Семантическая афазия у детей

Семантическая афазия — это неврологическая патология, при которой у человека наблюдаются расстройства речевой функции. Больные не понимают сложные грамматические конструкции, не могут правильно изменять окончания в словах, чтобы выразить мысль. Синдром возникает при поражениях зоны коры головного мозга, находящейся на стыке теменных затылочных и височных отделов.

Семантическая афазия была описана впервые в 1926 году доктором Т. Хэдом. В русской науке этой патологией занимался А. Р. Лурия, именно он обратил внимание, что в основе проблем с речью у его пациентов лежат дефекты одновременного схватывания информации. То есть им сложно воспринимать чужую речь или текст, если в одном предложении речь идет о нескольких явлениях или героях. Например, конструкции со сравнением или оборотами.

Причины

В основе возникновения синдрома лежат поражения коры головного мозга. Дисфункцию отделов и гибель нейронов могут повлечь следующие ситуации:

  • кровоизлияния;
  • злокачественные и доброкачественные опухоли;
  • операции в структурах головного мозга;
  • ЧМТ;
  • нейроинфекции;
  • инсульт;
  • удары, ушибы головы;
  • болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • пиковые гормональные состояния (беременность, пубертатные периоды, климакс).

Локализация очага поражения возникает при структурных изменениях зоны ТРО в области доминантного полушария. Центральным механизмом развития болезни становится нарушение восприятия звука, образа, пространства.

Симптомы

По мнению А. Р. Лурия, отличительной чертой амнестико-семантической афазии является распад не всей речевой семантики, а лишь некоторых категорий. При этом нарушения не затрагивают интеллект больных. Непонимания инструкции, речи окружающих связаны с проблемой в анализе и синтезе грамматических категорий, если слов и задач у человека несколько.

Например, больные правильно кладут предметы слева и справа друг от друга по инструкции. Но, если попросить их определить место вилки и положить ее справа от тарелки и одновременно слева от стакана, пациент запутается. Проблема в том, что человеку при выполнении сложной инструкции нужно представлять сразу несколько явлений и категорий, но его мозг с такой работой справиться не может.

Больные семантической афазией могут грамотно разговаривать простыми предложениями, экспрессивная речь не нарушается. Навыки чтения и письма остаются в норме, но могут возникнуть сложности при восприятии осложненных причастными и деепричастными оборотами предложений. Если беседовать с пациентом медленно, использовать в разговоре только простые, с точки зрения синтаксиса, единицы, можно достигнуть полного понимания.

Таким образом, среди основных симптомов семантической афазии можно выделить следующие признаки болезни:

  • Снижение памяти.
  • Сужение кругозора.
  • Первичная апраксия — невозможность выполнять последовательные движения для достижения цели. Больные семантической афазией не могут собрать пазлы, повторить рисунок по устной инструкции.
  • Пространственная растерянность.
  • Нарушения восприятия взаимоотношений предметов и пространства.
  • Симультанная агнозия — невозможность держать в поле зрения несколько предметов одновременно.
  • Нарушения схемы тела.
  • Акалькулия — нарушение счета.
  • Аграмматизм в собственной речи.
  • Непонимание грамматических конструкций, в которых присутствуют предлоги для указания пространственных или временных отношений (на, над, под, прежде чем, где, куда).
  • Сложности с восприятием предложений с инверсией.
  • Затруднения ответов на такие вопросы: “Оля старше Кати. Валя младше Оли и Кати. Кто самый старший?”. Решению таких задач мешают нарушения логической системы.
  • Если слова, которые связаны друг с другом логически, разведены друг от друга в предложении, пациент с афазией его не поймет. Например, в магазин, куда привезли рыбок, пришло много покупателей.
  • Предложения с наречиями сверху, снизу и словами на – ЦА, которые обозначают вместилище, хранилище, тоже воспринимаются с большим трудом.

Человек с семантической афазией воспринимает слово только как прямой носитель информации, не учитывая его грамматических изменений, логических ударений в предложении и другое лексическое окружение языковой единицы.


Классификация

Амнестико-семантический тип афазии классифицируется по степени тяжести. По количеству и виду симптомов неврологи выделяют следующие разновидности синдрома:

Речь больного нелогична, пациент не может подобрать даже простейшие синонимы к словам, не понимает смысл сложных предложений. При таком типе патологии в сознании нарушаются причинно-следственные связи.

