Становление нервной системы у ребенка через истерики

Детские истерики способны вывести из равновесия даже самого терпеливого родителя. В момент крайнего нервного возбуждения ребенок перестает адекватно реагировать на происходящее вокруг него. Он плачет, громко кричит, катается по полу, размахивает руками и ногами, кусает окружающих и даже бьется головой о стену. В этот момент бесполезно обращаться к ребенку с просьбами о прекращении истерики. От этого он будет кричать еще сильнее, понимая, что своим поведением рано или поздно сможет добиться желаемого. О том, почему так происходит и что делать, если ребенок истерит, подробно в статье. Обязательно поделимся мнением авторитетного педиатра доктора Комаровского и расскажем о том, что думают об этой проблеме психологи.

Почему ребенок истерит?


По мере взросления у малыша появляются определенные желания, которые далеко не всегда совпадают с тем, чего хотят для него старшие члены семьи. Если ребенок и дальше настаивает на своем, а родители продолжают запрещать, возникает первая предпосылка для истерики. На этом этапе малыш испытывает ярость, гнев, отчаяние. В результате его нервная система не выдерживает, дает сбой, требует перезагрузки – и вот уже через минуту ребенок истерит. С помощью истошного крика и слез он дает выход эмоциям, переполняющим его.

Любая истерика имеет предпосылки, провоцирующие такое поведение ребенка. Можно выделить следующие основные причины того, почему дети истерят:

  • неспособность выразить свое недовольство словами;
  • привлечение к себе внимания;
  • конфликты в семье;
  • изменения в привычном укладе жизни;
  • стремление к получению желаемого предмета;
  • переутомление, чувство голода;
  • недосыпание;
  • плохое самочувствие, ослабленность организма во время или после перенесенной болезни;
  • желание манипулировать взрослыми и поступать как они;
  • чрезмерная строгость и гиперопека родителей;
  • ошибки в воспитании;
  • нечеткая система поощрений и наказаний малыша;
  • отрыв крохи от интересного занятия;
  • неуравновешенность нервной системы ребенка.

Из представленного выше перечня видно, насколько много у малыша предпосылок для истерики. А ведь нервная система ребенка является еще слишком слабой, чтобы правильно отреагировать на все события, которые происходят с крохой на протяжении дня. Истерики встречаются у 80% детей в возрасте до 6 лет, причем у половины из них приступы носят регулярный характер. Чаще всего по мере взросления ребенка они проходят сами, так же неожиданно, как и появились. Но в любом случае эту проблему нельзя полностью игнорировать.

Можно ли предотвратить истерику?

Многие родители из собственного опыта знают, что прекратить начавшийся приступ не менее сложно, чем остановить движущийся на полном ходу поезд. Но все-таки, если ребенок только собирается закатить истерику, ее еще можно попытаться предотвратить, используя следующие способы:

Способы прекратить истерику


Дети, которые падают на пол прямо в супермаркете, истошно кричат и бьют руками, вызывают у прохожих неоднозначную реакцию. Одним хочет поднять их и отшлепать, другие же только и причитают о том, как ребенок плохо воспитан. Мама же в этот момент готова провалиться сквозь землю. На самом же деле стесняться совсем не нужно. Эта вполне распространенная ситуация и та проблема, о которой сегодня принято говорить с детскими психологами, психиатрами и неврологами.

Между тем, когда ребенок истерит, мама может сделать следующее:

  1. Не давить на малыша и не ругать его. Исследования показали, что истерики нельзя остановить. Лучше просто помолчать в этой ситуации и подождать, пока кроха успокоится самостоятельно.
  2. Сделать пространство вокруг ребенка безопасным. Мама должна убрать колющие, режущие и тяжелые предметы подальше от малыша или и вовсе перенести его в другое место. Во время истерики ребенок не контролирует свои действия, поэтому легко может себе навредить.
  3. Ограничить круг посторонних лиц, окружающих ребенка в момент истерики. В первую очередь следует попросить уйти тех людей, которые запугивают малыша, например, приходом милиционера, который может отобрать кроху у мамы.
  4. Пожалеть ребенка, когда приступ истерии прекратится. Вот только поощрять такое поведение покупкой шоколадки или мороженого точно не стоит.
  5. Через некоторое время обсудить ситуацию с крохой. Мама должна сама объяснить ребенку, почему у него произошла истерика, например, из-за того, что ему не купили машинку и прочее. Малыш может даже не осознавать, по какой причине он в этот момент начал кричать, плакать и требовать.

