Шохор-троцкая м к бурлакова речь и афазия

М.К. Бурлакова

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

РАБОТА ПРИ АФАЗИИ


КНИГА ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Рецензенты: старший научный сотрудник ЛГНИИ психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР, Т. Г Визель,

логопед Московского городского центра патологии речи И. Г Куркова

Бурлакова М. К.

Коррекционно-педагогическая работа при афазии:
Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.—
190 с. — ISBN 5-09-001702-6. ,

В книге изложен многолетний опыт работы афазиолога НИИ неврологии АМН СССР по восстановлению речи у афазиков. Автором представлена данная работа в систематизированном виде, обращено внимание логопедов на правильность выбора тех или иных приемов, их зависимость от стадии восстановления речевой функции.

Книга предназначена для логопедов, но может быть использо­вана студентами дефектологических факультетов, психологами.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Коррекционно-педагогическая работа при афазии — одна из составных частей логопедической работы по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых. В ее основе лежит достаточно полное использование нейропсихологических основ речевой деятельности, у истоков которой стоят работы ведущих специалистов отечественной нейро­психологии А. Р. Лурии, Э. С. Бейн и Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой и их учеников. Каждый из этих авторов внес свой вклад в теорию и. практику восстановительного обучения больных с афазией. А. Р. Лурией на основе изуче­ния высших корковых функций человека разработана клас­сификация афазий, которая позволяет при выявлении пер­вично нарушенной нейропсихологической предпосылки квалифицировать форму афазии или их сочетаемость при различных заболеваниях головного мозга. Использование разработанной А. Р. Лурией методики исследования нару­шенных речевых функций позволяет не только определить у больного форму афазии, но и составить программу восстано­вительного обучения, а также выбрать методы и приемы восстановления речи, письма и чтения.

Возраст и преморбидный, личностный уровень больного до заболевания (нарушения мозгового кровообращения, травмы и т. п.) подсказывают логопеду первичный психоте­рапевтический подход к человеку, потерявшему речь.

Афазия у детей наблюдается довольно редко. В основном у них она возникает в результате черепно-мозговой травмы. Об афазии у ребенка можно говорить лишь в том случае, если в результате травмы или инфекционного заболевания нарушилась уже грамматически оформленная речь, т. е. в основном в 2,5—3-летнем возрасте и старше при нормаль­ном речевом развитии. В остальных случаях при ранних черепно-мозговых травмах или после инфекционных заболе­ваний сложные речевые расстройства следует рассматривать либо как алалию, либо как задержку речевого развития. Чем старше ребенок, тем более сложными будут его речевые расстройства при заболевании головного мозга. Так, у дошкольника, не умеющего читать и писать, естест­венно, не будут нарушены чтение и письмо. У школьника даже начальных классов могут быть не только нарушены фонематический слух, устная речь, но пострадают уже все стороны устной и письменной речи; и чем старше ребенок, тем более выраженными будут у него афазические расстройства. У подростка афазия проявляется так же, как у взрослого. Очень часто афазические нарушения наблюдаются у лиц от 15 до 30 лет, т. е. в том возрасте, когда человек еще только овладевает специальностью и вступает в сознательную трудовую жизнь. Поэтому оказание логопедической помощи этим больным особо социально необходимо и требует дли­тельной логопедической работы для восстановления со­циального статуса больного. Сообразуясь с возрастом пациента, логопед отбирает необходимый дидактический материал, соответствующий его интересам, помня о том, что картина речевого расстройства зависит не от возраста, а от той нейропсихологической предпосылки, которая пострадала в результате локального поражения головного мозга.

При проведении коррекционно-педагогической работы необходимо не только нейропсихологическое обследование больного, но и исследование наличия у него левшества. По последним научным данным, абсолютное или парциальное левшество наблюдается примерно у 30% населения. В то же время надо учитывать, что примерно в 75% у лиц с абсолют­ным или парциальным левшеством афазии все же возника­ют, как и у правшей, при поражении левого полушария. С другой стороны, наличие левшества у больного не только является благоприятным фактором восстановления нару­шенных у него речевых функций, но может подсказать лого­педу атипичность проявления афазического синдрома, например диссоциации в сохранной ситуативной речи и нарушений функций повторения, называния или грубейшего нарушения письма при сохранности устной речи и т. п.