  • Среднетяжелая

Больной не понимает логику в грамматических конструкциях, не может решать математические упражнения, путается в счете.

Пациенты жалуются на нарушения зрения, проблемы с восприятием пространства. К этому прибавляются все симптомы легкого и среднетяжелого уровня патологии.


Диагностика

Семантическая форма афазии выявляется на консилиуме. Больному необходимо получить консультации у следующих врачей:

  • терапевт;
  • невролог;
  • психиатр;
  • психолог;
  • логопед-дефектолог или афазиолог.

Больному предлагают выполнить несколько заданий, ответить на вопросы, переходя от простых к сложным. Кроме осмотра, устных тестов пациентам с подозрением на семантическую афазию необходимо пройти аппаратное обследование:

  1. МРТ головного мозга

По результатам томографии можно судить о состоянии церебральных структур, наличии опухолей.

  1. УЗДГ сосудов

Оценивается качество кровотока.

  1. Люмбальная пункция

Назначается при подозрениях на инфекции головного мозга. Процедура болезненная и сложная, поэтому используется для диагностики в крайних случаях.

Необходимы для выявления патологий со стороны сердечно-сосудистой системы.

  1. Рентген черепа

Рекомендуется, если причиной афазией стала травма мозга, ДТП, удары головой.

Оценка глубины поражения проводится на основе опроса пациента, его родных. Обязательно учитывается наследственность, другие патологические процессы и хронические заболевания.


Лечение и коррекция

Лечение семантической афазии проводится комплексно по рекомендациям невролога, психиатра, логопеда. Используются занятия с дефектологом, медикаментозные курсы и физиотерапия. Для поддержки центральной нервной системы и восстановления функциональности поврежденных отделов головного мозга больным выписывают Пирацетам, Мексидол, витамины группы В.

Физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение кровоснабжения мозга, особенно эффективны для лечения афазии после инсульта. Больным предлагаются следующие методики:

  • электростимуляция речевых отделов;
  • магнитотерапия;
  • иглоукалывание;
  • рефлексотерапия;
  • массаж.

Восстановление речевых навыков требует вмешательства логопеда, психиатра, дефектолога. С взрослыми пациентами занимаются так же как с ребенком. В коррекционной работе принято использовать такие методики:

  1. Дифференциация картинок с предметами.
  2. Зрительный анализ геометрических фигур.
  3. Составление плана комнаты, пути домой.
  4. Работа с географическими картами, циферблатом.
  5. Составление фраз со словами, обозначающими пространственные, временные отношения.
  6. Наглядное наблюдение за пространственными ситуациями (на столе, под стол, сверху, вперед-назад итак далее).
  7. Восстановление ориентации с помощью выполнения заданий по инструкции: обвести круг слева, положить карандаш справа.
  8. Устное описание месторасположения предмета: чашка стоит на столе около вазы, карандаш лежит справа от чашки и слева от вазы.
  9. Активное использование в речи предлогов, наречий.
  10. Уточнение значений подчинительных союзов, сложных предлогов.
  11. Конструирование сложных предложений. Можно начинать с заполнения пропусков в карточках, постепенно переходя к самостоятельному решению задания.
  12. Описание сюжета картинки.
  13. Введение в речь дополнительных слов. Больной говорит: “Я написал письмо”, нужно “Я написал длинное письмо, чтобы отправить любимой подруге”.
  14. Составление слов с суффиксами для обозначения размера предмета: дом, домик, домище.
  15. Составление слов с изменением приставок и их употребление в речи: уехал, приехал, выехал, съехал.
  16. Многократное описание ситуаций по картинке с изменением места, окружения героев, их внешнего вида: девочка на улице, дома, зимой, летом, на пляже, вечером, днем, ночью.
  17. Устная работа обязательно должна перекликаться с выполнением письменных заданий — сочинение, изложения, импровизации на тему.
  18. Акалькулия преодолевается изучением состава числа, закреплением значений синонимов “минус” – вычитание, “плюс”- сложение.
  19. Решение простых задач, упражнения на развитие логики с помощью арифметики.

Основная задача коррекции семантической афазии — преодоление пространственной дезориентации больного. Когда логические связи предметов окружающего мира восстановятся, речь пациента заметно улучшится.

Оперативное вмешательство потребуется, если провокатором афазии стали новообразования или опухоли в структурах головного мозга. После иссечения аномальных тканей может потребоваться лучевая, химиотерапия. Но для полного выздоровления и восстановления вербальных навыков обязательно потребуется помощь афазиолога, занятия с логопедом.

