Семинар центральная нервная система


  • 13 недель

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

  • О курсе
  • Формат
  • Требования
  • Программа курса
  • Результаты обучения
  • Направления подготовки

О курсе

Курс дает представление о базовых понятиях физиологии центральной нервной системы (ЦНС), достижениях и практической значимости этой области биологической науки. Курс включает сведения о современных методах изучения ЦНС; информацию, характеризующую строение и свойства мозга человека и животных на различных уровнях организации (синаптическом, клеточном, нейросетей, макроструктурном). В ходе курса слушатели узнают о вкладе нейронов, медиаторных систем, различных областей и структур ЦНС в реализацию физиологических и психологических процессов разной степени сложности в норме и при ряде нарушений (вегетативная и нейроэндокринная регуляция, организация движений, патологические процессы, формирование зависимостей и др.).
В структуре курса можно выделить разделы и темы, посвященные:
• общим вопросам физиологии ЦНС (базовые принципы электрической и синаптической активности нервных клеток);
• функционированию важнейших нейромедиаторов, а также свойствам соединений, изменяющих состояние нейромедиаторных систем (введение в психофармакологию);
• деятельности основных структур ЦНС (спинной мозг, средни мозг, гипоталамус, большие полушария и т.д.);
• работе ключевых функциональных блоков ЦНС (память, эмоции, потребности, принятие решений и др.).

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Требования

Курс является общеобразовательным, требует лишь базовых биологических знаний и рассчитан на широкую аудиторию слушателей. Имеются в виду, прежде всего, студенты (бакалавры, магистры, специалисты), учебные планы которых включают дисциплины, связанные со строением и функционирование нервной системы – биологи, психологи, медики, педагоги и др. Предлагаемые материалы будут полезны также преподавателям вузов и учителям биологии средних школ. Наконец, курс способен привлечь внимание всех, кто интересуется деятельностью мозга (и круг таких пользователей Интернета растет изо дня в день).

Программа курса

Тема 1. Нервная клетка. Цепи и сети нейронов ЦНС. Рефлекторная дуга. Краткая характеристика основных отделов ЦНС и их функций
Тема 2. Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Потенциал покоя нервных клеток.
Тема 3. Потенциал действия нервных клеток, порог запуска и фазы. Свойства электрочувствительных Na+ и К+-каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры; местные анестетики; электрические синапсы.
Тема 4. Химический синапс. Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация. Постсинапти-ческие потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов.
Тема 5. Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы.
Тема 6. Норадреналин (NЕ), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатические эффекты NЕ (регуляция функций внутренних органов). NЕ в головном мозге: роль голубого пятна. NЕ, адреналин и реакция на стресс.
Тема 7. Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений деятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ.
Тема 8. Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.
Тема 9. Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь.
Тема 10. Продолговатый мозг и мост: дыхательный и сосудодвигательный центры; проведение вкусовых, слуховых и вестибулярных сигналов. Центры сна и бодрствования, стадии сна. Средний мозг и ориентировочный рефлекс. Экстрапирамидные тракты. Терморегуляторная функция гипоталамуса.
Тема 11. Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС. Гипоталамус и миндалина: биологические потребности. Центры голода, жажды, полового и родительского поведения, страха, агрессии.
Тема 12. Центры подкрепления, прилежащее ядро. Кора больших полушарий: механизмы обучения; гиппокамп. Миндалина, ассоциативная лобная кора, поясная извилина: запуск и оценка результатов поведения. Ассоциативная теменная кора: центры речи и мышления.

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатели должны знать:

— функции основных структур ЦНС, в т.ч. спинного мозга, мозжечка, таламуса и гипоталамуса, различных отделов коры больших полушарий;
— свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);
— основные группы соединений с нейротропной активностью (транквилизаторы, анксиолитики, антидепрессанты и др.), механизмы их влияния на работу мозга;
— строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов (в т.ч. синаптическую основу процессов обучения);
— основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы);
— основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;
— механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения.