Маме, у которой ребенок истерит по любому поводу, следует выработать определенную модель поведения и придерживаться ее до тех пор, пока малыш не прекратит такие приступы. Психологами разработана целая система ограничений, как не нужно действовать, когда кроха сильно плачет.

Как вести себя и что делать, если ребенок истерит?


Вполне естественно чувствовать обиду на ребенка, который устроил истерику прямо в людном месте. Но это еще не повод срывать свою злость на малыше, которому и без того нелегко. Но как же реагировать на истерику? Эксперты советуют:

  1. Оптимальный вариант поведения мамы в ситуации, когда ребенок не слушается и истерит, заключается в том, чтобы молча переждать, перетерпеть приступ.
  2. Если не удается справиться со своими эмоциями, лучше отойти в сторону, отстраниться, чтобы успокоиться и не сорваться на малыше, когда ему и без того плохо.
  3. Попытаться отстраниться от истерики. Лучше подумать в этот момент о чем-то другом. Не нужно принимать истерики слишком близко к сердцу. Ребенок может начать плакать еще сильнее, если увидит панику, злость или беспокойство на лице у мамы.
  4. Не пытаться прекратить истерику криками, спорами, наказанием. Для начала ребенок должен успокоиться.
  5. Терпение и уверенность в правильности своего поступка. Если начало истерики связано с тем, что мама чего-то не купила ребенку, то в своем решении она должна идти до конца. Важно пресечь попытки манипулировать родителями в раннем детстве.

Истерики по ночам


Плач по ночам – частый гость в семьях, где живет ребенок возрастом от 1 до 5 лет. Специалисты считают, что такие истерики не нуждаются в лечении. Примерно к 7 годам они проходят бесследно. А вот родители малышей должны знать, что обычно ребенок истерит ночью от 1 до 3 раз по 5-30 минут.

Существует несколько причин такого поведения:

  • повышенная утомляемость малыша, подтвержденная соответствующим диагнозом;
  • излишняя эмоциональность и чувствительность ребенка;
  • стресс:
  • большое количество впечатлений, полученных накануне днем.

Если ребенок посетил за одни выходные и цирк, и зоопарк, и планетарий, то он с высокой вероятностью будет истерить ночью. Объясняется это тем, что в этот период его нервная система находится в состоянии сильного возбуждения.

Как справиться с ночной истерикой:

  1. Не оставлять ребенка в этот момент одного. Важно подойти к нему сразу же, как только он заплачет.
  2. Обнять малыша и побыть с ним рядом до того времени, пока истерика не прекратится.
  3. Ласково погладить кроху по голове, покачать на руках, дать успокоиться. После этого малыша следует вернуть в свою кровать.

Не нужно переводить ночные истерики в разряд приятных времяпрепровождений. В противном случае малыш станет специально просыпаться для того, чтобы остаток ночи провести в родительской кровати или просто пообщаться с мамой. Ну, а чтобы свести ночные истерики к нулю, необходимо соблюдать распорядок дня, исключить просмотр телевизора накануне вечером, проводить с ребенком достаточно времени днем.

Чем объяснить истерики в 1 год?


Годовалый ребенок чувствует себя уже достаточно взрослым, чтобы диктовать родителям свои условия. Его переполняют эмоции, хочется иметь все и сразу, достать до невиданных высот и получить то, что до недавнего времени было под запретом. Вот только та часть мозга, которая отвечает за самоконтроль в 1 год еще недостаточно развита. Поэтому любой запрет мамы на то или иное его действие воспринимается со слезами на глазах. Вот и первая причина, почему ребенок в год истерит.