Прогнозы пациентам с афазией семантического типа в основном положительные. А вот специфических методов профилактики заболевания на сегодняшний день не существует. Неврологи и терапевты рекомендуют максимально долго по возрасту поддерживать умственную, физическую активность, следить за состояниями сосудистой, нервной системы.


Семантическая афазия — это системное речевое расстройство, возникающее при поражении области височно-теменно-затылочного стыка левого полушария. Характеризуется нарушением понимания семантики, сложных грамматических конструкций, расстройством зрительно-пространственного гнозиса, акалькулией, элементами апраксии. Диагностика включает логопедическое и неврологическое обследование, церебральную нейровизуализацию, исследование мозговой гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости. Логопедическая коррекция проводится поэтапно на фоне этиопатогенетической терапии и восстановительного лечения.

МКБ-10


  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы семантической афазии
  • Диагностика
  • Лечение семантической афазии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины

Синдром ТПО развивается вследствие поражения коры темпоро-парието-окципитального стыка. Среди непосредственных причин патологии основная доля принадлежит острым цереброваскулярным нарушениям (инсультам), факторами риска которых выступают атеросклероз, артериальная гипертензия, мерцательная аритмия, клапанные пороки, сахарный диабет, васкулит мозговых сосудов. Прочими возможными этиофакторами являются:

  • Опухоли головного мозга. Инвазивные внутримозговые опухоли (глиобластомы, медуллобластомы) ТПО локализации прорастают окружающие ткани, разрушая кору и её связи с нижележащими структурами. Неинвазивные неоплазии по мере роста сдавливают кору, что приводит к дисфункции и гибели нейронов.
  • Черепно-мозговые травмы. Происходит непосредственное повреждение нейронов зоны ТПО в момент травмы или их последующая компрессия нарастающей посттравматической гематомой. Возможно ятрогенное травмирование коры при проведении нейрохирургических вмешательств.
  • Воспалительные процессы. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, абсцессы головного мозга специфической (туберкулёз, сифилис) и неспецифической (бактериальной, вирусной, грибковой) этиологии обуславливают развитие воспалительных изменений. В условиях воспаления возникает дисфункция нейронов коры, и появляется семантическая афазия.
  • Нейродегенеративные заболевания. В начальном периоде прогрессирующие церебральные нейродегенерации (например, болезнь Альцгеймера) обуславливают умеренную дисфункцию нейронов ТПО стыка. Затем прогрессирующая атрофия коры приводит к более грубым смешанным расстройствам речи.

Патогенез

Этиофакторы вызывают поражение темпоро-парието-окципитальной области мозговой коры (поля 21, 37, 39, 40 по Бродману), которые являются третичными полями блока приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации. Задача данных полей — объединение полимодальной информации (симультанный синтез). Семантическая афазия возникает вследствие расстройств указанных функций, необходимых для объединения деталей в единое целое. Первичное понимание слова, связанное с его звучанием, сохранено. Нарушения касаются процесса дальнейшего уточнения смысла слова в контексте предложения, что ведёт к дефектам понимания обращённой речи. Параллельно возникают расстройства пространственного восприятия, конструктивная апраксия, элементы специфической амнезии с трудностями поиска отдельных, необходимых для формирования высказывания слов.

Классификация

В литературе понятие о степенях тяжести данной патологии размыто. Большинство авторов полагает, что существуют преимущественно лёгкая и среднетяжёлая степень нарушений. Однако указания отдельных специалистов на наблюдаемые ими случаи грубо выраженной симптоматики позволили выделить также тяжёлую степень. Таким образом, семантическая афазия классифицируется на 3 степени тяжести:

  • Лёгкую. Нарушено установление причинно-следственных связей. Возникают сложности при подборе синонимов и антонимов, интерпретации сложных речевых оборотов. Наблюдаются трудности в решении логических задач.
  • Среднетяжёлую. Затруднено понимание логико-грамматических конструкций и переносного смысла слов. Отмечаются существенные трудности в решении математических задач, выполнении счётных операций.
  • Тяжёлую. Выраженные расстройства зрительно-пространственного восприятия: апрактоагнозия, акалькулия, нарушение схемы тела. Понимание грамматических оборотов и предложно-падежных конструкций недоступно.