В организме человека имеется 12 систем: центральная нервная система (ЦНС), дыхательная система, сердечно-сосудистая, кроветворная, пищеварительная, выделительная (включая мочевыделительную систему и кожу), репродуктивная система, эндокринная, костно-мышечная, лимфатическая, иммунная, периферическая нервная система. Не существует важных или неважных систем. Каждая нужна и каждая важна. Если в организме страдает одна из них, то через время, в процесс вовлекуться все остальные.

Центральная нервная система


Центральная нервная система — это система, которая обеспечивает в организме человека контроль над всей его жизнедеятельностью. В нашем организме находятся миллиарды, триллионы нервных клеток, которые существуют сами по себе и, к сожалению, не размножаются. За 3-4 года человек может полностью (в смысле здоровья клеток и их полноценной функции) восстановить печень, сердце, наша кровь обновляется через 4 месяца. Но с клетками мозга все по-другому. С течением жизни их не становиться больше, эти клетки возможно только полноценно питать и улучшать межклеточное пространство между ними, по возможности очищать от разного рода токсинов. Поэтому, если мы ребенка уморим с детства экологическими ядами, то это на всю оставшуюся жизнь. Например: приведем в садик, где красят стены, или в школу, которую не доремонтировали. Или отправим 3 раза в неделю плавать в бассейне с хлорированной водой. Никто не воспринимает нейроны как живую клетку. Ведь очень важно, чтобы мы понимали: нами руководит мозг. Пример: мы думаем, неплохо было бы купить творог. На самом деле — в организме дефицит кальция, а нейроны без кальция жить не могут, вот и посылают Вас в магазин за ним.

Для того чтобы понять, что необходимо нейрону, нужно изучить жизнь клетки. Для ее жизнедеятельности необходимы: 28 аминокислот, 15 минералов, 12 витаминов, жирные кислоты, ферменты, вода и кислород.

В медицине нервную систему разделили между двумя врачами: одной частью владеют невропатологи, другой -психиатры. Как будто поведение — это нечто особенное. Поведение — это жизнь нейрона. Чувство страха — это ничто иное как дефицит кислорода, который испытывает нейрон. Стресс, выделился адреналин, спазмировались сосуды, возник дефицит кровоснабжения мозга, отсюда нехватка кислорода. Формируется чувство страха.

Почему может заболеть головной мозг? Вспомним 12 причин возникновения заболеваний.

1. Психология и центральная нервная система

Сегодня биологической медициной доказано, что негативные эмоции, а больше всего — обида, оказывают самое разрушительное воздействие на тело человека и, в первую очередь, на центральную нервную систему. Человек с обидой в душе потенциальный онкобольной. Понимание этих механизмов дарит большую надежду человеку. Для меня это направление мыслей 10 лет назад открыли книги Луизы Хей и Лиз Бурбо. Многие серьезные результаты моих пациентов также были получены с применением этих знаний.

2. Питание и центральная нервная система

3. Вода и центральная нервная система

Ещё раз повторим: мозг на 90% состоит из воды. Мы не имеем права не пить 1,5 литра воды в день, потому что мы выделяем 1,0 литр мочи. А с дыханием и потом — и того больше.

4. Паразиты, вирусы и центральная нервная система

5. Медицина и центральная нервная система

Может ли она явиться причиной заболевания центральной нервной системы? 100% может. Практически все лекарственные препараты обладают нейротоксическим действием в той или иной степени: нтигистаминные, жаропонижающие, снотворные препараты, транквилизаторы.

6. Наследственность и центральная нервная система

Задумайтесь: цитомегаловирус, вирус герпеса, токсоплазма тоже передаются от матери к ребенку.

7. Травмы и центральная нервная система

Дорогие родители, оцените, каким видом спорта занимается ваш ребенок и насколько он травматичен. 2-3 удара по голове мячом могут привести к эпилепсии, а в лучшем случае к вегето-сосудистой дистонии.

8. Движение и центральная нервная система

Отсутствие движения напрямую не связано с нарушением работы центральной нервной системы, но это общий образ жизни, и косвенно он также является причиной заболеваний.

9. Биоэнергетика и центральная нервная система

Центральная нервная система первая отреагирует на любое энергетическое воздействие извне.