Особую роль в коррекционно-педагогической работе играют взаимоотношения логопеда, больного и членов его семьи, так как успехи в работе с больным достигаются толь­ко при наличии благоприятного климата в семье, тактичном, терпеливом отношении к нему. Очень важно логопеду еще на раннем этапе болезни воспитать у больного и членов его семьи установку на восстановление обиходной речи. Посто­янное проведение психотерапевтических бесед, ободрение больного позволяют, несмотря на длительный срок преодо­ления нарушенных речевых функций, не только подвести его к самообслуживанию, но нередко возвратить к работе или учебе.

В пособии уделяется внимание восстановлению функций, приобретенных человеком в процессе обучения в школе, а именно: понимания многозначности слова, чтения, письма, счета и т. д., т. е. в высшей степени произвольных функций, влияющих на осознанное, предложенное извне, повторение слов и словосочетаний, на специальное произвольное назы­вание предметов, действий и их качеств и взаимоотношений, распад которых приводит к аграмматизму. Восстановление этих функций осуществляется параллельно, одновременно с коррекцией первично нарушенной предпосылки. В книге показано, что привлечение сохранных, смысловых, семанти­ческих функций, реализуемых высшими, третичными зонами коры головного мозга, содействуют восстановлению нару­шенных функций более низкого уровня. Автор стремился сделать привычными для логопеда-афазиолога понятия о трех функциональных блоках коры головного мозга, о синтаг­матических и парадигматических отношениях, содейство­вать освоению механизмов перестройки нарушенных функций за счет сохранных речевых зон, и особенно, за счет роли заднелобных отделов коры головного мозга, осуществля­ющих процессы прогнозирования восприятия речи на слух и планирования построения собственных высказываний. Всем этим автор стремился содействовать освоению лого­педом-афазиологом нередко сложных для него проблем ней­ропсихологии и нейролингвистики.

В книге приводится описание симптокомплексов ре­чевых расстройств при различных формах афазии, методики исследования речевых функций и коррекционно-педагоги­ческой работы на раннем и резидуальном этапах восстанов­ления.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 5024 . Нарушение авторских прав

Проблема восстановления речевых функций при афазии теснейшим образом связана с общими вопросами учения об афазии и психологическим анализом отдельных форм этих расстройств. Первые попытки восстановления речи у больных с афазией относятся к 70-м годам XIX века. Восстановлением речи при афазии в течение продолжительного времени занимались сурдопедагоги, невропатологи и психологи. Лишь в последние 20 лет в эту работу включились логопеды. Их участие в комплексном изучении расстройств речи при афазии, а главное, в работе по восстановлению речевых функций становится все шире. Педагогические логопедические способы воздействия на нарушенные речевые функции с учетом психологической структуры дефекта в каждом отдельном случае оказывают большую помощь врачам-невропатологам в лечении больных с афазией.

Несмотря на значительное количество публикаций, многие вопросы восстановительного обучения до сих пор остаются нерешенными. В частности, лишь в последние годы стало меняться представление о рациональных сроках начала восстановительного обучения и утверждается точка зрения, согласно которой положительные результаты восстановления речевых функций в значительной степени определяются ранним началом логопедической работы с больными.

Значение раннего начала логопедической работы при афазии заключается в том, что оно активизирует спонтанный процесс восстановления нарушенных функций. В тех случаях, когда логопедическое воздействие начинается в поздних, резидуальных стадиях восстановления, приходится преодолевать уже фиксированные, стойкие речевые нарушения.

В представленной книге отражена подробная система логопедической работы по восстановлению речи у больных с афазией в ранней стадии после инсульта, описаны методы и приемы растормаживания и стимулирования речевых функций у больных с разными видами афазии – сенсорной, моторной и тотальной.

