Стандарты неврологическая патология дети

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 декабря 2012 г. N 1047н
"Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология"

12 октября 2016 г.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология".

Порядок
оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология"
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 декабря 2012 г. N 1047н)

12 октября 2016 г.

О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология" (далее - медицинская помощь детям) медицинскими организациями.

2. Медицинская помощь детям оказывается в виде:

первичной медико-санитарной помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

3. Медицинская помощь детям может оказываться в следующих условиях:

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Медицинская помощь детям оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

5. Первичная медико-санитарная помощь детям включает в себя мероприятия по профилактике болезней нервной системы, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению родителей и их законных представителей.

6. Первичная медико-санитарная помощь детям включает:

первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

первичную врачебную медико-санитарную помощь;

первичную специализированную медико-санитарную помощь.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь детям осуществляется в амбулаторных условиях медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь детям осуществляется в амбулаторных условиях врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом).

7. При подозрении или выявлении у детей патологии нервной системы врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) направляют детей на консультацию к врачу-неврологу.

8. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям оказывается в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь.

Приказом Минздрава России от 12 октября 2016 г. N 776н пункт 9 изложен в новой редакции

9. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь детям оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353) и от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283).

10. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь детям оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

11. Бригада скорой медицинской помощи доставляет детей с угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, имеющие в своей структуре отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение детей.

12. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний дети переводятся в детское психоневрологическое отделение (койки) медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи.

13. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям в стационарных условиях и условиях дневного стационара оказывается врачами-неврологами и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Приказом Минздрава России от 12 октября 2016 г. N 776н пункт 14 изложен в новой редакции

14. При наличии медицинских показаний медицинская помощь детям оказывается с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 700н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39696).

15. Медицинская помощь детям в плановой форме оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях нервной системы, не сопровождающихся угрозой жизни детей и не требующих оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах.

Приказом Минздрава России от 12 октября 2016 г. N 776н пункт 16 изложен в новой редакции

16. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья полномочий по организации оказания специализированной медицинской помощи органам местного самоуправления) и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35821) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 2015 г. N 598н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2015 г., регистрационный N 38847).

Приказом Минздрава России от 12 октября 2016 г. N 776н пункт 17 изложен в новой редакции

17. При наличии медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление детей в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь детям, осуществляется в соответствии с Порядком организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 930н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный N 35499), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 280н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2015 г., регистрационный N 37770) и от 27 августа 2015 г. N 598н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2015 г., регистрационный N 38847).

18. В медицинской организации, в структуре которой организовано детское психоневрологическое отделение, для оказания специализированной медицинской помощи детям предусматривается отделение анестезиологии и реаниматологии или блок (палата) реанимации и интенсивной терапии, физиотерапевтическое отделение, отделение лучевой диагностики, включая кабинет компьютерной и магнитно-резонансной томографии с программой для исследования мозга и церебральных сосудов.

19. Медицинские организации оказывают медицинскую помощь детям в соответствии с приложениями N 1 - 6 к настоящему Порядку.

20. В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием медицинской помощи детям, может повлечь возникновение болевых ощущений у детей, такие манипуляции проводятся с обезболиванием.

Правила
организации деятельности детского кабинета врача-невролога

12 октября 2016 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности детского кабинета врача-невролога, который является структурным подразделением организации, оказывающей медицинскую помощь детям по профилю "неврология" (далее - медицинская организация).

2. Детский кабинет врача-невролога (далее - Кабинет) создается для оказания консультативной, диагностической и лечебной помощи детям с заболеваниями нервной системы (далее - дети).

Приказом Минздрава России от 12 октября 2016 г. N 776н пункт 3 изложен в новой редакции

3. На должность врача-невролога Кабинета назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), по специальности "неврология".

4. Штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации, в которой создан Кабинет, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности детей на обслуживаемой территории с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология", утвержденному настоящим приказом.

5. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения Кабинета, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология", утвержденному настоящим приказом.

