Семиотика поражений нервной системы детей

Различают общемозговые и очаговые симптомы поражения ЦНС.

Общемозговые симптомы.К наиболее распространенным относят нарушения сознания, головную боль, головокружение, рвоту, генерализованные судороги.

Нарушение сознания.

Кома – полная утрата сознания, отсутствие активных движений, потеря чувствительности.Сопор - сохранены отдельные элементы сознания, реакция на сильные болевые и звуковые раздражения.

Нарушение сознания вплоть до комы у новорожденных чаще всего связаны с внутричерепной родовой травмой, различными токсикоинфекционными состояниями при генерализованных внутриутробных инфекциях, сепсисе, кишечных инфекциях с дегидратацией др. У детей грудного возраста кома может возникнуть при менингоэнцефалитах, опухолях мозга, тяжелых токсикоинфекционных состояниях. У детей старшего возраста коматозные состояния наблюдаются чаще всего при болезнях обмена веществ: диабетическая кома при сахарном диабете, уремическая – при почечных заболеваниях с хроническим течением, псевдоуремическая (эклампсическая) – при остром гломерулонефрите, ацетонемическая – при нервно-артритическом диатезе.

Кома может развиваться при острой недостаточности надпочечников, тиреотоксикозе, тяжелом поражении паренхимы печени. У детей часто наблюдается кома в связи с эксогенными отравлениями барбитуратами, белладонной, салицилатами, препараторами опия, иногда алкоголем.

Головная больявляется частым симптомом заболеваний нервной системы. Дети жалуются на головную боль при расстройствах крово- и ликворообращения, например при гирертензионно-гидроцефальном синдроме, при опухолях мозга, токсико-инфекционных состояниях, заболеваниях глаз, ушей, при неврозах, раннем развитии шейного остеохондроза, при натальной травме шейного отдела позвоночника.

Судороги чаще всего бывают клоническими, тоническими или смешанными клонико-тоническими. У новорожденных судороги обычно возникают при пороках развития мозга, внутриутробных генерализованных инфекциях, внутричерепном кровоизлиянии. У детей грудного возраста судорожные состояния связаны главным образом с приобретенными токсико-инфекционными заболеваниями (менингит, менингоэнцефалит, коклюш, гипертермические судороги при гриппе и др.). Судороги у детей старшего возраста возникают также при воспалительных заболеваниях ЦНС, кровоизлияниях в мозг и оболочки мозга, опухолях, но особенно часто при эпилепсии. В последнем случае они начинаются внезапно, среди полного здоровья. У ребёнка вырывается крик, сопровождаемый потерей сознания и падением на землю: тело как бы цепенеет, дыхание останавливается, зрачки расширяются, лицо бледнеет, затем синеет. Тоническая фаза длится 15-30 с. затем делает глубокий вдох и начинаются общие клонические судороги. Ребёнок без сознания, дышит шумно, на губах нередко розовая пена из-за прикусывания языка.

Менингеальные симптомы.

Ригидность мышц затылка –проверяется путем наклона головы ребёнка к груди. В связи с некоторой физиологической гипертонией разгибательных мышц шеи следует одной рукой слегка фиксировать грудную клетку. У здоровых новорожденных бывает положительным в 1 – 2% случаев.

Симптом Кернига – распрямляет ногу, согнутую под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах. У новорожденных положительный в большинстве случаев в силу повышения мышечного тонуса в сгибателях.

Верхний (затылочный) симптом Брудзинского – при сгибании головы у больных с гипертензионным синдромом сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах. У новорожденных носит инвертированный характер: в ответ на сгибание головы происходит не сгибание, а разгибание ног (П.С.Бабкин, 1073). У детей первых трех месяцев жизни положительный в 44,5% случаев.

Нижний симптом Брудзинского –при сгибании и приведении к животу одной ноги, вторая также сгибается. Как и предыдущий, у новорожденных носит инвертированный характер, т.е. в ответ на сгибание одной ноги вторая разгибается. По данным П.С.Бабкина (1974) у детей первых 3-х месяцев жизни положительный в 72,5% случаев.

Необходимо учитывать некоторые существенные особенности менингеальных симптомов у новорожденных, которые обусловлены физиологическим состоянием мышечного тонуса (П.С.Бабкин, 1973, 1974).

Классические клинические менингеальные симптомы у новорожденных не дают достаточной информации для суждения о наличии менингеального симптомокомплекса. В этой связи необходимо обратить внимание на другие признаки. Одним из показателей раздражения мозговых оболочек является выбухание, напряжение и пульсация большого родничка, увеличение его размеров в спокойном состоянии новорожденного. Плач и крик монотонного характера, без слез (мозговой крик), а так же во время плача и крика большой родничок напряжен, затылок становится ригидным и пассивное сгибание головы вызывает затруднения. Характерным менингеальным признаком у новорожденных и детей грудного возраста является симптом Лессажа(подвешивания): при поднимании ребёнка за подмышечную область ноги сгибаются и подтягиваются к животу, а голова при этом может запрокидываться кзади.

