Сила нервной системы как реактивность

Создание эффективных и надежных методов определения силы нервной системы[30] позволило осуществить разносторонние исследования природы и проявлений этого важного параметра нервной деятельности. В целом ряде экспериментальных работ, проведенных в лаборатории Б.М. Теплова, было показано существование комплекса разнообразных качеств нервной деятельности, группирующихся вокруг параметра силы и составляющих в совокупности синдром проявлений этого свойства нервной системы.

Получившая ныне широкую известность гипотеза Б.М. Теплова о зависимости между чувствительностью, реактивностью нервной системы и ее силой была впервые выдвинута (1955) в форме чисто теоретического умозаключения, выведенного на основе анализа некоторых высказываний И.П. Павлова о функциональных качествах корковых клеток, анализа эффекта применяемых методов повышения возбудимости, а также некоторых наблюдений различных авторов над особенностями поведения животных слабого типа.

Нужно сказать, что в момент выдвижения обсуждаемой гипотезы понятия реактивности, возбудимости и чувствительности принимались как синонимические, рядоположные. Впоследствии, однако, возникла необходимость в их уточнении и определенном разграничении, поскольку (чтобы не вводить новые термины) каждое из них полезнее использовать для обозначения, по крайней мере, частично специфического круга явлений. Это особенно относится к понятию реактивности в сопоставлении с двумя другими понятиями.

Если понятиями чувствительности и возбудимости подчеркивается содержание, относящееся к порогу реакции, к минимальной величине стимула, вызывающей состояние возбуждения, то в понятии реактивности, видимо, основным является момент величины самой реакции, на основе которой судят о наличии раздражения. Но по величине реакции не во всех случаях можно судить о величине раздражения. Вмешательство некоторых факторов, относящихся как к общим, так и к индивидуальным особенностям работы нервной системы, может привести к тому, что характеристика по реактивности не будет совпадать с характеристикой по чувствительности, возбудимости; так, оказывается, что меньший по интенсивности (пороговый) сигнал вызывает большую по величине реакцию некоторых вегетативных компонентов ориентировочного рефлекса, чем сверхпороговый раздражитель (О.С. Виноградова, Е.Н. Соколов, 1955), и может также оказаться, что менее чувствительная система явится более реактивной, т. е. даст большую величину реакции, чем более чувствительная (равно как и наоборот). Отсюда следует, что при характеристике функции порога предпочтительнее пользоваться понятиями чувствительности или возбудимости, чем понятием реактивности.

Следует специально подчеркнуть, что речь идет именно об абсолютной чувствительности, т. е. величине, обратной абсолютному порогу ощущения, а не о различительной (дискриминативной, дифференциальной) чувствительности – величине, обратной порогу различения двух объектов или качеств. Об этом приходится говорить потому, что иногда в дискуссиях о связи между силой нервной системы и чувствительностью два указанных – совершенно различных – содержания последнего термина смешиваются, что ведет к утрате предмета обсуждения, к неточным аргументам и к неправильным заключениям.

Но вернемся к гипотезе Б.М. Теплова. Она была впервые высказана в печати в 1955 г. В то время эта исключительно плодотворная 'идея действительно оставалась лишь гипотезой, хотя и опиралась на некоторые приводимые разными авторами (И.В. Виноградов, 1933; М.С. Колесников, 1953) наблюдения, указывавшие на повышенную интенсивность и чрезвычайно трудное угашение ориентировочных рефлексов у собак слабого типа нервной системы (возможно, однако, что эти особенности ориентировочного поведения обусловлены не чувствительностью слабого типа, а недостаточной динамичностью тормозного процесса у изученных животных).

Однако за 10 лет, прошедших с этого момента, было накоплено достаточное количество данных, чтобы считать взаимосвязь между абсолютной чувствительностью и силой нервной системы экспе-риментально установленным фактом. Эти данные добыты как в лабо-ратории Б.М. Теплова на людях, так и в некоторых других научных учреждениях на животных. Изложим сначала материалы работ пер-вой группы, а затем остановимся на сообщениях авторов, работавших с животными.