10. Экология и центральная нервная система

Может ли быть нормальным мозг маляра, работающего всю жизнь с маслами и красками, или шахтера? Даже теоретически не может. Что ему делать? Необходимо одно: очищать организм каждые три месяца, пить воду и правильно питаться. А кто позаботиться о нервной системе педагогов? У людей этой профессии она находиться в постоянном напряжении. Если бы удалось достучаться до врачей, которые занимаются профпатологией, то для каждой профессии можно было бы выбрать сберегающий фактор для центральной нервной системы.

11. Вредные привычки и центральная нервная система

Безусловно. Мозг реагирует на все, начиная от неправильного сна и чтения в общественном транспорте, до воздействия никотином и смолами при курении.

Поддержание центральной нервной системы

Вот что должен получать головной мозг для оптимальной работы.

Мальцева М.В. – Философия здоровья


Лекция 40 Центральная нервная система

Скачать:

ВложениеРазмер
lektsiya_40_tsentralnaya_nervnaya_sistema.docx 26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные и воспитательные цели:

1. Познакомить со строением ЦНС.

2. Рассказать о развитии нервной системы.

3. Развить умения обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

4. Способствовать воспитанию личностных качеств студентов

Распределение учебного времени:

Вводная часть – 5мин.

1. Проверка готовности студентов к занятию – 2мин.

2. Формулировка темы и цели занятия:

- Понимать сущность и социально значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- Планировать обследование пациентов различных возрастных групп -3мин.

Рассматриваемые вопросы – 75мин:

2. Виды синапсов – 15мин

3. Аномалии развития головного мозга – 15мин

1. Итоговый контроль – фронтальный опрос – 5мин

2. Краткая оценка работы студентов на занятии – 3мин

3. Объяснение домашнего задания – 2мин

- муляж тела человека

Общие принципы строения центральной нервной системы. Развитие нервной

системы. Функциональная анатомия спинного мозга и ствола головного мозга.

По И.П.Павлову организм – это не сумма отдельных частей, а живая целостная

система, находящаяся в непрерывном взаимоотношении с внешней средой. Целостность эта опирается в первую очередь на функцию нервной системы, она же обеспечивает внутреннюю согласованность отдельных частей и органов внутри самого организма.

Павлов так же полагал, что по ходу эволюции позвоночных животных строение и

функции нервной системы изменялись непрерывно. Происходила ее централизация.

Нервная система делится на центральную и периферическую нервные системы.

ЦНС объединяет головной и спинной мозг, а в периферическую -входят черепные

и спинномозговые нервы, нервные узлы, околоорганные и внутриорганные нервные

сплетения. В основе нервной системы лежит нервная ткань, которая состоит из

высокоспециализированных клеток – нейроцитов, нервных волокон и нейроглии.

Количество нейронов по современные представления составляет 1,4 х 10 в 10 й степени (около 100 миллиардов). В среднем на нейрон приходится 1000 синапсов. Нейрон способен воспринимать раздражение, генерировать нервные импульсы, проводить их и передавать другим нейронам или рабочему органу.

Нейрон (нейроцит) представляет собой нервную клетку, которая является основной

структурно- функциональной единицей нервной ткани. Термин нейрон был предложен в 1891 году немецким анатомом и гистологом Вильгельмом Вальдейером для обозначения тела нервной клетки с ее отростками (дендритами и аксонами). Однако открытие нейрона было сделано значительно раньше, в 1824 г. Дютроше.

Подобно другим клеткам организма нейрон состоит из цитоплазмы (нейроплазмы)

и ядра. Цитоплазма отделена от соседних клеток специализированной мембраной

(плазмолеммой), которая отличается способностью проводить возбуждения. В

большинстве случаев ядро одиночно, округлой формы, располагается в центре тела

нейрона. Два и более ядер в анимальной системе встречаются редко, хотя в некоторых

узлах ВНС их количество в нейронах может увеличиться до 15. Ядро осуществляет

регуляцию синтеза белков и является носителем генетической информации. В цитоплазме нейрона, наряду с органеллами общего назначения располагаются специализированные структуры, присущие только нейронам – это нейрофибриллы, синаптические пузырьки и хроматофильное вещество, которое называется тигроидным веществом или глыбками Ниссля.

