Шкала оценки болезни альцгеймера

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСЕЛОНА ПРИ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

И. В. Колыхалов, Н. Д. Селезнева, Я. Б. Калын, Г. А. Жариков, Н. М. Михайлова, А. Л. Брацун, С. И. Гаврилова

Научно-методический центр по изучению болезни Альцгеймера и ассоциированных с ней расстройств НЦПЗ РАМН, Москва

В настоящее время наиболее разработанной гипотезой патогенеза болезни Альцгеймера (БА) является холинергическая. Экспериментальные данные, полученные более 20 лет назад, показали, что прогрессирующая дегенерация холинергических нейронов приводит к дефициту нейромедиатора ацетилхолина, что на клиническом уровне сопровождается нарушениями памяти, утратой ориентации, изменениями личности и расстройствами поведения [3, 10]. С. Geula и М. Mesulam [4] показали, что при БА утрачивается от 30 до 95 % холинергических нейронов головного мозга, особенно в коре и гиппокампе. Для преодоления дефицита ацетилхолина используются различные терапевтические стратегии, с одной стороны, направленные на его восстановление, а с другой — на усиление центральной холинергической активности. Наиболее перспективным направлением в терапии болезни Альцгеймера считается использование ацетилхолинэстеразных (АХЭ) ингибиторов. Наиболее известный препарат из группы ингибиторов АХЭ — такрин. Однако несмотря на доказанную клиническую эффективность при БА его использование в клинической практике ограничено из-за гепатотоксических побочных эффектов [6,13].

Клинические исследования холинэстеразных ингибиторов второго поколения показали, что они являются более благоприятными как по клинической эффективности, так и по переносимости [11]. Представитель нового поколения ингибиторов АХЭ — экселон (ривастигмин). Экселон — псевдообратимый ингибитор АХЭ карбаматного типа, имеющий селективное действие на ацетилхолинэстеразу в ЦНС, прошел успешно клинические испытания в США и нескольких европейских странах в двух больших мультицентровых (двойных слепых) исследованиях [2].

Цель настоящего исследования — оценить безопасность и клиническую эффективность препарата экселон у больных с вероятной болезнью Альцгеймера при легкой и умеренно выраженной деменции.

Исследование проводилось как простое открытое на невыборочной группе пациентов (30 больных, в т. ч. 7 мужчин и 23 женщины) с различными клиническими формами болезни Альцгеймера (синоним: деменция альцгеймеровского типа (ДАТ), в том числе, с сенильной деменцией альцгеймеровского типа (12 больных) и пресенильным типом болезни Альцгеймера (18 больных) Состояние 11 больных соответствовало мягкой деменции, у 19 больных — стадии умеренной деменции (по критериям CDR [8]).

Средний возраст включенных в исследование больных составил 66,5+9,4 года и колебался в пределах от 50 до 88 лет.

Препарат назначался в дозе от 3 мг в сутки (1,5 мг 2 раза в день) до 12 мг в сутки (6 мг 2 раза в день). Период титрования доз составил 8 недель. Лечение начиналось с дозы 1,5 мг 2 раза в день, и при хорошей переносимости каждые две недели доза препарата повышалась на 3 мг/сут. Исследованию предшествовал wash - out период продолжительностью 2 недели. Общая продолжительность лечения составила 26 недель.

Из исследования исключались больные, имеющие:

1) иное выраженное, тяжелое или нестабильное заболевание, которое могло бы препятствовать проведению предусмотренных протоколом исследований, или могло бы изменять свое течение и таким образом приводить к ошибочной оценке клинического и психического статуса больного или особому риску для больного; 2) данные СТ или MRI , полученные в течение 2-х лет, предшествующих данному исследованию, которые подтверждают наличие процесса, отличного от болезни Альцгеймера и объясняющего деменцию у данного больного; 3) судорожные расстройства, адекватно не контролируемые соответствующей терапией; 4) язвенная болезнь в фазе обострения; 5) тяжелые и нестабильные сердечно-сосудистые заболевания; 6) острые или тяжелые астматические состояния; 7) известная повышенная фармакологическая чувствительность или гиперчувствительность к препаратам, сходным с экселоном, или к другим холинергическим фармакологическим препаратам (пилокарпин, бетанихол, такрин, велнакрин, физостигмин).

