Сомато-вегетативный уровень нервно психического реагирования

Максимова Н.Ю. и Милютина Е.Л. выделяют несколько типов личностного реагирования.

1. Игнорирование – связано с недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

2. Вытеснение – проявляется в сознательном непризнании существования деффекта при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

3. Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

4. Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

5. Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Общие закономерности психического дизонтогенеза. Понятие о первичном и вторичном дефектеи их взаимосвязи в дизонтогенезе. Вклад В.С. Выготского.

Общие закономерности психического дизонтогенеза:

Психический дизонтогенез – патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко. В основе широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В. В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

1. ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

2. дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

3. поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

4. асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Понятие о первичном и вторичном дефектеи их взаимосвязи в дизонтогенезе

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями.

Вклад Л.С. Выготского

Основополагающими теоретическими положениями Выготского являются:

– понятие о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного нарушений;

– об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка;

– о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития.

Выготский считает, что биологический дефект (слепота, глухота, умственная отсталость), приобретает в процессе развития ребенка социальную обусловленность.

При этом роль полноценного или неполноценного соц. окружения и воспитания значимы для развития ребенка настолько, что могут способствовать либо компенсации дефекта, либо приводят к его дальнейшему усложнению – вторичному дефекту. Это проявляется в виде недоразвития речи (глухие), высших психических функций (умственная отсталость).

Выготский считал, что первичный дефект устранить невозможно. Но чем дальше вторичные, третичные и другие отклонения от основного дефекта, тем легче они устраняются в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

• уточнение истории развития ребенка (беседа с родителями — выяснение жалоб, наследственных факторов, влияния фактора окружающей среды);

• изучение симптоматологии развития, определение уровня и характера развития ребенка в настоящий момент;

• диагностику, направленную на вскрытие механизма, структуры, причин нарушения; определение типологии (формы) нарушения;

• прогноз, возможность динамики (предполагается длительное изучение ребенка);

Понятие нейропсихологический симптом. Понятие нейропсихологический фактор. Понятие нейропсихологический синдром. Функциональные блоки мозга. Принципы системно-динамической локализации ВПФ Е.Д. Хомской.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический фактор– структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Нейропсихологический синдром– закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Это общая структурно-функциональная модель мозга, как субстрата психики. Эту модель предложил Лурия. Весь мозг разделяется на 3 блока:

Энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Энергетический блок (неспецифический), т.к. он включает в себя неспецифические структуры разных уровней: ретикулярная формация, которая располагается в стволе ГМ; лимбическая система; медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга. Все они рано созревают, у них очень жестко детерминируемые функции.


Первый — "энергетический блок", или блок регуляции тонуса коры и состояния бодрствования. Анатомически он представляет собой образование в стволе мозга по типу нервной сети, в которую вкраплены тела нервных клеток, соединяющиеся между собой короткими отростками (ретикулярная формация). Одни из волокон ретикулярной формации направляются вверх и оканчиваются в вышележащих нервных образованиях, включая кору мозга (восходящая ретикулярная система). Другие имеют обратное направление: начинаются в коре и направляются к нижележащим структурам среднего мозга, гипоталамуса и мозгового ствола (нисходящая ретикулярная система).

Нервная система всегда находится в состоянии определенной активности, которая, как уже говорилось, опосредована работой ретикулярной формации.

Второй блок — "блок приема, переработки и хранения информации" состоит из трех подблоков, расположенных в конвекситальных (наружных) отделах коры затылочной (зрение), височной (слух и вестибулярная информация) и теменной (общая чувствительность) долей мозга. Сюда включаются и центральные аппараты вкуса и обоняния, но у человека они занимают в коре головного мозга незначительное место.

Третий блок — "блок программирования, регуляции и контроля" расположен преимущественно в лобных долях мозга. Первичная двигательная кора (четвертое поле Бродмана) не может работать изолированно. Подготовка программ движения и передача их на пирамидные клетки осуществляется в аппаратах вторичных зон двигательной коры, которые располагаются в верхних слоях коры премоторных отделов лобной области. Третичные зоны лобной коры играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения. Человек, у которого этот блок нарушен, лишается возможности поэтапно организовывать свое поведение, не может перейти от одной операции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы "распадается".

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1379 ;

Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития. По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основ>' преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования.

