Шукшин космос нервная система и шмат сала план рассказа

Тема урока: Душа и сердце России.

Цели и задачи урока: познакомить с личностью В.Шукшина, его значением для русской и мировой культуры ;привлечь внимание учащихся к творчеству писателя, подготовить их к восприятию рассказа.

В искусстве удобно быть сдобною булкой французской,

Но ей не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,

Черняшкою той, без которой немыслим народ.

1. Прелюдия к общению.

- Сегодня урок необычный. Урок-праздник, потому что познакомимся с интересным человеком. Урок-размышление, т.к. поразмышляем над рассказом В.М.Шукшина, урок –открытие, т.к. примерим на себя роль писателей.

2.Визитная карточка писателя.

Первое групповое задание : познакомиться с биографией ( распечатки на столах), составить

3 группа-прочитав высказывания о Шукшине, рисует нам его словесный портрет. Для этого найдите ключевые слова в в высказываниях и сделайте вывод, каким был В.М.Ш. Вывод написать на карточках(приём кластера).

Позже он подает документы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина- писателя. Все это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев.

Основной жанр, в котором работал Шукшин, - короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере.

- На доске: (отвечая на вопросы учащиеся составляют кластер на доске и в тетрадях)

3. Работа над эпиграфом. Просмотр презентации о писателе.

4.Работа над заглавием рассказа.

Второе групповое задание : группам1 и 2

Какие ассоциации вызывают слова…

Из предложенных слов выберите те, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к данным понятиям.(на столах карточки со словами)

Космос? (макромир, вечный мир; что- то высокое, далекое, возвышенное, таинственное, загадочное, которое манит, влечет; мечта)

Нервная система? (метафора- человек; нервная система человека)

Шмат сала? (приземленное, вещественное, необходимое, еда; микромир, частный мир отдельной личности )

Соедините предложенные слова в предложение, в котором сформулируйте тему рассказа. ( несовместимое понятие; возвышенное и обыденное, а человек находится между ними; перед нами всего одно предложение, но какая высокая степень концентрации образных средств, какая всеохватность мира)

Тема рассказа – возвышенное и обыденное и человек между ними.

3. Прогнозируем.

1. О чем пойдет речь в рассказе? Запишите свой вариант сюжета. Время 3 минуты.

Каким будет этот рассказ по тональности?

- писатель будет шутить в этом рассказе;

тональность будет грустной;

здесь будет и грустное, и смешное;

- Чтобы вам спрогнозировать сюжет, я предлагаю цепочку ключевых слов :

Старик беседуют у печки

Похмелье кулацкий уклон

Болеет космос

восьмиклассник Юрка жить 120 лет

уроки академик Павлов

медицинский институт нервная система

скряга бедность

шмат сала одному плохо

- Попробуйте теперь на основе ключевых слов написать сюжет. Время 10 минут.

4. Домашнее задание: прочитать текст

Цели и задачи: проанализировать рассказ Шукшина, вызвать у учащихся желание задуматься о назначении жизни человека, о ценностях истинных и мнимых;

развивать умение работать в группах, развивать монологическую речь учащихся.

Эпиграф Проза В.М.Шукшина начинается в быте,

зарождается в быте, но тянется к горним снегам . Игорь Золотусский Ход урока

1.Работа над эпиграфом.

- Как поняли строчки эпиграфа?

Что подразумевается под словом быт ? (наша обыденная жизнь)

Что значит горние снега ? (возвышенное, чистое, настоящее, ценное)

Вывод: Шукшин, рассказывая обыденные истории, заставляет нас задуматься о важных жизненных ценностях, задуматься о выборе каждого из нас жизненных приоритетов.

1.Анализ текста. Работа в группах

Вопросы 1 группе

2. Почему Юрка квартирует у Наума Евстигнеевича?

3. Как Наум относится к квартиранту? Чем Юрка удивляет Наума?

5.Какова главная черта Наума Евстигнеевича?