Могут быть и другие поводы для такого поведения:

  • скудный словарный запас, не позволяющий ребенку выразить свои желания и потребности вербально;
  • переизбыток информации, полученной в результате похода в гости, путешествия и прочего;
  • желание отделиться от своей мамы;
  • потребность в тактильных ощущениях, которые малыш недополучает от самого близкого для него человека.

Как реагировать на то, что ребенок в год постоянно истерит:

  1. Увести с места раздражения. Речь идет о ситуации, когда истерика настигла ребенка в общественном месте, супермаркете, кафе и прочем.
  2. Не реагировать на малыша некоторое время, оставив его наедине с самим собой.
  3. Если ребенок еще способен воспринимать информацию, исходящую от мамы, можно попытаться переключить его внимание на что-нибудь другое, отвлечь.

Во время истерики нельзя физически наказывать ребенка, приказывать ему замолчать, стыдить за слезы. Мама должна попытаться понять малыша, помочь ему справиться с отрицательными эмоциями и принять его таким, каким он есть.

Причины плохого поведения в 2-3 года


Ситуация, когда двухлетний ребенок истерит перед сном, тоже не редкость. В этом возрасте некоторые дети уже отказываются от дневного сна, но их нервная система не выдерживает такой нагрузки. Важно не забывать соблюдать распорядок дня и обеспечить полноценный отдых в течение дня.

Трехлетний возраст считается кризисным во многих отношениях. Ребенок учится отстаивать свое мнение перед взрослыми. В этот период он крайне упрям и категоричен. Если мама просит его снять с себя верхнюю одежду, он делает все наоборот. При дальнейшем проявлении настойчивости у ребенка начинается истерика. Справить с ней помогут способы, описанные выше в статье.

Доктор Комаровский об истериках

В отличие от большинства детских психологов, полагающих, что во время плача малыш не контролирует поведение, доктор Комаровский считает, что он вполне сознает всю обстановку. Педиатр рекомендует родителям не реагировать на происходящее вокруг, как бы громко ребенок ни топал ногами. Но при этом крайне важно, чтобы такой тактики поведения придерживались все члены семьи.

Чтобы избежать ситуации, когда ребенок истерит перед сном, доктор рекомендует побольше гулять с малышом на свежем воздухе, обеспечить соответствующие возрасту физические нагрузки, которые помогут ему уставать в течение дня, а соответственно и быстрее засыпать.

Важные рекомендации для родителей


Мамам и папам доктор Комаровский дает следующие советы:

  1. Научить ребенка выражать свои эмоции словами. Как и любой другой человек малышу не чужды такие чувства, как злость, гнев, раздражение. Но чтобы получить что-то совсем необязательно плакать. Чаще всего достаточно об этом хорошо попросить.
  2. Доктор Комаровский считает, что если ребенок истерит, его нужно как можно меньше опекать и побыстрее отдать в детский сад. Там не будет зрителей в виде мамы и папы, что пойдет на пользу малышу.
  3. Истерики можно предугадать и предупредить. Нужно только внимательно понаблюдать за малышом и выяснить, когда они появляются. Важно постараться обходить такие конфликтные ситуации стороной.
  4. Иногда во время сильного плача дети задерживают дыхание. Чтобы заставить ребенка сделать вдох, нужно дунуть ему в лицо. Так говорит доктор Комаровский.
  5. В ситуации, когда дети истерят, нужно идти до конца. Если ребенок научится манипулировать родителями, справиться с ним в подростковом возрасте будет намного сложнее. Ребенок вырастет истеричным и эгоистичным человеком.

Мнение психологов: истерики – это хорошо

Важно не забывать о том, что с ребенком нужно проговаривать каждую ситуацию, учиться искать компромиссы и помогать друг другу.

