические проявления семантической афазии складываются из импрессивного аграмматизма (трудность понимания логико-грамматических оборотов) и нарушения семантики (понимания глубинного смысла слова). Дополняют речевые нарушения другие проявления синдрома TPO: симультанная агнозия (неспособность понять сюжет рисунка или составить связный сюжет из отдельных рисунков), конструктивная апраксия (неспособность составить целое из частей), пространственная апраксия (нарушение ориентации в пространстве), акалькулия, которая может выражаться как в затруднении чтения сложных чисел и математических знаков, так и в невозможности совершения счетных операций.

Градации тяжести семантической афазии определяются условно и связаны с выраженностью импрессивного аграмматизма. Считается, что данный синдром может протекать лишь в средней и легких степенях тяжести [2, 3]. Однако мы наблюдали пациентов, у которых данный синдром протекал в грубой степени выраженности, что выражалось в нарушении зрительного предметного гнозиса, грубом нарушении зрительно-пространственного восприятия, акалькулии, апрактагнозии, недоступности понимания простейших предложно-падежных конструкций.

Пациент П. перенес ишемический инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии, в результате чего у него возникли правосторонний гемипарез со снижением силы до 3 баллов в мышцах руки и 4 – ноги и речевые нарушения. При МРТ головного мозга выявлено массивное поражение зоны стыка затылочной, теменной и височной долей левого полушария (рис. 1).

Синдром проявлялся в следующих аспектах: нарушение зрительного восприятия; нарушение зрительно-пространственного восприятия (рис. 2); затруднения при выполнении счетных операций (рис. 3); затруднения при ориентировке во времени (рис. 4) и недоступность понимания предложно-падежных конструкций.

Выявлялось нарушение праволевой ориентации при задании обозначить соответствующую часть тела на картинке (рис. 5).

При этом у него отсутствовали изменения слухового речевого гнозиса, не наблюдалось сужения объема слухоречевой памяти (было доступно запоминание до 6 слов и последующее их отсроченное воспроизведение), отмечались моторные трудности.

Реабилитационная работа с больным велась с учетом грубости степени выраженности синдрома. Поэтому на данном этапе применялся обходной путь восстановления, заключающийся в привлечении сохранных возможностей субдоминантного полушария и в подготовке к стимуляции угнетенного доминантного полушария.

Методика восстановления была разделена на три этапа. На первом этапе корригировали зрительный гнозис. Трудности называния предметов преодолевались с помощью следующих методических приемов: дифференциации предметных картинок (рис. 7), восприятия стилизованных изображений и соотнесения недорисованных предметов с образцом.

На втором этапе проводилась работа по восстановлению понимания математических знаков и простейших математических операций с помощью приемов дифференциации цифр и решения математических задач путем их сравнения (рис. 8). На третьем этапе центральной задачей реабилитации ставилось восстановление пространственного восприятия. Больному были предложены следующие методические приемы: разбор схемы тела на картинке с переносом на себя, показ предметных картинок, работа с предметами, находящимися в комнате. С целью подготовки к восстановлению семантики речи при средней выраженности синдрома на данном этапе реабилитации больному был предложен текст, написанный в вертикальном направлении, для его перевода в горизонтальное направление.

В результате за двухнедельный курс восстановительной работы удалось преодолеть тяжелую степень тяжести и достичь у пациента клинической картины средней степени тяжести. Она выражалась в типичных речевых ошибках: легкие зрительно-пространственные затруднения, а также при совершении сложных счетных операций, трудности при понимании логико-грамматических оборотов и сложности при понимании переносного смысла слова.

Таким образом, несмотря на относительно короткий период занятий, у 2/3 пациентов получены хорошие результаты. Ключевым моментом для достижения таких результатов восстановления служил комплексный подход при реабилитации больных с последствиями инсульта.