Ни в одной из упомянутых работ – кроме разве работы Р.И. Левиной – не делается попытки объяснить или хотя бы как-то связать действие кофеина с особенностями высшей нервной деятельности. Между тем основанием для подобной попытки могло бы служить хотя бы то, что в павловских лабораториях кофеиновая проба при использовании условнорефлекторного метода явилась в конечном счете самым надежным и самым удобным индикатором силы нервной системы.

Техническая сторона описываемой методики очень проста. После установления фонового уровня чувствительности испытуемый получал чистый кофеин в растворе; в первом опыте доза составляла 0,05, во втором – 0,1, в третьем – 0,3 г.

После 20‑минутного перерыва измерение порогов возобновлялось и продолжалось в зависимости от характера изменений чувствительности 30 – 50 мин, с интервалами 2 мин.

Опыты с применением кофеина проводились через день.

Обоснованием валидности этой методики служило сопоставление ее результатов с данными, получаемыми при помощи референтных методик – индукционной и угашения с подкреплением. Первоначально (В.Д. Небылицын, 1956) индикатором силы по этой методике была принята величина сдвигов чувствительности в сторону повышения последней, а именно: отсутствие изменений чувствительности или небольшие ее сдвиги, лежащие в пределах 30 % от фона, были квалифицированы как признак силы нервных клеток, большие же сдвиги чувствительности – до 300 % и более от фона – были истолкованы как проявление слабости нервных клеток.

Мы могли заключить отсюда, что показателем слабости нервной системы по этой методике является или сильное повышение чувствительности, или снижение ее (независимо от величины этого снижения). У лиц же с сильной нервной системой прием кофеина или не вызывает никакого изменения чувствительности, или вызывает сравнительно небольшое ее повышение.

Возвратимся теперь к первой экспериментальной работе по определению связи между чувствительностью и силой нервной системы. У всех 37 испытуемых были измерены абсолютные зрительные пороги; данные о слуховой чувствительности были получены от 25 испытуемых. К сожалению, не все испытуемые были проведены по каждой из трех методик определения силы нервной системы. Сопоставление данных о чувствительности и силе шло раздельно для двух анализаторов – зрительного и слухового[31]. У 33 испытуемых сила нервных клеток зрительного анализатора определялась, по крайней мере, двумя экспериментальными способами, а у 11 из них исследование силы было проведено при помощи всех трех методик.

Последние (по времени) штрихи в эту картину внесены коллективным исследованием по сопоставлению ряда коротких методик определения свойств нервной системы (В.Д. Небылицын и др., 1965). Здесь абсолютная зрительная чувствительность была сопоставлена с ЭЭГ вариантом угашения с подкреплением, а также с индикаторами, которые в деталях будут описаны в следующей главе: с определением КЧФ, с наклоном кривой времени реакции как функции интенсивности звукового стимула и с временем реакции на слабые звуковые раздражители.

Результаты (табл. 27) были в определенном смысле парадоксальными, так как зрительные пороги коррелировали положительно, хотя значимо только в одном случае, с силовыми индикаторами, относящимися к слуховому анализатору, и не коррелировали с применявшимся ранее показателем методики КЧФ (суммой ординат кривой), адресующейся к зрительному анализатору. Однако первый факт не противоречит высказанному выше предположению о том, что зрительные пороги в силу самой природы зрительного анализатора фактически уже с самого начала, с рецепторного аппарата, являющегося частью центральной нервной системы, должны достаточно хорошо коррелировать с любыми адекватными индикаторами силы нервной системы, независимо от их модальности. Отсутствие же корреляции между зрительными порогами и суммой ординат кривой КЧФ, как мы полагаем, имеет своей причиной моменты главным образом методического характера. Если пренебречь этим несовпадением, то оказывается, что и в этом исследовании, особенностью которого была раздельная работа экспериментаторов, определяющих чувствительность и силу, и отсутствие в ходе работы взаимной информации о получаемых результатах, выявилось существование определенной связи между показателями чувствительности и индикаторами силы нервной системы.

Коэффициенты корреляции между зрительными порогами и некоторыми индикаторами силы нервной системы (В.Д. Небылицын и др., 1965)

Определиться с силой-слабостью нервной системы — значит предоставить достаточно исчерпывающую характеристику себе и другим.