Цитолемма обеспечивает обмен веществ между клеткой и окружающей средой, она

поляризована, то есть проводит возбуждение только в одном направлении.

Нервные клетки, принадлежащие разным отделам нервной системы, в силу

различной функциональной значимости резко отличаются друг от друга по величине,

форме, пигментации, количеству и длине отростков, положению, характеру импульсации и медиаторам, по средствам передачи информации.

По форме различают нервные клетки пирамидные, веретенообразные, звездчатые,

грушевидные, многоугольные, овальные и др. Величина нервных клеток колеблется в широких пределах: у клеток-зерен коры мозжечка и большого мозга они составляют 4-7 мкм, а у пирамидных клеток Беца имеют диаметр до 150 мкм. В зависимости от функции и характера связи различают:

1) рецепторные нейроны (чувствительные, афферентные), они воспринимают

воздействия факторов внутренней и внешней среды (раздражения).

2) эффекторные нейроны (двигательные, эфферентные), они передают возбуждение

на рабочий орган;

3) ассоциативные, замыкательные или промежуточные (вставочные) нейроны,

передают нервный импульс с рецепторных нейронов на эффекторные.

4) Нейросекреторные нейроны - продуцируют и выделяют в кровеносное русло

Характерным для строения нервной клетки является наличие у них тела и отростков.

Отростки различаются по количеству и функции. По количеству отростков выделяют

следующие виды нейронов:

1) униполярные – характеризуются наличием только одного отростка.

2) биполярные – имеют два отростка – аксон и дендрит.

3) мультиполярные – нервные клетки, число отростков которых 3 и больше. Эти

нейроны самые многочисленные. Встречаются во всех отделах нервной системы,

особенно в коре большого полушария.

Биполярные нейроны находятся в сетчатке глаза, в спиральных ганглиях и вестибулярном ганглии.

Истинные униполярные нейроны отсутствуют в теле человека, за исключением

нейробластов эмбрионального периода. К производным биполярных нейронов можно отнести псевдоуниполярные нейроны, которые располагаются в спинномозговых узлах и в чувствительных узлах черепно-мозговых нервов (кроме 1 и 8 пары). На ранних стадиях эмбриогенеза эти клетки биполярны, имеют дендрит и аксон. По мере созревания они сближаются и срастаются, становятся псевдоуниполярными, то есть представляют собой один стволик, который делится на две части – центральную и периферическую.

В функциональном и морфологическом отношении отростки делят на дендриты и

Дендриты – (дендрос- дерево) древовидно ветвящиеся отростки, количество

которых колеблется от 1 до нескольких десятков на одной клетке. Отростки эти

группируются преимущественно вокруг тела нейрона, образуя ветвистое дерево. Они

воспринимают раздражение и проводят нервный импульс по направлению к телу нервной клетки.

В отличие от дендритов аксон (нейрит) проводит нервный импульс от тела нейрона

к другим нейронам или к рабочему органу. Аксон у клетки всегда один. Отдельные

аксоны достигают в длину до 1 м и более. Аксон может иметь ответвления на конце

волокна, то есть в области взаимодействия с другими нейронами.

Нервные клетки образуют ядра. Ядро – группа нервных клеток, расположенных

вместе и выполняющих однородную функцию. Ядра могут быть двигательными,

чувствительными и вегетативными.

В нервной ткани различается серое и белое вещество. Серое вещество образовано

телами нервных клеток и их отростков. Чем более высоко специализирован отдел нервной

системы, тем больше нервных отростков в сером веществе. Так, в коре полушария

большого мозга в сером веществе тела занимает 1/27 часть, все остальное приходится на их отростки.

Белое вещество состоит исключительно из нервных волокон. Нервные волокна

образованы отростками нервных клеток, окруженных снаружи глиальной оболочкой. Они осуществляют проведение возбуждения одной группы клеток на другую или на органы. В зависимости от наличия в составе оболочки миелина, все нервные волокна делятся на миелиновые (мякотные) и безмиелиновые (безмякотные). В центре каждого волокна располагаются отросток нервной клетки аксон или дендрит, составляющий осевой цилиндр. Осевой цилиндр состоит из нейроплазмы, в которой находится нейрофибриллы и митохондрии. Одевающая с поверхности осевой цилиндр, аксолемма осуществляет проведение импульса.