  1. Козлова И.А., Казанчян П.О., Котов С.В. Динамика восстановления нарушенных функций у пациентов с инсультом после каротидной эндартерэктомии // Журнал неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. 2009. № 109 (12). С. 25–30.
  2. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения – М.: Издательство МПСИ, 2002.
  3. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: Ассоциация дефектологов, 2000. С. 24–29, 41–43.
  4. Pulvermuller F., Berthier M.L. Aphasia therapy on a neuroscience basis // Aphasiol. 2008. Vol. 22 (6). P. 563–599.
  5. Seniow J., Litwin M., Lesniak M. The relationship between non-linguistic cognitive deficits and language recovery in patients with aphasia // J. Neurol. Sci. 2009. Vol. 283 (1–2). P. 91–94.
  6. Sarno M.T., Postman W.A., Cho Y.S., Norman R.G. Evolution of phonemic word fluency performance in post-stroke aphasia // J. Commun. Disord. 2005. Vol. 38 (2). P. 83–107.
  7. Konig I.R., Ziegler A., Bluhmki E. et al. Predicting long-term outcome after acute ischemic stroke: a simple index works in patients from controlled clinical trials // Stroke. 2008. Vol. 39 (6). P. 1821–1826.
  8. Tilling K., Sterne J.A., Rudd A.G. et al. A new method for predicting recovery after stroke // Stroke. 2001. Vol. 32 (12). P. 2867–2873.
  9. Smania N., Gandolfi M., Aglioti S.M. et al. How long is the recovery of global aphasia? Twenty-five years of follow-up in a patient with left hemisphere stroke // Neurorehabil. Neural. Repair. 2010. Vol. 24 (9). P. 871–875.
  10. Berthier M.L., Garcia-Casares N., Walsh S.F. et al. Recovery from post-stroke aphasia: lessons from brain imaging and implications for rehabilitation and biological treatments // Discov. Med. 2011. Vol. 12 (65). P. 275–289.
  11. Hillis A.E. The right place at the right time? // Brain. 2006. Vol. 129 (Pt 6). P. 1351–1356.
  12. Cloutman L., Newhart M., Davis C. et al. Acute recovery of oral word production following stroke: patterns of performance as predictors of recovery // Behav. Neurol. 2009. Vol. 21 (3). P. 145–153.
  13. Johansson B.B. Brain plasticity and stroke rehabilitation. The Willis lecture // Stroke. 2000. Vol. 31 (1). P. 223–230.
  14. Kleim J.A., Jones T.A. Principles of experience-dependent neural plasticity: implications for rehabilitation after brain damage // J. Speech Lang. Hear Res. 2008. Vol. 51 (1). S. 225– 239.
  15. Turkeltaub P.E., Messing S., Norise C., Hamilton R.H. Are networks for residual language function and recovery consistent across aphasic patients? // Neurol. 2011. Vol. 76 (20). P. 1726–1734.
  16. Heim S., Eickhoff S.B., Amunts K. Different roles of cytoarchitectonic BA 44 and BA 45 in phonological and semantic verbal fluency as revealed by dynamic causal modelling // NeuroImage. 2009. Vol. 48 (3). P. 616–624.

Только для зарегистрированных пользователей

1. Общая характеристика семантической афазии: локализация поражения, симптоматика.

2. Восстановление речи при семантической афазии.

3. Список литературы.

Характеристика семантической афазии

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-височно-заты­лочного отдела левого полушария головного мозга. Эти области относятся к третичным областям коры ТРО.

В основе речевых расстройств лежит нарушение симультанного пространственного гнозиса. Долгое время нарушения, возникающие при семантической афазии, описывались как интеллектуальный дефект. Однако при специальном анализе А.Р. Лурия доказал, что у больных с данной формой афазии страдает понимание лишь определенных грамматических конструкций, которые отражают симультанный анализ и синтез явлений, а также пространственные и квазипространственные отношения.

К подобным грамматическим конструкциям относятся:

· Предлоги (над, под, сверху, снизу и др.)

· Слова с суффиксами

· Сравнительные отношения

Больным ясны слова по отдельности, но непонятны отраженные между ними отношения.

· Конструкции, которые отражают временные, причинно-следственные отношения между событиями, причастные и деепричастные обороты.

· Выражения, в которых имеются логические инверсии

· Выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга

Семантическая афазия проявляется также и в нарушении понимания метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов – их переносный смысл больными не обнаруживается и выражения воспринимаются ими буквально.

Больные не могут опознать грамматических категорий слова – род, падеж, число и т.д.; не могут поставить к слову в предложении нужный вопрос.