Разработанные М.К. Шохор-Троцкой методики стимулирования и растормаживания речевых функций на раннем этапе восстановительного обучения предусматривают не только стимулирование угнетенных речевых функций, но по возможности и предупреждение некоторых симптомов афазий на поздних этапах восстановления. К этим методикам относятся: стимулирование понимания речи на слух у больных с афазией, растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией, стимулирование устной речи у больных с моторной афазией.

Методика стимулирования понимания устной речи у больных с различными формами афазий обеспечивает развитие слухового восприятия больных на основе использования логопедом мимики и эмоционально-волевых интонаций побудительной речи. Методика растормаживания экспрессивной речи с помощью автоматизированных речевых рядов у больных с моторной и тотальной афазией содействует активации возможности произнесения больными слов и коротких фраз. Благодаря использованию методики стимулирования устного высказывания удается расширить словесный и фразеологический словарь больных.

ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АФАЗИИ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ. - М.: МЕДИЦИНА, 1972. - 140 С.

  • ISBN: 5-225-01231-0
  • 280 страниц
  • январь 1997
  • Медицина
  • 380 г

Для невропатологов и логопедов.


2001, январь:книга на бумаге "Речь и афазия. Методологический подход к преодолению речевых расстройств", ISBN: 5-04-008760-8, издательство "Эксмо-Пресс", 412 стр., твёрдая обложка, тираж 5000 экземпляров


2000, ноябрь:книга на бумаге "Речь и афазия", издательство "Эксмо-Пресс", 416 стр.


1997, январь:книга на бумаге "Речь и афазия", ISBN: 5-225-01231-0, издательство "Медицина", 280 стр., твёрдая обложка, тираж 3000 экземпляров

Издательство: Медицина
Дата выхода: январь 1997
ISBN: 5-225-01231-0
Тираж: 3 000 экземпляров
Объём: 280 страниц
Масса: 380 г
Обложка: твёрдая








Издательство: Антология
Дата выхода: ноябрь 2017


Мария Стюарт оказывается в западне . Предательство лордов и неспокойная обстановка в стране толкают ее к бегству. Оказавшись в Англии, она отправляется к Елизавете Тюдор, своей кузине, у которой надеется найти спасение. Но Елизавета не рада родственнице. Поселив Марию в доме Джорджа Талбота и его жены Бесс, она надеется навсегда лишить ее престола. Сможет ли Елизавета осуществить свой план, а семейство.

Издательство: Аванта+
Дата выхода: март 2018


Шесть галактических цивилизаций. Пять погибших планет. Четверо учёных из разных миров. Три звёздные системы. Два космических корабля. И одна большая беда для всей Вселенной.

Производитель: АСТ
Дата выхода: май 2019


Человеческий язык — уникальная система общения, которая есть только у Homo Sapiens. - Почему и, главное, зачем мы научились разговаривать? - Почему любой из нас в раннем детстве легко и непринужденно усваивает родной язык, а изучение иностранных языков — непростое дело? - Существовал ли язык неандертальцев, доводилось ли нашим предкам с ними разговаривать? - Что такое гипотеза лингвистической.

Издательство: Питер
Дата выхода: декабрь 2018

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ

Основной задачей работы при динамической афазии является преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.

При значительно выраженной аспонтанности больному даются различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам (мебель, одежда, посуда, круглые предметы, квадратные, деревянные, металлические и т. п.); используется прямой и обратный порядковый счет, вычитание из 100 по 7, по 4 и т. п.

Ввиду того что при динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве внешних опор используются серии последовательных картинок, например, серия картинок о ребенке, самостоятельно построившем плот и отправившемся в плавание, и о последствиях такого плавания, серии бытовых рисунков художника X. Бидструпа. При динамической афазии преодолевается речевая инак-тивность, создаются условия для повышения речевой инициативы, для этого больному поручают устно передать кому-либо ту или иную просьбу логопеда и т. п. Речевая активность увеличивается в процессе создания специальных речевых ситуаций-инсценировок, в процессе которых инициатива ведения диалога передается больному. Тема диалога предварительно обсуждается с больным, ему даются вопросительные, ключевые слова и план, которые он может использовать в беседе. На занятиях по стимулированию речевой активности инсценируются беседы с врачом, в магазине, в аптеке, в гостях и т. п. Больной может быть ведущим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении художественного произведения, телепередач.