6. Почему Наум часто спускается в погреб и подолгу задумчиво сидит?

7* А можно ли назвать жадным Юрку?

Вопросы 2 группе

1.Почему старик любит поговорить?

2. Почему старик долго молчал, когда у Юрки в сердцах вырвались слова о кулацком уклоне?

3.Как вы думаете, любопытствует или поддразнивает старик Юрку, спрашивая о житье-бытье в мире?

4. Нужно ли человеку долго жить, по мнению Наума?

А как вы считаете?

5. О чём спорят герои?

6*. Ради чего живёт Наум? А Юрка?

7.А как думаете вы, должен жить человек?

Вопросы 3 группе

1.Почему история про академика Павлова заинтересовала Наума?

2*.Что заставило Наума угостить Юрку салом?

3. Какое отношение к героям у вас сложилось?

4. А как к героям относится автор?

2.Работа над притчей.

Расположите части текста-притчи по порядку (текст притчи разрезан на части).

- О чём говорится в притче?

- Какие жизненные позиции показаны?

6)- Жаль мне тебя, - сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. – короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я намного счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены.

5) Отвечала горящая свеча:

- Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается много других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом.

4) А здесь я светом своим радую глаз ребёнка на праздничной ёлке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня, возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая моя жизнь не прекрасна?

2)И мне жалко тебя, незажжённая сестра моя. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего предназначения. И где душа твоя – огонь? Да ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая? Какая радость и польза от тебя? Право же, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении жизнь, а в спячке – смерть.

1) И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить. Но ты в твоём странном сохранном бездействии и не начинала существовать. И так и умрёшь, не начав. А жизь пройдёт мимо.

3)Так говорили две свечи.

3.Рефлексия урока ( у учащихся на столах листы обратной связи)

Домашнее задание : написать эссе на одну из тем:


Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 3983 раза

– знакомство учащихся с биографией В. М. Шукшина;

– определение роли автора и его творчества в русской и мировой культуре;

– осветить факты биографии В. М. Шукшина, особенности его творчества;

– привлечь внимание учащихся к творчеству писателя;

– провести анализ рассказа, вызвать у учащихся желание задуматься о назначении жизни человека, о ценностях истинных и мнимых;

– определить особенности уникального стиля В. М. Шукшина;

– выявить характерные черты шукшинского рассказа.

Методические формы и приемы, используемые на уроке:

Индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке нам предстоит знакомство удивительно талантливым человеком, поистине уникальным явлением в русской литературе и культуре нашего народа.

  1. Прошу вас обратить внимание на экран. Здесь представлены иллюстрации: часть из них — портреты известных писателей, поэтов; остальные — фото мест, которые так или иначе связаны с ними.

Попробуйте вспомнить фамилии этих выдающихся людей, факты из их биографии и сопоставьте портреты с изображением местности (на доске они представлены в случайном порядке).








(Дом-музей в Мелихово)


Учащиеся достаточно легко сопоставляют изображение Царского Села и

А. С. Пушкина, вспоминают образ маленького Мишеля (Лермонтова) и бескрайний простор горячо любимого Кавказа, а также свежи в памяти образы А. Чехова (сравнительно недавно рассматриваемого на уроках литературы) и его знаменитой усадьбы.

Какое фото осталось без внимания? (Учащиеся указывают на портрет В. Шукшина)

А что за просторы открываются на последнем изображении? (Ребята отмечают красоту горных вершин, прозрачной реки, изумрудного леса. Возможно, кто-то догадается, что это виды Алтая).

Итак, давайте знакомиться. В центре нашего внимания сегодня — творческая личность Василия Макаровича Шукшина. (Инициалы и фамилия автора фиксируется в тетрадях).

  1. Скажите, что мы обычно узнаём, когда встречаемся с тем или иным автором впервые?

(Его биографию, названия произведений, темы, которые он затрагивал в своем творчестве).