  • 1. Для соматовегетативногоуровня реагирования (0—3 года) характерными являются различные варианты невропатического синдрома (возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности и т.п.). Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в более раннем завершении формирования регуляции вегетативных функций в онтогенезе, значительно опережающего формирование регуляции моторных функции.
  • 2. К психомоторномууровню реагирования (4—10 лет) относятся проявления гипердинамического синдрома, системные невротические и неврозоподобные двигательные расстройства — тики, заикание, мутизм и т.п. Выделение данного уровня соответствует данным возрастной морфологии и физиологии, свидетельствующим о наиболее интенсивной дифференциации функций двигательного анализатора в этом возрасте.
  • 3. Для аффективногоуровня реагирования (7—12 лет) характерны синдромы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества.
  • 4. Эмоционально-идеаторныйуровень реагирования (12—16 лет) уже проявляется сверхценными образованиями типа патохарактерологических реакций (протеста, эмансипации и т.п.), дисморфофобии, психической анорексии, "философической интоксикации" и т.п.

Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню, не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования, однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на четыре периода: моторный (до 1 года), сенсомоторный (1—3 года), аффективный (3—12 лет) и идеаторный (12—14 лет).

Моторный этап развития психики весьма непродолжителен (до 1 года), хотя совершенствование моторики и ее дифференциация происходят на протяжении всей жизни индивида. Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются по сути рудиментами последующих психических реакций.

На внешние раздражители ребенок отвечает диффузными двигательными реакциями (крик, плач, двигательное беспокойство). Даже так называемая реакция страха новорожденного представляет собой два типа движений: с преобладанием реакции флексоров либо экстензоров (мышц-разгибателей). Уловить разницу между "реакцией страха" и рефлексом Моро (рефлекс обхватывания) у новорожденного часто не удается.

Сенсомоторный этап развития психики (от одного года до трех лет). С шести месяцев до шести-семи лет значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако они утрачивают свой чисто двигательный характер и становятся более сложными "сенсомоторными актами" (позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е. будут носить осознанный характер).

Сенсомоторные реакции отличаются овладением целенаправленности движений, что в будущем приводит к волевым действиям. Развиваются органы чувств, внимание, формируется мышление, представления о настоящем и прошлом, первичное сознание "Я" (элемент самосознания, три — три с половиной года). Наиболее отчетливый признак окончательного завершения сенсомоторного периода развития — формирование у ребенка представления "схемы тела" (к 6—7 годам).

Аффективный этап развития психики (с 3 до 12 лет). Высшие (эпикритические) аффекты, в отличие от простых (органических), никогда не возникают без образа, представления, а позднее и без понятия, т.е. вовлечения в переживание идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы. Аффективный этап начинает оформление в виде эпикритической эмоциональности с трех лет: осваиваются эмоциональные реакции протеста, негативизма, демонстративного поведения, излишней аффектации или молчаливости. К 6—7 годам детская непосредственность меняет свои качества. Она все чаще получает выражение в аффективной окраске тех или иных форм деятельности ребенка. В 10—11 лет лабильность аффекта, добродушие и детская увлеченность становятся менее выраженными. Аффективность приобретает постоянно-индивидуальный характер, и можно четко выявить два типа поведенческих реакций. У одних детей преобладают черты экстравертированности, и они более общительны. У других преобладает интровертированность, и они более молчаливы.

Идеаторный этап развития психики начинается еще в глубине сенсомоторного этапа, однако истинное его начало должно быть датировано возрастом 11—12 лет. С этого времени у ребенка обычно появляется возможность строить сложные умозаключения и упрочняется феномен "удвоенность реальности". Последний означает сформировавшийся у ребенка навык оперировать объектами внешней реальности, с одной стороны, и реальностью субъективной (мыслимой, представляемой) — с другой. Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга.

В подростковом возрасте (12—16 лет) доступна способность рассуждать, последовательно обсуждая факты и вскрывая закономерности. Подросток утверждает себя, противопоставляя себя другим. Это часто приобретает характер своего мнения, концепции. Он осознает себя как личность, и это порождает небывалые возможности для рефлексии. Сознание индивидуальное начинает приобретать характер сознания коллективного, общественного. В эмоциональной сфере формируются эстетические, этические и интеллектуальные чувства.

Расстройства психики у детей имеют разные качества в зависимости от возраста и объема поражения. Нарушение психического функционирования на ранних этапах постнатального онтогенеза не может вызвать тех типов расстройств, для оформления которых необходима определенная степень зрелости аффективного и идеаторного уровней развития психики. Для человека же зрелого возраста правилом становится следующая тенденция: чем больше объем поражения, тем более глубокие уровни психики, при прочих равных условиях, оказываются поврежденными.

Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития.