При более легких формах динамической афазии даются задания пересказать текст сначала при помощи развернутого вопросника, затем при помощи ключевых вопросов к отдельным абзацам текста, затем с опорой на план. Параллельно больной обучается составлять самостоятельные планы к текстам, сначала развернутые, затем краткие, свернутые, после чего, предварительно составив план, он пересказывает текст, незаглядывая в него. Таким образом, происходит интериори-зация плана при пересказе прочитанного.

При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий дня. Затем логопед опять переключает внимание больного на новую тему, например о том, кто навещал его накануне. Интонационно логопед выделяет предикат высказывания, собирая внимание больного на том или ином фрагменте. Позже ему предлагается выполнить как однозвеньевые, так и многозвеньевые инструкции.

По мере воспитания внимания больного к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.

Параллельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведется работа по восстановлению в тексты пропущенных предлогов, глаголов, наречий; письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок, заявления, доверенность на получение пенсии, письма знакомым и т. д.

Логопед в процессе индивидуальной и коллективной работы с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педаго-гической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Во многом результаты коррекционно-педагогической работы зависят от настойчивости логопеда и больного, являющегося по существу сотрудниками в достижении одной цели: максимального восстановления речи на фоне лечения.

Выводы и проблемы

При восстановлении речи у больных с афазией необходимы предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы.

В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

В процессе восстановительного обучения при афазии ставится конкретная перспективная цель и работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями больного.

Программы восстановления речи при разных формах афазии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодоления вторично нарушенной смысловой стороны речи используются близкие по характеру методические приемы. Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий. Они требуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте особенности нарушения понимания устной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии.

2. Раскройте первично нарушенную предпосылку при акустико-мнестической афазии.

3. В чем специфика семантической афазии?

4. Сопоставьте афферентную и эфферентную моторнуюафазию.

5. Охарактеризуйте динамическую афазию.

6. Раскройте основные положения коррекционно-педагогической работы при афазии.

7. Покажите специфику коррекционно-педагогической работы при разных формах афазии.

8. Подберите речевой и дидактический материал для логопедической работы с больными, страдающими различными формами афазии.

1. Бейн Э. С.,Бурлакова М. К., Визе ль Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М., 1982.

2. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М., 1989.

3. Бурлакова М. К. (Шохор-Троцкая) Говори и пиши правильно. Сборник упражнений для преодоления сложных речевых расстройств. — М., 1997.

4. Бурлакова М. К. Речь и афазия. — М., 1997.

5. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.

6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека — М 1969.

7. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики — М 1975.

8. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. — М., 1978.

9. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 140—282.

10. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение -М., 1988.

11. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М., 1972.

В данной статье представлен практический материал по восстановлению речи у больных с моторной афазией грубой степени выраженности, в условиях группового занятия. Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией.

Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с моторной афазией грубой степени выраженности посредством методики невербальной коммуникации и приемов растормаживания речи в рамках групповых логопедических занятий

Все это не может не сказываться на психологическом здоровье как самого больного, так его близких, на взаимоотношениях внутри семьи, на качестве их жизни в целом.

Первостепенной задачей в восстановительном обучении таких больных является обучение их способности к коммуникации, возможности выразить свои потребности, желания, вопросы. Для людей с тяжелой речевой патологией, практически полностью потерявших речь, была разработана методика невербальной коммуникации (Т.Г. Боровенко, Р.М. Мазковая).

Под невербальной коммуникацией при афазии понимается замещение или дополнение отсутствующего или неправильного вербального выражения невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией, рисунком, т. е. совокупностью всех проявлений невербального поведения.

Вместе с тем, необходимо растормаживать речь таких больных, стимулировать произнесение наиболее обиходных, бытовых слов и выражений (спасибо, здравствуйте, до свидания, извините и т. д.)