Клиническое исследование выполнялось в соответствии с правилами GCP по специально разработанному протоколу и с использованием унифицированных индивидуальных карт больных. Психометрическая оценка по шкале MMSE , по двум параметрам шкалы ADAS - cog . [12] и по шкале CGI [9] проводилась трижды — до начала терапии и после 12 и 26 недель приема препарата.

К моменту завершения курса терапии больные, получавшие разные дозы препарата, распределялись следующим образом: по 3 мг в сутки получали 8 больных (26,7 %), по 6 мг в сутки получали 9 больных (30 %), по 9 мг в сутки -5 больных (16,6 %) и по 12 мг в сутки — 8 больных (26,7 %).

Оценка эффективности терапии в соответствии с общим клиническим впечатлением исследователя и лица, опекающего больного

Положительный эффект терапии отмечен у 27 включенных в исследование больных (в 90,0 % случаев), при этом у 15 больных (в 50,0 %) улучшение было значительным или умеренно выраженным, а у 12 больных (40,0 %) — минимальным. У 10,0 % (3 больных) изменений в состоянии не установлено (рис.1).

Улучшение состояния пациентов состояло в повышении целенаправленной двигательной активности, уменьшении аспонтанности и безынициативности. Поведение больных становилось более организованным, у них отмечалась большая адекватность мотивировок и целенаправленность поступков, уменьшалась рассеянность и повышалась концентрация внимания. Явное улучшение памяти на текущие события и ориентировки во времени наблюдалось у 7 больных (в 23,3 % случаев).



Pu с. 1 Эффективность терапии по общему клиническому впечатлению исследователя и лица, опекающего больного

Оценка эффективности терапии по шкале MMSE

Как в общей группе больных, так и в группах больных с мягкой и с умеренной деменцией отмечено статистически достоверное улучшение состояния когнитивных функций к моменту окончания терапии по сравнению с исходным уровнем (табл. 1, рис. 2).

Таблица 1. Оценка когнитивных функций по шкале MMSE через 12 и 26 недель терапии (по сравнению с исходным уровнем)

  • Когда и почему был разработан ADAS-Cog?
  • Какие вопросы содержатся в ADAS?
  • Что оценивает ADAS-Cog?
  • Как оценивается ADAS-Cog?
  • Как осуществляется управление ADAS-Cog?
  • Насколько эффективен ADAS-Cog для измерения когнитивного функционирования?
  • Другие версии ADAS-Cog
  • Слово от DipHealth

Узнайте, как использовать Цифровой тест с индикатором зачатия (Июль 2020).

Шкала когнитивно-когнитивной шкалы оценки болезни Альцгеймера является одним из наиболее часто используемых тестов для измерения когнитивной функции в научных исследованиях и клинических испытаниях новых лекарств и других вмешательств. Это более тщательный экзамен, чем Mini Mental State, и в первую очередь он измеряет язык и память. ADAS-Cog состоит из 11 частей и занимает около 30 минут для администрирования.

ADAS-Cog был разработан в виде двухкомпонентной шкалы: одна измеряла когнитивные функции, а другая - некогнитивные функции, такие как настроение и поведение. В большинстве современных исследований используется ADAS-Cog, который является подшкалой для измерения когнитивных способностей.

Когда и почему был разработан ADAS-Cog?

ADAS была впервые опубликована в 1984 году исследователями, которые отметили, что не было хорошего способа четко измерить количество или степень когнитивных нарушений. Были и другие шкалы и оценки, которые определяли, был ли дефицит в познании, но ни один, который последовательно и точно не определял, какая дисфункция присутствовала.

Какие вопросы содержатся в ADAS?

Оригинальная версия ADAS-Cog состоит из 11 предметов, в том числе:

1. Задача восстановления слов

У вас есть три шанса вспомнить как можно больше слов из списка из 10 слов, которые вам показали. Это проверяет кратковременную память.

