Синдром угнетения цнс у кого было

С уважением,
Лена

_________________
Код постоянной cкидки 5% IHerb (10% новичкам)- BCJ9637


Spiro et ideo fruar, amo et ergo habito.

"Самое трудное здесь - объяснить значение самого прилагательного "пирамидная". Для этого надо совершить путешествие в жуткие дебри анатомии и физиологии нервной системы. Сразу же замечу, что данный раздел является в принципе одним из наиболее сложных и в анатомии, и в физиологии, а большая часть студентов мед. институтов имеют нервный срыв при одной мысли о том, что эта тема мелькнет в экзаменационном билете.

Постараюсь, тем не менее, объяснить очень кратко. В коре головного мозга имеется определенный участок, ответственный за произвольные мышечные сокращения. Т.е. если мы хотим пошевелить пальцем или запрокинуть голову, то сигнал от клеток в упомянутом участке коры спускается по соответствующим отросткам и доходит до определенного сегмента спинного мозга. Вот этот отдел нервной системы - от клеток в коре до конкретного сегмента спинного мозга и носит название пирамидного пути. Пирамиды - это анатомические отделы продолговатого мозга, нервный импульс проходит через них, отсюда и название.

Медицинские руководства описывают пирамидный путь так: "эфферентный проекционный нервный путь, начинающийся в коре предцентральной извилины и идущий к ядрам черепных нервов и мотонейронам спинного мозга". Эту цитату я привожу лишь в качестве иллюстрации, дабы мои утверждения о сложности вопроса не показались голословными.

Воспалительные процессы, опухоли, кровоизлияния, некоторые инфекции и врожденные болезни могут приводить к повреждению клеток на каком то отрезке пирамидного пути и это будет проявляться совершенно определенной симптоматикой - расстройствами движений, а с учетом того, что перестало двигаться, грамотный невропатолог вполне может точно определить конкретный участок, где и находится очаг поражения. В последнее время, в связи с появлением компьютерной томографии, все меньше и меньше невропатологов владеют комплексом необходимых знаний, ибо аппарат точно указывает очаг поражения и не надо часами ходить вокруг больного с молоточком в руках, дабы предположить, что там-то и там-то что-то приключилось.

Если предположить, что после моих описаний Вы поняли значение слова "пирамидная", то ответит на вопрос, что же такое пирамидная недостаточность, все равно не легко. В международной классификации болезней такого диагноза нет. В учебнике для студентов мед. институтов "Детская неврология" - такого диагноза нет. В подробнейшей монографии (530 стр.), под названием "Руководство по неврологии раннего детского возраста" такого диагноза нет.

Но сотни невропатологов ставят этот "диагноз" тысячам детей. Скорее всего, алгоритм рассуждений выглядит следующим образом: у ребенка выявляются некие расстройства в двигательной сфере, или расстройства не выявляются, но мама жалуется. На запрокидывание головки, на то, что дрожит подбородочек, на то, что чаще смотрит налево, а не вперед, на то, что ножками дрыгает, ручками машет и т.д.

Никаких серьезных болезней врач обнаружить не может - нет конкретных симптомов - как в Вашем письме - "деть спокойный и жизнерадостный". Но как же можно сказать маме, что все в порядке, если она жалуется. Надо же хоть какой-то диагноз поставить, ведь если в ответ на жалобы, сказать, что не надо морочить голову себе и доктору, то это однозначно будет расценено, как признак невнимательности, халатности, непрофессионализма. И, что самое важное, если никакого диагноза в ответ на жалобы не поставить, то уже завтра мать с дитем будет в кабинете у другого невропатолога, которые отнесется "внимательно и профессионально", поставит диагноз и назначит лечение. Вот и появляется диагноз, который и на русский язык перевести невозможно, но очень по научному и красиво: "пирамидная недостаточность". Что, в рассматриваемом контексте, может быть переведено как "непонятные проблемы в двигательной сфере".

Пирамидная недостаточность - лишь один из диагнозов, но есть и другие, не менее распространенные. Здесь и синдром минимальной мозговой дисфункции, и различные виды энцефалопатий, и синдром ликворной гипертензии и т.д.

Есть реальные неврологические проблемы - врожденные пороки развития нервной системы, родовые травмы, поражения мозга из-за кислородной недостаточности во время родов, инфекционные заболевания - менингиты, энцефалиты, опухоли и абсцессы в головном или спинном мозге, нарушения продукции и оттока спинномозговой жидкости, приводящие к серьезной болезни гидроцефалии. Все эти заболевания имеют совершенно конкретную симптоматику и совершенно конкретные способы лечения. В то же время, нервная система у ребенка первого года жизни функциональна незрелая, в процессе ее формирования эпизодически могут появляться симптомы, которые являются одним из признаков серьезной болезни, но других симптомов нет, а имеющийся опасный симптом через время исчезает. Запрокидывание головки является одним из признаков менингита, но ведь только на основании этого симптома никто менингит не диагностирует.

Тем не менее, десятки тысяч детей на первом году жизни лечатся под наблюдением невропатологов, при отсутствии конкретных диагнозов.