В миелиновых нервных волокнах оболочка толще и устроена сложнее, здесь осевой

цилиндр покрыт слоем миелина, который содержит 70-80% жиров и окружена

шванновскими клетками (нейролеммоцитами). Через каждые 1-3 мм имеются перехваты Ранвье. Миелиновая оболочка выполняет роль изоляции, одевающей электрический кабель. Она предотвращает рассеивание нервных импульсов по волокну. Нервные волокна, одетые миелином, проводят нервный импульс со скоростью 5-120 м\с и скачкообразно, а безмиелиновые со скоростью 1-2 м\с, но двигаясь непрерывно.

Благодаря наличию миелина в нервных волокнах образуется белое вещество.

Нервные волокна объединяются в пучки и корешки. Концевые отделы нервных волокон называются нервными окончаниями. В зависимости от функции их делят на три группы:

2) эффекторы (двигательные и секреторные)

3) межнейронные нервные окончания, образующие синапсы.

Рецепторы – особым образом организованные концевые аппараты дендритов

чувствительных (афферентных) нейронов, тела которых лежат в спинномозговых узлах и

чувствительных узлах черепных нервов. Являясь воротами, через которые осуществляется

сообщение между ЦНС и внешней средой, они избирательно реагируют на определенный

вид внешней энергии. Рецепторы преобразуют энергию внешнего и внутреннего

раздражителя (механического, химического, термического, светового, звукового) в

процесс возбуждения, передающийся в спинной или головной мозг в виде импульсов. Они широко рассеяны по всему телу.

Все рецепторы подразделяются на 3 группы:

1) экстерорецепторы – органы чувств;

2) проприорецепторы – нервно-мышечное веретено, передает нервный импульс с

мышц, сухожилий и связок;

3) интерорецепторы (осморецепторы, барорецепторы, механорецепторы,

хеморецепторы) – воспринимают раздражения с внутренней среды организма.

Все рецепторы делятся на контактные и дистантные.

Эффекторы или эффекторные нервные окончания – особым образом

организованные концевые аппараты аксонов моторных клеток соматической или вегетативной нервной системы, осуществляет передачу нервного импульса на скелетную и гладкую мускулатуру и железы.

Межнейронные синапсы – специальная зона контакта между нейронами. Термин

был предложен в 1897 году английским физиологом Ч. Шеррингтоном.

1. Химические синапсы с медиаторами: ацетилхолином и

норадреналином, с шириной синаптической щели 10-20 нм.

2. Электрические синапсы – с шириной синаптической щели - 2-4 нм.

3. Смешенные синапсы, сочетают электрический и химический механизм передачи.

В каждом синапсе различают пресинаптическую и постсинаптическую мембрану.

Развитие нервной системы.

Нервная система развивается из эктодермы – наружного зародышевого листка на границе с внешней средой. Она формируется в стадии зародышевого щитка в виде мозговой или медуллярной полоски, которая отличается более темной окраской. В дальнейшем мозговая полоска растет более активно, чем окружающая эктодерма, в результате чего она изгибается в поперечном направлении с образованием мозговой или медуллярной бороздки.

Края мозговой бороздки носят название медуллярных валиков. Они растут

особенно активно, срастаясь друг с другом, смыкаются и образуют нервную трубку (на 4 неделе). Медуллярные валики отделяются от нервной трубки и превращаются в

ганглионарные гребешки, из которых в туловищной части развиваются спинномозговые узлы, а в головной части – узлы черепно-мозговых нервов, из которых самый крупный – узел тройничного нерва. Передняя часть нервной трубки шире и является закладкой головного мозга, более узкая туловищная часть представляет собой закладку спинного мозга. В конце третьей недели передний конец начинает вздуваться в виде трех мозговых пузырей: переднего, среднего и ромбовидного. Более интенсивно растут передний и ромбовидные пузыри, каждый из них, в свою очередь, подразделяется на два мозговых пузыря. Таким образом, к концу второго месяца образуются пять мозговых пузырей: концевой, промежуточный, средний, задний и продолговатый.