Наши предки имели сильную нервную систему, но управляли ими люди со слабой нервной системой. С каждым новым поколением увеличивается число людей со слабой нервной системой. Однако и у слабой, и у сильной нервной системы есть свои скрытые неоспоримые преимущества.

Как разобраться, с кем имеешь дело

Для того чтобы нервная система действительно была способна выдержать достаточно длительное возбуждение, клеточная энергия должна расходоваться экономно и рационально; должно быть защитное, охранительное, конструктивное притормаживание. Торможение — это необходимый компонент общей Силы. Торможение координирует деятельность нервной системы.


Отрицательная связь между силой нервной системы и чувствительностью анализатора уравнивает возможности той и другой нервной системы. К примеру учителя — обладатели более слабой системы — часто нервничают на уроке, ведут себя менее уравновешенно, но лучше отражают, в ряде ситуаций, динамику межличностных отношений в классе. Учителя — носители сильной нервной системы — обладают лучшей выдержкой и невпечатлительностью. Разрисовали дети мелом стул — не беда. Стул задвинули под стол. Работают спокойно и без истерик. Однако они хуже чувствуют ученика на уроке.

Увеличение концентрации представителей слабой нервной системы в последнее время отнюдь не случайное явление.

  • У лиц со слабой нервной системой быстрее образуются условные рефлексы. Они легче обучаются, скорее схватывают, что объясняется высокой динамичностью по возбудительному процессу. Логически оформленный, связанный общей мыслью учебный материал слабая нервная система усваивает лучше.
  • Сильная нервная система имеет преимущество в запоминании больших объемов информации малопригодных для смысловой обработки.
  • У слабой нервной системы скорость перебора вариантов решения задачи в единицу времени выше. Она быстрее приспосабливается, акклиматизируется, подстраивается, устраивается.
  • Склонность к продолжению образования также в большей степени имеют лица со слабой нервной системой.


Если более подробно рассмотреть поведение слабой и сильной нервной системы в учебном процессе, то можно обнаружить еще ряд интересных закономерностей. Слабая нервная система включается в учебный процесс сразу. При длительной напряженной работе она начинает допускать ошибки и из процесса выпадает: ученик утомляется.К примеру, у младших подростков это выражается в двигательной активности, баловстве на уроке, если им через 5-8 минут не менять форму заданий.

Учителя средних учебных заведений делают стратегическую ошибку, нагнетая ситуацию перед итоговой контрольной или экзаменом. Слабая нервная система справляется с контрольной или экзаменом хуже, нежели она способна учиться в течение года, из урока в урок. Вузовская система образования вообще не оставляет слабой нервной системе никаких шансов.

Слабая нервная система не переносит публичных форм порицания, тяжело переживает плохие оценки, не может продолжать работу, вываливается из колеи, уходит в деструктивную активность, демонстративно саботирует приказы, копит обиду или злость, срывается. Сильная нервная система, вовремя организованная отрицательным подкреплением, может показывать к моменту контроля просто феноменальные результаты.


Что касается самого подчиненного с сильной нервной системой… (Почему обязательно подчиненного? Потому что люди с сильной нервной системой не очень-то торопятся в начальники.) Так вот, что касается подчиненного с сильной нервной системой, то не дай Бог, если такой человек когда-нибудь станет вашим начальством.

Оргспособности целиком и полностью строятся на слабой нервной системе, но чтобы достичь в этом деле успеха, надо учиться сознательно и творчески использовать свою жизненную энергию на более высоком уровне. Из-за отсутствия контроля над собой многие подающие надежды лидеры проводят жизнь в борьбе с трудностями, которые сами же и создают. Самоуважение (к своей нервной системе), самосознание (своей нервной системы) и самоконтроль — только это единство может дать человеку силу, которую ему не дала природа.

Учитель со слабой нервной системой, которому дети постоянно разрисовывают мелом стул, рано или поздно возьмет себя в руки и будет имитировать сильную нервную систему!

Если вы родились со слабой нервной системой, то она с вами так и останется. И когда вы в очередной раз столкнетесь с каким-то необычным, непривычным, новым сильным раздражителем, вы снова и снова продемонстрируете себе и окружающим именно слабую нервную систему. Но это не повод останавливаться!

