Шестистопный размер сочетающий тонический дактиль с хореем

Последняя бука буква "р"

Ответ на вопрос "Стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль ", 9 букв:
гекзаметр

Стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями

Шестистопный дактиль с хореическим окончанием

(гексаметр) м. шестистопный стих, где стопа состоит из двух долгих, или одного долгого и двух коротких слогов; строгий гекзаметр состоит из четырех дактилей или спондеев, пятого дактиля, а шестого спондея или трохея. Русские гекзаметры все отзываются нату

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Шестистопный дактилический стихотворный размер, сложившийся в античной поэзии, для которого характерны цезура на третьей стопе и усечение - в последней. Шестистопный размер, сочетающий тонический дактиль с хореем (в силлабо- тоническом, в том числе русском.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
(гексаметр) м. шестистопный стих, где стопа состоит из двух долгих, или одного долгого и двух коротких слогов; строгий гекзаметр состоит из четырех дактилей или спондеев, пятого дактиля, а шестого спондея или трохея. Русские гекзаметры все отзываются натугой.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГЕКЗАМЕТР (от греч. hexametros - шестистопный) стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями). В русскую поэзию введен В. К.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Стихотворный размер: в античном стихосложении - шестистопный дактиль, в русском - шестистопный дактиль с хореическим окончанием. прил. гекзаметрический, -ая, -ое.

Мы -- время, чье незримое теченье Уносит львов и горные хребты, Оплаканную нежность, пепел счастья, Упрямую бессрочную надежду, Пространные названья павших царств, Гекзаметры латиняна и грека, Потемки моря и триумф зари, Сон, предвкушение грядущей смерти, Доспехи, монументы и полки, Орла и решку Янусова лика, Спряденные фигурками из кости Меандры на расчерченной доске, Кисть Макбета, способную и море Наполнить кровью, тайные труды Часов, бегущих в полуночном мраке, Недремлющее зеркало, в другое Глядящее без посторонних глаз, Гравюры и готические буквы, Брусочек серы в платяном шкафу, Тяжелые колокола бессонниц, Рассветы, сумерки, закаты, эхо, Ил и песок, лишайники и сны.

Убитого горем может спасти пустяк -- малейшее отвлечение памяти или вниманья: вкус плода, вкус простой воды, лицо, возвращенное сном, первый ноябрьский жасмин, не знающий устали компас, книга, с потерей которой уже смирился, сердцебиенье гекзаметра, маленький ключ от входной двери, запах книг и сандала, старое название переулка, краски географической карты,- блеснувшая этимология, ровно обстриженный ноготь, позабытая дата, бой полночных курантов или внезапная боль.

Словно подъемная машина, гекзаметр поддерживает слова в воображаемом воздухе, не давая им коснуться земли.

Хотя я должен признать, что даже в те стародавние дни, когда со спермой дело обстояло куда лучше, гекзаметр оставлял мои сны сухими и бессобытийными.

Она еще загорелая, она еще терракотовая, потому что она еще гекзаметр и пентаметр.

Источник: библиотека Максима Мошкова


Стихотворный размер - это ритмическая форма стихотворения. Он определяет чередование безударных и ударных слогов, структуру стиха.

Единица измерения стихотворного размера - стопа . Стопа состоит из нескольких слогов: один из них ударный, другие - безударные.

Например, в строке четыре стопы. В каждой стопе два слога: первый ударный, а второй - безударный. Это называется четырехстопный хорей: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.

Что такое ямб и хорей. Примеры стихов

Двухсложные стопы состоят из двух слогов. Наиболее популярные двухсложные размеры - ямб и хорей.

Хрей - двудольный размер с ударением на первую долю.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

Ямб - двудольный размер с ударением на вторую долю
Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный

Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

Самые распространенные трехсложные размеры - дактиль, амфибрахий и анапест.

Дактиль - один ударный слог, за которым идут два безударных.
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

Амфибрахий - второй слог ударный, первый и третий безударные.
Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях.

Анапест (антидактиль) - два безударных слога, а затем один ударный.
О, весна́ без конца́ и без кра́ю

Как определить стихотворный размер

Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните все гласные буквы: сколько гласных - столько и слогов.

