Созревание отделов нервной системы

Нервная система развивается из наружного зародышевого листка - эктодермы. Она закладывается в возрасте 2,5 нед в виде нервной пластинки, которая вначале превращается в желобок, а затем в трубку. В стенке трубки имеются эмбриональные клетки двух типов: нейробласты - будущие нейроны и спонгиобласты - будущие глиальные клетки. Из заднего конца трубки развивается спинной мозг, а из переднего - головной, который характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами роста и поздними сроками созревания.

Развитие центральных и периферических отделов нервной системы идет гетерохронно. В развитии нервной системы отражен общебиологический закон: онтогенез повторяет филогенез. Быстрее развиваются более старые в эволюционном плане отделы, позднее -молодые. Однако ни один отдел мозга не работает изолированно. Функционирование любого отдела связано с другими отделами центральной нервной системы.

Созревание нервной системы идет по следующим направлениям:

  • • увеличение массы нервной ткани;
  • • дифференцировка нейронов и нейрофибрилл;
  • • увеличение количества, длины и диаметра отростков нейронов и их миелинизация;
  • • развитие глиальных клеток;
  • • совершенствование связей между нейронами (увеличение количества синапсов);
  • • развитие шипикового аппарата на дендритах;
  • • увеличение возбудимости, проводимости и лабильности нейронов и волокон;
  • • увеличение синтеза и содержания нейромедиаторов;
  • • повышение величины мембранного потенциала.

Ни один показатель не является определяющим в обеспечении нервной деятельности, важно их соотношение на каждом этапе онтогенеза.

Развитие нейронов. На 3-м месяце внутриутробного развития начинается рост аксонов, появляются нейрофибриллы, формируются синапсы и обнаруживается проведение возбуждения. Дендриты формируются позднее аксонов, к концу внутриутробного периода, а после рождения увеличивается количество их разветвлении и синапсов. У плода человека клеточная масса ЦНС достигает своего верхнего уровня в первые 20-24 нед внутриутробного развития, и это число нейронов остается практически постоянным до старости. Нейроны после дифференцировки в основном не подвергаются дальнейшему делению, а глиальные клетки продолжают делиться всю жизнь. Однако объем нейронов на ранних стадиях онтогенеза увеличивается. В старческом возрасте число нейронов коры больших полушарий и масса мозга уменьшается, но усиливается активность оставшихся нейронов. В процессе развития меняется соотношение между глиальными и нервными клетками значительно. У новорожденного количество нейронов больше, чем глиальных клеток, к 20-30 годам их соотношение становится равным, после 30 лет количество глиальных клеток увеличивается.

Миелинизация отростков нервных клеток начинается еще внутриутробно под влиянием гормонов щитовидной железы. В начале миелиновая оболочка рыхлая, а потом уплотняется. Сначала миелином покрываются периферические нервы, потом отростки нервных клеток, находящиеся в спинном и головном мозге. Волокна двигательных нейронов миелинизируются раньше чувствительных. Миелинизация во всех периферических нервных волокнах практически завершается к 9-10 годам. Формирование оболочек в значительной степени зависит от условий жизни ребенка. В неблагоприятных условиях процесс миелинизации может замедляться на несколько лет, что затрудняет управляющую и регулирующую деятельность нервной системы.

У детей раннего возраста в синапсах выделяется меньше медиаторов, и они быстро расходуются. Поэтому работоспособность у них низкая, быстро наступает утомление. Кроме того, потенциал действия у них более длителен, что сказывается на скорости проведения возбуждения и лабильности нервных волокон. К 9—10 годам лабильность достигает практически уровня взрослых (300-1000 импульсов в 1 с). В то же время нервные центры обладают большой компенсаторной возможностью. В период и некоторое время после рождения нейроны мозга имеют низкую чувствительность к гипоксии. Затем чувствительность к недостатку кислорода увеличивается, и в целом нервная система ребенка более чувствительна к гипоксии вследствие высокого уровня обмена веществ.

При старении организма происходят структурно-функциональные изменения в нейронах. Так, общее количество нейронов уменьшается до 40-70%, в них развиваются дистрофические процессы, связанные с вакуолизацией, накоплением липидов и пигмента липофусцина в цитоплазме, развивается сегментарная демиелинизация аксонов. Уменьшается количество синапсов, особенно аксодендрит-ных, и содержание медиаторов в них. Снижается энергетический обмен в клетках, что вызывает уменьшение образования АТФ, активности мембранных насосов. Это приводит к снижению лабильности нейронов, замедлению скорости проведения возбуждения через синапсы. Параллельно изменяется структура и функции глии. Относительное количество глиальных клеток по отношению к нейронам возрастает, при снижении функции микроглии активизируется функция астроцитов. Глия начинает более активно снабжать пластическими материалами нейроны, удаляет из них липофусцин, увеличивает захват медиаторов нейронов, начинает играть роль в образовании и закреплении временных связей.