При этой форме афазии письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращается употребление прилагательных.

Восстановление речи при семантической афазии

При семантической афазии первичным дефектом является нарушение симультанного оптико-пространственного гнозиса и праксиса. В связи с этим первостепенной задачей восстановительного обучения является преодоление пространственной апрактоагнозии.

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению семантической афазии опирается на контроль всех сохранных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память), а главное, на планирующую и регулирующую функции лобных отделов головного мозга, на сохранную линейную организацию устной речи.

1. Преодоление пространственной апрактогнозии:

· зрительный анализ геометрических фигур, орнаментов, складываемых из элементов, реконструируемых по наглядному образцу и по инструкции;

· восстановление ориентированности больного в левом и правом, в частях света;

· схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;

· изображение плана пути, комнаты и т.д.;

· конструирование по образцу, по словесному заданию;

· работа с географической картой, часами.

На основе полученных в этом плане навыков проводится восстановление способности употреблять слова и фразы, отражающие количественно-оптико-пространственные взаимоотношения объектов:

3. Конструирование сложноподчиненных предложений:

· уточнение значений подчинительных союзов;

· заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;

· составление предложений с заданными союзами.

По мере восстановления конструкций сложноподчинен­ных предложений больным предлагается использовать опре­деленные словосочетания при написании сочинений по карти­нам известных художников с учетом эпохи, изображенной на картине, сюжета, ее деталей, пояснения причины их введения в сюжет картины (репродукции картин выбираются с учетом преморбидного уровня больных).

При условии, что элементарные пространственные, количественные и временные категории вербального уровня больному доступны, переходят к восстановлению способности понимания логико-грамматических конструкций.

4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:

· картинное изображение сюжета конструкции;

· введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст;

· предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5. Работа над развернутым высказыванием:

· импровизация на заданную тему;

· толкование сложных по смысловой структуре слов.

От составления простых предложений можно перейти к описанию репродукций (открыток) картин известных худож­ников с указанием эпохи, времени года, с употреблением сло­восочетаний зимнее утро, осенний лес, эпоха Петра 1, купеческий дом, московский дворик, хозяин дома. В этих целях ис- пользуется описание известных картин. Больной учится описывать разных действующих лиц рисунка, находить глав­ное и второстепенное слово. Так он овла­девает в экспрессивной речи различными синтаксическими конструкциями, причинно-следственными придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами.

Для преодоления акалькулии:

· уточнения разрядов, входящих в число (десятки, сотни, тысячи и т. д.);

· закрепляются значения синонимов: минус — вычитание, плюс — сложение;

· выполнение действия в пределах одного-двух десятков, затем в пределах сотни и тысячи;

· устное описание больным элементов, входящих в ту или иную букву;

· конструирования букв из элементов (различной величины картонных или пластмассовых палочек и овалов);

· чтение (называния) букв после определения их элементов;

Для преодоления амнестических трудностей:

· прослушивание системы описания ближних и дальних смысловых связей, а позже путем самостоя­тельного описания признаков предмета, его связей с другими группами предметов. Например, при начальных стадиях восста­новления логопед перечисляет больному все признаки очков: из чего они сделаны, для чего они служат, какие бывают по форме, в каких ситуациях могут понадобиться (плохое зрение, яркий свет при сварке, яркий солнечный свет на пляже, яркий цвет сне­га в горах и т. д., уточняется, кто носит очки, можно вспомнить басню Крылова и т. д.). Слово вводится в различные фразеологи­ческие контексты. Затем больной составляет рассказ о предмете.

· описание различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов;

· использование в письменной речи качественных определений предметов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (с различными союзными словами), подчиненная часть которых стоит в начале, середине или конце предложения и относится к разным членам главного предложения.

1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.

3. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.

4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология.

6. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Неврологические дефицитарные расстройства развиваются на фоне перенесенных травм, острых нарушений мозгового кровообращения (инсульт ишемический или геморрагический), инфекционных и дегенеративных заболеваний, прочих состояний. Некоторые из них сохраняются долгое время, другие краткосрочные, преходящие. Различается и возможность радикальным образом изменить ситуацию терапевтическими методами. Характер расстройства зависит от локализации поражения головного мозга.