Прочтите строку вслух и расставьте ударения.

Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.

Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.

Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.

Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу .

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
С споко́йною ва́жностью ли́ц,
С краси́вою си́лой в движе́ньях,
С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
Н.А. Некрасов

Как запомнить названия стихотворных размеров?

Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:

Ива́н - ямб
Ва́ня - хорей
Ва́нечка - дактиль
Ваню́ша - амфибрахий
Иоа́нн - анапест

Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.

Во́все не сло́жные [дактиль]
Разме́ры трёхсло́жные, [амфибрахий]
Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. [анапест]
Да́ктиль - он пе́рвый, [дактиль]
Второ́й - амфибра́хий, [амфибрахий]
Ну а тре́тий уже анапе́ст! [анапест]

Какие еще бывают стихотворные размеры?

1. Шестистопный дактилический стихотворный размер, сложившийся в античной поэзии, для которого характерны цезура на третьей стопе и усечение - в последней.

отт. Стихотворное произведение или части его, написанные таким размером.

2. Шестистопный размер, сочетающий тонический дактиль с хореем (в силлабо-тоническом, в том числе русском, стихосложении).

отт. Стихотворное произведение или части его, написанные таким размером.

ГЕКЗА́МЕТР, -а, муж. Стихотворный размер: в античном стихосложении шестистопный дактиль, в русском шестистопный дактиль с хореическим окончанием.

| прил. гекзаметрический, -ая, -ое.

ГЕКЗАМЕТР, (гексаметр) муж. шестистопный стих, где стопа состоит из двух долгих, или одного долгого и двух коротких слогов; строгий гекзаметр состоит из четырех дактилей или спондеев, пятого дактиля, а шестого спондея или трохея. Русские гекзаметры все отзываются натугой, потому что у нас, в произношении, двух долгих слогов сподряд не бывает, да и вообще, разница между долгим слогом и ударением утрачена. Гекзаметрический, составленный из гекзаметров, к ним относящийся

Шестистопный дактилический стихотворный размер с постоянной цезурой, сложившийся в античной поэзии.

Греческое hexametron (← hex ‘шесть’ и metron ‘мера’).

Гекзаметр возник в древнегреческом городе Дельфы и использовался в религиозных гимнах. Позднее применялся во многих жанрах античной поэзии: эпосе, идиллии, сатирах, посланиях. Этим размером написаны поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Гекзаметр у русских поэтов - это шестистопный дактиль в сочетании с хореем. Например: Слы́шу боже́ственный зву́к умо́лкнувшей э́ллинской ре́чи (Пушкин). Впервые появляется у Тредиаковского и получает признание после Гнедича и Жуковского, во второй четверти XIX в. Затем выходит из употребления, сохраняясь главным образом лишь в переводах.

ГЕКЗА́МЕТР -а; м. [греч. hexametros - шестистопный] Лит. Стихотворный размер (в античном стихосложении - шестистопный дактиль с постоянной цезурой, в русском - шестистопный дактиль с хореическим окончанием).

◁ Гекзаметри́ческий, -ая, -ое. Г-ие стихи.

гекза́метр (от греч. hexámetros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметры - хореями). В русскую поэзию введён В. К. Тредиаковским и затем Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским.

ГЕКЗАМЕТР - ГЕКЗА́МЕТР (от греч. hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль (см. ДАКТИЛЬ), в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (см. СПОНДЕЙ) (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями (см. ХОРЕЙ)). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским (см. ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович) и затем Н. И. Гнедичем (см. ГНЕДИЧ Николай Иванович) и В. А. Жуковским (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич) .

ГЕКЗАМЕТР (от греч. hexametros - шестистопный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским.

Шестистопный дактилический стихотворный размер с постоянной цезурой, сложившийся в античной поэзии.