По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основу преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования…

  • Различные варианты невропатического синдрома
    • возбудимость,
    • склонность к расстройствам
      • пищеварения,
      • питания,
      • сна,
      • навыков опрятности и т.п.

Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в

  • более раннем завершении формирования
    регуляции вегетативных функций в онтогенезе,
    значительно опережающего формирование
    регуляции моторных функции.

  • Проявления гипердинамического синдрома,
  • системные невротические и
    неврозоподобные двигательные расстройства –
    • тики,
    • заикание,
    • мутизм и т.п.

Выделение данного уровня

возрастной морфологии и физиологии

  • наиболее интенсивной дифференциации функций
    двигательного анализатора в этом возрасте.

  • Сндромы страхов,
  • повышенная аффективная возбудимость,
  • уходы и бродяжничества.
  • Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
    не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
    однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на 4 периода…

  • Хотя совершенствование моторики и ее дифференциация
    происходят на протяжении всей жизни индивида.
  • Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются
    по сути рудиментами последующих психических реакций.

На внешние раздражители ребенок отвечает

  • диффузными двигательными реакциями
    • крик,
    • плач,
    • двигательное беспокойство.

    Даже так называемая реакция страха новорожденного
    представляет собой 2 типа движений:
    с преобладанием реакции

    • флексоров (мышц-сгибателей) либо
    • экстензоров (мышц-разгибателей).

    • Высшие (эпикритические) аффекты,
      в отличие от простых (органических), никогда не возникают
      • без образа,
      • представления,
        а позднее и
      • без понятия,
        т.е. вовлечения в переживание
        • идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы.
    • Аффективный этап начинает оформление
      в виде эпикритической эмоциональности с 3-х лет:
      • осваиваются эмоциональные реакции
        • протеста,
        • негативизма,
        • демонстративного поведения,
        • излишней аффектации или молчаливости.
    • К 6-7 – детская непосредственность меняет свои качества.
      Она все чаще получает выражение в
      • аффективной окраске
        тех или иных форм деятельности ребенка.
    • В 10-11 –
      • лабильность аффекта,
      • добродушие и
      • детская увлеченность
        становятся менее выраженными.
      • Аффективность приобретает
        постоянно-индивидуальный характер,
        и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций.
        • У одних детей преобладают черты
          экстравертированности, и они более общительны.
        • У других преобладает
          интровертированность, и они более молчаливы.
    • Расстройства психики у детей имеют разные качества
      в зависимости от возраста и объема поражения.
      • Нарушение психического функционирования
        на ранних этапах постнатального онтогенеза
        не может вызвать тех типов расстройств,
        для оформления которых необходима
        определенная степень зрелости
        • аффективного и
        • идеаторного
          уровней развития психики.
    • Для человека же зрелого возраста
      правилом становится следующая тенденция:
      • чем больше объем поражения,
        тем более глубокие уровни психики,
        при прочих равных условиях,
        оказываются поврежденными.

    Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития. По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основ>’ преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования.

    Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню, не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования, однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

    Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на четыре периода: моторный (до 1 года), сенсомоторный (1—3 года), аффективный (3—12 лет) и идеаторный (12—14 лет).

    Моторный этап развития психики весьма непродолжителен (до 1 года), хотя совершенствование моторики и ее дифференциация происходят на протяжении всей жизни индивида. Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются по сути рудиментами последующих психических реакций.

    Аффективный этап развития психики (с 3 до 12 лет). Высшие (эпикритические) аффекты, в отличие от простых (органических), никогда не возникают без образа, представления, а позднее и без понятия, т.е. вовлечения в переживание идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы. Аффективный этап начинает оформление в виде эпикритической эмоциональности с трех лет: осваиваются эмоциональные реакции протеста, негативизма, демонстративного поведения, излишней аффектации или молчаливости. К 6—7 годам детская непосредственность меняет свои качества. Она все чаще получает выражение в аффективной окраске тех или иных форм деятельности ребенка. В 10—11 лет лабильность аффекта, добродушие и детская увлеченность становятся менее выраженными. Аффективность приобретает постоянно-индивидуальный характер, и можно четко выявить два типа поведенческих реакций. У одних детей преобладают черты экстравертированности, и они более общительны. У других преобладает интровертированность, и они более молчаливы.