Семантическая афазия представляет собой разновидность неврологического дефицита. При ней развивается невозможность понимать сложные логические конструкции, высказывания, структуры. Нарушается распознавание связи слов в предложении. Человек в силах осмыслить только простую речь и то не всегда. Семантическая афазия входит в синдром поражения области на стыке затылочной, теменной и височной долей. Это сравнительно небольшой участок нервных клеток. Обычно вовлекается та или иная доля в большей степени, что создает дополнительные симптомы патологического процесса, зависящие от преимущественной области поражения.


Состояние потенциально обратимое, многое зависит от фактора развития заболевания (говоря условно, потому как семантическая афазия не считается самостоятельным диагнозом или нозологической единицей в рамках классификатора МКБ-10 на который опираются врачи).

Основным механизмом семантической афазии является нарушение проводимости нервного импульса по долям головного мозга, что и приводит к дефицитарным явлениям. Профильными специалистами, которые призваны диагностировать и лечить нарушения считаются логопед и невролог. Проблема имеет междисциплинарный характер.

Причины развития семантической афазии

Причины семантической афазии всегда имеют структурное происхождение. То есть фактором в любом случае оказывается то или иное органическое нарушение работы головного мозга. Насколько тяжелое — предстоит выяснять врачам в рамках конкретного клинического случая. Согласно профильным исследованиям при опоре на эмпирические данные, можно назвать группу патологических первичных процессов, по отношению к которым семантическая афазия вторична.

  • Инсульт

  • Цереброваскулярная недостаточность хронического характера

Суть ее заключается в нарушении мозгового кровообращения без признаков массивного отмирания тканей мозга. Что лежит в основе семантической афазии в таком случае? Все то же нарушение проведения нервных импульсов по причине недостаточной скорости метаболизма в нервных тканях, слабой трофики, гипоксических и ишемических процессов. Восстановление представляется потенциально более простой причиной. Потому как выраженных структурных изменений пока еще нет, и это единственное исключение из приведенного выше принципа об обусловленности патологии структурными дефектами.

  • Транзиторная ишемическая атака

Преходящее острое нарушение мозгового кровообращения. Сопровождается полной клинической картиной инсульта, но не имеет стойкости. Спустя примерно сутки клиническая картина редуцируется самостоятельно, все возвращается на круги своя. Семантическая афазия в такой ситуации вполне возможна, но при поражении указанной области на стыке височной, теменной, затылочной областей. Локализация всегда типична.

  • Опухоли головного мозга

Не играет роли, какие. Доброкачественные или злокачественные. Первые встречаются чаще. Но доброкачественность таковых весьма условна. Потому как пространство в черепной коробке серьезно ограничено и не способно расширяться, любая опухоль создает дополнительное давление на мозговые ткани. Компрессия приводит к неврологическим дефицитарным явлениям. Это фактор поражения. Крупные опухоли вызывают генерализованные нарушения работы церебральных структур, а злокачественные, вроде глиобластомы уносят жизнь пациента еще до развития стойкой семантической афазии. Хирургическое удаление новообразований, в том числе и объемных, которые нельзя отнести строго к опухолям (кисты) единственный способ коррекции состояния.

  • Воспалительные и инфекционно-воспалительные процессы

Аутоиммунные поражения церебральных структур встречаются исключительно редко. А вот инфекции распространены куда шире. Среди таковых можно назвать менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга. Поражения церебральных структур встречаются при сифилисе и прочих состояниях. Суть примерно одна всегда. Начинается воспаление, а затем постепенное отмирание нервных волокон. Но не лавинообразное, как при инсульте, а более мягкое, что делает возможным оказание медицинской помощи и повышает общие шансы на выживание и восстановление. Проблема кроется в срочной диагностике. Семантическая афазия такого происхождения лечится во вторую очередь, после устранения болезнетворного агента, восстановления нормального функционирования мозга.

  • Травмы головного мозга

Ушибы, сотрясения и более серьезные варианты нарушения. Оперативная коррекция требуется только при образовании гематом. В остальных случаях большого смысла не имеет. Терапия направлена на стабилизацию состояния, восстановление нервной деятельности. Коррекция семантической афазии — следующий этап специфического лечения и реабилитации.

