Шпаргалки по основам нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:39, шпаргалка

понятие о раздражители и раздражении. Возбуждение - сложный активный физиологический процесс , в котором возбудимые клетки отвечают на действие раздражителя. Раздражители - факторы внешней или внутренней среды, способные вызвать ответную реакцию живой возбудимой клетки. Раздражение - процесс воздействия раздражителя на возбудимую структуру. Классификация раздражителей: 1 по характеру воздействия: Сигналы первой сигнальной системы - сигналы, которые обладают естественными природными параметрами -Физические раздражители. (Механические воздействия, температурные возд., болевые возд.)

1_vopros_neyrofiziologia.docx

4) понятие о раздражители и раздражении. Возбуждение - сложный активный физиологический процесс , в котором возбудимые клетки отвечают на действие раздражителя. Раздражители - факторы внешней или внутренней среды, способные вызвать ответную реакцию живой возбудимой клетки. Раздражение - процесс воздействия раздражителя на возбудимую структуру. Классификация раздражителей: 1 по характеру воздействия: Сигналы первой сигнальной системы - сигналы, которые обладают естественными природными параметрами -Физические раздражители. (Механические воздействия, температурные возд., болевые возд.)-Химические раздр. (кислоты – соляная кислота, щелочь, гормоны, соли, медиаторы )--Физико-химические (осмотическое давление плазмы крови, парциальное давление газов в плазме крови)--Биологические ( гормоны, медиаторы их белковая часть, вирусы и бактерии)Сигналы второй сигнальной системы – сигналы, созданные человеком для передачи информации (Речь сказанная, написанная, услышанная, символы, цифры, арифметические знаки, схемы, пиктограммы ) - Свойственно только человеку. 2 по адекватности воздействия1)Адекватные раздражители – к их восприятию рецепторы приспособились в процессе эволюции (свет для сетчатки глаза, звук для уха). 2)Неадекватные – к их воздействию рецепторы не приспособлены, поэтому воспринимают их неадекватно или не воспринимают вообще 3 По силе воздействия--Подпороговые раздражители ( слабые) - при однократном раздражении не вызывают ответной реакции, но могут суммироваться, достигая пороговой величины.--Пороговые – при однократном воздействии вызывают адекватную ответную реакцию.--Надпороговые (сверхсильные) – вызывают неадекватную ответную реакцию или торможение вместо возбуждения. Потенциал покоя и потенциал возбуждения Потенциал покоя (мембранный потенциал, статическая поляризация) – разность зарядов на внешней и внутренней поверхности цитоплазматической мембраны клетки, находящиеся в состоянии покоя.

5)Принцип саморегуляции. Саморегуляция – не контролируемое сознанием, регулируемое вегетативной нервной системой и эндокринной системой, состояние организма при котором системы органов работают согласованно с целью поддержания постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Внутренняя среда организма – совокупность жидких сред: кровь, лимфа, межтканевая и межклеточная жидкости. Внутренняя среда организма характеризуется определенными биохимическими показателями – биологические константы организма, их отклонение от нормы активизирует систему саморегуляции, которая стремится вернуть их к норме. Типы биологических констант: 1)Пластичные – могут отклоняться от нормы, не нарушая жизнедеятельности организма на десятые доли единиц и целые единицы. Например : температура крови. 2)Жесткие биологические константы - могут отклоняться от нормы не более чем на сотые доли единицы, они имеют узкий диапазон парирования. Пример: кислотно-щелочной показатель крови. Схема функциональной системы саморегуляции