Приказом Минздрава России от 12 октября 2016 г. N 776н в пункт 6 внесены изменения

6. Кабинет осуществляет следующие функции:

оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи детям;

при наличии медицинских показаний - направление детей в медицинские организации для проведения консультаций врачами-специалистами по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 700н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39696);

осуществление диспансерного наблюдения за детьми;

проведение санитарно-просветительной работы с населением по вопросам профилактики и ранней диагностики заболеваний нервной системы у детей и формированию здорового образа жизни;

при наличии медицинских показаний - направление детей для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;

анализ состояния оказания специализированной медицинской помощи детям на обслуживаемой территории;

участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей;

представление отчетности в установленном порядке, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

7. В Кабинете рекомендуется предусматривать:

помещение для приема детей;

помещение для выполнения диагностических исследований по профилю "неврология", входящих в функции Кабинета.

8. Кабинет для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он организован.

Рекомендуемые штатные нормативы
детского кабинета врача-невролога

Симптомы, на которые стоит обратить внимание

Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка. Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение. Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска - это от 5-7 лет и от 11-14 лет.

Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.

И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ - родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!

Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.

Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования как взрослого, так и детского организма. Нарушение работы детской нервной системы могут быть слабо выраженными, а также сопровождаться серьёзными диагнозами: ДЦП, эпилепсия, дефект речи, заикание и др. При сложных формах болезни лечение будет достаточно долгим и не всегда будет иметь результат. Существуют неврологические заболевания, которые важно выявить на раннем сроке. Если вовремя не обратить внимание на имеющиеся проблемы с неврологией, то они могут перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями.

Что такое детская неврология?

Неврологические заболевания признаются патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Детские неврологические болезни могут быть вызваны многими причинами: нездоровым образом жизни матери во время беременности, нарушениями позвоночника, переохлаждением, регулярным ношением ребёнка малыша в сумке-кенгуру, из-за неправильного взятия малыша на руки может возникнуть приобретённая межрёберная невралгия.

Неврологические болезни ребёнка могут возникнуть не только в утробе матери, но и во время взросления. Такие болезни проявляются не сразу. Важно отследить тот момент, когда поведение ребёнка начинает так или иначе меняться: малыш постоянно плачет, его что-то беспокоит и тревожит.

Детская неврология имеет ряд симптомов:

  1. Бессонница
  2. Отсутствие аппетита
  3. Сильные переживания ребёнка по разному поводу
  4. Общение с воображаемым другом
  5. Невротическое недержание мочи

Борьба с неврологией и ее лечение

Это ряд основных симптомов, при появлении которых следует обратить внимание на психологическое и психическое состояние детей. Чаще всего детская невропатология встречается у детей с заниженной самооценкой, которые с детства находились под постоянным родительским контролем, или же были предоставлены самим себе. Любые отклонения, нарушения и изменения ребёнка напрямую зависят от родителей, от воспитания и отношения к ребёнку в детстве.

При появлении этих или похожих симптомов не следует сразу бить тревогу. Симптомы неврологии у детей до года не всегда являются поводом для беспокойства. Например, тремор (дрожание рук) проходит уже после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Вздрагивание во сне также не всегда является патологией. Это является нормой для детей любого возраста, но если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Следует присмотреться к ребёнку и его поведению при совпадении многих симптомов. При совпадении уже нескольких симптомов следует обратиться к специалисту – детскому врачу неврологу. Только он сможет выявить точное отклонение и назначить соответствующее лечение.

Основными методами борьбы являются:

  1. Физические упражнения
  2. Медикаментозное лечение
  3. Лечебный массаж
  4. Соблюдение диеты
  5. Физиотерапевтические процедуры
  6. При сложных случаях имеет место быть хирургическое вмешательство

В первый, третий, шестой и двенадцатый месяц обязательно плановое посещение невролога. Во время обследования следует озвучить жалобы, которые беспокоят родителей и задать интересующие вопросы. Невролог осмотрит ребёнка на наличие патологий и даст рекомендации по лечению или профилактике имеющихся расстройств.

Следует определить патологии на ранних этапах, ведь если неврология у детей не будет замечена или не будет лечиться вопреки рекомендациям врача, в более старшем возрасте это может привести к серьёзным последствиям: неспособности концентрировать внимание, задержке речи и пр.

Ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка в семье, которая благоприятно влияет на становление личности ребёнка и его эмоционального и психического здоровья. Родителям следует разговаривать со своими детьми, интересоваться тем, что их беспокоит и тревожит и предпринимать определённые меры по тому, как привести своё чадо в комфортное для жизни состояние.