Мы пойдем проверенным путем и как обычно начнем с биографии. Вот только сегодня вы будете представлять её вместе со мной, как самые настоящие исследователи. Готовы?

(Примеч.: цитаты, включенные в биографические сведения, выводятся на экран).

Автор родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Окончил семилетнюю школу в 1943 году, поступил в Бийский автомобильный техникум. Однако вынужден был прекратить обучение. Сколько лет было тогда будущему писателю, ребята? (13 лет). Таким же, как вы сейчас. Он стал настоящим кормильцем семьи, главным мужчиной в доме, ведь время было непростое, нужно было зарабатывать деньги. Через три года он покидает родное село. [1, с.263–264]

Несмотря ни на что, Шукшин всегда отличался тягой к знаниям, к новому. Кем только ни приходилось ему работать: строителем, разнорабочим, слесарем, маляром, грузчиком, срочником на флоте. Как такое отношение к жизни и труду характеризует писателя? (Он был разносторонне развит, получил большой опыт в разных сферах жизни и труда, был мастером на все руки и т. п.) Как вы думаете, чем следует заниматься человеку, накопившему достаточный жизненный опыт и знания? (Делиться им с окружающими). Верно. А кто этим занимается? (Учителя).

Подводя итог услышанному, попробуйте нарисовать словесный портрет личности писателя.

  1. Без чего не может существовать писатель? (Без произведений).

– Что интересного вы заметили уже в самом названии рассказа? (Оно кажется каким-то непривычным/длинным/непохожим на обычные названия).

– А давайте попробуем подключить ваше воображение и прибегнуть к миру ассоциаций. Символом чего может служить космос? (Жизни, разума, Вселенной, мистики, путешествий, знаний и проч.) нервная система? (науки, анатомии/биологии, человеческого организма) шмат сала? (еда)

В каких отношениях находятся эти понятия: родственных или противоречивых? (Противоречивых). Что и чему противопоставляется в этом рассказе и соответствует ли ему название? (Да, соответствует. Так как все эти образы встречаются в тексте. А еще главные герои всё время спорят, у них разные взгляды на жизнь).

Дома вы познакомились с текстом. Давайте отметим черты, которые заметно отличают этот рассказ от других.

1) Сколько героев представлено в рассказе? (Всего двое).

2) Какова временная протяженность действия, происходящего в рассказе? (Один вечер).

3) На чём держится сюжет произведения, а чего он лишен? (По большому счёту сюжет — это диалог героев, зато в тексте нет пейзажных зарисовок, длинных описаний). О чем это говорит? (Для автора большей ценностью обладает предмет разговора, а не что-то другое).

4) Можете ли вы представить себе героев? Нарисовать их? Описать? (Да). Но ведь в рассказе нет ни слова о портретных характеристиках персонажей. Как же автору удается передать особенности образов своих героев? (С помощью их речи: реплики старика изобилуют просторечиями, бранными словечками, а речь мальчика полна терминов, даже иностранных фраз, он старается говорить правильно, как завещает наука).

Обратите внимание на тему урока (на доске; фиксируется в тетрадях). Кому принадлежат эти слова? (Науму Евстигнеевичу)

Итак, какова же тема произведения? (Столкновение различных взглядов, спор героев).

(Работа оформляется в тетради или на карточках).


Проблема (проблемный вопрос): почему спорят герои?

Причины: разный возраст; Юрка уже 8 лет как обучается разным наукам, а Наум Евстигнеевич не имеет образования; мальчик стремится к достижению благородной цели — стать хирургом, а главное развлечение старика — пьянство и лежка на печи.

Факты: доводы Наума Евстигнеевича строятся на жизненном опыте деревенского мужика, а Юркины — на научном опыте; образование, наука облегчают жизнь людей, даже самых простых (у старика в доме есть радио); прогресс в медицине, развитие космоса вызывают интерес даже у равнодушного старика.

– Вспомните, ребята, чья личность особенно увлекла и поразила Наума Евстигнеевича? (Павлова).