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Механизмы реактивности

В старческом возрасте восприимчивость к инфекциям вновь повышается вследствие понижения реактивности нервной системы, ослабления функций барьерных систем, снижения способности к выработке антител и ослабления фагоцитарной активности соединительнотканных клеток. Так, например, старики становятся более восприимчивыми ко многим кокковым инфекциям, у них часто возникают воспаление легких, гнойничковые заболевания кожи, слизистых оболочек и др. Отмечается большая восприимчивость в старческом возрасте к вирусным инфекциям (грипп, энцефалиОбщие вопросы учения о реактивность организма

Возрастная реактивность

Можно различать три стадии изменений возрастной реактивности в течение индивидуальной жизни организма: 1) пониженная реактивность в раннем детском возрасте; 2) увеличение реактивности в период полового созревания; 3) понижение реактивности в старческом возрасте.

Пониженная реактивность в раннем возрасте обусловлена неполным развитием нервной системы и высшей нервной деятельности, недоразвитием барьерных систем организма новорожденного и ребенка первого года жизни.

Развитие нервной системы и соответственно реактивности организма в более старшем возрасте ведет не только к усложнению картины заболевания под влиянием той или иной вредности. В организме развивается одновременно приспособление для защиты его как от данной вредности, так и от последствий вызванного ею повреждения. Развитие и совершенствование нервной системы сопровождается развитием и совершенствованием барьерных систем организма (кожа, слизистые оболочки, лимфатические узлы и пр.), развитием способности вырабатывать антитела и появлением других защитных приспособлений. Так, например, новорожденные значительно менее восприимчивы ко многим детским инфекциям (дифтерия, скарлатина, корь), чем дети 6—12-месячного возраста, ибо у новорожденных в крови есть антитела, полученные ими от матери через плаценту. В возрасте 6—12 мес эти антитела уже исчезают, а способности к полноценной выработке антител в собственном организме еще нет. Поэтому дети 1—2-го года жизни становятся особо восприимчивыми к различным инфекциям.

Патологическая физиология
Под. ред. А. Д. Адо и Л. М. Ишимовой М.: Медицина, 1980

Реактивность человека и животных зависит от силы, подвижности и . уравновешенности основных нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре головного мозга. Известно, что невротическое состояние резко меняет реактивность кожи и внутренних органов к болезнетворным раздражениям; при этом легко возникают экземы, гастроэнтериты, пневмонии и прочие заболевания.

Ослабление высшей нервной деятельности вследствие ее перенапряжения резко снижает реактивность организма к химическим ядам, бактериальным токсинам, антигенам и к инфицирующему действию микробов. У крыс со слабым типом высшей нервной деятельности под влиянием отравления тетраэтилсвинцом, бульбокапнином, фенамином, адреналином и пр., а также бактериальными токсинами (стафилококковый, стрептококковый и дифтерийный токсины, полный антиген брюшнотифозной палочки) возникали более тяжелые нарушения высшей нервной деятельности, чем у крыс с сильной, уравновешенной и подвижной высшей нервной деятельностью.

В опытах с вживлением электродов крысам в область покрышки электрическое раздражение этого отдела лимбической системы стимулировало условнорефлекторную реакцию животных.

Большое значение в определении реактивности и поведения животных имеют различные отделы гипоталамуса. Двусторонние повреждения его могут оказывать сильное влияние на сон, половое поведение, голод, жажду и другие выражения реактивности животных.

Повреждение заднего отдела гипоталамуса и мамиллярных тел вызывало заторможенность поведенческих реакций животных.

Повреждения других отделов головного мозга тоже могут существенно изменять реактивность организма. Повреждение, например, серого бугра путем наложения стеклянного шарика на турецкое седло обусловливает дистрофические изменения в легких и желудочно-кишечном тракте (кровоизлияния в слизистой оболочке и подслизистом слое, иногда язвы и опухоли — папилломы).

Различные повреждения спинного мозга также оказывают существенное влияние на реактивность организма. Так, перерезка спинного мозга у голубей снижает их устойчивость к сибирской язве, вызывает угнетение выработки антител, снижение обмена веществ, падение температуры тела и уменьшение защитной деятельности соединительной ткани (фагоцитоз, барьерная функция и пр.).

Введение кротонового масла в ствол седалищного, тройничного, блуждающего нервов вызывает образование язв в желудке и кишечнике, на роговице глаз, кровоизлияния в легкие и другие нарушения (А.Д.Сперанский).