Это происходит в связи с исключительно нашей, отечественной ментальностью и нашими специфическими особенностями во взаимоотношениях врачей и родителей.

Для начала замечу, что лично меня всегда поражала удивительная особенность именно наших мам. Американка рожает дитя с болезнью Дауна и всю жизнь тратит на то, чтобы доказать, что именно ее Даун самый умный. Наши сознательно ищут у собственных детей болезни и недостатки, мало того, возмущаются, если врач с ними не согласен. И ни в одной стране мира нет такого количества ничего не значащих диагнозов, которые преследуют одну единственную цель: удовлетворить родителей в их стремлении лечить собственное дитя. Неврологические проблемы в рассматриваемом аспекте лишь частный случай, из той же серии, что никому в мире неведомый дисбактериоз, редчайшая лактазная недостаточность, диатез и т.п.

Можно ли себе представить, чтобы в стране с платным здравоохранением, мать пошла бы не к своему семейному врачу, а к очень редкому и очень-очень дорогому специалисту - детскому невропатологу, при условии, что дитя веселое, спокойное и жизнерадостное, но иногда запрокидывает головку? Вопрос риторический.

Самое опасное, с моей точки зрения в том, что одним диагнозом дело не ограничивается. Врач просто не может себе позволить не отреагировать на им же поставленный диагноз назначением лекарств. А если не назначит, то все пойдет по описанной выше схеме - сегодня не назначит Мария Петровна, завтра на дом приедет уважаемый Иван Иванович и обязательно назначит.

Есть такой замечательный украинский анекдот.

Два кума с тяжелыми сумками несутся по перрону вокзала - опаздывают на электричку. И вот, когда цель уже близка, прямо перед их носом двери закрываются и поезд трогается. Один из кумовьев ставит сумки на землю и со всей дури бьет второго по морде. Тот кричит: "За що. "

Первый отвечает: "Так треба ж щось робыты" (За что? Так надо же что-то делать).

По логике надобно спокойно ждать следующую электричку. Но это не для нас. Так и в кабинете у невропатолога - большинство лекарств назначаются именно потому, что "треба ж щось робыты". А подождать, понаблюдать не суетясь - это не для нас.

Великий и мудрый Авиценна написал тысячелетие назад: "если болезнь определить затруднительно, то не вмешивайся и не торопись. Поистине, или существо (человека) возьмет верх над болезнью, или же болезнь определится!"

С этим, хоть и с трудом, но можно бы было мириться, если б назначаемые лекарства были абсолютно безопасными. Но ведь используются зачастую препараты с серьезными побочными эффектами. Кроме этого, просто патологическое стремление лечить детей уколами. Я в принципе не могу себе представить ситуацию, при которой инъекции витамина В 12, или АТФ, или В 6 или, еще хуже, магнезии, могут излечить дитя от какого-либо неврологического заболевания. Но этим ведь список не ограничивается. Сплошь и рядом мочегонные (диакарб, триампур), эксперименты с биодобавками, мощные стимуляторы обменных процессов.

Я еще раз хочу подчеркнуть. Есть конкретная проблема. Например, неврит лицевого нерва, или акушерский парез руки, или черепно-мозговая травма. Есть конкретная схема лечения - и препараты, и массаж, и физиопроцедуры (электрофорез, например). Т.е. речь вовсе не идет о том, чтобы отвергать достижения медицины вообще и фармакологии в частности, и не обращать внимания на болезнь. Но в ситуации, когда симптомы незначительны, эпизодические или неопределенные, уж лучше не делать ничего, ибо интенсивность обменных процессов у ребенка, тем более первого года жизни настолько высока, что улучшить ее препаратами можно в очень малой степени. И, будь моя воля, я бы приведенную выше цитату из Авиценны большими буквами написал и повесил на входе в каждую поликлинику.

Нельзя не упомянуть и о таком, к сожалению, присутствующем явлении, когда и диагнозы и назначения относятся исключительно к области коммерции. Когда врач продает биодобавки или имеет за назначенные препараты процент от аптекарей, когда назначается платный массаж, от которого уж точно хуже не будет, когда врач отдает себе отчет в том, что за диагноз "здоров" - спасибо не скажут, а ответственность на всю оставшуюся жизнь, а за болезнь, лечение и явное улучшение (которое видит только врач) и поблагодарят, и материальную помощь окажут. "


Родились мы 17 марта 2008 г. Доношенная беременность 40 нед, на фоне
хронической внутриутробной гипоксии состояние было тяжелое. Находились на
ИВЛ — 8 дней. НА 9 день были переведены в патологию новорожденных с
диагнозом — Церебральная ишемия, синдром угнетения ЦНС.
В патологии новорожденных находились 16 дней. Состояние было тяжелое за
счет неврологической симптоматики (выраженная мышечная
гипотония, отсутствие спинального и орального автоматизма). Обследование
мозга подтвердило последствия гипоксии — кисты. Домой мы попали почти в
1 месяц в более-менее удовлетворительном состоянии.
И ТАК НАЧАЛАСЬ БОРЬБА ЗА НАШУ КРОШКУ.
В кроватке спал изогнувшись дугой — настолько был сильный тонус, взгляд не фиксировал, был тремор конечностей. С двух месяцев Глебушка проходит лечение в неврологическом отделении.