Симптомы семантической афазии

В клинической картине грубые речевые нарушения отсутствуют. Фразовая экспрессивная речь обычная по объёму и темпу, но строится простыми предложениями без употребления сложных синтаксических конструкций. Возможны аграмматизмы. Пациент отлично понимает отдельные слова и просто построенную речь. Усложнение используемых собеседником речевых конструкций вызывает непонимание и растерянность. Затруднено восприятие причастных и деепричастных оборотов, синтаксических конструкций, отражающих причинно-следственную связь, пространственное расположение. Утрачивается смысл поговорок, пословиц, метафор, общепринятых выражений - они воспринимаются буквально, интерпретируются в прямом значении слов.

Диагностика

Поскольку семантическая афазия редко бывает грубой, она часто не диагностируется неврологами. Выявление речевых нарушений возможно только при выполнении специальных заданий. Верификация вида церебрального поражения требует проведения инструментальных исследований. Наибольшую диагностическую ценность представляют следующие обследования:

  • Консультация невролога. Включает сбор анамнеза: наличие ЧМТ, контакт с инфекционным больным, первые признаки заболевания, характер и темп их развития. В неврологическом статусе возможна асимметрия рефлексов, умеренный правосторонний гемипарез, гемигипестезия. При помощи специального тестирования выявляется расстройство пространственного гнозиса и праксиса, акалькулия.
  • Консультация логопеда. Диагностирует затруднённое восприятие сложных высказываний, нарушения семантики слова, пространственно-конструктивных взаимоотношений, элементы амнезии при поиске необходимого слова. Исследование слухоречевой памяти патологии не определяет. Артикуляция полностью сохранна. Письмо и чтение затруднительны при работе с грамматически сложными предложениями.
  • МРТ головного мозга. Нейровизуализация зоны ТПО позволяет определить размер и характер её поражения. Чаще всего наблюдаются постинсультные очаги. Возможно выявление воспалительных фокусов, атрофических очагов, абсцесса, опухоли, кисты головного мозга. При противопоказаниях к МРТ, наличии гематомы может потребоваться проведение церебральной КТ.
  • Цереброваскулярные исследования. Оценка гемодинамики осуществляется при помощи транскраниальной УЗДГ, дуплексного сканирования, МРТ церебральных сосудов. Обследование позволяет диагностировать гемодинамические расстройства в бассейне левой среднемозговой артерии.
  • Люмбальная пункция. Производится при предположении о наличии нейроинфекции. Даёт возможность оценить ликворное давление и получить цереброспинальную жидкость. В случае воспалительного характера заболевания анализ ликвора выявляет цитоз с преобладанием лейко- или лимфоцитов, умеренное увеличение белка.

Дифференциальная диагностика проводится с прочими речевыми нарушениями. От дизартрии афазия отличается полной сохранностью функционирования артикуляционных органов. В отличие от акустико-гностической, акустико-мнестической афазий, семантическая протекает с сохранением фонематического восприятия, слухоречевой памяти. Динамическая афазия характеризуется ограничением экспрессивной речи, стереотипностью высказываний, семантическая — нормальным объёмом речевой продукции.

Лечение семантической афазии

Речевая реабилитация начинается на фоне этиотропной терапии, направленной на устранение причинной патологии, и продолжается параллельно с другими методиками восстановительного лечения. Поскольку лёгкий речевой дефект существенно не ограничивает коммуникативные способности больного, его коррекция осуществляется, если пациент осознаёт и желает исправить существующую дисфункцию. Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом, реабилитологом на фоне медикаментозной нейропротекторной терапии ноотропами, нейрометаболитами, вазоактивными фармпрепаратами. Основными этапами логопедической коррекции являются:

  • Восстановление зрительно-пространственного восприятия. Достигается упражнениями с дорисовыванием картинок, расположением предметов по заданию, указанием причинно-следственных взаимосвязей. При грубых проявлениях проводится разбор схемы тела.
  • Восстановление семантики. Осуществляется анализ различных грамматических форм слова, дифференциация логико-грамматических оборотов, подбор синонимов/антонимов, толкование стойких речевых высказываний. Нарабатывается употребление слов в различных грамматических конструкциях.
  • Восстановление счётных операций. Тяжёлая семантическая афазия требует восстановления восприятия математических знаков, умения решать простейшие примеры. При средней тяжести нарушений разбирается этапность решения сложных математических выражений, при лёгкой — логических задач.

