Советы невролога ребенок не ходит


Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Советы доктора Комаровского



Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.




Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.


Анна Бабина психолог, педагог

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.


Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

Читать 9 раз подряд, один сеанс в день. Читать пока не избавитесь от негативных мыслей.
Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,
читать не любит, учится на среднюю тройку.
По дому делать и помогать нежелает.
За что возьмётся - на выходе или намусорит
или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

Многие современные мамочки проявляют излишнее беспокойство по поводу здоровья своего чада. Чаще всего такое поведение характерно для женщин, родивших первого малыша, не имеющих соответствующего опыта и практических знаний. Именно поэтому, если ребенок в год не хочет ходить самостоятельно, родители начинают волноваться, подозревая что-то неладное.

О нормах физического развития

На самом деле, в том, что ребенок в год не ходит самостоятельно, нет ничего страшного. Общепринятые еще с советских времен нормы в настоящее время полностью утратили свою актуальность. Нынешние педиатры все больше ориентируются на западные критерии развития. Советская педиатрия диктует примерно такие нормы физического развития детей в первые двенадцать месяцев жизни:

  • способность удерживать головку – в месяц-полтора от рождения;
  • самостоятельный переворот со спинки на животик – к возрасту трех месяцев;
  • передвижение на коленках с опорой на ручки (ползание) – в полгода;
  • самостоятельная ходьба – в год.

Теперь эти границы выглядят несколько иначе. Так, например, оптимальный возраст, когда младенец должен научиться совершать переворот со спины на животик, варьируется в пределах от трех до шести месяцев, а навык прямохождения и вовсе не имеет четких границ. В норме ребенок может пойти, начиная с девяти-десяти месяцев и до полутора лет.


Согласно среднестатистическим данным, здоровый малыш пробует стоять с поддержкой к семи–девяти месяцам, а к десяти-двенадцати начинает самостоятельно передвигаться без поддержки. Важно помнить, что отсутствие желания ходить после первого года жизни не считается признаком патологических отклонений в развитии малыша.

Распространенные причины

Как правило, врожденные патологии развития исключаются на первых месяцах жизни ребенка. Мама с малышом в обязательном порядке проходит обследование у детских специалистов, а также находится под постоянным наблюдением участкового педиатра. Современные врачи выделяют несколько распространенных причин, которые должен знать обеспокоенных родитель, из-за которых вполне здоровый ребенок упорно отказывается ходить самостоятельно после двенадцати месяцев.

Избыточный вес

Повышенная нагрузка на костно-мышечный скелет значительно снижает способность малыша к самостоятельному передвижению. Многие мамочки замечают отсутствие желания у пухленьких малышей вставать и ходить без помощи родителей.

Недостаточная готовность позвоночника и мышц детского организма

Дело в том, что каждый ребенок растет и развивается по своему индивидуальному плану. И если одни дети готовы к самостоятельному вертикальному передвижению уже к девяти месяцам, другим требуется гораздо больше времени, чтобы окрепнуть и приобрести достаточное количество силы.

Уровень активности ребенка

Не стоит забывать о темпераменте и особенностях характера чада. От рождения подвижные дети зачастую опережают в развитии своих сверстников. Поэтому важно оценивать характер малыша.

Генетическая предрасположенность

Наследственность играет не последнюю роль в формировании физиологии и личности ребенка. Допустим, отец малыша сам пошел после годовалого возраста. Тогда не стоит удивляться тому, что его ребенок не торопится делать первые самостоятельные шаги.


Наличие желания самого ребенка

Нередки случаи, когда вполне активный самостоятельный малыш после первой неудачной попытки вертикального передвижения, боится повторить прошлый опыт, опасаясь падения. Вполне очевидная причина, почему ребенку в год боится ходить самостоятельно. В данном случае основным ограничением становится страх. Он уже приобрел опыт падения, почувствовал боль, и попросту проявляет осторожность. Кроме того, отсутствие желания ходить часто связывают с ленью. Ребенок избирает для себя наиболее простой и привычный способ передвижения, сознательно понимая, что стоять и ходить ногами намного сложнее, чем передвигаться ползком.

Патологические причины

Гадать о причинах необычного поведения малыша можно долго. И не всегда они безобидны. Например, если ребенок в 3 года не ходит самостоятельно, педиатр наблюдает у пациента выраженные патологические изменения. Среди наиболее вероятных причин можно отметить такие:

  1. Мышечная дистония, выражающаяся в нарушении двигательной активности и отклонении в развитии тонуса мышц. Подобная патология влияет не только на способность и желание ребенка к вертикальному способу передвижения, но и вызывает расстройство иных двигательных навыков.
  2. Слабость костно-мышечного скелета может рассматриваться и как неготовность организма к приобретению новых навыков, и как отдельный патологический процесс. Среди детских заболеваний, характеризующихся поражением, деформацией, либо недоразвитостью костно-мышечного скелета стоит обратить внимание на такие болезни, как: плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов и рахит. Особого внимания требует врожденный церебральный паралич (ДЦП). Данные болезни могут быть причинами, почему ребенок в 2 года не ходит самостоятельно. Важно отметить, что любая из перечисленных патологий в развитии может стать препятствием к обретению малышом новых навыков, в частности навыка прямохождения.