Разработкой приемов и упражнений для растормаживания речи занимались такие ученые, как Цветкова Л.С., Визель Т.Г., Бейн Э.С.

Растормаживание речи проводится с помощью особенно упроченных речевых отрезков, которые легче, чем другие оживают в памяти и приводят в движение язык как бы автоматически. У подавляющего большинства больных даже с очень грубой афазией в памяти сохраняются наиболее упроченные до заболевания слова и обороты речи. Они могут быть извлечены из нее путем напоминания о них.

Растормаживающее действие оказывает также пение хорошо знакомых песен со словами. Как известно, у каждого поколения есть свои любимые песни, поэтому надо учитывать это обстоятельство, как и то, какие песни близки больным индивидуально.

Аналогично этому используются заученные с детства или юности стихи, какие-либо отрывки прозы, а также беседы на особенно интересующие больного темы: лечение, семья, работа и т. д.

В целях растормаживания речи применяют приемы звукоподражания. Например, больному предлагают подражать крикам животных, имитировать природные звуки (шум ветра, звуки, издаваемые каплями дождя, крики птиц и т. д.).

Групповые логопедические занятия, продолжительностью 40 минут, проводятся каждый будний день в течение 30 дней.

Каждое занятие включало следующие виды работы:

1. Упражнения на нормализацию нейродинамического компонента психической деятельности;

2. Упражнения на растормаживание речи;

3. Обучение использованию средств невербальной коммуникации в процессе общения (построение фраз с помощью жестов, идеограмм, простые диалоги с помощью вербально-невербальных средств общения).

Рассмотрим каждый вид работы более подробно.

Как правило, у больных с грубой степенью выраженности моторной афазии отмечаются нарушения нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющиеся в трудностях концентрации, распределения и переключения внимания, сужении его объема, быстрой истощаемости и утомляемости больных, в медленном темпе работы, поэтому представляется целесообразным включать в групповые занятия упражнения на нормализацию нейродинамического компонента психической деятельности, как психофизиологическую основу для эффективного восстановительного обучения. С этой целью использовались следующие упражнения:

– упражнения на концентрацию и переключение внимания;

– упражнения на слухомоторную координацию (восприятие и воспроизведение ритмических структур).

Третья часть каждого занятия отводилась обучению невербальной коммуникации больных и включала упражнения на восприятие и воспроизведение отдельных слов и фраз с помощью жестов, идеограмм. Данная часть занятия включала следующие упражнения:

ОБРАЗЕЦ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

2. Упражнения на динамический праксис:

– кулак-кольцо со сгибанием руки;

Выполнять вместе с логопедом, с проговариванием.

3. Упражнения на слухо-моторную координацию

4. Упражнения на растормаживание речи:

  • Он уехал – и поминай как /звали/.
  • От радости в зобу дыхание /спёрло/.
  • Холодно так, что зуб на зуб не /попадает/.
  • Ушёл, и как в воду /канул/.
  • Ему хоть кол на голове /теши/.
  • От забот голова кругом /идёт/.
  • Уплетал так, что за ушами /трещало/.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Делу время, потехе – час.
  • Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Куй железо пока горячо.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Береги платье с нова, а честь смолоду.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • Всяк кулик хвалит свое болото.
  • Всякому овощу свое время.
  • Взялся за гуж, так не говори, что не дюж.
  • Волкой бояться – в лес не ходить.
  • Готовь сани летом, а телегу – зимой.

4. Оречевление жестов.

крепко обнимаю, руки мою, гвоздь молотком забиваю, крепко целую, ножницами режу, белье стираю, на рану дую, на сцене пою, полы мою ложкой ем, крепко сплю, крестиком вышиваю, из чашки пью, сладко зеваю, рулю

5. Беседа на тему Лето.

Больные договаривают предложения, начатые логопедом.