Концевой мозговой пузырь растет особенно активно и разделяется на две части –

будущие полушария головного мозга. Не меньшее значение, чем неравномерный рост

мозговых пузырей имеет образование изгибов.

1. Дорзальный теменной – располагается выпуклостью кверху и соответствует

2. Вентральный мостовой изгиб – образуется в месте прорастания нервных волокон

справа налево и наоборот, формируя мост.

3. Дорзальный затылочный – на границе перехода головного мозга в спинной. Из стенок пузырей идет формирование всех отделов головного мозга, а сами полости дают начало желудочкам головного мозга и водопроводу.

Они встречаются примерно у 0,1-0,2% новорожденных. Часто они не совместимы с

жизнью или сопровождаются тяжёлыми нарушениями функции в том числе и психики.

Анэнцефалия – полное или почти полное отсутствие головного мозга,

сочетающееся с обширным дефектом костей свода черепа. Носит наследственный

характер, но может возникнуть от действия повреждающих веществ, приводящих к

Микроцефалия – результат недостаточного роста мозга и черепа. Масса

мозга не достигает 1000 г. установлена наследственная предрасположенность

аномалии, но может возникнуть от экзогенных воздействий: например, облучение.

Обычно сопровождается слабоумием.

Мозговая грыжа образуется при наличии дефекта в костной стенке черепа. Чаще в

лобной и затылочной областях. Причиной может быть избыточный рост мозга или

Гидроцефалия возникает в результате гиперпродукции спинномозговой жидкости

или нарушения ликворообращения в результате воспалительного заболевания или

неправильного развития мозга.

Аномалии отдельных областей мозга: отсутствие или недоразвитие мозжечка;

дефект мозолистого тела; агирия – отсутствие борозд, макрогирия – большое число

крупных извилин; микрогирия- полушария покрыты множеством мелких извилин,

напоминая мозг дельфина. В развитии аномалии немаловажную роль играет алкоголь.

Вопросы для контроля усвоения материала:

1. Расскажите о строении центральной нервной системы.

Центральная нервная система (ЦНС) – основная часть нервной системы человека. Она состоит из двух отделов: головного мозга и спинного мозга. Основные функции нервной системы –контролировать все жизненно важные процессы в организме. Головной мозг отвечает за мышление, речь, координацию. Он обеспечивает работу всех органов чувств, начиная от простой температурной чувствительности и заканчивая зрением и слухом. Спинной мозг регулирует работу внутренних органов, обеспечивает координацию их деятельности и приводит тело в движение (под контролем головного мозга). Принимая во внимание множество функций ЦНС, клинические симптомы, позволяющие заподозрить опухоль головного или спинного мозга, могут быть чрезвычайно разнообразными: от нарушения поведенческих функций до невозможности осуществлять произвольные движения частями тела, нарушений функции тазовых органов.

Клетки головного и спинного мозга

Головной и спинной мозг состоят из клеток, чьи названия и характеристики определяются их функциями. Клетки, характерные только для нервной системы, – это нейроны и нейроглия.


К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли - ПНЭО), такие как медуллобластомы и пинеобластомы.

Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами. Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название. Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.

Строение головного мозга

Головной мозг имеет очень сложное строение. Различают несколько больших его отделов: большие полушария; ствол головного мозга: средний мозг, мост, продолговатый мозг; мозжечок.


Рисунок 2. Строение головного мозга

Если посмотреть на головной мозг сверху и сбоку, то мы увидим правое и левое полушария, между которыми располагается разделяющая их большая борозда — межполушарная, или продольная щель. В глубине мозга находится мозолистое тело пучок нервных волокон, соединяющий две половины мозга и позволяющих передавать информацию от одного полушария к другому и обратно. Поверхность полушарий изрезана более или менее глубоко проникающими щелями и бороздами, между которыми расположены извилины.


Рисунок 3. Строение полушария головного мозга

Несколько больших углублений (борозд) делят каждое полушарие на четыре доли:

  • лобную (фронтальную);
  • височную;
  • теменную (париетальную);
  • затылочную.