Прогноз и профилактика

Успешность коррекционной работы зависит от этиологии церебрального поражения, эффективности его терапии, степени мотивации и возраста больного. Своевременное логопедическое лечение способно скорректировать посттравматическую, поствоспалительную и постинсультную афазию практически до нормы. Более серьёзный прогноз имеют прогрессирующие опухолевые и дегенеративные процессы. Профилактика заключается в предупреждении различных поражений мозговой ткани ТПО области: травм головы, цереброваскулярной патологии, инфекционных болезней, онкогенных воздействий.


По статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослых. Эта особенность объясняется лучшей амортизацией головного мозга при черепно-мозговых травмах, меньшей вероятностью влияния на организм негативных факторов. В случае с детьми состояние также проявляется полной или частичной утратой уже сформированных речевых функций. Ребенок может испытывать проблемы с чтением, письмом и счетом. Особенностью считаются специфические поведенческие и эмоциональные реакции, которые у взрослых выражены не так ярко.


По статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослых.

  1. Детские афазии
  2. Причины детских афазий
  3. Классификация детских афазий
  4. Симптомы детских афазий
  5. Диагностика детских афазий
  6. Лечение детских афазий

Детские афазии

В основе детских речевых расстройств лежит поражение тканей центральной нервной системы, приводящее к изменению их структуры, снижению функциональности. Состояние диагностируется не более, чем у 1% детей, причем, мальчики страдают от него чаще девочек.

Независимо от формы, детская афазия имеет ряд особенностей:

  • клиническая картина не такая яркая, как у взрослых;
  • симптомы не очень разнообразны;
  • чем меньше пациент, тем менее выражены тревожные признаки, что осложняет постановку диагноза;
  • в педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапии.

Детскую афазию важно научиться отличать от алалии. В первом случае расстройство проявляется в виде проблем с уже сформированной речью, возникает ее регресс. Во втором нарушение заключается в недоразвитости или полном отсутствии функции изначально.


В педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапии.

Причины детских афазий

Нарушение речи у детей становится результатом изменения структуры тканей на определенных участках коры головного мозга. Процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии. В зависимости от локализации очага проблемы развивается та или иная форма заболевания. В педиатрии афазия чаще всего становится последствием перенесенной черепно-мозговой травмы.

Одним из факторов риска считаются проблемы во время беременности или родов.

В таких ситуациях урон, нанесенный центральной нервной системе, способен проявиться через несколько лет полноценной жизни.

Также афазия у детей может развиться в результате врожденных церебральных сосудистых аномалий, гематом, опухолей. Опасность представляют перенесенные воспалительные или инфекционные заболевания головного мозга. В отдельную группу выделяют нарушения речи при синдроме Ландау-Клеффнера. Такой недуг дополняется эпилептическими приступами. Механизм развития патологии до конца не изучен, но его связывают с наследственной или приобретенной предрасположенностью к повышенной эпилептической активности.


Патологический процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии мозга.

Классификация детских афазий

Все афазии, встречающиеся у детей, официально делят на две группы. В первую входят патологии, которые развиваются в результате изменения тканей головного мозга на структурном или органическом уровне. Это нарушения речи, возникающие из-за опухолей, сосудистых патологий, травм, отравлений медикаментами или ядами и т.д. Все патологии разбиваются на несколько подгрупп в зависимости от локализации очага основного заболевания. У каждой формы есть свои особенности, для них свойственны характерные клинические проявления, что нужно учитывать в ходе терапии.


Вторую группу представляет приобретенная эпилептическая афазия (синдром Ландау-Клеффнера). Речевые расстройства в этом случае становятся последствием патологической эпилептической активности головного мозга. Состояние не сопровождается изменением структуры нервной ткани. В редких случаях механизмы развития, характерные для обеих групп, сочетаются и выливаются в один недуг. Это существенно утяжеляет ситуацию, усугубляет клиническую картину, ускоряет прогрессирование патологии.

Симптомы детских афазий

Афазия у детей может развиваться в любом возрасте, но обязательно после формирования полноценной речи. Чаще всего расстройство фиксируют у малышей 3-7 лет. В одних случаях клиническая картина проявляется резко и нарастает стремительно. В других процесс растягивается на годы – все зависит от типа негативного фактора, влияющего на мозг, площади поражения ЦНС.