– Как вы думаете почему? (Он проникся к нему сочувствием, разглядел в ученом простого=смертного человека, возможно, почувствовал с ним некоторую связь. Ведь недаром старик спросил Юрку о том, были ли у исследователя дети).

– Отчего он задал последний вопрос? (Наум Е. тосковал по собственным детям, которые жили в городе и редко навещали отца. От этого он и казался строгим, вредным и жадным).

– Но был ли на самом деле Наум Евстигнеевич так жаден и строг? Что произошло в финале рассказа? (Он принёс Юрке шмат сала, чтобы тот перекусил).

– А почему? (Раньше старик видел в нем ребенка, а теперь зауважал).

(Экспозиция — предшествующая завязке часть сюжета; трагикомедия — произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии; открытый финал — концовка художественного произведения, которая не дает однозначный ответ о судьбе героев, оставляя возможность читателю сделать собственный вывод; юмор — вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств; диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц).


  1. Подведём итоги.

Тонкий психолог, Шукшин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоинства. Евстигнеевич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою искренность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.

Похожие статьи

Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля… В. Г. Белинский. Творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, проникнуто призывом к свободе и счастью, к борьбе за раскрепощение человека.

Сказка — это «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое

Образ центрального героя одинаков везде. Это бедный певец — ашыг, скитающийся из края в край, из страны в страну в надежде приобрести состояние.

История литературной жизни нашего Вятского края содержательна и интересна.

Особое место в творчестве В.Н. Крупина занимает тема детства, которая играет определяющую роль: «Детство – главное время нашей жизни.

Многие произведения писателя тесно связаны с мифологией, т.е. с легендами народов, населявших огромные просторы степей, через них автор как бы предупреждал своего читателя о совершаемом, о поступках тех, кто ни с чем не считается в достижении своих целей.

История становления транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных.

Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов.

При изучении эпических произведений дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование

Гайсина А.К. Время в художественном произведении: На материале произведения Т.

Большое количество своих коротких рассказов Шукшин посвятил тематике взаимоотношения городского и деревенского типа сознания. Он рассматривал эти отношения в самых разнообразных ипостасях. Для его времени весьма характерным был типаж человека, который стремительно работал для того чтобы выбраться из деревни и стать кем-то в городе.

Именно таким является молодой, но весьма сознательный парень Юрка, которому пришлось рано повзрослеть в том числе и для того чтобы двигаться к собственной мечте – выучиться и поступить в медицинский институт. Как обнаруживается далее из самого рассказа, этот герой обладает довольно высокими порывами, так как вполне мог бы оставаться работать шофером в деревне, который получает больше чем доктор. Тем не менее, для Юрки имеет значение не только зарплата, но и служение высоким идеалам прогресса человечества, он легко грезит о покорении космических просторов, людях, которые могли бы жить до 120, общаться с представителями инопланетных цивилизаций.

Соседом Юрки является Наум Евстигнеевич – пожилой и скупой человек, который в свою очередь представляет сверх консервативное и довольно примитивное сознание. Он живет практически только для себя и не считает актуальным для людей учиться и прогрессировать куда-то. Сфера его интересов ограничивается, так сказать, хлебом насущным и даже в этом деле он включает минимальное количество каких-то нравственных идеалов, больше заботясь только о собственном благополучии.

Хотя герои обладают практически противоположными взглядами, они много общаются, в основном по инициативе старшего, так как тому нужно с кем-то говорить. Периодически Наум Евстигнеевич напивается и после этого мучается от похмелья. Такую сцену и описывает рассказ.

Чтобы облегчить симптомы похмелья, старик начинает общение с юношей и тот рассказывает ему об академике Павлове и выработке различных привычек. Юрка убедительно и аргументировано советует Науму Евстигнеевичу в следующий раз начать вырабатывать полезную привычку и не посещать после пенсии магазин. Ранее старик никогда не давал просто еды своему сожителю, хотя и понимал его бедственное положение, но после этого совета он приносит ему кусок сала в знак благодарности о полученном совете касательно употребления алкоголя.