ГЕКЗА́МЕТР (от греч. ηεξαμετρον - шестимерный) - один из трех гл. размеров классической античной квантитативной метрики, 6-стопный дактиль, в к-ром стопы 1-4 могут заменяться стопами спондея; цезура, расположенная в пределах 3-й стопы, делит стих на два полустишия. Схема Г.: -UU-UU-/U|U-UU-UU-(U) (где - долгий слог, UU - два кратких слога, могущих заменяться одним долгим, / - цезура лат. Г., | - цезура греч. Г.).

В античной поэзии Г. самый употребит. Размер: эпос, идиллия, гимны, сатиры, послания, в сочетании с пентаметром (элегич. дистих) - элегии и эпиграммы. На рус. почве первую попытку метрич. имитации др.-греч. Г. предпринял Мелетий Смотрицкий в "Грамматике" (1619). В рус. силлабо-тонич. стихе Г. представляет собой белый (нерифмованный) 6-иктный дольник с жен. окончанием и цезурой после 3-го икта: "Гне́в, боги́ня, воспо́й, Ахилле́са, Пеле́ева сы́на" ("Илиада" в пер. Н. Гнедича). Г. был первым дольниковым размером, освоенным рус. поэзией, в таком виде описан в "Новом и кратком способе к сложению российских стихов" (1735) и использован в "Аргениде" (1751) и "Телемахиде" (1766) В. К. Тредиаковским, давшим ему название "дактило-хореический Г." (в соответствии со стопной теорией односложные междуударные интервалы интерпретировались как замена стоп дактиля стопами хорея). Вслед за Тредиаковским "рус. Г." разрабатывали: А. Востоков, А. Радищев, А. Воейков, А. Мерзляков, Н. Гнедич, А. Дельвиг, В. Жуковский, б. ч. в переводах и подражаниях, а также в оригин. стихотворениях на античные темы. В сер. 19 в. Г. утрачивает былую популярность, упрощается до правильного 6-стопного дактиля (И. Никитин, Н. Минский) и обретает рифму (Я. Полонский). Интерес к Г. (дактило-хореическому и правильному 6-стопному дактилю) ненадолго возрождается в нач. 20 в. (К. Бальмонт, Г. Шенгели и др.). В совр. поэзии Г. используется почти исключительно в пер. античных авторов.

ГЕКЗАМЕТР (от греческого hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль с цезурой (паузой), рассекающей стих обычно на 3-й стопе ("Илиада", "Одиссея"). В силлабо-тоническом стихосложении передается сочетанием дактилей с хореями ("Юношу, горько рыдая,/ ревнивая дева бранила", А.С. Пушкин).

Гекзаметр

Значение слова Гекзаметр по Ефремовой:
Гекзаметр - 1. Шестистопный дактилический стихотворный размер, сложившийся в античной поэзии, для которого характерны цезура на третьей стопе и усечение - в последней.
2. Шестистопный размер, сочетающий тонический дактиль с хореем (в силлабо-тоническом, в том числе русском, стихосложении). // Стихотворное произведение или части его, написанные таким размером.

Значение слова Гекзаметр по Ожегову:
Гекзаметр - Стихотворный размер: в античном стихосложении - шестистопный дактиль, в русском - шестистопный дактиль с хореическим окончанием

Гекзаметр в Энциклопедическом словаре:
Гекзаметр - (от греч. hexametros - шестистопный) - стихотворный размерантичной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопымогут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра -хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И.Гнедичем и В. А. Жуковским.

Значение слова Гекзаметр по словарю Ушакова:
ГЕКЗАМЕТР, гекзаметра, м. (греч. hexametron) (лит.). Род шестистопного стиха у греков и римлян, состоявший из пяти дактилей (или спондеев) и последней стопы - спондея, а также имитация этого стиха в новых литературах. Гекзаметра священные напевы. Пушкин. Жуковский написал гекзаметром несколько сказок.

Значение слова Гекзаметр по словарю Даля:
Гекзаметр
(гексаметр) м. шестистопный стих, где стопа состоит из двух долгих, или одного долгого и двух коротких слогов; строгий гекзаметр состоит из четырех дактилей или спондеев, пятого дактиля, а шестого спондея или трохея. Русские гекзаметры все отзываются натугой, потому что у нас, в произношении, двух долгих слогов сподряд не бывает, да и вообще, разница между долгим слогом и ударением утрачена. Гекзаметрический, составленный из гекзаметров, к ним относящийся.