Многие родители обращаются к врачу-неврологу в крайних ситуациях - тогда, когда поведение ребенка становится неадекватным и даже шокирующим. Между тем внимание невролога требуется многим детям, которые считаются "практически здоровыми". Дело в том, что развитие центральной нервной системы ребенка происходит постепенно, и практически на каждом этапе может возникнуть неполадка, которая потребует внимания специалиста. Симптомы поражения ЦНС могут быть как явными, так и почти незаметными. Однако если их вовремя не диагностировать и не избавиться от первопричины - ребенок будет испытывать те или иные сложности в развитии.

Какие факторы беременности и родов могут пагубно сказаться на развитии мозга ребенка, а также о том, на какие особенности первого года жизни малыша стоит обратить внимание.

Незримые связи

Развитие центральной нервной системы происходит не одновременно. Внутриутробно образуются отделы головного мозга, делятся и появляются новые нервные клетки. Внеутробно (после рождения человека на свет) количество нервных клеток остается неизменным, но между ними образуются новые связи. Благодаря этому ребенок имеет потенциал развития и способность к обучению: двигательному, психическому, речевому и пр. Самые "древние" отделы головного мозга отвечают за внутреннюю среду: дыхание, пищеварение, режим сна и бодрствования, регуляцию тонуса сосудов и др. Выше расположены отделы, отвечающие за слух, положение тела в пространстве, зрение. Еще выше расположены центры, отвечающие за произвольные движения. Наиболее молодые клетки отвечают за речь, возможность самостоятельно строить программу действия, контроль поведения.

Если в каком-то месте головного мозга образовался дефект (опухоль, кровоизлияние, недостаточное кровоснабжение), то не сможет функционировать не только этот участок, но и те, которые находятся выше него. Связано это с тем, что возбуждение от нижележащих отделов идет вверх. При возникновении барьера в виде умершей мозговой ткани импульс идет в обход этого погибшего участка. И следовательно, может вообще не попасть в какую-то вышележащую область. В результате не сформируются связи между разными отделами мозга, не произойдет включение каких-то отделов. Те клетки, которые были безупречно заложены во время беременности, не смогут начать функционировать вовремя и правильно. Не произойдет так называемое созревание головного мозга.

Из-за чего происходят сбои?

Дело в том, что головной мозг закладывается начиная с третьей-четвертой недели беременности. Любая инфекция, перенесенная в первом триместре, может вызвать его серьезное поражение. Любой фармакологический препарат, съеденный мамой в этот срок, тоже может привести к фатальным последствиям.

В первом триместре важен не сам вредный фактор, а срок, на котором он подействовал. Несмотря на то, что риск родить не совсем здорового ребенка в этом случае повышен (именно повышен, а не "велик"), лично я не разделяю страхов акушеров-гинекологов, которые рекомендуют прервать беременность после любого насморка, прошедшего в первом триместре. Наш опыт показывает, что при серьезных нарушениях во внутриутробном развитии ребенка у мамы происходит выкидыш.

Дети с тяжелым поражением ЦНС рождаются как правило тогда, когда не совсем благополучную в первом триместре беременность сохраняют всеми силами, используя гормональные препараты и зашивание шейки матки. Но и тут не бывает правил без исключений. Надо помнить лишь о том, что только родители несут ответственность за рождение ребенка. И в случае прерывания нормальной беременности не будет наказан ни один врач.

Во втором и третьем триместре на развитие головного мозга, а главное, на его устойчивость к родовой травме сильное влияние оказывает плацента. Соответственно, плохая работа плаценты, нарушение кровообращения в этом важном органе, его преждевременное созревание может влиять на развитие нервной системы. Так, например, если мама страдает заболеванием почек, то плацента может отекать, что нарушит ее работу.

Если беременность прошла нормально, то отрицательное значение для развития ЦНС может иметь даже не очень серьезная родовая травма. Слишком быстрые роды (меньше двух часов), выдавливание плода, долгое стояние головки в родовых путях, тугое обвитие пуповиной и пр. могут вызвать мелкоточечные кровоизлияния в нижние отделы ЦНС. Последствия этих нарушений могут быть самыми разными: от повышенного мышечного тонуса и задержки речи до серьезных проблем с двигательной активностью.

