Спастическая диплегия нижних конечностей упражнения

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.


Детский церебральный паралич – врожденное неврологическое заболевание. Наиболее распространенная форма ДЦП – спастическая диплегия, которая составляет более 75% из общего числа пациентов с церебральным параличом.

  1. Диплегия — что это такое
  2. Причины
  3. Классификация
  4. Симптомы
  5. Диагностика
  6. Лечение
  7. Консервативная терапия
  8. Физиотерапия
  9. Лечебная физкультура
  10. Прогноз
  11. Осложнения
  12. Что нужно запомнить?

Диплегия — что это такое


Детский церебральный паралич – одна из наиболее распространенных патологий нервной системы у детей.

Спастическая форма ДЦП возникает из-за повреждения прецентральной извилины головного мозга, обеспечивающей двигательную функцию.

Из-за этого нарушается функционирование нервной системы, мышц, суставов, головного мозга и других органов и систем.

Также нарушается проведение нервных импульсов к конечностям, что приводит к двигательным расстройствам.

Повреждение нервной системы может быть следствием родовой травмы, либо возникнуть еще внутриутробно во время беременности.

Зачастую, диагноз устанавливается в течение первых 6 месяцев жизни младенца. Отмечается отставание в физическом развитии: дети долго не могут держать головку, сесть, не ползают. Из-за нарушения иннервации нижних конечностей многие дети не ходят до 3-4 лет, после чего нормальное хождение практически невозможно. Это связано с несимметричным поражением мышц и тетрапарезом.

Наиболее часто встречается спастическая диплегия нижних конечностей – руки при этой патологии страдают менее выражено. При этом выявляется повышенный тонус мышц-сгибателей стоп и отводящих мышц бедра с полностью либо частично сохраненными сухожильными рефлексами.

Часто нарушается речевое развитие. В некоторых случаях ухудшается слух. Повреждение зрительного нерва приводит к ухудшению зрения, косоглазию, слепоте.

Диплегию первым изучил английский врач-акушер Литтль. Он первый описал, что это такое, и какие основные причины ее возникновения. Поэтому диплегию часто называют болезнью Литтля либо синдромом Литтля.

Такой вариант ДЦП самый распространенный и составляет более 75% от общего числа больных. Дети нуждаются в постоянном уходе и медицинском наблюдении. Из-за этого диплегия является не только медицинской проблемой, но и социальной.

Причины

Прецентральная извилина дает начало пирамидным путям, которые отвечают за двигательную функцию нервной системы. Для нормальной работы структуры необходимо достаточное количество кислорода. Это возможно только при условии хорошего кровообращения и поступления необходимого количества кислорода. При повреждении извилины нарушается передача импульса от двигательных ядер к конечностям. В 40% патологический процесс сопровождается повреждением черепно-мозговых нервов.

Основными причинами диплегии являются:

  • Недоношенность – преждевременные роды чаще всего приводит к диплегии. Это связано с недоразвитостью нервной системы;
  • Внутриутробная гипоксия: курение во время беременности, работа на опасном производстве, анемия у матери и другие повышают риск рождения больного младенца;
  • Асфиксия новорожденного – после родов отсутствует самостоятельное дыхание. Это происходит при перенесенной внутриутробной инфекции, попадания околоплодных вод в дыхательные пути, патологии плода;
  • Родовая травма – может возникнуть из-за осложненных родов, узкого таза у матери, слабой родовой деятельности, при рождении крупного плода. Применение вспомогательных инструментов может привести к родовой травме новорожденного.

Важно! У беременных с патологиями и вредными привычками повышен риск рождения младенца с ДЦП. Они нуждаются в постоянном медицинском наблюдении для снижения риска.

Классификация

В зависимости от повреждений и клинической картины, диплегию классифицируют по степени тяжести. Выделяют три степени болезни Литтля:

  • Легкая – ребенок до 6 месяцев растет и развивается нормально. После обнаруживается спастический парез ног. В дальнейшем ребенок может самостоятельно ходить без применения вспомогательных средств;
  • Средняя – часто сопровождается умеренным поражением психики. Ребенок передвигается только с костылями из-за спастики. Возможна нормальная адаптация в социуме;
  • Тяжелая – выявляется в первые дни жизни. Более выражено страдают нижние конечности, в которых отмечается выраженный тетрапарез. В большинстве случаев адаптировать ребенка в обществе не удается.

Симптомы

Из-за физиологических особенностей детей раннего возраста часто симптомы спастической диплегии выявляют не ранее, чем через 6 месяцев после рождения. Это связано с тем, что в норме у детей до 4 месяцев может сохраняться гипертонус мускулатуры, который нужен для нормального состояния плода в утробе матери. Это не позволят обнаружить спастический церебральный паралич, так как их проявления одинаковы.