    В подростковом возрасте (12—16 лет) доступна способность рассуждать, последовательно обсуждая факты и вскрывая закономерности. Подросток утверждает себя, противопоставляя себя другим. Это часто приобретает характер своего мнения, концепции. Он осознает себя как личность, и это порождает небывалые возможности для рефлексии. Сознание индивидуальное начинает приобретать характер сознания коллективного, общественного. В эмоциональной сфере формируются эстетические, этические и интеллектуальные чувства.

    Расстройства психики у детей имеют разные качества в зависимости от возраста и объема поражения. Нарушение психического функционирования на ранних этапах постнатального онтогенеза не может вызвать тех типов расстройств, для оформления которых необходима определенная степень зрелости аффективного и идеаторного уровней развития психики. Для человека же зрелого возраста правилом становится следующая тенденция: чем больше объем поражения, тем более глубокие уровни психики, при прочих равных условиях, оказываются поврежденными.

    В клинике выделяют негативные и продуктивные симптомы болезни. В психиатрии к негативным симптомам относят снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и др. Примерами продуктивных расстройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

    Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются возрастные симптомы,которые более специфичны для возраста, чем для самого заболевания, и могут наблюдаться при различной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизофрении, невротических состояний и т.д.

    В. В. Ковалев выделил возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на различные вредности.

    Возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия по В. В. Ковалеву:

    Преобладание патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, может свидетельствовать о ЗПР.

    Следует учитывать определенную условность такой перио­дизации, так как отдельные проявления нервно-психического реаги­рования на разных этапах сосуществуют в новых качествах, формируя новые типы клинико-психологической структуры нарушения.

    Так, например, роль сомато-вегетативных нарушений велика не только на уров­не 0—3 лет, когда идет интенсивное формирование данной си­стемы, но и в подростковом периоде, когда эта система претерпе­вает существенную перестройку. Ряд патологических новообразований пубертатного возраста связан и с растормаживанием влечений, в основе которых лежит дисфункция эндокринно-вегетативной системы.

    Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

    Классификация психических расстройств.

    В психиатрии существует 2 основных подхода к классификации психических заболеваний:

    Нозологический подход стремится рассматривать заболевание как нозологическую единицу, в единстве этиологии, патогенеза, клиники, течения, исходов, морфологического субстрата. Такой подход принят в России, Германии. Ему отвечает вышеизложенная группировка заболеваний, которая в общих чертах соответствуют отечественной классификации психических заболеваний.

    Однако нозологический подход подразумевает достаточное знание этиологии и патогенеза заболеваний. Так как этиология и патогенез психических заболеваний изучены мало, в некоторых странах (США) отдается предпочтение синдромологическому подходу, который ставит диагноз на уровне синдрома, игнорируя его причины (паранойя, оппозиционно-вызывающее расстройство поведения, нарушения половой идентификации, нарушения сна и пр.)

    Такой же принцип, в основном, положен в основу МКБ-10, которая рассматривает психические нарушения не как нозологические формы, а как расстройства.

    Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ-10.

    Психические заболевания включены в раздел F.

    F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.

    F1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.

    F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

    F3. Аффективные расстройства.

    F4. Невротические, связанные со стрессом, соматоформные расстройства.

    F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физиологическими факторами.

    F6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.

    F7. Умственная отсталость.

    F8. Нарушения психологического развития.

    F9. Психические и поведенческие расстройства в детском возрасте.

    6. Возрастные кризы[†††].

    Кризис 3-х лет

    Возникает в период 2-4 года.

    Во время кризиса происходит:

    · разрушение старых социальных отношений, ребенок стремится установить новые отношения с взрослыми;

    · ребенок отделяется от взрослых;

    В этом возрасте у ребенка возрастает самостоятельность и активность. Если самостоятельность резко ограничивается, это приводит к возникновению кризовых явлений, которые возникают в отношениях со взрослыми, но никогда со сверстниками. Негативизм ребенка избирателен и зависит от отношения к ребенку.

    Симптомы кризиса:

    1. Негативизм. Ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили взрослые. При этом он идет даже наперекор своему желанию. При выраженном негативизме все делает наоборот. При обычном непослушании ребенок не делает только то, что ему не нравится.

    2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он этого потребовал. Он не может изменить своего решения.

    3. Строптивость. Направлена против старых форм воспитания, образа жизни.

    4. Своеволие. Стремление все делать самому.

    5. Бунт. Поведение носит характер протеста, борьбы. Постоянно возникают ссоры и конфликты.

    6. Обесценивание. Обзывает близких людей. Ломает любимую игрушку.

    7. Деспотизм. Стремится проявлять власть, командовать другими.