Если ребенок перенес родовую травму, то ультразвуковое исследование головного мозга нужно сделать в первый месяц жизни. В это время через большой родничок врач может заглянуть "внутрь головы" и установить наличие кровоизлияния. Это важно, так как к концу второго - середине третьего месяца следы родовых кровоизлияний исчезают. И позже медики не смогут сказать наверняка, была ли родовая травма и является ли она причиной неврологических проблем ребенка.

Чем это грозит?

Последствия поражения нервной системы зависят то того, в каком ее отделе был первичный дефект, каков был его размер. Кроме того, если возбуждение идет неправильным путем, то неизвестно, на какие клетки в каждом конкретном случае падет выбор. Так, у некоторых детей двигательные проблемы видоизменяются в проблемы построения программы логичных последовательных действий (пример такой программы: закатал рукава, включил кран, намочил руки, намылил руки, смыл мыло, закрыл кран, вытер руки, спустил рукава). У других - выливаются в агрессию или апатию.

Чем более устойчива нервная система, тем позже проявляются неврологические проблемы. У некоторых детей может произойти и самокомпенсация. Но, к сожалению, энергетические затраты, брошенные на борьбу с недугом, могут быть столь значительными, что вызовут головные и мышечные боли, снижение работоспособности, нарушение сна и пищеварения. Спектр отдаленных последствий так велик, что не в состоянии вместиться в целую монографию. В каждом случае врачам и педагогам приходится разбираться индивидуально.

Большая часть этих негативных процессов поддается коррекции. Чем раньше родители и врач обратят внимание на тревожные симптомы, тем проще будет наверстать упущенное.

Беременность и роды: факторы риска

Если у вас нет или не было возможности своевременно обследовать ребенка, вы можете воспользоваться нашими тестами, чтобы понять, насколько велик риск того, что у малыша есть неврологические проблемы. Если вы планируете посетить детского невролога, обратите его внимание на те пункты теста, по которым вы начислили малышу один балл или более.

Вопросы о протекании беременности Ответы Подсчет баллов
Какая беременность по счету? первая 0
каждая последующая 1
Чем закончились предыдущие? были аборты каждый 1
выкидыши каждый 2
мертворожденные дети каждый 3
Был ли токсикоз первой половины беременности?
Токсикоз в легкой форме не вредит младенцу, но если мама потеряла в первую половину больше 5 кг, то это должно насторожить врача.
Такой токсикоз требует медикаментозного лечения и пристального наблюдения.
нет 1
да, тошнота 0
да, рвота 1
неукротимая рвота 2
Был ли токсикоз второй половины беременности?
Токсикоз второй половины может приводить к рождению ребенка с низкой массой тела, а также косвенно может говорить о плохой работе плаценты. Эти дети более подвержены родовой травме.
нет 0
да, отеки 1
да, повышенное давление 2
белок в моче 3
Общая прибавка в весе за всю беременность меньше 10-15% от веса до беременности 0
15-20% 1
20-25% 2
больше 25% 3
Была ли угроза выкидыша? нет 0
да, в первой половине беременности 1
во второй половине беременности 2
В чем выражалась угроза выкидыша?
Сообщите врачу-неврологу, какими методами медики сохраняли вашу беременность.
матка в тонусе 1
кровотечение 2
Болели ли вы во время беременности? Сообщите врачу-неврологу, какие вы принимали препараты и на каком сроке беременности. нет 0
легкая однократная простуда с температурой не выше 37,5 1
Каждая последующая или более тяжелая однократная 2

Вопросы о родах Ответы Подсчет баллов
На каком сроке произошли роды?
Исключение составляют крупные зрелые десятимесячные младенцы, они зарабатывают 0 баллов.
в срок 0
28-32 недели 1
24-28 недель или 32-36 недель 2
20-24 недели или позже 40 недель 3
Были ли осложнения? отслойка плаценты 2
неправильное предлежание ребенка 2
неправильное предлежание плаценты 2
Применялись ли акушерские пособия? щипцы 3
выдавливание 3
оперативные вмешательства 3
наркоз 3
прокалывание плодного пузыря 1
применение стимуляции 1
Сообщите врачу вес, рост ребенка при рождении; окружность головы и груди. новорожденный весом не менее 2800 г и имеющий соотношение веса в граммах к росту в сантиметрах 58-60 0
недоношенный 1
ребенок с гипотрофией (худой и длинный) 2
Закричал ли ребенок в родильном зале? сразу 0
после каких-то мероприятий 1
Сколько длился безводный промежуток? 2-8 часов 0
меньше 2 и больше 8 часов 1
Какие были воды? прозрачные 0
зеленые 2
передние воды прозрачные, а задние - зеленые 1
Когда ребенка приложили к груди? в родильном зале 0
в первые сутки 1
позже 2
Опишите потужной период и период изгнания потужной период не больше 20 минут 0
20-30 минут 1
больше 30 или меньше 10 минут 2
Плохо, когда головка рождается с первой, второй потуги. Слишком быстрое изгнание может привести к кровоизлиянию в головной мозг. 2