2. Наименование объектов и пальцев

Вам показывают несколько реальных предметов, таких как цветок, карандаш и расческа, и вас просят назвать их. Затем вам нужно указать имя каждого пальца на руке, например, мизинец, большой палец и т. Д. Это похоже на Бостонский тест именования в том, что он проверяет способность именования, хотя BNT использует изображения вместо реальных объектов, подсказать ответ.

3. Следующие команды

4. Конструкционная практика

Это задание включает в себя показ четырех разных форм, постепенно усложняющихся, таких как перекрывающиеся прямоугольники, а затем вам будет предложено нарисовать каждую из них. Визуальные способности ухудшаются по мере развития слабоумия, и эта задача может помочь измерить эти навыки.

5. Идеальная практика

В этом разделе администратор теста просит вас сделать вид, что вы написали письмо себе, сложите его, поместите в конверт, запечатайте конверт, адресуйте его и продемонстрируйте, где поставить марку. (Хотя эта задача и сейчас актуальна, она может стать менее актуальной, так как люди пишут и отправляют меньше писем по почте.)

6. Ориентация

Ваша ориентация измеряется путем запроса вашего имени и фамилии, дня недели, даты, месяца, года, сезона, времени суток и местоположения. Это будет определять, ориентированы ли вы х 1, 2, 3 или 4.

7.Задача распознавания слов

В этом разделе вам предлагается прочитать и попытаться запомнить список из двенадцати слов. Затем вам представят эти слова вместе с несколькими другими словами и спросят, является ли каждое слово тем, которое вы видели ранее, или нет. Эта задача аналогична первой, за исключением того, что она измеряет вашу способность распознавать информацию, а не вызывать ее.

8. Запоминание инструкций по тестированию

Ваша способность запоминать указания без напоминаний или с ограниченным количеством напоминаний оценивается.

9. Разговорный язык

Способность использовать язык, чтобы понять себя, оценивается на протяжении всего теста.

10. Понимание

Ваша способность понимать значение слов и языка в ходе теста оценивается администратором теста.

11. Трудность с поиском слов

На протяжении всего теста администратор теста оценивает вашу способность находить слова на протяжении всего спонтанного разговора.

Что оценивает ADAS-Cog?

ADAS-Cog помогает оценить познание и проводит различие между нормальным когнитивным функционированием и нарушением когнитивного функционирования. Это особенно полезно для определения степени снижения когнитивных способностей и может помочь оценить, на какой стадии болезни Альцгеймера находится человек, основываясь на его ответах и ​​баллах. ADAS-Cog часто используется в клинических испытаниях, потому что он может определять постепенное улучшение или снижение когнитивного функционирования.

Как оценивается ADAS-Cog?

Администратор теста складывает баллы за ошибки в каждой задаче ADAS-Cog для общего результата. Чем больше дисфункция, тем выше оценка.

Согласно исследованию, проведенному в 2004 году и опубликованному в журнале, нормальный показатель для человека, у которого нет болезни Альцгеймера или другого типа деменции, равен пяти. Болезнь Альцгеймера и связанные с ней нарушения .

Напротив, в исследовании, в котором участвовало более 1000 участников, сообщалось, что 31,2 был средним баллом в этом исследовании для тех, кому был поставлен диагноз вероятной болезни Альцгеймера или умеренного когнитивного нарушения.

Как осуществляется управление ADAS-Cog?

Традиционно ADAS-Cog управлялся бумагой и карандашом; тем не менее, существует также электронная версия, которая, как было показано, сопоставима с карандашной и бумажной версией.

Насколько эффективен ADAS-Cog для измерения когнитивного функционирования?

ADAS-Cog является достаточно точным, как для дифференциации людей с нормальным когнитивным процессом от людей с нарушенным когнитивным процессом, так и для оценки степени когнитивных нарушений у людей.

Тем не менее, некоторые исследования показали, что ADAS-Cog может быть недостаточно сложным для последовательного выявления умеренных когнитивных нарушений.

Другие версии ADAS-Cog

ADAS-Cog был переведен на несколько других языков, некоторые из которых были проверены на предмет соответствия языку и культуре.

Другие версии ADAS-Cog включают в себя такие категории, как исполнительное функционирование и компоненты функциональных способностей, а также дополнения, предназначенные для повышения способности тестов проверять наличие легких когнитивных нарушений.