Основной симптом диплегии – сохранение мышечного гипертонуса у детей старше полугода. Это может свидетельствовать о диплегической форме ДЦП, проявляющейся спастическим тетрапарезом и вялым параличом.

Для людей с диплегией характерна типичная походка: колени трутся друг об друга, ноги приведены и разогнуты, ходят на носочках. Руки практически не страдают и нормально функционируют.

В зависимости от степени повреждений у детей выявляются следующие симптомы и проявления:

  • Легкая стадия – до 6 месяцев ребенок растет и развивается нормально. Сохраняющийся повышенный тонус ног и рук является основной жалобой, с которой родители обращаются к врачу. Младенец не контролирует свои движения, руки и ноги слегка согнуты, разогнуть их сложно из-за тонуса. Ребенок поздно садится и ползет. Ходить начинает к 3-4 годам. Несмотря на трудности при ходьбе возможно самостоятельное хождение без специального оборудования;
  • Средняя – диплегия более выражена, что позволяет обнаружить ее раньше. Новорожденный плохо набирает вес, отстает в физическом развитии, плохо ест и беспокойно спит;
  • Тяжелая – ноги и руки младенца сильно сжаты и при пассивном разгибании их разогнуть не удается. Часто выявляется ЗРР. У многих выявляется нарушения интеллекта.

У взрослых основные симптомы спастического ДЦП – гипертонус и тетрапарез. Многие из них могут ходить только с костылями либо тростью. Реже они передвигаются на инвалидной коляске.

Мышечная дисфункция может осложняться контрактурами и проблемами с суставами и позвоночником. Пациенту не удается полностью разогнуть суставы, в особенности нижних конечностей: голеностопные, колени, реже тазобедренные.

При поражении черепно-мозговых нервов могут быть проблемы с другими органами и системами. Так при повреждении глазного нерва с раннего возраста начинает ухудшаться зрение, возникает косоглазие. Родители обращают внимание, что ребенок длительное время не может распознавать предметы, долго не запоминает окружающих его людей. Это свидетельствует о плохом зрении. Также возможно поражение слухового нерва, из-за чего ухудшается слух. Лицевой парез возникает при повреждении лицевого либо тройничного нерва. В таком случае нарушается мимика: амимия, гипомимия, асимметричность лица, сглаживается носогубная складка, язык отклоняется в сторону.

У 25% больных нарушается умственное развитие, приводя к олигофрении. Это проявляется нарушением психического состояния. Они тяжело усваивают и запоминают новую информацию, им тяжело играть в коллективные игры, которые требуют выполнения правил. У большинства выявляется ЗРР и ЗПР.

Диагностика

Диагностированием спастической диплегии занимается детский невропатолог. Он учитывает результаты лабораторно-инструментальных исследований, заключения узких специалистов, анамнез беременности и родов, клиническую картину.

  • Неврологический осмотр – специалист проверяет сухожильные рефлексы для подтверждения гипертонуса. Особое внимание уделяют коленному и ахиловому рефлексу. С помощью специального оборудования выявляет нарушения кожной чувствительности;
  • Электроэнцефалограмма – проводится для изучения биоэлектрической активности ГМ. Необходима для дифференциации спастической диплении с эпилепсией;
  • Электронейромиография – позволяет выявить либо опровергнуть другие нервно-мышечные заболевания;
  • МРТ – самый точный метод диагностики головного мозга, позволяющий выявить любые нарушения в его структуре с точным определением локализации.

Справка. До закрытия родничка доступный и информативный способ обследования ГМ – это нейросонография. Абсолютно безопасный метод, который проводится в течение нескольких минут, позволяет выявить структурные изменения, новообразования и другие заболевания ЦНС.

Дополнительно требуется консультирование у офтальмолога, который определяет снижение остроты зрения и обследует глазное дно с помощью офтальмоскопии.

ЛОР проводит аудиометрию для выявления снижения слуха.

Психическое обследование проводит невролог в раннем возрасте, и психолог у детей дошкольного и школьного возраста. Их задачей является выявления ЗРР и ЗПР, определения степени умственной отсталости.

Многие симптомы болезни Литтля, в том числе и спастический парапарез, часто могут выявляться при других типах ДЦП, генетических мутациях, наследственных и дегенеративных состояниях нервной системы, дисметаболических нарушениях. Так как лечение таких состояний существенно отличается между собой, важным является точно определить диагноз.