Оценка результатов

Подсчитайте полученные баллы. Если их не больше 20 - у ребенка может быть негрубое поражение нервной системы. Это значит, что такой малыш будет плохо засыпать, или не захочет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, в последствии позже сядет. В детском саду с ним тяжело будет справиться воспитателям. В школе будет зевать на третьем уроке.

В идеале абсолютно здоровый ребенок не должен набрать ни одного балла. Но как мы знаем, сейчас такие дети практически не встречаются. Приведем простой пример. Во время беременности все было нормально. Отошли прозрачные воды, начались схватки, потом через четыре-пять часов - потуги, потужной период не больше двадцати минут, ребенок родился, а потом было излитие зеленых вод. О чем это говорит?

На медицинском языке - сухая фраза: "Передние воды прозрачные, а задние - зеленые". На общечеловеческом - ребенок во время родов недополучал кислород, произошло кислородное голодание организма, кишечник расслабился, и первородный кал - меконий - вышел в полость матки. В принципе головной мозг мог и не пострадать, так как головка уже родилась. Но самопроизвольное отхождение мекония говорит о том, что в родах все же был момент асфиксии.

Если пациент набрал больше 20 баллов, то у него можно заподозрить серьезное поражение головного мозга. С самых первых месяцев малыш может отставать в развитии - не реагировать на мамин голос или лежать безучастно в мокрых пеленках, не подавая требования о пеленании. Такие дети могут вплоть до полугода лишь спать и есть, не интересоваться игрушками. У них может быть снижен или резко повышен мышечный тонус. В первом случае ребенок будет "висеть", находясь на руках. Во втором - для пеленания невозможно развести ножки и ручки. А может быть наоборот. Малыш беспокоится по каждому поводу, требует бесконечного качания на руках, повышенного внимания к собственной персоне. В целом спектр клинических симптомов при поражении головного мозга весьма широк. При малейшем подозрении - обратитесь к детскому неврологу.

Первый год жизни: обратите внимание

Вопросы Норма
Когда ребенок начал держать голову? 1-1,5 месяца. Здоровый новорожденный должен подтягивать головку, если его в положении на спине подтянуть за ручки. Кратковременно на несколько секунд в положении на животе может поднимать голову с 2-3 недель.
Когда начал переворачиваться? Переворачиваться - в 3-4 месяца, хорошо вертеться - в 6 месяцев.
Одинаково ли хорошо ребенок поворачивался вправо и влево? Со спины на живот и с живота на спину?
Как ребенок лежал в кровати (была ли поза "банана")? В норме положение тела как на спине, так и на животе должно быть симметричным
Играл ли с ногами (хватал их, засовывал в рот)? В 6-7 месяцев, особо развитые дети - в 3-4 месяца
Какой рукой хватал игрушку? Младенец поочередно берет игрушку то правой, то левой рукой и иногда обеими сразу. Или схватит одной, поднесет поближе к глазам, а потом возьмет и придержит обеими.
Когда сел? В 6-8 месяцев. Может быть, из положения лежа на спине, а может быть, после того как пополз и из положения на четвереньках. И то и другое считается нормой.
Ползал? Если да, то как? В 7-8 месяцев раскачивание, стоя на четвереньках, потом ползание назад, потом вперед. Это необходимо для скоординированной работы рук и ног, формирования глазомера в нижнем поле зрения. Если ребенок сначала ползает по-пластунски, а потом встает на четвереньки - это нормально. Если его движения сначала несимметричны, но в течение двух недель происходит выравнивание - это также норма.
Когда встал без опоры? 9-11 месяцев
Когда пошел без поддержки? 9-16 месяцев
Была ли улыбка первые месяцы?
Когда и как начал узнавать маму? 2-4 месяца. Фокусирование взгляда, улыбка при приближении мамы на расстояние около 20 см.
Первые звуки в спокойном состоянии: "А, у, о, о-о-о". Первый месяц
Первые слова? 18-24 месяца
Первые фразы? 18-24 месяца
Играл ли с игрушками? Как и какими? К году ребенок должен уметь перекладывать предметы из одной руки в другую, правильно использовать предметы: из тарелки, даже игрушечной, - есть, машинку - катать, куклу - заворачивать, кормить, пеленать, кубики - ставить один на другой.
Отметьте также, болел ли ребенок на первом году жизни. Если да, то чем. На учете у каких врачей он состоял/состоит.