Истерика — это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.

Часто бывает, что мы сами, неосознавая того, провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.

В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка — порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.

Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.

Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы. Разберём основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.

Итак, слабый тип нервной системы характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.

Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще привлекайте его к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.

Второй тип нервной системы – сильный. Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы, дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.

Следующий тип нервной системы – неуравновешенный. Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.

Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению. Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести и начинает противостоять вам — меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.

Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой к действиям. Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность — прежде чем что – то сделать ему нужно собраться с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.

К серьёзным истерикам склонны в основном дети со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.

У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены. Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.

Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.

1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять.
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.

2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его — это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время — самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.

4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.

5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по — другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.

Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.

Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.

Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.

Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.

Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.

Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.

Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.

Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.

Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.


Вчера мы говорили об истериках ребенка, и дошли в обсуждении до момента влияния воспитания и особенностей поведения родителей. Однако, эти факторы могут быть лишь провоцирующими, так как основу всех проблем составляют особенности реагирования и функционирования нервной системы, являющиеся врожденными. Именно в периоде раннего детства такие особенности проявляются ярче всего.

Типы нервной системы ребенка и их особенности

Выделяется несколько типов нервной системы у детей, и каждый из них имеет свои типичные признаки, по которым определяется, к какому из типов можно отнести особенности реагирования именно вашего ребенка. Определять тип нервной системы у детей нужно как можно ранее, чтобы была возможность выработки определенной тактики общения с ребенком, что может существенно помочь ему адаптироваться к влиянию различных жизненных ситуаций. В результате это помогает ребенку адаптироваться к разного рода жизненным ситуациям, и что, в конечном счете, поможет ему в дальнейшем расти уверенным в себе, способным к адекватному перенесению разного рода стрессов. Попробуем с вами обсудить основные типы детской нервной системы и тактику родителей в воспитании и общении с подобным малышом, дабы избегать конфликтов, помочь в адаптации к разным жизненным ситуациям. Знание типа нервной системы и правильное поведение в отношении ребенка помогает ему адекватно перенести стрессы, помогает растить уверенного в себе малыша и предотвращает капризы и истерики.

Нервная система слабого типа – для нее характерны замедленные процессы возбуждения или торможения у ребенка. Такие дети особенно впечатлительны, подвержены страхам и тревогам, они не общительны, глубоко переживают обиды и замкнуты. Такие дети не любят конфликтов и плохо переносят какие-либо изменения в своей жизни, у них понижена самооценка, при этом дети адекватно могут анализировать свои эмоции и чувства. У таких детей часто сменяется настроение, он может легко быть выведен из равновесия, но никогда такой ребенок не будет выражать своих эмоций громкими криками, а недовольство будет выражено упорным нудным хныканьем, которое будет продолжаться до тех пор, пока на ребенка не будет обращено пристальное внимание. В ситуации стрессов у ребенка может парализоваться вся его воля, он теряет над своим поведением контроль и легко становится невменяемым. При сильных расстройствах такие дети способны на очень непредсказуемые поступки и действия, и имеют проблемы с аппетитом и сном. В воспитании таких детей нужно терпеливо относиться к промахам и поражениям ребенка, при этом не скупиться на заслуженные похвалы и ласку, часто привлекать ребенка к общению с родными и близкими людьми. Нужно заниматься вместе с ним домашними обязанностями, при этом ребенка нужно мотивировать к их выполнению – просить его помощи. Также нужно создавать для ребенка условия для достаточного отдыха, максимального ограждения его от массовых шумных мероприятий и резких изменений в его жизни.

Нервная система сильного типа, в которой процессы торможения и возбуждения полностью уравновешены. Дети с подобным типом нервной системы редко пребывают в дурном настроении, они могут нервничать только по реально весомым поводам, могут легко сходиться с детьми, легко адаптируясь в различных для себя ситуациях, если возникают конфликты, решают их легко и быстро, могут легко увлекаться, но также быстро меняют увлечения, из-за чего могут часто не сдерживать своих обещаний. Таких детей достаточно легко воспитывать, они редко могут создавать проблемы своим родителям. Однако стоит помнить, что если у такого ребенка систематически нарушать режим и распорядок дня, они могут существенно меняться и вести себя очень нестабильно, почти также, как дети из предыдущего типа нервной системы.