В 5 мес — держим голову, взгляд фиксирует, начал раскрывать кисть — пытается брать игрушки. С ногами хуже — тонус высокий, перекрест голеней.
В 9 мес поставили диагноз — Детский церебральный паралич (спастическая диплегия). Тонус остался высокий, в ногах сильнее. Руками хоть как-то двигал. Мог брать игрушку, появилась лепетная речь.
В 11 мес после введения диспорта в ноги — стал опускать ножку на всю стопу, перекрест сохранился. Начал переворачиваться на бок.
В 1г 3 мес лежа на спине мог двигать ногами сгибая их в коленях, в вертикальном положении, но перекрест сохраняется. Начал говорить-мама, папа, баба, наня (Настя сестра).
В 1г 10 мес. очень живой и эмоциональный ребенок, интересуется
книжками, может по просьбе показать картинки, просится на горшок, может
сидеть по турецки с опорой на руки, научились говорить новый слог — фа.
Всё это время мы проходим постоянные курсы реабилитации — в Польше и в городе Трускавец (Украина).

Сейчас Глебу 6 лет. Совместными усилиями мы достигли уже больших результатов — интеллектуальные: хорошо разговаривает, пересказывает сказки, стихи, сам может придумывать сказки,считает до 10, рисовать и лепить не очень любит, но мы все равно занимаемся и развиваемся, очень любит смотреть взрослые журналы про машины/мотоциклы, отлично знает марки машин, и даже запчасти под капотом!; в двигательном плане: хорошо сидит по турецки, с опорой под мышки может идти, ползает по пластунски.

Но к сожалению, диагноз Детский Церебральный Паралич нам не сняли и борьба с ним у нас продолжается… Это каждодневная и трудная работа для всей нашей семьи!

Наш семейный бюджет давно уже иссяк, так как работает только муж, а я сижу дома с Глебом, также есть старшая дочь-школьница — Анастасия (13 лет)

К сожалению одним нам эту сумму не осилить, поэтому обращаемся за помощью к добрым и не равнодушным сердцам!

ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ СОБРАТЬ ВСЕМ МИРОМ НА РЕАБИЛИТАЦИЮ НАШЕМУ ГЛЕБКЕ!

Телефон мамы — 89062169120 Елена

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОДОВ В РУБЛЯХ

ИНН 770 7083 893
Получатель СЕЛИВЕРСТОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Банк получателя-Зеленоградское ОСБ№ 7383 ⁄01306
Расчетный счет 3030 1810 1200 0600 2019
БИК 0427 4863 4
КПП 390 502 001
Корреспондентский счет-3010 1810 1000 0000 0634
Лицевой счет клиента № 42307 810 2 2019 0154 383 48

№ 4100 1538 4576 53

КАРТА СБ РФ Maestro MOMENTUM

676 19600 0331 680 927

ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ПЕРЕВОДОВ:

238570, Калининградская область
поселок Донское улица Комсомольская дом 6 квартира 3
получатель Селиверстова Елена Викторовна

Здравствуйте девочки!
Нам поставили диагноз Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, синдром церебрального угнетения. Неонатальные судороги.
На фоне все этого нефропатия, кардиопатия. Отек головного мозга, говорят без кровоизлияний.
Сынок родился 4 августа. Роды были очень стремительные, 1,5 часа. Родила на сроке 37 недель, малыш доношенный 2865, 49 см.
Схваток не чувствовала, проснулась под утро практически в потугах.
Малыш лежит в детской реанимации в роддоме, а меня выписали.
Врачи говорят, что сынок в коме. Рефлексов нет кроме слабой реакции зрачков на свет и реакции трахеи.
Находимся на аппарате ЭВЛ (искуственное дыхание). Говорят на 1/3 дышим сами, на 2/3 аппарат.
Питание усваивает до 5 кубиков и то не всегда.
С первого дня жизни малыша посадили на тяжелые седативные препараты, их было 2, чтобы снять судороги.
Один отменили, второй снизили до минимума, уже второй день. Рефлексов нет. Судорог правда тоже нет.
Сегодня взяли пункцию спинно-мозговой жидкости, ликвор прозрачный, минингит не обнаружен, но повышенное
содержание белка. Врачи сказали, что это говорит о том, что часть мозга отмерла и разлагается, поэтому повышен белок.
Поэтому КОМА, но какой стапени сказать может только невролог, но 3 степени, а в роддоме узкоспециализированного специалиста нет.
Переводить в детскую больницу сыночка пока не будут, говорят будут держать у себя до месяца, если будет жить то переведут,
если нет, то.

ДЕВОЧКИ! У КОГО ЕСТЬ ИЛИ БЫЛА ПОХОЖАЯ СИТУАЦИЯ ПОМОГИТЕ.

А что послужило таким последствиям?