Если вас, дорогие родители, что-то беспокоит - не стесняйтесь лишний раз потревожить врача. Это наша работа. Если доктор районной поликлиники отмахивается от вас, не обращает внимания на ваши опасения - ищите другого специалиста. Главное - вы должны быть уверены в том, что с ребенком все в порядке. Или же - понять, что происходит, и вовремя начать лечение.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Регуляторный комплекс

Возрастные особенности центральной нервной системы
Центральная нервная система (ЦНС) - это совокупность нервных образований спинного и головного мозга, обеспечивающих восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватного взаимодействия организма и изменений окружающей среды, координации оптимальной работы органов, их систем и организма в целом. Каждая из этих структур имеет морфологическую и функциональную специфику. Но, наряду с этим, у всех структур нервной системы есть ряд общих свойств и функций, к которым относятся: нейронное строение, электрическая и химическая синаптическая связь между нейронами, образование локальных сетей из нейронов, реализующих специфическую функцию, множественность прямых и обратных связей между структурами, способность нейронов всех структур к восприятию, обработке, передаче и хранению информации, преобладание числа входов для ввода информации над числом выходов, способность к параллельной обработке информации, способность к саморегуляции, функционирование на основе рефлекторного доминантного принципа.

Спинной мозг
Спинной мозг взрослого человека размещается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38 г. Несмотря на то, что спинной мозг новорожденного является наиболее зрелой частью НС, его окончательное развитие заканчивается только к 20 годам. За этот период масса мозга увеличивается в 8 раз. В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный и копчиковый сегменты, от которых отходит 31 пара спинномозговых нервов, иннервирующих скелетную мускулатуру и кожу. Спинной мозг человека содержит два утолщения: шейное и поясничное - которые начинают формироваться в первые годы развития ребенка. Шейное утолщение связано с регуляцией движения верхних конечностей, поясничное - нижних. В процессе постнатального развития формирование шейного и поясничного утолщений связано с двигательной активностью ребенка, что свидетельствует о важной роли движений как фактора развития и совершенствования нервной системы. Одной из основных функций спинного мозга является его проводящая функция. Также велико значение спинного мозга и как центра простых рефлекторных реакций, где замыкаются их афферентные и эфферентные дуги.