Вегетативная нервная система. Возбуждение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы сопровождается увеличением титра антител и усилением антитоксической и барьерной функций печени и лимфатических узлов. Увеличивается комплементарная активность крови и развивается лейкоцитоз, сменяющийся лейкопенией.

Возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы сопровождается выделением в кровь норадреналина и адреналина, стимулирующих фагоцитоз, усилением обмена веществ и повышением реактивности организма.

Лишение тканей вегетативной иннервации (денервация) существенно повышает их реактивность по отношению к алкалоидам, гормонам, ионам, чужеродным белкам и бактериальным антигенам. Это повышение реактивности продолжается в течение многих дней и даже недель. Особое значение при этом имеет увеличение возбудимости денервированной ткани к агентам, играющим роль адекватных раздражителей для данной ткани (например, гладкой мускулатуры к адреналину, желез к ацетилхолину и пр.).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

"Клиническая психология", Карвасарский
Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Наблюдая поведение собак, переживших затопление во время наводнения, заметил, что у одних животных сохранились ранее выработанные условные рефлексы, а у других - разрушились, и у животных появился невроз. Павлов решил, что первая группа животных обладает сильной НС, а вторая - слабой. Для слабого типа, как писал Павлов "прямо невыносима как индивидуальная, так и социальная жизнь с ее наиболее резкими кризисами". Психологи и клиницисты сегодня с выводами Павлова не согласны, см текст ниже

В результате исследований Павлов открыл такие свойства НС, как подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения.
В настоящее время наиболее изученными являются такие свойства НС как: сила, подвижность и лабильность.

Сила нервной системы
Определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность. Сила нервной системы стала определяться по уровню активации ЭЭГ и рассматриваться как активированность нервной системы, чувствительность при этом является вторичной характеристикой, зависящей от уровня активации нервной системы в покое.

Как влияет сила нервной системы на поведение, деятельность человека?
Представители сильного и слабого типов нервной системы различаются по показателям выносливости и чувствительности. Для человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Более того, в условиях обычной, повседневной деятельности у них развивается состояние монотонии, скуки, что снижает эффективность работы, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.
Совсем по-другому характеризуется поведение человека со слабой нервной системой. Для него характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Особенно ярко это проявляется в ситуациях публичного общения. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности.

Подвижность нервной системы
Это свойство впервые было выделено Павловым в 1932 г. В дальнейшем оно оказалось очень многозначным и было разделено на два самостоятельных свойства: подвижность и лабильность нервной системы (Теплов).
Подвижность нервной системы понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность. В эксперименте при определении подвижности испытуемому предъявляют чередующиеся в случайном порядке стимулы положительные (требующие ответной реакции), отрицательные (тормозные, требующие затормозить ответную реакцию) и нейтральные. Скорость реагирования зависит от того, насколько долго следы от предшествующей реакции сохраняются и оказывают влияние на последующие реакции. Таким образом, чем больше стимулов сможет безошибочно обработать человек в этих условиях, тем выше подвижность его нервной системы. Жизненными проявлениями подвижности нервной системы является легкость включения в работу после перерыва или в начале деятельности (врабатываемость), легкость переделки стереотипов, такой человек легко переходит от одного способа выполнения деятельности к другому, разнообразит приемы и способы работы, причем это касается как двигательной, так и интеллектуальной деятельности, отмечается легкость в установлении контактов с разными людьми. Инертные характеризуются противоположными проявлениями.

Лабильность нервной системы
Быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность (Введенский). Показателями лабильности являются КЧСМ (критическая частота слияния мельканий), а также ЭЭГ-показатели (латентный период и длительность депрессии L-ритма после предъявления раздражителя). Одним из важнейших жизненных проявлений является скорость переработки информации, лабильность эмоциональной сферы. Лабильность положительно влияет на учебную успешность и успешность интеллектуальной деятельности.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.

Комментарии отключены - этот пост облюбовали спам-боты.


Как сохранить свое здоровье? Кому следует в первую очередь обратить внимание на укрепление нервной системы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.


Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.


Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.


При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.


Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.


При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • бег;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом – регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека – главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.


А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.