Желаю Вам сил и терпения

Моя младшая доченька родилась (34 неделя, 2200, 48), а через час - проблемы с дыханием, перевели на ИВЛ (Искусственная Вентиляция Лёгких), через 6 часов начались судороги, но были купированы седативными препаратами.. По УЗИ - тоже отёк мозга без кровоизлияний. На ИВЛ пробыла 11 дней (ленилась масянька дышать). а о каких рефдексах можно говорить? Разве что сосательный (они же под таким наркозом. нам говорили - искуччтвенный, точнее медицинский сон, чтобы не было судорог), она совершенно не двиналась и не шевелилась, когда меня к ней пускали. я относила ей 3 раза в день своё молоко, чтобы не кормили смесью, но \то где-то на 5 день, когда разрешили молокомоё, а до этого давали специальную смесь для глубоко недоношенных. Но у нас белок был в норме. через 11 дней нас с ней вместе перевели вобычное педиатрическое отделение, недели через 2 постепенно, плавно отменили все седативные.. понаблюдали.. вес набираем, рефлексы - угнетены, но показывает.. выписали нас домой ровно в доченькин 1 ДР - 1 месяц нам был. Потом мы часто делали контроль НСГ (УЗИ мозга), ЭЭГ.. еще 2 раза по месяцу мы сней лежали для контроля и обследования.. 2 курса массажа прошли..
СЕйчас нам 10 месяцев - мы развиваемся нормально ТТТ. ползаем- не догнать, очень активная и разговорчивая.. Только и по сей день - Дюймовочка, кушает очень плохо..

Анечка, держитесь, верьте в лучшее. Надеюсь, у вас всё будет хорошо! Главное не опускать руки! Бороться! Читайте про свои болячки сами, знать - очень важно! Делать все что в ваших силах! Самое галвное - они,конечно же, чувствуют нашк ЛЮОВЬ. Желаю вам по-быстрее быть ВМЕСТЕ! Вместе вы обязательно победите болячки. И ЗДОРОВЬЯ ВАМ С МАЛЫШОМ!

Девочки спасибо вам всем за вашу не оценимую поддержку!

Вчера мы покрестили нашего Ярославушку.

Заведующая детской реанимацией добилась консультации нейрохирурга из Солнцевского центра для детишек с
такими травмами. Вчера был специалист, посмотрел сыночка, сказал, что по их направлению патологий нет, кровоизлияний и гематом в мозге нет.
В их помощи наш мальчик не нуждается.

А с сегодняшнего дня мы стали дышать самостоятельно, с ИВЛ сняли, правда иногда устает и не дышит, но доктор говорит,
что его достаточно чуть-чуть потормошить и он снова дышит. Стали потихоньку проявляться рефлексы, пытается шевлелиться, сосательные движения бывают. Зрачек стал лучше на свет реагировать. Глазки правда не открывает и не кричит. Но я верю, что со временем все восстановится!
Питание увеличили до 20 мл., вроде все усваивает! Врачи пока ставят Ярославушке Кому 1 степени. Но дай бог все образуется.
Сегодня наш папа впервые увидел своего сына, счастлив был как ребенок.