Рассказ говорит о том как прогресс и прогрессивный взгляд может помогать. Также тут идет речь о примирении взглядов. Люди, которые ранее в основном спорили, отыскали, как приносить взаимную пользу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Космос, нервная система и шмат сала

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Шолохова Обида

Основным героем произведения является Герасим, который показан в образе человека, который от рождения не может говорить и слышать, однако, он обладает массой положительных человеческих качеств.

Данное произведение Карамзина стало одним из начальных работ в жанре сентиментализма в истории литературы России. Писатель хотел показать переживания и эмоции персонажей крайне интересными и необычными.

Самая волшебная пора и самые волшебные праздники. Новогодняя ночь – это одна из самых запоминающихся ночей всего года. Это то время, когда люди загадывают желания в надежде и с верой, что они сбудутся

Дата проведения : 6.03.19

б) развивающие: способствовать формированию информационной культуры, критического мышления.

в)воспитательные: воспитывать интерес к творчеству писателя, вызвать у учащихся желание задуматься о назначении жизни человека, о ценностях истинных и мнимых;

Привитие ценности

Формы и методы : групповая работа, работа в парах, разноуровневые задания, личностно-ориентированные задания.

Оценивание деятельности учащихся : самооценивание, взаимооценивание, формативное оценивание

Ожидаемый результат : способствовать формированию информационной культуры, критического мышления. формирование коммуникативных навыков

І. Организационный момент .

1.Создание колоборативной среды

2. Д еление на группы.

ІІ. Проверка домашней работы.

III. Актуализация знаний.

Смысловой анализ заголовка

4) Словарная работа

II . этап Чтение и осмысление текста

III . этап Обобщение и рефлексия

Возвращение к ключевым словам, эссе.

Приветств ие учеников, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.

Делятся на группы.

Как символ обратную связь мы будем осуществлять на гроздьях калины красной ,т.е. каждый ответ члена группы это одна ягодка калины,в конце урока гроздь должна быть полной ягод.значит группа работала на отлично

ІІ. Проверка домашней работы.

С помощью наводящих вопросов учитель осуществляет проверку домашней работы.

Василий Макарович Шукшин является одним из ярких представителей деревенской прозы. Очень мало прожил Шукшин , но того, что он создал, хватило бы на несколько биографий. Сегодня В.М. Шукшин известен как писатель, который при жизни опубликовал пять сборников рассказов и два романа, как актер, который сыграл более двадцати ролей и как режиссер, который снял шесть авторских фильмов. В сущности, ни в литературе, ни в кино В.М. Шукшина не с кем сравнивать

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот . .

В 1953 году Пошёл работать учителем русского языка и словесности и директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК .

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался

1.Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края.+

2.Отец Шукшина погиб во время ВОВ. - (умер после ареста в 1933 году)

3. Шукшин служил в военно-морском флоте.+

4. В школе Шукшин преподавал русский язык и литературу.+

1. Шукшин поступает во ВГИК на актерский факультет - (на режиссерский факультет)

Литературоведы

Выступление ученика: Крестьянин – сибиряк, слесарь, строитель, учитель и директор сельской школы, матрос и радист боевого эсминца, студент ВГИКа. Актёр, режиссёр, писатель, орденоносец, лауреат Государственной премии.

Автор В.М. Шукшин. Что дает нам это знание?

- Любит своих героев;

- героями его рассказов являются как взрослые, так и дети ;

-рассказывает о своих героях с глубоко затаенной улыбкой уважения, понимания, сострадания;

- объективно рисует кусочек реальной жизни;

- ненавидит, когда унижают человека, ненавидит людей, творящих зло;

- по-разному оценивает своих героев: то отрицательно, то сочувственно, то восторженно;

- всей душой восстает против грубости, пошлости во всех проявлениях;

учит внимательно относиться к людям, быть гуманными;

- в рассказах писателя мы не видим прямых выводов, авторская позиция скрыта;

- рассказы В.М. Шукшина заставляют думать, переосмысливать свою жизнь

III. Актуализация знаний.

« Проза В.М.Шукшина начинается в быте,

1.Работа над эпиграфом .