Значение слова Гекзаметр по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гекзаметр — размер в стихосложении, при котором каждый стих состоит из шести стоп, именно: пяти дактилей и одного спондея или трохея . Каждый из первых четырех дактилей может быть заменен спондеем, но в пятой стопе такая замена происходит очень редко, и такие стихи называются spondaici. При чтении каждого Г. следует соблюдать цезуру. Приводим пример Г., в котором только первый дактиль заменен спондеем, и, где цезура приходится в середине третьей стопы: Некоторые полагают, что древнейшее употребление Г. следует искать в финикийских надписях (начертанных на треножнике Аполлона в Фивах и др.). Г. написаны "Илиада" и "Одиссея" и некоторые другие поэтические произведения древней Греции. Отсюда его заимствовали римляне ("Метаморфозы" Овидия, "Энеида" Вергилия и др.). Почти во всех новейших европейских литературах делались попытки ввести Г. в свое стихосложение. Первые немецкие Г. относятся к XIV-XV вв.; в середине XVIII в. к Г. прибегали Уц, Клопшток ("Мессиада"), Клейст, не всегда, однако, удачно; Г. сделан также Фоссом перевод "Илиады"; встречаются стихи этого размера и у Гете, Шиллера. Во французской литературе Г. впервые фигурирует у Байфа (XVI в.), в итальянской-у Аннибала Kapo (также XVI в.), в английской — у Стенигорста и Сидни. У нас первый вводит Г. в литературу Тредьяковский в своей "Телемахиде", но этот опыт был настолько неудачен, стихи Тредьяковского — настолько неуклюжи и неблагозвучны, что долгое время никто из русских поэтов не решался писать этим размером, пока, наконец, Гнедич своим прекрасным (для того времени) переводом не восстановил репутацию Г. После Гнедича Г. все чаще и чаще встречается и у других современных ему писателей: Жуковского ("Ундина", перевод "Одиссеи" и др.), барона Дельвига, даже Пушкина и др. В настоящее время оригинальных стихотворений никто не пишет Г., но для переводов с древних языков он по-прежнему незаменим.

ГЕКЗА´МЕТР (греч. ἑζάμετρος — шестимерный) — античный стихотворный размер, шестистопный дактиль. По преданию, Г. изобретен в древних Дельфах и первона. смотреть

ГЕКЗАМЕТР(греч. hexametron, от hex - шесть, и metron - мера). Стихотворный размер, состоящий из 6 стоп, из которых первые четыре - дактили или спондеи. смотреть

I. Метрический — шестистопный дактилический метр с постоянной цезурой (обычно после третьего долгого, т. е. седьмого, слога) и укороченным на о. смотреть

I. Метрический - шестистопный дактилический метр с постоянной цезурой (обычно после третьего долгого, т. е. седьмого, слога) и укороченным на один слог. смотреть

— размер в стихосложении, при котором каждый стих состоит из шести стоп, именно: пяти дактилей и одного спондея или трохея. Каждый из первых четырех да. смотреть