  • Заболевания бронхолегочной системы у детей
  • Бронхиальная астма у детей
  • Ларинготрахеит у детей
  • Острая пневмония у детей
  • Острый и хронический бронхит у детей
  • Плеврит у детей
  • Аденоиды (аденоидит)
  • Гайморит
  • Ларингит
  • Нейросенсорная тугоухость
  • Острый и хронический ринит
  • Отит
  • Синусит
  • Тонзиллит
  • Трахеит
  • Фарингит
  • Этмоидит
  • Астенический синдром
  • Вегето-сосудистая дистония (ВСД)
  • Гипертоническая болезнь у детей
  • Детский церебральный паралич
  • Логоневроз у детей
  • Мигрень у детей
  • Нарушение ночного сна
  • Неврозы у детей и подростков
  • Энурез у детей
  • Болезнь Пертеса
  • Врожденная мышечная кривошея
  • Дисплазия и врожденные вывихи тазобедренного сустава
  • Косолапость
  • Нестабильность шейного отдела позвоночника
  • Плоско вальгусная деформация стоп
  • Плоско варусная деформация стопы
  • Плоскостопие у детей
  • Рахит
  • Сколиотическая осанка
  • Cиндром гипервозбудимости
  • Гипоталамический синдром
  • Задержка психо-моторного развития
  • Перинатальная энцефалопатия
  • Перинатальное поражение ЦНС
  • Синдром вегето-висцеральных нарушений
  • Синдром двигательных нарушений
  • Синдром угнетения и мышечной дистонии
  • Синдром угнетения ЦНС
  • Иммунодефицитное состояние
  • Стафило- и стрептодермия
  • Часто болеющие дети
  • Запор у детей
  • Заболевания бронхолегочной системы
  • Бронхиальная астма
  • Острая пневмония
  • Острый и хронический бронхит
  • Плеврит
  • Гастрит
  • Панкреатит
  • Рефлюксная болезнь
  • Синдром раздраженного кишечника
  • Язва желудка
  • Бессоница
  • Вегето-сосудистая дистония
  • Головная боль
  • Депрессия
  • Межреберная невралгия
  • Мигрень
  • Невралгия тройничного нерва
  • Неврит
  • Неврит лицевого нерва
  • Неврит седалищного нерва (ишиас)
  • Неврит срединного нерва
  • Неврозы и неврастении
  • Преходящие нарушения мозгового кровообращения
  • Профилактика инсульта
  • Синдром Хронической усталости
  • Энурез у взрослых
  • Герпес
  • Нейродермит
  • Ожоги
  • Псориаз
  • Фурункулез
  • Экзема
  • Гайморит у взрослых
  • Евстахиит у взрослых
  • Ларингит у взрослых
  • Нейросенсорная тугоухость у взрослых
  • Отит у взрослых
  • Ринит у взрослых
  • Синусит у взрослых
  • Тонзиллит у взрослых
  • Трахеит у взрослых
  • Фарингит у взрослых
  • Фронтит у взрослых
  • Этмоидит у взрослых
  • Лактостаз
  • Мастит
  • Мастопатия
  • Трещины сосков
  • Бесплодие
  • Климактерический синдром (климакс)
  • Пиелонефрит
  • Простатит
  • Спаечная болезнь
  • Уретрит
  • Хроничесий эндометрит
  • Хронические воспалительные заболевания матки и придатков
  • Цистит
  • Артрит
  • Атрофия мышц
  • Бурситы
  • Вертеброгенная цервикалгия
  • Гонартроз
  • Деформирующий остеоартроз
  • Защемление нерва
  • Коксартроз
  • Люмбалгия
  • Межпозвонковые грыжи
  • Миозит
  • Миофасциальные боли
  • Мышечные контрактуры
  • Остеопороз
  • Остеохондроз
  • Остеохондроз грудной
  • Остеохондроз поясничный
  • Остеохондроз шейный
  • Перелом костей
  • Периартрит
  • Подагра
  • Протрузия диска
  • Пяточная шпора
  • Радикулит
  • Разрыв связок
  • Растяжения связок
  • Ревматоидный и реактивный артрит
  • Сакроилеит
  • Синовит
  • Сколиоз
  • Спондилез
  • Спондилоартроз
  • Стилоидит
  • Тендинит
  • Тендовагинит
  • Унковертебральный артроз
  • Эпикондилит
  • Варикозное расширение вен
  • Трофическая язва
  • Хроническая венозная недостаточность
  • RF лифтинг
  • Аппаратная косметология
  • Лечение облысения
  • Мезотерапия
  • Микротоковая терапия
  • SIS терапия (высокоинтенсивная магнитотерапия)
  • TR терапия – направленная контактная диатермия
  • HIL – терапия
  • Амплипульстерапия
  • Вакуумный массаж
  • ВТЭС - внутритканевая электростимуляция
  • Гирудотерапия
  • Высокочастотная магнитотерапия
  • ИКВ и ЭВТ-терапия
  • КВЧ-Излучение
  • Лазерное облучение крови (ЛОК и ВЛОК)
  • Лазерофорез
  • Лечебный массаж
  • Миостимуляция
  • Низкочастотная магнитотерапия
  • Озонотерапия
  • Прессотерапия
  • Пунктурная физиотерапия
  • Транскраниальная магнитотерапия
  • Транскраниальная электротерапия
  • ТЭС-терапия
  • УВЧ-терапия
  • Ультразвуковая терапия
  • Ультрафонофорез
  • Фотохромотерапия
  • Хивамат
  • Электросон
  • Электростимуляция
  • Электрофорез
  • Описание
  • Цены

Синдром угнетения это последствия перинатального поражения ЦНС у ребенка в период с 28 нед внутриутробного развития до 7 дня после рождения. Перинатальные поражения ЦНС возникает у 85% и более детей.

Синдром угнетения ЦНС это дно из проявлений внутриутробной гипоксии плода, родовых травм, ВУИ.

Синдром угнетения ЦНС у новорожденных развивается несколько реже, чем синдром гипервозбудимости, но все, же является одним из наиболее встречающихся в детском возрасте.

Основными причинами перинатальных поражений ЦНС, в том числе и синдром угнетения, являются:

гипоксия, асфиксия, гемолитическая болезнь новорожденного, травмы в момент родов при неправильном применении акушерского пособия, а так же внутриутробные инфекции.

Основными инфекциями, которые поражают головной мозг в период новорожденности, являются – ЦМВ (цитомегаловирусная инфекция), герпес инфекция, а так же сифилис.

Синдром угнетения у новорожденных проявляется впервые месяцы и дни жизни.


Симптоматика

Синдром угнетения проявляется основными симптомами: вялостью, гиподинамией, вялым сосанием, гипорефлекисей, угнетением рефлексов новорожденных, снижение рефлекса глотания.

Синдром угнетения у новорожденных может сочетаться с возбуждением вплоть до развития судорог, косоглазия, нистагма и отвисания нижней челюсти, асимметрия мимической мускулатуры, иногда развиваются бульбарный (нарушение произношения звуков, глотания за счет пареза мышц глотки, мягкого неба и языка), псевдобульбарный (появление насильственного плача, смеха) синдром.

Нередко, синдром угнетения ЦНС у новорожденных сопровождается заторможенностью, снижением эмоционального тонуса и снижение реакции на боль, в крайней степени может формироваться состояние комы. Синдром угнетения ЦНС является частой причиной обращения родителей к неврологу за получением специализированной помощи.