Настало /лето/. А улице очень /жарко/. Солнце светит /ярко/. Люди ходят в лёгкой леьней /одежде/.На лугу растёт сочная зелёная /трава/, цветут /цветы/: белые /ромашки/, жёлтые /одуванчики/ и синие /васильки/. Колосится золотистая /рожь/. В лесу весело поют /птицы/, где-то кукует /кукушка/, в траве стрекочут /кузнечики/, порхают разноцветные /бабочки/. Дети взяли плетёные /корзины/ и пошли в /лес/ за вкусными /ягодами/. Уже поспела сладкая /малина/. В лесу прохладно и очень /тихо/. Рыжая пушистая /белка/ прыгает с ветки на /ветку/, с дерева на /дерево/. Хорошо летом в сосновом /лесу/, но пора идти /домой/.

Выполнение аналогично предыдущему заданию, но с опорой на сюжетную картину.

7. Упражнения на обучение невербальной коммуникации.

Больным раздаются по четыре карточки с символическим изображением отдельных слов – идеограммами (смотри приложение), и по четыре карточки с написанными словами.

Логопед объясняет, что многие слова можно показать жестами или нарисовать в форме схематического рисунка.

Далее логопед произносит отдельные слова и просит больных подобрать соответствующие этим словам карточки с идеограммами и карточки с написанным словом.

Затем логопед предлагает больным подобрать жест для обозначения того или иного слова. Больные сами зарисовывают идеограммы к тому или иному слову (из изучаемых).

8. Логопед прощается с больными.

Список использованной литературы:

1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. –М., 2010г.

2. Боровенко Т.Г., Мазковая Р.М. Методика невербальной коммуникации в восстановительном обучении больных с афазией // Патология речи органического и функционального генеза. – М., 1985г.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб., 2008г.

4. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – Москва – Воронеж, 2010г.

5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. –М., 2008г.

6. Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. – М., 2002г.

7. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия. – М., 2001г.

8. Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. – М., 2012г.

Разделы: Логопедия

Общепризнано, что речь – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли и средством общения. Следственно, потеря этого бесценного дара – дара речи – тяжело отражается на состоянии самого больного, на отношении к нему окружающих. Речь идет о больных с сосудистой и очаговой патологией, возникшей в результате инсультов, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, нейроинфекций. И число таких больных стремительно растет. Часто у них начинает развиваться, наряду с невротической, и психопатологическая симптоматика как реакция на нарушение речевых и двигательных функций, а также на изменение социально-трудового статуса и положения в семье.

Как показывает опыт, спонтанное восстановление утраченной или нарушенной функции (движений, речи) у этих больных происходит лишь в очень ограниченной степени, а иногда не происходит вовсе. Появившийся речевой дефект может остаться навсегда, если пациент будет оставлен без специальной помощи. Поэтому работа с таким больным должна быть разносторонней, она требует системного совместного подхода со стороны невропатологов, специалистов по лечебной физкультуре, медицинских психологов, психиатров, логопедов. Для постановки правильного речевого диагноза и восстановления речи требуются логопеды-афазиологи, умеющие квалифицированно проводить нейропсихологический анализ речевой патологии и владеющие специальными методами коррекции речевого дефекта. Коррекционно-обучающая программа логопедической помощи больным основана на том, что речевая функция не локализуется в каких-либо ограниченных участках мозга, в связи с чем его очаговое, локальное поражение не приводит к полному выпадению функции. При нарушении мозгового кровообращения, при черепно-мозговой травме и других поражениях мозга обычно нарушается одна из составных частей, обеспечивающих речевую функцию: киностетическая, акустическая, программирующая либо планирующая. Потому и возможна компенсация одной нарушенной анализаторной системы за счет участия в ней другой. Рассмотрим одну из форм речевых расстройств – афферентную моторную афазию.

Афферентная моторная афазия

Она является одним из самых тяжелых речевых расстройств, возникающих при поражении постцентральных нижнетеменных отделов головного мозга, расположенных от центральной борозды до поля 39 – зоны перекрытия анализаторных систем (нижние отделы постцентральной зоны левого доминантного полушария на уровне вторичных полей).