Лечение

Болезнь Литтла, как и другие формы ДЦП – это неизлечимое заболевание. Этиологической терапии, которая полностью устранила бы дефект, не существует. Основной задачей врачей и родителей является улучшение общего состояния ребенка, предотвращение осложнений и адаптация его в социуме. Для этого применяют различные методы: консервативная терапия, физиолечение, лечебная гимнастика. Наиболее эффективно комбинирование разных методов.

Медикаменты улучшают трофику нервной ткани, обеспечивают достаточное кровообращение, расслабляют спазмированные мышцы. Для этого применяют следующие препараты:

  • Нейрометаболиты – питают головной мозг полезными компонентами, насыщают кислородом, улучшая его работоспособность;
  • Миорелаксанты – снимают мышечный спазм;
  • Сосудистые медикаметы – расширяют сосуды, улучшая кровообращение и трофику тканей;
  • Ноотропы – показаны для улучшения когнитивных способностей. Улучшают работоспособность мозга;
  • Ботулотоксин – необходим для профилактики контрактур.

Важно! Только врач после тщательного обследования может назначить медикаментозное лечение. Применение лекарств без назначения врача может привести к ухудшению здоровья.

Применение физиотерапевтических процедур существенно снижает проявления диплегии. Для достижения максимального результата рекомендуется регулярно проходить лечение в специализированных учреждениях. Зачастую назначают следующие процедуры:

  • Массаж – помогает расслабить и укрепить мускулатуру, улучшает кровообращение, предотвращает контрактуры. Также он благоприятно сказывается на психике;
  • Электротерапия – особенно показана в 1-2 года пациента. Уменьшает прохождение патологических импульсов от головного мозга к мышце. Расслабляет мышечный спазм;
  • Грязелечение – предотвращает контрактуры, снижает артралгии и суставные осложнения, уменьшает мышечный спазм;
  • Ультразвуковаятерапия – устраняет контрактуры;
  • Магнитотерапия – расслабляет и успокаивает мускулатуру.

В день допустимо прохождение двух физиопроцедур.

Рекомендуется как можно раньше начать занятия ЛФК. Специальные упражнения помогают предотвратить развитие контрактур, укрепляют мышцы, помогают сохранить подвижность суставов. Грамотно подобранный комплекс упражнений позволит сохранить активность ребенка, поможет ему раньше научиться самостоятельно ходить. При более легком течение диплегии физкультура позволяет адаптироваться в социуме и стать более самостоятельным.

Лучше всего на организм действует плаванье. Упражнения в воде не нагружают суставы, благоприятно воздействуют на нервную систему, активируя работу ЦНС, при этом действуя успокаивающее на психику.

При задержке развития речи показаны занятия с логопедом. Нарушения психики корректируют с психологом либо психиатром.

Важно обеспечить больного необходимым оборудованием для свободного и безопасного передвижения. Для этого используют различные приспособления для ходьбы: костыли, трости, ходунки. В тяжелых случаях передвижение человека возможно только в инвалидной коляске.

В зависимости от состояния пациента следует обеспечить его комфортом и безопасностью в домашних условиях. Из-за спастики мышц при данной форме ДЦП повышен риск падений и травмирований. Чтобы это исключить родным следует обеспечить жилое помещение вспомогательными приспособлениями: перилами, ручками в ванной комнате, силиконовыми ковриками против скольжения, и прочее.

При задержке психического развития пациенты нуждаются в постоянном наблюдении и уходе. Важно, чтобы все опасные предметы были недоступны для них.

В некоторых случаях родные не могут обеспечить полноценный уход ребенку. Тогда возможно прохождение лечения в специализированных учреждениях: интернатах, санаториях.

Прогноз

Прогноз на выздоровление не благоприятный. Болезнь Литтля — это неизлечимый диагноз, лечение которого еще не изобретено. При условии выполнения всех рекомендаций врача больные могут прожить до старческого возраста. Из-за стойких дефектов они не могут вести полноценный образ жизни, нуждаются в помощи и уходе. При выборе профессии также учитываются особенности здоровья. В тяжелых случаях человек не может работать и нуждается в круглосуточном уходе. При легком течении и нормальном психическом состоянии возможно ведение полноценного образа жизни, при условии регулярного прохождения профилактического лечения.

Осложнения

Осложнения в первую очередь касаются опорно-двигательного аппарата. Чаще всего образовываются контрактуры, возникают деструктивные заболевания суставов: артрозы. Гипертонус мышц часто приводит к атрофии мускулатуры. При сильной хромоте повышен риск падений, которые могут стать причиной тяжелых травм.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.