7) рефлекторный принцип регуляции. Общие принципы функционирования организма Кореляция, Регуляция, Рефлекторный принцип, Принцип саморегуляции Кореляция –взаимодействие элементов в целом организме, при котором они совместно выполняют присущие им функции. 2 типа кореляции: механическая (взаимозависимая работа органов или систем органов – работа сердца и легких, работа органов пищеварительной системы) химическая (осуществляется с помощью биологически активных веществ – регенерация поврежденной кожи) Регуляция – такое взаимодействие, при котором одна структура или процесс целенаправленно подчиняет себе другую структуру или процесс в интересах целого организма.Типы: -Гуморальная- с помощью биологически активных веществ (гормонов). Минусы: медленная регуляция, безадресная р., относительно длительный эффект--Нервная – с помощью нервных импульсов. Плюсы: адресная регуляция, быстрая регуляция, отсутствие продленного эффекта--Нейрогуморальная – взаимодействие нервной и гуморальной систем в процессах регуляции жизнедеятельности организмаРефлекторный принцип. Рефлекс- ответная реакция организма, на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы. Рефлекторная дуга – путь нервного импульса к рабочему органу. Обратная афферентация - Афферентный нейрон, который несет информацию от рецепторов рабочего органа в нервный центр, это информация о параметрах проделанной работы. На ее основе тормозится ответная реакция и корректируется дальнейшее поведение. Замыкает рефлекторную дугу в рефлекторное кольцо. Типы рефлексов: Безусловные рефлексы. Они одинаковы у всех представителей одного вида. Они не изменчивы и их невозможно затормозить. Рефлекторные дуги замыкаются в подкорковых центрах Иерархия безусловных рефлексов:-Пищевые рефлексы (центр в продолговатом мозге) и половые р.(таламус)-Ориентировочно- познавательный (четверохолмие) и защитно-оборонительные р. (продолговатый мозг и спинной мозг)-Условные (приобретенные р. или память индивида). Изменчивы, формируются в течении всей жизни. Рефлекторные дуги замыкаются в коре больших полушарий Классификация: 1. по результатуа) положительные. Сопровождаются видимой ответной реакциейб) отрицательные. Ответная реакция при этом тормозится. На слово нельзя. 2. по натуральности а) натуральные – ответная реакция на естественные внешние сигналы, которые изначально были безразличными, а в последствии стали условными сигналами. Например – выделение слюны при виде любимых конфет, фруктов б) искусственные – это ответная реакция на ненатуральные внешние сигналы.Искусственные на сигналы первой сигнальной системы (выделение слюны при виде фантика любимой конфеты у ребенка) Искусственные на сигналы второй сигнальной системы ( выделение слюны при чтении рецепта)

8) Высшая нервная деятельность Высшая нервная деятельность - способность высших отделов головного мозга обеспечивать индивидуальное приспособительное поведение в условиях меняющейся окружающей среды. Тип ВНД – индивидуальные особенности ВНД, предопределенные генетически и откорректированные в процессе воспитания, которые зависят от силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности.Сила нервных процессов отражает уровень работоспособности нервных клеток. Сильная нервная система может выдерживать продолжительные интенсивные нагрузки, слабая не может. Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Подвижность нервных процессов отражает скорость возникновения процесса возбуждения и процесса торможения, а так же скорость смены одного процесса другим. Малоподвижная – инертная, подвижная – мобильная.Типы ВНД по Павлову: Сильная --Уравновешенный или не уравновешенный (холерик). Уравновешенный: лабильный (сангвиник) или инертный (флегматик)--Слабая (меланхолик) ----Сильный, уравновешенный, лабильный – сангвиник. Способен быстро принимать решения и оценивать ситуацию, легко, надежно вырабатываются условные рефлексы и динамические стереотипы, внимание легко переключается, хорошо концентрируется, речь громкая эмоциональная, грамотная, с большим речевым запасом, эмоции хорошо контролируются и легко подавляются, хорошие ученики с хорошим поведением, способные выполнять дополнительные задания.---Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик. Процессы торможения преобладают над возбуждением и с трудом сменяют друг друга, решения принимаются медленно, но всегда обдуманно взвешенно, тормозные рефлексы вырабатываются быстрее и надежнее чем положительные, динамические стереотипы очень надежны и их переделка болезненна для человека, речь замедленна, малоэмоциональна, грамотная с богатым словарным запасом. Внимание устойчиво, переключается с трудом, эмоции слабовыраженные и хорошо контролируются, способны выполнять дополнительные задания при дополнительном времени.----Сильный, неуравновешенный – холерик, быстро принимает решения, зачастую непродуманные, легко вырабатываются положительные рефлексы, с трудом и ненадежно отрицательные, динамический стереотип с трудом и ненадежно, внимание быстро переключается с трудом концентрируется, речь торопливая, громкая, эмоциональная, не редко упрощенная, но словарный запас хороший, эмоции ярко выражены и с трудом контролируются, может учится хорошо, при постоянном контроле, поведение удовлетворительное, способен выполнять дополнительные задания при руководящем контроле.----Меланхолик решения принимает медленно, поддается более авторитетному влиянию, рефлексы вырабатываются с трудом и не надежно, слабая память, вырабатывая рефлекс надо использовать подпороговые раздражители, динамический стереотип вырабатывается с трудом, ненадежен, речь тихая с пониженным эмоциональным фоном, внимание неустойчивое, эмоции преимущественно отрицательные, неустойчивые, люди легко ранимые, мнительные, обидчивые, учеба дается тяжело, но имеют способности в вербальной сфере, не способны к дополнительным заданиям. Типы ВНД по соотношению сигнальной системы. Первая сигнальная система анализирует естественные параметры окружающей среды, вторая – искусственные сигналы ( речь)1)Художественный тип. Первая преобладает (подкорка преобладает над корой), восприятие чувственное образное, мышление наглядно образное, эмоциональное, интуитивное, нелогичное. Восприятие от общего к частному, поведение импульсивное, нелогичное2)Мыслительный тип. Вторая сигнальная система преобладает, восприятие от частного к общему, мышление абстрактно логическое, отстраненное от реальности, малоэмоциональное, с выявлением причинно следственных связей.3)Средний тип. Отличается уравновешенностью первой и второй сигнальной системы