Теменные доли ответственны за чувство осязания, восприятие давления, боли, тепла и холода, а также за вычислительные и речевые навыки, ориентацию тела в пространстве. В передней части теменной доли располагается так называемая сенсорная (чувствительная) зона, куда сходится информация о влиянии окружающего мира на наше тело от болевых, температурных и других рецепторов.

Височные доли в значительной мере отвечает за память, слух и способность воспринимать устную или письменную информацию. В них также есть и дополнительные сложные объекты. Так, миндалевидные тела (миндалины) играют важную роль в возникновении таких состояний, как волнение, агрессия, страх или гнев. В свою очередь, миндалины связаны с гиппокампом, который содействует формированию воспоминаний из пережитых событий.

Затылочные доли – зрительный центр мозга, анализирующий информацию, которая поступает от глаз. Левая затылочная доля получает информацию из правого поля зрения, а правая – из левого. Хотя все доли больших полушарий отвечают за определенные функции, они не действуют в одиночку, и ни один процесс не связан только с одной определенной долей. Благодаря огромной сети взаимосвязей в головном мозге всегда существует коммуникация между разными полушариями и долями, а также между подкорковыми структурами. Мозг функционирует как единое целое.

Мозжечок – структура меньшего размера, которая располагается в нижней задней части мозга, под большими полушариями, и отделен от них отростком твердой мозговой оболочки – так называемым наметом мозжечка или палаткой мозжечка (тенториумом). По размеру он приблизительно в восемь раз меньше переднего мозга. Мозжечок непрерывно и автоматически осуществляет тонкое регулирование координации движений и равновесия тела.

Ствол мозга отходит вниз от центра головного мозга и проходит перед мозжечком, после чего сливается с верхней частью спинного мозга. Ствол мозга отвечает за базовые функции организма, многие из которых осуществляются автоматически, вне нашего сознательного контроля, такие как сердцебиение и дыхание. В ствол входят следующие части:

  • Продолговатый мозг, который управляет дыханием, глотанием, артериальным давлением и частотой сердечных сокращений.
  • Варолиев мост (или просто мост), который соединяет мозжечок с большим мозгом.
  • Средний мозг, который участвует в осуществлении функций зрения и слуха.

Вдоль всего ствола мозга проходит ретикулярная формация (или ретикулярная субстанция) – структура, которая отвечает за пробуждение от сна и за реакции возбуждения, а также играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, дыхания и сердечных сокращений.

Промежуточный мозг располагается над средним мозгом. В его состав входят, в частности, таламус и гипоталамус. Гипоталамус это регуляторный центр, участвующий во многих важных функциях организма: в регуляции секреции гормонов (включая гормоны расположенного поблизости гипофиза), в работе автономной нервной системы, процессах пищеварения и сна, а также в контроле температуры тела, эмоций, сексуальности и т.п. Над гипоталамусом расположен таламус, который обрабатывает значительную часть информации, поступающей к головного мозгу и идущей от него.

12 пар черепно-мозговых нервов в медицинской практике нумеруются римскими цифрами от I до XII, при этом в каждой из этих пар один нерв отвечает левой стороне тела, а другой – правой. ЧМН отходит от ствола мозга. Они контролируют такие важные функции, как глотание, движения мышц лица, плеч и шеи, а также ощущения (зрение, вкус, слух). Главные нервы, передающие информацию к остальным частям тела, проходят через ствол мозга.

Мозговые оболочки питают, защищают головной и спинной мозг. Располагаются тремя слоями друг под другом: сразу под черепом находится твердая оболочка (dura mater), имеющая наибольшее количество болевых рецепторов в организме (в мозге их нет), под ней паутинная (arachnoidea), и ниже – ближайшая к мозгу сосудистая, или мягкая оболочка (pia mater).

Спинномозговая (или цереброспинальная) жидкость – это прозрачная водянистая жидкость, которая формирует еще один защитный слой вокруг головного и спинного мозга, смягчая удары и сотрясения, питая мозг и выводя ненужные продукты его жизнедеятельности. В обычной ситуации ликвор важен и полезен, но он может играть и вредную для организма роль, если опухоль головного мозга блокирует отток ликвора из желудочка или если ликвор вырабатывается в избыточном количестве. Тогда жидкость скапливается в головном мозге. Такое состояние называют гидроцефалией, или водянкой головного мозга. Поскольку внутри черепной коробки свободного места для лишней жидкости практически нет, возникает повышенное внутричерепное давление (ВЧД).