  • Дегенеративные заболевания метаболического профиля

Подавляющее большинство случаев приходится на болезнь Альцгеймера. Это неизлечимое состояние, затормозить его тоже нельзя. Есть возможность только частично скорректировать семантическую афазию при деменции, и то не надолго. Развивается патологическое расстройство и при демиелинизации (рассеянном склерозе), но процесс менее агрессивный и поддается устранению лучше. В этом случае коррекция семантической афазии проводится медикаментозными средствами в системе с педагогическим влиянием на пациента, выполнением упражнений.

Косвенным образом повышают риски неврологического дефицита заболевания и состояния, которые приводят к описанным опасным процессам. Нарушения работы сердца, гормонального статуса, пиковые состояния (беременность, пубертатный период и прочие).

Выявление причин играет ключевую роль в назначении терапии и определении тактики диагностики. Не зная этиологии врач обречен бороться с симптомами. Причина остается нетронутой.

Симптомы расстройства, стадирование


Семантическая афазия возникает при поражении области на стыке затылочной, теменной и височной долей. Но значит ли это, что единственным симптомом подобного поражения окажется только расстройство восприятия речи? Нет, это далеко не так. Изолированного нарушения быть не может. В той или иной степени, страдают все три описанных структуры. Какая-то определенно в большей мере. Соответственно и симптомы почти всегда различны по интенсивности и характеру. Усредненную клиническую картину можно представить следующим образом:

  1. Типичная и основная черта патологического процесса — невозможность понимать сложную обращенную к пациенту речь. При этом разбор словосочетаний, осмысление простейших конструкций сохраняется, не считая редких и наиболее тяжелых случаев. Сложные конструкции вызывают непонимание, растерянность.
  2. Обнаруживается нарушение понимания связи между словами в предложении. Видовременного, логического, функционального соотношения, пространственного соотношения и прочие варианты. Человек не понимает метафор, фразеологизмов и воспринимает любое выражение в буквальном смысле. Утрачивается творческая составляющая речевого, вербального компонента мышления.
  3. Обнаруживается дезорганизация восприятия видовых конструкций языка. Падежей, родов, чисел, частей речи. Существительные заменяются прилагательными, глаголами.

При всем сказанном, нарушается не только восприятие, но и собственное воспроизведение речевых конструкций. Экспрессивная речь при семантической афазии почти невозможна, она становится бедной, скудной, невыразительной по смыслу и форме. При формальной сохранности интеллекта человек не способен выразить собственные мысли и понять мысли других людей.

Дополнительно возникают симптомы неврологического дефицита при поражении долей головного мозга:

  • зрительная агнозия, — больной не в силах воспринимать соотношение видимых предметов, особенно в пространственном плане;
  • утрата способности выполнять математические действия, в том числе и простые, в наиболее сложных клинических случаях (де-факто во время реабилитации таких пациентов приходится переучивать математике заново);
  • нарушение ориентации в собственном теле (в простых случаях это смутное неприятное ощущение, в наиболее сложных — полная невозможность воспринимать собственное тело единым целым, ориентироваться в его сегментах, человек может заявлять, что у него нет руки или рука принадлежит не ему);
  • невозможность распознать предметы на ощупь с закрытыми глазами.

В некоторых случаях присутствует амнестический компонент. Пациент не только не понимает обращенную сложную речь, не понимает логических и причинно-следственных связей, но и не способен вспомнить названия предметов, описывает их обобщенно (тарелка — такая посуда и пр.), в функциональном разрезе (ложка — то, чем едят, автобус — то на чем ездят и т. д.).

Ввиду невозможности понимать сложную речь, с пациентом приходится работать крайне осторожно, тщательно выверяя слова. Это требует недюжинного профессионализма от практикующего логопеда и невролога, терпения и системного, комплексного подхода. Потому ключевая рекомендация родственникам больного — тщательно выбирать докторов, справиться с такой проблемой качественно — под силу далеко не каждому. Нужны навыки и квалификация.