Слово от DipHealth

ADAS-Cog может быть полезным тестом для оценки наличия деменции, а также того, как далеко она прогрессировала. Нет ничего необычного в том, чтобы немного волноваться, если вы или ваш близкий человек проходите этот тест, но помните, что его цель - помочь выявить и попытаться вылечить любые когнитивные проблемы, которые могут присутствовать.

(хотя бы неполное название)

Оценка: _____________________ (число неправильных ответов)

Комментарии:

7. ЗАДАНИЕ НА УЗНАВАНИЕ СЛОВ

Инструкции.

Пациенту дается 3 попытки, чтобы запомнить список из 12 слов. Слова для запоминания те же, что и для задания на повторение слов. Пациента просят прочитать слова вслух и попытаться их запомнить. При каждой попытке 12 заученных слов чередуют с 12 новыми словами, пациента просят выбрать слова, которые он должен был запомнить.

Если пациент не может прочесть слово, исследователь должен произнести его вслух. Если пациент не запомнил задание, лучше повторить весь вопрос или пере фразировать его и сделать пометку, что пациенту было сделано напоминание.

Задания.

Оценка


Оценка (число неправильных ответов) ____________________________(макс. 12)

Комментарии:

8. ЗАПОМИНАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ЗАДАНИЯ

Инструкции.

В этом тесте оценивается способность пациента вспомнить требования задания на узнавание слов. для каждой группы слов. Пациента спрашивают:

Оценка.

Общее число напоминаний (задание 7):

- пациенту не требовались дополнительные напоминания;

- очень легкая степень – одно напоминание;

- легкая степень – напоминание потребовалось дважды;

- средняя степень – напоминание потребовалось 3–4 раза;

- среднетяжелая степень – напоминание потребовалось 5–6 раз;

- тяжелая степень – напоминание потребовалось 7 и более раз.

Оценка: _____________________

Комментарии:

9. СПОСОБНОСТЬ К РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Инструкции.

В данном тесте исследователь должен оценивать речь пациента в течение всего исследования. Количественные характеристики речи и трудности при подборе слов в этом тесте не оцениваются. Следует отметить, что более высокая оценка (4–5) относится к пациентам, у которых способность гово- рить настолько нарушена, что они редко могут изъясняться без труда.

Оценка.

0 … случаев, когда пациента было трудно понять, не отмечалось;

1 … очень легкие нарушения – 1 случай снижения понятности речи;

2 … легкие нарушения – пациент испытывает трудности менее чем в 25% времени;

3 … нарушения средней степени – пациент испытывает трудности от 25 до 50% времени;

4 … среднетяжелые нарушения – пациент испытывает трудности более чем в 50% времени;

5 … выраженные нарушения – произносит 1 или 2 слова; плавная, но бессмысленная речь; мутизм.

Оценка: _____________________

Комментарии:

10. ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДБОРЕ СЛОВ

Инструкции.

Вместе с девятым тестом этот тест позволяет оценить нарушение экспрессивной речи, но в нем оцениваются только трудности при подборе слов, тогда как в 9 раз- деле проводится оценка объема способности пациента к вербальной коммуникации. В данном же тесте исследователь должен определить, имеются ли у пациента трудности в подборе правильных слов при спонтанной речи. Пациент может преодолевать эти трудности при помощи многословия, т.е. вставляя разъяснительные фразы или примерно подходящие синонимы. В этот тест не входит называние предмета и пальца.

Оценка.

0 … нет трудностей при подборе слов в спонтанной речи;

1 … очень легкие нарушения – 1 или 2 случая, клинически не значимо;

2 … легкие нарушения – заметная многословность или замена синонимами;

3 … нарушения средней степени – периодическая потеря слов без компенсации;

4 … среднетяжелые нарушения – частая потеря слов без компенсации;

5 … выраженные нарушения – почти полная потеря ключевых слов; речь звучит бессмысленно; произносит 1–2 слова.

Оценка: _____________________

Комментарии:

11. ПОНИМАНИЕ

Инструкции.