Синдром угнетения можно скорректировать методами физиотерапии, проведением массажа.

Симптомы зависят от тяжести заболевания, синдром угнетения легкой степени тяжести может быть скрытым и родители очень часто не замечают на небольшую вялость малыша в

его
повседневном поведении. При средней степени синдром угнетения ЦНС обычно проявляется симптомами мышечной гипотонии, гипорефлексии, которая может смениться гипертонусом мышц, иногда могут появляться судороги, беспокойство и гиперестезия.

Синдром угнетения ЦНС у новорожденных может сопровождать и вегето – висцеральные нарушения. Синдром угнетения ЦНС тяжелой степени проявляется судорогами, парез кишечника, дыхательные расстройства, гипофункция надпочечников.

Лечение синдрома угнетения у новорожденных

Синдром угнетения это повод к обращению за помощью к неврологу.

Важным этапом является именно коррекция, поскольку устранить причины невозможно, так как они связаны с внутриутробным периодом развития малыша.

Синдром угнетения ЦНС у новорожденных можно скорректировать методами физиотерапии, которые являются достаточно эффективными, безболезненными и применимы с самого маленького возраста. При этом лечение происходит комплексно, т.е. используются разные методики физиотерапии, массажа.

Несмотря на многообразие причин, приводящих к перинатальному поражению нервной системы в течении заболевания выделяют три периода:

    острый - 1-й месяц жизни);

восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяц жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных);

В каждом периоде перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления, которые врачи привыкли выделять в виде различных синдромов (совокупность клинических проявлений болезни, объединенных по общему признаку). Кроме того, у одного ребенка нередко наблюдается сочетание нескольких синдромов. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, правильно назначить лечение и строить прогнозы на будущее.

Синдромы острого периода

К синдромам острого периода относятся: синдром угнетения ЦНС, коматозный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром.

При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем ( вегетативно-висцеральный синдром) в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром, при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.

Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефапьного синдрома, который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинно-мозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые отмечает врач и которые могут заподозрить родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), большие размеры и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (своеобразное дрожание глазных яблок при отведении взгляда в сторону, вверх, вниз -это называется нистагм) и др.

Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

Синдромы восстановительного периода

В восстановительном периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют следующие синдромы: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, эпилептический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития. Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у детей задержки психомоторного раз-вития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности -гиперкинезы (непроизвольные движения, вы-званные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз) препятствуют совершению целенаправленных движений, формированию у малыша нормальных двигательных функций. При задержке моторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета должны насторожить родителей в плане задержки психического развития у малыша.

К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:

    задержку психического, моторного или речевого развития;

цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью);

синдром гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение работы ЦНС, проявляющееся агрессивностью, импульсивностью, трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.

Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

В диагнозе врач должен обязательно отразить предполагаемые причины повреждения центральной нервной системы, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

С целью диагностики и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как нейросонография, допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалография и др.

В последнее время наиболее доступным и широко используемым методом обследования детей на первом году жизни является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга), которая проводится через большой родничок. Это исследование безвредно, может проводиться повторно как у доношенных, так и у недоношенных малышей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике. Кроме того, исследование можно проводить новорожденным в тяжелом состоянии, вынужденным находиться в отделении реанимации в кувезах (специальных кроватях с прозрачными стенками, которые позволяют обеспечивать определенный температурный режим, контролировать состояние новорожденного) и на ИВЛ (искусственное дыхание через аппарат). Нейросонография позволяет оценить состояние вещества мозга и ликворных путей (структуры мозга, заполненные жидкостью - ликвором), выявить пороки развития, а также предположить возможные причины повреждения нервной системы (гипоксия, кровоизлияние, инфекции).

Если у ребенка выявлены грубые неврологические нарушения при отсутствии признаков повреждения мозга на нейросонографии, таким детям назначают более точные методы исследования ЦНС - компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографии. В отличие от нейросонографии, эти методы позволяют оценить мельчайшие структурные изменения головного и спинного мозга. Однако проведение их возможно только в стационаре, так как во время исследования малыш не должен совершать активных движений, что достигается введением ребенку специальных лекарств.

Помимо изучения структур головного мозга в последнее время появилась возможность оценки кровотока в мозговых сосудах с помощью допплерографии. Однако данные, полученные при ее проведении, могут учитываться лишь в совокупности с результатами других методов исследования.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод изучения биоэлектрической активности головного мозга. Он позволяет оценить степень зрелости мозга, предположить наличие судорожного синдрома у малыша. Из-за незрелости головного мозга у детей на первом году жизни окончательная оценка показателей ЭЭГ возможна лишь при неоднократном проведении этого исследования в динамике.

Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

Почему возникают нарушения в работе ЦНС?