У ребёнка могут возникнуть головные боли, рвота, нарушения координации движений, сонливость. Нередко именно эти симптомы и становятся первыми наблюдаемыми признаками опухоли головного мозга.

Строение спинного мозга

Спинной мозг – это фактически продолжение головного мозга, окруженное теми же оболочками и спинномозговой жидкостью. Он составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.


Рисунок 4. Строение позвонка и расположение спинного мозга в нем

Спинной мозг составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов. Сенсорная информация (ощущения от прикосновения, температура, давление, боль) идет через него к головному мозгу, а двигательные команды (моторная функция) и рефлексы проходят от головного мозга через спинной ко всем частям тела. Гибкий, состоящий из костей позвоночный столб защищает спинной мозг от внешних воздействий. Кости, составляющие позвоночник, называют позвонками; их выступающие части можно прощупать вдоль спины и задней части шеи. Различные части позвоночника называют отделами (уровнями), всего их пять: шейный (С), грудной (Th), поясничный (L), крестцовый (S) и копчиковый [1] .

[1] Отделы позвоночника обозначаются латинскими символами по начальным буквам соответствующих латинских названий.

Внутри каждого отдела позвонки пронумерованы.



Опухоль спинного мозга может образоваться в любом отделе –например, говорят, что опухоль обнаружена на уровне С1-С3 или на уровне L5. Вдоль всего позвоночного столба от спинного мозга отходят спинномозговые нервы в количестве 31 пары. Они связаны со спинным мозгом через нервные корешки и проходят через отверстия в позвонках к различным частям тела.

При опухолях спинного мозга возникают нарушения двух видов. Локальные (очаговые) симптомы – боль, слабость или расстройства чувствительности – связаны с ростом опухоли в конкретной области, когда этот рост затрагивает кость и/или корешки спинномозговых нервов. Более общие нарушения связаны с нарушением передачи нервных импульсов через затронутую опухолью часть спинного мозга. Может возникнуть слабость, потеря чувствительности или управления мышцами в той области тела, которая управляется спинным мозгом ниже уровня опухоли (паралич или парез). Возможны нарушения мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника).

Во время операции по удалению опухоли хирургу иногда приходится удалять фрагмент внешней костной ткани (пластинку дуги позвонка, или дужку), чтобы добраться до опухоли.

Это может впоследствии спровоцировать искривление позвоночника, поэтому такой ребенок должен наблюдаться у ортопеда.

Локализация опухоли в ЦНС

Первичная опухоль головного мозга (то есть та, которая изначально родилась в данном месте и не является метастазом опухоли, возникшей в другом месте тела человека) может быть либо доброкачественной, либо злокачественной. Доброкачественная опухоль не прорастает в соседние органы и ткани, а растет, как бы отодвигая, смещая их. Злокачественное новообразование быстро растет, прорастая в соседние ткани и органы, и часто дает метастазы, распространяясь по организму. Первичные опухоли головного мозга, диагностируемые у взрослых, как правило, не распространяются за пределы ЦНС.

Дело в том, что доброкачественная опухоль, развивающаяся в другой части тела, может расти годами, не вызывая нарушения функции и не представляя угрозы для жизни и здоровья пациента. Рост же доброкачественной опухоли в полости черепа или спинномозговом канале, где мало места, быстро вызывает смещение структур мозга и появление угрожающих жизни симптомов. Удаление доброкачественной опухоли ЦНС также сопряжено с большим риском и не всегда возможно в полном объеме, учитывая количество и характер структур мозга, прилежащих к ней.

Первичные опухоли делят на низко- и высокозлокачественные. Для первых, как и для доброкачественных, характерен медленный рост и, в целом, благоприятный прогноз. Но иногда они могут перерождаться в агрессивный (высокозлокачественный) рак. Подробнее о видах опухолей мозга в статье.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.