В этом тесте оценивается способность пациента понимать речь, исследователь должен оценить, насколько хорошо пациент понимает речь исследователя во время вводного обсуждения, серии тестов и, если возможно, при проведении тестов, не связанных с оценкой когнитивных функций. Выполнение команд в данный тест не входит.

Оценка.

0 … данных о снижении понимания речи нет;

1 … очень легкие нарушения – 1 случай недопонимания;

2 … легкие нарушения – 3–5 случаев недопонимания;

3 … нарушения средней степени – требуется повторить несколько раз, перефразировать;

5 … выраженные нарушения – пациент редко правильно отвечает на вопросы, что не связано с бедностью речи.

Оценка: _____________________

Комментарии:

12. КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

Инструкции.

В данном тесте оценивается частота, с которой пациент отвлекается на незначительные раздражители, и/или частота необходимости возвращения внимания пациента к исследованию в связи с потерей им мысли или переключением на собственные мысли.

Оценка.

0 … данных о снижении концентрации или отвлекаемости нет;

1 … очень легкие нарушения – 1 случай снижения концентрации или отвлекаемости;

2 … легкие нарушения – 2–3 случая снижения концентрации или отвлекаемости; признаки возбуждения и невнимательности;

3 … нарушения средней степени – 4–5 случаев в течение исследования;

4 … среднетяжелые нарушения – концентрация снижена; отвлекаемость в течение большей части исследования;

5 … выраженные нарушения – очень трудно концентрироваться; пациент очень легко и часто отвлекается; не может завершить задания.

Оценка: _____________________

Комментарии:

13. ЗАЧЕРКИВАНИЕ ЦИФР

Инструкции

Положите листок с тестом перед пациентом и дайте ему ручку.

Если пациент не понял задания, Вы можете повторить его один раз. через 60 секунд прервите выполнение задания.


Оценка.

Число правильно вычеркнутых цифр:

Число неправильно вычеркнутых цифр:

1 … разница = 24–30;

2 … разница = 18–23;

3 … разница = 12–17;

4 … разница = 6–11;

14. ПРОХОЖДЕНИЕ ЛАБИРИНТА

Инструкции/задания.

Положите лабиринт перед пациентом и дайте ему ручку.

Вы можете повторить инструкции один раз. Если в течение теста пациент попадает в тупик, вы можете один раз показать ему, откуда начать, чтобы избежать ошибки.

Зафиксируйте время окончания выполнения задания.

Если пациент попадает в тупики или время выполнения задания превышает 240 секунд, прервите выполнение теста, а в качестве результата укажите 240 секунд (максимальный результат).


Оценка.

3 … 91–120 секунд;

4 … 121–239 секунд;

Оценка: _____________________

Комментарии:

Задание на повторение слов

Оценка = среднему числу из 10 легких слов, не названных за три попытки.

Максимальная оценка = 10

Называние предметов и пальцев

0 = 1–2 предмета названы неправильно;

1 = 3–5 предметов названы неправильно;

2 = 6–8 предметов названы неправильно;

3 = 9–11 предметов названы неправильно;

4 = 12–14 предметов названы неправильно;

5 = 15–17 предметов названы неправильно

0 = все задания выполнены правильно;

1 = 1 задание неправильно, 4 правильно;

2 = 2 задания неправильно, 3 правильно;

3 = 3 задания неправильно, 2 правильно;

4 = 4 задания неправильно, 1 правильно;

5 = все задания выполнены неправильно

0 = все 4 рисунка правильные;

1 = 1 фигура нарисована неправильно;

2 = 2 фигуры нарисованы неправильно;

3 = 3 фигуры нарисованы неправильно;

4 = 4 фигуры нарисованы неправильно;

5 = не нарисовано ни одной фигуры, каракули; части фигур; слова вместо фигур

0 = все части задания выполнены правильно;

1 = не выполнил 1 часть;

2 = не выполнил 2 части;

3 = не выполнил 3 части;

4 = не выполнил 4 части;

5 = не выполнил 5 частей

За каждый неправильный ответ дается один балл.

Максимальный балл = 8

Задание на узнавание слов

Оценка = среднему числу неправильных ответов при трех попытках.