Заболевания нервной системы занимают одно из ведущих мест среди патологий у детей и подростков: по данным статистики в РФ число детей с такими заболеваниями в период с 2011 по 2014 годы составило от 2 до 2,5 млн. больных, увеличиваясь с каждым годом [10].

Сложность профилактики, диагностики и лечения неврологических патологий, а также проблема адаптации, социализации таких детей представляют собой весьма важную проблему не только педиатрии (в будущем – терапии), но и социальной медицины.

Для решения поставленной цели исследования в данной работе, нами были выдвинуты следующие задачи:

- сравнить изменения показателей заболеваемости в г. Владивостоке (в период 2013-2014 гг.) с показателями по Дальнему Востоку и России (2011-2014 гг.) для некоторых из рассмотренных форм.

Теоретической основой исследования послужили Интернет ресурсы, научная медицинская литература, статистические данные Министерства Здравоохранения РФ. Материалом для настоящего исследования стали данные отделения психоневрологии ГБУЗ КДКБ №1 г. Владивостока. Методологию исследования составили статистический анализ данных за период 2013-2015 гг., а также сопоставительно-сравнительный анализ.

Результаты исследования. Нами было выбрано двенадцать нозологических форм, наиболее часто встречающихся в неврологическом отделении ГБУЗ КДКБ № 1 г. Владивостока за указанный период (процент от общего числа поступивших больных).

Основные нозологические формы

Впервые возникший эпилептический приступ

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Расстройства вегетативной нервной системы

Резидуально-органическое поражение ЦНС

Последствия перенесённой нейроинфекции

Миопатии, миодистрофии, спинальные амиотрофии

Токсическое поражение ЦНС

Среди всех патологий преобладает эпилепсия – состояние, характеризующееся повторными, относительно стереотипными припадками (транзиторное появление патологических феноменов, признаков или симптомов вследствие патологической чрезмерной или синхронизированной активности нейронов головного мозга ) [7,8]. Распространённость эпилепсии среди детей и подростков составляет примерно 1 % [9].

По данным статистики [10], в 2014 году диагноз эпилепсия (впервые возникший эпилептический приступ) был поставлен 19,5 тыс. детей (1,93% от числа зарегистрированных больных (0-17 лет, диагноз установлен впервые) с болезнями нервной системы).

На втором месте – ДЦП – группа полиэтиологичных нарушений многих функций организма, которые возникают в результате недоразвития или повреждения головного мозга. В 80% наблюдений поражение мозга, вызывающее церебральный паралич, происходит в период внутриутробного развития плода, а в последующем эта патология отягощается интранатальной гибелью плода. Ухудшение состояния может провоцироваться инфекционными агентами, интоксикацией или травмой.

Рост показателей отмечается также по следующим формам:

- резидуально-органическое поражение ЦНС (последствия структурных повреждений

головного и спинного мозга перинатального периода (22 недели) (церебрастенический синдром, энцефалопатия, органически-психический инфантилизм и т.д.));

- расстройства вегетативной нервной системы (вегето-сосудистая дистония, головная боль, напряжения, цефалический синдром и др.);

- последствия перенесённой нейроинфекции (особенно актуально для Дальнего Востока и Приморского края в частности: клещевой энцефалит, бешенство)

Видна тенденция к росту демиелинизирующих заболеваний (аутоиммунные болезни, основным патоморфологическим проявлением которых является повреждение миелиновых оболочек трактов в головном и спинном мозге, вследствие чего нарушается передача нервных импульсов, развивается неврологическая симптоматика [2]). К ним относятся: рассеянный склероз, синдром Гийена-Барре, острый диссеминированный энцефаломиелит и др.

Рассеянный склероз – наиболее часто встречающееся демиелинизирующее заболевание, основной особенностью которого считается диссеминация, как во времени, так и в пространстве [2]. Клиническими особенностями данного заболевания для детского возраста являются головокружения, нарушение двигательной функции, зрительный и сенсорный дефициты и др.

Важно отметить, что такие патологии, как токсическое поражение ЦНС и последствия ЧМТ, в 100% случаев возникли как результат неверных действий со стороны ребёнка (небезопасное поведение, неверные действия, понукание со стороны старших сверстников на совершение бездумных поступков: вдыхание паров клея, токсических веществ и пр.).