9) Физиологический механизм условного рефлекса. В основе условного рефлекса лежит временная нервная связь между несвязанными раньше нервными центрами, эти связи возникают при помощи вставочных нейронов.Правила выработки условного рефлекса: (Здоровый бодрствующий индивид, Наличие потребности у индивида, Безразличный сигнал, который в последствии станет условным (Натуральные или искусственные), Подкрепление, удовлетворяющая потребность индивида, должно подаваться после действия условного сигнала, Повторение сочетаний (условный сигнал – подкрепление) необходимо продолжать до тех пор, пока ответная реакция не начнет проявляться только на условный сигнал без подкрепления.) Условные рефлексы высших порядков Условные рефлексы высших порядков вырабатываются на базе условных рефлексов сформированных раньше, при этом в качестве подкрепления используются эти раннее выработанные условные рефлексы. 1 комплекс рефлексов – ИНСТИНКТЫ – стереотипная форма поведения, которая складывается из последовательности безусловных рефлексов, при этом каждый следующий рефлекс начинается при благополучном завершении предыдущего. Инстинкты проявляются только в определенных внешних условиях, которому соответствует определенное внутреннее состояние организма. Динамический стереотип - это стереотипная форма поведения в относительно постоянных условиях внешней среды, которая складывается из последовательности условных рефлексов, при этом каждый следующий рефлекс стимулируется благополучным завершением предыдуще

10) Торможение условно рефлекторной деятельности.Типы торможения:1.Безусловное (внешнее) торможениеА) индукционное – основано на врожденном ориентировочно познавательном рефлексе и является базой для непроизвольного внимания. Б) запредельное (охранительное) – проявляется под действием очень сильных или длительно действующих раздражителей. Защита нервной системы от перегрузок2. условное (внутреннее)А) угасательное – возникает при не подкреплении условного раздражителя безусловным. Основа забывания.Б) дифференцировочное – способность различать даже близкие по своим свойствам условные раздражители и реагировать только на значимые. Основа обученияВ) условный тормоз – вырабатывается если к условному сигналу добавляем безразличный и их совместное действие не подкрепляем, при этом действие оного условного сигнала подкрепляем. Основа обучения.Г) запаздывательное – вырабатывается в тех случаях, если подкрепление отдаляется от действия условного сигнала более чем не 2 минуты. Основа терпения. (наиболее сложный процесс) Принцип саморегуляции.Саморегуляция – не контролируемое сознанием,регулируемое вегетативной нервной системой и эндокринной системой, состояние организма при котором системы органов работают согласованно с целью поддержания постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).Внутренняя среда организма – совокупность жидких сред: кровь, лимфа, межтканевая и межклеточная жидкости. Внутренняя среда организма характеризуется определенными биохимическими показателями биологические константы организма, их отклонение от нормы активизирует систему саморегуляции, которая стремится вернуть их к норме.

11) Условные рефлексы высших порядков Условные рефлексы высших порядков вырабатываются на базе условных рефлексов сформированных раньше, при этом в качестве подкрепления используются эти раннее выработанные условные рефлексы. 1 комплекс рефлексов – ИНСТИНКТЫ – стереотипная форма поведения, которая складывается из последовательности безусловных рефлексов, при этом каждый следующий рефлекс начинается при благополучном завершении предыдущего. Инстинкты проявляются только в определенных внешних условиях, которому соответствует определенное внутреннее состояние организма. Динамический стереотип- это стереотипная форма поведения в относительно постоянных условиях внешней среды, которая складывается из последовательности условных рефлексов, при этом каждый следующий рефлекс стимулируется благополучным завершением предыдущего.