Максимальная оценка = 12

Запоминание инструкций задания

0 = пациенту не требовались дополнительные напоминания;

1 = очень легкая степень – одно напоминание;

2 = легкая степень – напоминание потребовалось дважды;

3 = средняя степень – напоминание потребовалось 3–4 раза;

4 = среднетяжелая степень – напоминание потребовалось 5–6 раз;

5 = тяжелая степень – напоминание потребовалось 7 раз и более

Способность к разговорной речи

0 = случаев, когда пациента было трудно понять, не отмечалось;

1 = очень легкие нарушения – 1 случай снижения понятности речи;

2 = легкие нарушения – пациент испытывает трудности менее чем в 25% времени;

3 = нарушения средней степени – пациент испытывает трудности от 25 до 50% времени;

4 = среднетяжелые нарушения – пациент испытывает трудности более чем в 50% времени;

5 = выраженные нарушения – произносит 1 или 2 слова; плавная, но бессмысленная речь; мутизм

Трудности при подборе слов в спонтанной речи

0 = нет трудностей при подборе слов в спонтанной речи;

1 = очень легкие нарушения – 1 или 2 случая, клинически незначимо;

2 = легкие нарушения – заметная многословность или замена синонимами;

3 = нарушения средней степени – периодическая потеря слов без компенсации;

4 = среднетяжелые нарушения – частая потеря слов без компенсации;

5 = выраженные нарушения – почти полная потеря ключевых слов, речь звучит бессмысленно; произносит 1–2 слова

0 = данных о снижении понимания речи нет;

1 = очень легкие нарушения – 1 случай недопонимания;

2 = легкие нарушения – 3–5 случаев недопонимания;

3 = нарушения средней степени – требуется повторить несколько раз, перефразировать;

5 = выраженные нарушения – пациент редко правильно отвечает на вопросы, что не связано с бедностью речи

Концентрация и отвлекаемость

0 = данных о снижении концентрации или отвлекаемости нет;

1 = очень легкие нарушения – 1 случай снижения концентрации или отвлекаемости;

2 = легкие нарушения – 2–3 случая снижения концентрации или отвлекаемости; признаки возбуждения и невнимательности;

3 = нарушения средней степени – 4–5 случаев в течение исследования;

4 = среднетяжелые нарушения – концентрация снижена, отвлекаемость в течение большей части исследования;

5 = выраженные нарушения – очень трудно концентрироваться, пациент очень легко и часто отвлекается; не может завершить задания

1 = разница = 24–30;

2 = разница = 18–23;

3 = разница = 12–17;

4 = разница = 6–11;

3 = 91–120 секунд;

4 = 121–239 секунд;

Итог: _______________________________________________________________________________________________


Для подтверждения диагноза болезни Альцгеймера требуется не только инструментальное обследование, но и когнитивное тестирование. Последнее проводится при подозрении на наличие патологии и помогает выявить больных БА уже на ранних стадиях. Многие тесты на начальные симптомы болезни Альцгеймера можно выполнять в домашних условиях, однако для их оценки нередко требуется помощь близких или врача. Все тесты имеют разную чувствительность и специфичность, часть из них используется для дифференциальной диагностики со схожими по симптоматике патологиями.


Ранняя диагностика

Тесты SAGE, 6CIT, MoCA необходимы для того, чтобы определить Альцгеймера на ранних стадиях и обнаружить нарушения легкой степени. Все они являются надежными и удобными элементами скрининга пациентов первичного звена и позволяют быстро и точно выявить патологические изменения. Процедура проводится в спокойной обстановке, тихом помещении, в отсутствие календаря и часов.

Важно! При расшифровке результатов следует учитывать уровень образования, интеллектуальные способности, проявленные на протяжении всей предыдущей жизни, и возраст больного.

При создании тестов учитывались следующие критерии болезни Альцгеймера:

  • наличие жалоб на забывчивость, проблемы с памятью;
  • объективно выявленные амнестические расстройства;
  • общее состояние когнитивных функций;
  • активность в быту, обществе, наличие интересов, хобби;
  • отсутствие деменции.