Анализируя причины, приводящие к нарушениям в работе ЦНС новорожденного, врачи выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:

    гипоксические поражения ЦНС, при которых основным повреждающим фактором является гипоксия (недостаток кислорода);

травматические поражения, возникающие в результате механического повреждения тканей головного и спинного мозга в родах, в первые минуты и часы жизни ребенка;

Помощь детям с повреждениями ЦНС

В связи с возможностями ранней диагностики перинатальных поражений ЦНС лечение и реабилитация этих состояний должны осуществляться как можно в более ранние сроки, с тем чтобы лечебные воздействия пришлись на первые месяцы жизни малыша, когда нарушения еще обратимы. Следует сказать, что способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики именно в этот период жизни. Именно в первые месяцы жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом, Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов болезни.

Оказание помощи детям с повреждениями ЦНС осуществляется в три этапа.

Первый этап предполагает помощь, оказываемую в родильном доме (родильном зале, палате интенсивной терапии, отделении реанимации новорожденных) и включает в себя восстановление и поддержание работы жизненно важных органов (сердца, легких, почек), нормализацию обменных процессов, лечение синдромов повреждения ЦНС (угнетения или возбуждения, судорог, отека мозга, повышенного внутричерепного давления и др.). Именно на первом этапе помощи основными в лечении детей с тяжелыми повреждениями ЦНС являются медикаментозная и интенсивная (например, искусственная вентиляция легких) терапия.

На фоне лечения состояние малышей постепенно улучшается, однако многие симптомы поражения ЦНС (нарушения тонуса мышц, рефлексов, быстрая утомляемость, беспокойство, дисфункции в работе легких, сердца, желудочно-кишечного тракта) могут сохраняться, что требует перевода детей на второй этап лечения и реабилитации, а именно - в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей либо в неврологическое отделение детской больницы.

На данном этапе назначают препараты, направленные на ликвидацию причины заболевания (инфекций, токсических веществ) и воздействующие на механизм развития болезни, а также лекарства, используемые для лечения тех или иных синдромов повреждения ЦНС. Это препараты, улучшающие питание нервных клеток, стимулирующие созревание мозговой ткани, улучшающие микроциркуляцию 2 и мозговое кровообращение, снижающие мышечный тонус и др. Помимо медикаментозной терапии, у доношенных детей на фоне улучшения состояния с конца 3-й недели жизни (у недоношенных детей - несколько позже) могут быть назначены курс массажа с постепенным добавлением упражнений лечебной гимнастики, сеансы электрофореза и другие методы реабилитации.

После окончания курса лечения большинство детей выписываются домой с рекомендациями дальнейшего наблюдения в условиях детской поликлиники ( третий этап реабилитации). Врач-педиатр совместно с невропатологом, а по необходимости - и с другими узкими специалистами (окулистом, отоларингологом, ортопедом, психологом, физиотерапевтом и др.) составляет индивидуальный план наблюдения ребенка на первом году жизни. В этот период все большее значение начинают приобретать немедикаментозные методы реабилитации, такие, как массаж, лечебная гимнастика, электрофорез, импульсные токи, иглорефлексотерапия, тепловые процедуры, бальнеолечение (лечебные ванны), плавание, а также психолого-педагогические методы коррекции, направленные на развитие моторики, речи и психики ребенка.

Если повреждения центральной нервной системы нетяжелые и малыш выписан из родильного отделения домой, важно создать лечебно-охранительный режим во время острого периода заболевания. А это значит - оберегать ребенка от лишних раздражителей (громкий звук радио, телевизора, громкие разговоры), создать условия температурного комфорта (избегать как перегревания, так и переохлаждения), не забывая регулярно проветривать комнату, в которой находится малыш. Кроме того, следует максимально оградить ребенка от возможности любого инфицирования, ограничив посещение новорожденного знакомыми и родственниками.

Особое внимание следует уделять правильному питанию, так как оно является мощным лечебным фактором. В грудном молоке содержатся все необходимые питательные вещества для полноценного развития ребенка. Ранний перевод на искусственное вскармливание приводит к раннему началу и более частому развитию инфекционных заболеваний. Между тем защитные факторы молока матери способны частично компенсировать недостаток собственных иммунных факторов в этот период развития, позволяя малышу направить все свои компенсаторные возможности на восстановление нарушенных функций после перенесенной гипоксии. А содержащиеся в грудном молоке биологически активные вещества, гормоны, факторы роста способны активировать процессы восстановления и созревание ЦНС. Кроме того, материнские прикосновения во время кормления ребенка грудью являются важным эмоциональным стимулятором, способствующим снижению стрессового состояния, а значит, более полноценному восприятию детьми окружающего мира.

Недоношенные и дети, родившиеся с тяжелыми повреждениями ЦНС, в первые дни жизни нередко вынуждены вскармливаться через зонд или из бутылочки. Не отчаивайтесь, а постарайтесь сохранить грудное молоко, регулярно сцеживая его и давая малышу. Как только состояние вашего крохи улучшится, он обязательно будет приложен к груди матери.

Важное место в восстановительном периоде занимают лечебный массаж и гимнастика, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, повышая тем самым общую реактивность организма, способствуют психомоторному развитию ребенка. Курс массажа включает от 10 до 20 сеансов. В зависимости от степени тяжести поражения ЦНС на первом году жизни проводятся не менее 3-4 курсов массажа с интервалом 1-1,5 месяца. При этом родители между курсами продолжают дома заниматься с ребенком лечебной гимнастикой, предварительно обучившись в ходе занятий.