12) Торможение условно рефлекторной деятельности. Типы торможения:1.Безусловное (внешнее) торможениеА) индукционное – основано на врожденном ориентировочно познавательном рефлексе и является базой для непроизвольного внимания. Б) запредельное (охранительное) – проявляется под действием очень сильных или длительно действующих раздражителей. Защита нервной системы от перегрузок2. условное (внутреннее)А) угасательное – возникает при не подкреплении условного раздражителя безусловным. Основа забывания.Б) дифференцировочное – способность различать даже близкие по своим свойствам условные раздражители и реагировать только на значимые. Основа обученияВ) условный тормоз – вырабатывается если к условному сигналу добавляем безразличный и их совместное действие не подкрепляем, при этом действие оного условного сигнала подкрепляем. Основа обучения.Г) запаздывательное – вырабатывается в тех случаях, если подкрепление отдаляется от действия условного сигнала более чем не 2 минуты. Основа терпения. (наиболее сложный процесс)

13) Функциональная система поведения Схема по Анохину Возможные результаты поведенческого акта. --Получение адекватного результата - формируются положительные эмоции и функциональная система перестает существовать---Получение неадекватного результата – формируется ориентировочное поведение, эмоция хуже, если параметры хуже ожидающихся, положительная – если лучше.---Затруднение в получении желаемого результата – формируется ориентировочная поведение и отрицательная эмоция, перестаивается программа и акцептор результата действий---Невозможность получения желаемого результата – формируется ориентировочное поведение и отрицательная эмоция, которая может перейти в застойную форму или усилиться до стресса.

Разработчик учебно-методических материалов:

Т.И.Дуброва, кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой коррекционной педагогики,

здорового и безопасного образа жизни

Сопроводительная записка

Целью изучения темы является ознакомление слушателей с основами медицинских знаний в области нейрофизиологии и высшей нервной деятельности человека. В результате изучения темы слушатели должны приобрести знания в сфере повышения общего уровня медицинских знаний в вопросах оказания комплексной логопедической помощи, необходимые для развития следующих компетенций:

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1)

- готовность к обеспечению взаимодействия работников сфер образования,

здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-4);

- способность к проектированию и внедрению психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии (ПК-6);

- готовностью к консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности (ПК-7).

Контроль качества изучения слушателями темы осуществляется в форме выполнения контрольного задания – реферата.

Учебно-тематический план

Наименование тем Количество часов
всего Лекции ДОТ Форма контроля
1.2. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. реферат
Итого

Учебные материалы (содержание)

Головной мозг человека устроен чрезвычайно сложно. Даже сейчас, когда мы знаем так много о мозге не только человека, но и ряда животных, мы, по-видимому, еще очень далеки от понимания физиологических механизмов многих психических функций. Можно сказать, что эти вопросы только включены в повестку дня современной науки. В первую очередь это касается таких психических процессов, как мышление, восприятие окружающего мира и памяти и многих других. Вместе с тем сейчас четко определены основные проблемы, которые придется решать в Ш тысячелетии. Что же может предъявить современная наука человеку, интересующемуся, как функционирует мозг человека? Прежде всего то, что в нашем мозге «работают несколько систем, по крайней мере три. Каждую из этих систем можно даже назвать отдельным мозгом, хотя в здоровом мозге каждая из них работает в тесном сотрудничестве и взаимодействии. Что же это за системы? Это активирующий мозг, мотивационный мозг и познающий, или когнитивный (от лат. cognitio — знание), мозг. Как уже указывалось, не следует понимать, что эти три системы, подобно матрешкам, вложены одна в другую. Каждая из них, помимо своей основной функции, например активирующая система (мозг), как участвует в определении состояния нашего сознания, циклов сон—бодрствование, так и является неотъемлемой частью познавательных процессов нашего мозга. Действительно, если у человека нарушен сон, то невозможен процесс учебы и другой деятельности. Нарушение биологических мотиваций может быть несовместимым с жизнью. Эти примеры можно множить, но главная мысль состоит в том, что мозг человека — единый орган, обеспечивающий жизнедеятельность и психические функции, однако для удобства описания будем выделять в нем три указанных выше блока.