К настоящему времени описано большое количество и других менингеальных симптомов, среди которых определенное диагностическое значение у новорожденных могут иметь следующие:

Симптом Лафера - заостренные черты лица (при токсикозах).

Симптом Куимова –надавливание на глазные яблоки вызывает болезненную гримасу.

Бехтерова менингеальный симптом –поколачивание по скуловой дуге сопровождается гримасой боли.

Менделя симптом –болезненность при надавливании на переднюю стенку наружного слухового прохода.

При наличии у ребёнка менингеальных симптомов всегда возникает вопрос о характере патологического процесса и наличии менингита. Раздражение мозговых оболочек без воспалительных изменений в спиномозговой жидкости обозначается как менингизм,или синдром Дюпре.Для решения вопроса о наличии менингита необходимо исследование спиномозговой жидкости. Без ликворологических данных диагноз менингита может только быть предположительным.

Очаговые симптомы. Под очаговыми симптомами поражения ЦНС подразумевают клинические проявления поражения определенного участка мозга. К очаговым признакам относятся парезы и параличи. Различают центральные и периферические парезы и параличи.

Центральные парезыи параличи характеризуют повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, спастичностью, появлением клонусов и патологических рефлексов. Они наблюдаются при поражении центрального двигательного неврона (пирамидный путь и корково-ядерные волокна черепных нервов).

Периферические парезы и параличихарактеризуются отсутствием или снижением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, атрофией мышц. Они развиваются при поражении периферического двигательного неврона (от клетки переднего рога или ядра черепного нерва до мышц). Причины этих парезов и параличей могут быть разнообразными: внутричерепная родовая травма, натальная травма различных отделов спинного мозга, нейроинфекции, пороки развития мозга.

Очаговая симптоматика очень часто представлена глазными симптомами.

Обращается внимание на ширину и симметричность глазных щелей, форму и величину зрачков, их реакцию на свет, движения глазных яблок в стороны.

Зрачки несколько сужены, может быть в норме их незначительная ассиметрия, которая обычно исчезает в течение первых 10 – 15 дней жизни. Расширение зрачков и вялая их реакция на свет часто встречаются в течение нескольких суток при асфиксии и внутричерепной родовой травме. Более длительная сохранность этих нарушений характерна для внутричерепных кровоизлияний с общим тяжёлым состоянием новорожденного.

Следует также обратить внимание на наличие следующих феноменов:

Симптом Грефе: при опускании головы к низу верхнее веко отстаёт от движения глазного яблока. В итоге между верхним веком и краем радужки видна полоска склеры. У новорожденных при любом экзонтальме (наследственный, вследствие повышения внутричерепного давления и др.) может наблюдаться симптом Грефе при покоящемся состоянии глазных яблок.

Обычно выражен в первые дни жизни, затем постепенно редуцирует с развитием фиксации взора.

Горизонтальный, вертикальный, вращательный или ротаторный, нистагм –

Ритмичный осцилляторный тремор глазных яблок. Чаще всего при поражении ЦНС встречается горизонтальный нистагм.

Синдромы поражения вегетативной нервной системы

В тонической диагностике вегетативных расстройств можно различать поражения вегетативных ганглиев, спиномозговые, стволовые, гипоталамические и корковые вегетативные нарушения.

Поражение нервных сплетенийвызывает вегетативные расстройства вследствие поражения вегетативных волокон, входящих в состав нервов. В зон иннервации соответствующих нервов наблюдается вазомоторные, трофические, секреторные, пиломоторные расстройства.

Особое место в неврологической клинике занимают синдромы поражения гипоталямуса или диэнцефальные синдромы. Чёткой грани между отдельными формами синдромов нет. Одни и те же симптомы часто наблюдаются при разных синдромах. Наиболее характерны следующие симптомокомплексы:

Нарушение сна и бодрствования.Проявляются в виде параксизмальной гиперсомнии, перманентной гиперсомнии, извращения формулы сна, бессонице.

Нейро-эндокринный синдромхарактеризуется появлением параксизмально возникающих ваготонических или симптоматикоадриналовых кризов. Часто они сочетаются или предшествуют друг другу.

Диэцефальная эпилепсия проявляется в виде пароксизмального изменения окраски кожных покровов, головной боли, озноба, чувства жажды, голода, полиурии. В ряде случаев это сопровождается изменением сознания, судорожным синдромом, мышечной слабостью.

Нейротрофический синдром характеризуется истончением и сухостью кожи, наличием язв, пролежней, нейродермита, внутритканевых отёков, явлениями дистрофии; отмечаются язвы и кровотечения со стороны желудочно-кишечного тракта, изменение костей – остеопороз, склерозирование и т.д.

Астенический синдромпроявляется раздражительностью, слабостью, расстройствами сна, вегетативными нарушениями, возбудимостью, ощущением внутренней тревоги и т.д. Этот синдром связывают с понижением активности ретикулярной формации мозга.