- Как поняли строчки эпиграфа?

Что подразумевается под словом быт ? (наша обыденная жизнь)

Что значит горние снега ? (возвышенное, чистое, настоящее, ценное)

Вывод: Шукшин, рассказывая обыденные истории, заставляет нас задуматься о важных жизненных ценностях, задуматься о выборе каждого из нас жизненных приоритетов.

- Работа по заголовку произведения
- Смысловой анализ заголовка

Деление на 3 группы.
Какой информацией мы располагаем?

3. Ассоциативный ряд.
- Подбор ассоциаций
Какие ассоциации возникают? Постеры
1 группа Космос? (макромир, вечный мир; что- то высокое, далекое, возвышенное, таинственное, загадочное, которое манит, влечет; мечта)

2 группа Нервная система? (метафора- человек; нервная система человека)
3 группа Шмат сала? (приземленное, вещественное, необходимое, еда; микромир, частный мир отдельной личности )

К. Соединение этих слов. ( несовместимое понятие; возвышенное и обыденное, а человек находится между ними; перед нами всего одно предложение, но какая высокая степень концентрации образных средств, какая всеохватность мира)
- Сформулируйте тему урока и свяжите её с идеей исследования.
Тема рассказа – возвышенное и обыденное и человек между ними.

4. Словарная работа

Шмат - шматок м. южн. зап. пск. твер. тамб. кус или кусок, ломоть; часть, отрезок, отрывок; иногда расстоянье. Шмат, шматина хлеба, мяса. Шматочек свиного сала. Собака из полы целый шмат вырвала

беседуют у печки

І V . Осмысление текста.

Работа с текстом.

1.Прочитайте первое предложение. Это всегда сильная позиция текста.

Старик Наум Евстигнеич хворал с похмелья. Лежал на печке, стонал.

- Автор сразу же знакомит нас с одним из героев рассказа стариком Наумом Евстигнеичем, который хворал вечной русской болезнью - похмельем. Это определяет особое восприятие мира, с похмелья многое может показаться не таким. Обычная жизненная ситуация.

Читаем до первой остановки.

Раз в месяц - с пенсии - Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку. Матерился в Бога.

- Как черти копытьями толкут, в господа мать. Кончаюсь.

За столом, обложенным учебниками, сидел восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича, учил уроки.

- Кончаюсь, Юрка, в крестителя, в бога душу мать.

- Не надо было напиваться.

- Молодой ишо рассуждать про это.

Пауза. Юрка поскрипывает пером.

Старику охота поговорить - все малость полегче.

- А чо же мне делать, если не напиться? Должен я хоть раз в месяц отметиться.

- Што я не человек, што ли?

- Хм. Рассуждения, как при крепостном праве. - Юрка откинулся на спинку венского стула, насмешливо посмотрел на хозяина. - Это тогда считалось, что человек должен обязательно пить.

- А ты откуда знаешь про крепостное время-то? - Старик смотрит сверху страдальчески и с любопытством. Юрка иногда удивляет его своими познаниями, и он хоть и не сдается, но слушать парнишку любит. - Откуда ты знаешь-то? Тебе всего-то от горшка два вершка.

- Учителя, што ли, рассказывали?

- А они откуда знают? Там у вас ни одного старика нету.

- Они учились. В книгах написано.

- В книгах. А они, случайно, не знают, отчего человек с похмелья хворает?

- Отравление организма: сивушное масло.

- Где масло? В водке?

Евстигнеичу хоть тошно, но он невольно усмехается:

- Хочешь, я тебе формулу покажу? Сейчас я тебе наглядно докажу. - Юрка взял было учебник химии, но старик застонал, обхватил руками голову.