Головной мозг человека состоит из сотен миллиардов клеток, причем нервные клетки (нейроны) не составляют большинство. Большая часть объема нервной ткани (до 9 /10 в некоторых областях мозга) занята клетками глии (от греч. склеивать). Дело в том, что нейрон выполняет в нашем организме гигантскую очень тонкую и трудную работу, для чего необходимо освободить такую клетку от будничной деятельности, связанной с питанием, удалением шлаков, защитой от механических повреждений и т. д. — это обеспечивается другими, обслуживающими клетками, т.е. клетками глии. В головном мозге выделяют три типа клеток глии: микроглию, олигодендроглию и астроглию, каждая из которых обеспечивает только ей предназначенную функцию. Клетки микроглии участвуют в образовании мозговых оболочек, олигодендроглии — в образовании оболочек (миелиновых чехлов) вокруг отдельных отростков нервных клеток. Миелиновые оболочки вокруг периферических нервных волокон образуются специальными глиальными клетками — шванновскими клетками. Астроциты находятся вокруг нейронов, обеспечивая их механическую защиту, а кроме того, доставляют в нейрон питательные вещества и убирают шлаки. Клетки глии обеспечивают также электрическую изоляцию отдельных нейронов от воздействия других нейронов. Важной особенностью клеток глии является то, что в отличие от нейронов они сохраняют способность делиться на протяжении всей своей жизни. Это деление в некоторых случаях приводит к опухолевым заболеваниям головного мозга человека. Нервная клетка настолько специализирована, что утеряла способность к делению. Таким образом, нейроны нашего мозга, однажды образовавшись из клеток-предшественников (нейробластов), живут с нами всю нашу жизнь. На этом длительном пути мы только теряем нейроны нашего мозга.

Нейрон является главной клеткой центральной нервной системы. Формы нейронов чрезвычайно многообразны, но основные части неизменны у всех типов нейронов. Нейрон состоит из следующих частей: сомы (тела) и многочисленных разветвленных отростков. У каждого нейрона есть два типа отростков: аксон, по которому возбуждение передается от нейрона к другому нейрону, и многочисленные дендриты (от греч. дерево), на которых заканчиваются синапсами (от греч. контакт) аксоны от других нейронов. Нейрон проводит возбуждение только от дендрита к аксону. Основным свойством нейрона является способность возбуждаться (генерировать электрический импульс) и передавать (проводить) это возбуждение к другим нейронам, мышечным, железистым и другим клеткам.

Как передается возбуждение — от одного нейрона другому или от нейрона, например, на мышечное волокно? Этой проблемой интересуются не только профессиональные нейробиологи, но и врачи, особенно фармакологи. Знание биологических механизмов необходимо для лечения некоторых заболеваний, а также для создания новых лекарств и препаратов. Дело в том, что одними из основных мест воздействия этих веществ на организм человека являются места передачи возбуждения с одного нейрона на другой (или на другую клетку, например клетку сердечной мышцы, стенки сосудов и пр.). Отросток нейрона аксон направляется к другому нейрону и образует на нем контакт, который называют синапсом (в переводе с греческого — контакт). Именно синапс хранит многие тайны мозга. Нарушение этого контакта, например, веществами, блокирующими его работу, приводит к тяжелейшим последствиям для человека. Это место приложения действия наркотиков. Примеры будут приведены ниже, а сейчас рассмотрим, как устроен и как работает синапс. Трудности этого исследования определяются тем, что сам синапс очень маленький (его диаметр не более 1 мкм). Один нейрон получает такие контакты, как правило, от нескольких тысяч (3— 10 тыс.) других нейронов. Каждый синапс надежно закрыт специальными клетками глии, поэтому исследовать его очень непросто.

К вегетативным относят те функции, которые обеспечивают обмен веществ в нашем организме (пищеварение, кровообращение, дыхание, выделение и др.). К ним относят также обеспечение роста и развития организма, размножения, подготовку организма к неблагоприятным воздействиям. Вегетативная нервная система обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов, сосудов, потовых желез и другие подобные функции.