Тест на ранние стадии болезни Альцгеймера. Обладает высокой чувствительностью. Вероятность ошибки крайне низка. Главное достоинство — возможность самостоятельного, без участия медперсонала, выполнения, что облегчает выявление незначительных проявлений патологии.
Включает в себя:

Максимум можно набрать до 22 баллов. Результат от 17 до 22 говорит об отсутствии патологии, при 15-16 регистрируют умеренные когнитивные расстройства. 14 баллов и ниже — следует безотлагательно обратиться за консультацией к врачу-неврологу.

Тест на признаки болезни Альцгеймера у женщин и мужчин 6CIT был разработан в 1983 году. Неоднократно использовался в европейских исследованиях, рекомендован неврологами для определения умственной деятельности. Обладает высокой чувствительностью с хорошей специфичностью (90% и 100% соответственно, для легкой степени деменции — 78% и 100%).
Продолжительность выполнения — 3-4 минуты, количество пунктов — 6. Оценка инвертирована — при меньших нарушениях исследуемый зарабатывает меньшее количество баллов. Результаты: от 0 до 7 — отсутствие патологии, 8-9 — умеренные нарушения, 10-28 — выраженные расстройства мозговых функций, требуется более глубокое обследование.

Важно! Диагноз Альцгеймера нельзя выставить только на основании результатов тестов. Его следует подтвердить лабораторными, инструментальными, а на поздних стадиях — и нейровизуализационными методами.

Диагностика умеренной и тяжелой деменции при БА

Простейшие тесты для диагностики болезни Альцгеймера — это КШОПС и mini-COG. Методики направлены на обнаружение умеренных или тяжелых мозговых дисфункций, и не могут помочь диагностике деменции на ранней стадии. Кроме того, они подтверждают наличие проблемы, но не всегда указывают на конкретную причину её появления. Зато их легко провести в домашних условиях, а при первичном обследовании в клинике они быстро дают понять, есть ли у больного затруднения в реализации умственной деятельности.

Данный тест на признаки болезни Альцгеймера длится около пяти минут и подтверждает диагноз слабоумия с большой вероятностью. В ходе теста оценивается зрительно-пространственная координация и память.

В начале тестирования пациент должен на слух запомнить три слова. В конце его просят воспроизвести их. Если из трех названо только одно или два, то предполагают наличие амнестических расстройств.
Нарушение функции кратковременной памяти из-за повреждения гиппокампа появляется в симптоматике БА в числе первых, поэтому все начальные тесты на болезнь Альцгеймера в первую очередь направлены на выявление симптомов амнезии. Наличие амнезии в совокупности с любым другим когнитивным расстройством позволяет выставить диагноз.

Тест на координацию или тест на Альцгеймера — часы (циферблат). Эта процедура уже более точна по сравнению с первой, с её помощью проводят дифференциальную диагностику. Может использоваться отдельно либо как элемент других тестов (например, SAGE).
Обследуемый должен самостоятельно изобразить циферблат часов и поставить стрелки на указанное время. Результат оценивается по специальной шкале с максимальной отметкой в 10 или 6 баллов.
Для упрощения больному могут предложить дорисовать стрелки на изображении циферблата. Пройти тест на Альцгеймера полностью он сможет только в том случае, если самостоятельно нарисует сами часы. Если человек не способен изобразить часы, но правильно рисует стрелки, предполагают деменцию другого типа. По форме элементов полученной картинки иногда диагностируют и конкретную разновидность патологии.

Этот тест на проверку болезни Альцгеймера занимает 10-15 минут. Подходит для более расширенного скрининга. Оценивает ориентацию во времени и пространстве, отсроченное воспроизведение, память, речь, чтение, счет, концентрацию внимания.
Состоит из 30 вопросов, результат считывают по шкале до 30 баллов.
Данный тест на определение болезни Альцгеймера может проводиться на дому, однако в этом случае его диагностическая ценность падает. Согласно зарубежным исследованиям, чувствительность КШОПС составляет 1,0 и специфичность 0,81. Это означает, что тестирование позволяет выявить 81 процентов людей с деменцией и правильно определяет 100% исследуемых, не имеющих когнитивных нарушений.
Процедура хорошо подходит для выявления сенильной деменции альцгеймеровского типа.