- О-о. опять накатило! Все, мать-перемать.

- Ну похмелись тогда, чего так мучиться-то?

Старик никак не реагирует на это предложение.

Вопросы 1 группе

1.Кто второй герой рассказа? ( Восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича)

3.Чем удивляет Наума Юрка? - Он удивляет его своими познаниями, категоричностью и вообще-то правильностью своих суждений.

Первая остановка.

В торой смысловой отрывок.

Вопросы 2 группе

Какова главная черта Наума Евстигнеича? - (Невероятная жадность.)

Почему старик часто спускается в погреб, садится на приступку и подолгу задумчиво сидит?

Почему Юрка квартирует у Евстигнеича? - (Живёт в соседней деревне, где нет десятилетки, хочет окончить её и поступить в медицинский институт.)

А можно ли назвать жадным Юрку? - (Да, можно. Только у него особая жадность - жадность узнавать, открывать мир. В рассказе сталкиваются жадность в обычном смысле и другая, особая жадность - жадность знаний.)

Вторая остановка.

Т ретий смысловой отрывок.

Вопросы 3 группе

Почему старик любит поговорить? - (Одинокий. Ему необходимо выговориться.)

Всё ли понимает в старике Юрка?

Почему старик долго молчал, когда у Юрки в сердцах вырвались слова о кулацком уклоне

Всё ли понимает в старике Юрка? Нет ,не все

Почему старик долго молчал, когда у Юрки в сердцах вырвались слова о кулацком уклоне.

- – Ставай, проклятый заклеймённый. Ты ба, наверно, комиссаром у них был. Тогда молодые были комиссарами". ст арик просит Юрку:
"– Насчёт уклона-то… смотри не вякни где. А то придут, огород урежут. У меня там сотки четыре лишка есть

Третья остановка.

Ч етвёртый смысловой отрывок.

Вопросы 1 группе

Как вы думаете, любопытствует или поддразнивает старик Юрку, когда расспрашивает его о житье-бытье в мире?

В рассказе звучит микротема о сроках человеческой жизни. Нужно ли человеку долго жить?

(- Наверно, это зависит от того, что человек поставит своей целью. Если она высока, как, например, у Юрки, то ему надо дольше жить. Ведь мечту свою осуществишь не сразу. Для этого требуются годы, а порою и вся жизнь. А если у человека цели мелочные, то он не торопится жить. Ему долгая жизнь ни к чему. Прав старик, когда говорит, что 120 лет жить надоест. Вот он сам. Одинок. Ничто не интересует его в жизни. Не живёт, а существует. Все желания сводятся к одному - напиться.)

Четвёртая остановка.

П ятый смысловой отрывок.

Вопросы 2 группе

О чём спорят герои? - (О Боге, о космосе, о кино, о долголетии, об академике Павлове, о смысле жизни. На первый взгляд, это обычный разговор двух людей, но все эти вопросы касаются главного в жизни - ради чего живёт человек, как живёт он.)

Ради чего живёт Наум? - (Он живёт ради того чтобы иметь достаток в доме.)

А Юрка? - (хочет стать хирургом, спасать жизнь людям)

А как вы думаете, как должен жить человек. Или как Юрка, или как старик? - (Хорошо, конечно, иметь цель в жизни, но духовное должно подкрепляться и хлебом насущным. Но если человеку потребуется только сало, то чем он будет отличаться от зверя.)

Какое отношение к героям у вас сложилось?

А у автора какое отношение к ним?

Вопросы 3 группе

1.Почему история про академика Павлова заинтересовала Наума?

-старика растрогал рассказ Юрки про академика Павлова , который диктовал студентам процесс своего умирания; ясно, что старику одиноко, тоскливо без детей и внуков

2.Что заставило Наума угостить Юрку салом?

-Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе

2. Вопросы для обсуждения
1.Как вы думаете, что объединяет два этих рассказа? Что в них общего ?