Эмбриогенез органов половых систем
В развитии половых органов различают 2 стадии:
1) индифферентной закладки;
2) дифференцировки по мужскому или женскому типу.
У зародыша человека на 4-5-ой неделе внутриутробного развития определяются индифферентные гонады, расположенные на вентральной поверхности мезонефроса в виде утолщенного валика целомического эпителия. В гонаде формируются половые тяжи, определяются первичные половые клетки, которые проникают в закладку с током крови или через энтодерму задней кишки из желточного мешка. На 5-ой неделе эмбриологического развития вдоль латерального края первичной почки и мезонефрального протока формируется парамезонефральный проток. Из мезонефральных протоков формируются выводящие протоки мужских половых органов. Из парамезонефральных протоков развиваются внутренние женские половые органы. На 7-8-ой неделе эмбриогенеза наступает дифференцировка индифферентной гонады по мужскому или женскому типу. Развитие внутренних мужских половых органов. Дифференцировка мужских половых органов происходит под влиянием тестостерона, который вырабатывают интерстициальные клетки (Лейдига). Они расположены в мезенхиме между половыми тяжами яичка. Интерстициальные клетки начинают функционировать на 3-ем месяце эмбриогенеза. Признаком дифференцировки гонады по мужскому типу является начало формирования белочной оболочки, а также редукция парамезонефральных протоков. Половые тяжи превращаются в извитые и прямые семенные канальцы, а из канальцев среднего отдела мезонефроса (первичной почки) развиваются канальцы сети и выносящие канальцы яичка. Краниальные канальцы первичной почки превращаются в привесок придатка яичка (appendix epididymidis), а каудально расположенные канальцы преобразуются в придаток привеска яичка (paradidymis). У зародышей мужского пола мезонефральные протоки превращаются в проток придатка, семявыносящий проток.
Дистальный конец мезонефрального протока расширяется и образует ампулу семявыносящего протока, а из бокового выпячивания дистального отдела мезонефрального протока развиваются семенные пузырьки, из конечного суженного отдела – семяизвергающий проток, который открывается в простатическую часть мочеиспускательного канала. Из краниального отдела парамезонефрального протока образуется: привесок яичка (appendix testis); из слившихся каудальных отделов – предстательная маточка (utriculus prostaticus), остальные отделы этого протока редуцируются. Закладка яичка располагается высоко в забрюшинном пространстве полости живота, а в процессе развития смещается в каудальном направлении. Факторы, влияющие на процесс опускания яичка: gubernaculum testis, гормональный, белочная оболочка (она защищает яичко от механических повреждений), рост забрюшинных органов, увеличение внутрибрюшного давления, дифференцировка и рост придатка яичка, развитие яичковой артерии. На 3 мес. внутриутробного развития яичко располагается в подвздошной ямке, в 6 мес. - у глубокого пахового кольца, в 7-8 мес. – в паховом канале, к моменту рождения – в мошонке. Предстательная железа развивается из эпителия формирующейся уретры на 3-ем месяце внутриутробной жизни. Бульбоуретральные железы – развиваются из эпителиальных выростов губчатой части уретры.
Развитие внутренних женских половых органов Признаками дифференцировки гонады по женскому типу является отсутствие выраженной белочной оболочки, сужение просвета мезонефрального протока, первичные половые клетки разбросаны по всей мезенхимной строме. Часть первичных половых клеток растет активнее и они превращаются в фолликулы яичника (300-500). В дальнейшем образуется корковое и мозговое вещество яичника. Яичники смещаются вместе с маточными трубами в полость малого таза (опускание яичника). Причем маточные трубы из вертикального положения приобретают горизонтальное.
Из краниального отдела парамезонефральных протоков развиваются моточные трубы, а из их дистальных сросшихся частей – матка и проксимальный отдел влагалища. Из мочеполового синуса формируется дистальный отдел влагалища и его преддверие. Канальцы мезонефроса и мезонефральный проток превращаются в придатки яичника (epoophoron, paraophoron). Развитие наружных половых органов Наружные половые органы развиваются из индифферентных закладок.
На 3-ем месяце эмбриогенеза кпереди от клоачной перепонки из мезенхимы образуется половой бугорок. От полового бугорка к анальному отверстию проходит уретральная борозда, которая ограничена половыми складками. По обеим сторонам от полового бугорка и мочеполовых складок формируются половые валики. После половой дифференцировки индифферентной гонады у зародышей мужского пола половой бугорок превращается в пещеристые тела полового члена. Половые складки и уретральная щель образуют мужскую уретру и губчатое тело полового члена. Половые валики формируют мошонку.
Место срастания соответствует шву мошонки. У зародышей женского пола половой бугорок превращается в клитор. Половые складки превращаются в малые половые губы. Дистальная часть уретральной щели становится преддверием влагалища. Половые валики преобразуются в большие половые губы.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

При написании данного курса авторы применяли несколько подходов: эволюционный, морфофизиологический и интегративный. Первый подход рассматривает мозг человека как продукт двоякого развития — в филогенезе и онтогенезе, причем оба эти процесса связаны воедино в биогенетическом законе. Эволюционный подход способствует созданию естественнонаучной основы для формирования у студентов целостного мировоззрения, которое позволяет понять феномены специфического поведения людей в обществе.

Морфофизиологический подход предполагает достаточно четкую детерминированную связь между нервными структурами и психическими функциями, за которые эти структуры отвечают, причем это касается не только таких простейших психических явлений, какими являются ощущения, но и более сложных психических феноменов: памяти, мышления и речи.

1) общее представление о:
• процессах филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;
• методах, которые используются для изучения анатомии человека на всех уровнях — от микроскопического до макроскопического;
• микроструктуре нервной ткани и строении нервных клеток;
• функциях основных нервных центров головного мозга;
2) конкретные знания:
• структурной организации спинного мозга;
• основных отделов головного мозга;
• основных проводящих путей центральной нервной системы;
• черепно-мозговых нервов;
• сравнительной структурной организации соматической и вегетативной нервной системы;
3) умения:
• находить различные анатомические структуры на изображениях срезов головного мозга в анатомическом атласе;
• самому схематично нарисовать основные срезы головного мозга;
• указать порядок расположения черепных нервов;
• изобразить схему организации спинального соматического и вегетативного рефлекса.