БДЛ тест на проверку болезни Альцгеймера используется для дифференциальной диагностики. Состоит из шести заданий, средняя продолжительность около 20 минут. Оценивается словарный запас, праксис, способность к обобщению, простая и усложненная формы реакции выбора, рефлексы. Максимально возможное число баллов — 18. Чтобы пройти тест на болезнь Альцгеймера, нужно набрать от 16 до 18 баллов.
С помощью БДЛ можно подтвердить повреждение коры больших полушарий мозга, при этом результаты КШОПС нередко показывают высокий уровень. При умеренной или тяжелой деменции оба теста демонстрируют низкие результаты. При легкой степени вначале происходит снижение показателей КШОПС (менее 24 баллов), а результаты БДЛ близки к норме.
Проводить и оценивать тест должен человек с медицинским образованием, поскольку во время процедуры проверяются и рефлексы.

Тесты на выявление отдельных когнитивных нарушений

Помимо КШОПС и мини-КОГ, в клинической практике для обнаружения симптомов БА используются тесты на Альцгеймера как текст, сопряженный с другими простейшими заданиями. Пациента могут попросить повторить движения за врачом, назвать общие признаки предложенных предметов. Проверке, помимо функции памяти, подвергаются беглость речи, рефлексы, праксис, гнозис и т.д. Основные когнитивные тесты:

  • проба Шульте;
  • CDR — клиническая рейтинговая шкала деменции;
  • шкала Гамильтона;
  • шкала Хачинского;
  • общая шкала нарушений;
  • самоопросник депрессии.

Все они используются преимущественно для дифференциации болезни Альцгеймера со схожими патологиями или определения степени тяжести отдельных нарушений. Данные тесты проводятся в условиях клиники, так как оцениваются самые разнообразные функции мозга, для чего исследующему требуется определенный опыт.

Тесты на определение наличия когнитивных нарушений
Тест Исследуемый предмет Для чего используется
Проба Шульте зрительное восприятие, внимание, умственная работоспособность определение патологии лобных долей и среднего мозга
CDR память, мышление, ориентирование, самообслуживание, социализация оценка тяжести деменции
Шкала Хачинского течение болезни и клиника, тест предназначен для заполнения медработником дифференциация Альцгеймера с сосудистой деменцией
Общая шкала нарушений внимание, восприятие, ориентирование во времени и пространстве, память, гнозис определение степени деменции
Шкала Гамильтона может быть использована как пациентом, так и врачом, в случае, если есть сомнения относительно правдивости самоотчета оценка уровня тревоги и степени тяжести депрессии (депрессивные расстройства сопровождают БА уже на ранних стадиях развития)
Самоопросник депрессии используется для самоотчета пациента

Простейшие тесты на БА

Сюда входят самые легкие по содержанию тесты, которые могут использоваться для диагностики не только потенциальными больными, но и их родственниками и даже знакомыми.

Простейший тест на предрасположенность к болезни Альцгеймера. Исследуемому предлагается серия из четырех картинок. На трех изображен один и тот же предмет (часто в разных ракурсах), на четвертой — другой. Требуется отыскать лишнюю картинку.
Если человек неспособен пройти тест на болезнь Альцгеймера с картинками, это может свидетельствовать не только о наличии патологии, но и о предрасположенности к ней. Обычно первым проявлением БА считаются проблемы с памятью, особенно с запоминанием новой информации. Однако сотрудники Университета Луизвилля обнаружили, что для решения некоторых простых задач человеку требуется задействовать медиальные отделы височных долей. Это может помочь обнаружить заболевание до появления первых симптомов, поскольку именно в этих зонах начинается накопление патологических белков (тау-протеина и бета-амилоида).

Аризонский опросник был создан в 2012 году для родственников потенциальных пациентов с БА. Этот тест на предрасположенность к Альцгеймеру позволяет понять, можно ли трактовать изменения в поведении, личности и интеллектуальных способностях близкого человека как повод для беспокойства. Он помогает выявить начальные изменения в 90% случаев.
Используя тесты первые признаки Альцгеймера у взрослых женщин и мужчин можно выявить задолго до развития умеренной и тяжелой деменции. Чем раньше больной начнет терапию, тем дольше он сможет сохранить привычный образ жизни.


Видео


039

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.