Методики массажа и лечебной гимнастики зависят, в первую очередь, от характера двигательных нарушений, особенностей изменения мышечного тонуса, а также от преобладания тех или иных синдромов поражения ЦНС.

Так, при синдроме гипервозбудимости используют приемы, направленные на снижение общей возбудимости (покачивание в позе эмбриона или на мяче) и мышечного тонуса (расслабляющий массаж с элементами точечного массажа). В то же время у детей с признаками угнетения нервной системы применяют укрепляющий массаж мышц спины, живота, ягодичных мышц, а также расслабленных ручек и ножек.

Массаж и лечебная гимнастика создают благоприятные условия для общего развития ребенка ускоряют развитие двигательных функций (освоение таких навыков, как приподнимание и удержание головы, повороты на бочок, живот, спину, сидение, ползание, самостоятельная ходьба). Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах - мячах, роллах (валиках). Они используются для развития вестибулярных функций, способствуют расслаблению напряженных и укреплению расслабленных мышц, воде. При этом упражнения проводятся в обычных ваннах, их продолжительность вначале составляет 5- 7 минут и постепенно увеличивается до 15 минут. В начале курса желательно пройти обучение с медицинским инструктором, а далее возможно проведение занятий в домашней ванне. Вода не только тонизирует слабые мышцы и расслабляет напряженные, стимулирует обмен веществ и кровообращение, обладает закаливающим эффектом, но и оказывает успокаивающее действие на нервную систему малыша. Следует отметить, что повышение внутричерепного давления у детей не является противопоказанием к плаванию - в этом случае лишь следует исключить ныряние.

Возможно также проведение стимулирующего подводного душа-массажа в теплой ванне. Массирующее воздействие на мышцы при этом оказывает вода, поступающая через широкий наконечник под небольшим давлением (0,5 атмосфер). Для этого струю воды медленно передвигают от периферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. Этот массаж проводится в условиях стационара или поликлиники.

Среди водных процедур, обладающих лечебными воздействиями, для детей с перинатальными поражениями ЦНС используют бальнеотерапию - принятие лечебных ванн. Благодаря особенностям кожи у детей (высокая проницаемость, богатая сосудистая сеть, обилие нервных окончаний - рецепторов), лечебные ванны особенно эффективны. Под действием растворенных в воде солей усиливается кровообращение и обмен веществ в коже, мышцах и всем организме. Эти процедуры родители могут проводить самостоятельно в домашних условиях, получив рекомендации врача. Соленые ванны готовятся из расчета 2 столовые ложки морской или поваренной соли на 10 л воды, температура воды 36°С. Принимают процедуры от 3-5 до 10-15 минут через день, курс лечения 10-15 ванн. У возбудимых детей к соленым ваннам нередко рекомендуют добавлять хвойные, а также ванны с отварами валерьяны, пустырника, обладающие успокаивающим действием на ЦНС.

Среди методов физиотерапии наиболее часто используют лекарственный электрофорез, импульсные токи, индуктотермию, ультразвук и др. Введение в организм лекарственных веществ с помощью постоянного тока (электрофорез) улучшает кровообращение в тканях и тонус мышц, способствует рассасыванию очагов воспаления, а при воздействии на воротниковую зону улучшает мозговое кровообращение и деятельность головного мозга. Воздействие импульсных токов различных характеристик может оказывать как возбуждающее, так и тормозящее действие на мышцы, что часто используют в лечении парезов и параличей.

В лечении перинатальных поражений ЦНС у детей применяют и местные тепловые процедуры (теплолечение) при помощи накладывания на пораженные участки аппликаций озокерита (горный воск), парафина или мешочков с песком. Тепловые воздействия вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливая кровообращение и обмен веществ, кроме того, активизируются восстановительные процессы, снижается тонус мышц. Для этого предварительно нагретый до 39-42°С озокерит накладывают на место воздействия, накрывают одеялом и оставляют действовать в течение 15-30 минут в зависимости от возраста. Процедуры проводят через день в количестве 15-20 на курс лечения.

Воздействие на особо чувствительные точки с целью стимуляции рефлексов проводят, используя метод иглорефлексотерапии. При этом воздействия могут проводить акупунктурной (используемой в иглорефлексотерапии) иглой, импульсным электрическим током, лазерным излучением или магнитным полем.

Однако следует помнить о том, что чрезмерное увлечение программами раннего развития может привести к утомлению и срыву еще не вполне окрепшей нервной системы малыша. Поэтому во всем проявляйте умеренность и терпение, а еще лучше - не забывайте обсудить все начинания с лечащим врачом. Помните - здоровье вашего ребенка в ваших руках. Так не жалейте времени и сил на восстановление пострадавшего малыша.

Новинки медицины для реабилитации малыша

1 Перинатальный - относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько дней после рождения ребенка. Этот период длится с 28-й недели беременности по 7-Й день после рождения ребенка.

2 Движение крови по мельчайшим сосудам организма с целью лучшей доставки к клеткам кислорода и питательных веществ, а также выведения продуктов обмена клеток

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.