Признакии проявления афазии у детей зависят от ее формы:

  • сенсорная – очаг поражения расположен в левом полушарии, задней трети верхней височной извилины. Страдает фонематический слух из-за сбоя процесса приема, анализа и обработки звуков. У детей афазия проявляется в виде общих проблем с устной и письменной речью, счетом и чтением, пропадает чувство ритма. Дополнительно у пациента фиксируются эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, необъяснимая тревога;
  • акустико-мнестическая – поражение средних и задних областей височной зоны. Состояние характеризуется ухудшением речевой и слуховой памяти, проблемами со зрительным восприятием образов. У таких детей сложности с называнием предметов, восприятием и продуцированием устной речи. Обычно малыши чрезмерно активны, тревожны, нестабильны в эмоциональном плане;
  • моторная афферентная – очаг поражения в доминирующем полушарии, нижних теменных участках. Проявляется в виде невозможности совершать необходимые для воспроизведения задуманной речи движения языком и губами. Дети не продуцируют спонтанную речь или делают ее неразборчивой. У них сохранены навыки в письме и чтении, они способны издавать непроизвольные звуки, автоматом выдавать стихи или песни;
  • моторная эфферентная – поражение задних лобных участков приводит к навязчивому повторению одних и тех же простых слов или слогов. Устные высказывания невозможны или сильно нарушены. Может сохраняться автоматизированная речь, иногда дети издают отдельные осознанные звуки. Письмо и чтение нарушены;
  • динамическая – очень редкое явление, которое диагностируется у детей старшего возраста. Очаг поражения расположен в задних лобных отделах. Болезнь проявляется невозможностью ведения активного общения из-за отсутствия в высказываниях пациента глаголов, использования шаблонов. Такие дети не задают вопросов, не становятся инициаторами диалога, но отвечают, когда их спрашивают. Письмо и чтение не нарушены;
  • приобретенная эпилептическая – проблема обычно расположена в височных отделах головного мозга, но не исключена и другая локализация. Чаще всего нарушение речи проявляется резко, иногда процесс может быть растянут на месяцы. Дети не воспринимают устную информацию, становятся эмоционально нестабильными, возбудимыми. Характерной чертой патологии являются судорожные приступы, но в редких случаях они отсутствуют.


Сенсорная афазия характеризуется наличием тревоги у ребёнка.

Примечательно, что семантическая афазия у детей не диагностируется. В юном возрасте мозг человека еще не способен обобщать сигналы по символически-знаковому принципу.

Диагностика детских афазий

Предварительный диагноз ставится на основе клинической картины, анамнеза. Ребенок должен быть осмотрен неврологом, при необходимости – логопедом. Обязательно проводятся лабораторные и аппаратные методы исследования, с помощью которых устанавливается причина нарушения работы головного мозга.

В зависимости от ситуации в этомперечне могут быть КТ или МРТ, ЭЭГ, рентген черепной коробки. Для исключения других патологий ребенок может быть осмотрен психиатром.

Лечение детских афазий

В первую очередь терапия при афазии у детей должна быть направлена на устранение фактора, провоцирующего речевое расстройство. В педиатрии предпочтение отдается максимально щадящим комплексным подходам, по возможности ограничиваются консервативными приемами. Параллельно занимаются самой афазией. Методы ее устранения подбирает целая группа врачей, состоящая из педиатра, невролога, логопеда, дефектолога. Важно понимать, что даже при самом лучшем раскладе достижение показателей возрастной нормы случается редко.

Логопедические занятия направлены на запуск компенсаторных свойств клеток головного мозга, окружающих пораженный участок. В ход идут прямые способы, основанные на стимулировании резервных функций нервной ткани, и непрямые – нацеленные на функциональные перестроения внутри проблемного отдела. В детской логопедии активно используются карточки, устные и письменные упражнения, работа с предметами, программное обеспечение. Сегодня все чаще в ход идут приемы нетрадиционной медицины, при которых дети проводят время с различными животными.

Благодаря особенностям головного мозга у детей и гибкости происходящих в нем процессов прогноз по афазии в большинстве случаев благоприятный. В каждой конкретной ситуации важную роль играет тип нарушения, площадь поражения нервной ткани, корректность подобранного лечения. При легких формах расстройств признаки положительной динамики проявляются уже через несколько недель терапии. Примерно через месяц восстанавливается коммуникативная функция. При средней степени тяжести состояния на получение стойкого эффекта уходит до полугода.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.