Местный дермографизмвызывается штриховым раздражением кожи тупым предметом. Белый дермографизм указывает на повышение тонуса симпатическое нервной системы, выраженный красный дермографизм – на повышение тонуса парасимпатической нервной системы. Характер местного дермографизма может зависеть от степени давления.

Рефлекторный дермографизмопределяется путем проведения иглой по коже. Образуется красная полоса. Иннервация сосудорасширителей обеспечивается центрами спинного мозга, поэтому при поражении париферических нервов и сигментарного аппарата спинного мозга наступает выпадение этого рефлекса в зоне сегмента, а ниже и выше места поражения от вызывается. Иногда встречается возвышенный дермографизм , при котором в ответ на раздражение в ответ возникает приподнятый кожный валик.

Глазо-сердечный рефлекс (Ашнера) - надавливание двумя пальцами на переднюю и боковые поверхности глазных яблок пациента в течение 20 – 30 сек. До надавливания и после него считают пульс, дыхание, измеряют АД. В норме пульс замедляется на 8 – 10 ударов в минуту, несколько снижается АД, дыхание углубляется, урежается. При отсутствии подобного эффекта рефлекс считается отрицательным. У детей этот рефлекс становится положительным с возраста 1 – 3 месяца. У новорожденных при надавливании на глазные яблоки пульс учащается.

Эпигастральный (солярный) рефлексвызывают надавливанием на стенку живота в эпигастральной области. Ребёнок при этом должен лежать на спине в расслабленном состоянии. Рука врача проникает в глубину до ощущения пульсации аорты. Пульс при этом должен замедлятся на 4 – 12 ударов в минуту. При повышенном тонусе симпатического отдела замедление может быть более значительным.

Ортостатическая проба – переход ребёнка из горизонтального положения в вертикальное в норме вызывает учащение пульса на 10 – 12 ударов в минуту.

Клиностатическая проба –переход ребёнка из вертикального положения в горизонтальное - внорме замедление пульса на 1- - 12 ударов в минуту. При дисфункции вегетативных отделов нервной системы при смене положения тела изменения в частоте пульса могут быть более вырваженными.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Содержание учебного материала:

Симптоматика поражения нервной системы ребенка.Изучение причин, механизмов развития заболеваний. Показатели нервно-психического развития детей. Семиотика расстройства речи (алалия, дисартрия, ринолалия, заикание и др.). Системы нарушения чувствительности (гиперстезия, парестезия, аналгезия и др.)

Основная функція ЦНС и ВНС - объединение и регуляция всех функций организма, его органов, тканей, клеток.

Оценка состояния нервной системы проводится на основе сбора анамнеза, обзора, исследование двигательных функций, исследование функций чувствительных анализаторов, исследование вегетативной нервной системы, исследование языка.

Методика обследования ЦНС.

Расспрос матери необходимо начать с акушерской анамнеза (патология беременности, заболевания, профессиональные вредности и вредные привычки), характера родов (стремительные, асфиксия, внутричерепная родовая травма).

При осмотре оцениваются поведение и реакция ребенка на окружающее (возбуждение, сонливость, страх, эйфория, безразличие и др.), настроение, выражение; лица, координация движений состояние мышечного тонуса, оценка координации движения, проводятся координационные пробы - коленно-пяточная, пальценосовая и др.

У всех детей необходимо исследовать рефлексы. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, неравномерны, имеют широкую зону; выявляется рефлекс Бабинского После 2 лет эти симптомы являются признаком повреждения пирамидных путей. Понижение сухожильных рефлексов наблюдается при полиневритах (дифтерия), поражения спинного мозга и его корешков (полиомиелит), мышечных атрофиях различной этиологии,

Кожные рефлексы у детей обычно снижены. Снижение или отсутствие этих рефлексов типично для поражения пирамидных путей.

У всех детей необходимо исследовать менингеальные симптомы - ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, и Брудзинского. Положительные симптомы говорят о менингите.

Во всех случаях подозрения на менингит необходимо исследование спинномозговой жидкости.

Из других симптомов поражения нервной системы можно выделить парезы и параличи. Центральные и перефирические. Примером периферические параличей может служить паралич лицевого нерва и травматический плексит у новорожденных, вялые параличи при полиомиелите, дифтерии. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, дряблостью мышц, снижением или отсутствием сухожильных или кожных рефлексов.

Центральные параличи возникают при поражении центрального отрезка двигательного неврона или пирамидного ПУТИ. Эти параличи наблюдаются при гипоксической и травматической энцефалопатии, энцефалитах, туберкулезном менингоэнцефалите.

При обследовании детей с поражением центральной нервной системы, кроме исследования спинномозговой жидкости, может быть произведена рентгенография черепа, а также в отдельных случаях пневмоэнцефалография, компьютерная томография, УЗИ, венгрикуло- и ангиография.

Большое значение имеет исследование глазного дна, выявляющее признаки повышения внутричерепного давления при гидроцефалии, объемных процессах в мозге.

Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.