Сопоставительный анализ результатов г. Владивостока с данными по Дальнему Востоку и России показал, что в г. Владивостоке для определённых форм патологий имеется та же тенденция заболеваемости, что и по стране в целом.

1. Эпилепсия, эпилептический статус. Отмечается рост заболеваемости в г. Владивостоке (в период 2013-2014 гг.), на Дальнем Востоке и по всей территории РФ (2011-2014 гг.) (рисунок 1). Но следует заметить, что показатели в расчёте на 100 тыс. человек имеют место к снижению [10].


Рисунок 1. Эпилепсия, эпилептический статус (заболеваемость, количество человек)

2. Впервые возникший эпилептический приступ. Интенсивный рост числа случаев за 2014 год с предшествующим их снижением (2011-2013 гг.) по региону и стране (рисунок 2).


Рисунок 2. Впервые возникший эпилептический приступ (заболеваемость, количество человек)

3. Демиелинизирующие болезни. Отмечается рост данной формы в г. Владивостоке (2013-2015 гг.) и в РФ (2011-2014 гг.). Однако заболеваемость по Дальнему Востоку, в общем, в период 2011-2014 гг. снижается (рисунок 3).


Рисунок 3. Демиелинизирующие болезни (заболеваемость, количество человек)

4. Рассеянный склероз. Наблюдается пик увеличения абсолютного числа заболевших в 2014 году по сравнению с предыдущими годами (2011-2013 гг.), количество пациентов по Дальнему Востоку держится в средних границах (за период 2011-2014 гг.), увеличение числа случаев в г. Владивостоке (рисунок 4).


Рисунок 4. Рассеянный склероз (заболеваемость, количество человек)

5. Детский церебральный паралич (ДЦП). Значительное увеличение количества случаев по стране, на Дальнем Востоке – незначительные колебания от средних значений за период (2011-2014 гг.). В г. Владивостоке – снижение показателей заболеваемости (рисунок 5).


Рисунок 5. ДЦП: заболеваемость.

Исходя из проведенного исследования и анализа полученных данных, можно сделать следующие выводы:

2. При сравнении с показателями по Дальнему Востоку и России было выявлено, что показатели по г. Владивостоку либо возрастают, либо остаются в пределах среднего значения за период (2011-2014 гг.).

Таким образом, проблемы детской неврологии становятся с каждым годом всё актуальнее вследствие увеличения абсолютного числа заболевших.

Для выявления заболеваний нервной системы, проявляющихся специфической задержкой психомоторного развития, важное значение имеет оценка сопутствующих задержке развития неврологических и психопатологических признаков. Возрастная незрелость нервной системы ребенка первого года жизни определяет фрагментарность и недифференцированность наблюдаемых у него признаков. Организм, особенно новорожденного и грудного ребенка, реагирует на различные вредности ограниченным числом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития. Ниже представлены основные варианты, отражающие преимущественно тип нервно-психического реагирования на первом году жизни.

Учитывая высокую частоту перинатальной патологии нервной системы и возможные трудности получения квалифицированной специализированной помощи, несомненным представляется острейшая необходимость в получении родителями соответствующей научно-популярной информации.

Что мы можем увидеть сами? - общий осмотр новорожденного:

  • Ребенок в норме ритмично дышит, совершает автоматические движения конечностями в достаточном объеме и симметрично. Малейшие ограничения движения в руках или ногах должны быть основанием для целенаправленного исследования - нет ли двигательных нарушений?
  • Важное значение имеет характер и громкость плача ребенка.
  • Многое может подсказать поза новорожденного. В одних случаях ребенок вял, малоподвижен, иногда - буквально распластан. В других случаях, наоборот, тонус в конечностях равномерно повышен - при пеленании сразу же обращает на себя внимание своеобразная тугоподвижность конечностей. Очень важно не пропустить при осмотре даже небольших судорожных подергиваний.

Очень многое дает осмотр головки новорожденного. Родовая опухоль типична для большинства новорожденных. Чем больше размеры этой опухоли, тем, следовательно, труднее прошло рождение ребенка, и такой ребенок должен быть предметом особенно внимательного обследования. У некоторых детей обращают на себя внимание кровоподтеки на лице, шее, туловище как следствие травматичных родов - в этих случаях чаще обнаруживаются и неврологические симптомы.