Шукшин затрагивает в своих рассказах ряд важных проблем: проблемы общественной морали; проблемы воспитания; проблемы духовной стойкости человека

2. Как относится к своим героям сам В. Шукшин –

Писатель высмеивает жадность, зависть, ограниченность ума некоторых людей, и в то же время с трепетом и нежностью рассказывает о материнской любви, об отцовских слезах, подчеркивает каждый раз духовное богатство и мудрость простого сельского человека

3.Какие проблемы поднимает автор рассказов?

Писатель высмеивает жадность, зависть, ограниченность ума некоторых людей, и в то же время с

( з аполняется таблица) Противоречивый, но светлый след

Вопросы для сравнения.

Выучиться на хирурга.

Хочет, чтобы дети жили в деревне.

Отношение к богу

Живет в соседней деревне, где нет десятилетки, отца нет, у матери на руках ещё трое детей.

Сыновья и дочь в городе, ненави - дит их за то, что в город уехали.

Не успокаивается, пока не докажет, не аргументирует свою правоту.

Каждый месяц, с пенсии, напивается ,болеет 3 дня

Отношение к космонавтике

«Освоение космоса- это…надо. Придет время, люди сядут на луну , долетят до Венеры.

Отношение друг к другу

Хоть и раздражает его занудливое ворчание старика, испытывает удовлетворение оттого, что вступается за новое – за учение, город, книги, кино…

Старику необходимо выговориться – он потом целый день молчит.

Отношение к работе.

Твёрд в убеждениях. Усидчив, упорен, работящ.

Когда трезвеет, целыми днями возится по хозяйству.

V. Заполнение диаграммы Венна.

Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. И в нём просыпается что-то доброе. Такова сила разума и добра, которые несёт в себе мальчик

Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души

Автор любит их, а значит, любит и читатель- за нрав ственность

Гори, чтобы светить…

III . этап Обобщение и рефлексия

Возвращение к ключевым словам

Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы на ваш взгляд?

Космос Нервная система Шмат сала

Да, действительно, отдельные слова вырастают до символов, описывая мелочи будничной жизни автор незаметно привёл нас к философским проблемам.

В этом забавном поучительном рассказе пробивается шукшинская боль за то, что нет в нашей жизни ещё гармонии. И не случайно человек (нервная система) помещён в середину названия. Человек находится в положении выбора. В какую сторону он отклонится? Что перевесит в нем.

Вот эти вопросы и тревожат Василия Макаровича Шукшина.

Чтобы стать настоящим человеком, Юрка поставил перед собой цель – быть полезным людям.

Мы выявили необходимые, с точки зрения Шукшина, качества, определяющие человечность .

Это - доброта, честность, трудолюбие, стремление к знаниям, осмысленность жизни.

Работа над притчей. Презентация

- О чём говорится в притче?

- Какие жизненные позиции показаны?

Т ак говорили две свечи
- Жаль мне тебя, - сказала незажженная свеча своей зажжённой подруге. - Короток твой век. Ты все время горишь, и скоро от тебя ничего не останется. Я много счастливее тебя. Я не горю и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены.
Отвечала горящая свеча:
- Я нисколько не жалею, что горю. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Да, воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль догорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; делаю дома людей светлее и уютнее; радую ребенка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня, Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажженная моя сестра. Жалка твоя участь. Зачем ты существуешь? Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, какая польза от тебя? Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении - жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоем сохранном бездействии, и не начинала существовать; так ты и умрешь, не начав. А жизнь пройдет мимо.

Как маленькая Свечка или даже спичка могут разжечь огромный костёр и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей. Даже если ты сам этого ещё и не осознаёшь в полной мере.

V. Итог урока . Этап рефлексии: ( у учащихся на столах листы обратной связи)

Познакомившись с рассказом В.М.Шукшина,

я (задумал(а)ся над…,

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

VI. Домашнее задание. написать эссе на одну из тем:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.