Нервная система медлительного типа с преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения. Такие дети отлично спят, имеют хороший аппетит, хорошо и даже более нормы до года набирают в весе, иногда даже превышая физиологические нормы. Такие дети рассудительные и спокойные, они не совершают практически необдуманных поступков, им достаточно комфортно в состоянии одиночества, в нем их никто не отвлекает от мыслей и раздумий. Такой ребенок может долго раскачиваться перед каким-либо делом, но если он за него берется, его обязательно нужно довести до логического завершения. Такой ребенок будет опасаться резких смен настроения у других людей и детей. У этих детей сдержаны эмоции, и из-за этого зачастую сложно понимать их эмоциональное состояние. Из таких детей получаются самые преданные друзья. Функции родителей состоят при таком типе нервной системы у ребенка в стимулировании его к различного рода действиям. Нужно выбирать такого типа игры, где будет необходимо пробежаться, поговорить, громко кричать, активно себя вести. Не стоит ругать таких детей за их медлительность, так как до того, как что-либо сделать такому ребенку, ему необходимо собраться с мыслями, чтобы он понял, что от него будет требоваться в данный момент. Не нужно спешить и все делать вместо ребенка, потому что это будет быстрее. Нужно помочь ребенку перебороть свое состояние инертности, нужно подстегивать ребенка или устраивать ему соревнования, и обязательно подыгрывать ему в таких соревнованиях.

К достаточно выраженным и серьезным истерикам способны дети со слабым типом нервной системы или неуравновешенным ее складом. Дети до года также могут давать истерики, которые обычно выражаются приступами длительного истеричного плача, который может возникать даже при малейших проблемах ухода за малышом – не успели быстро сменить мокрую пеленку, он проголодался, длительно не спал, мама поела каких-либо продуктов. Такие дети с трудом успокаиваются, даже если все проблемы и погрешности в уходе и питании устраняются. Обычно такие истерики вызываются колебаниями внутричерепного давления, и помогать в этом случае ребенку должны уже специалисты-неврологи. У новорожденных такие явления могут возникать из-за проблем в течение беременности или в процессе родов, иногда истерики могут быть результатом врожденных патологий со стороны головного мозга.

Последовательные стадии в истериках

Практически во всех детских истериках можно выделить несколько последовательных стадий, сменяющих одна другую. Так первой является стадия крика, в которой ребенок начинает истошно кричать, никого не видя и не воспринимая вокруг и ничего особенно не требуя от окружающих. Далее наступает стадия двигательного возбуждения – в эту стадию ребенок начинает швыряться всем, что попадает под руки, а если никаких предметов и игрушек рядом нет, происходит сильное топанье ногами и беспорядочное размахивание руками, падение на землю и битье конечностями и головой об пол, стены или другие двигательные акты. Далее все это переходит плавно в стадию рыданий, когда ребенок начинает сильно рыдать, всхлипывать, смотреть на всех окружающих страдающими взглядами. Если не обращать внимания на ребенка еще в стадии двигательного возбуждения, зачастую третья стадия истерики просто не развивается, и сама истерика быстро прекращается.

При наступлении третьей стадии истерики вам нужно обязательно помочь ребенку успокоиться и прийти в себя, иначе эта стадия может продлиться бесконечно долго, так как ребенку очень трудно справиться со своими эмоциями. Нужно обнять ребенка, прижать его к себе, покачать или посадить на колени, при этом обессилевшие малыши, обычно успокоившись, захотят поспать или полежать. Потом он будет играть и скакать как ни в чем не бывало. Завтра продолжим вопрос - что делать при истериках?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.