Гекзаметр — размер в стихосложении, при котором каждый стих состоит из шести стоп, именно: пяти дактилей и одного спондея или трохея . Каждый из первых четырех дактилей может быть заменен спондеем, но в пятой стопе такая замена происходит очень редко, и такие стихи называются spondaici. При чтении каждого Г. следует соблюдать цезуру. Приводим пример Г., в котором только первый дактиль заменен спондеем, и, где цезура приходится в середине третьей стопы: Некоторые полагают, что древнейшее употребление Г. следует искать в финикийских надписях (начертанных на треножнике Аполлона в Фивах и др.). Г. написаны "Илиада" и "Одиссея" и некоторые другие поэтические произведения древней Греции. Отсюда его заимствовали римляне ("Метаморфозы" Овидия, "Энеида" Вергилия и др.). Почти во всех новейших европейских литературах делались попытки ввести Г. в свое стихосложение. Первые немецкие Г. относятся к XIV-XV вв.; в середине XVIII в. к Г. прибегали Уц, Клопшток ("Мессиада"), Клейст, не всегда, однако, удачно; Г. сделан также Фоссом перевод "Илиады"; встречаются стихи этого размера и у Гете, Шиллера. Во французской литературе Г. впервые фигурирует у Байфа (XVI в.), в итальянской-у Аннибала Kapo (также XVI в.), в английской — у Стенигорста и Сидни. У нас первый вводит Г. в литературу Тредьяковский в своей "Телемахиде", но этот опыт был настолько неудачен, стихи Тредьяковского — настолько неуклюжи и неблагозвучны, что долгое время никто из русских поэтов не решался писать этим размером, пока, наконец, Гнедич своим прекрасным (для того времени) переводом не восстановил репутацию Г. После Гнедича Г. все чаще и чаще встречается и у других современных ему писателей: Жуковского ("Ундина", перевод "Одиссеи" и др.), барона Дельвига, даже Пушкина и др. В настоящее время оригинальных стихотворений никто не пишет Г., но для переводов с древних языков он по-прежнему незаменим.

(от греч. ηεξαμετρον - шестимерный) - один из трех гл. размеров классической античной квантитативной метрики, 6-стопный дактиль, в к-ром стопы 1-4 могут заменяться стопами спондея; цезура, расположенная в пределах 3-й стопы, делит стих на два полустишия. Схема Г.: -UU-UU-/U|U-UU-UU-(U) (где - долгий слог, UU - два кратких слога, могущих заменяться одним долгим, / - цезура лат. Г., | - цезура греч. Г.).

В античной поэзии Г. самый употребит. Размер: эпос, идиллия, гимны, сатиры, послания, в сочетании с пентаметром (элегич. дистих) - элегии и эпиграммы. На рус. почве первую попытку метрич. имитации др.-греч. Г. предпринял Мелетий Смотрицкий в "Грамматике" (1619). В рус. силлабо-тонич. стихе Г. представляет собой белый (нерифмованный) 6-иктный дольник с жен. окончанием и цезурой после 3-го икта: "Гне́в, боги́ня, воспо́й, Ахилле́са, Пеле́ева сы́на" ("Илиада" в пер. Н. Гнедича). Г. был первым дольниковым размером, освоенным рус. поэзией, в таком виде описан в "Новом и кратком способе к сложению российских стихов" (1735) и использован в "Аргениде" (1751) и "Телемахиде" (1766) В. К. Тредиаковским, давшим ему название "дактило-хореический Г." (в соответствии со стопной теорией односложные междуударные интервалы интерпретировались как замена стоп дактиля стопами хорея). Вслед за Тредиаковским "рус. Г." разрабатывали: А. Востоков, А. Радищев, А. Воейков, А. Мерзляков, Н. Гнедич, А. Дельвиг, В. Жуковский, б. ч. в переводах и подражаниях, а также в оригин. стихотворениях на античные темы. В сер. 19 в. Г. утрачивает былую популярность, упрощается до правильного 6-стопного дактиля (И. Никитин, Н. Минский) и обретает рифму (Я. Полонский). Интерес к Г. (дактило-хореическому и правильному 6-стопному дактилю) ненадолго возрождается в нач. 20 в. (К. Бальмонт, Г. Шенгели и др.). В совр. поэзии Г. используется почти исключительно в пер. античных авторов.

ГЕКЗАМЕТР, гексаметр (греч. hexametron, от - шесть и metron - мера), 1) в античном метрич. стихосложении 6-стопный дактиль с последней усечённой ст. смотреть

гексаметр (греч. hexámetron, от héx — шесть и métron — мера), 1) в античном метричечком стихосложении 6-стопный Дактиль с последней усечённой с. смотреть

(от лат. hexametros — шестистопный) — шестистопный дактиль с женским окончанием; в каждой стопе, кроме пятой, два кратких слога могут заменяться одним . смотреть

ГЕКЗА́МЕТР, гексаметр (от греч. hexámetros — шестимерный), в античном стихосложении — 6-стопный дактиль, в котором на 1—4-й стопах дактиль (—UU) может . смотреть