  • Деформации головы (так называемая "конфигурация") практически всегда указывает на родовую травму черепа, и среди этих детей значительно чаще встречается черепно-мозговая симптоматика, что вполне понятно и легко объяснимо.
  • В повседневной практике иногда недооценивается кефалогематома обычно лишь потому, что она "часто встречается" и "находится вне черепа". Действительно, речь идет о поднадкостничной гематоме, иногда весьма значительной по размерам. Она действительно часто встречается, но это не может служить доводом "против" - это травма, и важна для диагноза даже не кефалогематома сама по себе, а то, о чем она свидетельствует, - на уровне такой гематомы в подлежащих участках мозга несомненно существуют участки микрокровоизлияний, которые вне зависимости от возраста пациента свидетельствуют о контузии мозга.
  • Одним из важных показателей трудностей с родоразрешением является такой признак, как нахождение костей черепа друг на друга. Эта небольшая дислокация обычно не приводит к повреждению подлежащих тканей мозга, но с несомненностью указывает на то, что череп плода проходил по родовым путям, испытывая большое сопротивление - в этих случаях нередко выявляются и признаки повреждения нервной системы.
  • Большую роль в оценке состояния ребенка играет состояние родничков: напряжение, выбухание родничков является очень грозным симптомом повышения внутричерепного давления.
  • О многом говорят врачу размеры головки новорожденного: признаки гидроцефалии, если они обнаружены с первых дней жизни, обычно свидетельствуют о внутриутробной патологии мозга, тогда как постепенное развитие гидроцефалии может быть нередко следствием родового повреждения головного мозга.

Здесь следует отметить катастрофическую частоту неоправданно расширенного диагноза "гипертензионно-гидроцефальный синдром", который во многих больницах и поликлиниках ставится по поводу и без повода. Самое ужасное, что в подобных случаях сразу же начинается массивная и длительная терапия диакарбом, не только неоправданная, но изнуряющая ребенка.

  • У некоторых новорожденных головка имеет размеры меньше нормальных, и к тому же мозговая часть черепа меньше лицевой - иногда, это свидетельствует о внутриутробной и генетической патологии (микроцефалия) и, к сожалению, имеет тяжелые последствия. В последнее время все чаще встречаются дети с очень ранним закрытием родничка при этом темп роста головки у таких новорожденных отчетливо отстает от нормы.
  • Достаточно часто встречается признак "короткой шеи", и он обычно очень демонстративен и бросается в глаза. Создается впечатление, что шея у ребенка очень короткая (хотя никакого анатомического дефекта нет), голова кажется расположенной прямо на плечах. С возрастом степень этих проявлений постепенно убывает. У этих же детей обращает на себя внимание выраженность поперечных складок на шее с упорным мокнутием в области этих складок. Можно предполагать, что симптом короткой шеи возникает в результате перерастяжения шеи в процессе тяжелых родов с последующим рефлекторным сокращением ее по типу "феномена гармошки". Позднее именно у этих детей появляется еще один очень важный признак - резкое защитное напряжение шейно-затылочных мышц.
  • Оценка состояния брюшной стенки очень важна. Известно, что у многих новорожденных живот дряблый, распластанный, и в этих случаях нельзя исключить нарушение сократительной способности брюшных мышц в результате родовых повреждений грудного отдела спинного мозга. Особенно это демонстративно при преимущественно односторонней локализации поражения - "слабая" половина брюшной стенки слегка выпячивается, пупок смещается при крике. При двустороннем поражении судить об этом труднее. Бывает полезен следующий тест: если у такого новорожденного слабый плач, то при давлении рукой врача на живот ребенка голос становится значительно громче.
  • Столь же неблагоприятным следует считать приапизм - спонтанную эрекцию полового члена у новорожденного. Педиатры нередко сталкиваются с этим признаком, но не знают, как его трактовать. В то же время в неврологии взрослых этот симптом хорошо известен и свидетельствует о значительной спинальной патологии.

Мы попробовали рассмотреть некоторые возможности общего осмотра новорожденного для поиска признаков, позволяющих заподозрить ту или иную неврологическую патологию.

Каждый из перечисленных выше признаков не может считаться доказательным, но в совокупности они приобретают большой диагностический смысл. В любом случае, разрешить ваши сомнения сможет только врач, специализирующийся в области перинатальной неврологии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.