Использование ходунков

Среди явных достоинств этого приспособления лидирующее место занимает - создание комфортных и безопасных условий передвижения малыша в пространстве. Действительно, ходунки – это отличный способ обезопасить ребенка от возможных падений, острых углов, электроприборов и розеток. А кроме того, у женщины появляется свободное время, когда она может заниматься делами по дому, не беспокоясь о безопасности малыша.

Большинство мамочек также уверены в том, что поместив ребенка в ходунки, они способствуют развитию у него навыка вертикального передвижения. Так ли это на самом деле? Известный детский доктор Комаровский Евгений Олегович с абсолютной уверенностью заявляет, что ходунки - это в первую очередь польза для родителей, нежели для их маленького ребенка. Главная опасность кроется в постоянном использовании этого приспособления, когда ребенок находится в ходунках весь период бодрствования, не имея возможности двигаться самостоятельно. Причем чем раньше малыша усаживают в ходунки, тем хуже это сказывается на его развитии. Поэтому ребенок в год не ходит самостоятельно.


Прежде, чем научиться прямохождению без поддержки, малыш должен освоить предыдущие двигательные навыки в строго заложенной природой последовательности. Таким образом его организм готовится к освоению техники ходьбы. Не зря большинство педиатров не советует присаживать малыша ранее полугода, пока его скелет и мышцы не окрепнут в достаточной степени. То же самое касается и вертикального положения. Ранняя пересадка в ходунки значительно увеличивает нагрузку на скелет, в частности на позвоночник, тогда как ползание способствует укреплению мышц спины и конечностей. Впоследствии это позволяет перейти к освоению новых двигательных навыков с минимальной нагрузкой на позвоночник.

Помимо этого, злоупотребление ходунками приводит к искривлению ножек. Происходит это вследствие неправильного положения стопы. Находясь в ходунках, ребенок лишается возможности наступать ножками полностью. Как правило, при передвижении он отталкивается внешней стороной стопы, что при длительной практике приводит к формированию неправильного навыка хождения. И если для мальчика это не так страшно, то для девочки перспектива приобретения кривых ног нежелательна.

В качестве альтернативного способа безопасного передвижения малыша рекомендуется использовать манеж. Так вы сможете не только обезопасить свое чадо, но и предоставить ему возможность свободно стоять и передвигаться с поддержкой, а также сделать первые шаги без помощи взрослых.


Как научить ребенка в год ходить самостоятельно?

Начинать предпочтительнее с отработки навыка ползания. Это первоначальный этап освоения сложных двигательных навыков, позволяющий ребенку научиться свободно и относительно безопасно передвигаться в пространстве, а также натренировать и укрепить костно-мышечный скелет.

Если ребенок в год не ходит самостоятельно по причине страха перед повторным падением, приветствуйте новые попытки малыша встать на ножки и пойти спокойно и ненавязчиво. Поощряйте малыша ласковыми словами, но ни в коем случае не заставляйте передвигаться насильно. Покажите на собственном примере, как это здорово ходить самому.


Признаки готовности к ходьбе

Держите в голове главное правило! Всему свое время. Если ребенок в год не ходит самостоятельно, не нужно его заставлять. О готовности малыша к прямохождению указывают следующие особенности его поведения:

  1. Ребенок подолгу стоит на ножках, держась за бортик кроватки или манежа.
  2. Малыш самостоятельно переступает в манеже или кроватке.
  3. Ребенку с легкостью удается принимать сидячее положение из положения стоя.
  4. Ребенок уже предпринимает попытки ходить, но делает это по-своему (на носочках или ползая на коленках).

Советы педиатров

Не стоит паниковать, если ребенок в год и месяц не ходит самостоятельно. Крайне важно в обучении – создать комфортные условия. Малыш не должен скользить на поверхности пола. Линолеум и плитка – не самые подходящие поверхности. Предпочтительнее, если малыш будет учиться ходить на ковровом покрытии. Не забывайте про опасность и последствия падения.


И никогда не останавливайтесь на достигнутом. Если чадо уже научилось самостоятельно передвигаться, переходите к следующему этапу - преодолению препятствий. Помимо естественных, можно создавать препятствия для преодоления в игровой форме, например, раскладывать на пути малыша кубики и другие игрушки. Главное, чтобы он не поранился и не ушибся в случае падения.

И еще один важный момент. Не нужно запрещать ребенку ходить босиком, если в квартире нормальная температура и нет сквозняков. По мнению большинства педиатров и ортопедов, хождение без обуви способствует правильному формированию детской стопы, исключая риск развития плоскостопия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.