Признаки также существенно зависят от тяжести патологического процесса. Семантическая афазия стадируется по выраженности клиники на три этапа:

  1. Первая степень сопровождается минимальными изменениями. Речевой дефект и нарушение восприятия слабые, практически не мешают общению.
  2. Умеренная степень. Клиника выраженная. Наблюдаются массивные нарушения нормального говорения и восприятия речи. Прочих проявлений нет или они слабые.
  3. Выраженная или тяжелая степень семантической афазии. Тотальное нарушение восприятия, воспроизведения речи дополняется прочими неврологическими дефицитарными явлениями. Считается наиболее неблагоприятной в плане восстановления.

Диагностика семантической афазии


Диагностика собственно самой семантической афазии проблем не представляет. Достаточно побеседовать с пациентом. Проблемы возникают при выявлении глубины дефекта и его причин. На начальном этапе рекомендуются консультации невролога и логопеда.

Невролог оценивает общее состояния центральной нервной системы, проверяет базовые рефлексы. Проводится инструментальная диагностика:

  1. МРТ головного мозга. С начала обзорная томография, направленная на оценку общего состояния церебральных структур. При обнаружении предполагаемых аномальных очагов проводится прицельное исследование отдельных структур мозга в нескольких проекциях. Часто требуется применение контрастирующего препарата для лучшей визуализации тканей, обнаружения опухолей.
  2. УЗДГ сосудов шей, дуплексное сканирование головного мозга для оценки качества трофики, кровотока в церебральных структурах.
  3. Также при необходимости проводится люмбальная пункция. Она назначается в рамках исследования инфекционных процессов в церебральных структурах. Сама по себе процедура достаточно опасная, потому прибегают к ней только в случаях крайней необходимости.
  4. Дополнительно назначают ЭКГ, ЭХО для выявлений расстройств со стороны сердца.

Основная роль в функциональном аспекте ложится на логопеда. Оценка состояния проводится посредством серии тестов. Врач задает несложные вопросы, дает команды для оценки глубины поражения. Начинает с простых предложений все усложняя конструкции. В наиболее сложных случаях пациент путается в элементарных вещах. Признаки семантической афазии оцениваются в системе с прочими симптомами патологического процесса, неврологическими расстройствами.

Лечение патологии

Терапия семантической афазии заключается в устранении собственно первопричины нарушения. Это основа лечения. При опухолях требуется операция по иссечению, тотальному или субтотальному удалению аномальных тканей. Затем по мере надобности проводится химиотерапия, лучевая терапия. Прочие варианты требуют применения медикаментозных средств.

Каких именно — зависит от состояния. Цереброваскулярных (Пирацетам, Актовегин), ноотропов (Глицин), противогипертонических (бета-блокаторы, антагонисты кальция, ингибиторы АПФ) и других.

Лечение семантической афазии как таковой требует работы с логопедом. Проводится коррекционно-педагогическая работа, основу которой составляют упражнения. Терапия проходит в несколько этапов:

  1. Пациенту предлагается дорисовывать картинки, дополнить логические словосочетания в контексте изобразительных материалов (например, изображение капусты и грядки в огороде, пациент должен соотнести термины в логической связи).
  2. Заключается в работе с семантикой. Определение отдельных терминов, составление фраз, предложение и далее по мере восстановления нормальных функций головного мозга. Восстановление речи проводится тем же образом. При необходимости начинают с самых азов, произносят буквы, учат артикуляции.
  3. В самых сложных ситуациях, если поражена теменная доля, требуется восстановить ориентацию в собственном теле. Нет смысла проводить восстановительные мероприятия изолированно. Мультизадачность позволяет активизировать адаптивные механизмы головного мозга быстрее.

Восстановительное обучение больных с семантической афазией проходит под постоянным контролем логопеда, дома с больным должны заниматься родственники. Возможно направление в реабилитационный центр.

Прогнозы и профилактика


В основном прогнозы положительные. Если имеет место опухоль — несколько менее благоприятный. Неблагоприятный на фоне обширного перенесенного инсульта или болезни Альцгеймера.

Специфических профилактических мероприятий не существует. Рекомендуется придерживаться оптимального уровня физической и умственной активности, своевременно лечит заболевания сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Регулярно проходить профилактические осмотры.

О других видах афазий читайте в наших статьях:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.