Первичным дефектом при афферентной моторной афазии является афферентная артикуляторная апраксия, главным проявлением которой является распад системы артикуляторных поз звуков речи – артикулем, что приводит к невозможности воспроизводить звуки речи. В результате речь у больных часто отсутствует. В более легких случаях артикулируемые больными звуки воспроизводятся ими искаженно. Таким образом, наиболее характерными симптомами при афферентной моторной афазии являются либо полная неспособность артикулировать, либо наличие поисков артикуляции. У больных обнаруживаются беспорядочные движения языка, губ, прежде чем они смогут произнести тот или иной звук. Нередко артикуляционная апраксия сочетается с оральной апраксией, которая выражается в том, что больные теряют способность по инструкции выполнить определенные позы ("поднять язык вверх", "поцокать", "надуть щеки", "вытянуть вперед губы трубочкой" и другие). При этом наблюдаются поиски позы, проявляющиеся в беспорядочных движениях языка и губ.

Спонтанная речь при грубой степени выраженности речевого дефекта у больных практически отсутствует. Часто выявляется речевой эмбол, состоящий из "осколка" слова ("ду-ду-ду", "на-на-на"), или же речевым эмболом становится отдельное слово ("так-так". "вот-вот-вот". ). Он заменяет больным вербальную (словесную) речь при попытках общения с окружающими, эмбол эмоционально насыщен, богато интонирован, сопровождается жестами и мимикой.

При менее грубом дефекте речи спонтанная речь бедна и состоит из отдельных слов. Фразовая речь возможна лишь у отдельных пациентов, при этом фраза примитивна по логической структуре, имеется значительный словарный дефицит, произносительные трудности проявляются в виде поисков отдельных артикулем и приводят к звуковым искажениям и литеральным парафазиям (особенно в начале слов).

У больных с высокой степенью афферентной моторной афазии отсутствуют и речевые автоматизмы, артикулирование которых является высокоупроченным преморбидио (например, сопряженный и отраженный порядковый счет, пение со словами и так далее). В менее грубых случаях речевые автоматизмы сохраняются, и произносительные трудности в них в определенной мере оказываются сглаженными.

Повторная речь при грубой степени речевого расстройства больных практических отсутствует. Иногда возможно лишь повторение за другим человеком отдельных гласных звуков (с опорой на артикуляторный образ звука и по акустическому образцу). При менее грубой степени у больных с афферентной моторной афазией присутствует повторная речь, однако отмечаются серьезные произносительные нарушения.

Называние предметов в случаях грубых нарушений речи при данной форме афазии больным недоступно, так как они не могут найти соответствующие артикулемы. Если артикуляционная апраксия не слишком грубая, то больные в состоянии произнести отдельные номинации.

При грубой степени выраженности афферентной моторной афазии для больных невозможна также диалогическая речь. При менее грубой афазии имеется тенденция к использованию слов, содержащихся в вопросе, для формирования ответа. При этом присутствуют значительные произносительные расстройства.

Больные с грубой афферентной афазией в общем понимают обращенную к ним речь (ситуативно-бытовую). Более сложные виды речи не всегда доступны пониманию, особенно логико-грамматические обороты. Иногда у больных встречаются элементы отчуждения смысла слова при показе отдельных предметов и частей тела. Как принято считать, это обусловлено невозможностью полноценной опоры на проговаривание при восприятии на слух соответствующих слов и фраз. При менее грубом дефекте больным тяжело воспринимать развернутую диалогическую и монологическую речь, хотя фонетический слух у них сохранен. Таким образом, особенности понимания речи у пациентов с грубой афферентной афазией носят вторичный характер, являясь системным следствием недостаточности артикуляционных подкреплений.

У больных с данной формой афазии грубой степени чтение преимущественно глобальное, то есть они в состоянии прочитывать отдельные высокочастотные простые по звуко-слоговому строению слова и раскладывать подписи под картинками. При этом вслух пациенты не могут прочитать даже отдельные буквы.