ГЕКЗАМЕТР а, м. hexamètre m. <, гр. hex шесть + metron мера. Шестистопный дактилический стихотворный размер, сложившийся в античной поэзии. МАС-2. . смотреть

1) Орфографическая запись слова: гекзаметр2) Ударение в слове: гекз`аметр3) Деление слова на слоги (перенос слова): гекзаметр4) Фонетическая транскрипц. смотреть

Тереза Темза Тема Тезка Теза Тег Там Таз Рет Ремез Рем Река Резка Резак Рез Рам Рак Размет Раз Раек Мрак Мраз Мка Метр Метка Метек Мета Мерка Мера Мезга Мегера Мег Мга Мат Март Марк Макет Мак Мазер Маз Маг Крем Крез Крат Кмет Кета Кермет Керма Кеа Катер Кат Каре Каг Зрак Зет Зер Зга Затем Затек Замет Замер Зам Зак Заем Ермак Ерема Ера Грета Грек Греза Грат Гетр Гетера Гете Гет Герма Гера Гем Геза Гарт Гарем Газ Гаер Терем Атм Термез Артем Арт Арк Арек Амт Амер Актер Трек Трема Акт Акр Акм Трак Артек Атрек Терка Гак Терек Гам Гекат Гекзаметр Гектар. смотреть

ГЕКЗАМЕТР, (гексаметр) м. шестистопный стих, где стопа состоит из двух долгих, или одного долгого и двух коротких слогов; строгий гекзаметр состоит из четырех дактилей или спондеев, пятого дактиля, а шестого спондея или трохея. Русские гекзаметры все отзываются натугой, потому что у нас, в произношении, двух долгих слогов сподряд не бывает, да и вообще, разница между долгим слогом и ударением утрачена. Гекзаметрический, составленный из гекзаметров, к ним относящийся.

корень - ГЕКЗА; корень - МЕТР; нулевое окончание;Основа слова: ГЕКЗАМЕТРВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ГЕКЗА; ∩ - . смотреть

гекзаметр м. 1) Шестистопный дактилический стихотворный размер, сложившийся в античной поэзии, для которого характерны цезура на третьей стопе и усечение - в последней. 2) а) Шестистопный размер, сочетающий тонический дактиль с хореем (в силлабо- тоническом, в том числе русском, стихосложении). б) Стихотворное произведение или части его, написанные таким размером.

ГЕКЗАМЕТР (от греческого hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль с цезурой (паузой), рассекающей стих обычно на 3-й стопе ("Илиада", "Одиссея"). В силлабо-тоническом стихосложении передается сочетанием дактилей с хореями ("Юношу, горько рыдая,/ ревнивая дева бранила", А.С. Пушкин).
. смотреть

(от греческого hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль с цезурой (паузой), рассекающей стих обычно на 3-й стопе ("Илиада", "Одиссея"). В силлабо-тоническом стихосложении передается сочетанием дактилей с хореями ("Юношу, горько рыдая,/ ревнивая дева бранила", А.С. Пушкин). смотреть

ГЕКЗАМЕТР (от греч . hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским.

ГЕКЗАМЕТР (от греч. hexametros - шестистопный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским.
. смотреть

ГЕКЗАМЕТР гекзаметра, м. (греч. hexametron) (лит.). Род шестистопного стиха у греков и римлян, состоявший из пяти дактилей (или спондеев) и последней стопы - спондея, а также имитация этого стиха в новых литературах. Гекзаметра священные напевы. Пушкин. Жуковский написал гекзаметром несколько сказок.

-а, м. лит. Шестистопный дактилический стихотворный размер с постоянной цезурой, сложившийся в античной поэзии.[греч. ‛εξάμετρον]Синонимы: дактиль, . смотреть

- (от греч. hexametros - шестистопный) - стихотворный размерантичной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопымогут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра -хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И.Гнедичем и В. А. Жуковским. смотреть

Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Что же делать?!

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: один, сразу два, три, четыре, пять, а и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:


Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте : интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Что, это все?

P. S. Зачем все это надо?

@ Arzamas

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.