К числу висцеро-висцеральных относят рефлекторные изменения сердечной деятельности, тонуса сосудов, кровенаполнения селезенки при повышении или понижении давления в аорте, каротидном синусе или легочных сосудах. Например, благодаря включению этого рефлекса происходит остановка сердца при раздражении органов брюшной полости. Висцеро-дермальные рефлексы возникают при раздражении внутренних органов и проявляются в изменении чувствительности соответствующих участков кожи (в соответствии с тем, какой орган при этом раздражается), потоотделении, реакции сосудов. Дермо-висцеральные рефлексы проявляются в том, что при раздражении определенных участков кожи изменяется функционирование соответствующих внутренних органов. Собственно на механизме этих рефлексов основано применение в лечебных целях согревания или охлаждения определенных участков кожи, например при болях во внутренних органах. Вегетативные рефлексы часто используются врачами для суждения о функциональном состоянии вегетативной нервной системы. Например, в клинике часто исследуют рефлекторные изменения сосудов при механическом раздражении кожи (например, при проведении по коже тупым предметом). У здорового человека при этом возникает кратковременное побледнение раздражаемого участка кожи (белый дермографизм, derma — кожа). При высокой возбудимости вегетативной нервной системы на месте раздражения кожи появляется красная полоса, окаймленная бледными полосами суженных сосудов (красный дермографизм), а при еще более высокой чувствительности — отек кожи в этом месте. Часто в клинике используют функциональные вегетативные пробы для суждения о состоянии вегетативной нервной системы. Например, ортостатическая реакция: при переходе из положения лежа в положение стоя происходит повышение кровяного давления и учащение сердечных сокращений. Характер изменения кровяного давления и сердечной деятельности при этой пробе может служить диагностическим признаком заболевания системы управления кровяным давлением. Глазо-сердечная реакция (рефлекс Ашнера): при надавливании на глазные яблоки происходит кратковременное урежение сердечных сокращений.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

1. Где находятся спинномозговые центры симпатической вегетативной нервной системы?
• в крестцовом отделе
• в мозговом стволе
• в грудных сегментах спинного мозга
• в поясничных сегментах спинного мозга

2. Глии имеют следующие типы:
• астроглии
• олигодендроглии
• микроглии
• нейроглии

3. Укажите все верные утверждения:
• мембрана нейрона в состоянии возбуждения имеет положительный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии покоя имеет положительный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии возбуждения имеет отрицательный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии покоя имеет отрицательный потенциал

4. Основная единица биологического организма - это:
• клетка
• орган
• молекула
• ткань

5. Укажите верное утверждение:
• На мембране нейрона не могут находиться синапсы
• На мембране одного нейрона могут одновременно находиться два вида синапсов: тормозные и возбудительные
• На мембране одного нейрона может одновременно находиться только один вид синапсов: тормозные
• На мембране одного нейрона может одновременно находиться только один вид синапсов: возбудительные

6. Лимбическая система в мозге человека выполняет следующую функцию:
• функцию сохранения информации (запоминание)
• мыслительную функцию
• мотивационно-эмоциональную функцию
• очищение не нужных данных (забывание)

7. Группа мышечных волокон, которые иннервируются одним мотонейроном и поэтому функционируют как единое целое, называется:
• опорный аппарат
• опорно-двигательный аппарат
• двигательная единица
• двигательный аппарат

8. У каких клеток основной является способность возбуждаться (генерировать электрический импульс) и передавать (проводить) это возбуждение к другим клеткам?
• нейроны
• аксоны
• дендриты
• глии

9. В настоящее время при классификации медиаторных веществ принято выделять:
• сопутствующие медиаторы
• первичные медиаторы
• медиаторы-модуляторы
• аллостерические медиаторы

10. Что является главными клетками центральной нервной системы?
• синапсы
• дендриты
• аксоны
• нейроны

11. Отросток нейрона направляется к другому нейрону и образует на нем контакт, который называют:
• аксоном
• медиатором
• нейротрансмиттером
• синапсом

12. Переход человека от бодрствования ко сну проходит в несколько стадий. Укажите какие.
• пробуждение
• сонные веретена
• дремота
• дельта-сон

13. В чем состоит функция вегетативной нервной системы?
• регулирует физиологическое состояние тканей и отдельных органов (в том числе головного и спинного мозга)
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов (за исключением головного и спинного мозга), приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды.
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов.
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов, приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды.

14. Центры симпатической и парасимпатической нервной системы подчинены высшему вегетативному центру, а именно:
• спинному мозгу
• гипоталамусу
• лимбической системе
• вегетативной нервной системе

15. Гипофиз состоит из следующих долей:
• верхней
• задней
• передней
• нижней

16. Укажите верные утверждения в отношении гипофиза:
• это нижняя мозговая железа
• это эндокринный орган
• расположен в турецком седле основной кости
• расположен в основании черепа

17. Ответная реакция организма на сенсорное воздействие называется:
• раздражителем
• раздражением
• рефлексом
• восприятием

18. Какие клетки участвуют в образовании мозговых оболочек?
• микроглии
• олигодендроглии
• нейроглии
• астроглии

19. В головном мозге человека преобладают следующие клетки:
• нервные клетки
• глии
• нейроны
• центриоли

20. Где расположены центры парасимпатической нервной системы?
• в мозговом стволе
• в крестцовом отделе
• в грудных и поясничных сегментах
• в продолговатом мозге

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.