    Из-за этого происходят частые конфликты, которые ведет к возникновению невротических реакций (энурез, страхи, истерические проявления), а также патохарактерологическим реакциям активного и пассивного протеста (агрессивное поведение, элективный мутизм, отказ от еды).

    Кризис 7 лет

    Охватывает возраст 7-8 лет.

    В это время:

    · формируется новая социальная позиция – позиция школьника, связанная с учебой;

    · происходит переоценка ценностей: все, что связано с учебой (отметки) более ценно, все, что связано с игрой – теряет свою значимость;

    · цепь успехов или неудач в учебе формирует устойчивые аффективные комплексы – неполноценности или собственной значимости. Происходит формирование самооценки, уровня притязаний;

    · формируется внутренняя жизнь ребенка; утрачивается детская непосредственность, импульсивность.

    В результате этого могут возникать:

    1. невротические проявления (школьная фобия, элективный мутизм, астено-депрессивные расстройства, тики, заикание);

    2. патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста (конфликтность, отказ от обучения), реакции компенсации и гиперкомпенсации;

    3. психосоматические расстройства (головные боли, желудочно-кишечные расстройства, нейродерматиты, бронхоспастический синдром, гипертермия и пр.)

    Пубертатный кризис

    Различают ранний пубертат (11-14 лет) и поздний пубертат (15-17 лет). Кризовые проявления в каждый период имеют свои отличия, но будут даны в общем виде.

    1. Быстрый рост, гормональная перестройка ведут к вегето-сосудистой нестабильности, вследствие этого – пубертатные астенические и астено-депрессивные состояния, различные проявления вегето-сосудистой дистонии, эмоциональная лабильность;

    7. Утрированные черты пубертатного кризиса в целом – гебоидный синдром.

    7. Уровни нервно-психического реагирования у детей[‡‡‡].

    Проявления психических заболеваний зависят от возраста ребенка и усложняются по мере развити

    я его психики. Каждому возрасту ребенка свойственны «возрастные

    Уровни нервно-психического реагирования у детей:

    1. Соматовегетативный (0-3 года). Характеризуется синдромом невропатии,

    4. выражающимся в повышенной возбудимости и вегетативной

    По мере взросления ребенка происходит расширение спектра нервно-психического реагирования от элементарных соматовегетативных расстройств до сложных расстройств мышления.

    8. Психический дизонтогенез[§§§].

    Любое неблагоприятное воздействие, приходящееся на период созревания структур головного мозга и формирование психики ребенка, может вызывать у него нарушения психического развития. Поэтому при психических заболеваниях у детей обычно наблюдаются различные формы психического дизонтогенеза.

    Психическим дизонтогенезом называется нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте.

    Причины психического дизонтогенеза можно разделить на биологические и социальнопсихологические.

    1. Биологические причины:

    · генетические и хромосомные нарушения;

    · патология внутриутробного периода развития ребенка (заболевания матери во время беременности, интоксикации и пр.)

    · воздействие патогенных факторов в постнатальном периоде развития, особенно в первые 3 года жизни (травмы головы, тяжелые соматические заболевания ребенка, нейроинфекции, отравления);

    · прогредиентные психические и неврологические заболевания (ранняя детская шизофрения, эпилепсия).

    2. Социально-психологические причины:

    · психическая депривация (лишение любви и заботы матери), сенсорная депривация (ограничение поступления сенсорных раздражителей) в раннем детском возрасте;

    · микросоциально-педагогическая запущенность (неблагоприятные условия воспитания и обучения).

    Классификация психического дизонтогенеза

    2. Асинхрония развития

    3. Искаженное развитие

    1. Ретардация – отставание или временная задержка психического развития. Ретардация делится на общую (тотальную) и частичную (парциальную)

    Общая ретардация характеризуется относительно равномерным недоразвитием всех психических функций. Она характерна для олигофрении.

    По динамике ретардация может быть стойкой и не компенсироваться с возрастом и временной, проходящей с возрастом. Стойкая ретардация характерна для олигофрении, временная — для задержек психического развития (ЗПР).

    2. Асинхрония развития – дисгармоничное развитие, когда одни стороны личности опережают в развитии, а другие – отстают. Асинхрония развития характерна для психопатии.

    4. Акселерация – ускоренное психическое развитие. Наблюдается у подростков с ускоренным темпом полового созревания и ранним появлением чувства взрослости. При этом отмечается несоответствие требований, предъявляемых к подростку со стороны родителей, которые воспринимают его, как ребенка, и самосознанием подростка. Это может приводить к выраженным реакциям эмансипации, конфликтам и различным формам нарушения поведения.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.