Впервые нервная система появляется у кишечнополостных животных. Нервная система кишечнополостных является диффузной , т. е. у них отсутствуют выраженные скопления нервных клеток, образующих более-менее равномерную сеть. Такая нервная система может организовывать только простые движения — например, гидра сжимается в комочек, если к ней прикоснуться иголкой. У медуз, в связи с их подвижным образом жизни, ожилась более совершенная нервная система: имеется скопление нервных клеток в виде кольца по краю зонтика. Также у медуз есть отолитовый аппарат (орган равновесия) и имеется функциональное разделение нейронов на две группы, отвечающие за плавательную и пищевую активность. Например, у медузы Аurelia под покровным эпителием находится сеть из мультиполярных нейронов, связанная с сенсорными клетками на поверхности и управляющая движениями при захвате пищи. Независимо от нее функционирует вторая нервная сеть, биполярные нейроны которой связаны с кольцевой и радиальной мускулатурой и вызывают ее ритмические сокращения при плавании.

У более высокоорганизованных животных нервные клетки располагаются более тесно друг к другу, образуя нервные узлы. Благодаря синаптическим контактам нервных клеток, образующих узлы, в них становится возможна обработка поступающей информации и выработка команд, поступающих к рабочим органам: железам и мышцам.

У плоских червей возникает билатеральная симметрия, соответственно, у них дифференцируется головной и хвостовой конец тела. К головному концу смещаются нервные элементы и органы чувств: тактильные рецепторы и хсморецепторы, а у свободноживущих червей — и световые рецепторы. Внешне нервная система этих животных напоминает лестницу: имеется несколько крупных ганглиев в головном конце тела и два (или больше) нервных ствола, соединенных друг с другом перемычками. Такая нервная система относится к лестничному типу.

Узловая нервная система в процессе эволюции получила дальнейшее развитие у моллюсков и членистоногих. У моллюсков тело напоминает мышечный мешок, в котором обнаруживается нервных волокон, берущих начало от трех пар узлов. Цельные узлы являются сложным аппаратом и достигают наивысшего развития у головоногих моллюсков (кальмаров, осьминогов). Нервная система членистоногих (особенно насекомых) развивалась в направлении усложнения и усовершенствования различных функций. У некоторых видов насекомых (перепончатокрылых) не только нервная система, но и органы чувств достигают вершины развития среди беспозвоночных животных. Таким образом, нервная системау беспозвоночных способна не только обеспечивать различной сложности безусловно-рефлекторные двигательные акты, но и являться основой для некоторых форм научения.

3.2. Онтогенез центральной нервной системы

Онтогенез (оntogenesis; греч. оп, ontos — сущее + genesis — зарождение, происхождение) — процесс индивидуального развития организма от момента его зарождения (зачатия) до смерти. В основе онтогенеза лежит цепь строго определенных последовательных биохимических, физиологических и морфологических изменений, специфичных для каждого из периодов индивидуального развития организма конкретного вида. В соответствии с этими изменениями выделяют:
эмбриональный (зародышевый, или пренатальный) - время от оплодотворения до рождения
постэмбриональный (послезародышевый, или постнатальный) периоды - от рождения до смерти:

Развитие ЦНС человека (по Ф.Булум А. Луйзерсонин и Л. Хофстендер, 1988):

Согласно биогенетическому закону, в онтогенезе нервная система повторяет этапы филогенеза. Вначале происходит диффереицировка зародышевых листков, затем из клеток эктодермалыюго зародышевого листка образуется мозговая, или медуллярная, пластинка. Ее края в результате неравномерного размножения ее клеток сближаются, а центральная часть, наоборот, погружается в тело зародыша. Затем края пластинки смыкаются — образуется медуллярная трубка:

Образование нервной трубки из эктодермы:

В дальнейшем из задней ее части, отстающей в росте, образуется спинной мозг, из передней, развивающейся более интенсивно, — головной мозг. Канал медуллярной трубки превращается в центральный канал спинного мозга и желудочки головного мозга.

Нервная трубка представляет собой эмбриональный зачаток всей нервной системы человека. Из нее в дальнейшем формируется головной и спинной мозг, а также периферические отделы нервной системы. При смыкании нервного желобка по бокам в области его приподнятых краев (нервных валиков) с каждой стороны выделяется группа клеток, которая по мере обособления нервной трубки от кожной эктодермы образует между нервными валиками и эктодермой сплошной слой — ганглиозную пластинку. Последняя служит исходным материалом для клеток чувствительных нервных узлов (сигнальных и краниальных) и узлов вегетативной нервной системы, иннервирующей внутренние органы.