При грубой афферентной моторной афазии письмо как функция отсутствует из-за распада ассоциативной связи "фонема – графема". Больные не всегда могут написать даже свою фамилию. Но некоторым пациентам доступно списывание по типу "рабского копирования", то есть они пытаются воспроизвести списываемый текст точно таким, каким он им предъявлен. Им недоступно письмо под диктовку даже тех слов, которые узнаются ими по названиям. При средней степени выраженности данной формы афазии письменная речь также грубо нарушена. Больные в состоянии списывать слова и даже небольшие фразы, но они не справляются с письмом подобного текста под диктовку.

Восстановление речевых функций при моторной афазии афферентного типа

При данной форме афазии используются как методы, направленные на преодоление первичного речевого нарушения, так и те, которые рассчитаны на устранение "вторичной" (системной) симптоматики. Для этой цели при наиболее грубой речевой патологии наиболее доступным для больных является использование растормаживающих и стимулирующих методов работы.

  1. Растормаживание произносительной стороны речи. Она достигается путем сопряженного, отраженного и самостоятельного произнесения автоматизированных речевых рядов: порядкового счета, называния дней недели, месяцев по порядку, пения песен со словами; окончания пословиц и фраз с "жестким контекстом"; моделирование ситуаций, стимулирующих продуцирование непроизвольных возгласов ("ой", "ах", "Боже мой") и коммуникативно значимых слов ("надо", "буду", "не знаю", "нет", "да" и другие).
  2. Для стимуляции понимания ситуативной и бытовой речи при восстановительном обучении используются упражнения по показу предметов и ответам на вопросы в диалоге.
  3. При стимулировании глобального чтения применяется восстановительный метод, который заключается в раскладывании подписей под картинками (предметными и простыми сюжетными), сопряженное чтение.
  4. Для реконструкции артикулем используется оптико-тактильный метод. Важным приемом здесь является работа по автоматизации артикулем в словах, где они занимают разные позиции и различны по слого-ритмической структуре. Это необходимо для преодоления литеральных парафазий, то есть спонтанных пропусков, замен, перестановок или повторений отдельных звуков в словах.
  5. При восстановлении письменной речи предлагается написание наиболее привычных слов-идеограмм ("Россия", "мама" и другие). В рамках письменной речи преследуется цель восстановления ассоциативной связи "артикулема – графема". Это достигается путем списывания и написания буквы, соответствующих произнесенным звукам речи, и прочтение этих букв непосредственно после написания.

Кроме этих общепринятых методов восстановления речевой функции у больных с афазией мною применяются и собственные разработки.

Собственные разработки

    1. Для достижения более заметного эффекта при "растормаживании" речи больных предлагаю использовать убыстренный темп сопряженной речи с акцентацией темпа при помощи ритмичного хлопанья. Этот метод успешен в 40 процентах случаев.
    2. Если у пациента наблюдается неконтролируемое им увеличение темпа речи, в качестве дополнительного элемента к основной методике я предлагаю больному задание по списыванию слов печатными буквами. Поскольку, в отличие от начертания "прописью", этот прием снижает темп выполнения задания (а больной "про себя" проговаривает те фразы, которые он запечатлевает на бумаге), это способствует в том числе снижению темпа устной речи, ибо заставляет пациента произносить слова практически побуквенно, чего сложно добиться иным путем.
    3. При моторной афазии афферентного типа нередко встречаются трудности произнесения первого слога в слове. Для решения этой проблемы я предлагаю больному произнести сопряженно со мною слог, вызвавший у него трудности. После того, как произнесение этого звукосочетания доходит у него до автоматизма, я без паузы включаю в сопряженное проговаривание целое слово и вместе с пациентом произношу его несколько раз. Приведу пример: если больной не может сопряженно проговорить целое слово "машина" (а произносит "шина"), ему предлагается много раз произнести слог "ма – ма-ма-ма-ма. ", после чего пациент без затруднений, на автомате, произносит все слово "машина".
    4. Для лечения больных с крайне грубыми нарушениями письма предлагается задание по копированию слов. В рамках этого метода предлагаю прием: списывание печатными буквами и произнесение вслух коротких слов из двух, трех, а потом и четырех букв с открытыми слогами, затем с одним открытым, а другим закрытым, и так далее, постепенно увеличивая длину слов и усложняя их структуру.

Литература

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.