Нервная трубка на ранней стадии своего развития состоит из одного слоя клеток цилиндрической формы, которые в дальнейшем интенсивно размножаются митозом и количество их увеличивается; в результате стенка нервной трубки утолщается. В этой стадии развития в ней можно выделить три слоя: внутренний эпендимный слой, характеризующийся активным митотическим делением клеток; средний слой - мантийный (плащевой), клеточный состав которого пополняется как за счет митотического деления клеток этого слоя, так и путем перемещения их из внутреннего эпендимного слоя; наружный слой, называемый краевой вуалью. Последний слой образуется отростками клеток двух предыдущих слоев. В дальнейшем клетки внутреннего слоя превращаются в эпендимоциты, выстилающие центральный канал спинного мозга. Клеточные элементы мантийного слоя дифференцируются в двух направлениях: часть их превращается в нейроны, другая часть — в глиальные клетки:

Схема дифференцировки нервной системы человека:

Вследствие интенсивного развития передней части медуллярной трубки образуются мозговые пузыри: вначале появляются два пузыря, затем задний пузырь делится еще на два. Образовавшиеся три пузыря дают начало переднему, среднему и ромбовидному мозгу. Впоследствии из переднего пузыря развиваются два пузыря, дающие начало конечному и промежуточному мозгу. А задний пузырь, в свою очередь, делится на два пузыря, из которых образуется задний мозг и продолговатый, или добавочный, мозг.

Таким образом, в результате деления нервной трубки и образования пяти мозговых пузырей с последующим их развитием формируются следующие отделы нервной системы:
передний мозг, состоящий из конечного и промежуточного мозга;
ствол мозга, включающий в себя ромбовидный и средний мозг.

Конечный, или большой, мозг представлен двумя полушариями (в него входят кора большого мозга, белое вещество, обонятельный мозг, базальные ядра).
К промежуточному мозгу относят эпиталамус, передний и задний тадамус, метапамус, гипоталамус.
Ромбовидный мозг состоит из продолговатого мозга и заднего, включающего в себя мост и мозжечок, средний мозг — из ножек мозга, покрышки и крышки среднего мозга. Из недифференцированной части медуллярной трубки развивается спинной мозг.
Полость конечного мозга образуют боковые желудочки, полость промежуточного мозга — III желудочек, среднего мозга - водопровод среднего мозга (сильвиев водопровод), ромбовидного мозга — IV желудочек и спинного мозга — центральный канал.

В дальнейшем идет быстрое развитие всей центральной нервной системы, но наиболее активно развивается конечный мозг, который начинает делиться продольной щелью большого мозга на два полушария. Затем на поверхности каждого из них появляются борозды, определяющие будущие доли и извилины.

На 4-м месяце развития плода человека появляется поперечная щель большого мозга, на 6-м — центральная борозда и другие главные борозды, в последующие месяцы — второстепенные и после рождения — самые мелкие борозды.

В процессе развития нервной системы важную роль играет миелинизация нервных волокон, в результате которой нервные волокна покрываются защитным слоем миелина и значительно вырастает скорость проведения нервных импульсов. К концу 4-го месяца внутриутробного развития миелин выявляется в нервных волокнах, составляющих восходящие, или афферентные (чувствительные), системы боковых канатиков спинного мозга, тогда как в волокнах нисходящих, или эфферентных (двигательных), систем миелин обнаруживается на 6-м месяце. Приблизительно в это же время наступает миелинизация нервных волокон задних канатиков. Миелинизация нервных волокон корково-спинномозговых путей начинается на последнем месяце внутриутробной жизни и продолжается в течение года после рождения. Это свидетельствуются о том, что процесс миелинизации нервных волокон распространяется вначале на филогенетически более древние, а затем — на более молодые структуры. От последовательности миелинизации определенных нервных структур зависит очередность формирования их функций. Формирование функции и также зависит и от дифференциации клеточных элементов и их постепенного созревания, которое длится в течение первого десятилетия.

В постнатальном периоде постепенно происходит окончательное созревание всей нервной системы, в частности ее самого сложного отдела — коры большого мозга, играющей особую роль в мозговых механизмах условно-рефлекторной деятельности, формирующейся с первых дней жизни. Еще один важный этап в онтогенезе это период полового созревания, когда проходит и половая дифференцировка мозга.

В течение всей жизни человека мозг активно изменяется, приспосабливаясь к условиям внешней и внутренней среды, часть этих изменений носит генетически запрограммированный характер, часть является относительно свободной реакцией на условия существования. Онтогенез нервноной системы заканчивается только со смертью человека.

второе высшее образование "психология" в формате MBA
предмет: Анатомия и эволюция нервной системы человека.
Методичка "Анатомия центральной нервной системы"

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.